0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александровский дворец в Царском селе

Содержание

Александровский дворец был возведён в 1792–1796 годах по приказу императрицы Екатерины II и стал подарком её внуку князю Александру Павловичу (позднее императору Александру I) по случаю бракосочетания. Императрица Екатерина II много времени проводила в Петербурге, в особенности в Царском Селе. Здесь проходили балы и маскарады, её дни рождения, сюда приезжала императрица во время болезней. Неудивительно, что подарок любимому внуку она решила построить именно здесь.

Автором проекта дворца является известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги, спроектировавший Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе и здания Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Однако и сама императрица пристально следила за строительством, интерьером и графиком работ. Дворец был построен в сроки, но отделочные работы продолжались вплоть до 1800 года.

Император Александр I редко останавливался в данном имении, предпочитая Большой Царскосельский дворец, в отличие от его приемника Николая I, который посвятил много времени обустройству и процветанию дворца.

С 1904 г. дворец являлся постоянной резиденцией Николая II, для которого Царское Село имело особое значение: именно в нём прошли последние годы правления рода Романовых.

Правление рода Романовых

В 1918 г. дворец был открыт для посещений в качестве государственного музея, позднее на его базе был основан Детский дом имени Юных Коммунаров. Во время ВОВ из дворца вывезли большое количество предметов мебели и внутреннего убранства. В период немецкого оккупационного режима во дворце находились немецкий штаб, политическая полиция Третьего рейха и тюрьма в подвальных помещениях сооружения.

В 1946 г. дворец законсервировали и отдали Академии наук СССР. В честь 150-летия с рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина здесь планировалось создать Всесоюзный центр пушкиноведения.

С середины XX века не раз были проведены работы по реконструкции здания для восстановления интерьера со времён правления последнего императора Российской империи. В 2015 г. начались масштабные работы по реставрации и созданию на территории дворца-музея многофункционального музейно-выставочного комплекса.

Важно! На данный момент* ремонтные работы продолжаются. Официальное открытие музея запланировано на середину 2019 года.

По архитектурному замыслу Д. Кваренги, дворец является двухэтажным зданием с двумя флигелями, образующими п-образную конструкцию. Фасад украшен колоннадой с парадным входом.

Фасад украшен колоннадой

Однако статуи перед колоннадой — «Юноша, играющий в бабки» Н.С. Пименова и «Игра в свайку» А.В. Логановского — были установлены только в 1838 году. Такой внешний облик сохранился и до наших дней.

История дворца

Первые камни в фундамент здания были заложены в 1792 году. На следующий год 16-летний наследник престола сочетался браком с Марией Луизой Августой, которая приняла православие и стала Елизаветой Алексеевной. Когда дворец был полностью достроен, великий князь с супругой поселился в нем, как того хотела венценосная бабушка. Это произошло в середине июня 1796 года.

Новый дворец и резиденцию императрицы – Большой Екатерининский дворец отделяло всего 500 м. Внук навещал бабушку, а Екатерина II любила проводить время в Александровском дворце. Однако, идиллия длилась недолго. Неожиданно для всех государыню схватил паралич, и 6 ноября 1796 года она скончалась.

Вид на колоннаду

Позже в Александровском дворце жили все российские государи. Особенно любил это место Николай II. Он появился на свет в Царском Селе. Николай II дорожил дворцом и приложил немало усилий и средств, чтоб перестроить старое здание.

С 1905 года, 12 лет до своего ареста Николай II провел в Александровском дворце. Здесь император принимал иностранных послов, отмечал 300-летие дома Романовых и 200-летие загородной резиденции — Царского Села.

В 1918 году, сразу после расстрела царской семьи дворец открыли для публики как музей. Потом на одной этаже создали Детский дом, который возглавила жена народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Другой этаж занял Дом отдыха для сотрудников НКВД.

Вид на флигели дворца

В 1941 году, в самом начале войны из здания удалось вывезти старинный фарфор, люстры, мраморные изделия и мебель. Однако, часть раритетных экспонатов не сумели эвакуировать, и их разграбили враги. Когда Царское Село оккупировали фашисты, они разместили в императорских покоях штаб и гестапо.

Немцы уничтожили часть дворцовой библиотеки, а в подвалах здания создали тюрьму. Площадь перед дворцом превратилась в кладбище офицеров и солдат, которые служили в СС. Во время артобстрелов сильно пострадала дворцовая церковь, основное здание и прилегающий парк.

После войны во дворце царила настоящая разруха. Сохранившиеся помещения стали использовать под склады музея-заповедника, а в других началась реставрация.

Работы по восстановлению интерьеров продолжаются и сегодня. По плану они будут закончены в 2022 году. С 2010 по 2015 год дворец был открыт для туристов. Гостям показывали Портретный, Полукруглый и Мраморный залы. Сегодня посетители осматривают дворец только снаружи и с удовольствием гуляют по роскошному Александровскому парку.

Александровский дворец — из истории

Екатерина II не представляла существование Александровского сада без Фернейского замка, но в результате здесь был построен дворец, ставший свадебным подарком для ее любимого первого внука — князя Александра Павловича.

Для справки: после смерти французского философа Вольтера императрица хотела выкупить его библиотеку и увековечить память философа. Она мечтала построить замок похожий на Фернейский замок Вольтера. «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке», — писала она.

Библиотеку Екатерина II купила у племянницы французского философа госпожи Дени, а Фернейский замок так и не был построен. Вместо него был сооружен дворец для будущего императора Александра I.

Строительство началось в 1792 году по проекту известного архитектора Джакомо Кварнеги и 12 июня вся семья отпраздновала новоселье на открытой колоннаде дворца, где подавали прекрасный десерт и откуда открывался «прекрасивый» вид на парк.

Александр I, став императором, перебрался в Петербург, а приезжая в Царское село, чаще всего останавливался в Екатерининском дворце. Его брат Николай I, напротив, предпочитал жить в Александровском дворце, и именно при нем дворец был назван в память о первом его владельце.

Самые большие перестройки исторического сооружения произошли при Николае II, родившемся в Александровском дворце и очень любившим Царское село.

При нем на первом этаже был пристроен балкон с навесом и усовершенствована система отопления и водоснабжения. Появились пожарная сигнализация и телефон, пожарный водопровод и лифт. В 1897 году по проекту архитектора Сильвио Данини был построен подземный тоннель из дворцовой кухни в кухонный флигель для перемещения прислуги.

С приходом советской власти в здании был открыт государственный музей, а позже разместился Дом отдыха работников НКВД и Детский дом.

В период оккупации во время Великой Отечественной войны здесь находились немецкий штаб и гестапо, в подвалах — тюрьма, а площадь перед дворцом превратилась в кладбище солдат СС. После войны здание занимали военно-морское училище, а позже — НИИ. Все ценности были переданы в Павловский и Екатерининский дворцы.

Последний ремонт здания проводился в 1957 году. Недавно был выполнен ремонт подвальных помещений, на очереди — замена коммуникаций и восстановление комнат верхних этажей.

Внутреннее убранство дворца

Оформление интерьеров дворца было поручено русским и зарубежным специалистам: столярные работы сделаны И. Шпонгольцем, лепные проводили мастера под руководством Моклорда, стены и плафоны расписаны декораторами-живописцами Дж. А. Джакомо и Дж. Феррари. Самые торжественные залы парадной анфилады, расположенные по фасаду, облицованы искусственным белым мрамором.

Центром здания является помещение с полуротондой, поделенной арками на 3 части: средняя — Полукруглый зал, восточная — Портретный, западная — Бильярдный, который также называют Малиновой гостиной. По левой стороне анфилады последней была Угловая гостиная, из которой можно пройти в библиотеку. В крыле по правой стороне была устроена Дворцовая церковь.

Как после революции пригородные дворцы стали местом отдыха пролетариата и зачем музейные экспонаты продавали за рубеж

Как бывшие императорские резиденции после 1917 года становились парками отдыха для советских рабочих, зачем власти распродавали картины, ковры и драгоценности, как в дворцовых парках размещали пивные и шашлычные и каким образом работники музеев спасали экспонаты во время войны — рассказывают сотрудники музеев «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село».

За помощь в организации интервью «Бумага» благодарит музейно-театральный проект «Хранить вечно», который посвящен 100-летию создания музеев в бывших царских резиденциях . Выставку в Манеже продлили до 15 октября.

Мария Кирпичникова

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

— В 1915 году члены императорской семьи практически перестали бывать в Гатчинском дворце. Вдовствующая императрица Мария Федоровна в основном находилась в Киеве, где занималась попечительской деятельностью по линии Красного Креста, с ней жили и ее дочери. Великий князь Михаил Александрович, вернувшись с фронта, проживал в Гатчине с морганатической супругой Натальей Брасовой, но в своем собственном доме.

Во дворце оставались служащие, которые оберегали дворцовое имущество от краж. Здесь находились обширные коллекции живописи, фарфора, тканей, мебели и оружия. Гатчинский дворец получил в народе название «Пригородного Эрмитажа».

После революционных событий октября 1917 года остро встал вопрос, как распорядиться бывшим имуществом низложенного Императорского дома Романовых, так как начались грабежи. Началось становление государственной системы охраны памятников, которую возглавил Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР.

Сам процесс преобразования бывших императорских дворцов в музеи длился на протяжении почти всего 1918 года. 19 мая 1918 года Гатчинский дворец был открыт для посетителей как общедоступный музей.

Первые изъятия из Гатчинского дворца произошли уже в 1918 году и коснулись архивных дел. В 1920–30-е годы устраивались аукционы, где с молотка «уходили» первоклассные произведения искусства, например, Гатчинский дворец лишился около 100 тысяч предметов.

2 мая 1922 года Г. С. Ятманов (руководитель отдела по делам музеев и охране памятников) сообщил о предполагаемом изъятии ценностей из загородных дворцов-музеев, не имеющих художественного значения. Гатчинская дворцовая церковь отдала 7,5 фунтов золота, 15 пудов серебра и драгоценности.

Читать еще:  Парламент Карелии отказался называть остров в честь Алексия II

Практика первых лет советской власти показала, что годы подчинения Отделу коммунального хозяйства пагубно сказались на парке. Были вырублены деревья, совершались акты вандализма, ломались и расписывались скульптуры, парковые павильоны разрушались. В путеводителе «Гатчинский парк», изданном в 1921 году, главный хранитель В. К. Макаров писал о разрушениях в парке и павильонах после революции.

В 1931 году сотрудница Гатчинского дворца-музея С. Н. Балаева отмечала в дневнике от 15 июня «новое веяние — обратить парки дворцовые в сады культуры и отдыха…», которое должно было поглотить «пережитки прошлого».. В 1928 году в Москве был открыт первый в стране такой парк, получивший название «имени Горького». На стройке были задействованы сами будущие отдыхающие — рабочие. Грандиозный успех этого проекта послужил поводом для создания новых подобных парков.

В «Красногвардейской правде» от 18 августа 1933 года под заголовком «Строится новый парк культуры и отдыха» было отражено решение райкома партии переустроить бывший Приоратский парк в парк культуры и отдыха. Должны были быть построены открытая сцена, стадион, стрелковые тиры, купальни, площадки для игр, разведены цветники. Открытие планировалось осуществить 1 июня 1934 года.

Официально проект так и не был осуществлен, тем не менее парки получили номинальное название, но именование музейного комплекса было таким: «Гатчинский дворец-музей и парк». Основная деятельность сотрудников была подчинена культурно-массовой работе с посетителями. Это и было основным изменением. Стали появляться аттракционы, станции проката лыж, летние театры, сцены, танцевальные площадки.

Посетителей было очень много. В газетах писалось о наплыве экскурсантов, что считалось хорошим показателем (но только не для такого рода парка, который не был рассчитан на прием широких масс). Например, 12 июня 1937 года, в выходной день, «в Гатчинском Дворцовом парке по приблизительным подсчетам побывало не менее 6 тысяч человек», а в тот же день, годом позже — «около 40 тысяч трудящихся Ленинграда и Красногвардейска».

Неоднократные попытки руководства закрыть парк оградой ни к чему не приводили, звенья ограды выламывались, велосипедисты продолжали кататься со склонов, нарушая естественный ландшафт и разбивая дорожки. Но музейные ценности, безусловно, охранялись. Были смотрители, которые следили за порядком. В 20-е годы в музее были организованы исторические курсы, где, в качестве «погружения в эпоху», слушательницы надевали подлинные платья и прогуливались в них по дворцу.

В первые же дни [Великой Отечественной] войны началась спешная эвакуация и консервация здания. Из 54 030 экспонатов было вывезено 11 929. Часть сотрудников уехала сопровождать эшелоны в Сарапул (Удмуртию), остальные остались в Ленинграде, где всю блокаду охраняли музейные ценности в подвалах Исаакиевского собора. Во дворце расположились нацисты. В Арсенальном каре был штаб 50-го корпуса 18-й армии, общежитие летчиков, буфет и склады с провиантом, в Кухонном каре — дом терпимости, маркитанская лавка, склады.

В истории дворца-музея было много драматичных страниц, начиная с 1918 года, когда начались изъятия ценностей и кражи. Однако самый большой урон нанесла нацистская оккупация и последовавшие за ней разрушения. Уничтожены были уникальные жилые комплексы — яркие примеры императорского быта ХVIII–ХIХ веков. Мемориальные комнаты всегда оставались самыми привлекательными для посетителей дворца, и сейчас они вновь воссоздаются путем реставрации помещений и возвращения подлинных экспонатов, а также закупок исторических аналогов.

Рифат Гафифуллин

Заместитель директора по научной работе ГМЗ «Павловск»

— В силу того, что Павловский дворец в период 1849–1917 годов избежал кардинальной перестройки, в отличие от других пригородных дворцов, к началу XX века он представлял исключительную художественную ценность. Удивительную сохранность архитектурной отделки интерьеров Павловского дворца и его убранства в начале XX века единодушно отмечали историки искусства и современники.

Еще при Временном правительстве было принято решение превратить загородные резиденции Романовых в музеи. Датой основания музея в Павловске, как и в Петергофе, Царском Селе, Гатчине и Ораниенбауме, принято считать приказ по ведомству дворцов и музеев № 307 от 24 января 1918 года. В первое десятилетие жилой дворец был превращен в историко-бытовой музей с обширными постоянными экспозициями и многочисленными художественно-историческими выставками и сохранил практически все свои выдающиеся коллекции.

Президиум Ленсовета принял решение о превращении пригородных дворцово-парковых ансамблей в парки культуры и отдыха ленинградского пролетариата. В Павловском парке летом 1931 года были оборудованы: лодочная станция, зеленый пляж, тир, открытая эстрада, теннисные площадки, кегельбан, летние аттракционы, в зимний период — лыжная база. Только за летний сезон 1935 года было проведено шесть массовых гуляний с общим охватом 36 тысяч участников. Примерная посещаемость парка в этот летний сезон составила около полумиллиона человек.

В период оккупации сильно пострадал парк (были вырублены деревья, взорваны мосты, некоторые парковые павильоны были уничтожены, при отступлении во дворце были заложены зажигательные бомбы и он загорелся после освобождения в январе 1944). Через три дня после освобождения города от фашистских захватчиков во дворце начался пожар, в результате которого дворец сильно пострадал, рухнула крыша, во многих местах выгорели перекрытия.

Государственный музей-заповедник «Павловск» за свою почти вековую историю дважды — в 1928–1934 и в 1941–1944 годах (Советские распродажи и Вторая мировая война), понес невосполнимые утраты, нарушившие цельность и неделимость его историко-художественных и историко-бытовых комплексов и выдающихся по своему составу художественных коллекций.

Павел Петров

Доктор исторических наук, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф»

— Накануне революции 1917 года Петергофские дворцы и парки находились в удовлетворительном состоянии. Дворцы и павильоны перед Первой мировой войной регулярно проходили текущий ремонт. Что касается фонтанов и водоподводящей системы, то необходим был капитальный ремонт многих объектов. В период Первой мировой войны ремонтные работы в Петергофе не проводились, поэтому многие фонтаны пребывали в запущенном состоянии.

Сразу же после Октябрьской революции, 6 ноября 1917 года, народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский подписал приказ № 2767 о продолжении работы художественно-исторических комиссий в пригородных дворцах Петрограда, сформированных еще летом 1917 года и занимавшихся описанием и учетом дворцового имущества.

Процесс дальнейшего преобразования бывших императорских дворцов в Петергофе, Царском Селе, Павловске и Гатчине в государственные общедоступные музеи продолжался с января 1918 года по ноябрь 1918 года. Тогда было решено, что всеми научно-музейными работами занимается хранитель дворца-музея, а всеми административно-хозяйственными — комиссар-заведующий.

Здания петергофских дворцов и павильонов в период революции 1917 и Гражданской войны 1918–1922 годов не пострадали. Часть предметов, находившихся во дворцах, была эвакуирована осенью 1917 года в Москву, откуда вернулась в 1921 году. Продажа музейного имущества в Петергофских дворцах-музеях велась с середины 1920-х годов по начало 1930-х годов через Комиссию по учету и реализации Госфондов.

Продавались вещи бытового значения (не имеющие музейной ценности), которые находились в жилых домах бывшего Петергофского дворцового управления, где проживали лица императорской свиты, а также в дворцовых кладовых. По разработанным критериям в эту группу предметов немузейного значения попадали живопись, предметы декоративно-прикладного искусства и предметы бытовых коллекций, созданные после 1835 года. Общее количество предметов Петергофских дворцов-музеев, реализованных через Комиссию Госфондов в 1925–1926 годах, составило 66 511. В подавляющем большинстве, это были предметы из хрусталя и фарфора из сервизной кладовой, а также 165 ковров, 63 люстры и 217 картин. Доходы от данных продаж по большей части использовались как дополнительный источник финансирования музеев и частично шли в государственную казну.

В 1930-х годах музеи Детского Села (Пушкина), Павловска, Петергофа и Гатчины превратились в своего рода «культурные комбинаты», задачей которых было обслуживание как можно большего количества трудящихся Ленинграда — в первую очередь рабочих, служащих и студентов. Заработанные музеями средства в основном шли на создание и содержание различных аттракционов, летних эстрад, баз отдыха, киосков, ларьков, и лишь в самой малой степени — на музейную реставрацию. В итоге музеи в своей деятельности стали больше ориентированы на культурно-развлекательную сторону, нежели на научно-музейную.

Количество посетителей в Петергофских дворцах-музеях и парках в 1930-е годы варьировалось от 1,1 млн до 2,2 млн человек. Посетителями были в основном жители Ленинграда и его пригородов, а также приезжие из других городов Советского Союза. Для посетителей в парках Петергофа были устроены библиотеки-читальни, пляж, лодочная станция, летние эстрады, фото-киоски, спортивные площадки, тиры, зеленые площадки для лежания, кафе, киоски с продуктами питания и напитками. В Большом дворце были устроены детские комнаты, комнаты отдыха, буфет, ателье бытового обслуживания (парикмахерская, косметический магазин, ремонт обуви и пр.). Для посетителей парков и дворцов действовали обычные ограничения: на пляж не допускались люди в нетрезвом состоянии, запрещалось мусорить, распивать крепкие спиртные напитки, вести себя неприлично. В ряде музейных зданий были устроены однодневные базы отдыха. Был также сделан павильон с выставкой по противовоздушной обороне, а в парках устраивались выставки по истории военной техники.

В начале Великой Отечественной войны музейные сотрудники Петергофа отправили в эвакуацию около 13 тысяч наиболее ценных музейных предметов. К сожалению, более 46 тысяч предметов музейщикам пришлось оставить на месте, спрятав в подвалах зданий. Большая часть парковой и фонтанной скульптуры была укрыта в земле.

С 23 сентября 1941 года по 19 января 1944 года вся территория Нового Петергофа была оккупирована немецкими войсками. По границе западной части ансамбля, Марлинской, проходила линия фронта. Фактически дворцы и парки Петергофа находились на передовой и постоянно подвергались артиллерийским обстрелам и авиационным бомбардировкам.

В результате боевых действий Большой Петергофский дворец был практически полностью разрушен, прежде всего его центральная часть. Дворец Марли также был частично разрушен. Дворец Монплезир и павильон Эрмитаж получили серьезные повреждения. В Нижнем парке были вырыты траншеи, устроены многочисленные огневые точки, было вырублено около 2 тысяч деревьев. Верхний сад был перекопан большим противотанковым рвом. Гавань в Нижнем парке была разрушена. Фонтаны и водоподводящая система также были сильно повреждены; были демонтированы трубы на водоводе, затворы шлюзов, похищены форсунки фонтанов. Все музейные предметы, оставленные во дворцах, были похищены.

350 реставраторов за 4 года восстановили уникальную церковь в Царском Селе

Реставрация уникальной церкви Воскресения Христова XVIII века, созданной по проекту Франческо Растрелли, завершилась в музее-заповеднике «Царское Село».

Над возрождением шедевра 4 года трудились 350 реставраторов, сообщает сайт Минкультуры России.

— Реставрация дворцовой церкви для нас событие, сопоставимое с воссозданием Янтарной комнаты или возрождением Агатовых комнат… Восстановительные работы в Екатерининском дворце начались намного позже, чем в Петергофе или Павловске — в 1950-х. Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать ее. Сохранившаяся отделка храма — прекрасный образец творчества Растрелли, — рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Читать еще:  Могущество маха-мантры

Теперь церковь включена в отдельный туристический маршрут музея-заповедника, который включает также посещение личных апартаментов Великого князя Павла Петровича в Екатерининском дворце.

Перед реставраторами стояла задача максимально подлинного сохранения оригинальной церкви. Для обсуждения важных вопросов даже специально был создан Научно-реставрационный совет с участием ведущих петербургских специалистов.

— Для реставраторов это был сложнейший объект. Мы собрали мощную реставрационную команду, которая сумела в определенный нами срок выполнить огромный объем работ. Всего интерьеры церкви возрождали 350 человек — позолотчики, лепщики, краснодеревщики, альфрейщики, живописцы. Мы четко выполняли поставленную задачу: минимум воссоздания, главное — сохранить то культурное наследие, которое дошло до нас со времен Растрелли и Стасова, — отметил директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года, а освящена 30 июля 1756 года архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный проект был сделан по чертежам Франческо Растрелли.

В дальнейшем церковь реставрировалась после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым и в 1863 году после второго пожара — архитектором Александром Видовым.

Отмечается, что храм связан с важнейшими событиями в жизни царских особ: здесь венчались члены императорской семьи, придворные, крестили младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие Николай I и царь-страстотерпец Николай II.

Читайте также:

15 фактов о Царском Селе, которые не оставят вас равнодушными

Царское Село: почему туда стоит съездить с детьми и что обязательно им показать

Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»/пресс-служба Минкультуры России

Интересные факты о Екатерининском дворце в Пушкине (Царское Село)

Екатерининский дворец в городе Пушкине знаменит благодаря своей красоте и привлекает к себе туристов со всех уголков мира. Его посещение входит в обязательную туристскую программу в рамках знакомства с Санкт-Петербургом и его окрестностями. Екатерининский дворец считается одним из самых больших в Ленинградской области. А расположен он всего в 26 километрах от центра Петербурга.

Город Пушкин раньше назывался Царским Селом, отсюда и второе название дворца — Царскосельский. Ещё он известен как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец и Старый дворец, в целом, это бывшая летняя императорская резиденция 3-х российских царствующих государынь — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Безусловно, Екатерининский дворец охраняется государством, является объектом культурного наследия народов РФ, выдающимся памятником и ярким образцом позднего барокко. А в составе «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкина и его исторического центра» входит в список Всемирного наследия Юнеско. Обо всём интересном о дворце расскажем в этой публикации.

«Каменные палаты Екатерины I»

Дворец был заложен в 1717 году, ещё в период правления Петра I. Его супруга, будущая российская императрица Екатерина I, повелела возвести для себя царскую летнюю резиденцию невдалеке от Петербурга, но в живописных местах. Выстроенный дворец был назван по имени своей владелицы.

Сразу же после закладки в 1717 году, началось строительство дворца. Им руководил немецкий архитектор Иоганн-Фридрих Браунштейн. По окончании возведения летней резиденции императрицы Екатерины I в августе 1724 года — в ней устроили торжество, на котором присутствовал император Пётр I и «палили из 13 пушек трижды».

Первый дворец представлял собой небольшое двухэтажное сооружение «на 16 светлиц». Здание было типичным для русской архитектуры начала XVIII века, выполненное в голландском стиле. Сразу же дворец обрёл название «каменные палаты Екатерины I»

Екатерининский дворец Елизаветы Петровны

В период правления императрицы Елизаветы Петровны дворец решили расширить и благоустроить. Реконструкция дворца началась в 1743 году и длилась 13 лет, в ходе которой архитекторы сменяли один другого. Государыня поручила это дело русскому архитектору Михаилу Земцову.

Однако смерть зодчего помешала осуществлению замыслов царицы. После Земцова работы в Царском Селе вели Андрей Квасов и его помощник Джузеппе Трезини. Но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор Савва Чевакинский, осуществлявший надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

В 1748 году Франческо Растрелли занял должность главного архитектора Царского Села. Императрица поручила Растрелли перестроить дворец. С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли.

После произведённой грандиозной перестройки, появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко, сейчас его называют елизаветинским барокко. Архитектор позволил использовать достаточно дерзкие для России того времени цветовые решения, активно используя небесный голубой в сочетании с белым и золотым. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом выглядела празднично.

Благодаря гениальному труду Растрелли Екатерининский дворец стал первым такого рода в России. Протяжённость его анфилады равнялась длине всего здания, что смотрелось весьма интересно. Когда 30 июля 1756 года состоялось торжественное открытие 325-метрового дворца, российские вельможи и иностранные гости были в диком восторге и приятном потрясении. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой современный облик.

Екатерининский дворец при Екатерине II

Этот дворец в Пушкине иногда связывают и с именем Екатерины Великой. Но теперь то мы знаем, что дворец был назван в честь супруги Петра I Великого — Екатерины I. И с тех пор он не менял своего имени. А Екатерина II называла этот дворец «взбитым кремом» и считала старомодным.

Исполняя волю покойной императрицы Елизаветы, Екатерина Вторая первым делом приказала позолотить статуи в Екатерининском парке. После того, как некоторые скульптуры были уже позолочены, царица узнала о стоимости этих работ и ей пришлось их приостановить. В своих мемуарах Екатерина II пожурила Елизавету Петровну за расточительство.

В период своего царствования Екатерина Великая постоянно перестраивала дворец на новый лад и свой вкус, тем самым она создавала в нём больше удобств и уюта для жизни, и делала царскую резиденцию более скромной. Архитектор Чарльз Камерон создал новые интерьеры дворца, так появились Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны многие залы были разрушены. Их возрождением начали заниматься реставраторы ещё при СССР, и этот процесс продолжается по сей день. Уже в нашем веке был открыт восстановленный Лионский зал — один из самых парадных интерьеров дворца. Своё название он получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленном в Лионе.

Восстановление Лионского зала

Лионский зал в Екатерининском дворце последний раз был открыт 22 июня 1941 года. В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка Лионского зала. Сохранились лишь 25 предметов мебели, выполненных с использованием лазурита. К счастью, аутентичный паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию, был возвращён в 1947 году.

Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань была изготовлена на лионской мануфактуре, лазуритовые элементы отделки были воссозданы специалистами Царскосельской янтарной мастерской. Спустя почти 80 лет, 6 июня 2019 года Лионский зал снова открыли для посетителей.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Очень многие туристы, как из России, так и со всего мира, мечтают посмотреть Янтарную комнату в Пушкине в Екатерининском дворце. Янтарная комната, или Янтарный кабинет, — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца.

Почти всё убранство Янтарной комнаты было изготовлено в начале XVIII века в Пруссии. Её король Фридрих Вильгельм I подарил эту прелесть в 1716 году Петру I. Однако лишь в 1746 году предметы мебели были смонтированы в Зимнем дворце, а в 1755 году перенесены в Царское Село.

Убранство Янтарной комнаты в годы Великой Отечественной войны вывезли фашистские оккупанты в Кёнигсберг. Увы, судьба Янтарной комнаты до сих пор неизвестна. C 1979 года в городе на Неве велась работа по воссозданию Янтарной комнаты. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году её восстановили в полном объёме. Этот гениальный и героический труд принадлежит отечественным реставраторам.

Церковь в Екатерининском дворце в Пушкине

Церковь возвели в северном флигеле Екатерининского дворца в 1746 — 1756 годы при Елизавете Петровне. В 1820 и 1863 годах она горела в пожарах, и её всё время восстанавливали. В оформлении церкви участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов и другие знаменитые зодчие. Интерьер церкви был почти полностью уничтожен в период оккупации города Пушкина и, к сожалению, до настоящего момента не восстановлен. Хотя с 1993 года в церкви проходят молебны, но крайне редко.

Восстановление залов дворца

В период Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был сильно повреждён. Его восстановление ведётся долгие годы и ещё не закончено. Реставрация производится на строго научной основе. Благодаря колоссальной работе учёных Ленинградской школы реставраторов, из 58 разрушенных помещений дворца восстановлены 32.

Что посетить в Екатерининском дворце?

Можно посетить выставки в Екатерининском дворце в Пушкине, сегодня открыты для посетителей такие выставочные комнаты и залы дворца:

  • Янтарная комната,
  • Большой зал,
  • Тронный зал,
  • Официантская,
  • Опочивальня,
  • Картинный зал,
  • Арабесковый зал,
  • Лионский зал,
  • Парадная голубая и Китайская голубая гостиные,
  • Столовые: Белая Парадная, Малиновая, Зелёная, Малая Белая, Кавалерская (Серебряная).

Ещё несколько уникальных фактов

Екатерининский дворец входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село», который со своим выдающимся архитектурно-парковым ансамблем служит символом, формирующим современный образ города Пушкина.

  • Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера.
  • На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.
  • Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяжённость парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
  • Императрица Екатерина II увлекалась античным искусством, поэтому поручила отделку залов во дворце шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Чарльзу Камерону.
  • Комнаты императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, оформленные Камероном и разрушенные в Великую Отечественную войну 1941-1845 годов, ныне воссозданы: Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня.
  • По заказу императора Александра I, сына Павла I и Марии Фёдоровны, в 1817 году архитектор Василий Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат. Они оформлены в едином стиле — всё в этих помещениях посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
  • Победным аккордом в анфиладе Екатерининского дворца стала Парадная лестница, которую создал в 1860–1863 годах русский архитектор Ипполит Монигетти в стиле «второго рококо».
  • Самый знаменитый зал дворца — Янтарная комната, над её созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран.
  • В Картинном зале представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ.
  • Главный фасад Большого Екатерининского дворца смотрит в сторону Александровского парка, противоположный — обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.
Читать еще:  Боливийский президент назвал Католическую Церковь "главным врагом"

Название дворца неразрывно связано с именем его первой владелицы — Екатерины I, о чём до сих пор напоминает вензель и картуш с короной на главном фронтоне дворца.

До и после: дворцы Санкт-Петербурга, разрушенные нацистами (ФОТО)

Государственный музей-заповедник «Петергоф»/Legion media

1. Петергоф

Загородная царская резиденция Петергоф — пожалуй, самая шикарная в окрестностях Петербурга. Петр I начал строить ее в 1715 году и планировал превзойти в красоте и роскоши сам Версаль. Однако, во время войны от Петергофа мало что осталось. 23 сентября 1941 Петергоф оккупировали немцы. Советская армия в течение двух месяцев тщетно пыталась его отбить. Вплоть до снятия блокады Ленинграда в январе 1944 Петергоф был под постоянным обстрелом.

Вид на верхний парк, Большой дворец и фонтан Большой каскад в 1944 и сейчас

Государственный музей-заповедник «Петергоф»; Reuters

Больше всего пострадал Большой дворец — в него попало множество бомб, и он фактически превратился в руины. Огромный ущерб был нанесен и прекрасному парку и фонтанам — скульптуры, которые не успели эвакуировать или спрятать были утрачены от взрывов. Немцы также сожгли огромное количество деревьев. Кроме того, уходя, они заминировали всю территорию.

Фонтан Большой каскад в 1946 и сейчас

pastvu.com; Legion media

Парки начали восстанавливать уже весной после снятия блокады — и к лету 1945 года открыли для посетителей. Однако полностью наладить и запустить фонтаны удалось лишь к концу 1950-х. А один из них — Львиный каскад — вновь заработал лишь в 2000 году.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»; Legion media

2. Царское село

Дворцово-парковым ансамбль южнее от Петербурга был летней резиденцией царей. Строительство началось при Екатерине I, жене Петра I, а свой финальный барочный облик дворец приобрел при правлении дочери императора, Елизавете.

Усадьба пострадала не меньше Петергофа. Сотрудница музея Вера Лемус вспоминала, что сотрудники еще продолжали консервировать дворец и прятать ценности, но уже слышали выстрелы — немцы были на подходе к Царскому Селу.

Екатерининский дворец после войны и сейчас

В сентябре немцы оккупировали резиденцию. Главный Екатерининский дворец сильно пострадал и стал мишенью для обстрела. Нижний этаж немцы использовали как гараж. Оставшиеся во дворце предметы искусства они изуродовали, а часть уникальной коллекции вывезли.

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца

Николай Баранов/Лениздат, 1948; Legion media

Архивное фото; Legion Media

Edgar El (CC BY 3.0)

Одна из самых больших культурологических потерь Второй мировой войны — бесследно пропавшая Янтарная комната из Екатерининского дворца. Лишь в 2000-х в Россию вернулись ее небольшие фрагменты, но основную часть пришлось полностью воссоздавать — работы завершились в 2003 году.

Янтарная комната — до войны и в 1980-е

Андрей Зеест; Николай Науменков/ТАСС

Первые залы Екатерининского дворца были открыты для посещения в 1959 году. Но реставрация царскосельских дворцов и флигелей продолжается до сих пор.

Территорию перед Александровским дворцом Царского села немцы превратили в кладбище

3. Павловск

Павловск был построен в конце 18 века как летняя резиденция императора Павла I. Он находится вблизи Царского Села и также был захвачен немцами, серьезно пострадал прекрасный английский парк и дворец Павла I — уходя, немцы подожгли его.

Павловский дворец в 1944 и сейчас

Всеволод Тарасевич/Sputnik; Legion media

Павловский дворец в 1944 и сейчас

Н.Бобров/Sputnik; Legion media

Настоящим героем была директор комплекса Анна Зеленова. В свои 28 лет она не только организовала эвакуацию и захоронение ценностей, но до последнего оставалась за работой, спасая экспонаты. Она покинула дворец за день до немецкого захвата — ей пришлось уйти в Ленинград пешком, а это около 30 км.

Государственный музей-заповедник “Павловск”; Legion media

Уже через неделю после освобождения Зеленова вернулась на руины Павловска. И хотя городские власти не верили, что почти полностью утраченный дворец можно восстановить, она тут же организовала реставрационные работы.

ЦГА СПб; Legion media

ЦГА СПб; Государственный музей-заповедник “Павловск”

В итоге Павловск стал первым из дворцово-парковых ансамблей, который был полностью отреставрирован уже в 1977 году.

4. Гатчина

Северный фасад замка после войны и сейчас

Российский государственный архив кинофотодокументов; Артём Топчий(CC BY-SA 3.0)

Эта резиденция на юге от Петербурга был построен в сер. 18 века для фаворита Екатерины II Григория Орлова, но после его смерти императрица выкупила имение и подарила своему сыну — Павлу I. Этот и без того мрачный замок после нашествия нацистов стал производить и вовсе ужасающее впечатление.

ЦГА СПб; Serko (CC BY-SA 3.0)

Советские власти посчитали, что реставрировать огромную Гатчину будет делом слишком дорогостоящим — и коллекцию резиденции распределили по другим музеям. В самом же дворце произвели лишь ремонт, восстановили лестницы и перекрытия. Барельефы и пострадавшую лепнину закрыли щитами.

Камин в Белом зале

Государственный музей-заповедник “Гатчина”; Damien (CC BY-SA 2.0)

Во дворце организовали военное училище, а затем научно-исследовательский институт. Его уже хотели вычеркнуть из историко-культурного наследия, но в 1976 году хранитель музея Аделаида Елкина добилась, чтобы здание освободили под музей и начала восстановление. Через 10 лет первые залы приобрели тот вид, в котором они были в конце 18 века.

Чесменская галерея (слева — Акварель 1877 года, справа — состояние на 2008 год).

Эдуард Гау; Steven Pavlov (CC BY-SA 4.0)

Галерею решили полностью не восстанавливать, но открыть зал памяти, законсервировав состояние после разрушений. На фото 2019 год.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Однако, реставрационные работы двигаются очень медленно и продолжаются до сих пор — не все интерьеры даже главного замка восстановлены.

Достопримечательности Александровского парка

Александровский дворец

В 1792 г. в Пейзажном парке знаменитый архитектор Д. Кваренги приступил к возведению Александровского дворца, который императрица Екатерина II собиралась подарить своему внуку Александру к свадьбе.

Строительные работы были завершены в 1796 г. Будущий царь Александр I с молодой женой сразу же перебрался в свой новый дворец.

Здание построено в классическом стиле, это достаточно простое двухэтажное строение, очень удобное с точки зрения постоянного проживания. Единственным крупным элементом украшения стала великолепная крытая колоннада из 20-ти дорических колонн с большим портиком. К Новому саду Александровского парка обращен фасад, накрытый куполом-сферой.

Кваренги разработал и интерьеры дворца. Внутренние помещения потрясают своим великолепием. Для украшения многочисленных залов и комнат использовали лепнину, роспись, барельефы, статуи, мраморную облицовку.

Александровский дворец очень любил Николай II, сделавший его своей постоянной резиденцией. Именно здесь император провел последние годы своего царствования, здесь же он был арестован в 1917 г. и вместе с семьей отправлен в сибирскую ссылку.

После революции в центральной части Александровского дворца был открыт государственный музей, посвященный жизни семьи Романовых. Левое крыло здания было отдано санаторию НКВД, правое – детскому дому.

В годы ВОВ Царское Село было занято немецко-фашистскими захватчиками. Александровский дворец гитлеровцы использовали в качестве казармы, во дворе они устроили кладбище.

В наше время в здании располагается филиал музея-заповедника «Царское Село». В экспозициях музея – личные вещи императорской семьи, старинная мебель, картины, книги, предметы быта.

Гора «Парнас»

В 1755 г. в Новом саду Александровского парка началось строительство Крестовского канала. Были подняты сотни тонн грунта, с которым нужно было что-то делать. Архитектор Н. Жирар предложил создать в парке искусственную гору.

Свое название гора Парнас в Александровском парке получила из греческой мифологии. Согласно плану, на вершине горы должна была находиться большая беседка с колоннами и куполом, однако, эта идея так и не была реализована.

Павильон «Арсенал»

«Арсенал» — основной павильон в Александровском парке, одна из его архитектурных доминат. Император Николай I, побывав в Шотландии, восхитился павильоном Вальтера Скотта, в котором хранилось оружие и рыцарские доспехи. Царь захотел, чтобы в Петербурге было нечто подобное.

Для реализации задумки императора в город на Неве был приглашен шотландский зодчий А. Менелас. Архитектор приступил к строительству в 1819 г., но завершить его он не сумел. После смерти Менеласа в 1831 г., работы завершал его коллега — А. Тон.

Павильон в неоготическом стиле был открыт в 1834 г. и стал одним из важнейших представителей этого архитектурного направления. Необычное строение с башенками и полукруглыми окнами напоминало средневековый замок.

В павильоне разместили оружейную коллекцию Николая I, насчитывающую больше 5 тыс. экспонатов. Вход в «Арсенал» осуществлялся только по билетам, что позволяет павильону считаться первым в России тематическим музеем.

В годы ВОВ «Арсенал» был разрушен и вплоть до 2012 г. представлял собой руины. В 2012 г. начались масштабные работы по реконструкции павильона, обошедшиеся государственной казне в 0,3 млрд. рублей.

В августе 2016 г. прошло торжественное открытие отреставрированного «Арсенала». В наше время это современный музей оружия, оборудованный по последнему слову техники. Здесь есть электронный зал, подъемники для инвалидов, гардероб.

В «Арсенале» туристы увидят экспозиции холодного и огнестрельного оружия разных времен и стран. Особой популярностью пользуется Рыцарский зал, в котором можно увидеть доспехи европейских рыцарей, русских ратников, викингов, скифов и т.д.

Пенсионерская конюшня и лошадиное кладбище

В северной оконечности Александровского парка находится Пенсионерская конюшня. В этом здании доживали свой век лошади, верой и правдой отслужившие в императорской гвардии. Конюшня была создана по личному распоряжению Николая I. Здание построил в 1827 г. архитектор А. Менелас.

Лошадиная богадельня представляла собой красивую крепость с зубчатой окантовкой крыши, башней и стрельчатыми окнами. Для сооружения комплекса Менелас использовал красный кирпич особого обжига.

На первом этаже размещалось восемь коней-пенсионеров, на втором этаже жили конюшие. Во дворе здания лошадей выгуливали.

Кони время от времени умирали, и для их захоронения было решено соорудить рядом с Пенсионерскими конюшнями кладбище. Здесь нашли своей последний приют знаменитые лошади русской истории: конь Лами, на котором Александр I гарцевал по набережным Парижа после победы России в войне 1812 г.; кобыла Флора – любимица Николая I; лошадь Александра III по кличке Коба.

Каждая могила украшена плитой из финского мрамора с золотистой надписью. В советское время кладбище пришло в запустение.

В 2000 г. был принят план по реставрации лошадиного кладбища. Деньги на работы выделил французский меценат Ж. Гуро. В наше время кладбище полностью восстановлено, надгробия отремонтированы и возвращены на положенные им места.

Как добраться

[yandexMap name=»Александровский парк в г. Пушкин» description=»Пушкин, ул. Дворцовая. 2″]Пушкин, ул. Дворцовая. 2[/yandexMap]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector