5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заступник интернета: почему итальянского подростка причислили к лику блаженных

Содержание

Заступник интернета: почему итальянского подростка причислили к лику блаженных

Римско-католическая церковь причислила к лику блаженных 15-летнего Карло Акутиса, который увлекался программированием. Мальчик умер от лейкемии в 2006 году, но еще при жизни и после смерти привлек внимание Церкви. Уже идут разговоры о том, что в будущем подростка могут причислить к лику святых как «покровителя интернета». О том, как жил Карло Акутис, чем известен и для чего католической церкви новый святой, — в материале «Известий».

Шесть отличий православных от католиков

Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.

Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.

Герб государства Ватикан

Отличие первое: кто главный в Церкви?

Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.

Официальный титул папы римского звучит так:

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.

Отличие второе: непогрешимость римского епископа

Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.

Католический священник

Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства

Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.

Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии

Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.

Читать еще:  В Царском Селе начались работы по реставрации Александровского дворца

В Катехизисе РКЦ сказано, что…

«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»

Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.

Католический храм

Отличие пятое: учение о Чистилище

Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»

Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.

Отличие шестое: молитвенный экстаз

Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.

Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.

Добавить комментарий

Владимир Путин заявил, что у властей нет планов вводить жесткий карантин

Правительство РФ не планирует вводить тотальные ограничительные меры из-за коронавируса, заявил президент РФ Владимир Путин.

Святейший Патриарх Кирилл поздравил С.С. Собянина с 10-летием трудов на посту мэра Москвы

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил С.С. Собянина с 10-летием трудов на посту мэра Москвы.

Мэру Москвы С.С. Собянину

Уважаемый Сергей Семенович!

В МДА прошла Всероссийская Покровская научно-богословская конференция «Столетие “Русского исхода” (Крымской эвакуации): 1920–2020»

16 октября в Московской духовной академии прошло пленарное заседание научно-практической конференции «Столетие “Русского исхода” (Крымской эвакуации): 1920–2020», сообщает Седмица.ru.

Папа Франциск высказался в поддержку однополых браков

Папа Римский Франциск выступил за то, чтобы однополые пары получили возможность регистрировать гражданские союзы, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на газету «Репубблика».

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной протоиерея Димитрия Смирнова

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерея Димитрия Смирнова.

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РУБИКОН: «МЫ» И «ОНИ»:

И я оказывался в очень странном положении: имея всю жизнь симпатию к православным, я должен был защищать католиков. Мне было очень неловко. У меня было странное ощущение, что я не на той стороне, где у меня корни, где у меня духовность, где у меня сердце. И поэтому я решил, что я должен быть честным и верным себе, что я должен стать официальным членом Православной Церкви, что я не могу дальше идти по этому пути. И сейчас я очень счастлив! Я осуществил свою мечту, мечту всей моей жизни.

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением Таинства Причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих. При этом причащаться в католическом храме православный христианин не может.
Читать еще:  Доступное жилье планируют строить в Китае

Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Распятие, установленное в честь Папы Римского Иоанна Павла II, рухнуло с пьедестала и насмерть придавило паломника

Незадолго до церемонии канонизации Иоанна Павла II в Италии случилась трагедия: в итальянском регионе Брешиа распятие, установленное в честь Папы Римского Иоанна Павла II, рухнуло с пьедестала и насмерть придавило паломника. Трагедия произошла во время торжественного мероприятия, посвященного канонизации покойного Папы Римского Иоанна Павла II.

Тридцатиметровый монумент был установлен в честь посещения понтификом города Брешиа в сентябре 1998 года. Он представляет собой изогнутый деревянный крест, на верху которого находится 600-килограммовое распятие. Погибший юноша — 21-летний итальянец Марко Гусмини.

Парень во время инцидента сидел на скамейке и беседовал с приходским священником. Но, будучи инвалидом, он не смог убежать. Из-за случившейся трагедии все дальнейшие торжества по этому поводу были отменены.

Православно-католический экуменизм, или Как православные уходят на Запад

11 декабря 2017 Кирилл Белоусов

Дорогие читатели «Ахиллы»! С радостью пишу вам это письмо — уже третье по счету в уходящем году. Мой первый материал был посвящен истории моей родной, Челябинской, епархии, а во второй раз я ответил на вопросы молодежной анкеты «Ахиллы».

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о том, как разрешился мой духовный кризис, вызванный тем, что я чувствовал себя не на своем месте в современной Русской Православной Церкви. Как это ни покажется странным для большинства православных читателей этого ресурса, я нашел выход из него благодаря переходу в Римско-Католическую Церковь.

Готовясь написать этот материал, я посмотрел в Сети, как обосновывают свой мировоззренческий выбор русские католики. Больше всего по этой теме мне понравился материал издания The Village — «Переходный период: Как православные становятся католиками».

Я систематизировал причины перехода в католичество, выделенные молодыми прихожанами РКЦ:

— объединение христиан вокруг папского авторитета;

— нетерпимость православных священников и молодежных активистов к другим христианским исповеданиям и инакомыслию как таковому (респонденты подчеркнули то, что в РКЦ подобные проблемы практически отсутствуют;

— адекватная система катехизации в Католической Церкви;

— активная приходская жизнь РКЦ;

— отсутствие клерикализма (в особенности, разобщенности между духовенством и мирянами).

Могу сказать, что определяющими в моем выборе были следующие убеждения:

— вера во вселенский характер Католической Церкви, то есть отсутствие в ней несовместимых с христианством представлений о национально-культурной исключительности, которые, напротив, свойственны Русской Православной Церкви;

— искреннее стремление католических иерархов, богословов и простых мирян к видимому христианскому единству (кстати, богозаповеданному), всякие препятствия к которому снял II Ватиканский Собор;

— единство вероучения Восточной и Западной Церкви (во всем, кроме учения о Деве Марии; тем не менее сомнительные западные нововведения в этой области никоим образом не влияют на спасение), при наличии неоспоримого преимущества РКЦ — отсутствия политизации церковно-общественных и церковно-государственных отношений;

— и, в конце концов, я не мог больше оставаться в РПЦ из-за постоянно возрастающей черносотенной волны, которая становится церковным мейнстримом. (Сами знаете, о чем я: для примера скажу о поддержке Патриархом Кириллом правящего режима, который виновен в развязывании войн на постсоветском пространстве, а также в разжигании ненависти к представителям других народов (грузин, украинцев, белорусов, американцев и так далее) и внесистемной оппозиции. Также упомяну о реабилитации высшими иерархами советского лихолетья и о толерантности Святейшего к установке в Орле памятника Ивану Грозному.)

Подчеркну, что для меня не осталось иного выбора: на территории России, в отличие от евроатлантических стран, нет других православных юрисдикций.

Папа Бенедикт и патриарх Варфоломей

В моем решении меня укрепили следующие обстоятельства: многолетнее изучение католического богословия, древнего и современного западного богослужения и приходской жизни. Также скажу, что знающим изнанку церковной жизни людям все сложнее оставаться в Русской Православной Церкви. Обо всем этом хорошо написал выдающийся православный публицист протоиерей Павел Адельгейм. Обязательно почитайте его книгу «Догмат о Церкви в канонах и практике», где батюшка, ставший подлинным исповедником веры во Христа, разложил по полочкам все основные виды отступления от принципа соборности в РПЦ. Раньше все это не касалось рядовых верующих, но теперь сплошь и рядом происходят гонения на приходское духовенство, разрушение церковных общин и их долговое закабаление — и во всем этом есть вина епископата. Все это от того, что ни у кого из членов Церкви нет возможности отстоять свою правоту ни в церковном суде, ни в Священном Синоде, ни в государственном суде. Впрочем, обо всем этом вы можете узнать из ежедневных обновлений «Ахиллы».

А мне близка риторика Папы Франциска, в особенности из его послания Вселенскому Патриарху Варфоломею (2015 года), где он заявил следующее: «После восстановления отношений любви и братства в духе взаимного доверия, уважения и любви больше нет препятствий к евхаристическому общению, которое наступит не иначе как через молитву, очищение сердец, диалог и утверждение истины». Здесь епископ Рима говорит о том времени, когда Папа Павел VI и Патриарх Афинагор начали путь к полному единству, подписав в 1965 году Совместную католико-православную декларацию о снятии взаимных анафем. Для нас не менее важно и заявление понтифика, сделанное в этом году: «Католики и православные, исповедуя вместе догматы первых семи Вселенских соборов, веруя в действенность Евхаристии и других Таинств, сохраняя апостольское преемство епископского служения, уже чувствуют глубокую близость друг к другу», — пишет Папа, ссылаясь на утверждения Второго Ватиканского собора, и далее отмечает «безотлагательность возрастания в полном и видимом единстве».

Папа Франциск и патриарх Варфоломей

Читать еще:  В буддийских храмах КНДР прошли массовые молебны за объединение страны

Как удивительно, что Католическая Церковь готова переступить тысячелетнюю пропасть, разделяющую ее и православные поместные церкви. К примеру, с V по XX века на Западе доминировало учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате). А вот что сегодня говорит об этом догмате Франциск: «Консенсус может нам помочь предусмотреть способ осуществления служения Епископа Рима в актуальном контексте соборности и служения церковному единству. Эта деликатная задача должна решаться в атмосфере взаимной открытости и прежде всего послушания требованиям Святого Духа к Церкви».

Конечно, остается догмат о безошибочности богословских определений понтифика, но чем он отличается от восточного учения о безошибочности вселенских соборов? К тому же, папы не злоупотребляют этим догматом, дорожа единством с преданием Вселенских Соборов. В истории он был применен лишь однажды: по случаю провозглашения истины о Вознесении Пресвятой Девы Марии, которая также есть и в православном предании (это событие произошло в 1950 году при Папе Пие XII). Что интересно, учение о Непорочном Зачатии девы Марии было принято в 1854 году — то есть задолго до утверждения догмата о папской безошибочности. При принятии католичества никто не требует его исповедания от новообращенных, что особенно важно для восточных верующих, считающих учение об избавлении Божией Матери от первородного греха ошибочным и умаляющим подвиг Ее святости.

Стоит также подчеркнуть, что пресловутый филиокве является одним из возможных истолкований тайны бытия Пресвятой Троицы. Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, приводя к выводу, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе: «Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из Евангелия от Иоанна: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26). Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.

После всего вышесказанного хочется спросить: что же сделала Русская Православная Церковь для восстановления евхаристического единства со своими западными братьями? Ведь, как известно, РПЦ даже осуждает Константинопольский Патриархат за единоличное снятие противокатолических анафем. Могу указать разве что на один достойный шаг, совершенный ради будущего единства с православной стороны: в конце 1969 г. Синод Русской Православной Церкви издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в храмах Московского Патриархата. Сделано это было в связи с тем, что в большинстве регионов СССР отсутствовали храмы и духовенство этих деноминаций. Через 17 лет после этого решения, в 1986 г., Русский Синод приостановил его действие — якобы из-за того, что эта практика не получила развития. На самом деле, основанием для этого послужила фобия католицизма в поместных церквах, возглавляемых греческой иерархией. Тем не менее во многих приходах Московского Патриархата до сих пор осуществляется причащение католиков (конечно, без лишней огласки). Примечательно, что эта практика была рождена стремлением ответить на симметричное постановление II Ватиканского Собора о причащении православных верующих в Католической Церкви. Как мы видим, единство Восточной и Западной Церквей зарождается уже на нашем веку, но официальное воссоединение церквей может никогда не свершиться по причине разобщенности и этнофилетизма (крайней степени церковного национализма) в православной среде.

В заключение мне хотелось бы перейти к более обыденным явлениям: к примеру, в Католической Церкви отсутствует культура требоисполнительства, характерная для Православной Церкви, и это помогает священникам не отвлекаться от служения Богу в соборной молитве, духовничества и решения практических проблем приходской общины. Представителей молодого поколения особенно обрадуют активные межприходские и межнациональные связи: ведь РКЦ открыта для всех желающих. Также важно то, что каждый волен выбрать для себя богослужебный обряд по душе: в России это греко-католический и обновленный западный обряд, а в Европе, помимо них, вы сможете найти даже те приходы, где служится тридентская месса.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября – католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще – третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector