3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религия ацтеков особенности, практики и главные боги

Религия ацтеков особенности, практики и главные боги

религия ацтеков были элементы человеческих жертвоприношений в связи с большим количеством религиозных праздников, которые отмечались с помощью образцов ацтекского календаря.

Эта религия была многобожной; то есть он узнал большое количество богов и богинь. Как правило, ацтеки включили в свои религиозные обряды божеств, культы которых пришли из других географических регионов и от других людей..

Ацтекская космология делит мир на тринадцать небес и девять земных слоев подземного мира; каждый уровень был связан с определенным набором божеств и астрономических объектов.

Самыми важными небесными сущностями в ацтекской религии были Солнце, Луна и планета Венера. Все эти элементы имели различное символическое и религиозное значение, а также ассоциации с определенными божествами и географическими местами..

Его почитание возникло в значительном значении Солнца и Луны, чьи природные функции имеют большое значение для Земли..

Многие божества ацтекского парфенона восхвалялись предыдущими мезоамериканскими цивилизациями. Например, такие боги, как Тлакок, Кецалькоатль и Тескатлипока, почитались под разными именами в большинстве культур на протяжении всей истории Мезоамерики..

Экономические отношения и социальная структура ацтеков

Историки утверждают, что это было деспотичное государство. Многонациональное общество имело классовое разделение. Знать и воины, крестьяне и рабы.

Принадлежность к знатным людям передавалась по наследству. Но, воины, отличившиеся в бою, так же могли быть причислены к знати. Воины разделялись на классы. Класс воина напрямую зависел от того, сколько противников было взято в плен. Не имевший пленных воин был в самом низшем классе. А тлатоани – самый высокочтимый класс воинов, который взял в плен более пятнадцати противников. Позором считалось для юного воина не взять в плен в первых трех боях ни одного противника. Наказанием или вернее, позором было то, что они обязаны были носить длинные волосы, что бы их могли узнать.

Выделяются торговцы рабами и прочими принадлежностями. Хоть их ненавидели, обращались за услугами к ним все.

Интересен тот факт, что примерно двадцать процентов жителей было привлечено к сельскому хозяйству. Основная масса товаров приходилась на дань, так что недостатка в пище не существовало. Древние ацтеки растили кукурузу разных сортов, тыкву, кабачки, какао, томаты и табак. Народ имел знания о том, как орошать и удобрять землю. Выращивали породу собак, которых иногда использовали как пищу.

Жители побережья занимались рыбалкой. Собирали водоросли, креветок, различных жуков и личинок, а так же лягушек и муравьев. Помимо этого, охотились на птиц, ланей и кабанов. Для этого использовали лук, а так же дротики. Применялись различные ловушки.

Изобретательность этих людей поражает. У них были плавучие острова. На них был насыпной плодородный грунт. Острова прикрепляли к сваям и растили на них все, что необходимо.

Приобрести статус раба мог любой из ацтеков, совершивший преступление. Но, рабство не передавалось. То есть дети рабов были свободными людьми. У каждого раба могли быть личные рабы. Имелась возможность заниматься хозяйством. Приобрести свободу мог каждый раб, просто заплатив за себя хозяину.

Обучение до четырнадцати лет проводилось родителями, после чего они проходили обучение военному ремеслу и торговле. А уже в училищах приобретались знания об истории, религии и такие дисциплины, как история законов и медицина.

Знатные дети обучались отдельно. Их готовили стать вождями, писцами или жрецами. Грамота, летоисчисление, поэзия и боевые искусства входили в обучение.

Девочки и мальчики воспитывались по-разному. Для девочек главное – их привлекательность. А мальчики воспитывались в готовности проявлять мужество. В крови у этих людей было желание победить в бою. Возможно, именно поэтому практически все нападения заканчивались победой.

Ацтеки сами создали себе рукотворный рай

Так как место, где поселились ацтеки, было не слишком гостеприимным, им пришлось очень постараться, чтобы зажить хорошо. Для начала они научились укреплять деревянными сваями каждый дом, который они строили, иначе он погружался в болотистую почву. Затем из-за нехватки земель под посевы они создали плавучие искусственные острова — чинампы, на которых выращивали по шесть-семь урожаев в год, вместо двух-трех на обычной земле.

Позже, когда город Теночтитлан, который они основали на острове, разросся и стало не хватать пресной воды, ацтеки провели с гор настоящие каменные акведуки, по которым свежая вода всегда текла в их колодцы, а правителю еще и в личную ванну.

Уже при расцвете империи ацтеки обезопасили город от наводнений с помощью шестнадцатикилометровой дамбы, которая пролегла от северного до южного берега. Также мешики построили десятки километров отличных дорог, на которых через каждые восемь километров были расположены специальные станции с гонцами, поэтому новости доставлялись с невероятной по тем временам скоростью (и это при том, что у ацтеков не было лошадей). И не стоит забывать, что все это сделали люди, у которых, за редчайшими исключениями, были лишь каменные и костяные орудия.

Культура ацтеков

Термин «ацтеки» происходит от названия их легендарной прародины — страны Ацтлан, где они жили до 1068 г. По неизвестным причинам они были вынуждены покинуть свою родину и после долгих скитаний ацтеки подошли к берегам озера Тексоко, решили здесь обосноваться и заложили город Теночтитлан. Сами себя они называли «мешика» в память о своем легендарном вожде Мешитли.

Соседние племена враждебно относились к ацтекам, поскольку они воровали их мужчин для человеческих жертвоприношений и женщин для себя.

Государство ацтеков постоянно разрасталось за счет покоренных племен, которые облагались данью и воздвигали храмы ацтекским богам. При этом ацтеки сознательно регулировали численность покоренных народов, оставляя потенциальных противников для сражений и получения пленных, которых приносили в жертву. Обычно обряд жертвоприношения заключался в вырывании сердца у одной жертвы или нескольких. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток — человеческую кровь, так как, по убеждению ацтеков, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, существование мира.

Для жертвоприношений из числа военнопленных выбирали физически совершенного высокого, стройного мужчину, с чистым телом и быстрыми движениями. В течение года разодетый, поющий и танцующий, он свободно ходил по столице в сопровождении свиты, чтобы все могли видеть живое воплощение бога. Этому «избраннику» давали четырех жен — богинь плодородия. Вместе с ними по собственной воле он всходил на вершину храма и отдавался в руки жрецов. Пленные, предназначенные для жертвы, не противились своей судьбе, не боялись умирать и не убегали, так как в жертвенной смерти они видели свой долг, показывали покорность богам и с достоинством отдавали им свою жизненную энергию.

Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютившихся на острове, окруженном со всех сторон болотами и тростниковыми зарослями. В последующие два столетия Теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков. Город, расположенный на двух островах, лежащих посреди соленого озера Тескоко, имел строгую планировку, разветвленную сеть каналов и мостов, две главные дороги. На их пересечении находился огражденный «священный квартал». Дороги делили город на четыре района, каждый со своим ритуальным центром и рынком. Районы подразделялись на 20 мелких кварталов и более. Большой рынок города располагался на соседнем острове Тлателолько. Острова соединялись с материком тремя каменными дамбами, каждая из которых имела три или четыре прохода с деревянным мостом для спуска воды из одной части озера в другую. Озеро обеспечивало городу естественную защиту.

В центре города за огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, находились 18 больших зданий и множество более мелких. Все вместе они составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Большой храм Тео- калли в виде пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один богу войны Уицилопочтли, а другой — богу дождя Тлалоку. Среди других построек «священного квартала» выделялся круглый храм главного бога ацтеков — Кецалькоатля. Там также был двор для игры в мяч. Со времен ольмеков эта игра у ацтеков имела важное религиозное значение.

Религия ацтеков

Религиозные взгляды ацтеков основывались на отождествлении небесных тел со сверхъестественными существами, которые отвечали одновременно и за добро, и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков включал 63 божества. Среди них были три великих бога, четыре создателя, 15 богов плодородия, шесть богов дождя, три бога огня, четыре бога пульке, 12 богов планет и звезд, шесть богов смерти и земли, четыре полифункциональных божества. Поклонение своим богам ацтеки осуществляли ежедневно в культовых центрах, рядом с которыми действовали школы жрецов. Задачи жрецов заключались в управлении духовной жизнью общества и укреплении религиозной основы власти.

Храмы являлись произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли.

Жилые дома простых людей строились на платформе и имели двускатную крышу. Дом обычно был двухкомнатным, без окон, с земляным полом, плетенными из тростника и обмазанными стенами (саманная архитектура), возведенными на каменном фундаменте. Дома аристократов отличались размерами, числом и убранством комнат, назначением внутренних помещений.

Искусство ацтеков

Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизанным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей — «знатоки вещей», в которую входили живописцы, скульпторы, философы, музыканты, астрологи и др. Их назначение состояло в том, чтобы при ярко выраженной индивидуальности вести праведный образ жизни, молиться, совершать жертвоприношения, закалять дух и тело. Больше всего это относилось к художникам слова — литераторам, которые занимали особое положение среди других «знатоков вещей».

Историческая проза была самым распространенным жанром литературы ацтеков. Она включала в себя записи о странствиях мифических предков, эпические произведения, например эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кетцалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты — собрания коротких речей или изречений моралистского содержания, обобщавшие опыт ацтеков в самых разных областях жизни. Ацтекская литература, как и во всем древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств.

Поэзия играла главную роль в литературе. По представлениям ацтеков, ее основным предназначением было развивать душу человека и готовить ее к встрече с богом. Поэтому поэзия ацтеков была глубоко религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора и практически отсутствует любовная тема. Ацтекская поэзия представлена «песнями бога» — заклинаниями, которые призывают божество появиться именно здесь и сейчас и могут заставить его произвести необходимые действия; песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подвиги; «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей.

Читать еще:  Ритуальные развлечения ацтеков

Отметим, что термин «ацтеки» происходит от названия их легендарной прародины — страны Ацтлан, где они жили до 1068 г. По неизвестным причинам они были вынуждены покинуть ϲʙᴏю родину и после долгих скитаний ацтеки подошли к берегам озера Отметим, что тексоко, решили здесь обосноваться и заложили город Отметим, что теночтитлан. Сами себя они называли «мешика» в память о ϲʙᴏем легендарном вожде Мешитли.

Соседние племена враждебно относились к ацтекам, поскольку они воровали их мужчин для человеческих жертвоприношений и женщин для себя.

Государство ацтеков постоянно разрасталось за счет покоренных племен, кᴏᴛᴏᴩые облагались данью и воздвигали храмы ацтекским богам. При ϶ᴛᴏм ацтеки сознательно регулировали численность покоренных народов, оставляя потенциальных противников для сражений и получения пленных, кᴏᴛᴏᴩых приносили в жертву. Обычно обряд жертвоприношения заключался в вырывании сердца у одной жертвы или нескольких. Жертвы были необходимы, ɥᴛᴏбы дать богу Солнца животворный напиток — человеческую кровь, так как, по убеждению ацтеков, от ϶ᴛᴏго зависело движение Солнца на небе, а следовательно, существование мира.

Для жертвоприношений из числа военнопленных выбирали физически совершенного высокого, стройного мужчину, с чистым телом и быстрыми движениями. В течение года разодетый, поющий и танцующий, он ϲʙᴏбодно ходил по столице в сопровождении свиты, ɥᴛᴏбы все могли видеть живое воплощение бога. Этому «избраннику» давали четырех жен — богинь плодородия. Вместе с ними по собственной воле он всходил на вершину храма и отдавался в руки жрецов. Пленные, предназначенные для жертвы, не противились ϲʙᴏей судьбе, не боялись умирать и не убегали, так как в жертвенной смерти они видели ϲʙᴏй долг, показывали покорность богам и с достоинством отдавали им ϲʙᴏю жизненную энергию.

Столица ацтекского государства Отметим, что теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютившихся на острове, окруженном со всех сторон болотами и тростниковыми зарослями. В последующие два столетия Отметим, что теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков. Город, расположенный на двух островах, лежащих посреди соленого озера Отметим, что тескоко, имел строгую планировку, разветвленную сеть каналов и мостов, две главные дороги. На их пересечении находился огражденный «священный квартал». Дороги делили город на четыре района, каждый со ϲʙᴏим ритуальным центром и рынком. Районы подразделялись на 20 мелких кварталов и более. Важно знать, что большой рынок города располагался на соседнем острове Тлателолько.
Стоит отметить, что острова соединялись с материком тремя каменными дамбами, каждая из кᴏᴛᴏᴩых имела три или четыре прохода с деревянным мостом для спуска воды из одной части озера в другую. Озеро обеспечивало городу естественную защиту.

В центре города за огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, находились 18 больших зданий и множество более мелких. Все вместе они составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Важно знать, что большой храм Отметим, что тео- калли в виде пирамиды, на вершине кᴏᴛᴏᴩой находились два храма-близнеца, посвященные один богу войны Уицилопочтли, а другой — богу дождя Тлалоку. Среди других построек «священного квартала» выделялся круглый храм главного бога ацтеков — Кецалькоатля.
Интересно отметить, что там также был двор для игры в мяч. Со времен ольмеков эта игра у ацтеков имела важное религиозное значение.

Религия ацтеков

Религиозные взгляды ацтеков основывались на отождествлении небесных тел со сверхъестественными существами, кᴏᴛᴏᴩые отвечали одновременно и за добро, и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков включал 63 божества. Среди них были три великих бога, четыре создателя, 15 богов плодородия, шесть богов дождя, три бога огня, четыре бога пульке, 12 богов планет и звезд, шесть богов смерти и земли, четыре полифункциональных божества. Поклонение ϲʙᴏим богам ацтеки осуществляли ежедневно в культовых центрах, рядом с кᴏᴛᴏᴩыми действовали школы жрецов.
Стоит отметить, что основные задачи жрецов заключались в управлении духовной жизнью общества и укреплении религиозной основы власти.

Храмы являлись произведениями самобытного архитектурного искусства. Стоит заметить, что они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам кᴏᴛᴏᴩых вели ступени. Нужно помнить, такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли.

Жилые дома простых людей строились на платформе и имели двускатную крышу. Дом обычно был двухкомнатным, без окон, с земляным полом, плетенными из тростника и обмазанными стенами (саманная архитектура), возведенными на каменном фундаменте. Дома аристократов отличались размерами, числом и убранством комнат, назначением внутренних помещений.

Искусство ацтеков

Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизанным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей — «знатоки вещей», в кᴏᴛᴏᴩую входили живописцы, скульпторы, философы, музыканты, астрологи и др. Их назначение состояло в том, ɥᴛᴏбы при ярко выраженной индивидуальности вести праведный образ жизни, молиться, совершать жертвоприношения, закалять дух и тело. Важно знать, что больше всего ϶ᴛᴏ относилось к художникам слова — литераторам, кᴏᴛᴏᴩые занимали особое положение среди других «знатоков вещей».

Историческая проза была самым распространенным жанром литературы ацтеков. Стоит заметить, что она включала в себя записи о странствиях мифических предков, эпические произведения, например эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кетцалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты — собрания коротких речей или изречений моралистского содержания, обобщавшие опыт ацтеков в самых разных областях жизни. Ацтекская литература, как и во всем древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств.

Поэзия играла главную роль в литературе. По представлениям ацтеков, ее основным предназначением было развивать душу человека и готовить ее к встрече с богом. По϶ᴛᴏму поэзия ацтеков была глубоко религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора и практически отсутствует любовная тема. Ацтекская поэзия представлена «песнями бога» — заклинаниями, кᴏᴛᴏᴩые призывают божество появиться именно здесь и сейчас и могут заставить его произвести необходимые действия; песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подвиги; «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей.

ltraditionalist

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

О жертвоприношениях ацтеков (4).

Просматривая в Сети станички по запросу «жертвоприношения у ацтеков», я обнаружил одно очень интересное предложение: «Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией. «. Внёс это предложение в поисовик Google и обнаружил, что оно повторяется в десятках, если не сотнях, разных сайтов. Поискал, кто же автор сего «шедевра», и обнаружил здесь, что авторами являются Галина Железняк и Андрей Козка, харьковские «исследователи-аномалисты». Ну, посмотрел я начало их книги «Тайны исчезнувших цивилизаций», и увидел сказки про Лемурию, Эдуарда Шюре, Елену Блаватскую, Рудольфа Штейнера и его «Хроники Акашик» (хорошо хоть не «какашек») и прочую эзотерическую дребедень. Кстати, и сама эта книга представлена на сайте в жанре «Эзотерика».

Вот на основе таких эзотерических «опусов» дети в школах составлют презентации, студенты пишут рефераты.

Однако, разберём одну главу этого «опуса», где как раз говорится о человеческих жертвоприношениях у ацтеков.

Авторы пишут, что «в 1428 году к власти приходит Итцкоатль (1428–1440). Император Итцкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель, он же советник императора, впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с Солнцем, они обязали народ периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу«.

Так, и что мы тут видим? Практика жертвоприношений, оказывается, была узаконена лишь накануне вторжения испанцев. А до этого самыми почитаемыми в Мексиканской долине были религиозные представления, восходившие к тольтекам и основанные на культе бога и культурного героя Кетсалькоатля, не требовавшего кровавых жертв.

«Итцкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом«.

Значит, все старые рукописи ацтеков были уничтожены самими ацтеками, а не испанцами? Что-то не верится.

«Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла — человеческая кровь питает Солнце, вызывает дожди и обеспечивает земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце«.

Вот здесь уже не лезет ни в какие ворота. Где это, в какой культуре человеческие жертвоприношения составляли важнейшую часть религиозных обрядов? Этого нигде никогда не было. Важнейшей частью религиозных обрядов являются посвятительные практики (инициации); да, они иногда бывают связаны с причинением боли, но никогда — с убийством. Другой важнейшей частью обрядов являются приёмы достижения изменённых состояний сознания, необходимые для экстатического общения с божеством (или духом). С этими приёмами тесно связаны целительные и пророческие практики.

В общем, сразу видно, что авторы ничего не смыслят ни в традиционном язычестве, ни — вообще — в религии. Высосанное ими из пальца объяснение, на самом деле, ничего не объясняет. Что это вообще за «боги», которых надо «снабжать энергией»? У них там, что — двигатели внутреннего сгорания?»

Авторы пишут, что «у ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце принесенного в жертву поедали жрецы, а туловище — члены аристократических родов во время торжественных пиршеств. Едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь бога, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно«.

Однако Википедия с статье «Ацтеки» сообщает, что «не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить».

Там же Википедия сообщает о несоответствии между реальностью и тем, что говорится в мексикано-испанских кодексах.

«Ацтекские хроники описывают [источник не указан 1109 дней] , как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 20 000 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Читать еще:  Посвящение в воины у инков

Не сохранилось летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей. Однако существуют подобные изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесённых в жертву, как 80 или 100 тысяч.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения».

Краткая история пьянства. Ацтеки: удушение за публичный дебош, выпивка — прерогатива стариков и беременных, 400 божественных кроликов не вяжут лыка

Как пили шумеры, викинги и посетители салунов на Диком Западе — в новинке издательства «Альпина Нон-фикшн» «Краткая история пьянства от каменного века до наших дней. Что, где, когда и по какому поводу».

Мы знаем, что спиртное у ацтеков водилось, мы знаем, что они его порицали, и мы знаем, что они его пили. Дальше начинается неразбериха.

Ацтеки пили пульке. Это необычный, белый, довольно вязкий напиток, по крепости — примерно как пиво или сидр. Делается он из забродившего сока агавы и, в принципе, довольно полезен. В нем и витамины, и калий — и чего только нет.

Пульке необыкновенно питателен и, как гласит древняя поговорка, лишь самую малость недотягивает до мяса. Поэтому неудивительно, что его полагалось пить беременным — все-таки они пили за двоих.

Однако при этом ацтеки смотрели на пульке косо. Очередной император, взойдя на престол, издал указ:

Главным образом повелеваю избегать пьянства и не пить пульке, который, словно белена, отнимает у человека рассудок В пульке и в пьянстве коренится причина всех неурядиц и распрей, всех бунтов и смуты в городах и царствах — он словно вихрь, который сметает и приводит в беспорядок все на своем пути, он словно дьявольский ураган, который сеет всевозможное зло. Всем супружеским изменам, насилию, надругательству над девицами, кровосмесительству, воровству, преступлениям, сквернословию, лжесвидетельству, роптаниям, клевете, мятежам и бесчинствам всегда предшествует опьянение. Всему этому виной пульке и пьянство.

Такие слова — свидетельство хоть и не в пользу пульке, зато в пользу того, что его употребление, как и злоупотребление им, носило повсеместный характер. И это очень странно, потому что, согласно тому же источнику, пульке был фактически объявлен вне закона.

Изучать историю ацтеков нелегко — не в последнюю очередь потому, что они почти не оставили записей. Письменность у них была, но испанцы, завоевывая империю, жгли все, до чего могли дотянуться. А потом, не оставив от культуры камня на камне и обратив все письменные источники в пепел, решили, что неплохо бы изучить завоеванное. Главным исследователем стал священник по имени Бернардино де Саагун, который и записал приведенный выше указ. Однако у него же читаем:

Пульке не пил никто — кроме тех, кто уже находился в преклонных летах, да и те тайком и понемногу, не напиваясь. Если пьяный показывался на людях, или его ловили на пьянстве, или находили на улице не вяжущим лыка, если он шатался вокруг, распевая песни, один или в компании других пьяниц, его наказывали.

Если он был простолюдин, то забивали до смерти либо могли удушить на глазах окрестных юнцов — в назидание, чтобы тем неповадно было пить. Если же пьяный был знатного рода, то его душили без посторонних.

Не знаю, сильно ли утешало обреченного на казнь, что его удавят в приватной обстановке, однако что-то в этой привилегии, видимо, было. Может закрасться подозрение, что Саагун сгущает краски, но он почти наверняка ничуть не преувеличил. Ацтеки отличались исключительной кровожадностью и нездоровой, с нашей точки зрения, склонностью к человеческим жертвоприношениям. Наказанием за супружескую измену практически в любом случае была смертная казнь, независимо от социального положения прелюбодея. Мужчинам раскраивали череп камнем, женщин сперва душили, а затем раскраивали череп.

Кроме того, мы знаем, как регламентировалось употребление спиртного еще в одном доколумбовом мексиканском городе. Тескоко располагался к северо-востоку от столицы ацтеков, Теночтитлана. Его эксцентричный правитель по имени Несауалькойотль выстроил храм неизвестного божества, стоявший совершенно пустым, и издавал указы против пьянства. Жрецу полагалась за пьянство смертная казнь. Правительственному чиновнику — тоже (правда, если обходилось без скандала, то можно было отделаться потерей должности, званий, регалий и прочего). Простолюдину на первый раз преступление прощалось. Ну то есть его всего лишь брили наголо под улюлюканье глумящейся толпы. Но не вешали и не душили. До вторичной поимки на пьянстве. Так что Несауалькойотль отличался относительной снисходительностью.

Но если спиртное было настолько незаконным, почему оно занимало центральное место в ацтекской культуре? А оно занимало.

Ацтеки поклонялись богам алкоголя. И не одному. Майяуэль, покровительница агавы, была женой бога Патекатля, отвечавшего за брожение. У Майяуэль было четыреста грудей (вот, наверное, Патекатль радовался!), и все они пригодились, когда небожительница произвела на свет четыреста божественных кроликов, Сенцон Тоточтин.

Четыреста — потому что у ацтеков была двадцатеричная система счисления. Четыреста — это двадцать в квадрате, то есть для ацтекской культуры примерно то же самое, что сотня (десять в квадрате) для нашей. А вот почему кролики — неизвестно. Может, потому, что кролики безмозглы, а может, потому, что распутны, а может, потому, что они просто забавные. Но этим кроликам отводилась важная роль в ацтекской религии, и их жрецы занимали высокое положение. Сенцон Тоточтин были не какими-нибудь мелкими всеми забытыми божками, а значимыми.

И тем не менее они олицетворяли нечто запрещенное под страхом смерти.

Здесь нам снова придется учесть одно противоречие, и снова я тут ни при чем, это всё конкистадоры, которых угораздило уничтожить культуру, не успев толком ее изучить и описать. Спиртное позволялось пить старикам. Насколько старым — непонятно, но, судя по всему, достаточно дряхлым, морщинистым, отошедшим от повседневных дел. Раз в качестве рабочей силы от тебя уже никакого толка — пожалуйста, напивайся сколько влезет.

Все тот же Саагун, у которого мы читаем о всевозможных жутких казнях, описывает ацтекскую церемонию наречения (крещения по сути):

Вечером старики и старухи собирались, чтобы напиться пульке допьяна. Для этого им выставляли большой кувшин пульке, из которого распорядитель разливал напиток в калебасы (тыквы-горлянки) и выдавал каждому по очереди И если он видел, что гости еще не пьяны, то оделял каждого еще раз, теперь в обратном порядке, начиная с левого конца и нижайшего края.

Напившись, все принимались петь некоторые не пели, а мололи языком, хохотали, смешили других, и, заслышав что-нибудь забавное, все надрывали животы от смеха.

Подытожим. Выпивка строжайше запрещена и карается смертью. Выпивка присутствует повсюду. Выпивка окружена почетом и занимает центральное положение в культуре и религии. Выпивка разрешена старикам. От такого расклада у историка шумит в голове и закрадывается подозрение, что тут без дозы теонанакатля не разберешься. Этот излюбленный ацтекский галлюциноген никто запрещать и не думал.

Тем не менее существует теория, которая проясняет скрытую в этих противоречиях логику.

Антропологи, исследующие пьянство, делят культуры на так называемые «влажные» и «сухие». Во «влажных» к алкоголю относятся совершенно спокойно. Потягивают спиртное в любое время суток, получают удовольствие и очень редко напиваются до состояния нестояния.

В «сухих» культурах все с точностью до наоборот. «Сухие» они не потому, что в них не пьют совсем, а потому, что к алкоголю относятся с опаской и строго регламентируют, когда и где его употреблять нельзя. И в тех случаях, когда можно, напиваются в хлам.

Южноевропейские страны в массе своей относятся к категории «влажных» — для итальянца, например, в порядке вещей хлопнуть рюмку лимончелло в рабочий полдень. Северная Европа тяготеет к сухости — то есть никакой выпивки по утрам, зато пятничным вечером там отрываются за всю неделю. Эти два подхода называют еще «континентальным» и «загульным».

Испанские конкистадоры, соответственно, еще в те времена принадлежали к культуре «влажной». Они любили вино, прихлебывали его от рассвета до заката, но практически не пьянели. Ацтеки по этой классификации относились к «сухим». В обычные дни к спиртному не разрешалось даже притрагиваться, и именно тогда действовали все перечисленные выше законы. Но в дни религиозных празднеств, например посвященных четыремстам пьяным кроликам, ацтекам море становилось по колено и попойка приобретала эпический размах.

Как когда-то древние египтяне и древние китайцы, ацтеки использовали спиртное как проводник к божественному. А потом остаток месяца не брали в рот ни капли.

Отличная, прекрасно работающая система — при условии, что к вам не нагрянут завоеватели и не уничтожат ваш календарь религиозных праздников, как случилось с ацтеками. «Сухая» культура великолепно существует в своем устоявшемся режиме — загулы по пятницам и трезвые понедельники, но для этого нужно помнить, какой сегодня день недели. А к тому моменту, как иезуиты покончили с ацтеками, столь жизненно важное знание уже было утрачено.

В результате алкоголизм приобретает характер пандемии — что и произошло в испанской Мексике. Католические священники придерживались мнения, что это дьявол толкает туземцев к запойному пьянству, тем самым не давая им стать добрыми христианами. Однако согласно теории «сухих» и «влажных» культур, происходило как раз обратное. Смягчение регламента и разброд в обществе, вызванный христианизацией, провоцировали завоеванное население постоянно прикладываться к пульке.

И это вполне согласуется с тем немногим, что нам известно о потреблении спиртного у других доколумбовых индейских народов, хотя сведения и вправду скудные и разрозненные, с разбросом на многие тысячи миль.

Но, к примеру, эквадорское племя сумбауа пьет, чтобы пообщаться с духами предков. Считается, если напиться до рвоты, она послужит пищей призракам усопших.

И все-таки полностью уничтожить древнюю культуру не удалось. В Мексике по сей день существует поговорка «Пьяный, как четыреста кроликов».

Пять тайн цивилизации ацтеков

17 декабря 1790 года был найден Камень Солнца ацтеков — один из старейших памятников ацтекской культуры конца XV века.

Монумент имеет 3,60 метра в диаметре и толщину 1,22 метра и весит 24 тонны. До сих пор нет единой версии о его предназначении. Мы решили рассказать о пяти тайнах ацтеков — цивилизации с богатой мифологией и культурным наследием.

Камень Солнца

Камень Солнца еще называют ацтекским календарем, хотя такое название, по мнению многих исследователей, ошибочно. Этот базальтовый монолит был найден 17 декабря 1790 года на центральной площади Сокало в Мехико, когда испанский вице-король приказал замостить улицы города и построить систему сточных канав. Считается, что на диске в символической форме изображены ацтекские представления о происхождении Вселенной и понятия о времени. По воззрениям ацтеков, человечество пережило четыре солнца (эры).

В настоящее время мы живем в пятой эре, которую боги сотворили в 986 году. Она станет последней и будет разрушена землетрясением. Бог Тонатиу — верховное солнце нашей эры, ему следует регулярно приносить человеческие жертвы, чтобы сохранить непрерывность движения солнца и не допустить гибели мира. Божество изображено на центральном диске с языком в виде кремниевого ножа.

Читать еще:  Священный табак у индейцев

В каждой руке он держит человеческое сердце. Тонатиу окружают четыре квадрата — символы четырех погибших эр. Первая эра погибла из-за ягуаров, появившихся из-под земли; солнце второй эры было разрушено ураганом; третья погибла под огненным ливнем, а четвертую затопил дождь, и все люди превратились в рыб. Некоторые исследователи склонны видеть в гибели четвертой эры аналогию со Всемирным потопом. Между эрами изображены знаки сторон света, а по окружности, что идет вокруг божества, против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного ацтекского календаря.

Рекламное видео:

Во втором кольце — квадраты с пятью точками, которые символизируют дни недели, а во внешнем высечены две змеи, у одной из которых лицо наполовину черное, а у другой красное. Считается, что змеи символизируют вечную смену дня и ночи. Существуют версии, что камень мог использоваться в качестве алтаря, возможно, на нем совершались жертвоприношения или возлагались дары божествам. В настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии Мексики.

Город Теотиуакан

Доставшийся ацтекам в наследство заброшенный город, названный ими «местом, где люди становятся богами», расположен в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. Является одним из самых ценных археологических объектов в мире. Грандиозному строению не было равных во всей древней Латинской Америке, это самый старый город западного полушария, его точный возраст неизвестен. Считается, что в нем проживало около 200 тыс. человек, что сопоставимо по размеру с населением Рима того времени. Однако в 700 году до н. э. люди неожиданно покинули город. По другой версии, люди в нем вообще не проживали.

Но главной загадкой Теотиуакана являются пирамиды, обращенные в одну сторону света. И построены они в соответствии с расположением планет в Солнечной системе. Самая большая из них — пирамида Солнца. Считается, что она была возведена в одно время с римским Колизеем. Чуть поменьше — пирамида Луны, в глубине которой археологи нашли останки 12 человеческих тел. У всех были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры, а двое других аккуратно посажены.

Расстояние между пирамидами соответствуют расстоянию между реальными планетами только в масштабе 1:100 млн. В 2008 году мексиканские археологи приступили к исследованию пещеры, найденной под пирамидой Солнца еще в 1970-х, но закрытой по решению властей до недавнего времени. Ученые надеются обнаружить в ней ключ к разгадке секретов этого таинственного города.

Древние барельефы

Недавно археологи при раскопках возле храма Темпло Майор в центре Мехико обнаружили несколько каменных плит с изображением календаря, а также сцен из ацтекских мифов. Например, на одной плите была изображена сцена рождения бога войны Уицилопочтли, на других — история появления бога солнца и его битва с богиней луны. Некоторые из табличек, помимо мифических сцен, изображали различные фигуры, например, воина со щитом или с приспособлением для метания дротиков, человека со связанными руками и ногами.

Возраст находки — 500 лет. По мнению директора раскопок, мексиканского археолога Рауля Барреры, эти изображения — форма письма. Они рассказывают о войнах, пленных и кровавых ацтекских жертвоприношениях. Археологи надеются, что найденные барельефы помогут разгадать тайные символы и понять смысл малоизученных ритуалов ацтекской цивилизации.

Обработка обсидиана

Ацтеки достигли больших высот в обработке обсидиана — он был необходим прежде всего для производства оружия, ведь ацтеки не умели обрабатывать железо. Из него изготавливали ножи, наконечники для стрел, а также лезвия для макуавитлей — мечей с деревянной рукояткой. Некоторые историки полагают, что без этого оружия доколониальной Центральной Америки, ацтеки никогда бы не построили своей могущественной империи.

В хронике «Правдивая история завоевания Новой Испании» упоминается тот факт, что в схватке один на один ацтек с таким деревянно-обсидиановым мечом практически не уступал испанскому конкистадору со стальным оружием.

Кроме того, благодаря обсидиану ацтекские хирурги могли проводить достаточно сложные операции: инструменты из этого материала не только были острыми, но и обладали антисептическими свойствами. Остается непонятным, как ацтекские мастера могли обрабатывать обсидиан каменными орудиями: этот секрет утерян. Сейчас подобные вещи умеют изготавливать только при помощи алмазных резцов.

Загадочное захоронение

Не так давно при раскопках, проводимых в районе того же Темпло Майор, было найдено почти 2 тыс. человеческих костей. Все они находились в могиле одной единственной женщины. Ее скелет пролежал нетронутым 500 лет. Почему она была погребена именно так, в окружении других людей, и кем была при жизни, ученым еще предстоит выяснить.

Ученые отмечают, что погребение, которое датируется приблизительно 1481-1486 годами, является крайне нетипичным для ацтеков и вызывает множество вопросов. Среди отдельных костей были обнаружены черепа семи взрослых и трех детей. При этом на некоторых костях обнаружены специфические следы, которые говорят о том, что у жертв в ходе ритуала извлекли сердца.

Самые известные достижения ацтеков

Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.

На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.

Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.

Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.

1. Плавающие сады.

Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.

Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).

2. Всеобщее образование.

У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.

В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.

Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.

3. Спортивные игры.

Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.

В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.

Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.

«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».

4. Народная медицина.

Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.

Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.

В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.

Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.

Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.

5. Кошениль.

До испанского завоевания ацтеков европейцы получали красный оттенок с помощью растительного экстракта под названием «безумный красный». Он был бледнее, чем тот, что делали ацтеки. Их секретный ингредиент — крошечный жук «кошениль», который обитает на кактусах «опунция». Четверть тела жука состоит из карминовой кислоты. Чтобы получить 450 г экстракта, требуется 70000 насекомых. Испанцы более 300 лет вывозили кошениль в Европу, пока в конце 19 века не был изобретен синтетический заменитель. Сейчас кошениль используют в производстве некоторых продуктов питания.

Умелое ведение сельского хозяйства, спортивные игры, медицина, система воспитания и даже «боевая раскраска» — все было направлено на то, чтобы всячески укрепить дух и тело воина. Некоторые достижения ацтеков оказались настолько полезными, что «перекочевали» в Европу и используются до сих пор.

Поделитесь постом с друзьями!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector