0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается католическое Рождество от православного

Содержание

Чем отличается католическое Рождество от православного?

Практически весь христианский мир празднует рождение Иисуса Христа за григорианским календарем — 25 декабря. Но есть часть христиан, которые придерживаются юлианского календаря и отмечают Рождество 7 января.

#Буквы разбирались, чем же отличаются эти два празднования Рождества.

По преданию, в Вифлееме Дева Мария родила Иисуса Христа – Сына Божьего. Весть о рождении пастухам принесли ангелы. Потом поклониться и принести свои дары пришли волхвы-мудрецы с Востока – дорогу им указала яркая звезда. В Библии говорится, что рождение Иисуса Христа дало возможность для спасения души и вечной жизни.

25 декабря Рождество празднует Римско-католическая церковь, большинство протестантских церквей, а также часть православных – включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую, Албанскую, Греческую (которые придерживаются Новоюлианского календаря), пишет портал Религиозно-информационной службы Украины.

В ночь с 24 на 25 декабря в римо-католических храмах Украины проходят торжественные богослужения. Главная церемония проходит в Ватиканском соборе Святого Петра. Эту службу возглавляет Папа Римский Франциск и транслируется она по всему миру.

Папа Римский с лоджии базилики святого Петра в Ватикане по традиции обращается с рождественским посланием ко всем верующим и всем людям доброй воли мира. Приветствие звучит на 65-ти языках, в том числе и на украинском.

История возникновения Рождества

Праздник Рождества Христова зародился несколько столетий после рождения Иисуса – в Римской империи в первых поколениях христиан, как реакция на празднования языческих праздников.

“Кесарь Аврелиан 25 декабря 274 года провозгласил солнце-бога главным опекуном Римской империи и посвятил ему святыню на Марсовом Поле в Риме. Праздник бога-солнца праздновали 25 декабря потому, что тогда наступает зимний оборот солнца, дни становятся длиннее и солнце больше греет. Этот день считался как рождением солнца и его победой над тьмой ночи. Итак, христианский Рим, чтобы противодействовать языческому Риму, на место бога-солнца ставит свое христианское Солнце – Богочеловека и Его рождение также празднует 25 декабря”, – говорится в книге отца Юлиана Катрия “Познай свой обряд”.

Таким образом в первых столетиях не существовало Рождества.

Римо-католические традиции празднования Рождества

Накануне Рождества люди придерживаются Адвента – времени в ожидании праздника, когда особенно важно уделять внимание духовной жизни; кто-то, по желанию, соблюдает пост.

Читайте также:

Праздник объединяет вокруг всю семью: принято украшать дом, наряжать елку. Также символами Рождества западного обряда является рождественский венок, омела, солома. На Рождество принято дарить подарки.

Вечером 24 декабря за столом собирается вся семья, но при этом одно место оставляют пустым.

Обычай ставить и украшать праздничную елку пришел из языческих времен. У древнегерманских народов существовала традиция: время, когда дни становились длиннее, а ночи короче – развешивали под потолком в своих домах ветви хвойных деревьев – это было символом победы жизни над смертью, дня над ночью, света над тьмой. Праздничную елку раньше украшали свечами, а ныне электрическими гирляндами – поскольку Христос часто сам себя называл светом.

Вигилийный ужин

Вечером 24 декабря вся семья собирается за столом. Вигилия с латинского означает бдение.

В Украине традиционным рождественским блюдом стала кутья – вареная пшеница с медом. Пшеница является символом вечности, так как ее зерно ежегодно оживает. А мед – символ вечного счастья святых в небе. На столе – традиционно состоит из 12 блюд – это символ 12 месяцев уходящего года, которые мы составляем Богу в благодарность и 12 месяцев будущего года, которые мы отдаем в руки Христа с просьбой о благословении.

Римско-Католическая церковь не настаивает на том, чтобы ужин был постным.

Обряд ломания облатки

Облатка (на польском языке – оплатек) – это пресный хлеб, которым во время вигилийного ужина между собой делить все семья.

С появлением вечерней звезды вся семья собирается вокруг праздничного стола. При свете свечей все поют колядку, потом молятся. А далее все члены семьи говорят друг другу пожелания, при этом отламывают кусочек облатки. Взаимное деления хлебом является выражением примирения и любви.

Почему остается свободное место за столом?

За праздничным столом остается одно свободное место. На тарелку кладется облатка – это пресный хлеб. Это место для какого-то гостя – бедного, сироты. Принимая их за стол, мы, согласно словам Иисуса, принимаем к себе самому – Христа.

Под конец вигилийного ужина вся семья колядует.

Для римо-католиков Рождество – это семейный праздник.

Православные традиции празднования Рождества

Верующие восточного обряда празднуют рождение Христа с 6 на 7 января. Стоит отметить, что дата празднования Рождества у всех одинаковая, разница только в системе летоисчисления.

Ежегодно перед Рождеством христиане придерживаются строгого рождественского поста – Филипповки, который начинается с 28 ноября и заканчивается 7 января. Во время поста люди стараются духовно очиститься и покаяться в грехах.

На Сочельник – 6 января – люди готовят 12 постных блюд в честь 12 апостолов Христа. Традиционно на столе стоят узвар, пампушки, борщ и кутья, которая является главным блюдом Святого вечера.

С первой звездой 6 января вся семья садится ужинать. Глава семьи зажигает рождественскую свечу, читает молитву и благословляет пищу.

На следующий день, 7 января, люди идут на богослужение, а дальше – ходят в гости к родственникам, колядуют и устраивают вертепы.

7 января заканчивается рождественский пост.

У христиан восточного обряда главное украшение дома – соломенный дидух.

Для православных и греко-католиков Рождество – это духовный праздник.

Какой ранг праздника Рождества среди других праздников?

У православных безусловное первенство держит праздник Пасхи – это победа Христа над грехом, смертью и дьяволом. Рождество после Пасхи занимает второе по рангу место, затем следуют все остальные церковные праздники.

У римо-католиков Рождество важнее Пасхи.

Что нельзя делать на Рождество?

Одинаково в рождественские дни западного и восточного обрядов христианам нельзя выполнять тяжелую, грязную работу. Домашние дела лучше отложить на потом. Нельзя сердиться, ругаться. Запрещено гадать. Нельзя в этот день обходить стороной бедных и нуждающихся – надо подать им милостыню.

Подписывайтесь на #Буквы в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!

Установление Рождественского поста

Каждый год пост накануне Рождества начинается и заканчивается в одно и тоже время и длится 40 дней. В 2019—20120 годах пост пройдет во временной срок с 28 ноября по 7 января.

Верующие люди также знают и еще одно название этого строгого поста — Филиппов пост.

Этот многодневный пост был установлен в древние времена христианства. А именно 40-дневное воздержание от скоромной пищи было установлено в 1116 году.

Оно служит для того, чтобы люди почувствовали духовное единение с Богом, приготовились к празднованию великого праздника — Рождества Христова.

Многие люди считают, что суть воздержания заключается в ограничении питания. Но это не так. Важнее всего очищение души, мыслей от скверны, а сердца от зла, зависти, обиды, ненависти.

Для православных пост заканчивается 7 января. В этот день все православные празднуют Рождество Иисуса Христа.

Этот великий праздник напоминает нам о том дне, когда Иисус Христос пришел в наш мир, как Спаситель, родившись от Девы Марии в Вифлееме.

Читать еще:  В ДУМ Северной Осетии возмущены арестом Фатимы Багаевой

Рождественский пост — это особое время для верующих людей.

В эти дни не крестят детей, не женятся и не венчаются, не ходят на различные веселые мероприятия.

В эти дни стараются думать о своем поведении, о своей жизни и поступках, укрепляют веру и молятся.

Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. В чем причина этих различий, читайте в нашем материале.

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.

Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.

Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал

Почему Рождество у католиков и православных не совпадает, а с Пасхой все сложнее

Как известно, в христианстве праздники бывают непереходящие, то есть закрепленные в календаре и всегда отмечаемые в один и тот же день, и переходящие (то есть имеющие плавающую дату).

Так вот, в 1948 году на московском совещании православных церквей было принято постановление, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие — по тому календарю, по которому живет поместная церковь.

Но на самом деле все это нужно просто принять и запомнить, а что касается переходящих праздников, например, Пасхи — просто ежегодно уточнять их дату по церковному календарю.

3 факта, связанных с Рождественским постом:

1.

Филипп, как и большинство апостолов, был родом из Галилеи — северной провинции Палестины. Именно он, согласно Евангелию от Иоанна, привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин 1:46); он участвовал в раздаче пяти тысячам человек хлебов, умножившихся по слову Господа (Ин 6:5–13); он привел к Нему эллинов, желавших видеть Христа (Ин 12:21–22); во время Тайной Вечери он желал увидеть Отца и получил от Господа Иисуса знаменательный ответ: Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:8–9).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал в Галилее, а затем в Греции среди местных евреев. Об этом прослышал иудейский первосвященник и прибыл в Грецию, чтобы пресечь деятельность Филиппа, но тот прилюдно обличил первосвященника в подкупе стражников, которые охраняли Гроб Господень, и в повелении им лгать, будто тело Христово похитили и скрыли Его ученики.

Странствовал апостол и по другим землям, всюду проповедуя Евангелие и много страдая: Филиппа и его сестру Мариамну, с которой он путешествовал, побивали камнями, сажали в тюрьму, изгоняли из селений.

Скончался апостол Филипп в городе Иераполе Фригийском, где перед этим умертвил огромную змею, которой местные жители выстроили храм как божеству. Он был распят на кресте вместе с апостолом Варфоломеем, который, в отличие от Филиппа, остался жив и дошел с проповедью о Христе до Армении.

2.

Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите (встречайте. — Прим. ред.); Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися», — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге.

Читать еще:  Можно ли построить дом своими руками?

Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры.

3.

Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… — и так далее.

Традиции и приметы католического Рождества

Католики очень чтут рождественские традиции и приметы. В каждом доме стараются установить небольшую композицию, которая символизирует рождение младенца Иисуса. Фигурки Иосифа, Девы Марии, животных, напоминают взрослым и детям о рождении Спасителя.

Что рождён он был не в царских палатах, но охраняем и оберегаем всем Небом. На многочисленных видео можно увидеть разнообразные варианты этого события. Надо сказать, что с недавних пор эту традицию переняли в православном христианстве.

Теперь во многих храмах, на мероприятиях, посвящённых Рождеству Христа, есть такие красивые композиции.

Кроме этого, в странах, где верующие католического вероисповедания преобладают, принято организовывать рождественские ярмарки – распродажи, с множеством христианских символов, новогодних сувениров, так что подобрать рождественский или новогодний подарок, всегда есть где.

Когда наступает торжество, заканчивается Адвента, постнический период, деткам принято дарить небольшие символы сердечек.

Они украшают ими новогоднюю рождественскую ёлку. На протяжении всей Адвенты, священники в костёлах поются особые торжественные церковные гимны.

Для детей был придуман календарь Адвента. Его создала фрау Ланг для своего сына. Изобретение представляет из себя небольшую коробочку с окошками, по числу дней Адвенты, куда родители кладут маленькие сладости или сюрпризы, чтобы детям было интересней ждать самое торжественное событие – Рождество Христово.

У католиков этот праздник считается первым церковным торжеством по значимости, а Пасха вторым.

Католический Рождественский пост 2019

Согласно католическому церковному календарю, по сравнению с православными, пост у них начинается на 13 дней раньше, а именно 15 ноября. С этого дня они начнут соблюдать пост вплоть до 24 декабря. 25 числа у них Рождество, которое они отмечают по всем канонам.

История этого поста связана с почитаемыми святыми Амвросием Мелиоданским, Августином блаженным и Филастрием которых особо чтут католики.

Неоднократно упоминалось об этом посте, традициях и правилах соблюдения и в писаниях пятого столетия. В основном о нем писал святитель Лев I.

Однако католический пост очень сильно отличается от православного и не только в строгости. Самыми важными и строгими днями считаются Адвенты, а именно четыре последних воскресенья поста. Только в эти дни необходимо максимум времени уделять покаянию и особым молитвам, и запрещено посещать всякие мероприятия.

Что касается еды, то в этом плане у католиков особых запретов нет. Главное правило у них — не ссориться, постоянно идти на уступки и делать все, чтобы не обидеть ближнего. Они считают, что для поистине верующего человека нет никаких трудностей в том, чтобы найти как примириться с другим человеком.

Так же в сам пост католики постоянно организуют различные акции, посещают людей, которые нуждаются в помощи или были оставлены близкими. Они всячески стараются помогать другим и считают, что основные правила поста должны заключаться в правильном поведении, а не только в строгом запрете на животную и молочную пищу.

Рождественский пост и Адвент: два пути к Рождеству

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Милена Фаустова. Рождественский пост, который у православных продлится 40 дней и завершится 7 января праздником Рождества Христова, начался в субботу 28 ноября. Готовиться отпраздновать пришествие в мир Спасителя будут и католики: Адвент, что в переводе с латинского означает «пришествие» — время подготовки к Рождеству, которое наступит у них 25 декабря, начинается в воскресение 29 ноября.

Однако, хотя последователи обеих ветвей христианства ждут приближения одного и того же праздника, ожидание это окрашено у них по-разному — некоторой печалью у Востока и сдержанной радостью у Запада.

Пост как духовная тренировка

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства — в исторических источниках он упоминается с IV века. В разные века он длился то 5, то 7, то 21 день, и только в XII веке по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для православных он стал 40-дневным. В католической же церкви Адвент начинается за четыре воскресенья до Рождества Христова, которое по григорианскому календарю празднуется 25 декабря.

Для православных, по словам настоятеля храма святого Александра Невского при МГИМО протоиерея Игоря Фомина, пост — это некая «тренировка человека и его возможностей отказываться в малом, чтобы противостоять большему».

«Когда человек перестает утучнять себя всякими яствами, он начинает более четко созерцать духовные глубины своей жизни. Пост — это необходимое для христиан состояние, когда они воспитывают свое тело, воспитывают свой дух, возвеличивают свою душу. Это тот момент тренировки, когда воздерживаясь от употребления чего-либо вожделенного, человек ограничивает себя, что дает возможность в будущем отказаться от больших соблазнов», — объясняет Игорь Фомин.

Но если для светского сознания любое ограничение, тем более столь длительное, зачастую ассоциируется с некой печалью, то православный священник, напротив, утверждает, что любой пост, а тем более Рождественский — «это всегда радость».

«Есть даже такой критерий: если ты во время поста начинаешь хмуриться, гневаться и становишься нелюдимым, значит, ты как-то неправильно постишься. Иными словами, пост — это тренировка себя на лучшее, на добро. Это не галочка, которую надо ставить перед Богом — вот, мол, пощусь. Пост — это всегда время радости, радость — необходимое условие любых постов», — утверждает он.

Радостная печаль или печальная радость?

И тем не менее, рождественское ожидание в восточном христианстве все-таки несет в себе привкус скорби. Ведь рождается Младенец, который заведомо станет жертвой, взойдя на Голгофу и мученически умерев на кресте ради искупления человеческих грехов и спасения людей.

Несмотря на то, что по своему внутреннему наполнению Рождественский пост значительно отличается от предпасхального Великого поста, некоторые «параллели» между ними все же есть, считает профессор Московской духовной академии и семинарии богослов протоиерей Максим Козлов.

«В православии Рождественский пост имеет особые дни предпразднества Рождества Христова — они начинаются по новому стилю 2 января. Тут можно говорить о некой параллели с днями Страстной седмицы. Каждый день этих Рождественских предпразднеств так или иначе по смыслу богослужений является вехой не пути к встрече воплотившегося Богомладенца. И богословский акцент ставится здесь на Боговоплощении — то есть на «истощании» Бога нашего ради нашего спасения. В определенные моменты эта параллель особенно чувствуется: например, когда поют ирмосы «Волною морскою», которые поются также в Великую субботу, накануне Пасхи. То есть мысль о том, что пришествие Бога в мир с приятием нашей человеческой ограниченности есть такой же жертвенный подвиг Божественной любви, как и Голгофская жертва, эта мысль, несомненно, присутствует в богослужениях Рождественского поста», — поясняет Максим Козлов.

От первого до второго пришествия

Католический Адвент, начало которого в западной христианской традиции соответствует началу литургического года, не содержит в себе ни особого скорбного покаяния, ни каких-либо гастрономических ограничений. Это время сугубо радостного ожидания как первого (Рождество), так и второго (в конце земной истории) пришествия Христа, рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

«Адвент делится на две части. Первая — когда мы размышляем о втором пришествии Христа, о конце мира. Христианин должен переживать эту перспективу окончания истории не со страхом и ужасом, а с надеждой и радостью — поскольку таков замысел Бога о мире. И центральный момент этого времени — третье воскресение Адвента, когда читаются слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь». После третьего воскресения Адвента начинается подготовка непосредственно к празднику «, — поясняет католический священнослужитель.

Читать еще:  Американцы за евреев и мусульман

И, по его словам, сосредоточенность латинской литургической традиции на радости в этот предрождественский период — не что-то новое, привнесенное в угоду желанию современного человека всячески избегать печальных мыслей.

«Это распространенное заблуждение, мол, если у католиков что-то отличается от православных, то это обязательно означает, что они отошли от какой-то древней традиции. На самом деле этот акцент на радости существовал изначально именно в римской традиции. В отличие от византийской, или традиций, которые существовали в Галлии и на Севере Италии, в римской, как говорят историки литургии, всегда было подчеркнуто радостное переживание Адвента. Уже в древности полагали, что именно в духе радости и надежды нужно ждать приближения пришествия Господа в мир», — утверждает он.

Впрочем, некоторая печаль сквозит и у католиков — она и в фиолетовых облачениях священнослужителей, и в отсутствии гимна «Слава в вышних Богу» во время воскресных месс, и в скромности украшения храмов и музыкального сопровождения богослужений, которую предписывает церковь во время Адвента.

Символика внешняя и внутренняя

Кстати, об украшении и символах. Если в восточном христианстве акцент в большей степени делается на внутреннюю, духовную составляющую Рождественского поста, то в католицизме немаловажное значение имеют внешние символы Адвента. Один из них — так называемый Адвентовский венок, который в эти дни выставляется в католических соборах.

«Это строгий венок круглой формы — символ вечности. Он сплетен из вечнозеленых растений, которые символизируют жизнь. На нем установлено четыре свечи — по числу воскресений Адвента. Каждое воскресенье на венке зажигается новая свеча — сначала одна, затем две и так далее», — рассказывает Кирилл Горбунов.

Он пояснил, что свет свечей Адвента — один из главных его символов. «С древних времен были распространены мессы, которые служатся на заре. Они начинаются в полумраке. Это так называемые «роратные» мессы, которые начинаются со слов Rorate caeli desuper — «Кропите небеса свыше». Этим мессам присуще особое праздничное настроение: несмотря на то, что время Рождества еще не пришло, мы уже сейчас празднуем милосердие Бога, который идет навстречу человечеству», — добавляет он.

А поскольку в западноевропейской традиции Рождество — праздник семейный, то и дома украшают всевозможными гирляндами, еловыми или сосновыми лапами, свечами, елочными игрушками с религиозной символикой.

Непременный атрибут праздника — Рождественская лестница, своеобразный календарь Адвента: число ее ступеней равно предрождественскому периоду ожидания. Обыкновенно, у верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду — символ Рождества, а у нижней — пустые ясли с сеном. И каждый день верующие двигают вниз по ступенькам фигурку Младенца Христа, которая 25 декабря должна очутиться в своей земной колыбели. Правда, сегодня больше в ходу укороченный вариант: всего четыре ступени — по числу воскресений Адвента.

Рождество как подготовка к Пасхе

Рождественские атрибуты и символика давно стали частью и светской западной культуры, и до сих пор бытует мнение, что в римско-католической церкви именно Рождество, а не Пасха является главным праздником и «торжеством торжеств». Впрочем, у этого заблуждения есть свои основания, считает директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.

«Надо признать, что с течением веков в латинском обряде торжественность и центральность литургического празднования Пасхи была несколько утрачена. Но проведенная в середине XX века папой Пием XII литургическая реформа сделала именно Пасхальную ночь центральным событием всего литургического года — богослужебная практика была приведена в соответствие с тем достоинством, которое надлежит Пасхе как «празднику праздников и торжеству торжеств», — подчеркивает Кирилл Горбунов.

Еще одну причину ложного стереотипа о главенстве Рождества для католиков священник видит в его усиленной «коммерциализации», когда задолго до наступления самого торжества начинаются всевозможные распродажи, ярмарки, фестивали. «Из него (Рождества) пытаются выдавить максимум удовольствия и выгоды, потому субъективно и представляется, что это такое главное время года для западных христиан. С с Пасхой этого не происходит, и кажется, что она имеет меньшее значение «, — считает католический священник.
А между тем, по его словам, «для каждого католика именно пасхальное торжество является и источником, и центром, и вершиной его веры, а Рождество — лишь этапом подготовки к Пасхе, без которого сама Пасха невозможна.

Традиции празднования Рождества западного обряда

Рождество для католиков и протестантов является особым и важнейшим религиозным праздником. Накануне Рождества люди придерживаются Адвента – времени в ожидании праздника, когда люди особо уделяют внимание духовной жизни, некоторые, по желанию, придерживаются поста.

Праздник объединяет вокруг всю семью, которая с трепетом украшает дом к Рождеству – это символизирует веру и почитание Иисуса. Среди символов этого праздника особое место занимает елка, а также рождественский венок, омела, солома и подарки.

Вечером 24 декабря, когда на небе появляется первая звезда, семьи собираются на Святой Ужин из постных блюд: рыбы, оплаток (постный хлеб), фруктов, орехов и прочего. Перед началом трапезы глава семьи читает отрывок из Евангелия, семья поет первую коляду, потом все переламывают рождественский хлеб — оплаток.

Украинская колядка «Щедрик» стала всемирно известным хитом под названием «Carol of the Bells» – видео

После ужина семья собирается в храм на Мессу Навечерия Рождества, которая символизирует единство Отца и Сына. Месса начинается, преимущественно, в полночь. Во время нее священник кладет в рождественский вертеп фигурку младенца Иисуса.

Вторая праздничная месса происходит на рассвете и символизирует время появления на свет новой жизни из утробы матери. А третья месса, которая происходит днем, доносит символ рождения Иисуса в сердца всех верующих.

25 декабря подается праздничная пища. Главным блюдом стола у большинства католиков и протестантов является запеченная индейка, утка, свинина и прочее.

А также 25 декабря все ищут подарки от Санта-Клауса или Святого Николая.


Дети 25 декабря ждут от Санта-Клауса подарунков

Рождественский пост: меню по дням

ПОНЕДЕЛЬНИК

Завтрак: пшенная каша с тыквой, чай.

Обед: салат из свежей капусты и моркови, уха.

Полдник: тушеный картофель с грибами, компот из яблок и слив.

Ужин: тушеная репа с морковью и луком, клюква с сахаром, сухофрукты.

ВТОРНИК

Завтрак: картофельные зразы с грибами, салат из редьки и лука, кофе или чай.

Обед: салат из свежих яблок, брюквы и сельдерея, грибная юшка.

Полдник: овощное тушеное рагу, клюквенно-яблочный мусс.

Ужин: рыба под маринадом, ржаной хлеб, чай, сухофрукты.

СРЕДА

Завтрак: икра грибная, овсяный кисель, ржаные гренки.

Обед: салат из свежей репы с брусникой и морковью, суп овощной.

Полдник: фаршированная овощами репа, салат из тыквы с яблоками, с медом и орехами.

Ужин: пшенная каша, яблочное пюре, чай.

ЧЕТВЕРГ

Завтрак: салат из вареных овощей, напиток с цикорием или травяной чай.

Обед: салат из свежей свеклы с яблоками, постные щи, пирожок с рисом.

Полдник: картофельные оладьи с томатным соусом, квашеная капуста, соленые огурцы.

Ужин: вареная тыква, пирожок с яблоками, варенье из крыжовника или цукаты, чай.

ПЯТНИЦА

Завтрак: салат из вареных овощей, напиток с цикорием или травяной чай.

Обед: салат из свежей капусты и моркови, овощной борщ.

Полдник: овощное тушеное рагу.

Ужин: отварной картофель, овощной салат, чай.

СУББОТА

Завтрак: геркулесовая каша на воде, кабачковая и свекольная икра, напиток с цикорием или чай.

Обед: салат из свежей моркови с орехами и зеленью, редька с луком и подсолнечным маслом, суп фасолевый, пирожок с капустой.

Полдник: тушеные овощи, печеные яблоки.

Ужин: отварной картофель, салат с луком, морковью и солеными огурцами, травяной чай (можно выпить вина), сухофрукты.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Завтрак: картофельные зразы с грибами, чай.

Обед: салат из свеклы с морковью, чесноком и петрушкой, суп картофельный с ржаными гренками.

Полдник: котлеты из гречневой каши с луковым соусом, квашеная капуста, фруктовый кисель.

Ужин: минтай, запеченный в духовке с луком, травяной чай (можно выпить вина).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector