0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я принял ислам, чтобы побывать в Мекке

Я принял ислам, чтобы побывать в Мекке

Мекка — древний арабский город, куда не может попасть ни один немусульманин. Ну, почти ни один. Андрей Маркелов ради Мекки принял ислам и отправился в паломнический тур. Публикуем его фотографии и краткую версию рассказа о путешествии в закрытый город, куда мы вряд ли когда-нибудь попадем. Полный текст можно почитать на сайте Андрея .

Мекка — древний город в Саудовской Аравии, закрытый для всех немусульман. Никто точно не знает, когда он появился и кем был построен. Посреди Мекки стоит Запретная мечеть, а посреди мечети — Кааба, черный куб со словами Корана по периметру. Это то самое место, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо во время намаза.

Кааба была местом паломничества еще во времена арабского язычества. Потом Мекку захватили мусульмане во главе с пророком Мухаммедом. Вокруг Каабы построили Запретную мечеть, а вход в Мекку со временем закрыли для всех немусульман.

«В Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам»

Азат Ахунов о 40 случаях отмены хаджа, первом появлении волжских булгар в Мекке XI века и татарских приютах для пилигримов в Стамбуле

В Саудовской Аравии недвусмысленно намекают на отмену будущего хаджа — паломничества к святым местам ислама. И вряд ли кто-то подобному сильно удивится, учитывая нынешнюю обстановку в мире. При этом, несмотря на то что хадж является одним из столпов ислама, поездки в Мекку отменялись десятки раз за последние без малого полторы тысячи лет. Известный казанский востоковед Азат Ахунов рассказывает о причинах данных событий, попутно знакомя с «татарским следом» в истории мусульманских паломничеств.

«В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама» Фото: Wikimedia/Omar Chatriwala

В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЯ С ЗАБОЛЕВШИМИ COVID-19 В КОРОЛЕВСТВЕ ДОСТАТОЧНО БЛАГОПРИЯТНАЯ

В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама. Министр хаджа и умры Саудовской Аравии Мухаммад Салех ибн Тахир Бантен в интервью каналу «Ал-Ихбарийа» призвал мусульман отложить организацию поездки в хадж из-за неопределенности с пандемией коронавируса. Месяц назад власти королевства приняли решение запретить умру — малый хадж. Большой хадж нельзя отменить — данный обряд входит в число пяти столпов ислама. То есть это обязательное предписание шариата наравне с намазом и постом в месяц Рамадан. Каждый правоверный мусульманин, достигший совершеннолетия, хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку и Медину. Хадж должен был состояться в июле и августе, государство готовилась принять около 2 млн мусульман.

Королевство Саудовская Аравия одним из первых закрыло свои границы для иностранцев. С 2 апреля и до особого распоряжения в Мекке и Медине введен круглосуточный комендантский час. Все въезды и выезды в эти города перекрыты. Местным жителям разрешено покидать свои дома только с шести утра до трех часов дня в исключительных случаях — для покупки продуктов первой необходимости и посещения больниц.

В целом ситуация с заболевшими COVID-19 в королевстве достаточно благоприятная. В пятницу министерство здравоохранения КСА озвучило последние цифры, согласно которым в настоящее время в Саудовской Аравии суммарно зафиксировано 2 039 случаев заражения коронавирусом, от болезни скончались 25 человек.

Несмотря на обязательность хаджа, не все желающие мусульмане могут совершить паломничество, каждой стране выделяется квота, за рамки которой нельзя выходить. Например, в этом году России получила 25 тыс. мест. Из них только 1,8 тыс. досталось Татарстану. Судя по ценам, указанным на сайте «Хадж Центра», путевки на хадж планировалось продавать от $2,6 тыс. до 5,5 тысячи. Что будет с теми людьми, которые уже приобрели их, пока неясно. Как сообщили источники в «ДУМ РТ Хадж», бронирование туров ведется в обычном режиме.

فيديو عاجل | وزير الحج يدعو دول العالم عبر #الإخبارية من أمام #الكعبة_المشرفة التريث في إبرام عقود #الحج pic.twitter.com/3ToLj2pv0n
— قناة الإخبارية (@alekhbariyatv) March 31, 2020

«ЕСЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО ВСЕ-ТАКИ СОСТОИТСЯ, ЭТО БУДЕТ НАСТОЯЩАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГЛУПОСТЬ»

На самом деле ситуация в текущем году беспрецедентная. Власти Саудовской Аравии прямо не говорят об отмене хаджа, но намекают на это почти прямым текстом. Дело в том, что самому паломничеству предшествует много бюрократических процедур: получение виз, справок о прививках и т. д. Если саудиты и дадут зеленый свет через месяц-два, то чисто физически консульские учреждения не смогут обработать такое большое число заявок. Но пока, судя по сообщениям саудовской прессы, главный приоритет — здоровье и безопасность своих граждан.

«Если паломничество все-таки состоится, это будет настоящая административная глупость, — заявил известный российский исламовед Александр Малашенко. — А поскольку в исламе самую большую ценность представляет человек, верующий, его и нужно беречь. Поэтому я просто уверен, отмена хаджа — правильное и неизбежное решение».

В СМИ уже прозвучали громкие заявления о том, что хадж может быть отменен впервые в истории ислама, но на самом деле это не так. Из прошлого исторического опыта известно как минимум 40 случаев, когда хадж отменялся по тем или иным причинам. Причем паломничество в Мекку прерывалось и в доисламские времена. Данный город почитался святым аравийскими бедуинами еще до появления пророка Мухаммеда. Среди большинства древних арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звезд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Главным местом скопления идолов являлась Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше 300 идолов.

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ДОИСЛАМСКОМУ ПЕРИОДУ, ДАТИРУЕТСЯ 570 ГОДОМ Н. Э.

Первый случай, относящийся к доисламскому периоду, датируется 570 годом н. э., за год до рождения пророка Мухаммеда. По-другому его называют Годом Слона. Наместник эфиопского царя в Йемене Абраха начал поход в Хиджаз, чтобы уничтожить Мекку. Он построил церковь в йеменской Сане и хотел, чтобы центр паломничества переместился туда. Согласно легендам, поход не удался, поскольку эфиопская армия была уничтожена стаями птиц, закидавших ее кусками обожженной глины. Также известно, что, когда войско Абрахи вошло в Мекку, чтобы разрушить Каабу, слон остановился и опустился на колени перед храмом. В тот год люди не могли совершить паломничество в Мекку, опасаясь войны.

Что касается времени ислама, то можно привести несколько примеров, когда хадж отменялся по тем или иным причинам.

В 692 году хадж был приостановлен во время осады Мекки полководцем Хаджаджем ибн Йусуфом, который по приказу халифа решил уничтожить окопавшегося возле Каабы претендента на трон — близкого сподвижника пророка Мухаммеда, Абдуллаха ибн аз-Зубайра. Хаджадж, несмотря на просьбы последнего и на то, что наступило время хаджа, атаковал бунтовщиков, обстрелял Каабу камнями, а самого Зубайра распял на воротах Мекки.

В 865-м произошла резня на горе Арафат. В этот год некий человек по имени Исмаил ибн Йусуф, известный также как ас-Саффак, возглавил восстание против Аббасидского халифата. Он напал на паломников, собравшихся возле священной горы Арафат, и перерезал их. Эта трагедия стала причиной отмены хаджа.

Изображение ал-Хаджаджа на монете 695 года

В 930 году Мекка была захвачена караматами — сектой из Бахрейна. Их лидер Абу Тахир аль-Джаннаби заявил, что паломничество является языческим ритуалом. Сектанты убили около 30 тыс. паломников, а их тела сбросили в святой колодец Замзам. Мекку и Запретную мечеть разграбили, а святой Черный камень увезли в Бахрейн. По этой причине хадж был приостановлен на 10 лет, пока камень не вернули на место.

В 967-м хадж сорван из-за эпидемии некой болезни «ал-Машри», о чем писал известный арабский ученый Ибн Касир. Эта болезнь быстро распространилась среди паломников в Мекке, большинство из них умерли от жажды.

С 983 по 991 год хадж не проводился из-за распрей между аббасидскими и фатимидскими халифами.

В 1831-м он отменен в результате эпидемии холеры, которая пришла в Мекку из Индии.

В период 1837–1858 годов хадж не состоялся трижды из-за различных эпидемий чумы и холеры. То же самое было в 1865-м и 1883-м.

Последний вопиющий случай произошел в ноябре 1979 года. Саудовские власти пытались его скрыть, но информация об этом благодаря американцам быстро распространилась по всему миру. Бывший гвардеец Джухайман аль-Утайби, который считал себя мессией Махди, захватил вместе со своими боевиками Каабу и Запретную мечеть в первый день хаджа. Он выступил против официальных властей, которые, по его мнению, слишком сблизились с Западом и нарушили основные постулаты ислама. Поскольку любое кровопролитие на этой территории запрещено, пригласили французских спецназовцев, которым пришлось временно принять ислам. Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников.

«Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников»

«НЕСКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ УКАЗЫВАЮТ, ЧТО В СТАМБУЛЕ ИМЕЛСЯ ТРЕХЭТАЖНЫЙ ДОМ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ РАНЕЕ КАЗАНСКИМ МУСУЛЬМАНАМ»

Во время эпидемий, которые случались довольно часто, погибло немало паломников, отправлявшихся в святые земли из наших краев. Например, в 1812 году во время поездки в хадж скончался от холеры известный татарский богослов Габденнасыр Курсави.

Вообще, что касается истории паломничества у татар, то первые сохранившиеся сведения о хадже, совершенном предками современных татар — волжскими булгарами, относятся к 1041/1042 годам. О прибытии булгар в Багдад упоминает арабский историк Ибн ал-Джаузи: «И прибыл один человек из булгар — говорят, что он один из больших людей того народа, — со свитой из 50 человек, направляясь совершить хадж».

Сама Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 году, но исламизировалась гораздо раньше. В X–XII веках ислам распространился по всей территории этого крупного восточноевропейского государства. Будучи мусульманами, волжские булгары стремились выполнить один из обязательных столпов ислама — совершить паломничество к святым местам. На месте Волжской Булгарии возникло Казанское ханство, после завоевания Казани в 1552 году русскими войсками — Казанская губерния, просуществовавшая до 1920-го.

Читать еще:  Православная община Дамаска организовала на Рождество детский праздник

Во все эти века предки татар, несмотря на отсутствие хороших дорог, всевозможные опасности, отправлялись в дальний путь, который занимал не один месяц передвижения пешком, верхом на лошадях и верблюдах, а в лучшем случае на кораблях морем.

Татарский религиозный деятель Габдерашит Ибрагимов (1857–1944) в своей автобиографии писал, что в Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам, и что в одном из них, которым управлял шейх Габдесаттар-эфенди, он останавливался и сам. Кому именно принадлежали данные дома, точно неизвестно. Правда, архивные материалы иногда дают некоторые зацепки. До сих пор было мало сведений о Мухамметшакире Закировиче Бигаеве 1883 года рождения, который до ареста владел в Казани часовой мастерской. В 1933-м он арестован по делу так называемой Всесоюзной социал-фашистской партии. Следователи характеризовали Бигаева как крупного домовладельца, «имевшего свои дома в Казани, Константинополе и Медине (Аравия), где [он] несколько лет проживал в дореволюционное время». Иные подробности, к сожалению, остаются за кадром.

Мухамметшакир Закирович Бигаев

Несколько источников указывают на то, что в Стамбуле имелся трехэтажный дом, принадлежавший ранее казанским мусульманам и купленный, по мнению вышеназванного Ибрагимова, на средства Исхака хаджи Апанаева. Этот дом, а точнее тэккэ, располагался неподалеку от мечети «Нур Османийа», его посещали многие известные татары по пути в Мекку. Среди них можно назвать Марджани, самого Ибрагимова, суфийского шейха Зайнуллу Расулева и других. Вообще, в те годы Стамбул и Медина представляли собой два крупных пункта на пути паломничества. Татарские приюты, имевшиеся в данных городах, оказывали неоценимую услугу паломникам, отправлявшимся в Мекку с берегов Волги, особенно тем, кто не располагал достаточными средствами. По всей видимости, эти дома служили одновременно гостиницей и местом встреч для татар, причем туркестанцы, проезжавшие через Стамбул, селились отдельно.

В советское время совершить хадж удавалось лишь единицам мусульман со всего СССР. Например, в 1955-м из огромной многомиллионной страны в хадж направились всего 20 человек, хотя в тот же год, например, из Йемена в Саудовскую Аравию прибыли 58 089 паломников, а из Египта — 34 618.

Когда в СССР началась перестройка, рухнул железный занавес, многие мусульмане захотели совершить хадж, но мешал недостаток средств и проблема с конвертируемостью советского рубля. Лишь в 1990 году первая большая группа мусульман из Советского Союза в количестве 1,5 тыс. человек побывала в священных местах. Эта поездка была полностью профинансирована королем Саудовской Аравии и стала подарком советским мусульманам.

Нараставшие центробежные силы в мусульманской умме России, ускорившиеся с распадом советского государства, привели к созданию в августе 1992 года в Казани независимого от духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) духовного управления мусульман РТ. С этого момента начался отсчет функционирования самостоятельных религиозных институтов в Татарстане. В том же 1992-м, еще до образования ДУМ РТ, впервые организован прямой хадж на автобусах с выездом из Казани.

После признания легитимности вновь созданного муфтията Татарстана процесс организации хаджа в республике был взят под контроль государством. Например, для проведения хаджа в 1993-м по договоренности с президентом РТ духовное управление заказало два самолета Ту-154, принадлежащих компании «Авиалинии Татарстана». В этот год хадж совершили 300 татарстанцев при стоимости путевки в 350 тыс. рублей (около $400). Действующие имамы, преподаватели медресе и воскресных школ смогли приобрести тур по льготной цене в 100 тыс. рублей. В следующем, 1994 году многие российские мусульмане, в том числе и татарстанцы, воспользовались подарком короля Саудовской Аравии Фахда, который направил личные средства на оплату паломничества в Мекку 13 тыс. мусульман из России и стран СНГ.

Хадж текущего года может не состояться. Но, как показывает история, такие события уже случались раньше. И надо относиться к этому спокойно. Здоровье и безопасность людей должны стоять на первом месте.

В Медине построят квартал для немусульман

Гражданам всего мира независимо от вероисповедания впервые будет разрешено жить в Медине — одном из двух священных городов ислама, на территории Саудовской Аравии, сообщает во вторник эмиратская газета National.

Районы расположения двух главных мусульманских храмов в Мекке и Медине отведены только для мусульман. Их границы строго определены, и эти районы закрыты для тех, кто исповедует другие религии.

«Лица, не исповедующие ислам, впервые получат опыт жизни в священном исламском городе. Они не смогут селиться в запретном районе Харам, но будут настолько близки к нему, что смогут видеть огни Благородной мечети пророка», где находится усыпальница провозвестника ислама, посланника Аллаха — Мухаммеда ибн Абдаллы, сказал газете управляющий директор саудовской компании Savola Group Сами Барум.

Руководитель крупной компании, участвующей в застройке нового района первой в истории столицы ислама, считает, что первые немусульмане смогут поселиться в Медине уже в ближайшие пять лет. Они будут жить в новом, восточном районе утопающей в садах и пальмовых рощах Медины, которую еще называют Лучезарной. В этом районе строится Городок экономических знаний (Knowledge Economic City), где будут проживать 150 тысяч человек.

Медина, которая до середины 60-х годов была обнесена городской стеной и не росла вширь из-за ряда ограничений, будет реконструирована для обновления жилого фонда, удовлетворения нужд паломников и развития туристического бизнеса. В последние годы в Лучезарной, основанной, по легенде, Ясрибом — одним из внуков библейского Ноя — в плоскогорном оазисе, разрешено строить высотные дома вдоль второй кольцевой дороги имени короля Абдаллы. В остальных районах окруженного горными отрогами малоэтажного города-оазиса, где наряду с усыпальницей пророка Мухаммеда находятся семь самых знаменитых саудовских мечетей, а также могилы первых сподвижников пророка, строятся дома в три, шесть, восемь, 10 и 14 этажей.

По официальным данным, в последнем десятилетии город, имеющий 95 красочных наименований («Купол ислама», «Сердце веры», «Избранный», «Добрый»), ежегодно посещают около 6 миллионов паломников. Ожидается, что в скором времени их число достигнет 10 миллионов.

  • Bookmark on Delicious
  • Recommend on Facebook
  • Tweet about it
  • Share on vkontakte
  • Subscribe to the comments on this post

hadgi, раба Аллаха!, Nurlan, and 8 others are discussing. Toggle Comments

Абдурахман 23:29 on 13/05/2010 Permalink

Инна лиллях1и ва инна иляйх1и раджиун!

Dzhafar Trexglazyj 21:23 on 14/05/2010 Permalink

Запрета по признаку мусульманин-немусульманин конечно не должно быть, если только эти немусульмане не пытаются вредить Исламу и соблюдают шариат, но теперь, ясное дело, эти «немусульмане» и особенно «немусульманки» начнут там ходить как и везде в Мире, полуголыми и лицемерки из мусульман тут же начнут подражать им, а со временем и там объявят хиджаб средневековой дикостью и отсталостью, как в Европе, и сказав что нам не следует отставать от продвинутой (а по моему мнению утопающей из-за «продвинутой» своей «светской (а точнее безбожной, если кому непонятно) европейской цивилизации» так называемой, в гомосексуализме и прочем разврате!) Европы, и просто возмут и запретят. Лучше бы они заставили потом этих «немусульман» одеваться тоже по шариату, а кто не хочет так одеваться, тому не разрешали бы там жить, тогда такое было бы исключено. Но вряд ли там так поступят. Очень похоже это на работу масонов-глобалистов по постепенному искоренению Ислама и преобразованию Исламских государств в светские для последующего их соединения с Евросоюзом для подготовки соединения всех стран в одно большое глобальное светское государство, в котором будет царить из-за его безбожности всеобщее моральное разложение и потому свободно будут доступны любые низменные наслаждения. В общем хотят всю Землю превратить в одну большую грязную лужу и кувыркаться в ней как свиньи в грязи.

Nurlan 20:46 on 18/05/2010 Permalink

Mekka i Medina uzhe ne raz menyali svoih hozyaev. I nikto krome Allaha ne znaet v chyih rukah ona okazhetsya zavtra. Vspominayutsya slova pravednogo Halifa Umara ibn Al-Hattaba radiallahu anhu kototry skazal primerno tak: «Poistine my byli nizkim narodom, i Allah vozvysil nas posredstvom religii Islam, i esli my budem iskat sily i moshi v chem libo drugom krome Islama, to Allah unizit nas i zamenit drugim narodom «

ухти 22:52 on 18/05/2010 Permalink

А почему вдруг такая честь немусульманам?! многие мусульмане мечтаают там жить. с какой стати! нам же не строят кафиры у себя отдельные города для нас… я в шоке.,

Rovshan 11:48 on 04/06/2010 Permalink

Subhanallah! Veroyatno eto priblizhayet Konec….I arabi Saudii molchat? Ili eto schitayetsa normalnim?

uhtukum 13:39 on 04/06/2010 Permalink

Ассаламу алейкум.Я не верю в достоверность этой информации.С чего это неверные будут переезжать в Медину чтобы жить там.Учитывая вполне вероятное искажения первоначальной информации скорее местные мунафики добились того чтобы жить » отдельно» от мусульман при этом не покидая родное место. УАллаху аълям.

Nurlan 15:20 on 04/06/2010 Permalink

Oni molchat potomu shto podchinyautsya pravitelyu. «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.

———- 20:05 on 04/06/2010 Permalink

Abdullah 05:16 on 05/06/2010 Permalink

O Allah! Pomiluy nas qrewnikov, pocemu ya eto prochital! O Allah, ne unijay nas musulman! Ya ne xocu v eto verit! Ved Ti je sam qovoriw, cto Mi znaem o verolomstve qlaz. Mojet, menya obmanivayut moi qlaza.

nave 11:55 on 09/06/2010 Permalink

«О времена, о нравы…»
А как же быть с завещанием Пророка (С.А.В.С) о выселки всех неверующих с исламских земель? Неужели туризм в безбедной Саудии стал приоритетнее завета с Аллахом и Его посланником? Какая реальная польза для мусульман от этих поселений на святыне ислама ? И какая вообще мотивация у этих горе-проектов? Одни вопросы и никаких ответов.
СубханАллах куда мы катимся?

Реклама

Мекка и Медина являются закрытым для немусульман городами. Однако сегодня эти ограничения распространяются только на центральную часть города, где происходят ритуалы религиозного поклонения паломников-мусульман со всего мира.

МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) — священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah, по-арабски, что можно перевести, как «Блистательная Мекка».

Мекка находится в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической области Хиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря, на высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами.

Мекка известна с IV века нашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местом поклонения последователей многих языческих культов.

В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникло новая религиозное мировоззрение — ислам.


Центральная часть Мекки. Вид сверху

В 624 году, находясь в изгнании в Медине, пророк Муххамад ввел правило, в соответствии с которым его последователи, за которыми закрепилось название «мусульмане», должны во время молитвы обращаться в сторону Мекки. До этого, в течение нескольких лет мусульмане при молитве обращались в сторону Иерусалима.

Читать еще:  В РПЦ призвали блоггеров к корректности и ответственности

В 630 году, когда Муххамад вернулся в Мекку и очистил Каабу от языческих идолов (по преданию, таких идолов было 340) и провозгласил её главной святыней мусульман. С тех пор Мекка является духовным центром ислама, священным городом для всех мусульман.

«Мать городов» — так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами «Лабайк-аллахума лабайка», что означает «я здесь, Господи, я здесь».

Cтаринный рисунок генплана МеккиКааба в конце ХIХ векаСердце Мекки, мечеть аль-Масеж аль-Харам перед реконструкцией

Сегодня Мекка — это современный город с населением более 1 миллиона человек. Однако и сегодня так же, как и много лет назад, вся жизнь Мекки связана с мусульманскими святынями — Каабой и построенной вокруг него мечетью Харам.

Священная мечеть Харам (аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски и означает «Священная мечеть»), находится в самом центре Мекки. Мечеть Харам еще иногда называют Запретной мечетью, так как вход немусульманам был запрещен еще пророком Мухаммедом.

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Мечеть Харам в привычном нам виде, то есть c внутренней площадью, имеющей форму прямоугольника, в центре которого находится Кааба, известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, поскольку мусульманская архитектура – это, прежде всего, живая традиция. Каждое поколение вносит свой вклад в ее развитие. Мечеть Хаарам не рассматривается мусульманами памятником архитектуры и зодчества, а считается, прежде всего, религиозной святыней.

Здесь мало что осталось от первоначальной застройки. Мечеть посещается тысячами людей ежедневно, поэтому здесь ведется постоянная реконструкция. Последний раз мечеть подверглась значительной перестройке в конце 1980-х годов, тогда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Можно сказать, что на наших глазах развивается и оттачивается мусульманская архитектурная мысль. И в преображении этих религиозных центров мы видим современное развитие османской и сирийской архитектурных школ.

В настоящее время мечеть Харам — это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует еще 44 других входа. Главный вход в мечеть — ворота короля Фахда.

Здание мечети оборудовано на самом современном уровне, в нем действует 7 эскалаторов, а воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные мужские и женские помещения для молитв и совершения омовений.


Главный вход в мечеть — ворота короля Фахда

Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания, которая, впрочем, для этого специально и предназначена.

В центре мечети на площади, выложенной мраморными плитами, находится святилище Кааба, которое мусульмане часто называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».

Кааба представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 х 12 м, а высота равна 15 м. Именно от слова «кааба» происходит общеизвестное слово «куб».

Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, носящим особое название «кисва». Покрывало это меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь выполнена из чистого золота и весит 286 кг.

В восточный угол Каабы, примерно на высоте полутора метров, вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане), окаймленный серебрянным ободом. Большинство ученых считает, что это метеорит. Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников. Поломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 683 году во время пожара Черный камень раскололся от жары на три куска, так что их пришлось соединять в единое целое с помощью серебрянных штифтов. А в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году.

Неизвестно, кто и когда основал Каабу. Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения мусульманства. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако первоначальное сооружение погибло во время Всемирного потопа.

Вторично Каабу построили по преданию Ибрахим (Аврааам в Библии) и его сын Исмаил, от которого, кстати, и ведут свое происхождение жители этих мест. Пророк Муххамад также считал себя потомком Исмаила. При постройке Каабы Ибрахим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на русский). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В мечети Харам находится и священный источник Зам-зам. Этот источник был дарован Исмаилу, когда он со своей матерью Хаджар (Агарь в Библии) умирал в пустыне от жажды. Именно вокруг него потом и возникла Мекка. Вода из источника Зам-зам поступает по трубам во внутренние помещения мечети, где находятся специальные места для омовения и питья. Вода источника Зам-зам удивительно приятна на вкус.

Мекка – один из самых посещаемых городов мира. Попасть в Мекку стремится каждый мусульманин. Особенно значительным событием в жизни мусульман считается ритуальное паломничество в Мекку — хадж, совершаемый в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший возвышающий духовно хадж — носит особое звание «хаджа».

В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с приемом многочисленных паломников со всего мира. Для них в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях, своей религиозной общиной, поскольку хадж – это не индивидуальное путешествие, а, если можно так выразиться, — «коллективное мероприятие», когда мусульмане испытывают не только духовное единение с богом, но и одинаковые чувства со своими единоверцами.

Подобное духовное единство переживается мусульманами в Мекке с особым подъемом, по обычаям, освященным веками. В этот период мусульманин не только думает о собственной жизни, но он погружается в историю, чувствуя ее неразрывную связь.

Подавляющее большинство паломников попадают в Мекку сюда через город Джидда, являющийся своеобразными морскими и воздушными воротами Мекки. Джидду, стоящую на берегу Красного моря, соединяет с Меккой отличная автомагистраль длиной 78 км. Аэропорт Джидды, носящий имя короля Абд аль-Азиза, связан регулярными рейсами почти с 70 городами мира, в том числе с таким далекими от Аравии, как Сингапур и Нью-Йорк. Из Каира самолеты летают в Джидду дважды в день.

МЕДИНА (Madinah, Madina, Medina) — второй (после Мекки) священный город мусульман.

Медина находится также в западной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу от Мекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины до побережья Красного моря — около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу (Yanbu) — 275 км.

Под именем Ясриб (Ятриб, Yathrib) город известен с глубокой древности. Он играл важную роль на караванном пути из Сирии в Йемен. В 622 году здесь обосновался вынужденный покинуть Мекку основатель ислама пророк Муххамад.

Постепенно за городом закрепилось название аль-Мадина аль-Наби (al-Madinah al-Nabi)- «город пророка», что и дало в сокращении нынешнее название. Вообще же, «аль-Мадина» по-арабски означает просто «город». Арабы часто используют название al-Madinah al-Munawwarah — «Блистающий (лучезарный) город».

Со дня переселения Муххамада в Медину, которое носит у арабов особое название — «хиджра» (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.

Медина стала первым городом, где утвердился ислам. Здесь в 632 году пророк Муххамад скончался, здесь находится его могила.

После того, как духовный центр мусульман переместился в Мекку, Медина еще долгое время оставалась административным центром арабского мира. Здесь жили и похоронены первые арабские халифы Абу-Бакр (Abu Bakr), Умар (Umar) и Осман (Othman).

В настоящее время Медина современный город с населением более 500 тысяч человек.

В самом центре города находится одна из основных святынь ислама — Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамада. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. В последствии, Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века.

Последние работы по реконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадь комплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом были использованы самые современные технические решения. Так для создания тени на открытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматические зонтики.

Над мечетью возвышается 10 минаретов, причем 6 из них были воздвигнуты во время последнего расширения. Высота этих минаретов — 104 м. Высота старых минаретов — около 70 м.

Над старой частью мечети возвышается так называемый Зеленый купол. Рядом с ним находится более мелкий Серебряный, или Белый, купол. В этой части мечети, под Зеленым куполом, расположена Священная усыпальница. Именно на этом месте находился, по преданию, дом пророка Муххамада. В Священной усыпальнице находится могила пророка. Здесь же находятся могилы трех первых арабских халифов Абу-Бакра, Умара и Османа. От остальной части мечети Священная усыпальница отделена стеной с мощными дверями.

Надо отметить, что в Медине вообще очень много мечетей. Кроме Мечети пророка, самая известная из них — мечеть Каба (Qubaa,Qaba). Мечеть Каба считается самой первой мечетью. По преданию, ее основал сам пророк Муххамад, когда прибыл в Медину в 622 году.

Мечеть Каба также неоднократно перестраивалась, постоянно расширяясь. Последняя такая перестройка была в 1984 году. В настоящее время общая площадь мечети составляет 135 тысяч кв. м.

Как и Мекка, Медина является местом поломничества мусульман. В окрестностях Медины построен современный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи, Куала-Лумпур.

Легко ли обойти?

Короче говоря, да. Естественно, медину лучше всего исследовать пешком. Поскольку старый город остается окруженным внушительными городскими стенами, хорошим способом добиться ваших целей является ознакомление с различными воротами (или,бабы на арабском) которые пересекали стены через различные промежутки времени. Это такжеPetits а такжегранды такси для коротких и длинных поездок соответственно, и множество местных, если переполненных автобусов.

Завоевание Мекки Мухаммедом

В 570 году в Мекке родился Мухаммед, сыгравший важную роль в формировании ислама. Он происходил из древнего и уважаемого рода курайшитов Бану Хашим. В 6 лет Мухаммед осиротел, и его взял на воспитание дядя Абу Талиб.

Читать еще:  У Союза христиан лопнуло христианское терпение при виде шаманов

Мальчик часто сопровождал дядю в торговых поездках в другие города. Исламская традиция гласит, что во время такой поездки 9-летний Мухаммед встретил монаха Бахира, предсказавшего ему путь пророка.

В 610 году во время медитации к Мухаммеду явился архангел Джибриль, который был послан Аллахом. Он передал мекканцу откровения из первых аятов Корана. После второго видения Мухаммад уверовал в единственного Бога Аллаха и стал его посланником. Вскоре его жена и окружение приняли ислам.

Новая вера была принята в штыки языческими племенами, поэтому в 622 году после долгих лет гонений Мухаммед с мухаджирами (мусульманами) переселился в Медину. Однако конфликт между курайшитами и мусульманами не был исчерпан. Они продолжали враждовать.

В 628 году Мухаммед и приверженцы ислама хотели войти в Мекку для паломничества, но были остановлены курайшитами. После переговоров мекканцы и мусульмане заключили Худайбийский мир сроком на 10 лет. В нем были определены условия паломничества и сотрудничества сторон.

Через 2 года курайшиты нарушили мир, напав на мусульман. После этого инцидента Мухаммед, собрав 10-тысячное войско, отправился в Мекку. Мусульмане вошли в город с четырех сторон. Мекка сдалась Мухаммеду без боя.

Вскоре в городе были уничтожены все образы языческих богов. Мекка была объявлена священным местом и центром мусульманского паломничества, а мекканцы приняли ислам. В 632 году Мухаммед умер, а религия, пропагандируемая им, быстро распространилась по миру. Тысячи мусульман стали приезжать в город для совершения хаджа (паломничества в Мекку).

Историческая справка

Расположен город, также, как и Мекка, в регионе Хиджаз. Он существовал ещё в доисламское время и считался одним из крупнейших центров евреев на Аравийском полуострове. Существует мнение, что первые поселения были ещё во времена войны между народом амалекитян и израильтянами. Население со временем становилось всё более разношёрстным, смешанным: различные кланы, состоящие из арабов, евреев и людей еврейско-арабского происхождения, которые были приверженцами иудаизма.

Иудеи захватили власть и постоянно сталкивали проживающие здесь племена. Непрекращающиеся конфликты и междоусобицы значительно ослабили силы общин, поэтому было принято решение просить о помощи внешние силы.

Остепенившиеся арабские кочевники обратились в Мекку к проповеднику Мухаммаду. Они хотели прекратить регулярные трения и притеснения. Тем более многие иудеи принимали веру Ислама, но обманывали: делали это неискренне и отвергали вероисповедание. А некоторые жители были вообще многобожниками. Пророк посетил Медину, поговорил со всеми сторонами и заключил соглашение с иудеями о примирении и ненападении. Была создана так называемая местная конституция, которая налаживала все взаимоотношения и учитывала интересы жителей. Тогда большая часть арабов приняла исламскую религию.

Город не всегда назывался «Медина». Для арабов это был Ясриб. Но когда его посетил Мухаммад, все мусульмане стали звать эту местность «город Пророка», что на арабском звучит, как «Мядиняту-н-Наби». Также упоминается ещё один вариант названия: «Аль-Мадина аль-Мунаввара», который означает «освещающий город». Со временем длинное название сокращали и называли «Медина», что переводилось просто, как «город».

Медина: экскурс в историю

История Медины восходит еще к тем временам, когда шли войны между Моисеем и амалекитянами. До прихода пророка Мухаммеда этот город был крупным еврейским центром на Аравийском полуострове. Тут жили преимущественно кланы, основной религией которых был иудаизм.

Медина стояла на торговом пути, поэтому очень часто люди останавливались тут отдохнуть, запастись едой и прочими припасами, необходимыми в дороге. Долгое время Медина принимала странников и помогала им, однако со временем жители города тоже начали развивать сферу торговли и даже отправлялись в другие страны.

В 622 году пророк Мухаммед вынужден был бежать из Мекки, и поселился в этом, небольшом на то время, городке. В 632 году Мухаммед скончался, однако за десять лет жизни в этом месте он коренным образом изменил привычный ход вещей в городе на многие века. Его учения остались глубоко в сердце жителей Медины, все больше людей стали обращаться в ислам, и с тех пор город стал очень религиозным и, более того, Медина стала вторым по значению городом после Мекки в мусульманском мире.

Кланы Кайнука и Надир, которые на протяжении многих веков жили тут, в 627 году были истреблены: мужчин вырезали, а женщин и детей продали в рабство. Дело в том, что они не хотели принимать новую веру и готовили покушение на Мухаммеда. Пророк смог узнать об этом заранее и избежал злой участи, однако за предательство по отношению к братским народам, которые живут бок-о-бок с ними, мусульмане решили уничтожить Кайнука и Надир.

Мекка. Главный город мусульман. Медина. Мечеть пророка. Общая характеристика

Мекка, главный священный город мусульман, расположена в Саудовской Аравии в 100 км от Красного моря. Здесь родился будущий пророк и находится главная святыня мусульманского мира — Кааба. Точно время основания Мекки неизвестно, но она упоминается уже у Птолемея. Город раньше носил название Бака и был крупным торговым центром, через который, часто транзитом, проходило большое количество товаров. Мекка была финансовой столицей региона. «Во времена Мухаммада передовые люди Мекки были в первую очередь финансистами, умело управляющими кредитными операциями, искушенными в финансовых спекуляциях, заинтересованными в возможности любых выгодных инвестиций от Адена до Газы или Дамаска». Также город являлся и крупнейшим местом сосредоточения идолов языческих богов, к которым арабы совершали паломничество в доисламское время.

С городом и его окрестностями связано множество мусульманских легенд и преданий: Адамово тело было сотворено из глины, взятой в Мекке; здесь же он встретился с Евой после изгнания из рая; Ибрахим, по одной из легенд, в окрестностях Мекки пытался принести в жертву своего сына Исмаила.

В центре Мекки находится самая большая культовая постройка исламского мира — Масджид ал-Харам, или в переводе с арабского Запретная мечеть. Здание много раз разрушалось и перестраивалось. Его площадь сейчас — более 300 тыс. кв. м. «Для мусульманского искусства характерны грандиозные архитектурные сооружения, имитирующие космические сферы, которые становятся как бы соразмерными человеку, мечети одновременно и огромны и уютны».

Четыре главных входа Запретной мечети расположены строго по сторонам света; 20-метровые внешние стены мечети облицованы зеленым мрамором. У этой мечети самое большое количество минаретов, что говорит о ее главенстве в мире. Правда, существует легенда о турецком пане Ахмеде I (1603-1617), приказавшем в начале XVI в. построить мечеть с шестью минаретами, тогда как в Запретной мечети в то время их было меньше. В Стамбуле и во многих других частях мусульманского мира этот указ вызвал большое недовольство. Но султану удалось найти достаточно простой выход из трудного положения — он достроил несколько минаретов в Запретной мечети (Аравийский полуостров в то время входил в состав Османской империи). В настоящее время минареты мечети одинаковой высоты — 95 метров. Мечеть представляет собой синтез старых архитектурных традиций с самыми современными технологиями. Во время последней реконструкции мечети власти Саудовской Аравии, стараясь облегчить паломникам пребывание в жарком климате Мекки, установили в мечети кондиционеры, также начали работать эскалаторы.

В центре Запретной мечети находится Кааба (пер. с араб. «куб»). Это прямоугольная постройка размером 10 х 12 х 15 м. «Стены Каабы были сложены из шестнадцати рядов камня и пятнадцати рядов дерева попеременно, начинаясь и завершаясь каменной кладкой, и поднялись почти на девятиметровую высоту; снаружи кладка была скрыта слоем стука — пластичного материала из природного гипса и извести». Мусульмане всего мира называют Каабу Священным домом. История возникновения Каабы относится к доисламским временам, когда семитские племена Аравии поклонялись языческим божествам, в частности Хубале, который покровительствовал племени курейшитов и, скорее всего, стал для них прототипом Аллаха. Тогда и возникла необходимость в охране идолов и создании священной территории вокруг них. Поэтому сначала из глины, затем из камня начали возводить прямоугольные постройки. Постепенно постройки все более усовершенствовались: они увеличивались в размерах, появилась крыша, территория вокруг Каабы становилась все более почитаемой. Постройку покрывает кисва — специально предназначенное для этого покрывало. «На время совершения обрядов при особенно большом стечении народа в период хаджа подбирают, и тогда взорам людей открывается ровная каменная кладка стен здания». Традиция покрывать Каабу специальной тканью родилась также в доисламские времена, когда возникла необходимость сохранять священный предмет от посторонних взглядов.

Входом в Каабу служит дверь, которая находится на уровне около двух метров выше земли. В Средние века верующие пытались таким образом не допустить разграбления святыни и защитить ее от селевых потоков^ которые довольно часто случаются в данном регионе. Существует версия, что до принятия арабами ислама стены Каабы изнутри были расписаны, и это объясняется тем, что в Мекке было велико влияние христианских эфиопов.

В Средние века Кааба страдала от пожаров, несколько раз разрушалась соседними враждебными племенами, однако всякий раз вoзpoждaлась. Люди знали, что именно здесь возможна связь с многочисленными богами, а после принятия ислама и с едином Богом — Аллахом. Именно здесь находится Черный камень.

Черный камень священен для мусульман. Это один из немногих до- мусульманских культовых предметов, которые Мухаммад «обратил» в ислам. По легенде, история камня восходит ко временам жизни Адама и Евы. Когда Адам был изгнан из рая, он получил от Аллаха камень — яхонт. В камне отражался рай, чтобы перволюди вспоминали о нем и сожалели о его потере. Со временем камень приобрел черный цвет — от прикосновения грешных людей. Он находится на восточной стороне Каабы и расположен на уровне полутора метров от земли. Являясь главной благодатью, полученной от Бога, он привлекает паломников: мусульмане всего мира спешат в городе именно к центру Запретной мечети, к Черному камню.

Рядом со священным домом находится полукруглая стена (хатим) высотой 90 см и шириной 1,5 м. Считается, что раньше она соединялась с Каабой, то есть они были единой постройкой. Место, находящееся между ними, является почитаемым, так как здесь обрели покой пророк Исмаил и его мать Хаджар.

Что нужно знать о Мекке?

В честь пророка, принесшего людям Коран, всех мужчин в Мекке принято называть Мухаммадами. Именно так обращаются к продавцам, таксистам, официантам, полицейским.

Мекка – красивый, современный город с высотными зданиями и множеством мечетей. Вся территория Мекки считается запретной для греха, тут нельзя причинять вред ничему живому, даже растениям. После азана – призыва к молитве – продавцы оставляют свои магазины открытыми, не опасаясь краж, водители останавливают машины прямо на проезжей части, вся улица превращается в мечеть. Тем не менее паломники иногда становятся добычей воров и попрошаек.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector