1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выйду на волю – Бога забуду

«Однажды руководство колонии разрешило нам провести ночную пасхальную службу. Конечно, о том, что к нам, в наши леса и болота сможет приехать священник, даже мечтать не приходилось, но мы все равно были рады. Собрались в молельной комнате, все сообща помолились, а в полночь пошли крестным ходом, со свечками и пели пасхальные песнопения. Вроде бы ничего особенного, но ту Пасху и то чувство единения я потом вспоминал всю жизнь». Для человека, рассказавшего эту историю, маленькая православная община, сложившаяся в таежной колонии, стала отправной точкой в начале большого пути примирения с самим собой, Богом и близкими. Сколько вчерашних осужденных подобно ему, обретя веру, смогли изменить свою жизнь, никто никогда не подсчитывал. Да и возможны ли здесь подсчеты? Достаточно знать, что такие случаи не редкость, чтобы отнестись к православным общинам в заключении самым серьезным образом.
Кажется, что создавать религиозные общины в исправительных учреждениях стало возможно совсем недавно. А ведь первые из них возникли не меньше двадцати лет назад. Так что это явление уже стало частью истории и претерпело некоторые изменения. От людей, близких к тюремной теме вообще и к российской пенитенциарной системе в частности, можно услышать мысль о том, что любая колония — это уменьшенная копия государства. Все, что происходит в стране, в меньших масштабах происходит и здесь. Поэтому, когда в начале 1990-х верующие люди начали собираться в общины и организовывать приходы, искать помещения под молельные комнаты и по возможности начинать восстановление ближайших храмов, в колониях происходило примерно то же самое. Может быть, с той поправкой, что в подавляющем большинстве зон никаких разрушенных храмов не было.

«А как им было не привыкнуть, когда мы приезжали каждую неделю и даже с ночевкой оставались, чтобы все, кто хотел, успели и исповедоваться, и побеседовать, и причаститься на Литургии? Молельная комната маленькая была, но мы все там умещались, в тесноте да не в обиде», — вспоминает монахиня Людмила, без преувеличений «ветеран» тюремного служения. Ей так много лет, что она уже не помнит, сколько точно, зато точно знает, что последние 20 лет для нее связаны с тюрьмой.

Следом за молельными комнатами началось почти массовое строительство тюремных храмов, ведь в большинстве колоний молельные комнаты уже не могли вместить всех верующих. Чтобы община могла расти и развиваться, нужен был храм. Для каждой колонии строительство собственного храма — это целая эпоха. Событие, с которым связаны надежды и ожидания, а значит, и немалый энтузиазм.

«Когда мы строили храм — это было очень счастливое время, — рассказывает Александр, член православной общины ИК-9. — Формально мы, конечно, не обязаны были ничего делать, для работ нанимались специальные бригады. Но каждому хотелось хотя бы кирпичик положить своими руками. Приходили даже иноверцы. Так что, пока строился храм, община увеличилась в разы».

Сейчас и этот этап истории подходит к завершению. Храмы сегодня есть в подавляющем большинстве колоний. Как в реальности это сказалось на жизни православных общин в заключении? Многие сегодня вздыхают, что ожидаемого подъема так и не произошло.

Арестанты-строители

Вскоре вместо оборонного завода, в Костромской области началось строительство завода «Текмаш». Здесь и пригодились силы заключенных, которые были задействованы на строительстве объекта.

В дальнейшем, заключенные колонии строгого режима Костромы, привлекались для строительства заводов, птицефабрик, больничных учреждений, гостиницы «Кострома» и жилых микрорайонов. Они же заготавливали овощи для тюрем ГУЛАГа. С тех пор за колонией закрепилось неофициальное название «СМУ», аббревиатура которого расшифровывается, как строительно-монтажное управление.

Заключенные на стройке

Также арестанты ИТК-1 по Костромской области выполняли государственные подряды. Именно они изготовили вентиляцию для Череповецкого металлургического комбината, завода «Мотордеталь» и других предприятий.

На время ремонта дороги в Рыбинске изменится схема движения автобусных маршрутов

С 10:00 23 октября по 25 октября на период проведения работ по ремонту будет закрыто движение транспортных средств через перекресток автомобильных дорог: Переборский тракт – проспект 50 лет Октября – дамба шлюз. На указанный период изменяется схема движения автобусных маршрутов: №3, 9, 16э, 16-т, 33-т, 36-т, 101 и 111. Маршрут №14 временно закрывается.

№ 16э, 16-т и 36-т будут следовать от остановки «Троллейбусный парк» по ул.Гражданская, пр. Серова, пр. Ленина, ул. Крестовая, ул. Луначарского, железнодорожный вокзал, ул. Луначарского, Крестовая ул. (с выездом на Волжский мост через ул. Б. Казанская) ул. Коллективизации, Пошехонский тракт, дамба ГЭС, ул. Рокоссовского, Шекснинское шоссе, ул. Целинная. В обратную сторону будут следовать без заезда на железнодорожный вокзал по ул. Крестовая. На маршрутах будут действовать все остановки от Троллейбусного парка до Соборной пл. От Соборной пл. до ул. Рокоссовского – без остановок. Далее от ул. Рокоссовского с остановками. Конечная остановка на маршрутах «Левый берег».

№3 и 33т будут следовать: Переборский тракт, Селиховское ш., ул. Смирнова, ул. Инженерная, ул. Гайдара, пр. 50 лет Октября до больницы №4, в обратную сторону этим же маршрутом.

№9, 111 будут следовать: Переборский тракт, Селиховское ш. и далее по маршрутку без заезда в район Переборы.

№ 101 «Рыбинск – п. Каменники» будет следовать от железнодорожного вокзала по ул. Пушкина, ул. Герцена, ул. Бульварная, ул. Коллективизации, Пошехонский тракт, дамба ГЭС, Шекснинское шоссе, ул. Целинная и далее по маршруту. На маршруте вводится остановка «Бульварная ул.». В обратную сторону этим же маршрутом.

№ 14 временно закрывается.

В настоящее время перевозчики разрабатывают временное расписание для измененных маршрутов, при этом они постараются максимально сохранить интервалы движения. Временное расписание будет размещено на сайте администрации к пятнице.

Фото с сайта администрации Рыбинска

Рыбинск

Как добраться до церкви

Церковь Воскресения расположена на улице Нижняя Дебря, 37. Из столицы до Костромы дорога на машине занимает около пяти часов и проходит по трассе М8 и Ярославскому шоссе. В городе нужно переехать на левый берег Волги по автомобильному мосту, а после свернуть направо — на улицу Нижняя Дебря и проехать 350 метров.

Также можно добраться на поезде или рейсовых автобусах. От столицы путь займет около шести и семи часов соответственно. В самом городе до собора можно доехать на автобусах и троллейбусах, остановки «Ул. Подлипаева» и «Универмаг Кострома».

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Читать еще:  Леонид Кучма передал в дар храму Брестской крепости колокола

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Места заключения и расстрелов костромских священно и церковнослужителей

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. 13 июля 2016 .

Бутовский полигон

Бутовский полигон — историческое наименование урочища, известного как одно из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий близ деревни Дрожжино Ленинского района Московской области, где, согласно результатам исследований архивно-следственных документов, в 1930 — 1950-е годы были расстреляны десятки тысяч человек. Поимённо известны 20 тысяч 761 человек, расстрелянных в августе 1937 — октябре 1938 годов.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Бутовский полигон «Русской Голгофой». Среди захороненных на полигоне — около 1000 представителей духовенства: как Русской Церкви (православных различной юрисдикционной принадлежности), так и иных конфессий.

9 августа 2001 года Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон объявлен памятником истории и культуры местного значения.

Казнённые на Бутовском полигоне в подавляющем своём большинстве были приговорены к расстрелу внесудебными органами — тройкой УНКВД СССР по Московской области, а также особой комиссией НКВД СССР и прокурором СССР.

Было расстреляно 739 священнослужителей Русской Православной Церкви: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 14 архимандритов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов, 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). 219 мирян (псаломщиков, старост, иконописцев певчих и т.д.)

Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий середины ХХ века. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 1934 по 1953 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот из них прославлены в лике святых.

Волголаг

Волголаг, Волжский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) — подразделение Дмитровлага, созданное для строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов (Волгострой).

14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской. И в этом же году в сентябре в небольшой деревеньке Переборы под Рыбинском развернулось строительство и начались подсобно-вспомогательные работы по подготовке строительной площадки. В этом же году в Переборах организовали новую исправительную колонию.

Первоначально строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ.

В 1936 году в лагере находилось 19 420 заключённых, в последующие годы происходил рост численности контингента. В 1941 году, накануне войны, он достиг максимума за все годы своего существования: в Волголаге тогда находилось 85 509 человек. Две трети заключённых представляли собой уголовный элемент, 15—20 % были осуждены по 58-й статье УК РСФСР, то есть являлись «политическими». Кирка, лопата и лом — вот и все строительные инструменты. Каторжный труд изо дня в день. Голод. Смерть.

Узниками Волголага были многие священносулужители Костромской епархии. Среди них: Архиепископ Кассиан (Ярославский), святитель Василий, епископ Кинешемский и др.

При таком тяжелом труде выживали немногие. Каждый день умирало до 100 человек.

Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали вРыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек. Так на 1 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в ИТЛ прибыло 11 681 заключенных, убыло — 12 775 человек, из них освобождено — 6839, умерло — 4843, бежало — 135; к 1 января 1945 года в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.

В кинохронике тех лет диктор называет труд строителей «жертвой ради счастья потомков». В память об этой жертве в поселке Переборы — там, где располагался лагерь и шло сооружение шлюзов,— стоит мемориальный камень. 30 октября 2002 года рядом с узкоколейкой, по которой приходили эшелоны с заключенными, установлена гранитная многотонная глыба с мемориальной доской – закладной камень памятника погибшим узникам Волголага. Мемориальная доска на камне гласит: «Сей камень есть начало мемориала жертвам Волголага

САНДАРМОХ

Сндормох — лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12-ти км от Медвежьегорска (16-й километр дороги на Повенец)по автодороге «Вологда — Медвежьегорск», где на площади 10 гектаров в 1937—1938 годах расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.

Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв репрессий 1937—1938 годов. Знаменитые Белбалтлаг. Организован 16 ноября 1931 на базе Соловецкого ИТЛ ОГПУ. Подчинён с 16 ноября 1931 ГУЛАГ ОГПУ, с 9 марта 1939 Управлению лесной промышленности ГУЛАГ и с 26 февраля 1941 Управлению лагерей лесной промышленности НКВД.

Закрыт 18 сентября 1941 в связи с близостью к зоне военных действий Распоряжением Совнаркома СССР № 08955 от 11.09.41 о прекращении лесозаготовок и лесовывозки Беломоро-Балтийским комбинатом. Максимальное число заключённых приводится на декабрь 1932 г. — 107 тысяч 900 человек, из них 92 000 заключённых было занято на строительстве канала, 15 900 — на лесозаготовках.

Содержались в лагере преимущественно спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле1997 год

В июле 1997 года в лесном массиве Сандармох близ города Медвежьегорск были проведены раскопки, при которых найдены тайные захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-38 годов. Всего на площади в 10 гектаров было обнаружено 236 расстрельных ям. Согласно архивным данным, на этом месте было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.

Было установлено, что Сандармох является местом массового расстрела 1111 заключённых так называемого «соловецкого этапа». Среди них — выдающиеся мастера культуры, государственные деятели, священнослужители из многих республик СССР.

27 октября 1937 года этап погрузили на баржи, потому его след терялся. Много лет существовало предположение, что людей утопили в Белом море. Однако в 1995 году усилиями директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал» Вениамина Иоффе в архивах управления ФСБ в Архангельске были найдены оригинальные документы, в частности расстрельные списки. Исполнителем приговоров был капитан НКВД Михаил Матвеев, заместитель начальника АХУ УНКВД Ленинградской области. Иногда ему ассистировал помощник коменданта УНКВД Ю. Алафер.

Расстрелы продолжались в течение 9-14 октября 1937 года. Всего заключённых было 1116: пять приговоров не выполнено, ибо один заключённый умер, а четырёх этапировали в другие места.

1 июля 1997 года экспедиция Петрозаводского и Санкт-Петербургского «Мемориала» под руководством Юрия Дмитриева обнаружила место трагедии. В 1998 году было открыто мемориальное кладбище «Сандармох», установлен гранитный памятник с надписью: «Люди, не убивайте друг друга!». В часовне хранятся списки репрессированных, с которыми может ознакомиться любой прибывший на мемориал.

«Люди, не убивайте друг друга!»

СЕЛИФОНТОВО

Селифонтово — мемориальное кладбище на месте расстрельного полигона октября 1938 года — одного из мест массовых казней и захоронений жертв «Большого террора»; близ деревни Селифонтово Ярославского района Ярославской области.

С 3 по 6 октября 1938 года, в лесном массиве близ деревни Селифонтово были расстреляны 187 человек: рабочие, крестьяне, священнослужители, инженеры, лица руководящего состава.

Все они обвинялись в антисоветской деятельности по 58-й статье и объявлялись «врагами народа».

Читать еще:  У журналистов впервые может появиться свой блаженный

Место массовых захоронений около деревни Селифонтово признано мемориальным кладбищем.

В 1994 году там установлен памятник.

В годовщину расстрела на мемориальном кладбище Селифонтово совершается панихида. В деле священника церкви с. Николо-Пенье Гаврилов-Ямского района Н. К. Измайлово местом его расстрела и захоронения обозначено именно Селифонтово.

В 1994 году в лесном массиве у д. Селифонтово установлен мемориальный памятник. За период с 1918 по 1975 годы в Ярославской области ( часть нынешней Ярославской области входила в Костромскую губернию) политическим репрессиям подверглось 18155 человек, из них 2219 были расстреляны (цифры без учета пострадавших от раскулачивания, сосланных на спецпоселения и в ссылки).Репрессии затронули все слои и группы населения. В 1937-1938г.г. только к расстрелу было приговорено 423 рабочих, 246 крестьян, 256 служащих учреждений и предприятий, 166 человек из числа директоров и других руководящих работников, 65 работников партийно-советского аппарата, 40 преподавателей учебных заведений.

Унжлаг

Унженский исправительно-трудовой лагерь с центром на станции Сухобезводное Горьковской железной дороги в Горьковская области. Унженский лагерь, Унжлаг, (адрес «п/я АЛ-242» позднее «п/я 241/250»), исправительно-трудовой лагерь был организован 5 февраля 1938 года. Название дано по реке Унжа, протекающей в Костромской области. Действовал вплоть до начала 1960-х годов.

Был основан в системе ГУЛАГа и претерпел вместе с ним все переподчинения, за исключением периода с 26 февраля 1941 по 2 апреля 1953, когда был подчинён сначала Управлению, затем Главному Управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) и периода 2 августа 1954 по 14 ноября 1955, когда был снова подчинён восстановленному ГУЛЛП.

Доля политических заключённых в Унжлаге менялась по годам: в 1938 году (данные на 1 октября) их было 53,4% (8 265 человек), в 1943 году (данные на 1 января) — 44,7% (10 681 человек) и 1952 по состоянию на 1 мая — 29,5% (8 563 человек). Падение числа политических заключённых, арестованных по 58 статье за так называемые «контрреволюционные преступления», связано с организацией Особых лагерей, куда были помещены осуждённые почти по всем пунктам 58 статьи, за исключением 58-10 (антисоветская пропаганда).

В настоящее время руины Унжлага разбросаны на территории Варнавинского района Нижегородской области и Макарьевского района Костромской.

Летом 2009 года в Макарьеве Костромской области был открыт памятник жертвам сталинских репрессий, выполненный в виде поклонного креста. Конструктивная основой монумента стали рельсы заброшенной узкоколейной железной дороги, некогда связывавшей различные лагерные пункты и лесозаготовки Унжлага.

  • Новости
  • Статьи
  • Проповеди
  • Святые и святыни
  • Храмы и монастыри
  • Библиотека
  • Вопрос-ответ
  • Календарь
  • Альманах «Светочъ»
  • Миссионерские беседы
  • Фотогалерея

Протоиерей Дмитрий Сазонов

Протоиерей Дмитрий Сазонов,
кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия,
председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Даже Христа судили

Православие советует относиться к заключенным милосердно. Даже Христу пришлось пережить арест, допросы, пытки, казнь.

А сколько святых томились в заключении и были осуждены за более, чем два тысячелетия христианства, начиная со времён языческих императоров до сталинских репрессий. Поэтому в Священном Писании сказано, что когда Господь станет судить человечество, то скажет праведникам:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Конечно, обычные заключённые не святые, но кто мы, чтобы обвинять их? Такие же грешники — убить можно плохим отношением, обокрасть можно изменой, и мы не меньше огорчаем своих родителей.

Помощь тем, кто томится в узилище, на Руси оказывали и крестьяне, и аристократы. Обычным делом было перед православными праздниками приходить с милостыней к осужденным. Позже помощь узникам — духовную и материальную стали называть тюремным служением.

Особую силу оно приобрело при благочестивом царе Алексее Михайловиче (1645-1676), который сам навещал заключенных, выслушивал их просьбы и освобождал тех, чья вина невелика. А его близкие приносили в тюрьмы милостыню и одежду. Стали посещать заключенных священники, беседы с которыми облегчали души страдальцев.

Позже в Российской Империи создавались и работали комитеты и общества, задачей которых была поддержка заключённых. В таких организациях состояли представители царской фамилии, дворяне, купцы, которые вкладывали свои средства в обеспечение узников.

Священники и монахи посещали их, чтобы поведать о Боге, направить на путь истинный, причастить Святых Христовых тайн.

В наши дни заключённые также нуждаются в самом необходимом и в нашей поддержке. Как гласит статистика, среди женщин в тюрьме порядка 73% православных. Зато мужчины легче организуются в церковную общину.

Также у ФСИН сегодня 13 домов ребенка, где воспитываются 550 детей, в том числе в возрасте до 1 года — 262. За последний год ни одна освобождающаяся женщина не оставила своего ребёнка на попечении государства – это говорит о положительных переменах в мышлении.

В тюрьме у многих людей появляется время и повод обратиться к Богу. Там впервые открывают Библию и крестятся на образок. Но чтобы эти предметы появились в камере, нужна помощь с воли — благотворительность. Она меняет судьбы.

Отвечает ли Бог на молитвы преступивших закон? Есть необычные примеры участия Всевышнего в судьбах заключённых. Так мой знакомый рассказал о том, как одного зека освободили после того, как тот написал письмо на могилу святой Ксении Петербуржской.

Отсюда только один выход — смерть: самые суровые колонии России (10 фото)

«Белый лебедь»

О соликамской колонии особого режима слышал, пожалуй, каждый житель страны. Эта «зона» всегда славилась жесткими порядками, но мало кто знает, что раньше «Белый лебедь» ничем особо не отличался от других советских тюрем. Первыми его обитателями в 1938-м стали политические заключенные, в основном священники. И только в 1955-м всех служителей церкви перевели в Мордовию, а в колонию для «перевоспитания» завезли «воров в законе». Под мощным психологическим и физическим прессингом со стороны сотрудничавших с охраной сокамерников от воровской «короны» тут отказались более 100 уголовных авторитетов.

В 1999 году учреждение перепрофилировали в колонию для пожизненно осужденных. Интересно, что многие эксперты криминальной субкультуры до сих пор расходятся во мнениях по поводу названия. Одни полагают, что тюрьма стала «Белым лебедем» из-за позы заключенных, в которой они обычно передвигаются по коридорам: туловище в наклонном положении, а руки в наручниках за спиной подняты вверх (сотрудники ФСИН называют это «позой ку»). По мнению других, колонию назвали так из-за большого количества маленьких скульптур лебедей, расположенных во внутреннем дворике. Здесь в разное время скончались легендарный лидер советского воровского мира Василий Бабушкин по кличке Вася Бриллиант, а также известный террорист Салман Радуев.

«Черный дельфин»

Одна из самых старых и крупных российских колоний была основана еще при Екатерине Великой в XVIII веке. Острог в Соль-Илецкой крепости построили для участников Пугачевского бунта. С 2000-го здесь содержатся приговоренные к пожизненному сроку серийные убийцы, маньяки и насильники. Все обитатели находятся под круглосуточным видеонаблюдением. В основном в камерах сидят по два-три человека, но есть и «одиночки» — для особо опасных. Заключенные живут по суровому распорядку: спят при ярком свете и только головой к двери, не накрывая лицо одеялом. На протяжении всего дня арестантам запрещено садиться на кровать, а если сотрудник администрации увидел нарушение, то по его команде все обитатели камеры обязаны встать в «позу ку» и открыть рот; в таком положении они находятся, пока не получат отбой. Интересно, что приговоренные перемещаются по колонии исключительно с завязанными глазами, причем каждого сопровождают три охранника.

За сотни лет в этих стенах побывали матерые бандиты всех мастей, из наиболее известных в тюрьме сейчас находятся лидер казанской ОПГ «Хади Такташ» Радик Галиакберов (13 убийств), ростовский «серийник» Владимир Муханкин по кличке Ленин (восемь убийств) и маньяк Сергей Шипилов, прозванный Вельским Чикатилой (14 убийств).

Читать еще:  Барак Обама отметил праздник Дивали вместе вайшнавскими брахманами

«Полярная сова»

Самая северная российская колония находится за Полярным кругом. В этих местах на протяжении почти всего года температура воздуха колеблется у отметки минус 40 градусов по Цельсию, а лето длится всего один месяц. В 1961 году в Ямало-Ненецком автономном округе появился режимный поселок Харп. Все его обитатели имели немало судимостей и искупали свою вину на строительстве Трансполярной магистрали. Со временем рядом с населенным пунктом вырос лагерь для особо опасных преступников. А с 2004 года тюрьма стала последним пристанищем для пожизненно осужденных.

Пожалуй, самым ярким арестантом «Полярной совы» считается битцевский маньяк Александр Пичушкин, убивший 49 человек. Также здесь отбывает наказание бывший майор милиции Денис Евсюков, расстрелявший в магазине девятерых, и единственный выживший при нападении на школу в Беслане бандит Нурпаша Кулаев. Интересно, что сначала он содержался в одной камере с Пичушкиным, но тот постоянно угрожал расправой и Кулаева в итоге «отселили». В Харпе также некоторое время находился соратник Михаила Ходорковского Платон Лебедев, обвиняемый по делу ЮКОСа.

«Черный беркут»

Эта колония особого режима спрятана в глухой тайге на севере Свердловской области. Своим названием она обязана бывшему сотруднику нальчикского ГАИ Хабасу Закураеву. Во время отбывания срока за убийство тещи он вылепил здесь довольно необычный памятник — черного беркута, держащего в когтях змею. Как и в большинстве подобных мест, на дверях каждой камеры висят таблички с выдержками из личных дел заключенных: статьями обвинения, количеством жертв и описанием преступлений. Считается, что это сделано для того, чтобы у охранников не возникало ни малейшего сочувствия к приговоренным.

Большинство обитателей колонии — маньяки. Один из них — жестокий ростовский убийца Владимир Криштопа. Его приговорили к расстрелу, однако, пока преступник дожидался приговора, на смертную казнь наложили мораторий. «Компанию» ему составляют серийные убийцы Владимир Миргород (16 жертв), Владимир Белов (восемь жертв) и террорист Илья Тихомиров, устроивший взрыв на Черкизовском рынке (погибло 14 человек).

«Вологодский пятак»

Заключенные и охранники между собой называют это место русским Алькатрасом, поскольку тюрьма, по аналогии с американской, находится на острове. Изначально острог появился на территории бывшего мужского монастыря, основанного в XVI веке. После революции большевики переделали православную обитель в тюрьму для священников, а потом в колонию для особо опасных преступников. С 1996 года здесь содержатся приговоренные к пожизненному сроку.

Интересно, что сокамерников подбирают исходя из их психологических особенностей, например, в одной камере не могут сидеть два склонных к побегу арестанта. Сейчас на острове Огненный отбывает пожизненное наказание скинхед Виктор Апполонов из неонацистской группировки, на счету которой 27 убийств, а также серийный убийца Михаил Бухаров.

architectstyle

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Храм Воскресения Христова на Дебре

Любой, кто приезжает в древний русский город Кострому на автомобиле по мосту через Волгу, ширина которой достигает здесь 600 метров, не может не обратить внимания на великолепную церковь, являющуюся выдающимся памятником русской художественной культуры XVII века.

Храм Воскресения Христова на Дебре – один из тех памятников искусства, без которого невозможно представить себе облик старинной Костромы и в полной мере изучить её художественную культуру.
Более трех с половиной столетий назад талантливые зодчие, замечательные иконописцы, мастера стенного письма создали удивительной, редкой красоты церковь в честь главного православного праздника – Воскресения Христова – Пасхи.

Слова в названии церкви – «на Дебре», указывают на то, что в древности здесь рос дремучий лес. В Костроме существовало две «дебри» — верхняя, располагавшаяся на горе на крутом берегу Волги, и нижняя – под горой. Ни нижней Дебре и была построена Воскресенская церковь.

Первый деревянный храм был построен здесь еще в XIII веке костромским князем Василием Ярославичем (1248 – 1276 гг. правления), младшим сыном великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича.

Рисунок В. П. Верещагина (1896 г.):

Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре, где еще с XV века начал формироваться посад. Он вел широкую торговлю кожами и входил в состав московской Гостиной сотни. Согласно преданию, деньги на строительство церкви были получены чудесным образом, когда вместо красок, заказанных Кириллом Исаковым в Англии, в одном из бочонков оказались золотые монеты, которые и были пожертвованы на возведение храма.

Постройка церкви была завершена в основном к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан артелью костромских художников во главе с Василием Запокровским и Гурием Никитиным. В 1650 году храм был освящен.

Пятиглавый кубический объем храма на подклети имел позакомарное покрытие. На галерею храма ведут три крыльца с шатровыми завершениями.
В конце XVII века фасады церкви были расписаны «брильянтовым рустом» (покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и травами, благодаря чему храм стал более живописным.

Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.):

Эта раскраска храма просуществовала до 1990-х годов, когда фасады окрасили в одинаковый цвет с разделкой «под кирпич».

Одновременно с храмом были сооружены миниатюрные Святые врата с арочными проемами. Они украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана (неясыти пустынной), раздирающего свою грудь, чтобы насытить ею птенцов, и двуглавого орла.

Изображения эти не случайны, носят символический характер и связаны с праздником Воскресения Христова: лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем храма; единорог символизирует чистоту и девственность.

Как и церковь, Святые врата имели полихромную раскраску, не сохранившуюся до нашего времени.

Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.):

В архитектурном отношении храм чрезвычайно интересен.
Основной его кубический объем увенчан величественным пятиглавием.

Декоративное оформление фасадов храма насыщенно и разнообразно: профилированные карнизы, полуколонны на фасадах четверика и наличниках окон, ширинки с декоративными вставками, закомары, висячие гирьки, резные белокаменные вставки, чешуйчатые и черепичные главы.

Кажется, что в оформлении фасадов безвестные зодчие собрали все элементы декора, применяемые в середине – второй половине XVII столетия. И все это великолепие смотрится гармонично и празднично.

В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность.

В 1870-х годах стены и своды галереи храма были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года.

Но часть этих фресок была раскрыта в 1958-1961 годах художниками-реставраторами В. Е. и Д. Е. Брягинами.

Создается такое впечатление, что главной целью оформителей храма было напугать прихожан.
Так, по сторонам от западного портала на стенах изображены ангелы со свитками, записывающими имена всех входящих на службу и выходящих из церкви прежде окончания литургии.
И самыми яркими и интересными являются фрески, на которых демонстрируются сцены мучений грешников (видимо и тех, ктто не дождался окончания литургии) в аду.

Единый ансамбль с Воскресенским храмом ныне составляет колокольня Знаменской церкви (и эта церковь и ее колокольня были уничтожены в 1930-е годы, но многоярусная колокольня, построенная в начале XIX века, была восстановлена в своем первоначальном виде в конце 1990-х годов по проекту
архитеркора-реставратора А. С. Васильева).

О храме Воскресения Христова на Дебре можно писать еще много. Но пока что ограничимся этим кратким очерком.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Существуют ли подобные заведения для женщин?

Согласно второй части 57 статьи Уголовного Кодекса России, женщины не могут быть помещены в тюрьму пожизненно. Высшая мера наказания заменяется для них 25 годами заключения автоматически. Но это лишь по одному преступлению.

В совокупности преступлений, рассматриваемых в суде, женщине могут дать срок до 30 лет лишения свободы.

Их ограничивают в общении и прогулках, тюрьмы для таких заключенных построены в местах, окруженных непроходимой тайгой.

Количество осужденных на пожизненный срок растет. Вероятно, скоро мы увидим новые тюрьмы в России с пожизненным заключением.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector