0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковные песнопения

Содержание

Церковные песнопения. Виды церковных песнопений

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

  • тропари;
  • величания;
  • стихиры;
  • литургии;
  • всенощные;
  • кондаки.
  1. Что такое церковные песнопения
  2. Антифонный вид
  3. Эпифонный и ипофонный вид
  4. Респонсорный вид
  5. Канонарх
  6. Гимнический песенный вид

Хоровое пение

Неудивительно, что клиросное пение большей частью является хоровым: все голоса равномерно распределены, каждая партия поется бесстрастно, не громко и не тихо, на удивление деликатно и мягко. Либо исполняется в один голос (унисон) с исоном (когда несколько голосов держат одну басовую ноту) — это либо византийский распев, либо знаменный.

Если у звучащей музыки есть все вышеперечисленные достоинства, тогда ее по праву можно называть богослужебным искусством.

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

Читать еще:  Главный муфтий Северной Осетии подал в отставку после скандального интервью

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”

Византийская церковная музыка антифона состоит из двух хоров – правого и левого

Во многих православных соборах клирос состоит их двух хоров – правого и левого. В соответствии с церковным преданием, святой Антиохийский епископ Игнатий Богоносец, в видении видел ангелов, которые воспевали песнь пресвятой Троице антифонным пением. Он ввел этот способ пения в Антиохийской церкви, а затем эта традиция распространилась по всей церкви. Василий Великий, до IV века писал, что на богослужении, христиане разделяются на два хора.

На видео в храме свмч. Иоанна (Восторгова) в Останкино, Москва, поет приходской хор.

Начиная с первых веков христианства, следуя традициям чистого одноголосного пения, в церквах не допускали смешанных мужских и женских хоров. Все хоры состояли из мужчин. Исключение составляли женские монастыри.

Средневековье

Средневековье. Христианская литургия

В Средневековье основатели христианской церкви с большим недоверием относились к использованию музыки во время богослужений. Святой Иероним и Святой Августин указывали на недопустимость использования музыкальных инструментов во время церковных обрядов. Однако же именно в христианских общинах того времени берут свое начало церковные литургии. Средневековые литургические драмы представляли собой театрализованное представление эпизодов священной истории.

Литургии исполнялись в храмах исключительно на латинском языке, а музыкальный фундамент, — мелодическую композицию с молитвой, — литургия унаследовала от иудейских песнопений. Упомянутый выше Святой Августин отмечал, что на церковных встречах и праздниках певчие исполняли псалмы Давида – «прекрасные и приятные мелодии». Первые упоминания о литургической драме относятся к X веку, а расцвет этого музыкального жанра пришелся на следующие три столетия.

Новый импульс развития христианское музыкальное искусство получило в период царствования императора Константина. При его правлении не только был построен храм в Иерусалиме и множество других, но и было разрешено отмечать церковные праздники. VI век также ознаменован реформами христианской музыки. Римский Папа Дамасий I ввел использование в храмах гимнов, и быстро сформировавшийся новый жанр стал символизировать возвышенные духовные идеалы церкви.

Средневековье. Григорианское пение

Следующим этапом развития средневековой музыки стали реформы Григория I, проведенные в том же VI веке. До этого cantus planus (ранний вид европейского многоголосия) исполнялся в четырех стилях:

  • галликанский стиль (был распространен в Галлии);
  • амброзианский стиль (характерен для Милана);
  • вестготский стиль (испанского происхождения);
  • романский стиль (традиционный для всех европейских стран).

Григорианская реформа, помимо упорядочения и создания календаря исполняемых текстов и мелодий, принесла и первые музыкальные записи христианских песнопений, а, впоследствии, и музыки.

Первоначально музыку записывали с помощью безлинейной невменной нотации, а в XII столетии ей на смену пришла квадратная линейная нотация. Суть новшества была в записи музыки квадратными знаками на нескольких линиях. Такая система позволяла записывать многоголосую музыку.

Кроме того, в Григорианский период сформировалась средневековая месса, в которой были представлены все виды хорала: речитатив, псалмодия, антифонное пение. Естественным развитием стало преобразование григорианских хоралов, органумы и дисконты, такие как Шартрская, Лиожская школы, и знаменитый Нотр-дам-де-Пари.

Возникновение полифонии. Органная музыка

Полифония, или многоголосие, прошло в своем развитии три основных этапа: полифония Средневековья, полифония Возрождения и полифония нового времени. Первые записи многоголосия появляются в IX веке в трудах «Musica Enchiriadis» и «Schola Enchiriadis».

Полифонические произведения создавались как для хора «a capella», так и для хорового пения с музыкальным сопровождением. Вершиной полифонической композиции стала месса, в классическом понимании которой присущи созерцательность, возвышенное спокойствие, размеренность. Также в мессах идеально проработаны техники имитации (повторение мелодии предыдущего голоса следующим голосом) и канона (вступление с повтором мелодии другим голосом до ее окончания первым голосом).

Другим важным направлением развития христианской музыки в Средневековье стало широкое применение органа. Этот клавишно-духовой инструмент, потомок древнегреческого водяного гидравлоса, нашел первое применение в храмах Западной Европы в VII веке. Орган и техника исполнения музыкальных произведений на нем постоянно совершенствовались:

  • в XII веке появляются регистры (наборы труб сходного тембра, но разной высоты звучания);
  • в XIV веке орган оснащается педальной клавиатурой (игральная поверхность имела семь клавиатур для рук, или мануалов, и одну клавиатуру для ног – педаль);
  • в XVI столетии музыкальный инструмент приобретает сегодняшний вид и строение, а, начиная с XVII века, произведения для органа записывают на трех нотных станах, нижний из которых предназначен для педали.
Читать еще:  В Хельсинки была украдена икона Богородицы

Первый орган в России появился еще в XI веке, но в православных богослужениях в средневековье никогда не использовался.

Позднее Средневековье. Ars Antiqua. Ars nova

Ars Antiqua, или старинное искусство многоголосой музыки, ассоциируется, в первую очередь, с музыкальной школой Нотр-Дам в рамках многолетней дискуссии между сторонниками старого и нового искусства. Тем же термином именуют музыкальный стиль, зародившийся во Франции в XII-XIV веках. Весомый вклад в совершенствование органной музыки этого периода внесли талантливые магистры школы Нотр-Дам Альберто, Леони, Перотти.

Величественным символом Ars Antiqua с 1240 по 1320 года становится новый жанр музыкального произведения – мотет. Исполнители того времени считали его верхом совершенства в музыке, образцом гармонии, ритмики и контрапункта. Мотет нашел самое широкое распространение в христианских богослужениях, как правило, исполнялся в конце службы на родном для местности языке.

Среди композиторов и авторов известных трудов расцвета Ars Antiqua историки выделяют автора трактата «De mensurabili musica» Йоханеса Гарландиа (1240), а также знаменитое сочинение Йоханеса да Грохео «Tractatus de musica» (1300).

Менее чем через четверть века в музыкальном искусстве средневековья происходит настоящая революция, связанная с появлением нового вида записи музыкальных произведений. Трактат Филиппе де Витри под названием «Ars nova», написанный в 1320 году, а также влияние трудов французского математика, астронома и музыкального теоретика Иоанна де Мурси предопределили использование мензуральной нотации. Новая концепция позволяла вести более гибкую, совершенную запись музыки.

Термин Ars nova стал девизом многих передовых музыкантов XIV столетия, а Филиппе де Витри приписывают также и открытие музыкальной формы рондо.

Выдающимся новатором стиля Нового искусства был Гильом де Машо, живший в XIV веке. Будучи поэтом и композитором, де Машо сочинил множество баллад, мотетов, рондо, в которых сумел объединить рыцарское поэтическое искусство и музыку, одноголосные песни и полифонию. Наиболее известное произведение автора – месса «Нотр-Дам», прозвучавшее впервые на коронации французского короля Карла V в 1364 году.

Упоминание об истории Нового искусства будет неполным без школы итальянских мастеров Ars nova. В главных музыкальных центрах того времени, Флоренции и Болонье, вызрело свое, оригинальное музыкальное течение, которое нашло отражение в более светских формах музыкальных произведений – мадригале и качче.

Светская музыка: бродячие артисты и трубадуры

Музыкальная история содержит массу упоминаний об артистах бродячих театров. Начиная еще с VI столетия, переезжая из города в город, из замка в замок, они показывали на рыночных площадях простенькие представления, зачастую не совсем приличного содержания. Стараясь привлечь как можно больше публики, во время странствий артисты оттачивали не мастерство острого словца и манеру исполнения, но и варьировали свои музыкальные сочинения.

К XI веку популярность бродячих театров пошла на убыль, а в средневековую моду вошли профессиональные певцы-поэты, которые стали именоваться трубадурами (от провансальского trobar).

На удивление, среди известных нам более 460 трубадуров было достаточно людей знатного происхождения, немало поспособствовавших развитию жанра «рыцарской» музыки. Герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн, Бертран де Вентандорн и многие другие воспели в своих незамысловатых песнях героев крестовых походов, простые человеческие радости и возвышенную любовь. Одну из самых известных песен трубадуров, «Can vei la lauzetta mover», сумел воскресить великий Данте.

Северо-западная часть Европы также не была обделена светской музыкой, правда, там поэты-певцы назывались по-другому: на севере Франции – труверы, а в Германии – миннезингеры. Авторы, среди которых король Ричард Львиное сердце, Блондел де Несле, Теобальдо Шампанский, барон де Кюренгер и другие, донесли до нас более 2000 стихотворных произведений и песен. Интересно, что у миннезингеров тема поклонения даме и высоких чувств являлась практически единственным сюжетом в творчестве. Последние миннезингеры радовали слух европейской публики в XV веке.

Архив нот

Статистика нотной библиотеки:
Композиторов — 115.
Файлов — 313.
Размер файлов — 155.3Mb.

Разновидности церковного песнопения

Можно выделить два вида песнопения:

  • Литургическое (Богослужебное). Его можно разделить на уставное и неуставное
  • Паралитургическое. Не богослужебное, внехрамовое.
Читать еще:  108-дневный священный пост

Виды литургического (богослужебного) пения

Литургическое песнопение можно разделить на 2 типа:

  • Уставное. Такие песнопения устанавливает Типикон. С греческого «литургия» переводится как «служба», из-за этого песни прочих служб называют литургическими;
  • Внехрамовое. Их поют, когда проходит богослужение, но они не утверждены Типиконом. Их разделяют на 9 видов (акафисты, величания, каноны, на молебнах, духовные канты, заупокойные, венчальные, колядки, щедровки). Ещё к этому типа относятся стихи, исполняющиеся во время причащения верующих на Литургии;

Виды паралитургических песнопений

Паралитургическое песнопение разделяют на 7 видов:

  • Покаянные. Их обычно поют, когда проходит Великий пост. Такие мелодии медленны и грустны. Можно отнести, например, «Се Жених придёт в полуночи»;
  • Постные. Они похожи на покаянные, поются в пост. Их темп медленный, а мотив серьезный и грустный;
  • Венчальные. Они поются, когда проходит венчание. Мотив весёлый. К таким можно отнести, например, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе»;
  • Поминальные. Их поют во время поминания. Звучат они скорбно, трагично, темп неторопливый. К таким можно отнести, например, «Вечная память»;
  • Пасхальные. Их поют службы Пасхальной седмицы. Они звучат празднично. Как пример, «Воскресения день»;
  • Колядки. Название от слова колядовать. Их поют тогда, когда проходит Рождество, после Святок. Представляют собой короткие стишки, за которые дают награду в виде сладостей;
  • Щедровки. Похожи на колядки, поются под старый Новый год. За них тоже можно получить сладкое вознаграждение;

Как до изобретения звукозаписи музыка распространялась по миру?

— Долгое время музыка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Запоминали слова, мотив. Конечно, все это с течением времени искажалось, теряло первоначальную форму, и вряд ли мы сейчас можем точно сказать, как звучал тот или иной напев в III веке. Как правило, от оригинала остается только суть.

Интересным образом развивались григорианские хоралы — богослужебные песнопения в Римско-католической церкви. Хорал III века довольно сильно отличается от хорала VI века. Стали добавляться новые голоса, менялась мелодия. И только в Х веке монах Гвидо д’Ареццо, теоретик музыки, записал ноты на четырехлинейном нотном стане. Потом его нотную систему дорабатывали — такой, какой мы ее знаем сейчас, она стала в XVII веке. Кстати, названия нот — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю. Вот так она звучала на латыни (нота до вплоть до XVII века называлась ut (ут):

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum.

Sancte Iohannes.

В переводе на русский язык молитва звучит так:

Чтобы в полный голос

Смогли воспеть рабы

Твоих деяний чудеса,

Сними грех с их уст,

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

  • месса;
  • реквием;
  • псалом;
  • секвенция;
  • пассионата;
  • хорал.

Как известно, византийские каноны не допускали инструментального сопровождения, ограничиваясь исключительно вокальным исполнением. Это послужило развитию несколько иной традиции, которая существенно отличалась от западной.

Список православных жанров:

  • величание;
  • кондак;
  • всенощная;
  • стихара;
  • литургия;
  • тропарь.

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

В протестантизме всё выглядит по-другому. К примеру, во многих евангельских церквях звучат радостные, мажорные мелодии, призывающие прихожан к радости.

Сегодняшний день английской народной музыки

Огромный вклад в систематизацию английского фольклора и сохранение культурного наследия внес Сесил Джеймс Шарп (1859-1924). Этот английский педагог и музыковед сумел систематизировать материалы, собранные разными этнографическими группами и собрал уникальную многотомную коллекцию народных песен и баллад. Последователями Шарпа была продолжена его работа. Сегодня интерес к английской народной музыке поддерживается путем проведения фольклорных фестивалей, а также проникновением народных мотивов в современную музыку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector