0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ

Содержание

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Церковь совмещает признаки католицизма и протестантизма

Английская Церковь занимает особую нишу в христианстве. Англиканство — это симбиоз двух течений:

  • католичество;
  • протестантизм (кальвинизм и лютеранство).

Как христианское течение, Англиканская Церковь за источник догматики берёт Библию. А основные каноны англиканства изложены в двух текстах:

  • «Книга общих молитв»;
  • «Тридцать девять статей».

Оба источника имеют противоречия друг с другом, поскольку второй из них сильно тяготеет к протестантскому течению. Также «Тридцать девять статей» практически не затрагивают библейские тексты.

С христианским преданием в англиканстве дела обстоят несколько сложнее. Английская Церковь безусловно принимает следующие авторитеты:

  • предания до V в.;
  • постановления первых Вселенских соборов.

Всё остальное не должно входить в противоречие с Библией. Если этот критерий нарушен, предание отвергается.

Из Символов веры англиканством признаны:

  • Апостольский;
  • Афанасиев;
  • Никео-Цареградский.

Всё остальное, с точки зрения Английской Церкви, не подкрепляется Священным Писанием, а значит, не может быть признано достоверным.

Как наследница католицизма, Английская Церковь придерживается западного представления о Троице. Святой Дух в этой традиции может исходить не только от Бога-Отца, но и от Сына.

Спасение англикане считают независимым от добрых дел. Единственное, что важно, — это вера. Остальное, в том числе и добрые дела, — это её следствия.

Смотрите также статью Какая вера у армян

Жертву Христа Английская Церковь рассматривает, как событие, предопределённое ещё при Сотворении мира.

Жертва Иисуса Христа, по мнению англикан, предопределена с сотворения мира

В отличие, например, от православной традиции, англиканство не имеет представления о земной Церкви с большой буквы — о теле Христовом.

Для англикан церковь — это только здание, храм, где собираются верующие для молитв, проповедей и богослужений. Если же в тексте встречается написание Церкви с прописной буквы — то это о небесной.

Англиканская традиция вообще очень прагматично смотрит на христианскую религию и старается максимально разграничить земное и небесное.

В тех же Вселенских Соборах вовсе не обязательно, по мнению англикан, должен участвовать Святой Дух. Они — вполне себе мирское мероприятие.

Положение церкви в англиканстве максимально снижено. Она обусловлена и ограничена текстом Библии.Если в Священном Писании о чём-то не сказано, то церковь не правомочна вносить эти вещи в христианскую догматику.

Из таинств Английская Церковь признаёт всего два:

  • Крещение;
  • Господня Вечеря (евхаристия).

То есть, например, таинства исповеди в этом течении нет. А причина — в том, что в Священном Писании нет эпизодов, которые можно соотнести с этими таинствами.

Раз в библейской истории нет предпосылок брака, елеосвящения и т.д. — значит, верующим нет нужды организовывать ничего подобного.

А евхаристия имеет оба традиционных и для православия элемента:

  • тело Христово;
  • кровь Христова.

Но оговаривается, что таинство нужно пройти в правильном настроении: достойно, с верой, праведно. В противном случае результата для человека не будет. Таинство не обнаружит своего духовного содержания и останется лишь внешней формой, за которой ничего не стоит.

При этом англикане рассматривают евхаристию в некоторой степени с символической стороны. По крайней мере, они отрицают идею того, что повторяется искупительная жертва.

Англиканская Церковь придерживается тех взглядов, что жертва Спасителем принесена единожды — на кресте. Евхаристия — это напоминание, символ, образ, но никак не духовный эквивалент того события.

Образ Божией Матери значительно снижен, если сравнивать с православным христианством. К ней нет молитв для богослужений.

Изначально Англиканская Церковь категорично отрицала почитание таких вещей, как

  • мощи;
  • иконы;
  • статуи.

Но со временем эти взгляды смягчились. Отдельные святые признаны англиканством, иконы допустимы в церквях. Англиканская Церковь довольно инертна по части нововведений.

В труде «Тридцать девять статей» немало устаревших положений, которые ничего общего с современными реалиями не имеют. Например, уделяется внимание явно неактуальному вопросу индульгенций.

В 1922 году англиканские активисты пытались разработать богословский инструментарий для своего течения и уточнить важные направления её деятельности. Затея провалилась, так как духовенство не приняла предложений.

Сегодня Англиканская Церковь продолжает двигаться тем же курсом и руководствуется обтекаемыми доктринами.

Но, если на бумаге всё выглядит замороженным, то на практике можно заметить и развитие богословской мысли, и развивающиеся тенденции англиканского вероучения.

Другой вопрос — в том, насколько согласованы инициативы и идеи различных новаторов англиканства.

Сближение и разрыв

Усилиями Палмера и других «оксфордцев» в составе англиканской палаты ковокаций появился Греко-русский комитет. С середины XIX века регулярно стали проводиться англиканско-православные конференции (Ламберская, Бонская). Однако принять англиканских священников в полное каноническое общение русские не могли, пока те не разделяли православных догматов. На это, в свою очередь, не решались пойти англичане.

«Это отчётливо показала третья Ламбетская конференция, на которой было признано невозможным для Англиканской церкви принять догматические положения православного учения: иконопочитание, поклонение Богородице и святым, пресуществление Святых Даров, богодухновенность Священного Предания и др.», – отмечает исследователь Юрий Королёв в статье «Взаимоотношения русского православия и англиканства в свете диалога культур».

Тем не менее, контакты продолжились. Русские богословы готовы были признать апостольскую преемственность англиканского священства, в отличие от Папы Римского.

Уже после Октябрьской революции на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 3 августа 1918 года обсуждался вопрос о соединении РПЦ с Англиканской церковью Англии и Епископальной церковью США. Огромный успех в диалоге был достигнут на Московской конференции 1956 года: англикане признали все семь православных таинств, пресуществление Даров, почитание святых и богодухновенность Священного Предания, а также отменили доктрину «филиокве». Однако полного объединения церквей так и не произошло – прежде всего, в силу внутренней разделённости самой Англиканской церкви.

В конце XX века тенденция сближения англиканства с Православием остались в прошлом. В Англиканской церкви возобладал неприемлемый, по мнению православных, либерализм – возведение женщин в священнический сан с 1976 года, а в дальнейшем признание англиканством однополых браков и многие другие новации.

Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии — лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Читать еще:  В Москве представили книгу о "политическом православии"

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Англиканство

Англиканство — одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Англиканские церкви имеют особую историческую связь с Церковью Англии, и объединены с ней общими богословием, богослужением и церковной структурой [1] . Термин «англиканство» восходит к латинской фразе ecclesia anglicana, первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами. Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество, которое носит международный характер.

Англиканское вероучение основывается на Писаниях, традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви [ источник не указан 1252 дня ] . Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства, окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма [2] , однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер, Джон Нокс, Жан Кальвин. Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве [3] . В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер — «средний путь» (лат. via media ), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке был введён термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии, стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остаётся предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общих молитв», которая представляет собой собрание молитв, являющихся основой богослужения на протяжении веков (common prayer — литургия). Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское сообщество. Не существует единой «Англиканской церкви», которая бы обладала абсолютной юрисдикцией над всеми англиканскими церквями, так как каждая из них является автокефальной, то есть пользуется полной автономией.

Слово «Англиканство» (Anglicanism) — это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (Anglican). Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury), их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, её отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма, независимо от их подчиненности Британской короне.

Слово «англиканский» (Anglican) восходит к латинскому термину ecclesia anglicana, относящемуся к 1246 году и означающему в дословном переводе со средневековой латыни «Английская Церковь» [4] . Употребленное в качестве прилагательного, слово «англиканский» используется для описания людей, институтов и Церквей, а также литургических традиций и теологических концептов, разработанных Церковью Англии. Как существительное, «англиканин» — член Церкви, входящей в Англиканское Сообщество. Этот термин также используется раскольниками, которые вышли из состава Сообщества или возникли вне него, хотя само Англиканское Сообщество считает подобное употребление некорректным [5] . Однако большинство отколовшихся сохраняет англиканское учение в более консервативной форме, чем некоторые члены Сообщества [6] .

И хотя первые упоминания термина «англиканский» в отношении Церкви Англии относятся к XVI веку, широкоупотребительным он стал лишь в во второй половине XIX века. В законодательных документах Британского парламента, касающихся английской государственной Церкви (the English Established Church), она описывается как Протестантская Епископальная Церковь (the Protestant Episcopal Church), отличная тем самым от Протестантской Пресвитерианской Церкви (the Protestant Presbyterian Church), обладающей государственным статусом на территории Шотландии. Последователи «высокой церкви», которые выступали против использования термина «протестантская», поддерживали употребление термина «Реформированная Епископальная Церковь». Поэтому слово «Епископальная» более употребительно в названии Епископальной церкви США (провинции Англиканского Сообщества) и Шотландской епископальной церкви. Вне Британских островов, однако, предпочтение отдается термину «Англиканская Церковь», так как он позволяет четко отделить эти Церкви от всех других Церквей, которые считают себя епископальными, то есть чья форма управления представляет собой епископальную структуру. В то же время Церковь Ирландии и Церковь Уэльса продолжают использовать данный термин, но с ограничениями.

Определение Англиканства

Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму, однако официально церковь именует себя католической [7] . Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях, традициях Апостольской Церкви, историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Читать еще:  Верующие обокрали учебное заведение

Англикане верят, что католическая и апостольская вера раскрыта в Святом Писании и кафолических Символах Веры и интерпретирует её в свете Христианской традиции исторической Церкви, науки, разума и опыта.

Англиканизм признаёт традиционные таинства, делая, однако, особый акцент на Святой Евхаристии, называемой также Святым Причастием, Господней Трапезой (the Lord’s Supper) или Мессой. Причастие занимает центральное место в англиканском богослужении, являясь общим приношением молитв и восхвалений, в котором жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа провозглашаются через молитву, чтение Библии, пение и принятие Хлеба и Вина, как это было установлено на Тайной Вечере. В то время, как многие англикане придают Евхаристии столь же большое значение, как и западная католическая традиция, имеется значительная свобода в литургической практике, а стиль богослужения варьируется от самого простого до тщательно разработанного.

Уникальной для Англиканства является Книга общественного богослужения, представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий. Своё название — Книга общественного богослужения — она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общественного богослужения по всему миру. В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общественного богослужения. Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские Церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское Сообщество.

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

В конце XVII — начале XVIII века в англиканстве оформилось два направления:«Высокая церковь», которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений и «Низкая церковь», евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения. В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов порвали с англиканством, основав Методистскую церковь, однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри матери-церкви.

Основные принципы

Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из учительской роли церкви, не выведено из теологии основателя (как лютеранство или кальвинизм), не обобщено в неком исповедании веры (помимо Символов Веры). Для них наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения (the Book of Common Prayer) как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «lex orandi, lex credendi» («закон молитвы — закон веры»). В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры, Святые Писания, Таинства, ежедневные молитвы, катехизис и апостольское преемство в контексте трёхступенчатой иерархии.

Англикане-евангелики делают больший упор на 39 статей англиканского вероисповедания, настаивая на оправдании одной лишь верой и их отрицательным отношением к Римско-католической Церкви. Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

Роль, которую Книга общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания играют как доктринальные источники Церкви Англии, утверждена в Каноне A5 и Каноне C15. Канон А5 — «Of the Doctrine of the Church of England» («О доктрине Церкви Англии») постановляет:

«Доктрина Церкви Англии основана на Святых Писаниях (The Holy Scriptures) и на учении ранних Отцов Церкви (teaching of the ancient Fathers) и Соборов Церкви (Councils of the Church), которое соответствует Святым Писаниям.

Эта доктрина обнаруживается в 39 статьях англиканского вероисповедания, Книге общественного богослужения и Ординале.» [8]

Канон С15 (Of the Declaration of Assent) содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface):

«Церковь Англии является частью Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, служащей одному истинному Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Она исповедует веру, уникально раскрытую в Святых Писаниях и установленную в кафолических Символах Веры. Эту веру Церковь призвана провозглашать новой в каждом поколении (to proclaim afresh in each generation). Ведомая Святым Духом, она несет свидетельство Христианской истины через свои исторические документы, 39 статей вероисповедания (the Thirty-nine Articles of Religion), Книгу общественного богослужения (The Book of Common Prayer) и Ординал (the Ordering of Bishops, Priests and Deacons). Этой декларацией, которую Ты собираешься произнести, подтверждаешь ли Ты твою приверженность этому наследию веры (inheritance of faith) в качестве твоего вдохновения и боговождения (inspiration and guidance under God) по несению благодати и истины Христа этому поколению и соделания Его известным тем, кто вверен Тебе?»

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

«I, A.B.,do so affirm, and accordingly declare my belief in the faith which is revealed in the Holy Scriptures and set forth in the catholic creeds and to which the historic formularies of the Church of England bear witness; and in public prayer and administration of the sacraments, I will use only the forms of service which are authorized or allowed by Canon.» [8]

Так же авторитетную позицию по вероучению занимают англиканские теологи. Исторически, наиболее влиятельным из них — помимо Кранмера — был клирик и теолог Ричард Хукер (март 1554 — 3 ноября 1600), который после 1660 года изображался как отец-основатель Англиканства.

И, наконец, распространение англиканства среди народов неанглийской культуры, растущие разнообразие молитвенников и интерес к экуменическому диалогу привели к дальнейшей рефлексии о характерных чертах англиканской идентичности. Многие англикане рассматривают Чикаго-Ламбетский Квадрилатерал (the Chicago-Lambeth Quadrilateral) 1888 года как sine qua non идентичности Англиканского Сообщества [9] . Вкратце, основные пункты Квадрилатерала таковы:

  • Библия, как содержащая всё необходимое для спасения;
  • Символы веры (Апостольский, Никео-Цареградский и Афанасьевский), как достаточные выражения Христианской Веры;
  • Евангельский статус Таинств Крещения и Евхаристии;
  • исторический епископат.

Страны, в которых распространена эта религия

Стоит сказать, что протестантизм распространен во многих странах. Он привлекает своей (кажущейся на первый взгляд) простотой, отсутствием церковных таинств и культов. После католичества протестантизм является наиболее популярным ответвлением христианства. Наибольшее число приверженцев протестантства можно встретить в:

  • Австралии;
  • Анголе;
  • Бразилии;
  • Великобритании;
  • Гане;
  • Германии;
  • Дании;
  • Намибии;
  • Норвегии;
  • США;
  • Швеции.

Разобраться в том, что такое протестантская церковь непросто. Эта религия предъявляет очень серьезные требования к человеку, ее основной тезис – нужно постоянно трудиться, только тогда можно обрести спасение. Теперь вы знаете немного больше об этой церкви и ее отличиях от католичества. В этой статье мы разобрали такое направление христианства, как протестантская церковь, что это такое и каковы главные отличия от других религий.

Видео: кто такие протестанты?

В этом видео отец Петр ответит на популярный вопрос, кто такие протестанты и почему они не крестятся:

В либеральном полку прибыло

По словам Лункина, назначение женщины епископом Лондона, равно как в свое время рукоположение в сан епископа англиканской церкви Канады открытого гея Кэнона Кевина Робертсона, наверняка вдохновит либеральную часть общества, которая себя мало соотносит с церковью вообще.

Англикане до сих пор остаются самой многочисленной христианская общиной в Британии. Между тем число тех, кто заявляет о желании вернуться в лоно Ватикана, год от года растет. На этом фоне Лондон выглядит образцово: это один из немногих городов, где церковные конгрегации растут.

Кэнон Кевин Робертсон

С другой стороны, число людей, регулярно посещающих храмы, уступает количеству «виртуальных» прихожан. Согласно данным, обнародованным в октябре, свыше 1,2 млн англикан следят за жизнью церкви онлайн на различных социальных платформах, тогда как на службы приходят около 1,1 млн человек.

Впрочем, новый епископ Лондона знает, как наладить взаимодействие с теми, кто проводит большую часть жизни онлайн. Как сообщает британский мультимедийный ресурс Premier, Сара Муллалли — самый активный пользователь Twitter из всех епископов. В месяц на ее страничке появляется в среднем по 165 твитов. По словам самой Муллалли, Twitter дает возможность донести Благую весть до людей, которые иначе бы это послание не получили.

Британские газеты давно называют Сару Муллалли сторонницей «радикального инклюзивного христианства». Собственно, она сама и есть главный на данном этапе пример инклюзивности Церкви Англии, которому госпожа Муллалли не прочь придать еще больший размах.

«Если наши церкви хотят и дальше оставаться востребованными нашими сообществами, надо увеличивать число церквей во главе с женщинами, которые происходят из различных этнических групп», — заявила она.

Последствия протестантской реформации в обществе

1- Разрыв с Римом

Реформация оказала влияние на религиозную и философскую мысль, особенно из-за неудовлетворенности католической церковью того времени, которая в 1500-х годах была выдающимся авторитетом в Европе. Мартин Лютер утверждал, что авторитет исходит из Библии, а не из католической церкви или папы.

В результате церковь была раздроблена, что породило множество христианских конфессий, среди которых первая — лютеранство и многие другие, которые все еще возникают и продолжают существовать в наше время..

2- Появление англиканской церкви

История начинается с разрыва короля Генриха VIII с римско-католической церковью. Эта реформа в Англии была тесно связана с личными делами короля, потому что он отчаянно пытался избавиться от брака с Екатериной Арагонской.

Читать еще:  Американским врачам прицерковных больниц сократили доход

Так, в 1532 году в парламенте был принят закон об ограничении влияния папства в Англии, и король был назначен верховным главой Церкви, рожденной англиканством..

Генрих VIII принял некоторые меры. Монастыри были разобраны, а их богатство секуляризовано, так что в каждом приходе должна была быть Библия на английском языке и Новый Завет в переводе Тиндейла от 1526 года..

Тем не менее, Энрике VIII чувствовал сильную связь с католицизмом, поэтому, хотя он основал отдельную Римскую церковь, он стремился быть верным католической доктрине..

После его смерти в 1547 году его сын Эдуард VI полностью открыл двери Реформации в Англии. Но несколько лет спустя его сестра Мария (дочь Каталины де Арагон и Энрике VIII) была коронована и, будучи набожным католиком, восстановила католицизм в Англии под властью папы и преследовала протестантов.

Пять лет спустя, после смерти Марии, Елизавета I (дочь Анны Болейн и Генриха VIII) стала его преемницей благодаря протестантам, поэтому он восстановил Закон верховенства, подтвердив свою позицию королевы и единоличного главы Англиканская церковь Англии.

Тем не менее, королева сохранила некоторые особенности службы и организации католической церкви, поэтому она не отступила полностью от этой традиции.

3- Преследование между католиками и протестантами

В результате протестантской Реформации в Испании и Португалии действовали инквизиционные суды по всей их империи, так что лютеране и протестанты преследовались и убивались без пощады..

Нетерпимость протестантизма была не менее жестокой. В Англии, например, после достижения превосходства они создали новую тиранию. Они прекратили католические монастыри и монастыри, экспроприировали их собственность, преследовали их и убивали.

4- католическая реформация

Стремление к реформе внутри католической церкви началось еще до распространения Лютера, но протестантская реформация подтолкнула к возрождающемуся католицизму, чтобы прояснить и подтвердить римско-католические принципы. Многие люди великой мысли и интеллекта были вовлечены в эту Реформацию.

Кардинал Хименес из Испании усилил канцелярскую дисциплину и поощрял знания в школах и университетах. С другой стороны, Маттео Джиберти, секретарь Климента VII, был одним из первых членов Оратория Божественной Любви, основанного в Риме в 1517 году для поощрения добрых дел в повседневной жизни..

В 1524 году Джан Пьетро Караффа (позже Пабло IV) помог найти Театино, порядок, в котором священники работали в общине, но жили в монашеской строгости..

Решающий человек Реформации Игнасио де Лойола, основавший в 1534 году орден иезуитов. Преобразовал римско-католическую церковь и стремился сократить разрыв между томизмом и августинцами.

Папа Римский Павел III учредил в 1545 году Трентский собор, чтобы комиссия кардиналов, отвечающая за институциональную реформу, занималась такими спорными вопросами, как епископы и коррумпированные священники, индульгенции и другие финансовые злоупотребления..

Некоторые католические реформаторы также находились под влиянием позднесредневекового мистицизма, такие как Мастер Экхардт и Томас Кемпис. Во Франции Lefèvre d’Etaples опубликовал переводы этих авторов. Голландский иезуит Петр Канисиус находился под сильным влиянием мистиков и основал иезуитские колледжи по всей Германии..

Последовательность пап во второй половине шестнадцатого века следовала политике, установленной в контрреформации. Его сознательные администрации устранили большую часть стимула к восстанию.

5- Тридцатилетняя война

Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую вмешалось большинство европейских держав (особенно Священная Римская империя), выстроила новые геополитические рамки в последующие годы.

Он родился как битва между теми, кто защищал реформу, и теми, кто поддерживал контрреформу, но привел к конфликту, связанному с религией в целом, и как стимул для достижения гегемонии в Европе..

Завершено, был подписан Вестфальский мир, который изменил религиозную и политическую карту Центральной Европы.

6- Грамотность и продвижение образования

В контексте протестантской Реформации Беккер и Вессманн (2009) утверждают, что Лютер был заинтересован в том, чтобы все христиане читали Библию, чтобы поощрять всеобщее обучение в протестантских районах..

В свою очередь, в католической реформации, с появлением в католической церкви Сан-Игнасио-де-Лойола и ее ордена иезуитов, школы были основаны по всей Европе, и образование поощряется.

7- Экономическое развитие

Классически упомянутым следствием является работа Макса Вебера о взаимосвязи между протестантизмом и экономическим развитием..

Теория Вебера была мотивирована наблюдением, что в Бадене (государство на юго-западе Германии) протестанты зарабатывали больше, чем католики, и с большей вероятностью посещали технические художественные школы.

Хотя протестанты в Бадене были в основном лютеранами, большая часть теории Вебера вращается вокруг кальвинизма и аскетических ветвей христианства..

Согласно их гипотезе, этим сектам удалось внедрить идею о том, что труд и создание денег должны рассматриваться как призвание, самоцель, утверждая, что это отношение было центральным для первоначального развития современного капитализма..

Тем не менее, исследование Davide Cantoni (2009) из Гарвардского университета уверяет, что протестантизм не влияет на экономический рост того времени. Это согласно анализу численности населения в наборе данных, включающем 272 города между 1300 и 1900 годами.

«Хотя есть много причин ожидать, что города и протестантские государства в последние столетия были более динамичными с экономической точки зрения, из-за их трудовой этики, их отношения к бизнесу и их поощрения к грамотности, этот документ считает, что нет эффект религиозных конфессий как вероятный показатель экономического развития «, пишет Кантони.

Исследователь из Гарварда приходит к выводу, что, несмотря на различие взглядов на религиозные вопросы, протестанты и католики, возможно, не так сильно различались в своем экономическом поведении..

8- Еврейская миграция в Восточную Европу

Что касается евреев, Лютер допустил ошибку. Он был уверен, что евреи поддержат его и даже станут лютеранами. Он потряс Церковь до самого основания, пережил отлучение от церкви и поднялся перед Императором Священной Римской империи. Он думал, что его действиями евреи станут.

Однако он даже не был отвергнут, а проигнорирован. Евреи Германии не были заинтересованы в том, чтобы стать протестантами или быть привлеченными силами, сражающимися в Европе. Кроме того, в протестантизме появился гораздо более радикальный элемент — анабаптисты, которые утверждали, что Лютер не был достаточно протестантским.

В результате евреи ужасно пострадали в Тридцатилетней войне, хотя это была война между католиками и протестантами.

Война привела к хаосу и анархии, и вооруженные банды повсюду грабили и убивали. В конце войны евреи предпочитали находиться в районах, контролируемых католиками, так как в протестантских районах они были оставлены на произвол судьбы..

Евреи будут восстановлены в семнадцатом веке, но они никогда не смогут восстановиться в Западной Европе. Вот почему после этого периода еврейская жизнь мигрирует в Восточную Европу (Польшу, Литву и Россию), где протестантская революция не достигла.

9- Изменения в религиозном искусстве

Реформация открыла новую художественную традицию, которая выдвинула на первый план протестантскую систему верований и резко отклонилась от гуманистического искусства южной Европы, созданного во время Высокого Возрождения. Многие художники в протестантских странах превратились в светские формы искусства.

С точки зрения темы, менее часто встречались культовые образы Христа и сцены Страстей, а также изображения святых и духовенства. Вместо этого повествовательные сцены Библии и моралистические представления современной жизни были распространены.

Протестантская Реформация также использовала популярность гравюры в Северной Европе. Эта техника позволила им производить массовое искусство и привлекать внимание публики по низкой цене, поэтому протестантская церковь смогла донести свою теологию до людей более убедительным образом..

10- Уничтожение религиозных образов

Протестантская Реформация вызвала революционную волну в отношении религиозных образов. Самые радикальные протестанты, которые способствовали уничтожению, мы находим лидеров протестантов Хулдриха Цвингли и Хуана Кальвино, которые активно снимали изображения своих церквей.

С другой стороны, Мартин Лютер поощрял выставку ограниченного круга религиозных образов в церквях. Однако иконоборчество Реформации привело к исчезновению религиозного изобразительного искусства по сравнению с количеством светских произведений искусства, которые возникли.

11- Европейский отдел

В начале шестнадцатого века в Западной Европе была только одна религия — католицизм. Католическая церковь была богата и влиятельна и сохранила классическую культуру Европы.

Протестантская Реформация создала разделение Север-Юг в Европе, где северные страны обычно становились протестантами, в то время как страны Юга оставались католическими..

К концу шестнадцатого века католическая церковь собирала людей на половине земель, которые потерял протестантизм. Европа была разделена почти по тем же принципам, которые существуют даже сегодня.

12- Отдел протестантизма

Протестантская Реформация породила множество разногласий внутри себя. Хотя источником было лютеранство, многие другие дистанцировались от него, породив множество церквей (некоторые более радикальные, чем другие), таких как: протестантская церковь, англиканская церковь, епископская баптистская церковь, методист-пятидесятник или кальвинизм. Пресвитерианский реформатор, среди многих других.

В настоящее время количество протестантских церквей подсчитать сложно, считается, что их более 30 тысяч.

[править] Основы вероучения

Вероучения и практика протестантизма основываются на принципах Реформации, а именно, Sola scriptura («только Писанием»), Sola gratia («только благодатью»), Sola fide («только верой»), Solus Christus («только Христос») и Soli Deo gloria («только Богу слава»). Все пять принципов обобщаются выражением Quinque sola («Пять „только“»). Протестантизм принимает также положения Никео-Константинопольского Символа веры, но есть определенные различия в понимании этих положений, по сравнению с пониманием Символа веры в православии и католицизме.

Чрезвычайно важным в Протестантизме является принцип всеобщего священства, то есть обязанности всех верующих проповедовать и учить Библии. Все члены протестантских церквей участвуют в жизни своих общин и в выборах руководящих органов. Общины демократическим путем выбирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.

Лютеранские, или евангелические, церкви оформились в немецких княжествах. Лютеранство имеет свои вероучительные книги — «Аугсбурское вероисповедание» (1530), Катехизисы Лютера, «Книгу согласия» (1580). В лютеранстве сохраняются епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, 2 таинства — крещение (младенцев) и причастие. В лютеранской кирхе нет икон, но сохраняется распятие, убранство духовенства и алтарь.

Протестантизм выступает за то, что на первый план богослужения выдвигается проповедь. Богослужение ведется на народных языках, состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения Библии. Протестантизм отвергает деление верующих на духовенство и мирян — то есть каждый верующий может обратиться к Богу без посредников [1] .

Основной идеей протестантизма, сформулированной Мартином Лютером, является отрицание того, что спасение можно достичь добрыми поступками или любыми человеческими усилиями (на момент появления протестантизма существенным моментом была также борьба с продажей индульгенций, то есть идеей того, что от грехов можно избавиться за деньги). Зато спасение достигается исключительно верой в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно ключевым для протестантизма библейским текстом — Послание к Ефесянам 2:8, 9: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Протестантизм, который вырос из борьбы с церковными традициями, которые, по мнению протестантов, часто отходят от истоков христианства, характеризуется особым подчеркиванием на знании Библии и оценке всех аспектов жизни именно в соответствии с библейскими постулатами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector