0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выходные и праздничные дни в 2021 году — официальное постановление правительства

Само по себе официальное постановление правительства, опубликованное сегодня (подписано оно было ещё 10 октября), довольно лаконично. Оно предусматривает перенос всего трёх выходных в течение года:

  • с субботы 2 января на пятницу 5 ноября;
  • с воскресенья 3 января на пятницу 31 декабря;
  • с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.

Первые два переноса — это суббота и воскресенье в дни новогодних каникул. При совпадении официальных праздников с выходными дополнительные нерабочие дни в России не сгорают. Их переносят на рабочие дни. Обычно — на ближайшие, что стоят в календаре. Но правительство может закрепить их перенос и на другой месяц года. Как и произойдёт в 2021 году с двумя январскими выходными.

Третий перенос выходного дня в феврале нужен, чтобы правильно организовать выходные ко Дню защитника Отечества. Праздник выпадает на вторник, и понедельник также должен быть выходным. Один рабочий день в окружении выходных в России не допускается. Мы будем работать в субботу, 20 февраля, чтобы затем уйти на три подряд выходных.

Все прочие переносы выходных, которые будут в 2021 году, случатся автоматически. Правила их уже прописаны в законах. А для некоторых праздников и переносов никаких не понадобится.

Посмотрим на все выходные и праздничные дни 2021 года — подробности того, как мы будем отдыхать на тот или иной праздник. Всего их в статье 112 Трудового кодекса России — восемь. Они дают нам четырнадцать дополнительных нерабочих дней.

В современной России отношения между РПЦ и руководством государства вернулись к Синодальному периоду, когда Церковь во многом осталась «без голоса» и была подчинена светской власти. Бывший глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание, что Патриарх Кирилл самоустранился из общественной дискуссии, и подчеркнул, что это – путь деградации.

РИА «Новый День» представляет вторую часть большого интервью с известным общественным и церковным деятелем, который оценил нынешнюю ситуацию в РПЦ и перспективы ее развития.

РИА «Новый День»: Вы неоднократно отмечали, что не разделяете позицию патриарха Кирилла в сфере церковно-государственных отношений и по вопросам церковного управления. Как вы оцениваете ситуацию сегодня?

Всеволод Чаплин: То, что сегодня происходит в Церкви – это управленческий кризис. Многие решения принимаются без обсуждения с теми, кого жизненно касаются эти решения. Не должен в Церкви принимать значимые для всех решения один человек, даже если он Патриарх. Не могут не выслушиваться люди, которых эти решения касается.

Этот кризис демонстрирует и последняя дискуссия в отношении будущего Сретенской семинарии (решением Синода Русской Православной иеромонах Силуан смещен с должности и.о. ректора, объявлена «оптимизация» учебного процесса) – ни с большинством преподавателей, ни со студентами, ни с теми мирянами, кто поддерживают эту семинарию, в том числе финансово, насколько я знаю, не обсуждалось и пока не обсуждается то, что с ней хотят сделать. Естественно, это вызывает глубокую скорбь у людей.

Если решение принимаются на основе некоего иллюзорного представления об особой харизме любого служителя Церкви, будь то Патриарх, архиерей, священник, игумен, игумения – это всегда кончается плохо. История это хорошо знает.

Лучшее, что можно сделать сегодня ответственному лицу в Церкви – это не мешать. Есть потрясающие инициативы в той же сфере образования. Попытками унификации можно только разрушить, не создав ничего путного взамен. Это же касается благотворительной области, информационной – попытки считать, что все живые, выросшие снизу инициативы недостойны внимания, что только сверху можно спустить какие-то универсальные схемы – это не только управленческая, но и глубокая духовная ошибка. Церковь всегда создавалась именно снизу, а не сверху. Нужно видеть инициативы людей, поддерживать, где-то корректировать, но всегда вести диалог с теми людьми, которые эти инициативы осуществляют. Церковь всегда развивалась именно так.

Посмотрите на Рождественские чтения – это крупнейший церковный форум, он вырос снизу и был очень эффективен. Люди могли там создавать свои маленькие площадки, и именно поэтому он стал гораздо популярнее, чем все организованные сверху церковные собрания. Сейчас его пытаются задушить, лишая абсолютное большинство участников возможности выступить на маленьких секциях, сведя все к помпезным крупным мероприятиям, на которых люди боятся поднять половину тем, которые обсуждаются в Интернете, – в частности, финансовые потоки в Церкви.

Вот есть телеканал «Спас». Он стал очень модным, красивым, я очень рад этому развитию. Но он не может считаться заслуживающим доверия, пока он не поднимет две темы – браки и разводы наших власть имущих и деньги в Церкви. Без этого, без поднятия других нравственно значимых острых тем получается просто глянцевая витрина, за которой скрываются люди, боящиеся даже рот раскрыть и обсуждающие эти темы только под никами в Интернете, обычно на повышенных тонах.

«Новый день»: Получается, что в Церкви такая же ситуация, как в государстве, где сегодня все решения «спускаются» на места сверху и не обсуждаются ни с кем?

Всеволод Чаплин: Уровень несистемности в принятии решений хуже, чем в государстве. Вот, например, история со Сретенской семинарией, очевидно, требовала того, чтобы высказались самые разные люди, которых касается это решение.

Тема отношения к экуменизму (идеология всехристианского единства, движение за сближение и объединение различных христианских конфессий) – достаточно уродливому учению, придуманному антихристианскими западными кругами. Вся мыслящая Церковь, за исключением узкой околобюрократической секты, против этого явления. Почему мы не можем его осудить? Потому что у некоторых церковных начальников деятельность во Всемирном совете церквей (крупнейшая международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме) связана с воспоминаниями молодости. Я в молодости тоже провел достаточное время во Всемирном совете церквей – и убедился в бессмысленности этой организации, в нехристианских основаниях деятельности. Что нам в ней делать? Если свободно это обсудить, я думаю, что реакция Церкви будет совершенно однозначной. Однако дискуссия сдерживается, и сдерживается волюнтаристскими методами.

Уже очевидно, что церковная вертикаль терпит экономический крах, крах полный и окончательный. Утверждается из многих источников, что прежде сверхприбыльное предприятие «Софрино» (завод по производству церковной утвари и всего необходимого для богослужения) становится чуть ли не банкротом. Остальные старые источники доходов в виде церковных гостиниц, очевидно, давно превращаются в источники убытков. Я не знаю подробности, но наблюдения именно такие – видно, что рассчитывать на прибыль особо не приходится. В храмы люди несут меньше денег.

РИА «Новый День»: Вы затронули очень щепетильную тему – тему финансов в Церкви. Еще недавно российское медиапространство сотрясалось от споров про «часы патриарха». Может быть, люди несут в Церковь меньше денег на фоне этих обсуждений и того, что Церковь перестала вступаться людей?

Всеволод Чаплин: Я бы так не сказал. Весь шум в Интернете мало повлиял на людей. Повлияло их обеднение и та самая сытая спокойная жизнь, которая дает человеку иллюзию собственной беспроблемности и ложного душевного спокойствия. В некоторых храмах стало меньше людей и, очевидно, везде люди стали беднее.

Все происходящее означает, что нужно учиться жить по средствам всем – от Патриарха до церковного сторожа. Какие-то расходы, которые были возможны в 90-е годы, абсолютно немыслимы сейчас. От них просто надо отказываться.

Я не понимаю, почему до сих пор нужно поддерживать бесплатное образование в семинариях, кроме исключительных случаев, когда поступает абсолютно бедный человек и его нужно поддерживать, выделить специальную стипендию. Я не понимаю, зачем нужно поддерживать обслуживающий персонал в большом количестве зданий, которые практически не используются и содержатся для торжественных событий и «статусных» мероприятий. Вполне можно или их законсервировать, оставив одного сторожа, – или сдавать в аренду. Включая самые «статусные» резиденции.

Всем надо понять, что «тучные» годы кончились, и в два-три раза скромнее проводить те же церковные торжества. Вместо приема с меню после освещения храмов – вполне достаточно накрыть на улицах столы с чаем и пригласить туда не 50 «випов», а 500 прихожан, и пообщаться с ними.

«Среди простых людей чувствуется глухая злоба»: протоиерей Всеволод Чаплин о настроении общества и транзите власти. Интервью с экс-главой Синодального отдела РПЦ. Часть 1

«Новый День»: Прошлым летом Вы говорили, что пенсионная реформа «аморальна» и РПЦ должна заступиться за народ. И все же реакция Церкви на реформу была крайне сдержанной. Как вы считаете, с чем это связано?

Всеволод Чаплин: Обратите внимание, Его Святейшество практически ушел из публичного пространства. Да, говорятся проповеди, не сильно отличающиеся от уровня среднего образованного священника. Да, почти не стало сомнительных с богословской точки зрения высказываний, которые в Интернете критиковали грамотные люди – кто-то жестко, кто-то с добрым снисхождением. Но сейчас за год произносится, может быть, всего 5-10 речей, которые системно затрагивают общественно-значимые темы. Сравните с его же общественной активностью конца 2000-х или начала 2010-х годов. Это просто несопоставимо. Как правило, выступления, которые сейчас звучат – плод коллективного творчества. И в принципе это правильно – глава любой крупной общины должен говорить не только от себя, но учитывать то, что советуют люди, более компетентные в той или иной области. Но, увы, многие темы остаются без патриаршего слова – то ли имеет место усталость, то ли боязнь отрицательной реакции, то ли активность ограничивается окружением, которое хочет совершенно нелегитимным образом переключить только на себя формирование церковно-общественной повестки дня – одно дело, когда ее формируют и озвучивают профильные церковные ведомства, другое – когда это делают разного рода пресс-атташе.

Читать еще:  Священнослужители проходят военные сборы в Ростове

Про повышение пенсионного возраста не было сказано почти ни слова. Прозвучали некоторые комментарии, в основном, в ответ на вопросы на пресс-конференциях. Но сравните это даже с позицией по монетизации льгот, когда принималось целое концептуальное заявление Патриарха и Синода. В свое время ваш покорный слуга вместе с экспертами такой документ готовил. Сейчас какие-то невнятные комментарии на пресс-конференциях и в соцсетях, хотя это повод для документа, обращенного к властям и к народу, повод для воззвания.

Фактически, произошло то, о чем я предупреждал. Без самостоятельной экспертной подготовки позиции Церкви, Патриарха по общественно значимым вопросам минимизировано количество инициативных серьёзных выступлений, оформленных в концептуальные тексты. Происходит в основном только ситуативное реагирование в полуофициальном – получастном формате, иногда – в соцсетях. Это, извините, деградация – и то ли осознанный, то ли вынужденный уход от формирования общенациональной и мировой повестки дня.

«Новый День»: Можно ли говорить о том, что церковнослужители оказались «под колпаком» Кремля и по-своему выполняют роль госслужащих?

Всеволод Чаплин: На самом деле подавляющее большинство священников не соотносит свою деятельность с тем, что думают и говорят власти. Но на уровне центральных церковных структур, очевидно, есть какой-то список «снятых» тем. Я не исключаю, что этот список либо самостоятельно вырабатывается под влиянием очевидной политической повестки дня, либо обсуждается со светскими чиновниками, в том же УВП (управление по внутренней политике администрации президента).

Это очень опасный путь. Тот же Патриарх Кирилл много говорил о том, что в Синодальный период (1721-1917 гг., когда главой Церкви практически был император) а Церковь молчала по общественно-значимым проблемам. Беда в том, что мы сейчас находимся в ровно такой же ситуации. Если что-то и говорится – это очень общие слова, совершенно исключающие прямую критику в адрес людей, которые могут быть либо полезны, либо опасны.

«Новый День»: Ранее вы пророчили патриарху Кириллу отставку, но она до сих пор не последовала. Как вы считаете, может ли он покинуть свой пост?

Всеволод Чаплин: Думаю, он очень не хочет, но может быть всякое. Я бы никогда ничего не исключал.

Заключительную часть большого интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным читайте на сайте РИА «Новый День» в ближайшее время

Москва, Мария Вяткина

За время правления Сергея Собянина прямые субсидии РПЦ из бюджета Москвы выросли в десятки раз

Фото: Евгений Асмолов /Интерпресс / PhotoXPress.ru

Ровно десять лет назад, 21 октября 2010 года, президент Владимир Путин назначил мэром Москвы главу своей администрации Сергея Собянина. Известный своей приверженностью православию, тот сразу же после назначения озаботился поддержкой Церкви — и столица стала помогать РПЦ куда больше, чем при его предшественнике Юрии Лужкове. Во-первых, стартовал проект строительства 200 храмов, а во-вторых, мэрия Москвы стала чаще и больше подкидывать Церкви денег на самые разные нужды: от проведения православных фестивалей до закупки церковной утвари для её зарубежных приходов. За десять собянинских лет только на прямые субсидии Церкви из столичного бюджета ушли минимум 1,2 млрд рублей, подсчитали «Открытые медиа».

Храм в каждый двор

Самой известной и заметной программой поддержки Церкви за время правления Собянина стала программа постройки храмов в каждом районе столицы, получившая неофициальное название «200 храмов». Идею, правда, начали обсуждать ещё при предыдущем столичном градоначальнике Юрии Лужкове, но реальное строительство началось уже при Собянине. Впрочем, указ о старте программы подписал тогдашний и. о. мэра Владимир Ресин десять лет назад — за день до назначения нового мэра.

За эти годы, по словам Владимира Ресина, который хоть и ушёл с поста вице-мэра, но остался курировать эту программу, в столице построили более 85 храмов. Вырос и аппетит Церкви: уже в 2017 году патриарх Кирилл говорил, что двухсот храмов в столице недостаточно, да и сами строящиеся церкви должны быть попросторнее и вмещать не по 200−300 человек, а хотя бы по 500.

Официально Москва не даёт живые деньги на строительство храмов — финансирование обеспечивают частные спонсоры. Столичное же правительство выделяет землю под будущие церкви, что вызывает иногда протесты местных жителей. Самый известный конфликт такого рода начался в 2015 году в парке «Торфянка» на северо-востоке столицы — и Церкви пришлось уступить, построив храм не в самом парке, а неподалёку. Всего из-за протестов в разных районах РПЦ пришлось сменить локации почти 30 храмов.

Строительство церквей ведётся на пожертвования, для сбора которых в 2010 году финансово-хозяйственное управление (ФХУ) РПЦ учредило Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Он собирает деньги от частных лиц, бизнесменов и иногда от строительных компаний, которые возводят дома рядом с будущими храмами. Возглавляющий фонд Владимир Ресин, который активно договаривается с бизнесом о пожертвованиях, в начале 2019 года утверждал, что с 2011 года на строительство храмов в столице уже было потрачено 30 млрд пожертвований.

Правда, иногда бюджет Москвы финансирует церковные стройки напрямую. Так, на возведение главного храма Минобороны в подмосковном парке «Патриот» столичное правительство направило из городского бюджета 2 млрд рублей.

Сотни миллионов на «Православную Русь»

При Сергее Собянине мэрия Москвы полюбила проводить разные торжества, в том числе и православные праздники. На них из бюджета выделяются субсидии, и самая большая статья расходов здесь — проведение церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Это тематическая выставка-форум, которую начали проводить ещё во времена патриарха Алексия II под эгидой Патриаршего совета по культуре. Каждый год она проходит в День народного единства 4 ноября и посвящена разным историческим темам. Так, в 2013 году основной её темой было 400-летие династии Романовых, в 2014 году на выставке рассказывали о князьях Рюриковичах, в 2019 году — об искусстве времён Великой Отечественной. На открытие всегда приходят патриарх и мэр Москвы, но частенько заглядывает и президент Владимир Путин.

За годы правления Собянина траты московского бюджета на эту выставку выросли на порядок. Так, в 2009 году тогдашний мэр Юрий Лужков выделил выставке всего 4,3 млн рублей, в 2010 году врио мэра Владимир Ресин распорядился потратить на неё 6,2 млн рублей, а уже через год, когда Москву возглавил Собянин, мэрия направила на неё сразу 47,9 млн рублей.

Пик расходов на «Православную Русь» пришёлся на 2017 год — тогда столичное правительство не пожалело на неё 300 млн рублей. Позже расходы снизились, но остались стабильными — ровно по 65 млн рублей. Таким образом, всего с 2011 года по сегодняшний день московские власти потратили на проведение форума более 830 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа».

За организацией праздника с 2015 года стоит фонд поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв». Кроме «Православной Руси» совместно с Министерством культуры, Патриаршим советом по культуре и Третьяковской галереей он проводит и передвижную выставку «Сокровища музеев России». Среди других проектов «Прорыва» — благоустройство музейного комплекса в Херсонесе по поручению Владимира Путина и с благословения патриарха, участие в организации выставки «Россия, устремлëнная в будущее», где показывают проекты развития технологий и изменения жизни в стране на следующие 15 лет. Руководитель фонда Людмила Ситнякова является также учредителем АНО «Центр поиска пропавших людей», в который входит поисковый отряд «Лиза Алерт».

Деньги на православную энциклопедию

Активно спонсирует Москва и культурный фонд «Кино-телекомпания „Православная энциклопедия“». С 2003 года на телеканале ТВЦ выходит одноимëнная передача, которую финансирует московский бюджет. Во времена Юрия Лужкова выделяемые на производство передачи суммы были чуть меньше нынешних, но с 2012 года Москва стабильно тратит ежегодно более 20 млн рублей на «цикл тематических телепрограмм энциклопедического характера о православном вероучении».

За время правления Сергея Собянина на эти цели было потрачено почти 200 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа». К этим прямым субсидиям можно добавить и косвенные. Фонд занимается выпуском «Православной энциклопедии», которую активно продвигают и популяризируют высшие чиновники страны. В 2018 году Сергей Собянин заявлял, что издание можно найти во всех столичных библиотеках. При нëм Москва потратила на закупку «Православной энциклопедии» 52,3 млн рублей.

Большую часть закупок сделала дирекция департамента образования и науки Москвы, потратившая на энциклопедию 36,4 млн рублей. А следом за ней —Центральная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, подведомственная департаменту культуры Москвы. Её расходы на закупку энциклопедий — 15,94 млн рублей.

Помощь загранице

Сергей Собянин продолжает дело Юрия Лужкова и в поддержке зарубежных приходов РПЦ. Москва начала заниматься этим ещё в нулевых годах в рамках помощи соотечественникам за рубежом. Так, с 2003 по 2005 год столица тратила на покупку утвари для зарубежных приходов около 1,5 млн рублей в год, а к 2009 году сумма уже выросла до 9 млн в год. Правда, в целом на поддержку соотечественников, которая включала финансирование русских школ, русских предпринимателей за рубежом и общественных организаций русской диаспоры, мэрия тратила куда больше: в том же 2009 году на это ушëл 291 млн рублей.

Читать еще:  Семидневный Рождественский пост начнется в среду в Армении. Рождество Христово отметят 6 января

При Собянине ежегодно мэрия выделяет субсидию подведомственному ей ГУП «Московский центр международного сотрудничества» (МЦМС), который в свою очередь закупает церковную утварь и православную литературу для заграничных приходов РПЦ. С 2011 года на эти цели потратили почти 90 млн рублей. Среди приходов, которым помогают московские власти, — приход святых апостолов Петра и Павла в Гонконге, приход Благовещения Пресвятой Богородицы в Барселоне, Свято-Никольский приход в Финляндии, приход в Италии, а также приходы Эстонской православной церкви.

И другие мелочи

Ежегодно Москва выделяет РПЦ и множество сравнительно небольших субсидий. Только в 2019 году на разные духовно-просветительские мероприятия разных храмов столицы и отделов РПЦ, которые стало особенно популярно проводить при Сергее Собянине, было потрачено более 10,8 млн рублей.

При этом многие сравнительно небольшие дотации, как, например, фестиваль хоров воскресных школ за 2,5 млн, съезд регентов и певчих за 3,1 млн или фотовыставки о работе храмов за 700 000, появились только во времена Сергея Собянина. Другие субсидии — например, 3,9 млн на кинофестиваль «Радонеж» — столичные власти начали выделять ещё при Юрии Лужкове. Например, каждый год Москва тратит минимум 5 млн рублей на проведение Рождественских образовательных чтений и ещё пару миллионов рублей — на волонтëров, которые их готовят. Так «по мелочи» мэрия ежегодно раздаёт структурам РПЦ десятки миллионов рублей. Только в прошлом году было выделено в сумме почти 30 млн, которые за годы складываются уже в сотни миллионов.

Православные посты

  • 2 марта-18 апреля — Великий пост

Меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства. Можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи. Нельзя есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя.

  • 15 июня-11 июля — Петров пост

Петров пост не такой строгий, как Великий. Во все дни, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя. Но даже приступая к такому, не самому строгому посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если есть какие-либо хронические заболевания — с лечащим врачом.

  • 14-27 августа — Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня.

  • 28 ноября 2020 года-6 января 2021 года — Рождественский пост

Во все дни Рождественского поста церковный устав предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб).

Как провести воскресный день

Верующие часто спрашивают священников о том, можно ли работать в воскресенье православным? Однозначного ответа дать на этот вопрос никто не решается. Конечно, согласно Священному писанию, лучше было бы отложить все дела на другие дни, а этот провести в общении с Господом. Данный запрет берет свое начало еще с древних времен.

Идеальным днем священнослужители считают, если Вы отложите все дела и посвятите все воскресенье делам милосердия и молитве. Было бы неплохо, если бы человек с самого утра сходил в храм на Литургию, затем причастился и пришел домой. Там позавтракал в кругу своей семьи и проведал всех своих родственников, а также людей, которых он давно не видел.

Вечером снова сходил на вечернюю службу и поужинал в кругу семьи. А после помолившись, спокойно лег спать. Это было бы идеальное воскресенье православного человека. Но все мы знаем, что не все и не всегда зависит только от нас.

Есть определенные требовании и мы их должны выполнять. Это может быть связано как с нашей работой, так и нашим положением в обществе. Ведь согласитесь, было бы не по христиански, если бы мать отказалась готовить обед, потому что нельзя работать и ее семья осталась голодной.

Или иной случай, когда человек не может правильно распланировать свой день. Он ничего не хочет делать и просто проводит время за выпивкой или просмотром телевизора. В таком случае говориться о том, что лучше уж работать, чем так коротать свое время.

Почему это важно?

Потому что возможен раскол и новые вооруженные столкновения на Украине. По мнению Москвы, русскоязычное население составляет большую часть православного мира. Священный Синод полагает, что верующие на Украине поддержат патриарха Кирилла и откажутся переходить в новую церковь.

Для справки: на Украине почти 70% населения относят себя к православным, при этом на территории государства действуют три православных церкви, причем та, которая относится к Московскому патриархату, самая крупная — в ней 12 тысяч приходов. РПЦ считает, что верующих будут принуждать к объединению, и тогда возможно кровопролитие.

В Киеве после решения Константинопольского патриархата провели соборное богослужение — на нем представители разных конфессий молились об укреплении единой церкви.

Нормативная база

Итак, главами регионов и федеральных городов изданы ряд указов обязывающих граждан использовать средства индивидуальной защиты. Данное понятие включает в себя не только маски, но и перчатки. В качестве примера возьмем Москву.

Согласно части 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (ред. от 06.10.2020) «О введении режима повышенной готовности» граждане обязаны:

С 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.

С 25 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).

С 1 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).

В июне 2020 года часть этих ограничений была снята. Согласно части 7.1.Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (ред. от 06.10.2020) «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности»

с 13 июля 2020 г. снимаются ограничения, предусмотренные указом Мэра Москвы N 12-УМ, не снятые ранее в соответствии с настоящим указом, за исключением ограничений, установленных в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.

При этом гражданам рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении на улице.

Итак, в Москве в настоящее время ношение масок на открытом воздухе не требуется. В закрытых помещениях и транспорте использование масок и перчаток остается обязательным. Аналогичные указы глав администраций можно найти на официальных сайтах других регионов и городов федерального значения.

Таким образом, если вопрос о законности заключается в том – существуют ли нормативно-правовые акты предписывающие использование средств индивидуальной защиты, то ответ однозначный – «да».

Другой вопрос, имеют ли главы регионов полномочия издавать подобные указы и ограничивать права и свободы граждан?

Согласно части 3 ст.55 Конституции РФ

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Использование средств индивидуальной защиты призвано не только обезопасить гражданина, но и защитить других граждан от заражения. И это не мое мнение. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

Применение медицинских масок входит в состав комплекса мер для профилактики инфекций и инфекционного контроля и может способствовать ограничению распространения ряда вирусных инфекций, в том числе COVID-19. Маски могут применяться здоровыми людьми в качестве средства индивидуальной защиты.

Какими же Федеральными законами установлены полномочия глав администраций регионов и городов федерального значения вводить ограничительные меры?

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — часть 10 Статьи 4.1. «Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» гласит:

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 (8 — глава местной администрации/города федерального значения, 9 – Президент РФ – примечание автора) настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как мы видим, главы регионов наделены федеральным законом полномочиями по введению мер защиты населения для предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Читать еще:  Священный Синод РПЦ принял решение о дате возвращения в Россию Тихвинской иконы

Но федеральные законы не только дают полномочия исполнительной власти, но и обязывают граждан следовать соответствующим предписаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

ч.1 КоАП РФ Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ) гласит

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Полагаю, что добросовестный анализ приведенных выше нормативных актов снимет вопрос у большинства читателей о юридической возможности наложения ограничительных мер в связи с режимом повышенной готовности (предупреждения чрезвычайной ситуации). Но разберем аргументы против.

Пасха наступит в положенный срок

Позицию РПЦ изложил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. Собственно, она сводится как раз к тому, что окончательное решение пока не принято.

«Мы не комментируем пока решений относительно Пасхи, поскольку идет Великий пост. Тем не менее могу сказать, что верующие не раз встречали Пасху в куда более трагичные времена, чем сейчас. Поэтому православные должны быть сосредоточены на том, чтобы достойно прожить Великий пост в молитве и воздержании», — заявил Кипшидзе в комментарии ФАН.

Он добавил, что Пасха наступит в положенный срок, и это главное для верующих.

«Пасха — не чемпионат мира по футболу. Она наступает уже почти 2000 лет и наступит вновь. Поэтому подлинно верующий человек в любом случае встретит этот праздник в молитве и радости», — резюмировал представитель патриархии.

Между тем, в православной Греции с 11 марта действует запрет на посещение храмов православными мирянами. В связи с этим 2 апреля Священный синод Элладской православной церкви попросил греческое правительство разрешить провести Пасхальные богослужения за закрытыми дверями. Предполагается, что для остальных верующих будет организована онлайн-трансляция, что поможет им почувствовать причастность к богослужению.

Священный синод ЭПЦ также заявил о намерении провести массовые богослужения в день отдания Пасхи — с 26 на 27 мая. Данное сообщение некоторые СМИ восприняли как новость о «переносе Пасхи», что в корне неверно: главный православный праздник наступит вскоре после схождения Благодатного огня 19 апреля.

Что касается России, то президент Владимир Путин в своем обращении 2 апреля заявил о том, что дает широкие полномочия главам регионов самим определять степень жесткости карантина. И они этим правом уже пользуются.

Так, на Кубани в связи с угрозой распространения коронавируса распоряжением властей с 5 апреля и до «особого распоряжения» будет действовать запрет на публичные богослужения в православных церквях. Об этом сообщил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Правда, божественные литургии за закрытыми дверями священникам без паствы проводить все же разрешат. В некоторых православных храмах будет налажена онлайн-трансляция богослужений. Также предполагается, что ограниченное число верующих все же смогут причащаться во время богослужений.

Из всех опрошенных ФАН наиболее непримиримую позицию по отношению к запрету массовых богослужений на Пасху занял известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы о. Сергий (Рыбко).

«Насколько я знаю, патриарх Кирилл настроен на то, чтобы отстоять права верующих на совершение в храмах божественной литургии. Если будет прямой запрет властей, это вызовет резкое недовольство многих верующих», — заявил клирик в разговоре с корреспондентом ФАН.

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

Смотрите видео по теме:

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector