4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кусочек Рима в Петербурге

Содержание

Кусочек Рима в Петербурге. Интересные факты из истории Казанского собора

Казанский собор является не только культовым религиозным сооружением страны, но и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, жемчужиной архитектуры, украшающей Невский проспект. В годовщину освящения этого храма SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты и события, связанные с историей собора.

Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге — история, строительство и др.

В Санкт-Петербурге немало замечательных прекрасных соборов и храмов, но Казанский собор, расположенный в самом сердце Северной столицы, отличается особенной историей, харизмой, архитектурой и красотой.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — памятник российского церковного зодчества особой значимости. С его возведением началась золотая эпоха российского храмового искусства. Над этим храмом трудились лучшие мастера того времени, а также многочисленный простой русский народ.

Казанский собор дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Возведённый за относительно короткий срок храм быстро стал одним из символов архитектуры города на Неве. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, Монферран и др.

Уникальные факты о строительстве Казанском соборе в Петербурге

На этом месте на Невском проспекте изначально была заложена первая каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 17 сентября 1733 года.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Земцов. Освящение первого храма состоялось 24 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.

За день до освящения в церковь перенесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери — список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Живописец Луи Каравак в 1747—1748 годах создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь стала местом празднования многих побед русской армии. От этой церкви сохранилась мраморная табличка с высеченной императорской короной, под которой имеется надпись:

благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня.

Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

Возведение нового здания Казанского собора

Строительство современного здания собора велось в течение 10 лет. Храм был возведён на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Андрей Никифорович Воронихин раньше был крепостным Александра Сергеевича Строганова. Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, которые принадлежали графу Строганову. Андрей с детства любил рисовать. Талант юноши привлёк внимание Строганова. Он дал Воронихину вольную и отправил его учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

С 1779 года Андрей Воронихин работал в Петербурге и проживал в Строгановском дворце. Архитектор А. Н. Воронихин разработал проект собора, где изначально планировалось возвести не одну, а две колоннады, что сделать не удалось. Почему автор отклонился от первоначального плана, до сих пор не выяснено.

1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Казанский собор подарил наименования Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы, а также Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Императоры и архитекторы Казанского собора

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построили в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом, по проекту архитектора Михаила Земцова, в период правления императрицы Анны Иоанновны.

Современный Казанский собор начали возводить при императоре Павле I, а завершил строительство храма его сын — Александр I Павлович. Именно по указу Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви.

Участниками конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но потом император изменил решение. Через год граф Александр Строганов предложил государю новый проект, созданный тогда ещё молодым, но очень талантливым архитектором Андреем Воронихиным.

Почему император выбрал Андрея Воронихина для строительства Казанского собора тоже доподлинно неизвестно. Казанский собор был построен в стиле ампир и классицизма в 1811 году. Как желал того император Павел I, облик Казанского собора был спроектирован по подобию обора Святого Петра в Риме.

Казанский собор — памятник русской воинской славы

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года Казанский собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа.

По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за её пределами в собор начали поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе хранились 107 знамён и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.

В июне 1813 года в Казанский собор из прусского города Бунцлау доставили гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова. Великий полководец был погребён в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 года.

Над могилой возвели бронзовую ограду, созданную по проекту А. Н. Воронихина. Также установили икону Смоленской Божией Матери и был укреплён герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой расположены 5 штандартов и 1 знамя, сохранившиеся до наших дней.

Позднее над могилой поместили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». Она описывает великое событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в Казанский собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. На стенах собора разместили 97 ключей, большинство из которых сейчас находятся в Москве, 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова.

Перед Казанским собором, к 25-летию победы над Наполеоном, в 1837 году, по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Михаилу Кутузову и Барклаю де Толли. Памятники были отлиты мастером В. П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым.

Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 году, после посещения мастерской Орловского.

В монументах заложена глубокая символика. Идея памятника Барклая де Толли переплетается с событиями 1-го этапа войны, когда русская армия под его руководством совершила вынужденное отступление. Фигура Кутузова символизирует 2-й этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов памятники великим русским полководцам были замаскированы. Бойцы, которые отправлялись на фронт, проходя мимо памятников, отдавали воинские почести великим русским полководцам. Возле монументов молодые офицеры давали клятву на верность Родине.

Казанский собор в цифрах и фактах

Строительство Казанского собора велось исключительно силами российских мастеров, с применением только российских стройматериалов. Казанский собор называют музеем российского природного камня.

Материалы Казанского собора

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, похожим на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Туф с пористой структурой легко обрабатывался.

Его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.

Читать еще:  Во время религиозной церемонии перед статуей Христа в Маниле пострадали люди
Колонны Казанского собора

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Храм украшает колоннада, состоящая из 96 колонн, весом по 30 тонн каждая.

Однако, с Невского проспекта она не кажется массивной — впечатление лёгкости и воздушности ей придают каннелюры — вертикальные желобки на колоннах. Но чем ближе подходишь к собору, тем сильнее ощущение ирреальности этого мегалитического сооружения.

При возведении Казанского собора не всё из задуманного удалось осуществить. До настоящего времени сохранились 2 пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но это так и не было сделано.

Новшества в строительстве, купол и высота

Во время строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге впервые в архитектуре при работе над куполами использовались металлические конструкции. Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 метра и состоит из 2-х рядов железных рёбер.

Построенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина Казанский собор на то время был самым высоким сооружением в городе — 71,5 метра. Высота храма ныне сравнима приблизительно с 25-этажным жилым домом.

Памятник архитектуры и изобразительного искусства

Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Также отмечают, что собор был построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи.

Казанский собор снаружи и внутри декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов трудились Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Фёдор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный, который создал архитектор Константин Тон.

Судьба Казанского собора при СССР и после

С приходом советской власти Казанский собор закрыли. Вместо креста на куполе храма установили позолоченный шар со шпилем. Церковная утварь была распределена между городскими музеями.

В 1932 году Казанский собор был превращён в Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама и восточных верований. Экспонировались православные иконы XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, а также ритуальные предметы.

В стенах храма хранилось самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению. С 1991 года Казанский собор стал снова действующим храмом, правда, несколько лет он сосуществовал с экспозицией музея.

Мощи на чердаке храма

Почти 20 лет на чердаке Казанского собора в Санкт-Петербурге хранились мощи святых, перенесённых туда сотрудниками Музея истории религии и атеизма, — благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.

В 1991 году, когда храм стал снова действующим, ему вернули все святыни, лишь мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Новейшая история и богослужения в Казанском соборе

Сейчас Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в 6:30, а закрывается после окончания вечернего богослужения.

В течение дня в соборе совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник и консультант по религиозным вопросам.

  • Больше подробностей в аудиогиде о Казанском соборе в Санкт-Петербурге
  • Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2
  • Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская»

Успеть до взрыва

О восстановлении костромского кремля активно заговорили во времена перестройки. Архитекторами был создан проект воссоздания памятника на основе чертежей XIX века и фотографий начала XX века. Помогли и рисунки двух художников — неких Чудакова и Чижова, которые перед взрывом с риском для жизни запечатлели древние строения. Куда сложнее оказалось перейти от слов к делу. Как обычно, во главу угла встал денежный вопрос.

Летом 1934 года кремль был уничтожен серией взрывов

На помощь пришел российский меценат Виктор Тырышкин, который взял строительные расходы на себя. Среди проектов, до этого им реализованных, — восстановление храмов в Рыбинске и Переславле-Залесском, возведение кафедрального собора в Ярославле, а также реставрация многих других монастырей, школ и больниц. Строительство кремля в июле 2015 года благословил патриарх Кирилл, который лично приезжал в Кострому с визитом, чтобы освятить закладной камень.

Строительство кремля в июле 2015 года благословил патриарх Кирилл, который лично приезжал в Кострому с визитом, чтобы освятить закладной камень

— Мы будем молиться, чтобы как можно скорее был воздвигнут Успенский исторический кафедральный собор, а вместе с ним и Костромской кремль. Чтобы укреплялись вера, духовная жизнь и нравственные основы бытия жителей Костромы и всей Костромской области. Поскольку памятник имел не только местное значение, то совершенно очевидно, что это деяние будет иметь добрые последствия для всего нашего народа, — сказал во время визита в Кострому патриарх.

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.

  • Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
  • Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
  • Благословение Исааком Иакова.
  • Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

Как добраться

До Вознесенского Кафедрального собора можно добраться на метро, ближайшая станция — «Жибек жолы», линия «А». Далее по улице Гоголя в сторону парка имени 28 гвардейцев Панфиловцев, на территории которого и находится собор.

Также можно добраться на наземном общественном транспорте. До остановки «Арасан» кешені ходят автобусы № 16, 66, 112, 126. Но удобней всего доехать до остановки «Парк 28-ми гвардейцев Панфиловцев», до нее ходят автобусы № 13, 16, 22, 66, 126, 129 и троллейбусы № 1, 9, 11, 12, 19. Еще одна остановка близ собора — «улица Гоголя». До нее можно добраться на автобусах № 13, 16, 17, 22, 42, 71, 117, 126 и на троллейбусах № 1 и 12.

Рядом с собором есть парковка, это очень удобно если вы предпочитаете перемещаться на личном или арендованном автомобиле.

Еще один способ добраться до Вознесенского Кафедрального собора — это такси. В Алмате поддерживаются известные приложения Яндекс. Такси и Такси Максим, а также пользуется популярностью сервис «Лидер».

Вознесенский Кафедральный Собор. Алматы

Реставрация вернёт собору исконный облик

Северный софийский придел собора посвящён мученицам Вере, Надежде, Любови и Софии. Он был назван в честь Софийского собора, который стоял на месте нынешнего Вечного огня в парке 28 панфиловцев, но был разрушен во время землетрясения 1887 года.

От центрального Вознесенского и южного Благовещенского помещение временно отделено баннерами с распечатанными иконами.

Старые росписи демонтированы со штукатуркой. Роспись не соответствовала стилистике храма, и её историческая ценность была небольшой. Во время косметической реконструкции в 1995 году на стены просто приклеили холсты, чтобы придать зданию вид храма.

По сути, храм никогда не был расписан по первоначальной задумке, и стены собора долгое время оставались белыми. После строительства нужно было подождать не меньше 10 лет для усадки деревянной постройки, но к тому моменту началась Первая мировая война, затем Гражданская война 1917-го. К власти пришёл атеистичный коммунизм.

Все чертежи и эскизы собора утеряны безвозвратно, поэтому многие детали пришлось воссоздавать практически с нуля. Известно, что храм строился и должен был расписываться в стиле русский модерн. При этом век данного стиля был недолог и оборвался с масштабным переворотом устоев страны, как и судьба собора в качестве религиозного храма. Сейчас иконописцы разработали свой авторский стиль на основе русского модерна по обрывкам оставшейся потолочной живописи и геометрическим фигурам алтарной части.

Представители духовенства утверждают, что разрушившиеся от сырости и времени детали храма заменят на аналогичный материал и только сейчас помещения Вознесенского собора будут приведены в каноничный вид.

Пока ещё не решёно, что делать с колоннами. Некоторые раскрашены в голубой с жёлтым и украшены лепниной, а некоторые просто белые. В итоге должны выбрать вариант, который более типичен для храмов схожей стилистики.

Своды храма и стены расписаны сценами из Евангелия. Названия ярких и красочных картин написаны на старославянском, но базовые познания русского языка позволяют их прочесть.

Некоторые росписи больше не получится увидеть ещё долгое время. Вскоре будет установлен иконостас, который закроет собой одну из стен собора. «Тайная вечеря» – одно из таких изображений.

Из общей картины выбиваются яркие светодиодные лампы, которые выглядят слишком современно для религиозного объекта. На их фоне теряются расписные стены. Возможно, что это временная мера, так как люстры всё ещё установлены. Под потолком висят приготовленные под них провода.

Изначально часть полов собора была выстлана редкой метлахской плиткой германского производителя Villeroy & Boch. Реставраторы пытались заказать у производителя новую плитку по старым эскизам, но оказалось, что она изготовлена по дюймовой системе, а новое оборудование Villeroy & Boch работает по метрической. В итоге полы покрыли гранитом из Индии, в который инкорпорирована оставшаяся реликтовая плитка, но некоторые фрагменты будут только из этой плитки для исследователей и историков.

Читать еще:  Исаакиевский собор внесли в городскую летопись славы

История

История Свято-Вознесенского Кафедрального собора Алматы началась в 70-ых годах 19 века. Тогда по указу императора Николая I была построена Верненская крепость, возле которой быстро образовался городок. Вскоре он стал центром Туркестанского края. Город Верный быстро нарастил значение в крае, ему стало не хватать собственного городского храма.

В 1871 здесь основали Туркестанскую епархию. Она подчинила себе земли Казахстана, Узбекистана, Киргизии. В мае 1872 в Верный отправили архипастыря. Именно это способствовало скорому началу строительства Кафедрального собора. Планировалось, что он сможет вмещать до 1500 человек.

Первые проекты были представлены Николаю I в 1882. Он выбрал предложение Г. Серебренникова. Но из-за смерти архитектора, проблем с финансированием и мощного землетрясения пришлось изменять проект. Стихийное бедствие разрушило практически половину Верного. Ученые несколько лет изучали особенности сохранившихся конструкций. Наблюдения показали: деревянные строения практически не пострадали, когда каменные – полностью разрушились.

В 1887 приняли решение строить временное здание для Свято-Вознесенского собора – на территории нынешнего парка имени 28 героев-панфиловцев. Размеры постройки быстро перестали вмещать всех желающих, поэтому в скором времени к ней достроили колокольню.

Епископы Туркестанской епархии постоянно отправляли ходатайства о возведении собора. Правительство устроило конкурс среди архитекторов, чтобы найти лучший проект. Утвердили его только в 1899 году. Автором выступил архитектор Борисоглебский. По его замыслу новый храм должен был вмещать до 2000 прихожан. Единственный недостаток проекта был в том, что главный купол выглядел так же, как и боковые.

После обсуждения Синод утвердил доработанный проект. В 1907 строительство было полностью завершено. Именно тогда Кафедральный собор Алматы стал главным православным храмом на территории Туркестана и основной достопримечательностью не только Верного, но и всего края. 30 июля этого года епископ Абашидзе освятил храм. Первым настоятелем он назначил протоиерея Алексей Шаврова.

Свято-Вознесенский собор Алматы – пример храмовой архитектуры 20 века. Он имеет свои стилистические особенности, оценить которые вы можете во время экскурсии с гидом.

В 1911 произошло мощное землетрясение, из-за которого пострадали многие здания в Верном. Однако храм оказался практически нетронутым. Любовь местных жителей к кафедральному собору была недолгой – после революции 1917 он стал местом «темноты и невежества». В 1929 его закрыли, а постройку передали под культурные нужды.

В 1930 в здании Свято-Вознесенского собора появилась радиостанция, позже – вместили краеведческий музей. Вскоре потребовалась перестройка несущих конструкций. Для этих работ из Санкт-Петербурга отправили Зенкова, который дорабатывал первоначальный проект храма. Он настолько ценил свою работу, что смог сделать независимые перекрытия – рукописные рисунки на стенах оказались нетронутыми.

Только в 90-ых годах 20 века подняли вопрос о передаче храма Русской православной церкви. Епископ ратовал за его восстановление. В 1994 местные власти утвердили, что здание должно стать собором-музеем, и выделили государственные деньги.

2 мая 1994 здесь впервые за 65 лет провели богослужение. Восстановительные работы продолжались до 2010 года. Были полностью восстановлены росписи, иконостас.

Действующие церкви и соборы Казани

Список самых известных и популярных храмов города.

1. Благовещенский собор Казанского кремля

В 1552 году по приказу Ивана Грозного был построен деревянный храм, а уже спустя 9 лет началось строительство каменного собора под руководством известных зодчих Бармы и Постника. На протяжении веков храм многократно перестраивался, пережил 8 пожаров. В XX веке собор удалось сохранить благодаря тому, что его передали Госархиву, но многое было разграблено. Некоторые уцелевшие иконы и предметы из ризницы собора стали музейными экспонатами. Комплексная реставрация проводилась в 1995-2005 годах.

Адрес: г. Казань, Кремль, стр. 2

2. Никольский кафедральный собор

Архитектурно-храмовый комплекс из двух церквей, часовни, «падающей» колокольни и нескольких церковно-административных зданий является одной из главных достопримечательностей Казани. Первый деревянный храм на месте нынешнего Никольского собора был построен еще в 1565 году, на его месте в конце XVII века возвели Николо-Низскую и Покровскую церкви. С 1930 года собор был закрыт, а в 1946-м году вновь открыт уже в статусе кафедрального.

Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 5

3. Богоявленский собор

Каменный храм во имя Богоявления Господня вместе с другими зданиями архитектурного комплекса был построен в конце первой половины XVIII века на средства казанских купцов-меценатов. В 1873 году в Богоявленском соборе крестили Ф. Шаляпина. В 1935-м году собор закрыли, а затем стали использовать как склад, в колокольне устроили торговые павильоны и мастерскую. В 1996-1997 годах храм был возвращен верующим. На колокольне, высота которой составляет около 74 метров, в 2016 году была открыта смотровая площадка.

Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 78, корпус 1

4. Петропавловский собор

Великолепный образец регионального зодчества, построенный в 1726 году в стиле петровского барокко, стал одним из символов Казани. В XVIII-XIX веках храм много раз горел, постепенно разрушался и ветшал, поэтому в конце XIX века была проведена серьезная реконструкция, благодаря которой удалось сохранить первоначальный облик собора до наших дней. Храм действовал до 1939 года, после закрытия получил статус охраняемого памятника архитектуры, позднее там размещался планетарий. В 1989 году храм вернули верующим. До наших дней сохранился семиярусный иконостас.

Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, 21

5. Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы

Храм ведет свою историю с деревянного храма Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенного в 1566 году. Через 13 лет он сгорел, а каменная Пятницкая церковь на его месте была заложена только в 1726 году. Она также много раз горела и перестраивалась. В 1923-1937 годах храм принадлежал «обновленцам», затем был превращен в тюрьму, где исполнялись смертные приговоры. Тела убитых закапывали прямо на территории церкви. Храм и снесенную в 50-е годы колокольню восстановили в конце 90-х годов.

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 1, корп. 2

6. Храм святой великомученицы Варвары

Варваринский храм был построен в конце XVIII века, однако в начале XX века его разобрали и построили на его месте новый храм в русском стиле. В нем бывали многие известные писатели – Н. Г. Чернышевский, А. Н. Радищев, В. Г. Короленко. Здесь крестили поэта Н. Заболоцкого, а на клиросе храма пел Ф. Шаляпин. В 30-е годы XX века церковь закрыли и устроили в ней сначала клуб работников трамвайного парка, затем мастерские и кафедру института. Храм был возвращен верующим в 1994 году и отреставрирован в 2000 году.

Адрес: г. Казань, ул. Карла Маркса, 67

7. Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинский храм был построен во второй половине XVII века и долгое время был всего лишь обычным приходским храмом. Его возвышение началось в 1844 году после того, как находившаяся в храме Тихвинская икона Божией Матери была прославлена как чудотворная. К храму потянулись паломники. На собранные средства храм удалось дважды капитально отремонтировать и расширить. В советские годы храм был разорен. С 1990-х годах отдан кряшенской общине.

Адрес: г. Казань, ул. Михаила Худякова, 4

8. Крестовоздвиженская церковь

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был устроен в купольном этаже Крестовоздвиженского корпуса Казанского Богородицкого монастыря. В 1929 году церковь решено было закрыть, а имущество ликвидировать. Долгое время, вплоть до 2005 года, в здании размещался пединститут. В 90-х годах началось постепенное возрождение обители. В 2004 году Крестовоздвиженскую церковь передали обновленному монастырю.

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 5

9. Храм Серафима Саровского

Строительство храма началось в 2000 году на средства прихожан и спонсоров. Открытие и освящение храма состоялось в январе 2006 года. Рядом с храмом прп. Серафима Саровского возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» и несколько церковно-административных зданий. Все они представляют собой единый комплекс, построенный по проекту казанского архитектора А. А. Спориуса, которому удалось соединить традиционность и многофункциональность.

Адрес: г. Казань, ул. Сафиуллина, 7

10. Церковь святой великомученицы Евдокии

Имя св. Евдокии Идиопольской носит боковой придел храма. Сам он освящен в честь Спаса Нерукотворного, однако с момента постройки в 1735 году храм называют Евдокиевским. Предполагается, что он был построен на деньги, пожертвованные Евдокии Михляевой. Храм представляет собой образец русского барокко. В 1930-е годы храм закрыли и превратили в тюрьму. Возвращение полуразрушенного храма верующим произошло в 1998 году, после чего были проведены реставрационные работы.

Адрес: г. Казань, ул. Федосеевская, 46

11. Храм Сошествия Святого духа

Двухпрестольный храм был построен в Суконной слободе Казани в 1731-35 годах на средства Евдокии Михляевой, чей муж владел суконной мануфактурой. В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась. До революции Святодуховский храм имел самый многочисленный приход в Казани – до 4 тысяч человек. В 1931 году храм закрыли и приспособили под клуб, позднее на втором этаже был кукольный театр, а на первом – квартиры. Реконструкция храма проводилась в 2012-2015 годах, после чего он был передан Казанской епархии.

Адрес: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, 21

12. Молодежный Храм Сергия Радонежского

При освящении храма в 2015 году митрополит Казанский и Татарстанский Феофан нарек храм молодежным, поскольку именно там планировалось открыть вторую в городе площадку молодежного православного клуба «Азбука». Храм введет свою историю с 1850 года, когда в здании богадельни, построенной на средства купца В. М. Ложкина, была обустроена домовая церковь. В конце XIX века храм перевели в новый пристроенный корпус. В 1918 году храм был закрыт, а богадельня стала домом престарелых. Реставрация началась в 2014 году.

Читать еще:  Частицы мощей Великой княгини Елизаветы переданы из Иерусалима на Урал

Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101

13. Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле был построен в 1906-1909 годах путем полной реконструкции молитвенного дома старообрядцев-белокриничников. В 20-е годы XX века святыни храма и церковная утварь были изъяты, а сам храм закрыт. После восстановления в 1997 года Казанско-Вятской епархии РПСЦ началась реставрация Покровского храма, которая длится до сих пор. Предполагается, что после восстановления храму будет присвоен статус кафедрального собора.

Адрес: г. Казань, ул. Старая, 17

14. Храм Александра Невского

Невероятно красивый и необычный в архитектурном плане храм был воздвигнут в микрорайоне Азино в 2015 году, хотя закладка первого камня состоялась еще в 2007 году. Толщина храмовых стен составляет 1,85 метра, а потолок сделан в виде классических сводов без перекрытий, как в древнерусских храмах. Строительство храма велось на частные пожертвования. Храм может вместить около 800 человек. При храме создано приходское общество «Трезвение».

Адрес: г. Казань, ул. Академика Сахарова, 16 Б

15. Храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Храм строился в 2005-2007 годах. на средства генерального директора ЗАО «Банк Заречье» Н. В. Девятых. Освящение храма состоялось 29 сентября 2007 года. Его провел архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Двуглавый шатровый храм с колокольней стал украшением Кировского района. При храме работает воскресная школа, издается приходская газета.

Адрес: г. Казань, ул. Окольная, 1 Б

16. Собор Успения Пресвятой Богородицы

В середине XVI века на территории Зилантова монастыря было построено два деревянных храма – Успения Божией Матери и Всех Святых. Каменный Всехсвятский храм был воздвигнут лишь в конце XVII века. В течение XIX века он многократно перестраивался, а в 1898 году его полностью разобрали и возвели по новому проекту. Именно в таком виде в 1998 году после десятилетий запустения и был восстановлен Всехсвятский храм, только освятили его уже в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Адрес: г. Казань, ул. Московская, 3

17. Архиерейское подворье Кирилла Казанского

Храм на территории Ново-Савиновского района Казани был заложен в 2009 году и освящен в сентябре 2012 года. Строительство финансировалось частными благотворителями, основные средства были выделены «Банком Заречье» и Казанским вертолетным заводом. Подворье включает в себя кирпичный храм во имя свмч. Кирилла и вместительное административно-церковное здание, в котором размещается воскресная школа, библиотека, актовый зал. Расписывали храм художники из Сергиева Посада.

Адрес: г. Казань, ул. Чистопольская, 30

18. Владимирская церковь

Надвратная церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира была построена в 1690 году в стиле московского барокко. Позднейшие перестройки сильно изменили облик храма. В 1918 году Кизический монастырь был закрыт и разорен. В 1930-е годы многие строения были разрушены, в оставшихся расположились склады и гаражи. Восстановление монастыря началось в 2001 году. Наряду с другими строениями обители, Владимирский храм был отреставрирован и возвращен Казанской епархии. Освящение состоялось в 2010 году.

Адрес: г. Казань, ул. Декабристов, 98

19. Храм святителя Варсонофия Казанского

Небольшой одноглавый храм был возведен в 1901 году на территории больницы для слепых. Деньги на строительство пожертвовала Л. А. Кауль в память о своем муже, известном казанском меценате И. И. Алафузове на средства, которые перешли к ней по наследству. Церковь построена по проекту московского архитектора К. М. Быховского и стилизована под древнерусскую архитектуру. В 1918 году храм был закрыт, а все иконы и утварь утрачены. Вторая жизнь храма началась в 2010 году.

Адрес: г. Казань, ул. Толстого, 4/47

20. Храм Сергия Радонежского

Приход нового храма был образован по инициативе православной общины Кировского района в 1999 году. Под строительство был выделен участок с домом XIX века. В 2003 году дом переделали под храм. Примерно в это же время, в 2003-2004 годах, разработали и утвердили проект нового храма. Деньги на строительство пожертвовала гендиректор «Банка Заречье» Н. В. Девятых, благодаря которой в Казани появилось свыше двух десятков новых храмов. Храм был открыт и освящен в честь прп. Сергия Радонежского в 2009 году.

Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101

Деятельность храма

В храме открыта воскресная школа для детей от 3 до 15 лет, в которой юные прихожане постигают дисциплины духовно-нравственного направления, а также занимаются художественно-прикладным творчеством.

С целью получения знаний о православной вере при соборе проводятся вечерние образовательные курсы для взрослых мирян. Также те, у кого есть музыкальные способности, имеют возможность посещать занятия по обучению церковному пению.

Свою работу при РПЦ Успенского кафедрального собора ведет Православное Молодежное Движение (АПМД). Юноши и девушки осуществляют свою деятельность в нескольких направлениях: социальное, семейное, паломническое и миссионерское.

Собор выпускает собственный журнал «Православный Вестник». Организуются различные выставки, концерты, духовные семинары. Действуют спортивные кружки и курсы английского языка.

При храме ведет активную работу паломнический отдел, который организует поездки по духовным православным святыням ближнего и дальнего зарубежья.

Вознесенский собор реконструируют по старым эскизам

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр рассказал о ходе реконструкции Вознесенского собора в Алматы, передает корреспондент Казинформ.

РК начнет использовать информационное моделирование в строительстве

Этим летом алматинцы стали свидетелями, как с колокольни Вознесенского собора в Алматы впервые сняли кресты. Тогда ключарь Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворов сообщил нам о планах по реставрации собора, являющегося памятником архитектуры республиканского значения. В канун православного Рождества митрополит Астанайский и Казахстанский Александр рассказал о первом за 70 лет столь масштабном ремонте в соборе.

«Снятые кресты были в плохом состоянии, сейчас они готовы, в летний период они будут восстановлены. Купола в советское время покрыли недолговечной жестью, устарели внутренние крепежные элементы», — объяснил митрополит Александр.

Реставрация здания Вознесенского собора проводится с учетом исторических документов, сканы которых хранятся у служителей.

«Когда мы встречались с главой государства, он поставил условие, чтобы все работы по реконструкции проходили под тщательным контролем профессиональных специалистов. Поэтому архитектурно-планировочная организация — научно-реставрационная фирма «Кумбез» тщательным образом отслеживает все работы, осуществляет авторский надзор. Каждая фаза реставрационных работ утверждается в Министерстве культуры и спорта РК. Есть архитектурный совет, который в соответствии с нормами реставрационных дел решает все вопросы», — отметил митрополит.

Перед началом работ предварительно было проведено крупное обследование. В течение года размывались краски на сводах, на стенах, чтобы выявить фрагменты старой стенописи. Выяснилось, что вся живопись была уничтожена, когда собор использовался не по назначению. Реставраторам удалось открыть нейтральные фрагменты, понять, каков был колорит стен, каких цветов был фон, на который наносились изображения.

«Над росписью будет работать бригада изографов высшего уровня. Сейчас идет проработка проекта, мы его хотим презентовать, чтобы специалисты, связанные с живописью, сказали свое слово. Автор проекта и руководитель бригады изографов — заслуженный художник РФ Сергей Соколов, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве, приглашен для росписи православного храма в Париже, его ценят. По нормам это нужно делать в период с поздней весны, летом и ранней осенью, эти работы выполнят в этом году», — сказал священнослужитель.

На Тимирязева в Алматы появится новый парк

Кроме того, реставрация требовалась другим частям здания. Однако главный принцип реставраторов — производство специально для собора всех материалов, вплоть до штукатурки, древесины и красок, по сохранившимся рецептам 110-летней давности.

«Сам участвую в дискуссиях, слышу мнения специалистов. Специалисты говорят, что часть колокольни отошла, предлагают конкретные варианты, как ее вернуть в изначальное состояние. Паркет требует замены, но сейчас вырубка тянь-шаньской ели запрещена, решаем, возможно ли использовать деревья, упавшие в урочище Медеу во время урагана. Купола до революции были покрыты медью, необходимо для восстановления рассчитать толщину, нагрузку. На полу лежит плитка, которой более 100 лет. Это уже памятник истории, ее нельзя ломать. Специалисты будут аккуратно изымать эту плитку и оставшиеся бетонные части пола покрывать такой же плиткой. Чтобы сделать аналогичную плитку, обратились в Германию, где функционирует завод, где эту плитку изготавливали, они нашли в архиве заказ верненцев на изготовление этой плитки. Решается ситуация, чтобы сделать плитку по тому заказу. Установим современную систему кондиционирования», — сказал митрополит.

По оценкам специалистов, завершение профессиональной реставрации ожидается не ранее, чем через два года. Тем не менее собор ежедневно открыт для прихожан, службы продолжаются. Реставрационные работы финансируются напрямую от инвесторов к частной компании-подрядчику, полностью на частные средства без привлечения бюджетных и церковных денег. В прошлом году исполнилось 110 лет со дня освящения Вознесенского собора в Алматы. Смета на постройку в Верном Туркестанского кафедрального собора, по желанию жителей города посвященного «Вознесению Господа нашего Иисуса Христа», была одобрена 5 мая 1903 года. Бюджет строительства собора составил 120 531 рубль, что по тем временам было немало. Главным строителем храма выступил один из основателей сейсмостойкого строительства в Казахстане Андрей Зенков. Вознесенский собор в Алматы — одно из крупнейших деревянных зданий в мире, один из самых высоких в мире православных деревянных храмов.

Подписывайтесь на нас в Google News

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector