0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский Союз перешел на григорианский календарь (1918)

Оказывается, да. Этих дней в российском календаре просто нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.

Декрет был издан большевиками и подписан В.И.Лениным «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Православная церковь выступила против, поэтому на заседании 23 января 2018 года специальным декретом церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

На том историческом заседании были предложены два варианта перехода на «цивилизованный», григорианский, календарь. Один из них предусматривал постепенный переход , то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом не учитывались. Поскольку Ленин был сторонником второго варианта, решение приняли единогласно.

После 31 января 1918 года в стране был введен календарь нового стиля (григорианский), и в России наступило сразу 14 февраля. Даты стали сопровождаться круглыми скобками, в которых обозначена дата по другому стилю. До 1 февраля 1918 года в круглых скобках размещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года — дата юлианского календаря.

При пересчете дат со старого, юлианского, на новый, григорианский стиль: От 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года — добавляется 10 дней. С 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года — +11 дней С 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года — +12 дней С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года — +13 дней.

Но Православная церковь все еще не сдается и крепко держится за юлианскую систему и в наши дни. Именно поэтому западные страны празднуют Рождество 25 декабря, а православные России — 7 января, с разницей в 13 дней. Кстати, белорусы и украинцы, к примеру, уже официально ввели празднование Рождества 25 декабря в государственном порядке в качестве выходного дня, наряду с православной датой.Историк религии Алексей Юдин отмечает, что говорить о том, что кто-то празднует Рождество 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. И в ближайшие сто лет, с его точки зрения, никакого объединения празднования ждать не приходится.

Интересно, что мало кто вникает в тот факт, что григорианскую систему ввел христианский священник, а юлианскую — древнеримский язычник.

Меняем год, но не календарь

Двенадцатимесячный лунно-солнечный календарь, которым пользовались на территории Древней Руси, начинал год с весны, с первых полевых работ. Это правило сохранилось и когда до древнерусского государства вместе с христианством добрался юлианский календарь, названный так по имени императора Юлия Цезаря, который и ввел его своим указом в 45 году до н.э. Но летоисчисление в календаре, заимствованном русскими у византийцев, осталось «греческим» и велось со «дня сотворения мира», который был определен в 5508 году до Рождества Христова. В 7000 году от сотворения мира (1492 год н.э.) православная церковь сменила дату начала года, перенеся ее на 1 сентября. Решение это не было случайным: в этот день начинался год по византийскому, то есть церковному календарю. А еще через двести с лишним лет, 16 декабря 7208 года от сотворения мира (1699 от Рождества Христова; правила расчета соответствия см. в Таблице 1), будущий император Петр I своим указом провел первую серьезную гражданскую реформу календаря в России.

Портрет царя Петра Алексеевича в 1698 году работы немецкого художника Готфрида Кнеллера

Отныне начинать новый год царь повелел не с 1 сентября и уж тем более не с 1 марта, а с 1 января, и попутно заменил летоисчисление от сотворения мира на летоисчисление от Рождества Христова. Так что в 1669 году петровская Россия успела отметить Новый год дважды – по дореформенному и по новому календарю. Причина такой реформы была очевидна: царь-реформатор стремился как можно сильнее сблизить свою империю с западноевропейскими странами. Но, меняя летоисчисление и дату начала года, Петр I так и не решился сменить юлианский календарь на все больше распространявшийся в Западной Европе григорианский. Правда, надо заметить, что к тому времени по старому стилю еще жили многие страны, с которыми наиболее активно взаимодействовала Россия, в том числе Великобритания и Швеция (Голландия, от которой так много заимствовал царь Петр Алексеевич, перешла на новый стиль только летом 1700 года). К тому же по юлианскому календарю жила православная церковь, игравшая колоссальную роль в российской жизни, а вступать в конфликт с нею по не столь важному поводу царь-реформатор тоже не стремился.

Читать еще:  Азербайджанцы в Болниси помогают восстановливать заброшенные храмы

В этот день, 102 года назад, В. Ленин подписал принятый Совнаркомом Декрет о проведении календарной реформы в России , после чего прошедшие даты разделились на старый и новый стиль.

До вступления в силу данного Декрета Россия жила по Юлианскому календарю, введённому Петром I в 1700-ом году.

С его введением русский царь пытался приблизить летоисчисление Руси к европейскому, заменив 7208-ой год от «создания мира» на 1699-ый от «рождества Христова», но так как на Руси государственной религией было православие, то наиболее близким из возможных оказался церковный календарь, также называемый «Миротворным кругом», «Церковным кругом», или «Великим индиктионом».

Сам церковный календарь был разработан ещё в Римской империи и введён в действие в 45 году до н. э. по Указу Юлия цезаря, в честь чего и получил своё общепризнанное название — Юлианский.

Поэтому с его введением было изменено и празднование Нового Года, ведь по римским правилам год начинался с 1 января, так как в этот день вступали в должность консулы.

Однако данный календарь имел погрешность, которая накапливаясь с годами приводила к смещению времени исчисления относительно циклического обращения Земли, что стало причиной постоянного роста отличия текущей даты от Григорианского календаря, являвшегося более точным.

В католических странах Европы календарную ошибку начали признавать в 1582 году после того как это признала сама церковь, заменив свой календарь на Григорианский, что повлекло за собой увеличение разницы исчислений между Западной Европой и Россией, которая к началу ХХ века уже составляла 13 дней.

Однако после Великой Октябрьской Социалистической революции был принят Декрет об отделении церкви от государства, после чего привязка гражданского календаря к церковному утратила всякий смысл.

Следствием чего, уже на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29 по нов. ст.) ноября 1917 года был поднят вопрос о календарной реформе, который ни у кого не нашёл возражений.

Но решения того как выровнять календари с большей частью стран мира нашлось 2.

По первому варианту предлагалось исключать по одному дню из февраля, то есть решить проблему за 13 лет, что было предложено сделать и православной церкви.

Второй вариант предполагал одномоментный переход без какого-либо согласования с церковью, что и было в итоге сделано, так как данную инициативу поддержал В. Ленин.

Церковь же решила остаться на Юлианском календаре, что на текущее время создаёт календарный разрыв уже в 14 дней.

Хотя некоторые православные ответвления всё же решили признать правильность Григорианского календаря, однако за это они провозглашены раскольниками.

В. Ленин подписал Декрет 26 января 1918 года, после чего даты Юлианского календаря до реформы стали называть «старым стилем» , а Григорианского — «новым стилем», по которому Декрет был подписан уже 8 февраля, хотя его в текущем году не было, так как февраль 1918 года начался с 14-ого числа.

Декретом, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» , также вводились следующие правила:

— Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы в 1918 году по Юлианскому календарю между 1 и 14 февраля, стали считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней.

— Сроки всех обязательств между 14 февраля и 1 июля 1918 года, стали считать по желанию обеих сторон наступившими на 13 дней позже.

— Сроки всех обязательств, начиная с 1 июля 1918 года, стали считать наступившими в те же самые числа, но уже по Григорианскому календарю.

— При исчислении в первый после 14 февраля по новому календарю срок процентов по всем государственным и частным займам, по всем дивидендным бумагам, по вкладам и по текущим счетам, стали считать истекшим после последнего начисления процентов, с промежутком времени меньше на 13 дней.

— Лицам, получающим жалованье или заработную плату в конце каждого месяца, выдать 28 февраля 1918 года получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13-и дней.

— Лицам, получающим жалованье или заработную плату 15 и 30 каждого месяца, 15 февраля выплату не производить, а 28 февраля 1918 года выдать ежемесячную сумму за вычетом 13-и дней.

— Лицам, получающим жалованье или заработную плату 20 каждого месяца, выдать 20 февраля 1918 года получаемую сумму за вычетом 7 дней.

Читать еще:  Присвоение имени Алексия II острову на Валааме еще обсудят

— все другие выплаты также учитывали 13-и дневную разницу.

— А до 1 июля 1918 года все граждане обязывались писать в после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по старому стилю, отнимая от текущего 13.

Курьёзным в этом отношении стало появление уникального праздника — Старого Нового Года, который якобы отмечается как празднование даты по старому стилю, хотя ей является 18 декабря, но празднование по традиции приурочено к 13-му января, то есть Новому Году по церковному календарю ХХ века, который в ХХI веке уже наступает 14 января.

Кто придумал?

Впервые подобный календарь предложил папа римский Григорий в XVI столетии. Изменения произошли 4 октября 1582 года в ряде католических церквей.

Окружающая действительность не поспевала за существующим календарем, убегая все-время вперед. Так нарушился изначальный порядок православных праздников, в том числе главное торжество для католиков и христиан – Пасха . Ее дата отсчитывалась от дня весеннего равноденствия, празднование которого заметно сместилось. Не совпадали церковные и астрономические полнолуния стран. Такое решение было принято из-за смещение тропического года.

Пасха выпадала каждый год не на выходные, а в хаотичном порядке, что противоречило священному писанию. В научных и художественно-публицистических источниках григорианский календарь стали называть – «жизнь по-новому стилю».

Для большинства дат, особенно исторических в учебниках , литературе и документах стали использовать два года – юлианский и григорианский.

Главной причиной стало несоответствие окружающей действительности миру церковных праздников, тесно связанных с явлениями природы и жизнью человека. Этим объясняется инициатива папы римского изменить порядок исчисления. До него эту затею старались реализовать его предшественники Павел III и Пий IV.

Вас не должно удивлять, что реформу предложил и проводил священнослужитель. Разработкой нового порядка течения времени на Земли занимались астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий. Результаты их многолетней работы записали в церковную книгу с пометкой «среди важнейших».

Причины перехода на григорианский календарь

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение в юлианском календаре дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Ошибка юлианского календаря в 11 мин. 14 сек. в год, которой пренебрег Созиген, к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Год по юлианскому календарю в 365 дней, 5 часов, 49 минут и 46 секунд, как выяснили поздние ученые, был длиннее настоящего солнечного года на 11 минут 14 секунд. «Лишние» сутки набегали за 128 лет. Так, за полтора тысячелетия человечество отставало от реального астрономического времени на целых десять суток! Реформа папы Григория ХІІ I именно имела целью ликвидировать эту ошибку.

До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.

Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки.

В новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).

Модифицировались правила расчета христианской Пасхи. В настоящее время дата христианской Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Юлианский календарь

Но считать время только по дням все-таки не слишком удобно, и хочется иметь под руками временные интервалы большего масштаба. Даже понимая, что никакой календарь не позволит с абсолютной точностью описать связь между длительностью солнечных суток, тропического года и синодического месяца, можно добиться от него удовлетворительной точности. Именно в степени точности при описании отношения двух из трех этих интервалов и заключается разница между юлианским календарем и григорианским.

Оба этих календаря — солнечные, они предназначены для того, чтобы связать между собой длительность средних солнечных суток и тропического года. Мы знаем, что с астрономической точки зрения продолжительность тропического года составляет примерно 365,2422 суток. Чтобы составить календарь, это число надо каким-то образом описать так, чтобы в каждом календарном году было целое число суток. Проще всего это сделать, варьируя длительность года.

Самое грубое из приемлемых округлений дает 365,25 суток, и именно на нем строится юлианский календарь. Если при таком округлении средней длины года разбить год на 365 суток, то за каждые четыре года будет набегать ошибка в одни сутки. Именно отсюда и появляется структура календаря, в котором каждый четвертый год — високосный, то есть включает в себя на один день больше, чем обычно. Полный цикл такого календаря составляет всего четыре года, что и делает его очень простым в использовании.

Читать еще:  Из екатеринбургского Храма-на-Крови украли икону, принадлежавшую царской семье

Юлианский календарь был разработан александрийскими астрономами, назван в честь Юлия Цезаря и введен в использование в 46 году до нашей эры. Интересно, что изначально дополнительный день в високосный год добавлялся не за счет введения новой даты — 29 февраля, а за счет дублирования 24 февраля.

Конечно, юлианский календарь — далеко не первый вариант солнечного календаря. Так, основой для всех современных солнечных календарей послужил древнеегипетский солнечный календарь. Он отсчитывался по положению на небе восходящего Сириуса и включал в себя 365 дней. И хотя египтяне понимали, что при такой системе счета очень быстро происходит, например, смещение дат солнцестояний и равноденствий, для удобства длительность года не менялась. Поэтому каждые четыре года происходило смещение на один день, и через 1460 лет (этот интервал называли Великим годом Сотиса) год возвращался к своей исходной позиции.

При этом в самом Древнем Риме юлианский календарь заменил использовавшийся до этого римский календарь, состоявший из десяти месяцев и включавший в себя 354 дня. Чтобы привести в соответствие длину календарного года с длиной тропического, каждые несколько лет к году добавлялся лишний месяц.

Юлианский календарь оказался значительно удобнее римского, однако все равно был не очень точным. Разница между 365,2422 и 365,25 все-таки велика, поэтому неточность юлианского календаря заметили довольно скоро, в первую очередь из-за смещения даты весеннего равноденствия. К XVI веку она сдвинулась уже на 10 дней относительно своей начальной позиции, установленной Никейским собором в 325 году на 21 марта. Поэтому, чтобы повысить точность календаря, было предложено внести поправки к существующей системе из високосных годов.

График смещения времени летнего солнцестояния в зависимости от года по григорианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время летнего солнцестояния в календарном обозначении (четверть суток соответствует шести часам).

Даты перехода различных государств на григорианский календарь

СтранаПоследняя дата по старому стилюПервая дата по новому стилю
Италия4 октября 1582 года15 октября 1582 года
Испания
Португалия
Польша
Франция9 декабря 1582 года20 декабря 1582 года
Голландия21 декабря 1582 года1 января 1583 года
Люксембург
Бавария5 октября 1583 года16 октября 1583 года
Австрия6 января 1584 года17 января 1584 года
Швейцария [1]11 января 1584 года22 января 1584 года
Венгрия21 октября 1587 года1 ноября 1587 года
Пруссия22 июля 1610 года2 сентября 1610 года
Германия,

Григорианский календарь и православная церковь

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector