1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео

Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео

Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве.

Рождение Иисуса Христа описано в Новом Завете. В библейских Евангелиях от Луки и Матфея говорится, что Иисус родился в палестинском городе Вифлеем. Точная дата появления на свет Иисуса Христа неизвестна. Выбору даты 25 декабря для празднования Рождества сопутствовали различные факторы: в этот день происходит зимнее солнцестояние в римском календаре; это дата, которая наступает спустя 9 месяцев после 25 марта – праздника Благовещения и весеннего равноденствия.

В середине IV века Западная христианская церковь установила датой Рождества 25 декабря, которую позже приняли на Востоке. Сегодня большинство христиан празднуют Рождество в этот же день по григорианскому календарю. Однако православные христиане в Восточной, Центральной Европе и других местах мира справляют Рождество 7 января, спустя 13 дней после того, как множество стран мира (США, Канада, Австралия, Великобритания и др.) отмечают этот праздник 25 декабря.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название «Благовещение Пресвятой Богородицы», когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда «Благовещение») о том, что она станет Божьей Матерью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Имя Иисус и означает «Спаситель». Мария в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» И Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим». Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения. И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем — город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере — сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли — туда, куда обычно кладут корм для скота. И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали «вместилищем невместимого Бога». С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать — сердцем.

Читать еще:  РПЦ против восстановления советской символики, разобщающей народ

Тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод на русский язык:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

1. Младенец Христос в вертепе — пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел: вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.

2. В центре иконы — Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она — первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.

3. Праведный Иосиф , смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).

4. Омовение Младенца Христа — еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.

5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2:8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.

6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.

7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9). Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст — разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» — схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», — замечает архиепископ Аверкий (Таушев).

8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов — мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, — рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы — символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Священнику, а смирну — ароматное вещество для помазания умерших — как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.

Читать еще:  В Британии христианский проповедник арестован за то, что вслед за апостолом Павлом назвал гомосексуализм грехом

9. Поклонение ангелов — на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной — Агничной — просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом — покровцом.

Вы можете скачать pdf плакат с информацией об иконе праздника Рождества Христова нажав на картинку ниже:

Рождество 7 января и 25 декабря: в чем разница праздников

Православное и католическое Рождество не имеют отличий по существу. Различаются лишь даты проведения и внешняя форма.

Католическая церковь и протестантские направления христианства празднуют Рождество 25 декабря по современному Григорианскому календарю. А вот православная церковь празднует Рождество по Юлианскому календарю (по старому стилю) 7 января.

Кроме этого, отличается важность праздника. Для Запада рождение Христа – самый важный религиозный праздник в календаре, а для Востока важнее Пасха – день Воскресения Господня.

В обеих религиях отмечают Сочельник – вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью – отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду). Название в русском языке происходит от слова сочиво – пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом – блюдо, которое готовится на этот светлый праздник.

Празднуют Рождество 12 дней, до Крещения Господня – 19 января. Этот период называется Святки.

Как праздновать Рождество и сочельник?

В сочельник, 6 января за праздничным столом, состоящим из 12 постных блюд, традиционно собирается вся семья. Трапеза начинается после появления на небе первой звезды, которая оповещала волхвов о рождении Иисуса. В некоторых регионах в гости на сочельник приходят не только родственники, а и крестные дети хозяев. Им необходимо приготовить угощения и подарки.

На стол традиционно ставят кутью, узвар (компот из сухофруктов), голубцы с картошкой, рыбу, квашенную капусту и запеченные яблоки. После ужина следует оставить в тарелке немного кутьи, чтобы духи умерших родственников могли отведать рождественский ужин.

Утром 7 января все члены семьи отправляются на молитву в церковь, а уже потом празднуют Рождество за богатым (мясным) столом. Здесь уже присутствуют и холодец, и запеченная колбаса, и алкогольные напитки.

Рождественская ель

Традиция наряжать елку в России появилась лишь в 1699 году – ее привез из Западной Европы Петр Первый. Повсеместно украшенные ели стали устанавливать к Рождеству в домах еще позже — в середине 19-го века.

Рождественская ель – символ эдемского дерева жизни, надежда получить доступ к которому и приобщиться к вечности у человечества вновь появилась с рождением Христа.

Христиане украшают верхушку ели восьмиконечной звездой – в память о Вифлеемской звезде, приведшей к младенцу Иисусу волхвов с дарами. Также на ель вешают игрушки в виде ангелочков и колокольчиков – ведь Ангел возвестил о рождении Младенца, а звон колокольчиков прославляет Иисуса.

Рождество в православной церкви: причины величия праздника

История чудесного рождения Божьего младенца хорошо известна каждому верующему.

Родила его Святая Дева Мария, не испытывая мучений и страха. Событие произошло в Вифлееме. Этот город в царстве Октавия, где в те времена проходила перепись всего населения, относился к роду Давида.

Поэтому все, кто относился к этому старейшему роду, были вынуждены явиться для переписи. Не стали исключением и Дева Мария, и ее супруг праведник Иосиф.

Несмотря на беременность супруги, непорочно зачавшей, семья явилась к вечеру в Вифлеем.

Но, к сожалению, мест в гостинице для пары не нашлось. И пришлось им искать убежища в холодную ночь в пещерах. В месте, которое было предназначено для стойла скота, уже нашли пристанище многие люди.

Но Мария и Иосифом к ним не присоединились, а нашли для себя укромный уголок. Здесь же у Марии и начались роды. Дева Мария родила прекрасного младенца, которому было суждено изменить судьбы миллионов людей. Чтобы согреть малыша, заботливая женщина положила его в ясли к овцам.

Читать еще:  Православные граждане Тбилиси провели акцию протеста у стриптиз-клуба

О том, что на свет появился Спаситель, первыми узнали пастухи. Им об этом сообщил Ангел, спустившийся на землю. Пастухи сразу же отправились на поклон к младенцу.

А вот восточным мудрецам о благой вести сообщила взошедшая Вифлеемская звезда.

Она и указала путь волхвам к пещере, куда они принесли для Спасителя в дар золото и благовония: ладан и смирну.

Не для всех новость о Рождении Спасителя стала радостной. Царю Ироду было предсказано, что родившийся мальчик принесет ему погибель. Поэтому он и решил найти и убить младенца. Так как он не знал точного местонахождения мальчика, царь приказал убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Сыну Божьему удалось спастись, но по приказу Ирода было убито 14 000 младенцев.

Они приняли мученическую смерть, еще не зная, что жертва была принесена будущему Спасителю.

Православный праздник Рождество Христово стал для верующих напоминанием о чудесном появлении Спасителя, о начале новой эры веры и надежды.

И 7 января в православное Рождество принято всех поздравлять с этим важным событием.

События Рождества Христова

Канонические тексты

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

Причиной, по которой Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, стала перепись населения, проводившаяся в правление императора Августа [2] во время управления Квириния Сирией (Лк.2:1-2). [3] [4] Согласно указу императора, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; в то время святая семья уже нашла себе приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасён от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода. (Мф.2:16).

Апокрифические источники

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. [5]

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Сочельник у католиков

В Сочельник — канун Рождества (24 декабря) — зажигают четвертую свечу Адвента, которая называется Свеча ангелов. Эта свеча символизирует божественную сущность Христа.

В Рождественскую ночь в венке Адвента горят все четыре свечи.

О том, как западные христиане празднуют Рождество, читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Хотя Адвент считается периодом молитв и поста, но в западных странах это еще и очень веселое время, посвященное ожиданию чуда, с которым неизменно ассоциируется Рождество. Во всех населенных пунктах — от пышных европейских столиц до маленьких горных деревушек — устраиваются ярмарки и распродажи, открываются рождественские базары, которые так любят посещать туристы. Все стараются запастись подарками, которые на Рождество принято дарить как детям, так и взрослым.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector