0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В России отметили день памяти пострадавших за веру в ХХ веке

Содержание

В России отметили день памяти пострадавших за веру в ХХ веке

  1. Главная
  2. Епархия
  3. Кантемировское благочиние
  4. В Митрофановке почтили память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также всех пострадавших за веру в ХХ веке

В Митрофановке почтили память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также всех пострадавших за веру в ХХ веке

9 февраля, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее, день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русския, священник Димитрий Глушков совершил Божественную литургию в храме во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района.

После отпуста Литургии отец настоятель совершил славление святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Затем он обратился со словом проповеди к собравшимся: «Неделя о мытаре и фарисее напоминает нам о том, что мы не должны превозноситься своими добродетелями и подвигами над другими людьми. Господь Иисус Христос ждёт от нас плоды смирения и покаяния. Будем чаще приводить себе на ум молитву мытаря: Боже, милостив буди мне грешному».

После была отслужена панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.

Фоторепортаж

Предыдущая новость

Беседа с учениками Митрофановской СОШ

Следующая новость

Паломническая поездка в Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Последние новости раздела

В Митрофановке встретили праздник Покрова

13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии,

В Митрофановке представители благочиния поддержали заболевших COVID-19

8 октября настоятель храма во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района священник Димитрий Глушков и матушка Екатерина Глушкова посет.

В Митрофановке поздравили жителей с Днем пожилого человека

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Настоятель храма во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района.

Кантемировцы отметили праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября, благочинный Кантемировского церковного округа протоиерей Михаил Шушеров отслужил праздничную Божественную литургию в Свято-Троицком храме в день Воздв.

В Митрофановке совершили поклонение Кресту Господню

26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского с. Митрофановка Ка.

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

20 октября святая церковь празднует честь и память преподобного Сергия Послушливого, Киево-Печерского чудотворца.

В этот день своё тезоименитство празднует один из старейших клири.

18 октября кадеты Матвея Платова казачьего кадетского корпуса с. Гороховка в количестве 15 человек совершили паломническую поездку в Воскресенский Белогорский мужской епархиальный монастыр.

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святителей — Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Фил.

16 октября в здании администрации Острогожского муниципального района состоялось расширенное заседание оперативного штаба по координации мероприятий по .

14 октября Православная Церковь отмечает великий праздник чудесного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Благочинный Ольховатского церковного округа протоиерей Владимир Бирюков в Покровском хр.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, временно управляющий Россошанской епархией, Глава Воронежской митрополии, посетил с архипастырским визитом приход но.

13 октября в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении клириков благочиния.

На очередном занятии по прикладному творчеству воспитанники духовно-просветительского центра во имя святителя Тихона Задонского в Острогожске осваивали технику росписи стекл.

Кто такие Новомученики и исповедники Российские

Основная христианская конфессия Российской Империи — православие. После революции 1917 года представители веры были одними из тех, кто подвергся коммунистическим репрессиям. Именно из этих людей и произошел впоследствии сонм святых, который является сокровищем для Православной Церкви.

Происхождение слов

Слово «мученик» имеет древнегреческое происхождение ( μάρτυς, μάρτῠρος) и переводится как «свидетель». Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни. Первый христианский мученик был убит около 33—36 года (Первомученик Стефан).

Исповедники (греч. ὁμολογητής ) — это те люди, которые открыто исповедуют, т. е. свидетельствуют о своей вере даже в самые сложные времена, когда эта вера запрещена государством или не соответствует религиозному убеждению большинства. Они также почитаются святыми.

Значение понятия

Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.

Мученический чин разделяется на несколько категорий:

  1. Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа.
  2. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно.
  3. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть.
  4. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть.
  5. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения.

Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни.

Торжествующий собор праведников

Теперь почти в каждом русском селении – от больших городов до малых деревень – есть свои святые, явленные и неявленные, прославленные и непрославленные, молитвами которых и стоит наша земля. Новомученики и исповедники Российские являются для нас, их близких потомков, удивительным примером для подражания и стояния в вере православной. Они были такие же люди, как и большинство их современников и как мы, ныне живущие. Они не обладали особыми духовными дарами и талантами, какие имели такие почитаемые святые, как, например, святитель Василий Великий, Преподобный Сергий Радонежский, святая блаженная Ксения Петербургская. Но они обладали удивительной верой в Воскресшего Христа и были твердо убеждены, что ценность их земной жизни ничто в сравнении с ценностями духовными, ценностями вечной жизни.

Мученица Наталья Козлова, в Бутове убиенная (+ 1/14 сентября 1937 г.), – простая русская крестьянка. У нее была семья, пять человек детей, хозяйство. Будучи глубоко верующим человеком, она стала старостой местного храма и прикладывала все усилия, чтобы храм продолжал действовать несмотря на усилия властей его закрыть. Когда батюшку арестовали, она пошла к архиерею и просила назначить нового. И так делала несколько раз. В известном месте ей намекнули: «Если не заткнешься, будет тебе плохо», – но и после этих угроз и убийства мужа она еще несколько лет обеспечивала жизнь храма и не допустила прекращения богослужений. Осенью 1937 г. ее арестовали и она приняла мученический венец на Бутовском полигоне.

Таких примеров множество. Ведь большинство прославленных новомучеников – это рядовые сельские священники, которые оказались верны своей клятве, данной ими при рукоположении, когда им был вручен Агнец и было сказано: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязай быти во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И они оказались этому завету верны несмотря ни на что.

Храм Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове

К новомученикам и исповедникам Российским в полной мере приложимы слова, сказанные в курсовой работе студентом Московской духовной академии, будущим старцем, тогда священником Иоанном Крестьянкиным: «Они вышли из нас, были плоть от плоти и кость от костей наших, а поднялись на такую высоту, о которой трудно было и помыслить, чтобы она кому-нибудь из нас была доступна». Для нас, ныне живущих, очень важны и актуальны и следующие слова, приведенные там же: «В этом… многочисленном, как звезды небесные, «торжествующем соборе» праведников люди всех званий и возрастов, всякого умственного и нравственного развития легко могут найти себе соответствующие образцы для подражания».

И незадолго до своей кончины приснопамятный старец Иоанн Крестьянкин, ставший одним из исповедников Российских, прошедший через тюрьмы, лагеря и гонения, вновь обращается к примеру новых святых: «Сама жизнь и письменные свидетельства о жизни новомучеников Российских – не живой ли пример, как стоять в истине, как относиться к политике, как не погрязнуть во враждебной духу христианскому сваре. Черпайте из этих источников, вода-то живая».

Читать еще:  Глава РПЦ пожелал Януковичу успехов в служении Отечеству

Какой сегодня церковный праздник: 20 октября 2020

По православному церковному календарю 20 октября отмечают день памяти Святых Сергия, Вакха, Иулиана, Кесария, Пелагеи, Полихрония и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Сергий и Вакх

По церковному календарю 20 октября поминают мучеников Сергия и Вакха, пострадавших за веру при императоре Максимиане (284-305).

Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности в императорских войсках. Завистники донесли Максимиану, что два его военачальника, будучи христианами, не почитают богов языческих, что считалось в те времена государственным преступлением.

Желая удостовериться в правдивости доноса, император приказал своим военачальникам принести жертву языческим богам, но они отказались, заявив, что поклоняются только единому Богу.

По приказу Максимиана мучеников подвергли всеобщему позору – с них сняли знаки воинского сана, облекли в женские одежды и водили по городу с железными обручами на шее.

Затем император, призвав Сергия и Вакха, дружески советовал отречься и поклониться римским богам, но мученики были непреклонны.

Тогда Максимиан отослал их к жестокому ненавистнику христиан Антиоху — правителю восточной Сирии. Антиох, получивший эту должность с помощью Сергия и Вакха, уговаривал их отречься, тем самым проявить милость к себе и к нему.

Отказ мучеников разгневал правителя – по приказу Антиоха Вакха били бичами, пока он не умер, а Сергия, обув в железные сапоги с набитыми в них гвоздями, отвели на суд в другой город и казнили. Произошло это примерно в 300 году.

Иулиан и Кесарий

По церковному календарю 20 октября поминают пресвитера Иулиана и диакона Кесария, пострадавших за веру в I веке.

Кесария за оскорбление языческих богов посадили в темницу в итальянском городе Терракини. Когда связанного Святого повели к храму Аполлона, чтобы заставить принести жертву, капище при его приближении рухнуло, убив жрецов и множество народа.

Идолопоклонники в это же время схватили священника Иулиана. Обоих мучеников по приказу императора утопили в море, но тела Святых всплыли, и христиане погребли их останки.

Пелагея

По церковному календарю 20 октября поминают мученицу Пелагею (Пелагию) Тарсийскую, пострадавшую за веру при Диоклетиане (284-305).

Родилась будущая Святая в знатной языческой семье в Тарсе (Малая Азия). Дева была очень красивой и образованной, и император хотел женить на ней своего усыновленного наследника.

Но Пелагея, уверовав в Спасителя и решив посвятить Ему свою жизнь, отказала царскому наследнику. Приняв Крещение, дева многих своих слуг обратила в истинную веру.

Когда Пелагея попыталась рассказать о Христе своей матери, та разозлившись хотела насильно выдать ее за наследника престола. Но влюбленный молодой человек зная, что христианку осудят на смерть, покончил с собой.

Мать Пелагеи, испугавшись смерти наследника, привела дочь к императору на суд. Диоклетиан, пораженный красотой девушки, предложил ей стать его женой. Но непокорная христианка выбрала смерть. Ее сожгли в медной печи, отлитой в форме вола. Произошло это в 287-290 году.

Полихроний

По церковному календарю 20 октября поминают мученика Полихрония, пострадавшего за веру в IV веке.

Будущий Святой был сыном земледельца. Его воспитали в любви к труду и в христианском благочестии. Полихроний, достигнув совершеннолетия, ушел из родительского дома и стал работать на одном из богатых виноградников в Константинополе.

За хорошую работу трудолюбивый и благочестивый юноша получил много денег, на которые построил церковь. Вскоре Полихрония посвятили в сан пресвитера.

Святой, по преданию, участвовал в деяниях I Вселенского Собора. Его убили в алтаре храма сторонники арианского лжеучения, считавшие, что Спаситель не единосущен Богу-Отцу.

Именины

По церковному календарю 20 октября именины отмечают Демьян, Иосиф, Иона, Леонтий, Марк, Пелагея, Николай, Сергей и Юлиан.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В России отметили день памяти пострадавших за веру в ХХ веке

  1. Главная
  2. Епархия
  3. Кантемировское благочиние
  4. В Митрофановке почтили память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также всех пострадавших за веру в ХХ веке

В Митрофановке почтили память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также всех пострадавших за веру в ХХ веке

9 февраля, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее, день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русския, священник Димитрий Глушков совершил Божественную литургию в храме во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района.

После отпуста Литургии отец настоятель совершил славление святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Затем он обратился со словом проповеди к собравшимся: «Неделя о мытаре и фарисее напоминает нам о том, что мы не должны превозноситься своими добродетелями и подвигами над другими людьми. Господь Иисус Христос ждёт от нас плоды смирения и покаяния. Будем чаще приводить себе на ум молитву мытаря: Боже, милостив буди мне грешному».

После была отслужена панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.

Фоторепортаж

Предыдущая новость

Беседа с учениками Митрофановской СОШ

Следующая новость

Паломническая поездка в Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Последние новости раздела

В Митрофановке встретили праздник Покрова

13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии,

В Митрофановке представители благочиния поддержали заболевших COVID-19

8 октября настоятель храма во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района священник Димитрий Глушков и матушка Екатерина Глушкова посет.

В Митрофановке поздравили жителей с Днем пожилого человека

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Настоятель храма во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района.

Кантемировцы отметили праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября, благочинный Кантемировского церковного округа протоиерей Михаил Шушеров отслужил праздничную Божественную литургию в Свято-Троицком храме в день Воздв.

В Митрофановке совершили поклонение Кресту Господню

26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского с. Митрофановка Ка.

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

20 октября святая церковь празднует честь и память преподобного Сергия Послушливого, Киево-Печерского чудотворца.

В этот день своё тезоименитство празднует один из старейших клири.

18 октября кадеты Матвея Платова казачьего кадетского корпуса с. Гороховка в количестве 15 человек совершили паломническую поездку в Воскресенский Белогорский мужской епархиальный монастыр.

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святителей — Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Фил.

16 октября в здании администрации Острогожского муниципального района состоялось расширенное заседание оперативного штаба по координации мероприятий по .

14 октября Православная Церковь отмечает великий праздник чудесного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Благочинный Ольховатского церковного округа протоиерей Владимир Бирюков в Покровском хр.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, временно управляющий Россошанской епархией, Глава Воронежской митрополии, посетил с архипастырским визитом приход но.

13 октября в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении клириков благочиния.

На очередном занятии по прикладному творчеству воспитанники духовно-просветительского центра во имя святителя Тихона Задонского в Острогожске осваивали технику росписи стекл.

Памятник христианам

На прихрамовой территории Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге в конце июля открыли памятник христианам, пострадавшим за веру в ХХ веке, сообщает портал invictory со ссылкой на Благовест-инфо.
Настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин подчеркнул, что хотя в ХХ веке и пытались выкорчевать веру из умов людей, но у гонителей ничего не получилось.
Автор памятника – Галина Додонова, которая также изготовила для прихрамовой территории скульптуру «Вера, Надежда, Любовь» и памятный крест врачам и учителям. Эти монументы уже установлены у стен храма, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
ТБН – христианское телевидение для вас!

Предыдущие записи

Следующие записи

Поддержи ТБН

Популярные темы:

Подпишись

Время духовной революции!
21 октября, 2020

Как не распространять ложь?
21 октября, 2020

Можно ли оскорбить Святого Духа?
21 октября, 2020

Игры детей в грязи полезны
21 октября, 2020

Библейский семинар с пастором Ок Су Паком
22 мая, 2020

Конференция «Общение Христианских Лидеров» с пастором Ок Су Паком!
5 июня, 2020

Благодаря Вифлеему – каждый день Рождество, а каждое сердце – ясли
20 декабря, 2018

Как позвонить Трампу?
31 мая, 2017

Время духовной революции!
21 октября, 2020

Как не распространять ложь?
21 октября, 2020

Можно ли оскорбить Святого Духа?
21 октября, 2020

Игры детей в грязи полезны
21 октября, 2020

Поиск по сайту

Миссия Телевидения Без Насилия – служить людям! Многие годы мы осуществляем социальные и благотворительные проекты. И также мы молимся о наших зрителях с лучшими мировыми служителями, которые высвобождают Слово для духовного подкрепления нашей аудитории по всему лицу земли. Телеканал взаимодействует и молится с сотнями церквей и служений из разных стран мира, благодаря чему люди получают также сверхъестественное прикосновение Святого Духа! Мы уделяем много времени общению и развитию интерактивной связи со зрителями через прямые эфиры телеканала, а также прямые трансляции важнейших христианских событий со всего мира. Присоединяйтесь к нам!

Память сквозь года: Самые страшные теракты в России

3 сентября в стране отмечают День солидарности в борьбе с терроризмом.

Читать еще:  Пост генерального директора в ООО Займо занял Дмитрий Селиванов

Большая часть терактов в России пришлась на 90-е и первую половину 2000-х. Одна из самых страшных страниц — захват заложников 1 сентября 2004 года в школе города Беслана. В результате террористического акта погибли 333 человека, из них — 186 детей. Штурм школы произошел 3 сентября, именно эту дату выбрали для Дня солидарности в борьбе с терроризмом. С 2005 года в России вспоминают жертв терактов, когда-либо совершенных не территории страны. 5-tv.ru рассказывает о самых жестоких терактах в истории современной России.

Захват больницы в Буденновске в 1995-м

В 1995-м группа террористов из 195 человек под командованием Шамиля Басаева захватила 1200 жителей города Буденновска, которых согнали в местную больницу. Тех жителей города, которые отказывались идти, расстреливали. В начале у террористов было много требований, но главное — вывод российских войск из Чечни. Басаев, удерживая заложников в больнице, охотно общался с журналистами. И за развитием событий у экранов телевизоров следила вся страна.

Освобождение заложников из больницы в Буденновске 19 июня 1995-го. Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Величкин / Николай Малышев

Премьер-министр Черномырдин вступил в переговоры с боевиком. Басаев требовал, чтобы разговор проходил в прямом эфире. После этого прецедента, в 2006-м в России приняли закон «О противодействии терроризму». В 16-й статье говорится, что ведение переговоров возможно, но «специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции». Во время теракта в Буденновске погибли 129 человек.

Взрывы жилых домов в 1999-м

В сентябре 1999-го произошла серия взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске. С 4 по 16 сентября террористы подорвали четыре многоквартирных дома. Первый взрыв прогремел в дагестанском городе Буйнакск 4 сентября: жертвами стали 64 человека. Второй взрыв произошел 8 сентября в Москве на улице Гурьянова, в результате чего два подъезда дома были уничтожены, погибли 100 человек. На месте взрыва специалисты обнаружили следы гексогена. Изготовить его в домашних условиях невозможно. До сих пор нет ответа на вопрос, где террористы могли достать вещество.

Репортажи о взрывах жилых домов в Москве в 1999-м.

Третий террористический акт снова произошел в столице 13 сентября в жилом доме на Каширском шоссе. Здание было полностью разрушено, погибли 124 человека. Четвертый взрыв прогремел в Волгодонске 16 сентября, погибли 18 человек. На местах всех разрушенных взрывами домов открыли памятники жертвам и разбили скверы.

Захват театра на Дубровке в 2002-м

Захват заложников во время мюзикла «Норд-Ост» в московском театре на Дубровке произошел 23 октября 2002-го. 40 террористов во главе с Мовсаром Бараевым в течение трех дней удерживали 916 человек. При штурме здания силовики использовали газ, он позволил уничтожить боевиков, однако из-за этого же газа погибла часть заложников. П о официальным данным, жертвами теракта стали 130 человек.

Фотографии погибших в теракте в театре на Дубровке на стене мемориала «В память о жертвах терроризма» в Москве. Фото: ТАСС / Сергей Савостьянов

Возле театрального центра на Дубровке открыли мемориал «В память о жертвах терроризма». На памятнике изображены журавли, стремящиеся в небо.

Захват школы в Беслане в 2004-м

Утром 1 сентября 2004-го во время линейки по случаю Дня знаний группа террористов под руководством Руслана Хучбарова захватила 1100 заложников. 3 сентября в школе прогремело несколько взрывов, начался пожар. Во время штурма погибли 333 человека, большинство из них — дети. Также во время спецоперации погибли 10 сотрудников ФСБ. Они прикрывали собой детей, выводя из здания школы.

Мемориал памяти о погибших в террористическом акте в школе Беслана. Фото: ТАСС / Елена Афонина

После трагедии было заложено кладбище «Город ангелов», где похоронено большинство жертв теракта. В 2005-м на территории мемориала открыли памятник «Древо скорби» в виде бронзовой статуи, состоящей из фигур женщин с поднятыми к небу руками, из которых разлетаются ангелы — погибшие дети Беслана. Здание школы решили не реставрировать, а над спортивным залом, где держали заложников, возвели купол, под которым расположился мемориал. Школа № 1 города Беслана существует до сих пор, но уже в новом здании.

Взрывы в московском метро

Первый раз в истории современной России поезда подземки взорвали в 1996-м. Самодельное взрывное устройство было спрятано в сиденье поезда московского метрополитена, двигавшегося с «Тульской» в сторону станции «Нагатинская». В результате теракта погибли четыре человека. Ответственность за теракт взяли на себя террористы из Чечни.

Следующая трагедия произошла не в метро, а в подземном переходе к станциям «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская». 8 августа 2000-го из-за взрыва погибли 13 человек, ранено — 118.

Жители Москвы во время возложения цветов после теракта на станциях метро «Лубянка» и «Проспект мира» в 2010-м. Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

6 февраля 2004-го в поезде, следовавшего от станции «Автозаводская» до «Павелецкой» произошел очередной взрыв. Теракт унес жизни 41 человека, а пострадавших было более 250. Серия взрывов в московском метрополитене произошла в 2010-м. Сразу на двух станция «Лубянка» и «Парк культуры» произошли мощные взрывы, которые унесли жизни 41 человека. На всех станциях метро, где произошли террористические акты, установлены памятные таблички с именами жертв трагедий.

Взрывы в поезде «Невский экспресс» в 2007-м и 2009-м

«Невский экспресс» подрывали несколько раз. Первый теракт произошел в 2007-м, в результате чего поезд сошел с рельсов. Было ранено 60 человек. Следующий теракт с «Невским экспрессом» произошел два года спустя 27 ноября 2009-го. Возле деревни Лыкошино в 21:30 по московскому времени раздался взрыв, из-за чего четыре последних вагона сошли с рельсов и перевернулись.

Один из четырех перевернувшихся вагонов во время взрыва в поезде «Невский экспресс» в 2009-м. Фото: ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов

В результате подрыва экспресса погибли 28 человек, а пострадали более 132. 78-летняя пенсионерка Ирина Голубева, дом которой находился вблизи от железной дороги и пострадал из-за крушения поезда, оказывала помощь раненым и стала известна на всю страну. Женщину отблагодарили РЖД и построили ей новый дом. Также на месте трагедии установили памятную табличку.

Теракт в аэропорту Домодедово в 2011-м

Взрыв в зале ожидания столичного аэропорта произошел 24 января 2011-го. Зал моментально затянуло дымом, людей эвакуировали, а большую часть рейсов направили в аэропорт Шереметьево.

Цветы и свечи на месте взрыва в аэропорту «Домодедово» в 2011-м. Фото: ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев

На месте взрыва погибли 35 человек, двое скончались в больнице. Травмы различной степени тяжести получили 170 человек.

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом в 2015-м

Самолет авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший чартерный рейс из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров спустя 23 минуты после вылета. Воздушное судно рухнуло недалеко от города Нахль. Позже выяснилось, что в хвостовой части самолета произошел взрыв самодельного устройства.

Все 217 пассажиров и семь членов экипажа погибли. Символом трагедии стало фото «главного пассажира» — десятимесячной девочки, которая, прислонившись к панорамным окнам в Пулково, смотрела на роковой самолет. Сразу после трагедии на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был создан стихийный мемориал: неравнодушные горожане несли цветы и детские игрушки к Александровской колонне. В 2017-м на Серафимовском кладбище открыли мемориал погибшим в авиакатастрофе. Памятник установили на месте захоронения неопознанных останков жертв трагедии.

Теракт в санкт-петербургском метро в 2017-м

Взрыв прогремел в тоннеле между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» 3 апреля в 14:33 по московскому времени. Террорист-смертник подорвал себя в одном из вагонов во время движения поезда.

Сотрудники МЧС России возле станции метро «Сенная площадь» в Санкт-Петербурге. Фото: ТАСС / Сергей Коньков

В результате теракта погибли 16 человек, ранения получили 103. Именно после этого теракта на всех станциях санкт-петербургского метрополитена установили досмотровые рамки, а сотрудники начали проверять пассажиров с большими сумками с помощью металлоискателей. В третью годовщину трагедии на станции «Технологический институт» установили мемориальную доску с именами погибших.

Сергей Зимний на Руси: приметы

В народе считалось, что с Сергея Зимнего начинается зима, в прежние времена в это время уже, как правило, выпадал первый снег, который не таял, и начинал устанавливаться санный путь.

Согласно приметам, если листья с деревьев к этому времени еще не облетели, осень может задержаться, но зато зима будет морозной и суровой.

Настоящую зиму ждали на Матрену Зимнюю (22 ноября), когда даже следа осени уже не оставалось. На Руси говорили:

«Сергей зиму начинает — инеем траву бьет, а Матрена зиме вспять повернуть не дает».

Подведем итог

Календарь религиозных событий рассказывает, какие церковные праздники пройдут в ноябре 2020 года. В этом месяце верующих ожидает 92 торжества, начало Рождественского поста и Дмитриевская родительская суббота.

Автор материала Станислав Полупанов

Оцените автора материала. Статью уже оценили 1 чел.

Падение Казани: День скорби… День памяти…

Колонка казанского историка о трагических событиях 15 октября 1552 года

Сегодня вспоминают трагическую дату для татарского народа: 464 года назад, 15 октября 1552 года, Казань была завоевана войсками Ивана Грозного. Это событие повлекло за собой огромные последствия для российской (и татарской) истории и до сих пор является предметом политических манипуляций для разного рода деятелей. Историк и публицист Булат Хамидуллин в своей новой колонке, написанной для «Реального времени», вспоминая этот день, рассказывает, что представляло собой Казанское ханство в тот период.

Читать еще:  "Идущие вместе" призвали россиян быть православными

Проснувшийся интерес к тюркской истории

«Москва обязана своим величием татарским ханам», — справедливо писал в XIX веке автор 12-томной «Истории государства Российского», историк и литератор Николай Михайлович Карамзин. «Москва стала мощным государством лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири», — отметил позднее, в начале ХХ века, лингвист и философ, профессор Венского университета и член-корреспондент Венской академии наук Николай Сергеевич Трубецкой. Таковы своеобразные причуды истории, таковы метаморфозы бытия человеческого общества.

В последнее время, благодаря стараниям профессиональных ученых, краеведов и популяризаторов исторических знаний, а также политиков и разного рода «фоменковых» и «задорновых», заметно возрос интерес к истории древних и средневековых тюркских каганатов, ханств и эмиратов, а также к истории целого созвездия татарских государств, в частности, постзолотоордынского Казанского ханства (Булгарского вилайета, Казанского царства). И это неудивительно. Достаточно сказать, что названное татарское государство — одно из нескольких этнополитических наследников Улуса Джучи (Золотой Орды), наряду с Ногайской Ордой, Крымским и Сибирским, Астраханским и Касимовским ханствами, – было в XV—XVI веках наиболее прогрессивно развивающимся в Восточной Европе, аккумулировало в себе и активно развивало достигшие высокого уровня тюркскую и мусульманскую культуры, являлось структурообразующим элементом для всего Волго-Уральского региона и колыбелью наиболее многочисленной на сегодня этнотерриториальной группы татар — татар Поволжья и Приуралья.

Особое внимание история Казанского ханства привлекает и вследствие политических причин. Ведь для татарского народа, являющегося вторым по численности в Российской Федерации, это было время его независимости — самостоятельного политического, экономического и этнокультурного развития, о чем, безусловно, часть современных татар помнит и, вполне обоснованно, искренне гордится этим. Помнят татары и то, что падение Казанского ханства привело, по принципу домино, к серьезному ослаблению и в итоге падению всех иных татарских государств.

…Татарская история, как и история других народов, богата и полна многими сложными моментами. Драматизм ей придает, в частности, история взаимоотношений Казанского ханства с Московским государством. Особый отпечаток на эту историю накладывает то, что Казанское государство возникло на территории булгарских эмиратов, но при непосредственном участии Чингизидов — правящего рода так называемой Монгольской империи и ее многочисленных евразийских «осколков», в частности Золотой Орды, имевшей некогда в своем подчинении, с 1240 по 1480 год, и Русский улус (русские княжества). Кроме того, само современное российское федеративное государство сложилось именно вследствие завоевания Среднего Поволжья с его многочисленным полиэтничным (татары, марийцы, мордва, чуваши, удмурты) и поликонфессиональным (язычники, мусульмане, христиане) населением. Без мудрого осознания этого произошедшего в далеком XVI веке факта, без осознания, исключающего фееричную помпезность, с одной стороны, и нагнетание страстей, с другой стороны, невозможно адекватно представить историю и будущее многих современных народов России и ближнего зарубежья.

Страна городов, край изобилия

Казанское ханство (1438/1445—1552/1557) имело богатую историю. Оно являлось крупным и экономически развитым государством, играло существенную роль в этносоциальной и культурно-экономической истории Волго-Уральского региона, серьезную роль в политической жизни Восточной Европы и Западной Сибири. Территория Казанского ханства включала земли «Камскою и Сыплинскою и Костятцскою и Беловолжскою и Вотяцкою и Башкырскою» площадью около 250 тысяч квадратных километров. В государстве было большое количество (более 700) поселений и городов, возникших еще в Х—XIV веках. Города Казан (Казань), Алабуга (Елабуга), Арча (Арск), Болгар, Жори (Зюри), Иске Казан (Старая Казань), Кашан, Тятеш (Тетюши), Чаллы представляли собой крупные военно-политические и культурно-экономические центры страны. По сообщению анонимного казанского летописца, ханство было «место пренарочито и красно велми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощи преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко не мощно обрести другаго такова места во всей Русской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человеческим», а по мнению князя Андрея Курбского (непосредственного участника завоевания ханства) «понеже в земле той поля великие и зело преизобильныя и гобзующия на всякие плоды; такоже и дворы княжат и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты; хлебов же всяких такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно: аки бы на подобие множества звезд небесных; тако же и скотов различных стад безчисленное множество, и корыстей драгоценных, наипаче от различных зверей, в той земле бывающих: бо тамо родятся куны дорогие, и белки и прочия зверия ко одеждам и ко ядению потребные; и мало за тем далей соболей множество, такожде и мехов: не вем, где бы под солнцем больше было». Развитыми отраслями хозяйства Казанского ханства, несомненно, являлись земледелие, скотоводство, лесные промыслы, рыбная ловля, бортничество, различные виды ремесел (кожевенное, ювелирное, кузнечное, гончарное), большой размах приобрела внутренняя и международная торговля. Серьезное развитие в период Казанского ханства получила и духовная культура местного населения. На территории государства функционировали многочисленные начальные и средние школы, высшее учебное заведение в Казани, библиотеки, включая богатое книгохранилище ханского дворца. Как это было традиционно на Востоке, широкое распространение получила и поэзия, о чем наглядно свидетельствует творчество казанского хана Мухаммад-Амина, Мухамедъяра, сеида Кул-Шерифа и многих-многих других. Культура периода Казанского ханства являлась развитием традиций, выработанных в период Золотой Орды, обогащенных веяниями со стороны Средней Азии, Ближнего Востока и Руси, став связующим звеном между татарской средневековой культурой и культурой татар Нового времени.

Население Казанского ханства, кроме государствообразующего этноса казанских татар, составляли добровольно подчинившиеся власти Чингизидов-Джучидов и просившие их быть «царству строителями» (так написано в русской летописи) марийцы и чуваши, а также часть башкир, мордвы и удмуртов общей численностью около 400 тысяч человек. Примерно половину населения представляли мусульмане, вторую половину — язычники, проживали здесь и христиане (например, автор «Казанской истории»). Важно отметить, что в Казанском ханстве, при главенстве ислама суннитского ханафитского мазхаба, сохранялась веротерпимость, что было связано с традициями предшествующих евразийских государств — полиэтничных империй скифов, гуннов и алтайских тюрков, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Монгольской империи и Золотой Орды.

Своеобразные этнополитический генезис и географическое расположение Казанского ханства приводят к оригинальному этносоциальному развитию местных народов. В этот период отмечаются усиление интенсивности межэтнических взаимодействий, широкое этнополитическое, социально-экономическое и ненавязчивое конфессиональное влияние государствообразующего татарского населения на периферийное население ханства, тюркское этнокультурное влияние на финно-угорское население страны (нередко приводящее к формированию специфических этнографических групп в среде периферийного населения государства — каратаев, бесермян и т. д.) и финно-угорское этнокультурное влияние на тюркское население государства (что наиболее ярко было выражено в этногенезе чувашей).

Поворотный пункт Евразии

Особо важно отметить, что в Казанском ханстве наблюдалось функционирование цельной этнополитической общности, включающей этносы казанских татар, марийцев и чувашей, части башкир, мордвы и удмуртов, о чем, в частности, четко свидетельствуют события в регионе с 1552 по1557 год — в период так называемой Первой Черемисской войны (освободительного восстания, движущими силами которого выступили широкие слои татарского, марийского и удмуртского населения, организованные и возглавленные тюрко-татарской и финно-угорской знатью). Именно это дает возможность называть Казанское ханство не только национальным государством татар, но и одновременно государством всех близкородственных народов Среднего Поволжья.

Да, драматические события 2 октября 1552 года, а чуть позднее (в 1556 году) завоевание русскими войсками Астраханского ханства, надолго прервали многовековую традицию государственности тюрко-татарского населения Поволжья, непрерывно функционировавшей как минимум со времен возникновения Хазарского каганата и Волжской Булгарии, то есть с середины VІІ века, а также существенно приостановили развитие материальной и духовной культуры татар. В октябре 1552 года был разрушен один из цветущих центров средневековой татарской цивилизации, ей был нанесен колоссальный урон!

Сегодня, вспоминая 464-ю годовщину завоевания и инкорпорации Казанского ханства в состав Руси — России, хотелось бы отметить, что это событие, независимо от конкретных военно-политических обстоятельств середины ХVI века, послужило поворотным пунктом в исторической судьбе не только народов Волго-Уральского региона, не только Российского государства, но и всего огромного евроазиатского пространства. При этом характер присоединения ханства — завоевание — отнюдь не позволяет видеть в этой дате повод для излишней политизация этого события. Только взвешенная мудрая оценка падения средневековой ханской Казани с сугубо объективных позиций всегда способствовала и будет способствовать росту интереса к общей истории народов России и, несомненно, окажется полезной на современном этапе укрепления межнациональных отношений в многоэтничной и поликонфессиональной стране.

«Москва обязана своим величием татарским ханам», — справедливо писал в XIX веке автор 12-томной «Истории государства Российского», историк и литератор Николай Карамзин. «Москва стала мощным государством лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири», — отметил позднее, в начале ХХ века, философ-евразиец Николай Трубецкой…

Справка

Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель.

  • Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
  • Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» (2002) и «История татар в лицах» (2010), книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
  • Автор более 200 публицистических и научных статей, в т. ч. для Большой российской энциклопедии.
  • Лауреат международной премии им. Кул Гали (2000), заслуженный работник культуры РТ (2011).
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector