1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русские православные храмы в Европе

Русские православные храмы в Европе

материалы
по теме

экскурсии

Первый крестовый поход

Дуэль

Сколько лет строили Кёльнский собор в Германии?

В 2048 году собору исполнится 800 лет. Из них на строительство ушло 632 года по официальным данным. Но стройка не окончена: работы продолжаются и сегодня. Каждый день приходится проводить работы, восстанавливающие разрушенный стихией, выхлопными газами, кислотными дождями строительный камень.

Для сравнения собор св. Петра в Ватикане строился 120 лет, а срок по возведению Саграда Фамилии (проект Гауди) в Барселоне предполагается 144 года.

Исторический музей в Москве

Архитекторы, которые строили здание Исторического музея, должны были органично вписать его в ансамбль Красной площади. Поэтому Владимир Шервуд и Анатолий Семенов обратились к стилю русской архитектуры XVII века.

Авторы вдохновлялись вологодскими и ярославскими храмами, церковью Вознесения в Коломенском и соседним Кремлем: о нем напоминают башенки с четырех сторон здания и зубцы с бойницами между ними. Шатры башен украшали двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной. Хотя здание возводили «под старину», в строительстве использовались новейшие материалы и технические разработки — вентиляция, водопровод, современная система отопления. Над интерьерами работали известные художники — Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Валентин Серов. Они создали оригинальные экспозиционные залы — «Каменный век», «Ночные жертвоприношения» и другие.

Русская Православная Церковь в Германии

Немного истории…

Дипломатические и экономические отношения между отдельными германскими государcтвами и Московским царством, позднее Российской Империей, имеют продолжительную историю. Так, уже в ранние века Германию посещало немало русских купцов, дипломатов, путешественников; многие приезжали сюда на учебу или на отдых. Между немецкими княжескими домами и русской правящей династией – домом Романовых – существовали к тому же и тесные родственные связи. Из одного лишь небольшого княжества Гессен-Дармштадт в Россию прибыли три принцессы, ставшие супругами русских императоров. Это были Наталья Алексеевна (Вильгельмина), 1755-1776; Мария Александровна (Софи-Мари), 1824-1880 и последняя Государыня Российская – Александра Федоровна (Алиса), 1872-1918.

В 1655 году в Восточной Пруссии появился первый русский православный богослужебный центр. Много новых православных храмов появилось и в последующие столетия. Они возникали при дворах и резиденциях по повелению русских великих княгинь, вышедших замуж в Германию, но предпочитавших и на чужбине хранить верность Православной вере. Эти храмы строились порой как надгробные часовни (как, к примеру, в Висбадене – так называемая “греческая часовня”; церковь на горе Ротенберг, неподалеку от Штутгарта, или же церковь в Веймаре). Некоторые православные храмы были построены в курортных местах, куда русские гости приезжали на воды: В Бад Эмсе, Бад Хомбурге, Бад Киссингене, Бад Наумхайме и Баден-Бадене. Иные же служили как кладбищенские храмы или как приходские церкви – неотъемлемая часть больших городов.

Среди русского духовенства этого периода было немало выдающихся личностей, например, протопресвитер Янышев (1826-1910), ставший впоследствии ректором Петербургской Духовной Академии (1866-1883) и духовником императорской семьи (1883-1910). В 1851-1866 гг. он был священником в Висбадене и Берлине. Большую известность снискал также благочинный протоиерей Алексий Мальцев (1854-1916), служивший в посольском храме в Берлине.

В двадцатом веке…

Революция 1917 года в России, взятие власти большевиками и разразившаяся впоследствии гражданская война вынудили большое число русских людей покинуть родину и искать пристанище в Китае, Америке и Европе. По данным Лиги Наций к 1923 году из бывшей Российской Империи в Германию прибыло около 600.000 человек.

Это способствовало превращению старых русских храмов в новые крупные приходские центры. В Мюнхене, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге и Берлине были созданы новые приходы.

Русская эмиграция в Германии страдала не только от экономических затруднений. Она не смогла избежать политических разногласий и внутреннего раскола, затронувшего прежде всего область церковной жизни. Первоначально почти все русские православные приходы в Германии принадлежали Западноевропейской епархии, которая была основана в 1920 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона и доверена Владыке Евлогию (Георгиевскому), бывшему архиепискому Волынскому и Житомирскому. Однако уже в 1925-26 годах произошел разрыв между митрополитом Евлогием и так называемой “Русской Православной Церковью за границей”, ибо Владыко Евлогий, несмотря на все сложности, стремился как можно дольше сохранять связь с пребывавшей на родине Матерью Церковью. Зарубежная же Церковь к тому времени отказалась от этих связей.

Большая часть находящихся в Германии приходов оставалась в епархии митрополита Евлогия и после 1931 года, когда он не мог больше продолжать контакты с Московской Патриархей и предпочел перейти под юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриарха. Законом нового германского правительства национал-социалистов от 25 февраля 1938 года все русские церкви на территории Германской Империи административным порядком были подчинены Зарубежной Церкви. Большинство приходов и до сегодняшнего дня находится под ее юрисдикцией.

C 1945 года и до наших дней…

Массовые переселения людей по окончании Второй мировой войны вновь привели в Германию большое число православных христиан, среди которых было немало русских и украинцев. И вновь увеличилось число русских приходов. Уже в 1946 году на территории трех западных зон оккупации насчитывалось 150 русских православных приходов. Правда, большинство прихожан скоро позаботилось о своем переселении за океан, и их количество сократилось к 1949 году до 50.000, а количество приходов – до 77. В них осталось служить 135 священников. С тех пор число приходов и прихожан неуклонно падало.

В Берлине и на территории тогдашней советской оккупационной зоны, а позднее ГДР, уже в 1945 году приходы перешли в подчинение русской Матери Церкви – Московской Патриархии, и была образована Берлинская и Среднеевропейская епархия (1948-1960 гг. и снова с 1992 г.- Берлинская и Германская, а с 1990 г. – Берлинская и Лейпцигская). Первый приход на территории ФРГ был основан Московской Патриархией лишь в 1960 году в Мюнхене. Затем, в 1966 году последовало учреждение Западногерманской епархии (с резиденцией в Мюнхене); в 1971 году оно было разделено на епархию Баденскую и Баварскую, предназначенную для этих двух западных земель, а также Дюссельдорфскую – для северо-западной Германии.

22 декабря 1992 года Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия принял решение объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине. Преосвященный Феофан был назначен правящим епископом Берлинским и Германским, а бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин – архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального (прямо Святейшему Патриарху подчиненного) храма в г. Дюссельдорфе и Постоянным Представителем Русской Православной Церкви в Германии. Высокопреосвященному архиепископу Лонгину было поручено ведение всех дел, касающихся связей с церковными, правительственными, общественными и деловыми кругами в Германии, средствами массовой информации в этой стране, а также координации гуманитарной помощи и проектов экономического сотрудничества.

При Представительстве Русской Православной Церкви в Дюссельдорфе издается информационный курьер “Покров”, освещающий события православной жизни в России и Германии.

Жизнь приходов сегодня…

В наши дни в Германии существуют ок. 60 русских православных приходов и богослужебные храмы, канонически подчиненные Московской Патриархии. В них каждое воскресенье, как правило, в 10.00 служится божественная литургия – в основном на славянском языке, но частично и на немецком.

Другие православные братья и сестры…

Читать еще:  Азербайджанцы в Болниси помогают восстановливать заброшенные храмы

Большинство православных христиан в Федеративной Республике составляют в настоящий момент греки (350.000) и сербы (около 250.000), прибывшие сюда по политическим мотивам и по причинам трудоустройства. В последние десятилетия в Германию прибыло также немалое число православных румын, арабов и болгар.

Исходя из убеждения, что Православная Церковь едина, местные православные епархии учредили в 1994 г. для укрепления сотрудничества “Комиссию Православных Церквей в Германии”, в которой участвуют греческие, арабские, румынские, сербские, болгарские и русские православные христиане, живущие в Германии. Председатель греческий митрополит Августин, первый заместитель архиепикоп Клинский Лонгин.

Православная Церковь не принадлежит какой-либо одной нации, а существует как всемирная, сверхнациональная Церковь, представляющая собой единство в многообразии. Поэтому православные христиане, проживающие вдали от храма, в котором совершалось бы богослужение согласно их национальной традиции, могут посещать другие православные общины. В них возвещается все та же православная вера! В них совершается все то же благодатное богослужение и все то же православное общение!

иподиакон Николай Тон

Похожие новости

10 лет со дня кончины протоиерея Александра Пенькова.

Дорогие братья и сёстры! 15 июня 2019 года, в Родительскую субботу, исполняется 10 лет со дня .

Назначен новый настоятель Покровского прихода.

Указом Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Подольского, управляющего Берлинско-Германской епархией, №У-25/19 от 08 августа 2019 года протоиерей .

Праздник Святого Богоявления в Покровской общине.

18 и 19 января — в Покровском приходе состоялись праздничные богослужения, посвящённые Святому Богоявлению – .

Как спрятать масонские храмы в Православной стране?

Храмы, скорее всего двойного назначения, которые принадлежали к усадьбам аристократов-масонов в черте московской области.

Рекламное видео:

Многие понимают, что не безобидное увлечение масонством в Российской Империи было довольно популярное занятие среди тогдашней аристократии, которая искала себе вместо нудного, не модной Православной веры, новых духовных практик. Все эти их увлечения всемирным масонством, нам обернулись большими проблемами: сначала восстанием декабристов, убийство императора Александра II, революции 1905 года и революции 1917 года. Итогом всей великой масонской работы стало убийство единственного Православного Царя в мире Николая II и его семьи. В итоге полное крушения суверенитета исторической России, превращения её в сырьевую колонию западных стран. Но сейчас не об этом. А о том, как спрятать масонские храмы в Православной стране, поставив их у всех на виду.

В Империи было не так много мест, где русским масонам любого направления, можно было собираться на свои тайные обряды и ритуалы. Тем более, им стало трудно, после официального запрета от Императора России, на такие вот собрания официально. Поэтому собирались уже неофициально.

Теперь вопрос: вот я к примеру аристократ-масон, где собраться моим братьям, если нет Масонского Храма по близости от моей усадьбы? Официально его построить мне не разрешает законы Российской Империи. Но мне Закон разрешает строить Православные Храмы для своих верующих крестьян в селах, не считая сами крупные города империи.

Вот и найден ответ: я строю Православный Храм двойного назначения, где днем идет служба для Православных крестьян, а в определенные священные дни масонства, ночью мы проводим, там свои обряды. Вы спросите, а как же священство, которое служило в этих Храмах в Российской Империи, они могли донести императору. Ответ прост, многие священники тоже могли быть членами масонских ложь. Отсюда понятно, что никто никому не доносил. Строили Храмы Православные не как в старину Православной Руси, а именно, как полагается для храмов масонов, в стиле древних языческих акрополей, неоклассицизма, на европейский манер, конечно шикарно и богато для радости моих образованных глаз. Зачем верующим, полу грамотным крестьянам, шикарные храмы в провинции, глухом селе империи? Не зачем. А вот аристократам-масонам в самый раз, радует душу внешнее богатство, а не духовное. Вот так вот и появляются при усадьбах русской аристократии увлеченных масонством разные Храмы в новом европейском стиле, но двойного назначения. Ведь не случайно для строительства некоторых таких храмов, аристократами приглашаются мастеров из Европы — братьев масонов.

Таких Православных Храмов оказалось не мало, не только в крупных городах Российской Империи, которые были построены в годы увлечения масонством при Императорском дворе, ещё времён Елизаветы Петровны и Екатерины II, но и провинциях, где как раз лучше всего раскрывается их смысл. Понятно, что сегодня эти храмы используются именно, как Христианские. Но это только в следствий тех исторических событий, революции 20 века в России, когда всех аристократов-масонов изживали из их фамильных усадеб.

Официально, Вам никто не расскажет, про двойное их назначения в прошлом, а может и сегодня имеется двойное их использование, ведь масонство из России никуда не ушло. Но ушли именно те, кто рассчитывал на благосклонность международного масонства, по отношению к себе, во время их революции в России.

Но, глядя на эти странные храмы визуально и логически подумав, всё становится на свои места. Просто так ничего никогда не делают. Но у меня нет ни подтверждений, ни опровержений этой версии. Никто этими вопросами не задавался.

Спасибо, моему товарищу, который смог меня подвести к этой уникальной мысли, прислал мне фото разных сегодня Православных Храмов, которые имели отношения к определенным усадьбам аристократов-масонов Российской Империи.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Многие иностранцы, которые приезжают в Россию, говорят, что церкви России самые красивые и необычные. Рассмотрим Успенский кафедральный собор города Смоленска.

Несколько веков кафедральный собор города Смоленска не могли построить так, как надо. Он постоянно рушился и косился. Фото: laruspalomnik.com

Богато внутреннее убранство храма. Его высота составляет 30 метров. Повсюду можно увидеть резьбу и позолоту. Стоит отметить то, что в этом храме хранятся великие святыни, такие как Пояс Богородицы, а также сандалии воина Меркурия и многие другие. Храм открыт с понедельника по субботу с 9 до 20:00.

architectstyle

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Архитектура барокко в России

Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.
До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью. Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния, попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.
Стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. К знаменитым архитектурным памятникам можно отнести церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянскую Сретенскую надвратную церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах, недалеко от Подольска, и многие другие храмы. Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы — витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых — делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

Самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. В Европе для облицовки применялся камень, русскими же мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером. В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.
В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – эта небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

Новодевичий монастырь в Москве.

Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери.

Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня, надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, представителя т. н. елизаветинского барокко. Среди его работ вспоминаются великолепные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, Андреевская церковь в Киеве, Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь. Эти сооружения поражают своими масштабами и пышностью отделки.

Екатерининский дворец

Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядит празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера.

Среди прочих архитекторов эпохи барокко можно выделить Михаила Земцова, Дмитрия Ухтомского, Доменико Трезини, Савву Чевакинского. Эти выдающиеся мужи оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Питере, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский. Среди прочих памятников периода барокко, можно вспомнить Петропавловский собор в Казани, Меньшиковскую башню в Москве, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовню Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие.

Церковь построена в 1747-1762 годах в стиле барокко по проекту Растрелли, сохранила не только аутентичные архитектурные формы и наибольший процент отделки экстерьера, но и во всей полноте донесла до наших дней свое внутреннее убранство, которое является совершенным образцом православного церковного интерьера стиля барокко.

Совместное творение гениального архитектора Ф.-Б. Растрелли, человеческих рук и природы породило уникальный памятник, который благодаря легкости, утонченности композиции, гармоничному слиянию всех ее частей в единое целое и связи с окружающей природой, стала шедевром архитектуры эпохи барокко и послужила непревзойденным образцом для подражания в строительстве культовых сооружений. Мировым сообществом здание Андреевской церкви занесено в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов», изданного в Германии в 2002 году. Учитывая чрезвычайную ценность памятника, было предложено внести Андреевскую церковь в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: «Власть», «Антиной», «Диана», «Справедливость», «Могущество». ..

Зимний дворец, Иорданская лестница.
Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки.

Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы.

Позже лестницу стали именовать Иорданской — по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

Петропавловский собор, Казань.

Петропавловский собор — выдающийся образец нарышкинского барокко. Выстроен в 1722 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.

Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска.

Смольный монастырь.

Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва).

Царствование барокко в России оказалось недолгим. Стремясь угнаться за Европейскими веяниями, в середине XVIII века столичные, а после и провинциальные постройки стали приобретать черты рококо, а к последней четверти XVIII века на смену им и вовсе пришел классицизм, сменив роскошество и грандиозность, на рационализм, простоту и монументальность античных форм.
Но барочные архитектурные ансамбли до сих пор радуют нас своими стилями, формами и неповторимой красотой.

Отредактировал данную статью для журнала «Архитектурный стиль» Сергей Воробьев.

Церковь Святого Николая

Протестантская церковь Святого Николая возведена в 1837-1850 годы по проекту К. Ф. Шинкеля. Вместе с куполом высота храма составляет 77 м.

В горизонтальной проекции церковь выглядит как греческий крест с одной расширенной, через закругленную апсиду, поперечиной. При виде поддерживаемого колоннами портала вспоминаются древние храмы.

Авиационные налеты Второй мировой войны разрушили церковь, но в 1981 году ее восстановили и повторно освятили. Теперь она является символом города, ее ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Привлекает их сюда и смотровая площадка, расположенная на высоте 42 метров. С нее открывается великолепный вид на город.

Попасть в церковь можно с понедельника по субботу: летом – 9.00-19.00; зимой – 9.00-17.00. По воскресеньям в церкви в 10.00 совершаются молебны, поэтому посещение в эти дни возможно с 11.30.

Адрес: St. Nikolaikirche, Am Alten Markt, 14467 Potsdam . Находится в центральной части города на площади Alten Markt (Старый Рынок).

От ж/д вокзала можно дойти пешком: порядка 350 м на запад по Friedrich-List-Straße/B1 в направлении Lange Brücke/B2, повернуть налево на Lange Brücke/B1/B2, пройти 230 м и свернуть на Humboldtstraße, пройдя 200 м, повернуть на площадь. Слева на ней находится церковь.

Также можно добраться трамваями № 91, 92, 96, 99 и автобусами № 16, 631, 695.

Текущее по храму

Дорогие братья и сестры! Христос воскресе!

Ввиду эпидемиологической обстановки и распоряжения властей храм открыт с 10 до 16 ч. (пн с 13 до 16 ч.) при следующих условиях:

  • Если Вы чувствуете себя неважно, тем более, если у Вас есть симптомы простуды или ОРВИ — в храм просим не заходить.
  • Носить маски, другие средства индивидуальной защиты.
  • Сохранять дистанцию к другим не менее чем в 2 метра, соблюдать меры гигиенической безопасности.

Внимание! В связи с требованием о соблюдении дистанции между верующими мы вынуждены ограничить количество посетителей богослужений. Если вы желаете посетить богослужение, просьба обязательно согласовать это заранее по телефону с настоятелем прихода.

Требы, молебны совершаются по предварительной договоренности с настоятелем храма.

По всем вопросам обращайтесь по тел. 0351 — 471 9414.

В 1945 году, после завершения боев за Берлин, район проспекта Гогенцоллерндамм (Hohenzollerndamm), как и весь город, лежал в развалинах. Подлинным чудом смотрелся Воскресенский собор — он высился практически нетронутым среди драматических примет военной разрухи.

О фактическом чуде писал специально прибывший сюда протопресвитер Николай Колчицкий.

«Среди общих развалин вокруг храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла, но сейчас храм находится в полном порядке», — сообщал он Московской Патриархии в отчете о положении православных русских приходов в Германии.

Не удивительно, что богослужения в соборе возобновились сразу же после завершения боев. Несколько более удивительным, но, в сущности, тоже логичным является тот факт, что значительную часть прихожан того времени составляли советские солдаты.

Две церкви, храм один

Вошли бойцы Красной армии и в приходское собрание, вынесшее решение о передаче храма Московской Патриархии. Настоятель Воскресенского собора протоиерей Дмитрий Кратиров не стал противиться решению приходского собрания. Он признал юрисдикцию Московского патриархата. Прежде храм был духовным и каноническим центром Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), являясь при этом собственностью города Берлина.

Передача Московской Патриархии касалась прав на духовное управление, но не прав на владение. Воскресенский храм (полное название Собор Воскресения Христова, нем. Christi-Auferstehungs-Kathedrale) сохранил свой статус кафедрального собора, то есть центрального храма епархии, в котором находится кафедра епископа. Начиная с 1945 года это была кафедра архиепископа Берлинского и Германского Московского патриархата.

Где стены, а где земля

Однако еще долгое время Воскресенский собор оставался формальной собственностью города Берлина. Находясь в оккупационной зоне союзников, он в 1949 году «отошел» Западном Берлину. Кстати, в послевоенное время здесь начали проводить службы в том числе и на немецком языке. До настоящего времени около десяти процентов прихожан составляют православные немцы. А после 80-х годов, с новой волной эмиграции, приход заметно расширился, причем значительная часть — русскоязычная молодежь.

После 1990 года, с воссозданием единого Берлина, его право на собственность сохранилось.

В 2000 году решением берлинских властей собор был признан памятником архитектуры.

С другой стороны, берлинские власти продолжали отклонять просьбы о приобретении собора в собственность Московской Патриархии. При том что после сближения с Русской православной церковью за границей та не возражала против переуступки Московской Патриархии земельного участка, на котором воздвигнут Воскресенский собор. Сложные переговоры шли долгое время. Да и казус, лежавший в их основе, тоже был непростым:

  • В духовном смысле собор — храмовый центр Берлинской и Московской епархии Московского патриархата.
  • В юридическом смысле он — собственность немецкой стороны.
  • В историческом смысле — храмовое сооружение РПЦЗ, к тому же расположенное на ее земле.

В то время, когда…

«Тройственный союз» имеет глубокие исторические корни.

В 20-е годы прошлого века Берлин был центром русской эмиграции. Не удивительно, что он стал и одним из важных опорных пунктов русского православия после революции. Формировавшаяся в те годы РПЦЗ учредила в 1926 году Берлинскую епархию. Она была создана на основе Берлинского викариатства, прежде управлявшегося русскими православными приходами Московского патриархата в Западной Европе. Во главе западных приходов находился митрополит Евлогий, внесший большой вклад не только в сохранение форм церковного самоуправления, уничтожаемых большевиками в России, но и в спасение русских беженцев в Европе.

С течением времени большинство евлогианских приходов вошли в Русскую православную церковь за границей. А Берлинская епархия РПЦЗ разрослась до статуса митрополичьего округа. На ее основе был создан Среднеевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Серафимом.

Все это, впрочем, не избавляло от хронических проблем русской эмиграции, с которой РПЦЗ, конечно, была теснейшим образом связана. И прежде всего от проблемы бедности, безденежья.

недостатка средств Берлинская русская православная церковь на проспекте Гогенцоллерндамм была выставлена на аукцион 8 октября 1929 года. Фото: Bundesarchiv

В середине 30-х годов Берлинская и Германская епархия фактически осталась без своего главного храма. Участок земли, полученный для прежнего собора, на Фербеллинер-Плац (Fehrbelliner Platz), был продан за долги, а новый владелец потребовал освободить церковное помещение. В этой критической ситуации правительство Пруссии приняло решение о принципиальной возможности строительства нового собора в Берлине. Рейхсминистерство церковных дел согласилось частично финансировать строительство.

Сохранилось благодарственное письмо первоиерарха РПЦЗ митрополита Антония рейхсминистру Хансу Керлю (Hans Kehrl). Вот этот характерный документ эпохи:

«В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах».

Благосклонность властей не решала, конечно, всех проблем со строительством. Правительство Германии выделило 15 тысяч рейхсмарок на выкуп земельного участка под храм (в пользу РПЦЗ) и профинансировало первый этап строительства в объеме 30 тысяч марок. Параллельно развернулся сбор средств на устройство храма.

Германский трудовой фронт (Deutsche Arbeitsfront) направил дополнительные 25 тысяч рейхсмарок на перенос внутреннего убранства из прежнего собора. Часть денег предоставила Евангелическая церковь Германии. Известны пожертвования великого князя Кирилла Владимировича, монархов Болгарии и Югославии. А вообще храм строился на народные деньги, поскольку немало средств собрали — по пфеннигу — рядовые прихожане.

Но генеральное право собственности на здание Воскресенского собора сохранило за собой немецкое государство.

Собор Воскресения Христова в Берлине (нем. Christi-Auferstehungs-Kathedrale). Фото: Википедия

И Новгород, и Константинополь

Собор строил немецкий архитектор Карл Шельберг по проекту русского эмигранта Сергея Шостовского, большого поклонника новгородского зодчества. Внешне собор решен в новгородском стиле, с простой композицией, шлемовидным куполом в центре, четырьмя обрамляющими луковками и передней звонницей над входом. Внутри радует глаз традиционно-византийское убранство, основы которого закладывались в древнем Константинополе.

Храм был заложен в 1936 году с благословения тогдашнего берлинского епископа Тихона. Освящен и начал действовать всего лишь через два года, на Троицу 1938-го.

В 1953 году собор был значительно реконструирован.

Еще один важный этап его истории — 2010 год, когда наконец Сенат Берлина пересмотрел свою позицию о правах собственности и согласился на продажу храма с переуступкой земельного участка Московской Патриархии. Сделка была оформлена в 2011 году.

С этого момента «трехглавый» собор стал «одноглавым». Хотя дороги, приведшие к нему… Их три.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector