0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

День жен-мироносиц

День жен-мироносиц

  1. День жен-мироносиц: женский православный праздник
  2. Дата дня жен-мироносиц
  3. Кто такие жены-мироносицы
  4. Мария Магдалина и жены-мироносицы
  5. Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения
  6. Храмы святых жен-мироносиц
  7. Значение иконы жен-мироносиц
  8. Жены-мироносицы — покровительницы женщин
  9. Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц
  10. Праздник жен-мироносиц: традиции и обряды, поминовение
  11. Православный женский день — грех ли праздновать Восьмое марта

Игумения Елисавета (Позднякова),

настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва)

Неделя жен-мироносиц – это главный праздник нашей обители — святые Марфа и Мария были женами-мироносицам. Раньше, при великой княгине Елизавете Федоровне, этот праздник очень почитался в обители. На том месте, где сейчас находится рака с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, раньше размещалась икона жен-мироносиц. Праздник этот очень почитается в обители и в этот день у нас будет торжественное богослужение.

Вспоминая жен-мироносиц мы все отчасти должны думать о том, к чему мы призваны — как мы призваны служить Христу – наверное в этом есть пример служения для каждой женщины. Каждая женщина должна стать в своем сердце мироносицей.

Традиция празднования женского дня 8 марта мне не близка, но раз кому-то это нравится – пожалуйста (смеется). Все мы помним, в честь чего установлен этот праздник, поэтому в принципе ни одна уважающая себя женщина не причисляет себя к последовательницам феминисток, но, если есть дни, когда мы можем сказать друг другу какие-то теплые слова – мужчины женщинам или женщины мужчинам – мне кажется это хорошо. В нашем мире сейчас так мало доброты и самый большой дефицит – это дефицит доброты, нежности, любви и, если есть повод порадовать женщин, – мне кажется это не плохо.

Мироносица – это в первую очередь та, которая во всем следует за Христом, ищет воли Божией и, чтобы не происходило, остается верной Христу – это, наверное, основные качества мироносицы. Мы знаем, что среди мироносиц были разные женщины и разная судьба у них до встречи со Христом была. Объединяло их то, что они следовали за Ним всю свою жизнь, или в какой-то отрезок времени, полностью сопоставляли с жизнью Христа. Мы помним, что в конце, когда разбежались даже апостолы, они остались верными Господу – это, наверное, главное качество жен-мироносиц, и дай Бог иметь эти качества каждой женщине.

15 мая – День святых жен-мироносиц

Сколько в году праздников, посвященных женщинам? Сразу приходит на ум 8 марта, но не только эта дата имеет отношение к прекрасному полу. К сожалению, мы часто забываем об истоках. А ведь в православном календаре имеется еще один важный повод – День святых жен-мироносиц. Что это за праздник, который в этом году случится 15 мая, и какое отношение он имеет к нам? Об этом сегодняшний рассказ.

Как появился праздник жен-мироносиц?

День памяти жен-мироносиц имеет прямое отношение к Пасхе. Но если в главный православный праздник мы вспоминаем воскресение Иисуса Христа из мертвых, то в третье воскресенье после него – женский подвиг бесстрашия. Среди имен «героинь дня» стоит отметить святых Марию Магдалену, Иоанну, Сусанну, Марию Клеопову, Саломию, Марию, Марфу и др.

Что такого героического совершили эти представительницы слабого пола? Они – те женщины, которые были рядом с Христом на протяжении Его жизни, а в том числе и в трудные минуты. У одних он гостил, другие следовали на Голгофу за своим Учителем, они же были с ним в последние минуты жизни, первыми решились идти к Гробу Господню… Женщины добровольно приняли решение быть бок о бок со своим Спасителем, несмотря на то, что в спину им неслись угрозы, ругань старейшин, воинских чинов и обывателей.

Мироносицы пересилили страх и первыми пришли помазать ароматными маслами тело Христа, согласно древним обычаям. Кстати, отсюда и их название – «мироносицы»: принесли миро – так называют масла и благовония.

Можно только предположить степень их боязни, если учесть: ни один из мужчин-апостолов не отважился на это. Немудрено, что первыми о благой вести, воскресении Иисуса, узнали также женщины. А когда узнали, пошли верой и правдой служить своему Учителю, став самыми преданными последователями его дела на земле.

Заметьте, сам Сын Божий никогда сам не выбирал этих женщин, не призывал следовать за собой в отличие от апостолов и семи десятка учеников. Это было только их решение: пойти за Иисусом, признав в нем Спасителя, отринув его бедность, простое происхождение, плохое отношение со стороны высоких чинов. Остается только догадываться, какие мучения испытывали эти женщины, видя душевные и телесные страдания Учителя, и не имея возможности ему помочь.

Слабый пол?

Слабый пол… Таковым его можно назвать лишь в силу физических отличий от мужчин. По силе духа, мужественности и самоотверженности жены-мироносицы превращаются в настоящих святых благовестниц, коим и посвящен этот светлый праздник. Потому что было бы в корне неверным не удостоить их памятью, желанием преклониться и взять с них пример.

Жизнь жен-мироносиц не отличалась ни витиеватыми историями, ни загадками, но была проста и понятна каждому. Они были похожи на всех нас, имели свои недостатки и слабости, но собственным примером показали, что такое благочестивая жизнь в вере, сильная и живая любовь, христианская забота о ближнем.

Праздник на Руси

Особо почитался праздник, посвященный памяти жен-мироносиц, на Руси. Неважно, к какому роду-племени ты принадлежишь (крестьянка, барыня с родословной или родом из купцов): этот день чтили все. Ведь роль женщины неизменна, и не зависит от сословия. Любая русская верующая считала своим долгом разделять взгляды святых угодниц. Быть единственной женой единственного мужа, а уж если выпало несчастье стать вдовой, большинство русских женщин предпочитали коротать жизнь в одиночестве. Хотя, заметьте, Церковь не накладывала запреты на повторный брак. Тихая, верная, милосердная, всепрощающая, кроткая, терпеливая – вот типичный портрет русской жены и матери семейства.

В течение долгого времени славяне в честь этого православного праздника воспевали женщин, отмечая их ключевую роль в обществе и в семье. Вот он, подлинный женский день в календаре событий! Жаль, что в потоке современной жизни утрачено много ценного, а порой просто украдено или искажено…

В день мироносиц принято славить женскую преданность, верность, способность любить чисто и самозабвенно. Каждая женщина, вне зависимости от национальности и принадлежности к религии – настоящая мироносица. Она несет мир, свет, является хранительницей очага и опорой мужу, воспитывает детей. Давайте будем чтить традиции и лишний раз скажем слова благодарности своим мамам, сестрам, бабушкам, подругам…

И хотя, как упоминалось выше, слово «мироносицы» происходит от ароматных масел под названием миро, слышится в этом слове и «мир»: нести мир… Это ли не самое глубинное и самое настоящее призвание женщины – нести мир везде, где бы она не появлялась?

Традиции дня

В День жен-мироносиц принято поздравлять и дарить цветы всем близким женщинам: мамам, бабушкам, тетушкам, сестрам, женам, дочерям и просто подругам. Считается, что в этот день все они именинницы.

В старину этот праздник называли «бабьей братчиной» или «бабьей неделей». «Бабьей» потому, что праздновали только женщины. Мужчин не допускали даже к подготовке. Накануне выбирали место празднования и женщин, которые обходили дворы и собирали яйца и кур для главных блюд застолья.

Читать еще:  Религия и наука в современном мире

А девушки выбирали себе куму на будущее – душевную подругу, и обменивались подарками.

Традиции и обряды

В канун женского дня, несколько женщин собирали по деревне яйца, для главного блюда праздника – яичницы девичницы. В некоторых деревнях яйца собирались до рассвета с песнями-окличками, подходили к дому и пели с просьбой «выйти на крыльцо и вынести яйцо».

В обед обязательно все женщины ходили в церковь. Всем селом заказывался молебен, оплатой за который выступали яйца и лен. Обычаи Радоницы посещать кладбище с крашеными яйцами в некоторых районах России переносились в канун воскресенья святых жен. Заказывались мирские сорокоусты обо всех усопших. Поминали и женщин мироносиц в этот день, много молились и читали Библию. Считалось, что каждая женщина несет в себе мир для мира, для этого нужна крепкая вера.

Обряды кумления, которые проводились до самой Троицы, тоже были в почете в этот праздник. Подруги обменивались своими вещами в качестве подарков и становились кумушками. После кумления, дружеская связь становилась крепче, считалось, что сам Бог благословлял их дружбу.

Обряды с кукушкой пришли из дохристианской Руси. Фигурка птички делалась из травы и вмещала в себя образ женской души, женщины-матери и жены. Куклу закапывали – хоронили, а потом резко вытаскивали из земли, так она воскрешала. Обряд проводили на семейное счастье и крепкие взаимоотношения.

Вечером устраивали настоящий праздник с курицей и яичницей на костре. Яичница делалась общая и делилась поровну. В некоторых деревнях девушки собирались гурьбой и заходили в каждый дом, чтобы покушать праздничное блюдо. Желтки в этот день были символом солнца, которое было символом этого праздника. Олицетворение Бога в виде солнца пришло еще из языческих времен и вплелось уже в христианские обычаи. У древних славян желток символ способности к продолжению рода.

Обязательно подготовкой к празднику занимался только слабый пол, даже кур в этот день разделывали они. Мужчин иногда пускали на девичники, женщин считали именинницами, и мужья старались не спорить и не ругаться с ними.

В бабий праздник женщины выходили в поле и молились за хороший урожай льна. В некоторых деревнях было обычаем выходить в поле с яичницей, кушать ее, а после просить Бога, чтобы лен уродился.

Названия дня у славян

В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:

  • Бабий праздник.
  • Женский праздник.
  • Бабья братчина (Шапшиха).
  • Кумитное (Кумишное).
  • Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
  • Бабья яичница.
  • Бабья неделя.
  • Завивальное воскресенье.
  • Лалынки.
  • Бабские свята.

Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.

Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.

Какой сегодня церковный праздник: 22 октября 2020

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Иаков Алфеев

По церковному календарю 22 октября поминают Святого Иакова, апостола из числа 12-ти учеников Христа.

Иаков — брат евангелиста Матфея, бывшего мытаря, призванный в число 12 учеников Самим Господом, вместе с другими апостолами, после сошествия Святого Духа, был послан на проповедь.

Апостол Иаков, совершая миссионерские путешествия вместе с Андреем Первозванным, проповедовал в Иудее, Эдессе, Елевферополе, Газе, обратив многих язычников на путь спасения.

Святой Иаков завершил свою миссионерскую деятельность в египетском городе Острацыне, где апостола распяли на кресте.

Андроник и Афанасия

По церковному календарю 22 октября поминают преподобных Андроника и жену его Афанасию, живших в V веке.

Жили благочестивые супруги в Антиохии, воспитывая сына и дочь. Андроник был ремесленником. Он делил свой заработок на три части, одну часть отдавал бедным, другую — в церковь, а третью оставлял для своей семьи.

Когда Господь забрал их детей, супруги решили посвятить себя служению Богу, помогая больным и бедным. Вскоре они отправились в Александрию. Андроник поступил в скит, а Афанасия — в женскую Тавеннисиотскую обитель.

Преподобный Андроник через 12 лет отправился в Иерусалим на поклонение Святым местам. По пути он встретил инока Афанасия – свою жену, которая, отправляясь в опасное путешествие, переоделась мужчиной. Супруги друг друга не узнали, ибо их облик изменили долгие подвиги.

Монахи, вернувшись из Иерусалима, поселились в одной келье и много лет жили вместе в безмолвии. Тайну раскрыла записка, оставшаяся после смерти преподобной Афанасии. Вскоре умер и Святой Андроник.

Иувентин и Максим

По церковному календарю 22 октября поминают воинов Иувентина и Максима, пострадавших во время правления императора Юлиана Отступника (361-363).

Юлиан, как-то находясь в Антиохии, решил осквернить христиан, окропив идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках. Телохранители императора Иувентин и Максим, осудив поступок Юлиана, обвинили его в отступничестве от христианской веры.

Воинов-мучеников по приказу императора подвергли жестоким пыткам, а затем убили в темнице.

Поплия Антиохийская

По церковному календарю 22 октября поминают мученицу Поплию (Публию) — диаконису Антиохийскую, пострадавшую при Юлиане Отступнике (361-363).

Рано овдовев, исповедница все свои силы направила на воспитание в христианском благочестии сына Иоанна. Он стал пресвитером, а Поплию за целомудренную жизнь возвели в сан диаконисы.

Устроив обитель в своем доме, Поплия собрала под своим руководством вдов и дев, желающих посвятить себя служению Господу. Во время гонения христиан Святая с сестрами обвинили императора в поклонении идолам.

Когда Юлиан проезжал у дома диаконисы, сестры громко запели 113-й псалом, обличающий идолопоклонство. Почтенную старицу воины правителя жестоко избили, но она перенесла побои терпеливо. Пожив после этого недолго, Святая мирно скончалась.

Именины

По церковному календарю 22 октября именины отмечают Авраам, Андроник, Максим, Константин, Петр, Степан и Яков.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Когда, как и кто отмечает этот день

Рисунок 1. Иоанно-Богословский монастырь, празднование

«Бабья яичница» или «кумитное воскресенье» – другие названия праздника. Его отмечают в 2019 г. 12 мая, на 15-й день после Пасхи (пасхальное воскресенье тоже считается). Это подлинный международный женский день, а не 8 марта, как принято считать в мирской жизни. Этот день прославляет верных учениц, следовавших за Иисусом на Голгофу. Все представительницы прекрасного пола принимают поздравления. Именно они дают жизнь, создают идеалы доброты, всеобъемлющей любви, оберегают домашний очаг и гармонию в доме, направляют в нужное русло детей и мужа своей верой в них. Самым ярким идеалом женского начала, безусловно, является Богоматерь.

  • В праздничную неделю проводятся службы в честь умерших святых. В каждый приход не забывают о поминальном сорокоусте.
  • Родительская суббота олицетворяет поминание собственных предков. В это время следует сходить на кладбище и отнести крашеные яйца на могилку.
  • Торжество отмечается по всей России и за пределами. В эту неделю все храмы, монастыри, соборы полны людей, как паломников, так и мирян. Священные служители проводят беседы, поздравляют всех и желают радости, добра.
  • В церкви вспоминают не только мироносиц, но и всех великих женщин. Особое внимание уделяется многодетным матерям. Подчеркивается важная составляющая участия женщин в делах церкви, как оплота целомудрия и верности.
  • В воскресенье проводится праздничный концерт, зачастую с участием детей. Читается множество текстов из священных писаний. Проводят помазание тела.
  • В домах готовят блюда из яиц и курицы, устраивают торжественные застолья, на которых поздравляют бабушек, жен, сестер и дочерей.

Раньше при Елизавете Федоровне эта дата была очень почитаема в обители. Там, где размещалась ранее икона святых жен-мироносиц, сейчас находятся мощи княгини.

Крестный ход и торжество праздника, 2018 г.

Читать еще:  Назначен новый глава Тираспольcко-Дубоссарской епархии

Праздник святых жен-мироносиц

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц : Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых.

Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

Явление Христа жёнам-мироносицам

Мироносицы — это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос.

Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов.

Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении.

А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина?

Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам?

Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Святая равноап. мироносица Мария Магдалина

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?!

Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель?

Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных.

Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной.

Жены-мироносицы

И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки.

Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры.

Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Святая мироносица Мария Магдалина

Праздник Жен-мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере.

Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства.

Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала.

Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы…

Читать еще:  Православная общественность России собирается строить на Кубе русский храм

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Тропарь, глас 2

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2

Радоватися мироносицам повелел еси, / плачь праматере Евы утолил еси / Воскресением Твоим, Христе Боже, / апостолом же Твоим проповедати повелел еси: / Спас воскресе от гроба.

Проповедь митрополита Антония Сурожского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святые жены-мироносицы

Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот и в это время они вдруг появляются.

У креста — апостолов не было; Иуда-предатель повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям.

И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас: мы знаем, что Христос одержал победу; мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя. Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня…

И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными; мы устремлены к добру — и отпадаем от добра; мы верим в добро — и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, — и это нам не удается.

И вот в эти моменты — а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества — мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов, — говорит апостол Павел.

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких — и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха — не отвернемся.

И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector