1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цивилизация майя – загадочная и величественная

Цивилизация майя – загадочная и величественная

Содержание:

Пожалуй, если бы провести конкурс среди древних цивилизаций мира на звание самой загадочной, то древняя цивилизация майя уверенно бы заняла в нем первое место. Народ, не знавший колеса, строил пирамиды, могущие по красоте и долговечности соревноваться с египетскими, а знаменитый календарь майя один из самых точных среди когда-либо созданных. И по сей день много тайн майя так и остались нераскрытыми, а историки все еще строят гипотезы о жизни этого одного из самых интересных племен доколумбовой Америки. Об истории индейцев майя, их культуре, религии наша сегодняшняя статья.

Периодизация истории

Историю культуры майя кратко можно представить в виде трех следующих периодов:

  • I период (с древних времен до 317 года) – возникновение городов-государств. Примитивное подсечное земледелие. Изготовление хлопчатобумажных тканей.
  • II период (IV-X век), классический, или период Древнего царства, – рост городов, таких как Тулума, Паленке, Чичен-Ица. Таинственный уход из них жителей в начале X века.
  • III период (X-XVI век) – постклассический, или Новое царство, – приход конкистадоров из Европы. Принятие новых законов и стилей в искусстве и в самой жизни. Смешение культур. Братоубийственные войны.

Представляется, что для более детального ознакомления с необычной и интересной культурой народов майя следует обратиться к исследованиям специалистов. На сегодняшний день имеется немало книг, посвященных археологии, истории, искусству этого народа. Одной из таких является «Культура древних майя» Кинжалова Ростислава Васильевича, советского и российского историка, этнографа, писателя. Издана она в далеком 1971 году, но не теряет своей актуальности и по сей день. По словам самого автора, задача его работы — «дать (впервые на русском языке) общую характеристику древней культуры народов майя за все ее более чем двухтысячелетнее развитие, начиная с самых ранних этапов и кончая трагической гибелью от меча испанских конкистадоров». Этнограф касается таких тем, как хозяйство и материальная культура, их общественное устройство, научные знания, архитектура и изобразительное искусство цивилизации, литература, танцы, музыка и, конечно же, религиозные представления.

Культура народов Майя

К великому сожалению, о культуре, истории, религии индейских племен можно узнать лишь из сохранившихся архитектурных и культурных материальных ценностей. Вследствие варварского отношения испанских завоевателей, уничтоживших большую часть культурного наследия древних индейцев, потомкам осталось крайне мало источников для получения знаний о зарождении, развитии и причинах упадка этой величественной цивилизации!

Сохранились лишь надписи на каменных плитах. Но ключ к расшифровке письменности так и остался неразгаданным. Только третья часть знаков доступна пониманию современных ученых.

  • Архитектура: майя возводили каменные города, поражавшие своей величественностью. Храмы и дворцы строились в центре городов. Поражают воображение пирамиды. Не имея металлических орудий труда, древние индейцы каким-то поразительным образом создавали пирамиды, не уступающие по своей величественности известным Египетским. Пирамиды должны были возводиться каждые 52 года. Это обусловлено религиозными канонами. Отличительной особенностью этих пирамид является то, что вокруг уже существующей начиналось строительство новой.
  • Искусство: на стенах каменных сооружений сохранились до наших дней следы живописи и каменных скульптур, преимущественно носивших религиозный характер.
  • Быт: древние индейцы занимались собирательством, охотой, земледелием, выращивая бобы, маис, какао, хлопок. Широко использовалась оросительная система. Некоторые племена добывали соль, выменивая потом ее на другие товары, что послужило развитием торговли, носившей характер натурального обмена. Для перемещения товаров, грузов использовались носилки или лодки, для передвижения по рекам.
  • Религия: майя были язычниками. Жрецы обладали знаниями в области математики и астрономии, предрекая лунные и солнечные затмения. Религиозные обряды содержали ритуалы самоубийства.
  • Наука: Индейцы имели развитую письменность, обладали знаниями в области математики и, как отмечалось выше, обладали потрясающими знаниями в области астрономии.

Жертвоприношения и другие жестокие обычаи майя

Древние майя действительно весьма активно практиковали человеческие жертвоприношения — это один из наиболее известных фактов об этой индейской цивилизации. В жертву людей приносили поистине варварскими способами, в том числе путём вырывания сердца из грудной клетки и путём захоронения заживо.

Считалось, что человеку, которого выбрали жертвой, оказывали высочайшую честь — он получал статус посланника к божествам. Математики и астрономы делали специальные подсчёты, чтобы узнать, когда наступит наилучшее время для принесения жертвы и кто наилучшим образом подойдёт для этой роли. В связи с этим жертвами нередко становились свои же соплеменники, а не ацтеки и не ольмеки.

В политеистической религии майя боги считались смертными сущностями. И это доказывают изображения богов-детей и богов-стариков, оставленных индейцами. И можно сделать вывод, что жертвоприношения были призваны ещё продлить срок жизни того или иного бога.

А ещё майя верили, что человек должен пройти через тринадцать кругов испытаний, прежде чем попасть в рай. Этот путь считался очень трудным, считалось, что пройти его до конца способны не все души. Однако умершие при родах женщины, воины, погибшие в бою, и ритуальные жертвы попадали, согласно верованиям древних майя, к богам сразу, минуя все круги.

Также считалось, что в лучшем мире без лишних испытаний оказывались и те, кто проигрывал в своеобразной игре в мяч. Эта спортивная игра представляла собой смесь регби, футбола и баскетбола. Играли в неё мужчины в шлемах и в защите на локтях и коленях. Цель игры была предельно проста — необходимо было забросить каучуковый мячик в обруч, расположенный на шестиметровой высоте. К мячу можно было прикасаться только плечами, бёдрами и ступнями. Всю команду проигравших или нескольких её членов по завершении игры умерщвляли.


Так выглядит сегодня майянский стадион для смертельной игры в мяч

Религия майя

Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица. Иногда цивилизацию майя называли майя-киче, подчёркивая значение племени киче, жившего на территории современной Гватемалы и говорившего на одном из диалектов майя. По мнению некоторых мексиканских исследователей, слово «майя» происходит от имени одного из божеств, другие же учёные полагают, что «ma-ay-ha» означает «земля без воды». И действительно, основная часть майя жила на полуострове Юкатан, самом засушливом районе Центральной Америки.
Долгое время майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя.

Космология майя

Согласно мифам майя, вселенная состояла из 13 небесных и 9 подземных миров. Имена обитавших в них божеств точно неизвестны. Боги — повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно враждовали с владыками подземного мира (Болон Ти-Ку).
Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный
мир — холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.
Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю — это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку — своеобразный Стикс (в греческой мифологии река, окружавшая подземное царство). Для этого на похоронах приносилась в жертву собака — поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. Наиболее подробно и увлекательно майяская преисподняя описана в «Пополь-Вух» («Книге Народа»), священной книге гватемальских майя — киче.
В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.
Творец мира.
Творцом мира майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге «Пополь-Вух» говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы. Согласно «Пополь-Вух», в процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец — Великий Отец (Кукумай), но и Создательница — Великая Мать (Тепеу).
Из кукурузного теста были созданы четыре первых человека — «первые праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины. Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих, нас — народа киче».
Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.
Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.
Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.
Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

Читать еще:  Религия чибча-муисков

Пантеон богов у майя

Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали — делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.
Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна — старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.
Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня — Иш-Чель (Радуга) — считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества.
Особый интерес вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.
Один из самых почитаемых богов майя — Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.
К каким же богам чаще всего обращались майя? Американский учёный С. Морли, один из авторитетных исследователей в изучении этой древней цивилизации, составил иерархию богов исходя из частоты их упоминания в мексиканских кодексах (рисованных книгах).
Морли пишет, что хотя майя Творцом считали бога Хунаба, тем не менее обращались к нему редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом был его сын, Владыка небес Ицамна. Но чаще всего в кодексах упоминается бог дождя Чак. Майя имели одного бога дождя в четырёх ипостасях (проявлениях): Красный Чак опекал восток, Чёрный Чак — запад, Белый Чак — север, Жёлтый Чак — юг. Очень часто в кодексах бог дождя исполняет ещё и функции бога ветра. Однако в своём «дождевом» образе Чак пользовался у майя наибольшей популярностью, так как урожай кукурузы зависел только от него. В некоторых кодексах он обозначался иероглифом, похожим на букву «Т» («плачущий глаз» — символ дождя).

Третьим по популярности божеством был бог кукурузы (маиса), имя которого точно неизвестно.
Все эти боги были связаны только с созидательной работой, но не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч, или, иначе, А Пуч. Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы — череп, а рёбра и позвоночник обнажены.
Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц.

Связь майя с богами

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.
Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путём «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

Чичен-Ица, древний комплекс майя

Ритуальная жизнь у майя

Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии.
Подготовка и проведение любой религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение, «отправление посланников к богам».
Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий — т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, — в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.
Существовало несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.
Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце — носители души, которая «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога ещё трепещущим (пока не «улетела» душа). Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель (чилан, или, иначе, чилам) в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога.
Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.
По другому ритуалу выбранную жертву — невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови», к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) — привязывали к столбу на площади и неторопливо расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану — приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа «улетала» к богу.
Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.
Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.
Подобного рода религиозно-светские центры были и в других городах. Они характерны и для Мезоамерики в целом. Многие памятники (пирамиды-усыпальницы, Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в «городе богов» Теотиуакане) сохранились до наших дней.
Английское поверье гласит: «Если зеркало перестаёт отражать человека, значит, он близок к смерти». В конце X в. зеркало времени уже почти перестало отражать цивилизацию майя. Наступил её закат. Многие города были оставлены жителями и оказались разрушенными. Существует несколько научных гипотез, пытающихся объяснить гибель городов и упадок цивилизации землетрясениями, эпидемиями, внезапным изменением климата, войнами, снижением плодородности почв и др. Но истинной причины не знает никто. Цивилизация майя угасла.

Читать еще:  Великое жертвоприношение у инков

Искусство и быт

Практически на всех сооружениях из камня можно увидеть следы живописи. Есть и каменные скульптуры. Они создавались преимущественно в религиозных целях.

Представители племен занимались охотой и земледелием. Они выращивали маис, какао и хлопок. В своих работах прибегали к помощи оросительной системы. Есть племена, которые добывали соль, меняя ее впоследствии на другую продукцию. Чтобы перемещать товары, индейцы использовали носилки и лодки.

Культура Майя

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих элементов культуры позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Религия составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Читать еще:  В Мехико нашли святилище древних ацтеков

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

Есть гипотеза о том, что Майя неразрывно связаны с христианством. Ученые обнаружили символы в виде крестов в храмах, которые находятся в Паленке. Майя прислуживались к знамениям от крестов.

Еще одна выдающаяся находка храма в Паленке – это крышка саркофага, на которой изображен человек будто бы сидящий в космическом корабле. По рисунку именно такой вывод напрашивается, но данная версия ничем, увы, не подтверждается.

Вся история племени Майя – это сплошная загадка, и многие антропологи годами, десятилетиями бьются в догадках, как раскрыть тайны и секреты этой древней цивилизации.

Интересные факты о майя

В заключении предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов и загадок, связанных с цивилизацией майя.

Обряды кровопускания

Одним из главных ритуалов у народов майя был обряд кровопускания. Для этого человеку прокалывали насквозь язык, губы и ладони, после чего продевали шнур для спуска крови. Позже у человека начинались галлюцинации, которые для индейцев имели сакральное значение.

Сеноты

Сеноты – естественные провалы пещер, где протекают подземные воды. Крупнейшие из них располагаются в Мексике на полуострове Юкатан. В этих местах жрецы майя совершали жертвоприношения своим богам.

Храм Кукулькана в Мексике

На вершине пирамиды находится храм, где раньше регулярно приносились жертвоприношения. Согласно одной версии, данную постройку могли использовать в качестве календаря. Каждая из 4-х лестниц храма имеет по 91 ступени, что в сумме дает 364, плюс одна платформа – 365.

Храм семи кукол

Такое название храм получил после того, как в нем было обнаружено 7 декоративных кукол. В этом месте в день весеннего равноденствия солнечный свет проникает сквозь 2 окна в противоположных стенах храма. Какую роль подразумевает под собой данное явление остается загадкой.

Каменная голова из Гватемалы

В 30-х годах прошлого века в джунглях Гватемалы археологи нашли большую голову, выполненную из песчаника.

Каменная голова из Гватемалы

Интересно, что по своей структуре и очертаниям, голова не имели ничего общего с традиционной внешностью древних майя или соседних народов.

Сегодня изучить представленную находку нет возможности, поскольку гватемальские повстанцы используют ее в качестве мишени. В результате голова практически полностью уничтожена.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector