0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бывший гаишник стал «сибирским Иисусом»: история «секты Виссариона»

Как бывший гаишник стал «сибирским Иисусом»: история «секты Виссариона»

В Красноярском крае ФСБ в ходе крупной операции задержала главу так называемой Церкви последнего завета, также известной как «секта Виссариона» Сергея Торопа, его помощников Вадима Редькина — бывшего барабанщика группы «Ласковый май» — и Владимира Ведёрникова. Группа захвата на четырёх вертолётах прибыла к месту, где находится центр религиозной общины — примерно в 450 километрах от столицы региона. Сообщается, что в «Обители Рассвета» — так называется цитадель основателя общины — изымаются оружие и литература, в округе глушится мобильная связь. Кто такой «сибирский Иисус», как за последние 30 лет он построил своё религиозное государство внутри официального, а также о том, связано ли преследование виссарионовцев с проявившимся недавно феноменом «религиозных оппозиционеров», — в материале NEWS.ru.

С мира по нитке

Мощный удар — по меньшей мере репутационный — получила одна из самых богатых и закрытых церквей Соединенных Штатов — Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Согласно многостраничной жалобе, направленной в Службу внутренних доходов, которая выполняет в США функции налогового ведомства, пожертвования прихожан руководство Церкви СПД использовало для того, чтобы накопить астрономическую сумму — свыше $100 млрд. Как утверждает заявитель, аккумулированные за 22 года средства размещены на счетах нескольких инвестиционных фондов, а при этом самих жертвователей, отдающих церкви десятину (10% от своих доходов), держали и держат в неведении о целях и проектах, на которые расходуются или будут расходоваться эти деньги.

Информатором налоговиков стал Дэвид Нильсен, до недавних пор — портфельный менеджер в инвестиционном подразделении Церкви СПД — корпорации Ensign Peak Advisors, Inc. Сперва материал о его жалобе появился в The Washington Post, потом к теме подключились другие ведущие СМИ Соединенных Штатов, а затем Нильсен выложил свой отчет в открытом доступе.

Последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней на ежегодной Генеральной конференции в Солт-Лейк-Сити

Бывший сотрудник корпорации передал Службе внутренних доходов 74 страницы внутренней документации — презентации о динамике активов, таблицы, графики. По данным Нильсена, в 2019 году штат корпорации насчитывал 75 сотрудников (притом что в 2010 году их было лишь 20). Все они работают в офисе в Солт-Лейк-Сити в штате Юта, где в настоящее время живет подавляющее большинство американских мормонов. На здании или в его лобби никаких указателей с названием компании и тем более с обозначением ее связи с церковью нет.

Какие способы казни наиболее распространены сегодня?

К наиболее распространенным видам казни относятся обезглавливание, повешение, расстрел, смертельная инъекция и избиение камнями. Способ зависит от государства, а иногда — и от самого преступления. Так, в Соединенных Штатах Америки для приведения приговора в исполнение чаще всего используют смертельную инъекцию. В Брунее приговоренного нередко забивают камнями.

В Саудовской Аравии распространенным способом является обезглавливание саблей: приговор приводится в исполнение государственным палачом, а сама должность передается по наследству в одной семье уже многие годы. Одного из 37 человек, казненных в апреле 2019 года, распяли: это наказание применяется в стране при наиболее серьезных преступлениях. В Пакистане, Японии, Индии, Ираке, Иране, Иордании, Сингапуре, Кении и Нигерии казнят через повешение. Существуют и менее распространенные альтернативные способы казни, например, в Иране это сбрасывание со скалы.

3. Праведники

Марцинкус и Ренатино были замешаны и в еще одной странной и страшной истории — исчезновении 15-летней Эммануэлы Орланди, дочери служащего Банка Ватикана. Девочка пропала в 1983 году. Семья Орланди жила в Ватикане, Эммануэла обучалась игре на флейте в Папском институте церковной музыки. В день пропажи девочку должен был довести до школы ее старший брат, но у него не нашлось времени — Эммануэла пошла одна. Больше ее никто не видел.

Исчезновение Эммануэлы Ор­ланди расследовали полицейские, семья пропавшей, журналисты, сам папа Иоанн Павел II во время проповеди обратился к похитителям. Неожиданно на связь с семьей Орланди вышел неизвестный человек, которого называли «Американец» — по‑итальянски он говорил с американским акцентом, используя множество латинизмов и церковных фраз. Американец предложил желающим поискать в урне у здания парламента — там нашелся школьный пропуск девочки. Потом намекнул на комнату отдыха в римском аэропорту, где обнаружили еще одну копию пропуска. Иногда вместо Американца обезумевшая от страха и горя семья Орланди слышала аудио­запись голоса Эммануэлы — «Я Эммануэла Орланди, я учусь в музыкальной школе» — и ничего больше. Иоанн Павел II семь раз призывал похитителей отпустить ребенка, но тщетно. Поползли слухи, что отец девочки пытался шантажировать банк некими документами, имеющими отношение еще к Синдоне и его делам с мафией. Марцинкуса опять хотели допросить — и Ватикан опять отказал.

Под подозрением был и Рена­тино — его люди уже попадались на заказных похищениях. Но и его допросить не удалось — а в 1990-м Ренатино прикончили товарищи. За заслуги перед церковью бандит и убийца удостоился похорон в усыпальнице церкви Сент-Апполинаре, рядом со святыми. Считалось, что Ренатино «много помогал бедным». Куда более вероятно, что за мертвого бандита замолвил слово его друг кардинал Полетти, в то время второй человек в Римской диоцезии после папы. К тому же вдова покойного вовремя пожертвовала церкви миллиард лир.

В 2005 году на итальянское телешоу Chi l’ha visto? («Кто видел?» — аналог «Жди меня». — Esquire) дозвонился анонимный доброжелатель и рассказал в прямом эфире, что тело Эммануэлы похоронено в могиле Ренатино. Могилу вскрыли только в 2012 году — кроме костей Ренатино там нашли и неизвестные останки, но генетическая экспертиза показала, что это не Эммануэла Орланди. После вскрытия могилу Ренатино перенесли из знаменитой церкви, и миллиард лир пропал зря.

Пол Марцинкус сложил с себя полномочия управляющего Банка Ватикана в 1990 году. Он пережил трех пап и всех своих товарищей — Кальви висел под мостом, Ренатино расстреляли, Синдону отравили в тюрьме цианидом еще в 1986-м. Марцинкус уехал домой, в США. После него не осталось финансовой отчетности, зато осталось множество вопросов: правда ли, что Банк Ватикана ссужал деньгами никарагуанских контрас? Правда ли, что церковь финансировала революцию польской «Солидарности»? Правда ли, что Личо Джелли, великий магистр ложи Propaganda Deu, сел в тюрьму в 1989-м в обмен на свободу для Марцинкуса? Правда ли, что папа Иоанн Павел I был отравлен — причем первой, случайной жертвой этого отравления стал православный епископ Никодим, отпивший на встрече с понтификом кофе не из той чашки?

Архиепископ Марцинкус умер в Аризоне в 2006 году. В 2010-м против Этторе Тедески, нового главы Института религиозных дел, было начато расследование по подозрению в отмывании денег. В 2014-м, вскоре после того как папу Бенедикта сменил папа Франциск, итальянские власти арестовали монсиньора Нунцио Скарано: святой отец летел в Швейцарию на частном самолете в сопровождении вооруженной охраны, в чемоданах у него нашли 26 миллионов долларов наличными. Скарано утверждает, что собирался на эти деньги построить приют для бедных. «Я не намерен раскрывать имена жертвователей, — заявил он полиции и журналистам. — Ибо Господь говорит: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Каждый католик в среднем жертвует церкви десять долларов в неделю. Восемь из этих десяти долларов остаются в ведении диоцезии, церковной области, управляемой обычно епископом. Остальные два доллара невозможно найти — за этим следит Банк Ватикана.

Кесарю — кесарево

Впрочем, ничто не ново под луною. Известная евангельская притча о «денарии кесаря» тоже косвенно связана с противостоянием разных валютных систем.

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15–22).

«За кадром» этой притчи, за словами «Богу — Богово» остается тот гораздо менее известный факт, что подати кесарю платились римскими денариями, а вот за ритуальные религиозные услуги иудейские жрецы брали только специальные «храмовые» деньги, которые чеканились от имени синедриона и которые нужно было покупать по весьма завышенному курсу. И эпизод с «денарием кесаря» во всех евангелиях следует за эпизодом с изгнанием торгующих из храма, после чего Христос и был предан синедрионом на казнь — поскольку покусился на основы финансово-экономической системы «Моисеевой веры».

Это, согласно евангелиям, происходило в начале 30-х годов I века. А примерно через три десятилетия, в 66-м году, началась Первая Иудейская война, тесно связанная с нероновским пожаром Рима и увеличением дани с покоренных Римом территорий, включая Иудею. Одним из первых дел восставшие под руководством первосвященника Анны начали чеканку собственной монеты — серебряного шекеля, который из «храмовой» валюты становился уже «общегосударственной».

Но, стоит повториться, никогда и нигде не существовало и не существует «денег налогоплательщиков». Деньги являются носителем информации особого рода — информации управленческой, и в этом отношении всегда и везде являются инструментом власти, а уж потом и поэтому — мерой стоимости, средством обращения, средством платежа и так далее. Вот почему любые утверждения типа: «Государство существует на деньги налогоплательщиков», — по сути своей являются ложью, причем далеко не безобидной и даже не бескорыстной.

Да, государства, существующие на «деньги налогоплательщиков», действительно есть, и их даже не так мало. Но все они, без исключения, являются квазигосударствами с виртуальным суверенитетом, а деньги для них — посредством тех или иных механизмов — предоставляют другие государства, которые обладают реальным суверенитетом, но по ряду причин считают ненужным распространять его на территорию данного квазигосударства и принимать на себя соответствующие обязательства перед его «квазигражданами».

В пределе эта ситуация сегодня представлена целым рядом формально независимых государств, официальной валютой которых является доллар США, британский фунт стерлингов или евро, но граждане которых не являются гражданами США, Великобритании или стран ЕС.

Бог дал: Сколько денег у Римско-католической церкви

Патриарх с затёртыми в Фотошопе часами, патриарх на яхте, патриарх в «мерседесе» — это уже не фотографии, но мемы. Снова ставший болезненным вопрос о богатстве церкви будто подтверждает теорию о Новом Средневековье. Признаки упадка цивилизации видят в возрождении фанатизма, раздробленности, популярности шарлатанства, в приоритете картинки над словом и разрушении природной среды. Заповедь о «блаженных нищих», одна из причин средневековых религиозных войн в Европе, тоже сделала петлю в 500 лет и теперь бьёт по иерархам православной церкви.

Читать еще:  Появилась интерактивная карта религиозных общин России

За эти 500 лет церковь католическая хорошо овладела методами управления репутацией, а после восхождения на престол общительного и демократичного Франциска находится в своей лучшей за долгие годы форме. Но как у неё с финансами?

Роскошь Собора Святого Петра или аскетизм папской спальни — Bird In Flight разбирается, что точнее отражает экономику Святого престола.

Пара на площади святого Петра в Ватикане, октябрь 2015. Фото: Filippo Monteforte / AFP / East News

По прирождённому праву Католическая Церковь может независимо от гражданской власти приобретать имущество, удерживать его, управлять и распоряжаться им для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1254, §1.

Корпоративная структура

Римско-католическая церковь — старейшая из действующих в мире организаций. История борьбы со светскими властями заставила её выстроить распределённую структуру, сложную в управлении, но устойчивую к политическому и экономическому давлению.

Папа римский управляет городом-государством Ватикан и одновременно разбросанными по 157 странам 3 127 территориальными подразделениями — диоцезами: епархиями, архиепархиями, аббатствами, экзархатами и т. п.

Процессия участников XXI Вселенского Собора Католической церкви, в Соборе Святого Петра, декабрь 1962 года. Фото: AFP / East News

Каждый из диоцезов во главе с епископом оформлен как отдельное юридическое лицо с собственным бюджетом, связанное с римским папой церковным правом, но не светским. Это даёт возможность перемещать деньги между центром и периферией, но ограничивает финансовую ответственность диоцезов только имуществом епархий. Когда в США присудили огромные возмещения пострадавшим от сексуального насилия со стороны католических священников, 11 обвинённых диоцезов выплатили часть денег и объявили о банкротстве. Ватикан своей казной за грехи отдельных пасторов не отвечает.

Вот почему так сложно оценить богатство Римско-католической церкви: оно распределено по тысячам подразделений, не обязанных в большинстве стран раскрывать финансовую отчётность.

Церковь может приобретать имущество всеми способами, справедливыми по естественному или позитивному праву, которые позволены и другим.
— Кодекс канонического права, Кан. 1259.

Сейчас в мире около 1 миллиарда 250 миллионов человек называют себя католиками — примерно столько же на планете и мусульман всех течений. Катастрофическое, на 41% за сто лет, падение доли в Европе компенсировано приростом в Латинской Америке и Африке. В 1910 году страной с наибольшим числом проживающих католиков была Франция, теперь это Бразилия. За ней идут Мексика и Филиппины.

Церковь обладает прирождённым правом требовать у верных Христу то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1260.

Только что назначенный кардиналом Хулио Дуарте Ланга из Мозамбика ждет встречи с Франциском. Поскольку Ланге исполнилось 88 лет, он, как и другие кардиналы старше 80-ти, не сможет принимать участие в выборах нового папы, если такая необходимость возникнет. Февраль 2015. Фото: Andreas Solaro / AFP / East News.

Католическая супердержава

США занимают четвёртое место среди стран мира по числу католиков, их в стране 88 миллионов, но американские епархии распоряжаются 60% финансов Римско-католической церкви.

Католическое меньшинство сумело выстроить в преимущественно протестантских Соединённых Штатах «государство в государстве» из 6 800 школ, 197 высших учебных заведений и 630 госпиталей. По подсчётам журнала Economist, в 2010 году на поддержание этой системы было потрачено $170 миллиардов.

Для сравнения, в том же году государственные расходы России на образование равнялись $63 миллиардам, на медицину – $46,5 млрд (по курсу 30 руб/$), а сумма всех расходов государственного и местных бюджетов Украины в том году составила $47,2 миллиарда (по курсу 8 грн/$).

Источники поступления этих денег скрыты от посторонних наблюдателей, а их точный объём не знает даже Ватикан. До 90% средств в американской церкви собираются и тратятся на уровне приходов. Это также означает, что они распределяются крайне неравномерно.

Резиденция архиепископа Атланты Уилтона Грегори. Когда стала известной ее стоимость в $2,2 миллиона, архиепископ извинился за чрезмерные траты и предложил выставить дом на продажу. Март 2014. Фото: Дэвид Голдман / AP Photo / East News.

Каждый из посещающих церковь американских католиков в среднем жертвует ей $10 в неделю. В год по стране сумма этих пожертвований переваливает за $13 миллиардов. Неудивительно, что богатейшие епархии расположены в больших городах, где живёт много выходцев из Польши, Ирландии, Италии, Латинской Америки. Их приблизительный рейтинг даёт расследование CNN, показавшее, что особняки 10 из 34 американских архиепископов стоят более $1 миллиона:

— кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан: $30 млн
— кардинал Чикаго Фрэнсис Джордж: $14,3 млн
— архиепископ Сиэтла Джеймс Сертейн: $3,8 млн
— архиепископ Атланты Уилтон Грегори: $2,2 млн
— архиепископ Хартфорда Леонард Блейр: $1,85 млн

Эти же епархии совершают крупнейшие инвестиции. Архидиоцез Чикаго за последние годы вложил более $100 миллионов в акции нефтегазовых компаний, а кардинал Нью-Йорка считается крупнейшим владельцем недвижимости на Манхэттене.

Клирики заслуживают такого вознаграждения, которое приличествовало бы их положению, если принять во внимание как саму природу данной должности, так и условия места и времени, и позволяло бы им удовлетворять свои жизненные потребности, а также справедливо оплачивать труд тех людей, в чьих услугах они нуждаются.
— Кодекс канонического права, Кан. 281, §1.

Кардиналы на собрании, посвященном канонизации четырех новых святых. Октябрь 2015, Ватикан. Фото: Andrea Franceschini / Demotix / Corbis / East News.

Впрочем, богатство американских католиков не равно богатству американской католической церкви. Cамые прибыльные религиозные учреждения США не входят в ее структуру: большинство университетов и медицинских центров принадлежат религиозным орденам и объединениям, имеющим независимые бюджеты. Так, католическим Университетом Нотр-Дама с целевым капиталом в $7,5 млрд владеет Конгрегация Святого креста. А 24 католическими больницами, многие из которых входят в число лучших медицинских центров США, управляет некоммерческая организация Dignity Health с годовым оборотом более $10 миллиардов.

Эти ресурсы и деньги не контролируются ни Ватиканом, ни местными епископами.

Монахини на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Духовенство на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Немецкий крест

Немногим прозрачнее доходы второй по богатству католической церкви — немецкой. Законами страны предусмотрен сбор с верующих в размере 8–9% выплачиваемого государству подоходного налога. Церковь получает таким образом до €10 миллиардов в год.

В 2013-м свой бюджет раскрыл архиодиоцез Кёльна, заявивший активы в €3,4 млрд без учета неподдающегося оценке собора и земли под ним.

Эта епархия считалась богатейшей в Германии всего лишь год, пока свою отчётность не опубликовал диоцез Падеборна. Большая часть капитала в €4 миллиарда он вложил в ценные бумаги с фиксированным процентом: облигации и привилегированные акции.

Напротив кафедрального собора, в левом нижнем углу фото – новая резиденция епископа Франца-Петера Тебарц-ван Эрста. Лимбург, Германия, октябрь 2013 года. Фото: Thomas Frey / AFP / East News.

Публикация первых в истории католической церкви Германии финансовых отчётов стала попыткой сгладить скандал вокруг епископа Лимбурга Франца-Петера Тебарц-ван Эрста, отстранённого папой за потраченный на обновление резиденции €31 миллион (стол в конференц-зале — €25 000, ванная — €15 000).

В силу своего первенства в управлении Римский Понтифик является верховным администратором и распорядителем всего церковного имущества.
— Кодекс канонического права, Кан. 1273.

Папа Франциск на конференции итальянских епископов. Ватикан, октябрь 2015 года. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / Corbis / East News.

Капиталы Ватикана

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих — таков полный титул папы римского, последнего абсолютного монарха Европы. До ожидаемого пришествия Христа он управляет церковью со всем её имуществом по собственной воле. Имея каноническую возможность распоряжаться каждой монетой на счету любого католического прихода на планете, в современной реальности папы могут рассчитывать только на бюджеты Ватикана как города-государства и Святого престола как управляющего органа Римско-католической церкви.

Основные статьи расходов Святого престола — это содержание трех тысяч сотрудников, посольств-нунциатур и собственных медиа. В прошлом году он показал $1,2 млрд в ценных бумагах и недвижимости, долговые обязательства на $242 млн и годовой дефицит бюджета в $28 млн.

Официально престол беднее многих епархий.

Их вклад в центральный бюджет важен, но не выглядит решающим. Раз в год, в ближайшее к Дню Петра и Павла воскресенье, церкви по всему миру собирают «Лепту святого Петра», направляемую непосредственно папе римскому. По последним доступным данным, в 2011 году она составила $70 миллионов.

В силу уз единства и любви, соответственно возможностям своего диоцеза, епископам подобает вносить свой вклад в предоставление тех средств, в которых Апостольский Престол нуждается согласно условиям времени, чтобы суметь надлежащим образом нести своё служение Вселенской Церкви.
— Кодекс канонического права, Кан. 1271.

Интерьер Собора Святого Петра в Ватикане. Фото: Christian Kober / Robert Harding Heritage / ROBERTHARDING / East News.

Главными среди известных источников дохода Святого престола остаются операции Банка Ватикана и прибыль от владения недвижимостью. В прошлом году банк распоряжался активами на $3,8 млрд (около 1% от суммы активов всех банков Италии) и депозитами на сумму $2,4 млрд.

Кроме ватиканского квартала, церковь признаёт владение двумя тысячами квартир и домов по всей Италии. Однако журналисты Guardian обнаружили, что через приближённых банкиров ей принадлежит недвижимость в Париже и швейцарском Берне, а также несколько кварталов в самом дорогом районе Лондона вблизи улицы Пэлл-Мэлл.

Наведение порядка в запутанной, подозрительной и во многом бестолковой церковной бухгалтерии Франциск назвал одной из целей своего понтификата — и не стесняется привлекать для этого крупнейших специалистов из мира коммерции. Аудиторская компания KPMG привела ватиканскую отчётность к мировым стандартам, EY (бывшая Ernst & Young) оптимизирует управление магазинами и муниципальными службами города-государства, Deloitte & Touche присматривает за банковскими счетами.

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

За последние четыре года только организации, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), получали субсидии федерального бюджета на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Всего через Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) было выделено 4,5 млрд рублей. В большинстве случаев деньги идут на строительство духовных центров в регионах РФ. Также поддержку регулярно получают фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря (расположен в Подмосковье), в попечительский совет которого входит российский премьер Дмитрий Медведев, и Валаамский монастырь, где периодически бывает Владимир Путин.

В 2019–2020 годах на «поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности» будет потрачено 1,47 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Решение об отборе организаций для распределения средств было принято на заседании комиссии ФАДН, которую возглавил руководитель ведомства Игорь Баринов. В протоколе заседания (есть в распоряжении Znak.com) говорится, что заявки на получение субсидий подали 34 организации. В итоге были одобрены 33, все они — от организаций, которые либо напрямую учреждены епархиями РПЦ, либо связаны с ними. Единственная организация, не получившая поддержку — АНО «Голубые ели» (Петрозаводск), не аффилированное с РПЦ. Из протокола следует, что документы были неправильно оформлены. Руководитель этого АНО Валерий Гуртов не стал делиться со Znak.com мнением, почему так произошло. «Я знаю процессы (как распределяются субсидии. — Znak.com) изнутри, это довольно тонкая материя», — уклончиво сказал Валерий Гуртов.

ТОП-5 организаций по объему субсидий от ФАДН за 2016–2019 годы

Название организацииУчредительОбъем субсидий (руб.)
АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам»Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь РПЦ589 091 000
Благотворительный фонд по восстановлению воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦСтавропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь254 996 600
АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр»Владикавказская епархия РПЦ220 769 800
АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо»Георгиевская епархия РПЦ170 000 000
АНО по оказанию услуг в области сохранения памятников историко-культурного наследия «Рождество Пресвятой Богородицы»Россошанская епархия РПЦ157 000 000
Читать еще:  Англиканская протестантская церковь

Полные данные, собранные Znak.com, по всем православным организациям, получавшим субсидии от ФАДН в 2016–2019 годах можно посмотреть здесь.

Практически все организации, получившие субсидии, были организованы для строительства или создания в регионах духовно-просветительских центров. Например, АНО «Духовное благолепие» (Башкортостан) получила субсидию в размере 40 млн рублей, АНО «Возрождение» (Карелия) — 45 млн рублей, АНО «Таврида» (Крым) — 45 млн рублей, АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр» (Северная Осетия) — 120 млн рублей, АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» (Ставропольский край) — 170 млн рублей.

Организации, связанные с РПЦ, регулярно получают субсидии через ФАДН. Всего, по данным СПАРК, за период с 2016 по 2019 год таким образом было выделено 4,55 млрд рублей

Речь идет о выделении средств в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики». В основном речь идет о субсидиях двух видов — поддержка НКО в сфере духовно-просветительской деятельности и «господдержка мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории РФ». Для получения субсидий второго вида, в частности, необходимо предоставить документ, в котором региональные власти подтверждают «целесообразность мероприятий», говорится в соответствующем постановлении правительства РФ. О приеме заявок на получение субсидий объявляется на сайте ФАДН.

Некоммерческие организации, не связанные с РПЦ, по данным СПАРК, денег по этим направлениям не получают совсем.

В соответствии с методикой оценки заявок на субсидии, некоммерческие организации, в частности, должны представить программу мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, подтвердить другие источники финансирования этой программы и указать ее актуальность. Получить комментарий ФАДН по этому поводу оперативно не удалось — в агентстве пока не ответили на запрос Znak.com.

«Новый Иерусалим» Дмитрия Медведева

Одна из организаций, регулярно получающих поддержку — благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦ, сопредседателями попечительского совета которого являются российский премьер Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. В 2017 и в 2019 годах фонд через ФАДН получил по 85 млн рублей, в 2018 — 84,9 млн рублей. Кроме того, в 2016 году Минкульт РФ выделял на восстановление монастыря около 1 млрд рублей.

Этот монастырь был основан еще в середине XVII века в Подмосковье и по замыслу на его территории должен был быть воссоздан иерусалимский храм Воскресения Господня. Во время Великой Отечественной войны здания комплекса частично были разрушены. Масштабная концепция развития православного комплекса, который называется в ней «Новый Иерусалим», появилась после того, как в июле 2008 года монастырь посетил Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост президента.

Согласно отчету фонда, в 2018 году монастырь посетило 130 тыс. человек, из них более 80 тыс. туристов. На территории комплекса открылись две гостиницы, кафе «Вареничная», в 2019 году планируется запуск пекарни для продажи монастырского хлеба. Также работает музей, который планируется развивать, фонд проводит «духовно-просветительские мероприятия». Например, в прошлом сентябре на территории монастыря провели концерт в честь Дня семьи, любви и верности, в ноябре — конференцию об истории технологий керамических строительных материалов в России, в декабре — вечер памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) с концертом. С 2008 года, то есть за 10 лет, согласно отчету, в фонд поступило 1,46 млрд рублей пожертвований на восстановление монастыря.

Гостиница Валаамского монастыря в природном парке

Также пользуется поддержкой Валаамский монастырь, где периодически бывает президент Владимир Путин. АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам» получила в 2017 и в 2018 годах субсидии в размере 361,1 млн рублей и 227,9 млн рублей, соответственно.

Согласно отчету ФАДН, речь шла, в частности, о реставрации корпуса Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Причем земельные участки были расположены в границах природного парка «Валаамский архипелаг», а значит, не подлежали отчуждению. Чтобы предоставить землю монастырю, правительство Карелии внесло необходимые изменения в постановление о парке.

Отметим, в 2015 году уже было выделено 358 млн рублей из федерального бюджета на создание на базе Зимней гостиницы духовно-просветительского центра.

«Нужно было разделить мирское и духовное»

Финансирование строительства православных духовных центров в регионах из федерального бюджета началось еще раньше. По данным РБК, в 2014 году речь шла о 2 млрд рублей. Тогда деньги шли по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации», субсидии распределял Минрегион РФ.

«Сначала для строительства духовного центра в Георгиевске (Ставропольский край) рядом с собором Георгия Победоносца мы использовали федеральные целевые деньги, которые выделялись через Минкульт РФ. Строительство велось в 2014–2015 годах, а потом было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Сейчас мы получили крупную сумму уже через Федеральное агентство по делам национальностей. Надеемся, что строители зайдут на площадку в ближайшее время, может быть, уже в октябре», — рассказала Znak.com директор АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» Алла Безгина. Организация, отметим, получила в 2019 году субсидию через ФАДН в размере 170 млн рублей.

По словам Безгиной, АНО, учрежденное местной епархией в 2014 году, было создано с единственной целью — строительством духовного центра. «Идея строительства такого здания возникла у нашего епископа Гедеона. Самой епархии нужно больше заниматься духовной деятельностью, и мы не стали мешать мирское и духовное, поэтому создали АНО», — пояснила Безгина.

Духовный центр в Георгиевске, по ее словам, будет построен в виде подковы, его центральная часть будет трехэтажной (сейчас построено только полтора этажа). «В здании будет небольшая часовенка, как внутренний храм. Также там будут актовые и лекционные залы, библиотека, воскресная школа, столовая для прихожан и малоимущих, кинозал для православных фильмов», — продолжила Безгина.

По ее мнению, духовный центр будет востребован.

«Чистая православная вера, кажется, только в России и осталась. Нужно ее сохранять. Кроме того, духовные центры — это помощь людям. Я недавно прочитала красивую фразу: „Бог — не последняя надежда. Бог — единственная надежда“. Сейчас очень тяжелое время, с экранов телевизоров столько всего льется. Важно оградить от этого молодежь, установить молодых людей на путь, чтобы они шли по своему пути и не болтались в разные стороны», — считает директор АНО.

«Надзорные органы и так постоянно нас проверяют, это информация не для журналистов», — отказался рассказывать про проект духовного центра в городе Шахты Ростовской области директор АНО по предоставлению услуг в области создания, восстановления и обеспечения деятельности духовно-просветительских центров «Вера, надежда, любовь» Владислав Касьянов. Это АНО, учрежденное Шахтинской епархией РПЦ, получило через ФАДН в 2018 году 47,9 млн рублей. «Мы — ворота Кавказа, создание у нас центра особенно важно», — лишь добавил Касьянов.

На создание Владикавказского духовно-просветительского центра соответствующее АНО получило 220,76 млн рублей за период с 2017 по 2019 год. Для него выделен архиерейский дом, где до начала 2000-х, по данным местной епархии, располагался один из корпусов военного госпиталя. После этого здание оказалось заброшенным, а в 2013 году Минобороны передало его в собственность епархии.

В этом году завершилось строительство духовно-просветительского центра Горноалтайской епархии — 31 августа состоялось его освящение, а также был открыт памятник святителю Макарию Алтайскому рядом с центром. Через ФАДН на него было выделено с 2016 года 80 млн рублей. В этом центре тут же начала работу фотовыставка, посвященная «сохранению наследия алтайской духовной миссии на территории современного заповедника», сообщили в епархии.

«Раз православные наши братья получают, мы тоже хотим»

Руководитель Федерального агенства по делам национальностей Игорь Баринов поддерживает связь и с представителями других конфессий. В понедельник он присутствовал на съезде Духовного управления мусульман России.

Впрочем, по словам председателя Духовного управления мусульман Свердловской области Артура Мухутдинова, никаких субсидий из федерального бюджета через ФАДН региональная организация не получала. «Уральские мусульмане не получают никаких субсидий от ФАДН. Возможно, тут есть и наше упущение: мы не отслеживали эту информацию, не заявлялись. Но теперь я обязательно задам вопрос: раз православные наши братья получают, мы тоже хотим», — сказал Znak.com Мухутдинов.

«Церковь — один из ключевых реципиентов»

В международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International напоминают, что Русская православная церковь «осваивает все возможные каналы поддержки от государства». «Это и госконтракты, и гранты, и налоговые льготы. Также РПЦ получает спонсорские деньги и деньги от госкорпораций. Церковь — один из ключевых реципиентов», — говорит замдиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

Таким образом, по его мнению, субсидии из федерального бюджета через Федеральное агентство по делам национальностей для православных АНО выглядят как «еще один замаскированный способ финансирования церкви».

При этом, по мнению Шуманова, формально церковь не должна иметь отношения к ФАДН и во всяком случае распределение субсидий на поддержку духовно-просветительской деятельности между представителями разных конфессий было бы логичнее.

Что еще за жертвенные животные?

Принесение жертв являлось, собственно говоря, главной частью богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел поблагодарить Бога за какое-то благодеяние, то должен был, согласно ветхозаветному закону, принести Ему в жертву ягненка, козленка, вола или на крайний случай (если человек был бедный) голубя. Самое главное — особь требовалась мужского пола и без какого-либо изъяна или порока: Богу жертвовали лучшее, а не что придется.

Животное или птицу отдавали священнику, тот осматривал их, чтобы убедиться, что они годятся в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике — целиком или частично. После того как ритуал был исполнен, грех считался искупленным, а благодарность — принятой. Ведь человек потрудился, расстался с чем-то ценным (а скот в те времена ценился очень высоко), чтобы сохранить или восстановить отношения взаимного доверия с Богом.

Совершенно очевидно, что событие, о котором рассказывают евангелисты, и в частности Иоанн, произошло не внутри храмового здания или тем более Святая святых храма (туда под страхом смерти не смел войти никто, кроме священников), а снаружи — на том самом «дворе язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма, но только в расширительном смысле. То, что там продавали жертвенных животных, было вполне в порядке вещей. Ясно, что не это вызвало гнев Иисуса Христа.

Деньги во славу Божию. Как финансируется РПЦ

События последних дней дали новую почву для размышлений на тему Русской православной церкви. Московский патриархат получил приходы в Западной Европе и ушел на длинную дистанцию в отношениях с греками. Этот факт можно расценивать не только с внешнеполитической точки зрения, но и… с финансовой. РПЦ считается совсем не бедной структурой, а с расширением «географии присутствия» бюджет, вероятно, еще больше скорректируется. «ФедералПресс» провел собственное расследование и выяснил, как финансируется православная церковь, на чьи деньги ремонтируют храмы, кто платит зарплату священникам и из-за чего европейцы готовы судиться с нашими иерархами. Подробности – в материале нашего агентства.

Цена «победы»

Недавно Русская православная церковь отмечала триумф: к московскому патриархату присоединились приходы в Западной Европе. «Речь идет о том, что архиепископия русских приходов в Западной Европе (большей частью духовенство) воссоединилась с Русской церковью. Таково было желание ее основателя – митрополита Евлогия (Георгиевского). Это большой естественный шаг, которого многие ждали», – отмечает протоиерей Всеволод Чаплин.

Священнослужитель признал, что присоединение далось нелегко. «Были выходцы из старой интеллигенции, которые с подозрением относились к современной России. Но парижская богословская школа всегда славилась большей либеральностью», – отметил отец Всеволод. По его словам, мигранты последних лет из стран постсоветского пространства уже не думают о том, что церковь в современной России какая-то «неправильная». Поэтому давний разговор о присоединении теперь решился в пользу Москвы.

Читать еще:  Американским врачам прицерковных больниц сократили доход

Чаплин считает, что несогласных присоединиться к Москве, скорее всего, ждет незавидная участь: «Небольшие приходы просто растворятся под руководством Константинополя или других церквей».

В то же время священник отмечает, что и в самой России неоднозначно отнеслись к присоединению. Некоторые опасаются слишком большого влияния европейских модернистов на нашу церковь. Но этого, уверен отец Всеволод, не произойдет.

Как это часто бывает, без ложки дегтя не обошлось. По словам историка и религиоведа Константина Михайлова, экономические выгоды от присоединения если и есть, то это «вопрос второстепенный». «Русская православная церковь находится в сложном положении. На прошлой неделе патриарх Александрийский и всей Африки признал Украинскую православную церковь, то есть занял в этой дискуссии не сторону Москвы», – прокомментировал Михайлов.

Но «на фоне того, что происходит на Украине, включая поддержку Александрийской церкви, западноевропейские приходы – не такой уж большой успех», считает христианский публицист, научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко.

По словам ученого, к РПЦ присоединились не все приходы, а около 40 %. Эксперт прогнозирует «целый ряд затяжных судов». Те, кто не поддержал присоединение, будут оспаривать права на собственность объектов недвижимости западноевропейской церкви, чтобы они не перешли под контроль московского патриархата. А речь идет о крупнейших храмах и земельных участках. К примеру, отмечает Семенко, «назревает большой судебный процесс, касающийся судьбы собора Александра Невского в Париже».

Выгода РПЦ от присоединения зарубежных приходов есть. Но это не «игра в одни ворота». Вкладывает ли сам московский патриархат средства в иностранные церкви, доподлинно не известно, но вот государство вливает деньги в них активно.

Зачастую, конечно, не напрямую из бюджета. Например, Московский центр международного сотрудничества потратил почти миллион бюджетных рублей летом прошлого года на «помощь приходам Русской православной церкви за рубежом в приобретении церковной утвари и литературы». Данные опубликованы на сайте госзакупок. Почти 300 тысяч было потрачено тем же центром в октябре этого года на закупку утвари и литературы в церкви Кишинева, 200 тысяч рублей для тех же целей выделено церкви в городе Резекне (Латвия), 635 тысяч рублей – в Магдебурге (Германия) и почти полмиллиона ушло приходу в Дублине (Ирландия).

Однако это мизерная часть затрат. По словам источника «ФедералПресс» в РПЦ, речь о куда больших суммах. «Сотни тысяч проводятся через различные фонды и организации международного сотрудничества. Госбюджет России оказывает существенную финансовую помощь РПЦ за рубежом», – рассказал источник.

Несмотря на это, как рассказал «ФедералПресс» протоиерей Всеволод Чаплин, у приходов в Западной Европе больше самостоятельности. «Архиепископии в Западной Европе дано право выбирать своего иерея. Такая практика есть и в Эстонии, и в ряде других стран. Да, в этом случае есть некоторая опасность влияния на выбор епископа политических и финансовых элит. Но такие угрозы легко преодолеваются, когда есть подлинный церковный дух. А единичные квазилибералы из парижской школы погоду не сделают», – считает священник.

Экономика веры

Юридически Русская православная церковь относится к религиозным НКО. То есть она не облагается налогом и имеет право на льготы. В их числе такие «бонусы», как право бессрочной аренды государственной земли, за которую церковь не платит.

«В России храмы и земля под ними находятся в бессрочной аренде у государства. В Молдавии же есть целый ряд приходов, где земля и недвижимость являются частной собственностью либо принадлежат общине», – отметил научный сотрудник Владимир Семенко.

Работник епархии на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», как устроены финансовые схемы в церкви. По его словам, сумма устанавливается на основе возможностей того или иного прихода. Епархиальное управление собирает деньги со всех и дальше распределяет в соответствии с определенными «коэффициентами». Какой-то церкви достается больше средств, какой-то меньше. Часть суммы отчисляется в Москву.

«Каждый приход имеет четкий план (заработка). Ряд церквей этот план выполняет легко, ряд – с трудом, отсюда и разница в благосостоянии батюшек. Четкого контроля за тем количеством денег, которые зарабатывают храмы, нет», – добавил епархиальный работник.

Религиовед Владимир Семенко подтверждает эту схему. «По неофициальным правилам у нас в среднем 20 % должно переводиться в центральные церковные органы», – рассказал Семенко.

Чтобы выполнить план, каждый старается как может. В туристических зонах зарабатывают на сувенирах (нередко из Китая). Во многих монастырях Москвы и других городов любой светский человек может пообедать в трапезной, купить местную косметику. Еще один источник доходов – паломники. Не секрет, что паломничество обходится дешевле обычного светского тура по тем же местам. Но самую большую прибыль приносит привоз крупных святынь с международным статусом: паломнические поездки и продажа предметов культа приносят в такие дни баснословную прибыль.

Золотой крест, купленный в храме, обычно в два-три раза дороже, чем такой же крестик в ювелирном магазине. От чего это зависит? Просто стоимость устанавливает сам приход. То же самое касается свечек, себестоимость которых копейки, а продаются они за десятки, а то и сотни рублей. Впрочем, так не везде. «Например, в Новоспасском монастыре (в Москве) за записки и свечи нет фиксированной платы. Есть ящик – опускайте сколько можете. А на сорокоуст (поминовение 40 дней подряд) или годичное поминание установлена определенная плата. Это зависит от местного руководства, как и зарплата священника», – рассказал религиовед Владимир Семенко.

Кстати, Семенко называет большой иллюзией то, что все священнослужители много зарабатывают. Служение в храме Христа Спасителя – одно дело, где-то в глубинке – другое. Есть приходы, где священники вообще оплаты не получают. Формально зарплата священника должна устанавливаться приходским собранием, и в центральной России действительно эта система строго выстроена. Но никакой правящий столичный архиерей не будет определять зарплату священника в регионах – там все-таки размер платы зависит от возможностей общины.

Более того, как сообщил Владимир Семенко, в России нет пенсий для священников. Социальное расслоение, характерное для России, проявляется и в церкви. «Даже в центре Москвы есть ряд приходов, где священники после выхода на пенсию выживают как могут. Например, за счет родственников. Есть узкая прослойка церковной сверхбогатой бюрократии, остальные живут бедно», – отмечает эксперт.

Так не во всех странах. К примеру, в Греции православные священники имеют статус госслужащих, получают оклады, надбавки и пенсии и отчитываются о доходах.

Сложно судить, способно ли государство контролировать доходы и расходы религиозных организаций. Скорее нет, чем да. Но и сама церковь не может гарантировать подконтрольность денежных потоков в разных приходах.

А еще можно вспомнить банк «Пересвет», который в свое время СМИ связали с РПЦ и патриархом Кириллом. Еще в 1992-м «Пересвет» был «дочкой» Торгово-промышленной палаты. Тогда он еще назывался «Экспобанк». «Структуры финансово-хозяйственного управления (ФХУ) РПЦ стали владельцем почти контрольного пакета банка – 49,99 %. Патриарх после избрания из совета директоров вышел, однако в него входил глава ФХУ РПЦ, викарий патриарха Тихон (Зайцев)», – отмечается в одном из журналистских расследований.

В 2015 году представители РПЦ покинули совет директоров. Позже банк обанкротился. Однако сайт «Пересвета» (вероятно, как и банк) работает и сейчас, притом регулярно обновляется.

«Светское» государство

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, на начало 2019 года в России насчитывалось 38,5 тысячи приходов, в том числе около 900 приходов ближнего и дальнего зарубежья (до присоединения). За последние 20 лет количество приходов значительно выросло. Например, в Москве даже реализуется целевая программа «200 храмов». Суть ее в том, чтобы в каждом районе города была своя церковь. Правда, по словам эксперта Владимира Семенко, «в одних районах строят большие презентабельные церкви, в других – маленькие типовые здания». Однако при этом, как отмечает историк и религиовед Константин Михайлов, «посещаемость церквей в нашей стране довольно низкая».

Кстати, есть на сайте госзакупок и тендеры на строительство новых храмов на территории военных частей за счет средств Минобороны.

Несмотря на то что по Конституции в России церковь отделена от государства, власти активно помогают РПЦ. Согласно расследованию РБК, в 2012–2015 годах православная церковь и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд рублей (в среднем это 4,6 млрд рублей в год). Как сообщает источник в церковных кругах, финансирование сохраняется и даже растет.

Значительные средства идут по линии Минкульта России. Финансирование предусмотрено в рамках нацпроекта «Культура». На реализацию этого проекта в России на ближайшую пятилетку планируется выделить свыше 100 млрд рублей: просто многие старые храмы являются памятниками архитектуры, объектами культурного наследия. Мониторинг сайта госзакупок показывает, что почти все храмы в России ремонтируются за счет федерального бюджета. Например, от 5,6 млн рублей и выше стоит только разработка проектно-сметной документации на реконструкцию храма. Отремонтировать крышу или пол в храме Санкт-Петербурга – от 20 миллионов. Реставрация церкви фактически из руин в Свято-Троицком скиту – около 26 млн рублей. Во всех случаях заказчик – Министерство культуры России.

Между тем сегодня в России насчитывается около шести тысяч заброшенных церквей, которые остались вне поля внимания государства. Старые храмы восстанавливаются очень медленно и не везде, да и то лишь за счет благотворительных фондов, частных организаций, редко – за счет бюджета. Причина банальна – в вымирании деревни. Например, в Калужской области стоит одна отреставрированная колокольня и стенд с информацией о том, что до революции тут было цветущее место со своим храмом, школой, больницей, полицейским участком. А теперь три покосившиеся избы и животноводческий комплекс, который и восстановил колокольню да табличку добавил. Какой смысл тут восстанавливать храм?

Есть священники, которые, не получая никакой зарплаты, сами ищут деньги, чтобы «на своем энтузиазме консервировать старинные храмы до лучших времен». Они верят, что с маленькой деревни начинается Россия, а в древнем храме когда-то еще зазвенит колокол. «Это по сути святые люди. Но сказать, что их сильно поддерживают из центра, я не могу, – отмечает Семенко. – Сама община не может содержать храмы и строения. В определенный момент приходит носитель финансового ресурса (спонсор. – Прим. ред.) и оплачивает строительство и реконструкцию».

Администрации ряда регионов также выделяют средства областных бюджетов на организацию паломнических поездок православных верующих. Кроме того, во многих городах православные школы носят статус муниципальных учреждений, следовательно, получают средства из бюджета. На сайте госзакупок есть такие тендеры: закупка оргтехники для нужд муниципальной православной гимназиив Звенигороде, размещенная в октябре 2019 года, проведение Соловецкого православного форума (тендер на 5 млн рублей размещен в июле 2019 года), благоустройство территории у частной православной гимназиив Гусь-Хрустальном (первый этап) – 8,6 млн рублей. Активно выделяются бюджетные средства для закупки православной литературы в библиотеки вузов, а в отдельных случаях – на написание церковных книг.

Государственную поддержку РПЦ отрицать нельзя. Вместе с тем эксперты говорят о «некотором перекосе». «Я не могу давать этому этических оценок, однако тот факт, что государство помогает реконструировать храмы РПЦ, но не помогает баптистам, к примеру, смотрится несколько удивительно», – отмечает эксперт Константин Михайлов.

Другими словами, в России на протяжении последних 20 лет так или иначе поддерживаются четыре традиционные религии. Однако православная церковь находится в привилегированном положении – именно ей идет основное финансирование. По словам религиоведа Владимира Семенко, понятно, почему: руководство страны не будет игнорировать крупную влиятельную структуру, ведь большинство россиян все-таки идентифицируют себя с православием.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector