0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первая почтовая марка в России

Первая почтовая марка в России

Первая почтовая марка в России была введена в обращение 10 декабря (по новому стилю) 1857 г. циркуляром Почтового департамента. Уже в том же месяце ее можно было встретить в продаже в нескольких губерниях, а повсеместное использование марок по всей территории страны началось с 1 января 1858 г. Исключение составляла лишь Сибирь, Кавказ и Закавказье.

История почты.

Почта происходит от немецкого слова — Post, итальянского — Posta, от позднелатинского — Posito, что означает — станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 – 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 – 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 – 907 года до нашей эры) уже назначали генерал — почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в 14 – 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал – почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал – почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.

Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро – монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям — это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные – барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик – человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.

Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.

Читать еще:  Убийство священника Даниила Сысоева раскрыто

История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны — так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные — весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Богословие коронавируса

Такое поведение связано не только с разными темпами распространения коронавируса, но и с неспособностью выработать универсальный богословский ответ. Духовенство разделилось на COVID-диссидентов и тех, кто поддержал ограничение на посещения богослужений. Паства, привыкшая слепо следовать за своими священниками и епископами, оказалась растерянной. Привычный уклад резко изменился, а нововведения консервативной частью были восприняты как вредный модернизм и наступление на свободу.

Что такое храм? Как совершать причастие в условиях эпидемии? Все эти вопросы остались без ответа со стороны патриархии. Зато COVID-диссиденты смогли сформировать устойчивую философию.

Не допускаются никакие изменения привычного хода вещей. Братия Троице-Сергиевой лавры прямо отказалась выполнять инструкции патриархии и постановила ничего не менять. В результате на сегодняшний день от коронавируса скончались девять насельников, многие переболели, в том числе епископ Питирим (Творогов), ректор Московской духовной академии, расположенной там же. При этом сам епископ Питирим подтвердил, что заразился именно в храме.

Его тёзка епископ Сыктывкарский Питирим (Волчков) заявлял, что «масочки для маловерных», а в храме вирус не живёт, «ибо в храме всё свято». Всё это произносилось тогда, когда в Коми было зарегистрировано уже 500 случаев заболевания. Апогеем его антикоронавирусной риторики стало пророчество, что к Пасхе новая болезнь будет побеждена.

«Старица сказала, что в эту пятницу (Страстную. – τ.) Господь сораспнёт с собою этот коронавирус. Господь посмеётся над этим коронавирусом. Распнёт его и в ад пристроит. Коронавирус, который должен был короновать антихриста, будет сокрушён. Мы будем праздновать Пасху всенародно в этом и других храмах», – сказал в проповеди Питирим.

Только спустя почти неделю после официального объявления пандемии Синод РПЦ выпустил «инструкцию» по мерам предотвращения распространения коронавируса. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

И среди глав епархий Питирим не одинок. Ему вторят епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Звенигородский Питирим, архимандрит Никон (Дубляженко) и другие.

Официальным рупором COVID-диссидентов стал сайт «Русская народная линия». Со страниц сайта протоиерей Андрей Ткачёв, протодиакон Владимир Василик и многие другие сообщают читателям, что в храме эпидемии нет, а вирус через причастие не передаётся.

Все они выразители позиции консервативного крыла Русской православной церкви. Однако и в этой среде не всё однозначно. Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) неоднократно заявлял, что всякий говорящий, что в храме невозможно заразиться, – лжец. Сам Тихон, не дожидаясь решения властей, закрыл храмы для массовых богослужений, где было возможно, благословил служить на улице у храмов и рекомендовал верующим воздержаться от паломничества в Псково-Печерский монастырь.

Дорогие наши «Лимонка» и «Леваневский»

Ценятся марки, выпущенные ограниченным тиражом, и «разновидности» печати — с ошибками или браком, которые были изъяты из продажи. Так, в 1973 году за пять копеек можно было купить марку с портретом оперного певца Леонида Собинова. Марка как марка, но самые внимательные разглядели надпись «народный артист СССР», в то время как певец был «народным артистом республики». «Ошибка» теперь стоит под €1000.

«Нелепостей огромное количество: например, ошибки в дате рождения… В 1969 году вышла целая серия марок с домиком Ленина, но домик изобразили неправильно — не тот оказался. Разразился скандал! Марками спекулировали, но потом решили выпустить дополнительный тираж, чтобы всё это прекратить», — рассказывает Игорь Пугачев.

В одном из интервью филателист Сергей Познахирко рассказывал о стандартной на 1925 год марке «Лиимонке» — с портретом рабочего на лимонно-желтой бумаге. Вышла она огромными тиражами и использовалась по назначению — на повседневные почтовые нужды. Ничего особенного. Но в голодные годы марками мало кто интересовался, так что тираж постепенно закончился, и теперь уцелевшие негашеные экземпляры той самой «Лимонки» уходят на аукционах за $15–20 тыс.

Юные филателисты на Всесоюзной филателистической выставке «50 лет ВЛКСМ», 1968 год

«Стоимость марки определяется многими вещами: историей ее появления, тиражом, сохранностью, событиями, которые происходили после того, как марка была изготовлена, даже браком, который был допущен. Но не все бракованные или снятые с производства марки становятся объектом интереса филателистов», — замечает кандидат исторических наук, филателист Сергей Еремин.

Бывает, что на стоимость марки влияет сразу несколько факторов, которые делают ее редким и желанным экземпляром для коллекционера.

«Существует квартблок марок (четыре неразделенные почтовые марки. — Прим. «Известий»), которых в мире всего два: это перелет Москва — Сан-Франциско через Северный полюс в 1935 году с перевернутой надпечаткой (оттиском) красной типографской краской. Эту марку Иосиф Сталин подарил президенту Рузвельту. После смерти Рузвельта она много раз меняла своих хозяев, но до сих пор существует: один квартблок продается за $3 млн, второй находится в музее», — говорит Игорь Пугачев.

Эту марку еще называют «Леваневский» — в честь изображенного на ней летчика Леваневского. По рассказам знатоков, перевернутая надпечатка появилась не случайно, а по приказу наркома внутренних дел и филателиста Генриха Ягоды. Кроме того, на некоторых марках заглавная «ф» из «Сан-Франциско» превратилась в строчную.

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

За последние четыре года только организации, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), получали субсидии федерального бюджета на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Всего через Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) было выделено 4,5 млрд рублей. В большинстве случаев деньги идут на строительство духовных центров в регионах РФ. Также поддержку регулярно получают фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря (расположен в Подмосковье), в попечительский совет которого входит российский премьер Дмитрий Медведев, и Валаамский монастырь, где периодически бывает Владимир Путин.

В 2019–2020 годах на «поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности» будет потрачено 1,47 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Решение об отборе организаций для распределения средств было принято на заседании комиссии ФАДН, которую возглавил руководитель ведомства Игорь Баринов. В протоколе заседания (есть в распоряжении Znak.com) говорится, что заявки на получение субсидий подали 34 организации. В итоге были одобрены 33, все они — от организаций, которые либо напрямую учреждены епархиями РПЦ, либо связаны с ними. Единственная организация, не получившая поддержку — АНО «Голубые ели» (Петрозаводск), не аффилированное с РПЦ. Из протокола следует, что документы были неправильно оформлены. Руководитель этого АНО Валерий Гуртов не стал делиться со Znak.com мнением, почему так произошло. «Я знаю процессы (как распределяются субсидии. — Znak.com) изнутри, это довольно тонкая материя», — уклончиво сказал Валерий Гуртов.

ТОП-5 организаций по объему субсидий от ФАДН за 2016–2019 годы

Название организацииУчредительОбъем субсидий (руб.)
АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам»Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь РПЦ589 091 000
Благотворительный фонд по восстановлению воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦСтавропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь254 996 600
АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр»Владикавказская епархия РПЦ220 769 800
АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо»Георгиевская епархия РПЦ170 000 000
АНО по оказанию услуг в области сохранения памятников историко-культурного наследия «Рождество Пресвятой Богородицы»Россошанская епархия РПЦ157 000 000

Полные данные, собранные Znak.com, по всем православным организациям, получавшим субсидии от ФАДН в 2016–2019 годах можно посмотреть здесь.

Практически все организации, получившие субсидии, были организованы для строительства или создания в регионах духовно-просветительских центров. Например, АНО «Духовное благолепие» (Башкортостан) получила субсидию в размере 40 млн рублей, АНО «Возрождение» (Карелия) — 45 млн рублей, АНО «Таврида» (Крым) — 45 млн рублей, АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр» (Северная Осетия) — 120 млн рублей, АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» (Ставропольский край) — 170 млн рублей.

Организации, связанные с РПЦ, регулярно получают субсидии через ФАДН. Всего, по данным СПАРК, за период с 2016 по 2019 год таким образом было выделено 4,55 млрд рублей

Речь идет о выделении средств в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики». В основном речь идет о субсидиях двух видов — поддержка НКО в сфере духовно-просветительской деятельности и «господдержка мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории РФ». Для получения субсидий второго вида, в частности, необходимо предоставить документ, в котором региональные власти подтверждают «целесообразность мероприятий», говорится в соответствующем постановлении правительства РФ. О приеме заявок на получение субсидий объявляется на сайте ФАДН.

Некоммерческие организации, не связанные с РПЦ, по данным СПАРК, денег по этим направлениям не получают совсем.

В соответствии с методикой оценки заявок на субсидии, некоммерческие организации, в частности, должны представить программу мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, подтвердить другие источники финансирования этой программы и указать ее актуальность. Получить комментарий ФАДН по этому поводу оперативно не удалось — в агентстве пока не ответили на запрос Znak.com.

«Новый Иерусалим» Дмитрия Медведева

Одна из организаций, регулярно получающих поддержку — благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦ, сопредседателями попечительского совета которого являются российский премьер Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. В 2017 и в 2019 годах фонд через ФАДН получил по 85 млн рублей, в 2018 — 84,9 млн рублей. Кроме того, в 2016 году Минкульт РФ выделял на восстановление монастыря около 1 млрд рублей.

Читать еще:  Почему 'Ника строй' лучше других строительных магазинов.

Этот монастырь был основан еще в середине XVII века в Подмосковье и по замыслу на его территории должен был быть воссоздан иерусалимский храм Воскресения Господня. Во время Великой Отечественной войны здания комплекса частично были разрушены. Масштабная концепция развития православного комплекса, который называется в ней «Новый Иерусалим», появилась после того, как в июле 2008 года монастырь посетил Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост президента.

Согласно отчету фонда, в 2018 году монастырь посетило 130 тыс. человек, из них более 80 тыс. туристов. На территории комплекса открылись две гостиницы, кафе «Вареничная», в 2019 году планируется запуск пекарни для продажи монастырского хлеба. Также работает музей, который планируется развивать, фонд проводит «духовно-просветительские мероприятия». Например, в прошлом сентябре на территории монастыря провели концерт в честь Дня семьи, любви и верности, в ноябре — конференцию об истории технологий керамических строительных материалов в России, в декабре — вечер памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) с концертом. С 2008 года, то есть за 10 лет, согласно отчету, в фонд поступило 1,46 млрд рублей пожертвований на восстановление монастыря.

Гостиница Валаамского монастыря в природном парке

Также пользуется поддержкой Валаамский монастырь, где периодически бывает президент Владимир Путин. АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам» получила в 2017 и в 2018 годах субсидии в размере 361,1 млн рублей и 227,9 млн рублей, соответственно.

Согласно отчету ФАДН, речь шла, в частности, о реставрации корпуса Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Причем земельные участки были расположены в границах природного парка «Валаамский архипелаг», а значит, не подлежали отчуждению. Чтобы предоставить землю монастырю, правительство Карелии внесло необходимые изменения в постановление о парке.

Отметим, в 2015 году уже было выделено 358 млн рублей из федерального бюджета на создание на базе Зимней гостиницы духовно-просветительского центра.

«Нужно было разделить мирское и духовное»

Финансирование строительства православных духовных центров в регионах из федерального бюджета началось еще раньше. По данным РБК, в 2014 году речь шла о 2 млрд рублей. Тогда деньги шли по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации», субсидии распределял Минрегион РФ.

«Сначала для строительства духовного центра в Георгиевске (Ставропольский край) рядом с собором Георгия Победоносца мы использовали федеральные целевые деньги, которые выделялись через Минкульт РФ. Строительство велось в 2014–2015 годах, а потом было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Сейчас мы получили крупную сумму уже через Федеральное агентство по делам национальностей. Надеемся, что строители зайдут на площадку в ближайшее время, может быть, уже в октябре», — рассказала Znak.com директор АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» Алла Безгина. Организация, отметим, получила в 2019 году субсидию через ФАДН в размере 170 млн рублей.

По словам Безгиной, АНО, учрежденное местной епархией в 2014 году, было создано с единственной целью — строительством духовного центра. «Идея строительства такого здания возникла у нашего епископа Гедеона. Самой епархии нужно больше заниматься духовной деятельностью, и мы не стали мешать мирское и духовное, поэтому создали АНО», — пояснила Безгина.

Духовный центр в Георгиевске, по ее словам, будет построен в виде подковы, его центральная часть будет трехэтажной (сейчас построено только полтора этажа). «В здании будет небольшая часовенка, как внутренний храм. Также там будут актовые и лекционные залы, библиотека, воскресная школа, столовая для прихожан и малоимущих, кинозал для православных фильмов», — продолжила Безгина.

По ее мнению, духовный центр будет востребован.

«Чистая православная вера, кажется, только в России и осталась. Нужно ее сохранять. Кроме того, духовные центры — это помощь людям. Я недавно прочитала красивую фразу: „Бог — не последняя надежда. Бог — единственная надежда“. Сейчас очень тяжелое время, с экранов телевизоров столько всего льется. Важно оградить от этого молодежь, установить молодых людей на путь, чтобы они шли по своему пути и не болтались в разные стороны», — считает директор АНО.

«Надзорные органы и так постоянно нас проверяют, это информация не для журналистов», — отказался рассказывать про проект духовного центра в городе Шахты Ростовской области директор АНО по предоставлению услуг в области создания, восстановления и обеспечения деятельности духовно-просветительских центров «Вера, надежда, любовь» Владислав Касьянов. Это АНО, учрежденное Шахтинской епархией РПЦ, получило через ФАДН в 2018 году 47,9 млн рублей. «Мы — ворота Кавказа, создание у нас центра особенно важно», — лишь добавил Касьянов.

На создание Владикавказского духовно-просветительского центра соответствующее АНО получило 220,76 млн рублей за период с 2017 по 2019 год. Для него выделен архиерейский дом, где до начала 2000-х, по данным местной епархии, располагался один из корпусов военного госпиталя. После этого здание оказалось заброшенным, а в 2013 году Минобороны передало его в собственность епархии.

В этом году завершилось строительство духовно-просветительского центра Горноалтайской епархии — 31 августа состоялось его освящение, а также был открыт памятник святителю Макарию Алтайскому рядом с центром. Через ФАДН на него было выделено с 2016 года 80 млн рублей. В этом центре тут же начала работу фотовыставка, посвященная «сохранению наследия алтайской духовной миссии на территории современного заповедника», сообщили в епархии.

«Раз православные наши братья получают, мы тоже хотим»

Руководитель Федерального агенства по делам национальностей Игорь Баринов поддерживает связь и с представителями других конфессий. В понедельник он присутствовал на съезде Духовного управления мусульман России.

Впрочем, по словам председателя Духовного управления мусульман Свердловской области Артура Мухутдинова, никаких субсидий из федерального бюджета через ФАДН региональная организация не получала. «Уральские мусульмане не получают никаких субсидий от ФАДН. Возможно, тут есть и наше упущение: мы не отслеживали эту информацию, не заявлялись. Но теперь я обязательно задам вопрос: раз православные наши братья получают, мы тоже хотим», — сказал Znak.com Мухутдинов.

«Церковь — один из ключевых реципиентов»

В международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International напоминают, что Русская православная церковь «осваивает все возможные каналы поддержки от государства». «Это и госконтракты, и гранты, и налоговые льготы. Также РПЦ получает спонсорские деньги и деньги от госкорпораций. Церковь — один из ключевых реципиентов», — говорит замдиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

Таким образом, по его мнению, субсидии из федерального бюджета через Федеральное агентство по делам национальностей для православных АНО выглядят как «еще один замаскированный способ финансирования церкви».

При этом, по мнению Шуманова, формально церковь не должна иметь отношения к ФАДН и во всяком случае распределение субсидий на поддержку духовно-просветительской деятельности между представителями разных конфессий было бы логичнее.

Искусство графической миниатюры

«История отечественного флота» — одна из самых знаменитых серий в почтовой миниатюре. Автор Василий Завьялов свой первый рисунок для марки сделал в 19 лет, в 1925 году. Всего же художник стал автором более 600 знаков почтовой оплаты. Знаменитый график считал: для творческого успеха необходимы «твердая рука, острый глаз и верность природе». Качества особенно актуальные, когда работа идет над столь маленькой картинкой.

Создавал почтовые марки и Федор Федоровский. Одна из миниатюрных работ главного художника Большого театра и автора проекта рубиновых звезд на башнях Кремля — проект почтовой марки «10 лет МОПР» (Международной организации помощи борцам революции).

Создание марки — как своеобразное испытание на профессионализм. График Владислав Коваль во время обучения в Московском полиграфическом институте решил написать домой в Дхауджикау и отправить письмо… с собственноручно нарисованной маркой-автопортретом. Почта конверт пропустила, а уже через два года предприимчивый художник рисовал юбилейную марку ко дню рождения Дмитрия Шостаковича. Работу одобрила и Дирекция по изданию знаков почтовой оплаты, и Союз композиторов.

Штемпеля-заверки на почтовых марках

В. Алойц. Штемпеля-заверки на почтовых марках. «Филателия СССР». 1985. №12. Стр. 34-35

Статья В. Алойца «Штемпеля-заверки», опубликованная в «Филателии СССР» № 2, 1980 г., и заметка В. Улина «Продолжая изучать», помещенная в № 10, 1984 г., до сих пор привлекают внимание читателей. Редакция получает письма, в которых филателисты делятся своими находками ранее неизвестных заверок на марках СССР и других стран, высказывают мнение о месте таких штемпелей в филателистической коллекции. Перевод статьи В. Алойца помещен в информационном бюллетене секции советских почтовых марок Союза чехословацких филателистов (Прага, № 11, 1984). Сегодня мы помещаем новый материал, который прислал в редакцию В. Алойц, и обзор читательской почты по штемпелям-заверкам, где подводятся некоторые итоги проведенного по инициативе журнала исследования.


Необходимо уточнить

Недавно мной обнаружены новые заверки на советских почтовых марках. Заверка фиолетового цвета «Гос. К.» (вероятно: «Государственная коллекция») на знаках почтовой оплаты СССР № 1-4, 9, 11-23, Д4Б, 25-27, 29-31, 50-57/60, 73, 74, 76, 82. 82 VI, 83-85, 94, 95А, 98А, 103, 207, 208, 211, 231 (рис. 1). Кроме того, на некоторых марках Украины обнаружена заверка красного цвета «Н. К. В. Т.» (вероятно: «Народный комиссариат внешней торговли»). Предполагаю, что такая заверка встречается и на марках СССР (рис. 2).

Хотелось бы уточнить и дополнить материал, изложенный в статье «Штемпеля-за-верки». Наиболее ранняя из перечисленных там заверок (рис. 3) проставлялась металлическим штемпелем фиолетовой краской на редких марках РСФСР и СССР выпуска 20-х годов с надпечатками, в том числе и с перевернутыми. Заверка СФА подковообразной формы (рис. 4) встречается на марках РСФСР, начиная с выпуска 1922 года с перевернутыми надпечатками (№ 15, 18, 18-1 и др.), а также на редких марках с обычными надпечатками. На марках с надпечатками ставились, как правило, две заверки.

Заверка, изображенная на рис. 5, обнаружена на марках № 514 и 514-1, которые продавались за границей. С ней встречаются и экземпляры других советских марок, отправленных на экспорт.

В 1937 году появились на марках заверки, приведенные на рис. 6 и 7. Первая из них найдена на выпусках, начиная с № 536-541, а вторая — на эмиссиях с № 560-566. Ранние даты использования заверок «Ф» — 1939 год, марки № 653-659 (рис. 8); «ГК» — 1941 год, марка № 797 (рис. 9); «KB» — 1949 год, марка № 1459 (рис. 10).

Заверка, помещенная на рис. 11, встречается на марке № 1194 и подтверждает ее каталожную стоимость, которая в конце 1940-х — начале 1950-х годов составляла 30 копеек.

Заверки (рис. 12-14) обнаружены мною только на марках серии 1950 года «Силы демократии и социализма непобедимыI», где проставлены цифры, соответствующие номиналам. На знаках почтовой оплаты, изданных после января 1956 года, никаких заверок не обнаружено.

НАЙТИ, ДОПОЛНИТЬ, ИЗУЧИТЬ

Такими словами можно наиболее лаконично выразить дух читательских откликов на публикации о гарантийных штемпелях-заверках.

«Хочу и я поделиться своими находками в этой области, — пишет нам москвич Б. В. Гусев. — Мною найден ряд марок СССР, МНР, ПНР с заверками, ранее в статьях не упоминавшимися. В частности, черная заверка (рис. 8) имеется в моей коллекции на марках № 536-541, 552-555, 580, 581, 583-585. Это выпуски более ранние, чем те, что указаны в статье В. Алойца. Тот же штемпель помещен и на марках ПНР с № 601 до № 755, МНР № 42-54. Черная заверка (рис. 9) имеется на марке № 1744.

Читать еще:  София Киевская превратится в рождественский вертеп

Интересные заверки «10» обнаружены на выпусках СССР № 798 и «ОпК» — на № 856-857″.

Ранее опубликованные сведения дополняет письмо Б. В. Комарова из Ленинграда. На рис. 15 и 16 приводятся имеющиеся в его коллекции заверки «СК» на марке № 1787 и «ЕК» на марке № 1759. Этот филателист обнаружил также и ранее названные заверки (рис. 3 и рис. 8) на выпусках Азербайджана, заверку (рис. 6) на марках ГДР и Румынии.

Коллекционер из Москвы Б. С. Киселев также воспользовался материалами своего собрания. Он сообщает, что заверка «5» найдена им на марке № 134, «10» — на марке № 151, «20» — на № 159 и «30» (рис. 11) — на № 194. Все штемпеля проставлены черной краской. Кроме того, Б. С. Киселев описывает заверки «АК» на марке России № 93 и проставленную по диагонали «Гос. К.» иного начертания, нежели рис. 1 на марках № 128, 130, 197.

«Гарантийные штемпеля-заверки ставились не только на редких советских марках, но и на иностранных, продававшихся в магазинах Советской филателистической ассоциации,- пишет А. В. Баранов из Павлограда Днепропетровской области, подтверждая мнение вышеназванных филателистов. — На выпусках Монголии мною обнаружены заверки рис. 7, 8, 13 и рис. 17-21. Все они проставлены металлическим штемпелем черной краской на некоторых марках с № 2 по № 51, то есть выпущенных в 1924-1932 годах».

Приводится описание названных типов заверок и в ряде других читательских откликов.

Учитывая подобный интерес коллекционеров к этому разделу филателии, редакция обратилась к начальнику отдела печати правления ВОФ, члену комиссии по филателистическим исследованиям и экспертизе знаков почтовой оплаты Ю. К. Мякоте с просьбой прокомментировать публикуемые сведения.

Подводя итоги проведенного на страницах журнала исследования, он высказал мнение, что все заверки являются подтверждением продажи указанных марок через торговые точки СФА (а по договоренности — и через другие торговые предприятия).

По своему назначению заверки вероятнее всего:
а) подтверждали подлинность некоторых редких марок РСФСР, СССР и других стран.
б) указывали либо стоимость предназначенной для продажи через сеть СФА марки, либо служили «личным клеймом» фасовщика — сотрудника СФА (заверки типа «30», «40» и т. п.)
в) подтверждали факт оприходования некоторых поступивших в СФА из других государственных организаций материалов (например, заверка «Ф», проставлявшаяся на конфискатах).

По мнению Ю. К. Мякоты, штемпеля-заверки являются элементом сопутствующим, прямого отношения к марке не имеющим.

XX век

Марки Крыма периода Гражданской войны

Ма?рки Украи?ны перио?да Гражда?нской войны? включают в себя выпуски знаков почтовой оплаты местных и военных администраций на территории Украины в 1918—1920 годах, помимо почтовых и других марок Украинской ССР, Украинской Народной Республики (УНР) и Западно-Украинской народной республики.

Выпуски Крымского краевого правительства

25 июня 1918 года в Симферополе было создано Крымское краевое правительство под председательством генерала М. Сулькевича. Это правительство в 1918 и 1919 годах осуществило два выпуска почтовых марок. Первый выпуск — типографская надпечатка чёрной краской стоимости и слова «коп.» на марках России двадцать первого выпуска, был осуществлён в 1918 году. Второй — многоцелевая марка, в 1919 году. Марка, с изображением герба Таврической губернии, была отпечатана литографским способом на плотной бумаге без зубцов. На лицевой стороне указан её почтовый и фискальный характер, на оборотной — хождение в качестве денежного знака. [2]

Выпуски Главного командования ВСЮР

В мае 1919 года администрацией ГК ВСЮР в Мариуполе была произведена надпечатка чёрной краской в одну строку цифры стоимости и буквы «к.» на марках УНР (Центральной Рады) — «35 к.» на марке в 10 шагов и «70 к.» на 50-шаговке.

В мае 1919 года [3] состоялся первый выпуск марок ГК ВСЮР. Одиннадцать беззубцовых марок с изображением Георгия Победоносца и надписью «Единая Россія» были отпечатаны литографским способом на простой серой бумаге. Они имели хождение на территории всего Юга России. В том же году в августе состоялся второй выпуск, отпечатанный на белой бумаге, а позднее, третий выпуск марок ГК ВСЮР, повторяющий второй, но с зубцовкой.

В 1920 году администрацией генерала П. Врангеля в Крыму были осуществлены четвёртый и пятый выпуски марок ГК ВСЮР. Четвёртый выпуск представлял собой типографскую надпечатку чёрной краской в три строки цифры стоимости и слов «пять рублей» на марках Российской империи семнадцатого и двадцать первого выпусков, а также марках ГК ВСЮР. Пятый выпуск — типографская надпечатка в четыре строки чёрной краской слов «Югъ Россіи», цифры стоимости и слова «рублей» на марках России семнадцатого и двадцать первого выпусков. [2]

Среди военно-пропагандистских выпусков, появившихся в период Гражданской войны, можно указать на так называемую «генеральскую» серию, которая состояла из семи марок. В серию, в частности, входила марка с портретом командира Добровольческой армии В. З. Май-Маевского, штаб которого в конца июня по начало декабря 1919 года находился в Харькове. Это был агитационно-фантастический выпуск, выполненный способом типографской печати на мелованной бумаге. Марки были отпечатаны предположительно в 1920 году за рубежом. [4]

Выпуск Любомля

Осенью 1915 года Любомльская волость попала под власть немецких и австро-венгерских оккупационных войск. Округ был разделён на две зоны: на севере от села Згорани стояли немецкие войска, а в южной части и Любомле была создана австро-венгерская администрация. Оккупационными австрийскими войсками в городе было открыто 259-е этапное (полевое) почтовое отделение. Магистрат дал согласие на обслуживание более 120 гмин — территорию, в которую входило 900 населённых пунктов.

В сентябре 1918 года [5] , согласно постановлению городской Рады Любомля и начальника 259-й австрийской этапной почты подполковника А. Штерната, в пражской типографии предприятия «Унион» была заказана серия почтовых марок для гражданского населения Любомльского округа. Номиналы марок — 5, 10, 20, 25 и 50 без указания валюты. Рисунки марок были сделаны по фотографиям. Их выполнил ученик Пражской художественной школы Капри (Капер). Всего было выпущено пять марок разных цветов с изображением наиболее интересных архитектурных сооружений города: синагоги, построенной в 1510 году; рыночной площади и ансамбля магазинов, построенных гетманом Браницким, католического костёла Святой Троицы, построенного в 1412 году (дважды; на марке номиналом 25 на переднем плане видна колокольня, построенная в 1640 году) и православной деревянной церкви Рождества Богородицы, построенной в 1884 году. На марках были надписи «Городская почта Любомля» на четырёх языках: немецком («Stadtpost Luboml»), украинском («Мійська почта Любовні»), польском («Росztа miejska w Lubomlu») и еврейском. В связи с политической нестабильностью в этом регионе почтового хождения эти марки не имели.

Любомль — единственный украинский город, который выпустил марки с местными видами. До 1991 года [6] они не упоминались в советских филателистических каталогах. Каталог «Михель» отнёс этот выпуск к Польше. [2] [7]

Выпуск армии Врангеля

Армия генерала П. Врангеля после окончательного поражения под Каховкой в Таврии в ноябре 1920 года сделала на украинских провизориях надпечатку «Русская почта» с номиналами в 10 000 и 20 000 рублей и использовала их в лагерях интернированных в Турции до 30 мая 1921 года.

См. также

  • Марки России периода Гражданской войны
  • Почтовые марки и история почты Западно-Украинской народной республики
  • Почтовые марки и история почты Украинской Народной Республики
  • Почтовые марки и история почты Украины

Литература

  • Енциклопедія українознавства: В 10 т. / Головний редактор Володимир Кубійович. — Париж, Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989. (укр.)
  • Юдкин В. Как «белогвардейские» марки выручили советскую почту // Филателия. — 2005. — № 2. — С. 38—39.

Марки времен СССР

Советская почта

После 1923 года в Украинской ССР не выходили самостоятельные почтовые марки, а использовались марки Советского Союза, хотя УССР в 1947 году стала индивидуальным членом Всемирного почтового союза.

Почтовые отправления на территории УССР гасились почтовыми штемпелями на украинском и русском языках.

Почтовые индексы

С 1932 по 1939 год на Украине впервые в мире применялась система почтовой индексации. Она подразумевала использование специального почтового кода — «индекса» — в виде «число—буква—число», например, 12У1, 14У8 и т. п. При этом буква «У» посредине кода означала «Украина», первое число — Киев, для которого были предусмотрены числа от 11 до 20, а число в конце — более мелкий почтовый район. В Харькове, который в то время был столицей УССР и где в 1932 году был издан специальный указатель украинских почтовых индексов, индексы начинались с чисел от 1 до 10. Упразднение системы почтовых индексов связывают с началом Второй мировой войны. [8]

С 1970 года на Украине, как и повсеместно в СССР, была введена автоматическая сортировка почтовых отправлений, в связи с чем стали использоваться шестизначные почтовые индексы, которые наносились с помощью индексной сетки на конвертах и почтовых карточках, выпускавшихся Министерством связи СССР.

Крымская тематика на марках СССР и других стран

Крымская тематика широко присутствует на почтовых марках СССР после 1923 года (города, промышленность, писатели, деятели культуры и искусства и т. д.).

Кто создает наши марки?

На втором этаже красивого здания почтамта, с балкона которого открывается чудесный вид на лепнину колонн и люстру в стиле ампир, собственно, и трудятся специалисты издательского центра «Марка», скромно прячущие свои лица от вспышки фотоаппарата. Похоже, марки, как и их создатели, любят тишину.

— Ирина Валерьевна, невозможно поверить, что всю эту красоту — ваши изумительные марки — всего 4 дизайнера разрабатывают.

Особое внимание уделяется детской филателии

Особая гордость белорусских марок — элементы защиты. Скажем, на марке с изображением Юрия Гагарина только при помощи ультрафиолетовой лампы можно прочитать знаменитое «Поехали!», которое позволяет отличить фальшивку от настоящей марки.

Опытные филателисты с нетерпением ждут февральского выпуска новых марок, посвященных II Европейским играм 2019 года. Процесс их согласования, признаются специалисты «Марки», был нелегким: все товарные знаки Игр защищены авторским правом. В итоге четыре почтовые марки, посвященные Европейским играм, уже утверждены, и в феврале они поступят в продажу. А в январе нас ждет новинка — почтовая марка «100 лет БССР». В традиционной серии «Птица года» главным персонажем станет большой подорлик. В «Городах Беларуси» появятся изображения Слонима и Новогрудка, а также еще много новинок, перед которыми невозможно устоять. Ежегодно выпускается более 50 марок и блоков.

«Выпуск каждой почтовой миниатюры — это одновременно кропотливый труд, исследовательская работа и, конечно, творчество, — завершает нашу экскурсию Ирина Шипилова. — Думаю, вы убедились сегодня, что почтовые выпуски складываются в яркую динамичную летопись страны. Не зря давно стало крылатым меткое выражение: «Почтовая марка — это визитная карточка страны».

В начале 2018 года разработчики почтовых миниатюр удостоены специальной премии Президента за значительный вклад в сохранение духовного наследия страны и создание высокохудожественных почтовых марок к знаменательным событиям в истории и культуре Беларуси.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector