4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

Содержание

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

За последние четыре года только организации, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), получали субсидии федерального бюджета на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Всего через Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) было выделено 4,5 млрд рублей. В большинстве случаев деньги идут на строительство духовных центров в регионах РФ. Также поддержку регулярно получают фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря (расположен в Подмосковье), в попечительский совет которого входит российский премьер Дмитрий Медведев, и Валаамский монастырь, где периодически бывает Владимир Путин.

В 2019–2020 годах на «поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности» будет потрачено 1,47 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Решение об отборе организаций для распределения средств было принято на заседании комиссии ФАДН, которую возглавил руководитель ведомства Игорь Баринов. В протоколе заседания (есть в распоряжении Znak.com) говорится, что заявки на получение субсидий подали 34 организации. В итоге были одобрены 33, все они — от организаций, которые либо напрямую учреждены епархиями РПЦ, либо связаны с ними. Единственная организация, не получившая поддержку — АНО «Голубые ели» (Петрозаводск), не аффилированное с РПЦ. Из протокола следует, что документы были неправильно оформлены. Руководитель этого АНО Валерий Гуртов не стал делиться со Znak.com мнением, почему так произошло. «Я знаю процессы (как распределяются субсидии. — Znak.com) изнутри, это довольно тонкая материя», — уклончиво сказал Валерий Гуртов.

ТОП-5 организаций по объему субсидий от ФАДН за 2016–2019 годы

Название организацииУчредительОбъем субсидий (руб.)
АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам»Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь РПЦ589 091 000
Благотворительный фонд по восстановлению воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦСтавропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь254 996 600
АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр»Владикавказская епархия РПЦ220 769 800
АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо»Георгиевская епархия РПЦ170 000 000
АНО по оказанию услуг в области сохранения памятников историко-культурного наследия «Рождество Пресвятой Богородицы»Россошанская епархия РПЦ157 000 000

Полные данные, собранные Znak.com, по всем православным организациям, получавшим субсидии от ФАДН в 2016–2019 годах можно посмотреть здесь.

Практически все организации, получившие субсидии, были организованы для строительства или создания в регионах духовно-просветительских центров. Например, АНО «Духовное благолепие» (Башкортостан) получила субсидию в размере 40 млн рублей, АНО «Возрождение» (Карелия) — 45 млн рублей, АНО «Таврида» (Крым) — 45 млн рублей, АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр» (Северная Осетия) — 120 млн рублей, АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» (Ставропольский край) — 170 млн рублей.

Организации, связанные с РПЦ, регулярно получают субсидии через ФАДН. Всего, по данным СПАРК, за период с 2016 по 2019 год таким образом было выделено 4,55 млрд рублей

Речь идет о выделении средств в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики». В основном речь идет о субсидиях двух видов — поддержка НКО в сфере духовно-просветительской деятельности и «господдержка мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории РФ». Для получения субсидий второго вида, в частности, необходимо предоставить документ, в котором региональные власти подтверждают «целесообразность мероприятий», говорится в соответствующем постановлении правительства РФ. О приеме заявок на получение субсидий объявляется на сайте ФАДН.

Некоммерческие организации, не связанные с РПЦ, по данным СПАРК, денег по этим направлениям не получают совсем.

В соответствии с методикой оценки заявок на субсидии, некоммерческие организации, в частности, должны представить программу мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, подтвердить другие источники финансирования этой программы и указать ее актуальность. Получить комментарий ФАДН по этому поводу оперативно не удалось — в агентстве пока не ответили на запрос Znak.com.

«Новый Иерусалим» Дмитрия Медведева

Одна из организаций, регулярно получающих поддержку — благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦ, сопредседателями попечительского совета которого являются российский премьер Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. В 2017 и в 2019 годах фонд через ФАДН получил по 85 млн рублей, в 2018 — 84,9 млн рублей. Кроме того, в 2016 году Минкульт РФ выделял на восстановление монастыря около 1 млрд рублей.

Этот монастырь был основан еще в середине XVII века в Подмосковье и по замыслу на его территории должен был быть воссоздан иерусалимский храм Воскресения Господня. Во время Великой Отечественной войны здания комплекса частично были разрушены. Масштабная концепция развития православного комплекса, который называется в ней «Новый Иерусалим», появилась после того, как в июле 2008 года монастырь посетил Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост президента.

Согласно отчету фонда, в 2018 году монастырь посетило 130 тыс. человек, из них более 80 тыс. туристов. На территории комплекса открылись две гостиницы, кафе «Вареничная», в 2019 году планируется запуск пекарни для продажи монастырского хлеба. Также работает музей, который планируется развивать, фонд проводит «духовно-просветительские мероприятия». Например, в прошлом сентябре на территории монастыря провели концерт в честь Дня семьи, любви и верности, в ноябре — конференцию об истории технологий керамических строительных материалов в России, в декабре — вечер памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) с концертом. С 2008 года, то есть за 10 лет, согласно отчету, в фонд поступило 1,46 млрд рублей пожертвований на восстановление монастыря.

Гостиница Валаамского монастыря в природном парке

Также пользуется поддержкой Валаамский монастырь, где периодически бывает президент Владимир Путин. АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам» получила в 2017 и в 2018 годах субсидии в размере 361,1 млн рублей и 227,9 млн рублей, соответственно.

Согласно отчету ФАДН, речь шла, в частности, о реставрации корпуса Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Причем земельные участки были расположены в границах природного парка «Валаамский архипелаг», а значит, не подлежали отчуждению. Чтобы предоставить землю монастырю, правительство Карелии внесло необходимые изменения в постановление о парке.

Отметим, в 2015 году уже было выделено 358 млн рублей из федерального бюджета на создание на базе Зимней гостиницы духовно-просветительского центра.

«Нужно было разделить мирское и духовное»

Финансирование строительства православных духовных центров в регионах из федерального бюджета началось еще раньше. По данным РБК, в 2014 году речь шла о 2 млрд рублей. Тогда деньги шли по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации», субсидии распределял Минрегион РФ.

«Сначала для строительства духовного центра в Георгиевске (Ставропольский край) рядом с собором Георгия Победоносца мы использовали федеральные целевые деньги, которые выделялись через Минкульт РФ. Строительство велось в 2014–2015 годах, а потом было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Сейчас мы получили крупную сумму уже через Федеральное агентство по делам национальностей. Надеемся, что строители зайдут на площадку в ближайшее время, может быть, уже в октябре», — рассказала Znak.com директор АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» Алла Безгина. Организация, отметим, получила в 2019 году субсидию через ФАДН в размере 170 млн рублей.

По словам Безгиной, АНО, учрежденное местной епархией в 2014 году, было создано с единственной целью — строительством духовного центра. «Идея строительства такого здания возникла у нашего епископа Гедеона. Самой епархии нужно больше заниматься духовной деятельностью, и мы не стали мешать мирское и духовное, поэтому создали АНО», — пояснила Безгина.

Духовный центр в Георгиевске, по ее словам, будет построен в виде подковы, его центральная часть будет трехэтажной (сейчас построено только полтора этажа). «В здании будет небольшая часовенка, как внутренний храм. Также там будут актовые и лекционные залы, библиотека, воскресная школа, столовая для прихожан и малоимущих, кинозал для православных фильмов», — продолжила Безгина.

По ее мнению, духовный центр будет востребован.

«Чистая православная вера, кажется, только в России и осталась. Нужно ее сохранять. Кроме того, духовные центры — это помощь людям. Я недавно прочитала красивую фразу: „Бог — не последняя надежда. Бог — единственная надежда“. Сейчас очень тяжелое время, с экранов телевизоров столько всего льется. Важно оградить от этого молодежь, установить молодых людей на путь, чтобы они шли по своему пути и не болтались в разные стороны», — считает директор АНО.

«Надзорные органы и так постоянно нас проверяют, это информация не для журналистов», — отказался рассказывать про проект духовного центра в городе Шахты Ростовской области директор АНО по предоставлению услуг в области создания, восстановления и обеспечения деятельности духовно-просветительских центров «Вера, надежда, любовь» Владислав Касьянов. Это АНО, учрежденное Шахтинской епархией РПЦ, получило через ФАДН в 2018 году 47,9 млн рублей. «Мы — ворота Кавказа, создание у нас центра особенно важно», — лишь добавил Касьянов.

На создание Владикавказского духовно-просветительского центра соответствующее АНО получило 220,76 млн рублей за период с 2017 по 2019 год. Для него выделен архиерейский дом, где до начала 2000-х, по данным местной епархии, располагался один из корпусов военного госпиталя. После этого здание оказалось заброшенным, а в 2013 году Минобороны передало его в собственность епархии.

В этом году завершилось строительство духовно-просветительского центра Горноалтайской епархии — 31 августа состоялось его освящение, а также был открыт памятник святителю Макарию Алтайскому рядом с центром. Через ФАДН на него было выделено с 2016 года 80 млн рублей. В этом центре тут же начала работу фотовыставка, посвященная «сохранению наследия алтайской духовной миссии на территории современного заповедника», сообщили в епархии.

«Раз православные наши братья получают, мы тоже хотим»

Руководитель Федерального агенства по делам национальностей Игорь Баринов поддерживает связь и с представителями других конфессий. В понедельник он присутствовал на съезде Духовного управления мусульман России.

Впрочем, по словам председателя Духовного управления мусульман Свердловской области Артура Мухутдинова, никаких субсидий из федерального бюджета через ФАДН региональная организация не получала. «Уральские мусульмане не получают никаких субсидий от ФАДН. Возможно, тут есть и наше упущение: мы не отслеживали эту информацию, не заявлялись. Но теперь я обязательно задам вопрос: раз православные наши братья получают, мы тоже хотим», — сказал Znak.com Мухутдинов.

«Церковь — один из ключевых реципиентов»

В международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International напоминают, что Русская православная церковь «осваивает все возможные каналы поддержки от государства». «Это и госконтракты, и гранты, и налоговые льготы. Также РПЦ получает спонсорские деньги и деньги от госкорпораций. Церковь — один из ключевых реципиентов», — говорит замдиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

Читать еще:  Исаакиевский собор внесли в городскую летопись славы

Таким образом, по его мнению, субсидии из федерального бюджета через Федеральное агентство по делам национальностей для православных АНО выглядят как «еще один замаскированный способ финансирования церкви».

При этом, по мнению Шуманова, формально церковь не должна иметь отношения к ФАДН и во всяком случае распределение субсидий на поддержку духовно-просветительской деятельности между представителями разных конфессий было бы логичнее.

Запретные храмы. Где молиться прихожанам РПЦ после разрыва с Константинополем

Анатолий Минкин

Святыни на отдыхе

Секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук в беседе с «Интерфаксом» отметил, что среди популярных туристических направлений самое большое скопление храмов Константинопольского патриархата находится в Турции. В частности, это все церкви Стамбула и единственный православных храм в Анталии.

Чуть лучше ситуация обстоит в Греции. Здесь власть Константинополя распространяется на Крит и острова Додеканеса, самым крупным из которых является Родос.

Кризис «православного туризма»

Кроме того, Игорь Якимчук подчеркнул, что запрет на посещение распространится и на монастыри горы Афон.

В остальной стране располагаются храмы Элладской церкви. Кроме того, митрополии и епархии, которые подчиняются Константинополю, располагаются в странах Европы, Южной и Центральной Америках, США, Австралии, Южной Корее, Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре.

Представитель РПЦ отметил, что, если верующие нарушат решение Синода, то им придется покаяться в этом во время исповеди. Для духовенства за такие нарушения наказания еще строже: освобождение от должности временное или пожизненное, извержение из сана и отлучение.

Как заявил «360» настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин, молитвы и богослужение с раскольниками — это серьезное каноническое преступление. Он пояснил, что после того, как Константинопольский патриархат признал украинских раскольников (речь идет об Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.), он перестал быть православной церковью в полном смысле этого слова.

«Надо сказать, что верующие нашей церкви и до сегодняшнего дня достаточно редко молились в храмах Константинопольского патриархата», — сообщил он.

Одной из причин, по его словам, является то, что в основном такие церкви представляют собой греческий этнический клуб, где верующие других наций чувствуют дискомфорт.

Молитвы за границей

Проблемы решение Синода может вызвать у тех, кто причисляет себя к пастве РПЦ, но постоянно проживает за границей. В частности, в Турции и Финляндии нет русских православных храмов, но есть церкви Константинопольского патриархата. Об этом заявил РБК настоятель храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин. Он пояснил, что в этих странах крупные греческие диаспоры и прихожане РПЦ ходили в их храмы. Как им теперь поступать, понять очень сложно.

«Будет построен частокол запретов». Главное о разрыве отношений РПЦ с Константинополем

Настоятель Московского Троицкого храма на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков заявил, что в этом случае им лучше молиться дома, но не принимать участия в службах, которые ведут представители любых поместных церквей с константинопольскими клириками.

Протоиерей Всеволод Чаплин пояснил, что в Западной Европе существуют храмы русского православного экзархата, но подчиняются они также Константинополю. Их основали уехавшие из России после революции эмигранты. В основном они расположены во Франции. В частности, речь идет о соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. По его словам, раньше, консервативные прихожане РПЦ иногда заходили в эти церкви, но теперь это точно прекратится.

Чтобы в случае нахождения за границей не ошибиться с принадлежностью храма, нужно послушать, какого патриарха поминают во время богослужения. Такой совет дал «360» настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник. Он пояснил, что внешне храмы Константинополя и Русской православной церкви никак не отличить, особенно если они древние, так как оба вида строились в византийском стиле.

«Нужно узнать, какого поминают патриарха. Это является точным признаком каноничной принадлежностью церкви», — отметил он.

Афон преткновения

Еще один важный вопрос, который возникает после разрыва РПЦ с Константинополем, что станет с Пантелеимоновым монастырем, который расположен на горе Афон. Там служат монахи Русской православной церкви, но при этом вся юрисдикция на этой территории принадлежит патриарху Варфоломею.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков в беседе с «360» в ответе на этот вопрос был краток и оптимистичен. «С ними все будет хорошо», — заявил он.

Более пессимистичной позиции придерживается протоиерей Всеволод Чаплин, который не исключил гонений, притеснений или выживания монахов с Афона. При этом он отметил, что до этого вряд ли дойдет.

РПЦ прояснила судьбу Благодатного огня после церковного раскола

«Большая часть этих монахов — греческие граждане, но с ними сложно будет поступать беззаконно на основании тех или иных политических решений, связанных с политикой Константинополя или греческих властей», — подчеркнул он свою позицию.

Также он заявил, что не видит ничего страшного в том, что многим придется отказаться от поездок на священную гору и предложил больше уделять внимания молитвам и таинствам в русских церковных общинах.

«Лучше всего быть прихожанином нашей, русской православной церкви, где нет возможности лукавить, где нет возможности представить себя лучше, чем ты есть. Где все знают все твои добродетели и грехи», — подчеркнул он.

Также Всеволод Чаплин заявил, что монастыри Афона очень серьезно отнесутся к сложившейся ситуации, когда будут делать выбор между двумя патриархатами. «Выбор между чистым православием, которое исповедует наша церковь, и той обновленческой тенденцией, тем нарушением канонов, которые сегодня присутствуют в деятельности патриархата Константинополя», — пояснил он.

Перед выбором встанут и другие поместные церкви: чью сторону они хотят занять — Москвы или Константинополя. Но пока этот вопрос находится в процессе обсуждения, заявил руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков. Он отметил, что не стоит ждать скорых ответов и требований даже после высказываний руководителей других поместных церквей.

Протоиерей Максим Колесник, в свою очередь, предложил молиться, чтобы восстановить мир.

Можно ли договориться?

В 2001 году церкви выделили в здании Московского городского научно-практического центра по борьбе с туберкулезом города Москвы на Стромынке небольшое помещение, в котором в дореволюционное время была алтарная часть храма. Настоятель храма отец Алексей Тимаков говорит, что это всего лишь 1/10 от былой площади домовой церкви. Игуменья Ксения подтверждает факт выделения больницей помещения для богослужений, но настаивает, что этого мало: о «достойной площади для совершения богослужения» договориться не получается.

«Службы там проходят во время обедов и завтраков. Это ненормально, когда богослужение идет под стук столовых приборов!» – говорит матушка Ксения.

В 2014 году РПЦ зарегистрировала подворье Московской патриархии при центре по борьбе с туберкулезом. А в январе 2019 года настоятель храма священник Алексей Тимаков обратился в Департамент городского имущества правительства Москвы с просьбой о передаче нежилых помещений. В мэрии отказали, сославшись на то, что не знают точных площадей, которые занимали храмы, поскольку те не являются отдельной недвижимостью и не поставлены на кадастровый учет.

По словам юриста больницы Кирилла Плаксина, речь идет о 7,5 тысячах квадратных метров в здании по улице Стромынка и 1,1 тысяче квадратных метров на Барболина. Согласно кадастровой карте, стоимость участка на Стромынке составляет 681 млн рублей, а весь участок на Барболина оценивается в 1,9 млрд рублей.

После отказа мэрии передать здания РПЦ решила судиться. В мае 2019 года Арбитражный суд города Москвы открыл производство по иску патриаршего подворья. В комментарии Настоящему Времени настоятель храма отец Алексей Тимаков сказал, что иск не подавал, его подала патриархия. Однако в судебных документах Тимаков Алексей Владимирович все же указан – как настоятель религиозной организации-заявителя.

filaretuos

Друзья и враги

Православие в Колумбии

Успенский храм в Боготе – единственная православная церковь в Колумбии.

Православие в Колумбию принесли греки.

В середине XX века в столице департамента Антиокия г. Медельине обосновался монах Афанасий. В 1967 г. состоятельный предприниматель Кристос Арванитис построил в колумбийской столице г. Боготе православную церковь – в память о своих пропавших без вести родителях. Храм был освящен 15 августа 1967 г., в день Успения Пресвятой Богородицы (по григорианскому календарю). Он представляет собой небольшое кирпичное здание под синим куполом в византийском стиле и расположен в престижном районе на севере города. Более 30-ти лет церковь не функционировала и открывалась только на время визитов греческого священника из Венесуэлы.

В 1999 г. появился настоятель – колумбиец, о. Михаил (до принятия православия – Эрнандо) Гарсиа, изучавший богословие в Греции. Службы он вел на греческом и испанском языках.

В августе 2008 г. владелец здания неожиданно закрыл Успенский храм. Спустя полгода он так же внезапно подарил его Константинопольской Церкви, однако богослужения еще не возобновились. Три года назад на юге Боготы была возведена церковь Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (настоятель – о. Иосиф (Доминго) Руис).

Православные храмы Колумбии находятся в юрисдикции митрополии Мексики Константинопольского Патриархата .

Викариатство в Боготе возглавляет архимандрит Иосиф (в миру – Хуан Рамон Саравиа). В крупных городах действуют греческие приходы: святого евангелиста Марка в Медельине (настоятель – о. Давид (Марио) Сапата), святого апостола Андрея Первозванного в Кали (настоятель – о. Хризостом (Альберто) Ариас), святого великомученика Димитрия Солунского в Кукуте (настоятель – о. Серафим (Эктор) Валенсиа). Существуют общины верующих в г. Перейре и Манисалесе. В 2008 г. открылась домовая церковь архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила при столичном викариатстве.

Фанар выделил средства на строительство храма в Кукуте. На приходах Константинопольской Церкви стажируется несколько семинаристов-колумбийцев.

Колумбию четыре раза посещал митрополит Панамский Афинагор, экзарх Центральной Америки и Карибских островов .

Приоритетные направления служения духовенства Константинопольского Патриархата в Колумбии – социальная работа, благотворительность и миссионерство. Оно вносит весомый вклад в борьбу с наркоманией и сектантством. Большинство этнических колумбийцев, перешедших в православие, – бывшие участники сект. Священнослужители путешествуют по стране с проповедями, выезжают в поселок Хесус-Мария в департаменте Сантандер, где большинство жителей – православные. В этом отдаленном уголке построена православная часовня.

Колумбийских православных – около пяти тысяч человек (при населении более 44-х миллионов). По национальной принадлежности это преимущественно греки, ливанцы, сербы, русские, украинцы, румыны, болгары, хорваты, палестинцы и американцы, по профессиональной – служащие, инженерно-технические сотрудники, преподаватели .

В Колумбии, одном из наиболее развитых государств региона, присутствие россиян долгое время было незначительным. В первой половине XX в. русские попадали туда, как правило, случайно, странствуя по миру в поисках лучшей доли. Ситуация несколько изменилась в 60-е гг., когда советские ВУЗы, в первую очередь Университет дружбы народов, распахнули свои двери для студентов из т.н. третьего мира. В стране строящегося социализма получали образование сотни колумбийцев, многие возвращались домой с любимыми женщинами. Из «русских жен» и формировалась русская колония. Позднее она пополнилась сотрудниками представительств крупных компаний, частными предпринимателями, учеными, преподавателями, деятелями культуры. Численность россиян, проживающих в Колумбии, не превышает 400 человек..

Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?

Сколько храмов и других религиозных организаций у Православной церкви, как быстро они строятся? Разбираемся вместе со статистикой от Росстата.

В России строится по три храма в сутки – это правда?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Читать еще:  В столице Казахстана построят кафедральный собор Русской церкви

Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.

Как считает Росстат

Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.

Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.

Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.

Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.

По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.

Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.

Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.

Как считает Православная церковь

Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений. К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).

С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.

Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.

Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.

И ещё немного статистики:

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?

Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.

Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.

Детские садики

Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.

Школы

Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч. В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч. И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.

Больницы

Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч. Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек. Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

И ещё немного цифр

Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы. Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год. В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

Участок рядом со школой и детским садом

О том, что власти Одинцовского городского округа выделили РПЦ для строительства храма земельный участок 50:20:010336:34939 площадью более 3 тыс. м² в Новой Трёхгорке, стало известно в январе 2020 года. Кадастровая стоимость этой земли составляет 12,3 млн руб.

Участок имеет общую границу с будущей поликлиникой (50:20:0010336:31666), находится между ней и проезжей частью основной транспортной артерии трёх густонаселённых микрорайонов — улицей Чистяковой. Это было бы идеальное место для организации парковки медицинского учреждения, но нет. Парковка у поликлиники не предусмотрена. Чиновники решили, что она предназначена для персонала и пациентов без автомобилей и передали землю РПЦ.

Буквально в 80 м, на противоположной стороне улицы Чистяковой, находится новая школа (50:20:0010336:33198), в 120 м — детский сад (50:20:0010336:30418). А колокольне будущего храма придётся конкурировать за архитектурное доминирование не только с жилыми домами, построенными с превышением максимально допустимой этажности, но и трубами газовой котельной.

Участок 50:20:010336:34939 для религиозного использования на публичной кадастровой карте

Главная икона храма

Главный храм Вооруженных сил РФ восходит к традиции стиля, который зародился в России в период Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому в архитектуру строения вложены древнерусские орнаменты. На воротах при входе в храм изображены первые русские святые Борис и Глеб. На обратной стороне ворот изображен космос в виде галактики с 12 свитками, которые принес каждый из апостолов.

Нижний храм посвящен равноапостольному великому князю Владимиру, крестителю Руси. Там расположена уникальная купель, украшенная керамикой и мозаичными крестами. Интерьеры нижнего храма уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

При входе в основной храм можно увидеть образ Спаса Нерукотворного в окружении ангельских воинов. Это копия образа, который был написан с главной иконы вооруженных сил, подаренной президентом России Владимиром Путиным, когда храм еще только начинал строиться. «Главная икона храма была провезена по многим воинским частям страны, побывала на военных лодках и кораблях. Перед ней молились военнослужащие всех наших родов и видов войск. Святыня уже намолена. Она вернулась в этот храм, и уже при ней совершалось освящение собора», – рассказал протоиерей Леонид Калинин.

Основой конструкции главной иконы «Спас Нерукотворный» стали доски пушечного лафета времен Петра I, которые были подняты со дна Невы, а также приклад винтовки Мосина с пометкой «1944 год» (винтовка активно использовалась в Великой Отечественной войне). Эти свидетельства можно увидеть, обойдя икону с другой стороны.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Нижняя галерея рассказывает о баталиях в Великой Отечественной войне. Также там размещены подлинные знамена многих войсковых частей и разных соединений, принимавших участие в войне. Для изготовления пола и плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта.

Купол храма выполнен в виде шлема князя Александра Невского с изображением на нем Архангела Михаила – предводителя небесного воинства. Внутри 16-метрового купола находится мозаичный образ Спаса Нерукотворного – это самое большое в мире изображение лика Христа. Образ копирует древнюю новгородскую икону – воинскую хоругвь XII века (сама икона находится в Третьяковской галерее). На Руси этот образ был не просто иконой, а воинским знаменем, с которым шли в бой.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Пробная доминанта. На Московском проспекте построят утраченную колокольню

Учредителями выступают Вадим Краснов и Илья Козлов. В отчетах эмитента Краснов фигурировал как руководитель филиала по управлению служебными зданиями ПАО «Газпром» в Петербурге. Козлов же, по данным системы «Контур.Фокус», — руководитель ликвидационной комиссии ЗАО «Газпром инвест Юг». В фонде, впрочем, предпочли не отвечать на вопрос о связи с «Газпромом», в самой компании сказали, что не имеют к этому проекту отношения.

Читать еще:  В Индонезии прошли массовые выступления за введение в стране шариата

О серьезности вопроса можно судить по делам фонда. Недавно он восстановил церковь Пресвятой Троицы киновии Александро–Невской лавры, воссоздает Скорбященскую церковь (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны. Нынешней осенью на Троицкой площади хотят установить памятный знак, посвященный стоявшей там церкви. Готовится обоснование для воссоздания церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной.

Строительство Скорбященской церкви посещали Александр Беглов и Алексей Миллер, при этом губернатор называл ее удачным примером сотрудничества «Газпрома» и РПЦ.

«По результатам нашего обращения к губернатору Александру Беглову КГИОП предложил подготовить материалы для рассмотрения на Совете по сохранению культурного наследия. Ввиду большой общественной значимости и уникальности этого проекта подготовка займет несколько месяцев», — сообщил «ДП» представитель фонда Филипп Грибанов. «Планируется вынесение на Совет по сохранению культурного наследия после представления материалов», — подтвердили в КГИОП. В КГА материалы пока не поступали, сообщили в этом комитете (впрочем, его виза в данном случае не является обязательной).

Совет по наследию — консультативный орган при КГИОП, решения которого, впрочем, не принято игнорировать (пока, по крайней мере, прецедентов не было).

Историческая справка

Помещениями религиозно-музейного комплекса являются старые соляные копи, которые разрабатывались коренными индейцами задолго до появления европейцев в Новом Свете. По оценке историков, разработка соляного месторождения велась с V в. н/э, предположительно, эксплуатация копей была связана с расцветом и развитием индейской культуры Чибча-Муиска.

Возникновение месторождения стало результатом испарения небольшого древнего моря, существовавшего в регионе более 70 Млн лет назад. После землетрясения, приведшего к разрушению горных вершин, морская соль оказалась заблокированной в земных недрах.

С приходом испанцев соляной промысел стал активно развиваться. Известный немецкий исследователь, географ и естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт (нем. Alexander von Humboldt; 1769-1859) во время своего путешествия по Южноамериканскому континенту в 1801 г. посетил здешние соляные шахты. В своих заметках ученый сравнил их с самыми богатыми европейскими копями.

За многие столетия в минеральных пластах были пробиты ходы, гроты и пещеры. Идея организовать в подземных галереях часовню возникла еще в начале ХХ в. Дело в том, что рабочие, добывавшие здесь соль, начиная трудовой день, непременно молились святым заступникам перед самодельным алтарем, который в 1932 г. был расширен до маленькой часовни. Вскоре возникла мысль о строительстве Храма.

Собор в выдолбленных индейцами галереях и пещерах начали строить в 1950 г., а 15 августа 1954 г. он был открыт. Подземный Храм, вырубленный в соляном пласте, был посвящен Деве Марии Розарии (исп. La Virgen María del Rosario), небесной покровительнице шахтеров.

Но протяженные галереи, высеченные в галитовом слое, были недостаточно укреплены. В результате, в целях безопасности церковь решено было закрыть, это произошло в 1990 г. В 1991 г. началось строительство нового Собора на 60 м ниже прежнего уровня, а спустя 5 лет был возведен целый Пещерный комплекс «Parque de la Sal», объединенный библейской тематикой, куда вошел и Соляной храм. К уже существующим тоннелям добавились новые помещения, ниши и коридоры, общая площадь комплекса составила 32 Га. Однако, при этом практически ни один коридор не был пробит специально, все пространства были созданы в давние времена в ходе разработки соляных копей.

Структура пещерного комплекса

На самом деле «Catedral de Sal», составляющий часть крупного пещерного комплекса, является действующей церковью, которую по воскресеньям вмещает до 3 тыс. прихожан и туристов, но т.к. она не имеет епископа, то, следовательно, не обладает официальным статусом католического Собора.

Сегодня подземный комплекс расположен на 4-х уровнях. Для туристов открыт 2-й уровень, где и разместился самый главный объект комплекса — Новый Соляной Собор Сипакиры. На территории комплекса помимо Собора находятся следующие объекты: уникальный «Парк-де-ла-Саль» (исп. Parque de la Salle – «Соляной парк»); Музей горного дела, минералогии, геологии и природных ресурсов, где посетители могут получить полную информацию о процессе добычи соли и технологии ее переработки; зал с подземным озером; 3-хмерный кинотеатр, в котором транслируется фильм о добыче соли; сувенирные магазинчики, где можно купить всевозможные изумруды, которыми славится Колумбия. В музейной экспозиции представлена обширная коллекция уникальных произведений искусства, созданных из соли и мрамора.

В Храм, который находится почти в 200 м под землей, посетители спускаются на шахтном лифте. Высота его составляет около 25 м, длина — 75 м. Теоретически он способен одновременно вместить 10 тыс. человек. В настоящее время Собор представляет собой разветвленную систему культовых сооружений, разместившихся в соляных выработках. Пространство Храма разделено на 3 нефа (от лат. Navis — «Корабль»; вытянутое помещение, ограниченное с продольных сторон рядами колонн), которые символизируют рождение, крещение, жизнь и распятие Иисуса Христа; а 14 часовен олицетворяют страсти Господни.

Иконы, украшения и архитектурные детали выдолблены церковными мастерами в пласте галита (каменная соль). В центре установлен величественный крест, который подсвечивается снизу. При этом на потолке образуется его большая отчетливая тень. В центральном, самом большом зале находится 16-метровый крест, цветовая подсветка которого постоянно меняется, создавая своеобразное завораживающее оптическое шоу.

Посредством хитроумной игре света Крест иллюстрирует сердцебиение Христа – характерная прерывистая красная световая пульсация.

Огромные соляные колонны символизируют 4 евангелистов. На полу в самом центре находится копия фрагмента фрески знаменитой Сикстинской капеллы (итал. Cappella Sistina), где Создатель вдыхает в Адама жизнь.

Вообще, каждое помещение и каждая архитектурная деталь Собора обладают мощной религиозной символикой.

В нишах установлены мраморные скульптуры, капелла в честь Девы Марии Розарии и водопад, символизирующий священную реку Иордан, в водах которой был произведен обряд крещения младенца Иисуса. Большинство стен украшены барельефами, изображающими деревья, животных, птиц, людей.

Масштабы Собора, пропорции архитектурных деталей и потрясающая подсветка икон, барельефов, фигур святых и скульптурных композиций поистине поражают воображение.

Пункт туристического паломничества

Сегодня Соляной Собор Сипакиры – самое посещаемое туристами культовое сооружение в Колумбии. Внутри Храма, полностью расположенного в древних подземных соляных копях, представлено большое количество скульптур, вырезанных из соли и изваянных из мрамора.

В Собор посетителям предлагают спуститься по лестнице, разделенной соляными глыбами на 3 параллельных пролета. Каждый человек должен выбрать свой путь. Считается, что избравшие левый спуск — неспокойные души, обуреваемые тяжкими сомнениями и грузом грехов. Средний спуск выбирают совершившие небольшие прегрешения; а правый спуск — люди с чистой душой и благими помыслами.

Необычайно интересно посмотреть на зеркало озера, вода которого такая же соленая, как в Мертвом море. Поверхность его настолько гладкая, что создается ощущение, будто находишься возле огромной дыры и заглядываешь в бездонную пропасть.

У туристов очень популярен экскурсионный маршрут, называемый «Путь шахтера» (исп. Ruta del minero). Желающим его пройти выдаются каски с фонариками. Проводник ведет группу по узким коридорам; фонари при этом предлагается выключить, чтобы экскурсанты в кромешной тьме прочувствовали, как раньше тут работали шахтеры, вынужденные экономить средства освещения.

Туристам рассказывают, какие методы в разные времена использовались для выработки соли, дают своими руками подержать кирку, даже можно попробовать отколоть кусочек соли себе на память. Затем производится имитация небольшого взрыва, видимо, для полноты ощущений.

В одном из переходов потолок выложен светодиодами, которые по очереди (в алфавитном порядке) высвечивают национальные флаги всех стран мира.

В 2007 г. в Колумбии проводился общественный опрос, целью которого было определить 7 наиболее значительных достопримечательностей страны. По итогам общенационального голосования Соляной Собор Сипакиры набрал наибольшее количество голосов, заняв I место в рейтинге.

Как добраться

Железнодорожный путь соединяет колумбийскую столицу с Кахикой (исп. Cajica) и Сипакирой — между этими городками ходит специальный туристический поезд (исп. Tren Turistico De La Sabana).

От ж/д станции Сипакира до соляного комплекса в выходные и праздничные дни регулярно курсирует автобус.

Любопытные факты

  • Колумбийский городок Сипакира, расположенный у подножия соляных холмов на высоте 2,63 м над у/м, славится как место с исключительно здоровым климатом.
  • Сипакира – один из старейших городов Колумбии и одно из самых посещаемых в стране мест.
  • Воздух в пещерном комплексе насыщен частицами соли, несмотря на мощную вентиляцию. Для людей с заболеваниями легких воздух с высокой концентрацией соли чрезвычайно полезен, а вот ранки на коже здесь может сильно «разъесть».
  • Исследователи утверждают, что запасы месторождения составляют более 250 Млн Тн соли. Согласно выводам экспертов, это количество можно использовать еще в течение 500 лет.
  • 16-метровый Крест главного зала Собора считается самым высоким из всех подземных крестов в мире.
  • Из городка Сипакира к знаменитому Соляному Собору ведет дорога, помпезно величаемая «Camino de la Sal» («Путь соли»).
  • В 2007 г. Соляной Собор Сипакиры был назван колумбийцами самой главной достопримечательностью страны.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector