1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Мексике обнаружено колоссальное хранилище черепов: кровавая религия ацтеков

Содержание

В Мексике обнаружено колоссальное хранилище черепов: кровавая религия ацтеков

Путешествие длиною в смерть

Жрец воздел руку и одним ловким движением рассек грудную клетку жертвы и выдернул еще горячее, трепещущее сердце. Это — лишь одно из тысячи жертвоприношений, призванное накормить алчных до человеческого мяса богов священного города Теночтитлана и обеспечить продолжение существования материального мира.

Однако смерть — это всего лишь первая стадия, ожидающего жертву в ритуалах ацтеков. Жрецы снимают тело с алтаря и несут его в комнату, где кладут на стол лицом вверх. Вооруженный многолетним опытом и острым как скальпель ножом из обсидиана, один из них аккуратно вводит лезвие в узкую щель между двумя шейными позвонками и обезглавливает тело. Служители культа постепенно освобождают череп от кожи и мышц с помощью ножей и скребков, после чего вырезают по обеим сторонам широкие отверстия и водружают его на толстую деревянную жердь, где уже ждут своего часа другие черепа. Они послужат для возведения цомпантли — частокола, усеянного черепами ритуально убитых людей. Цомпантли, в свою очередь, является украшением Темпло Майор — огромного храмового комплекса, возвышающегося над ритуальным районом города на целых 60 метров. Его венчают два храма: один посвящен богу солнца Уицлопочтли, а другой — повелителю дождя, богу плодородия Тлалоку.

Некоторые черепа превращались в ритуальные маски: в носовую щель этой продет обсидиановый клинок, символизирующий ритуальное убийство

Но плоть не вечна. Спустя месяцы и годы, проведенные под палящим солнцем и проливными дождями, черепа начнут раскалываться и терять зубы, а иногда и целые челюсти. Жрецы снимут их с цомпантли и затем, с помощью специального раствора, закрепят на двух башнях из черепов, стоящих по бокам от частокола. В глазах ацтеков эти черепа — не просто останки умерших, но зерна, из которых произрастет следующее поколение человечества.

Однако испанские конкистадоры, пришедшие в Теночтитлан в 1519 году, увидели лишь бесчисленные горы костей, варварские жертвоприношения и кровь, текущую рекой. В 1521 году храм будет разорен, святыни — уничтожены, а на руинах некогда великого города-государства будет заложен фундамент того, что позже станет Мехико. Стена из черепов, могучие башни и храмы — все канет во мрак истории. Согласно свидетельствам некоторых современников, одна лишь стойка этого величественного сооружения несла в себе до 13 000 черепов. Историки и археологи знают о том, что конкистадоры были склонны преувеличивать факты, чтобы подчеркнуть варварство аборигенов и собственные заслуги. По прошествии веков ученые все чаще задаются вопросом — а существовали ли на самом деле все эти величественные сооружения и ритуалы?

Наши дни

Начав раскопки в 2015 году, археологи Национального института антропологии и истории (INAH) обнаружили одну из башен и остатки деревянного частокола под фасадом дома, возведенного в колониальный период на улице, которая проходит позади собора Мехико. Ученые сразу начали подозревать, что другая башня находится прямо под задним двором собора. Масштабы постройки и в самом деле позволяют предположить, что она была рассчитана на многие тысячи черепов, фрагменты которых сохранила земля. Изучая останки, археологи узнают все больше о ритуальном умерщвлении и последующей судьбе органов убитых людей. Рауль Баррера Родригес (Raùl Barrera Rodríguez), директор программы городских раскопок, уверяет, что перед ученым раскрывается «настоящий мир новой информации». Они и не надеялись наткнуться на такое богатство, начиная работу. Программа приносит свои плоды: всякий раз, когда кто-то хочет возвести постройку на территории, окружающей руины Темпло, археологи выезжают на место первыми и спасают все историческое наследие, которое удается отыскать в земле. Сам храм был обнаружен в 1970-х годах и был назван учеными в честь Койольшауки — богини луны, которую ее брат Уицилопочтли расчленил и бросил в глубокое ущелье.

К счастью, большая часть храма сохранилась до наших дней. Комплекс возводился в семь этапов, с 1325 по 1521 года — каждый этап соответствовал правлению того или иного царя. Каждая следующая секция ансамбля возводилась по бокам или вокруг главной святыни — Темпло Майор. Испанские конкистадоры причинили огромный ущерб, однако малые храмы остались почти нетронутыми. В результате они, как и многие другие структуры, были погребены под фундаментом новой колониальной застройки, а потом и под современным мегаполисом.

Поэтому, когда Баррера Родригес получил разрешение раскопать участок там, где Гватемала-Стрит упирается в Темпло Майор, он знал, что стоит на пороге крупного открытия. Начиная с февраля 2015 года его команда осуществила раскопы в 20 местах: сначала им попадался современный мусор, потом колониальный фарфор и лишь после этого они наткнулись на базальтовые плиты Храма Луны. После этого земля стала буквально извергать из себя сотни черепов. «За последние 20 лет Мехико не видел ничего подобного», говорит археолог.

Хранилище черепов

RAÚL BARRERA RODRÍGUEZ Черепа, снятые с цомпантли и сложенные в подобие конической башни

Баррера Родригес и его коллега Лорена Васкес Валлин (Lorena Vázquez Vallín) узнали из колониальных карт Теночтитлана, что цомпантли, если он в самом деле существовал, мог быть погребен где-то неподалеку от их раскопок. Конечно, дерево сгнило за века, проведенные в земле, однако подсказку могли дать черепа с двумя большими отверстиями. Конкистадоры старались превратить их в труху, однако в суматохе часть жуткого наследия ацтеков уцелела. Сопоставив размеры черепов и отверстий, исследователи поняли, что цомпантли представлял собой внушительную прямоугольную структуру длиной 35 метров и шириной 12−14 метров (что немногим больше баскетбольной площадки), с высотой до 4−5 метров. Судя по всему, эта постройка была возведена в период между 1486—1502 годами, хотя жертвоприношения ацтеки практиковали в Теночтитлане с момента его основания в 1325 году.

Как и ожидалось, неподалеку были обнаружены фрагменты башни черепов, в которой человеческие останки завершали свое посмертное путешествие. Команда провела целый сезон, с октября 2016 по июнь 2017 года, раскапывая фрагменты цомпантли и малые башни. Диаметр самой крупной из них составлял примерно 5 метров, а высота — порядка 1,7 метров. Ученые подсчитали, что все они могли вместить в себя как минимум несколько тысяч черепов одновременно.

Кто и зачем приносил в жертву людей

Прочие мезоамериканские культуры также не брезговали человеческими жертвами и возводили цомпантли или иные структуры из черепов. Однако, как заявляет Вера Тислер (Vera Tiesler), биоархеолог в Автономном университете Юкатана в Мериде, «Мексика определенно превзошла остальных». Шесть черепов с похожими отверстиями были обнаружены по время раскопок древнего майянского города Чичен-Ица, однако сами отверстия были менее аккуратными, что наводит на мысль о том, что у майя подобная практика была не столь стандартизирована. «Теночтитлан достиг вершин традиции цомпантли», уверена Вера.

C. BICKEL AND A. CUADRA/SCIENCE; (MAP) ADAPTED FROM «CARTA GEOGRÁFICA DEL DISTRITO FEDERAL» (1899) AND «CARTA HIDROGRÁFICA DEL VALLE DE MÉXICO» (1900) Главные атрибуты религиозных сооружений ацтеков: цомпантли, выставленный на площадке в Темпло Майор и окруженный башнями из человеческих черепов

До сих пор ученые не могут объяснить, почему феномен человеческих жертвоприношений (которые также были распространены на территории Европы и Азии) достиг такого размаха именно в Мезоамерике. «Самая ценная жертва — это всегда человеческая жизнь», поясняют специалисты: вероятно, массовое жертвоприношение помогало укрепить групповую идентичность, особенно когда численность общества стала возрастать и среда, в которой все люди знают друг друга, уже не могла удовлетворять потребности социума. Некоторые исследователи также утверждают, что убийства пленных и рабов помогали укреплять иерархию и вертикаль власти, что не лишено смысла.

Чтобы понять, насколько подобная практика была важна для ацтеков, следует обратить самое пристальное внимание на их государство. Сравнительно молодая империя всего за 200 лет завоевала огромную территорию по всей центральной и южной части современной Мексики, нередко сталкиваясь с серьезным сопротивлением со стороны локальных общин (некоторые из которых позже даже станут союзниками испанцев в войне против Теночтитлана). В жертву приносили самых разных людей, но, к примеру, в одной испанской хронике говорится о пленниках, захваченных после военного рейда на ближайшего врага — республику Тласкала. Доктор Верано уверен, что убийство пленников даже в контексте ритуала являлось сильным политическим заявлением. «Это был отличный способ продемонстрировать свою власть и политическое влияние, к тому же помогавший держать в подчинении население самой империи», поясняет он.

WIKIMEDIA COMMONS На кодексе, начертанном испанским священником в 1587 году, изображены жрецы в ритуальных одеждах и цомпантли — огромный частокол, унизанный черепами

Химена Чавес Балдерас (Ximena Chávez Balderas), биоархеолог INAH, который много лет изучал останки жертв на территории Темпло, также добавляет, что «чем мощнее государство, тем больше жертв оно могло принести — в данном случае религия и политика идут рука об руку». За два сезона раскопок археологи собрали коллекцию из 180 наиболее сохранившихся черепов, а также различные фрагменты костей. Техника обезглавливания во всех случаях очень чистая, а надрезы на кости не оставляют сомнений, что после отсечения головы с нее соскабливали все мягкие ткани. «Жрецы ацтеков обладали внушительным набором знаний об анатомии человека, которые без сомнения передавались из поколения в поколение».

Гомез Валдас (Gomóz Valdás) обнаружил, что примерно 75% изученных на данный момент черепов принадлежали мужчинам, возраст которых преимущественно колеблется от 20 до 35 лет. Оставшиеся 20% принадлежали женщинам и 5% — детям. Вероятно, это были военнопленные, а также (судя по смеси возрастов и полов) рабами, купленными на городском рынке. Изотопы стронция, следы которых сохранились в костях и зубах жертв — это отличный естественный маркер, позволяющий определить место жительства человека до его смерти. Выяснилось, что жертвы родились в разных частях Мезоамерики, однако им не пришлось проделывать долгое путешествие для того, чтобы в итоге быть принесенными в жертву. Балдерас отмечает, что они каким-то образом ассимилировались с местными жителями Теночтитлана: сохранились исторические свидетельства того, как семьи захваченных в рабство людей жили вместе со своими захватчиками в течение нескольких месяцев или даже лет (очевидно, в качестве прислуги), прежде чем их ритуально убивали.

Заключение

HÉCTOR MONTAÑO/INAH Археологи собрали почти 200 черепов разной степени сохранности, принадлежавших людям со всех концов Мезоамерики

В настоящее время анализ находок продолжается, и его результаты ученые не могут назвать иначе как «беспрецедентными». В цомпантли оказались собраны представители самых разных народов, населявших Мезоамерику, что лишний раз подчеркивает масштаб завоеваний и ритуальных убийств. Вероятно, спустя долгие века мертвецы, принесенные в жертву прожорливым богам, вновь смогут поведать человечеству свою историю.

Изначально ацтеки были мирными земледельцами, но нужда заставила их превратиться в нацию наемных воинов и убийц

Сами ацтеки в своих легендах утверждали, что изначально они проживали в месте под названием Ацтлан, «место Цапель». Собственно говоря, слово «ацтеки», которым их называли представители иных племен, оттуда и пошло. Самоназвание же народа — «мешики», и именно оно стало основой для нынешнего имени их страны — Мексики.

По преданиям ацтеков, они жили мирно и были земледельцами и охотниками, пока не изменился климат и не наступили засухи и неурожаи, после чего они сорвались с места и стали искать новые земли на юге. А там как раз недавно развалилась империя тольтеков, и несколько городов-государств отчаянно враждовали друг с другом за территорию и ресурсы. Настоящий постапокалипсис. Естественно, все хорошие места были заняты, а к незваным гостям отнеслись без радушия, прозвав их «чичимеки» то есть «собачьи дети».

Помыкавшись от города к городу, ацтеки начали наниматься к различным правителям в качестве воинской силы, и горожане с удовольствием использовали их, натравливая на своих соперников. При этом им не позволяли основать постоянные поселения. Несколько десятилетий такой службы и постоянных войн закалили бывших землепашцев и сделали сильными и жестокими воинами. В конце концов очередной благодарный наниматель все же разрешил им поселиться на острове посреди солено-пресного озера Тескоко.

Островок был небольшой, заросший кустарником, и там была прорва ядовитых змей, поэтому местные жители там и не селились. Поселив там «собачьих детей», они надеялись, что пришельцы передохнут от укусов. Но ацтеки, наоборот, радостно восприняли весть о кишащем змеями острове, потому что любили это лакомство. Тем более, их предводителю, Теночу, приснился вещий сон о том, что они найдут новую родину в месте, где увидят орла, держащего в лапах змею. Именно эту картину они и лицезрели на змеином острове.

Читать еще:  Великое жертвоприношение у инков

Правда злые языки утверждали, что на озере Тескоко они поселились, прячась от преследователей, которые хотели их перебить за то, что они принесли в жертву дочку вождя приютившего их народа и выдали отцу снятую с нее кожу. Но кто ж этим языкам верит?

707

. Я БЕГУ ОТ СЕБЯ, В ЛУННОМ ГРУНТЕ СЛЕДЫ ОСТАВЛЯЯ, НА ПОПУТНОЙ КОМЕТЕ С ИСКРЯЩИМСЯ ЯРКИМ ХВОСТОМ.

Артефакты ацтеков, майа и альмеков.

Большая подборка фотографий из столицы Мексики, где есть замечательный музей с самой богатой коллекцией артефактов, связанных с культурой американских индейцев. Побродим?

Даже для человека, совершенно не интересующегося историей или антропологией, будет незабываемым впечатлением.

Зал ацтеков. Прямо у входа фигура ягуара с жертвенной чашей. Сюда складывались сердца принесенных в жертву.

Ацтеки всегда считались самой жестокой культурой среди всех индейцев.
В последнее время, однако, выяснили, что другие культуры от них в этом
не сильно отставали.

Жертвенный алтарь.

Ацтеки – самая поздняя индейская культура в Америке. Их расцвет пришелся на годы незадолго до завоевания Америки испанцами.

Ацтеки имели развитую письменность.

Сохранились свитки, в пиктограммах и иероглифах описывающие историю ацтеков.

Испанцы, опасаясь колдовства, или считая их еретическими, сжигали все
письмена ацтеков, которые попадали им в руки. Были уничтожены целые
библиотеки с тысячами свитков.

Сейчас это называют одним из самых страшных преступлений
конкистадоров. Они не только убили большую часть населения, но и
уничтожили саму культуру индейцев.

Однако, культуру ацтеков никак нельзя назвать безобидной. Каждый день
на закате солнца во всех храмах Ацтеков приносились человеческие жертвы
богам, чтобы они позволили солнцу взойти на следущий день.

Легкие доспехи, изготовленные из выдубленной человеческой кожи, снятой целиком.

Ритуальные изображения богов и мифических существ не знают никаких границ воображения!

Эта голова змеи высотой больше метра. Очень похоже на гремучую змею, которые водятся в этой местности.

Пирамида ацтеков в разрезе. На макете видно, что пирамиды строились
«слоями». Когда город разрастался и требовал более солидной пирамиды, на
имеющейся надстраивался еще один слой.

Так выглядел Мешико перед приходом испанцев. Город находился на
искусственных насыпных островах посередине большого озера. С берегом его
соединяли насыпные дамбы-дороги. Интересна история возникновения
города. Племена, предки ацтеков, верили в предсказание. Они считали, что
создадут великую империю в том месте, где им будет явлен знак – орел,
сидящий на кактусе и поедающий змею. Однажды они увидели такой знак. Но
орел на кактусе сидел на небольшом камне посередине горного озера. Не
сомневаясь в предсказании, ацтеки решили строить город на озере.

И на самом деле, их империя с центром в Мешико стала величайшей на
континенте. Ацтеки вели постоянные войны, как с целью завоевания земель,
так и для захвата пленных, приносимых в жертву богам.

До сих пор на гербе Мексики изображен орел, сидящий на кактусе со змеей в когтях.

Ацтеки не умели обрабатывать железо. Для колюще-режущих орудий они
использовали обсидиан. Ножи из обсидиана были черезвычайно острыми и
прочными, но хрупкими. Кроме того, обсидиан обладает антисептическими
средствами, что позволяло ацтекским хирургам проводить достаточно
сложные операции, и предотвращать заражение.

Реконструкция рынка ацтеков. Даже на рынке виден порядок и
дисциплина. Ацтеки были маниакально упорядоченной и дисциплинированной
культурой. За любое преступление было одно наказание – смерть.

Книга расходов и доходов. Списки полученных и выменянных товаров.

Так выглядела хижина-кухня ацтеков.

Статуи жрецов, в традиционных ритуальных одеждах.

Статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца.

Календарь Ацтеков. До недавнего времени, считался самой крупной
находкой, представляющей науку и письменность ацтеков. Совсем недавно,
при разборе обвала после землятрясения, была найдена плита, покрытая
ацтекской письменностью, которая еще не представлена публике.

Так был раскрашен календарь. Не будем поднимать тему 2012 года – этого добра и так достаточно по всей сети!

Стилизованные фигурки животных. К сожалению, как мы ни старались, среди сувениров мы не смогли найти ничего подобного.

Обработка обсидиана была необычайно развита у ацтеков. Сейчас
подобные вещи умеют изготавливать только при помощи алмазных резцов.
Секрет обработки обсидиана каменными орудиями утрачен.

Фантазия же древних художников может заставить покраснеть, как мне кажется, любого современного сюрреалиста.

Музыкальные инструменты. Многие изготовлены из костей животных и людей.

Ацтекский бог искусства. В орнаментах на его одежде изображение кактуса, из которого добывают пейот – галюциногенный наркотик.

Учитывая это, многие скульптуры становятся понятнее 🙂

А это уже из зала альмеков. Альмеки – одна из самых старых культур в Латинской Америке.

Именно они оставили по всей территории Мексики и соседних стран
гигантские каменные головы с характерными чертами лица. Некоторые из них
до сих пор остаются в джунглях, но наиболее хорошо сохранившиеся
перевезены в музей. Никто не знает, что изображают эти головы, зачем их
устанавливали и кому посвящали.

Кроме гигантских голов, от альмеков осталось не так много культурных
реликвий. Но они до сих пор вызывают много научных споров, в том числе,
своей похожестью на полинезийские изображения и истуканы острова Пасхи.

Также загадкой являются эти изображения смеющихся женщин.
Некоторыеученые считают, что они находятся в религиозном или наркотическом трансе, но это только гипотезы.

Глядя на некоторые скульптуры, вспоминаются популярные теории о связи культуры южноамериканских индейцев с инопланетянами.

Зал майя 🙂 Для изображений майя характерны определенные черты лица и форма головы.

Фасады храмов майя. Они были срезаны «черными археологами» и вывезены
в США для частных коллекционеров. Впоследствии возвращены полицией
властям Мексики.

Из «конфиската» во дворе музея собран целый небольшой храм! 🙂

Культура майя немного похожа на ацтекскую, точнее наоборот, так как является более древней.

Ритуальный обсидиановый нож. Удивительно тонкая обработка для такого хрупкого камня.

Письменность майя. Была расшифрована совсем недавно, причем, что
интересно – советским ученым, не выезжая из СССР. После развала Союза он
имигрировал в Мексику и провел там остаток своей жизни.

Подобно некоторым африканским племенам, майя искажали форму черепов
своих детей с помощью специальных приспособлений. Отсюда – характерная
форма голов на всех изображениях майя.

Книги майя. Расшифровав их, ученые узнали, что вопреки более ранним
предположениям, майя не были мирными племенами, а вели постоянную войну с
соседями и между собой.

Реконструкция захоронений майя. В более ранних захоронениях, майя
хоронили своих мертвых, лежа прямо, или в позе эмбриона. Более поздние
захоронения – «сидячие».

Самое знаменитое захоронение одного из королей майя.

Из-за зеленой маски и саркофага, с изображениями поднимающейся в небо
«колесницы», была выдвинута теория о инопланетном происхождении «богов»
майя.

Ученые, впрочем, их не поддерживают. Считается, что это метафорические изображения мира живых и мертвых.

Одно из изображений парящих людей.

И сам барельеф «небесного правителя» во дворе музея.

ltraditionalist

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

О жертвоприношениях ацтеков (4).

Просматривая в Сети станички по запросу «жертвоприношения у ацтеков», я обнаружил одно очень интересное предложение: «Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией. «. Внёс это предложение в поисовик Google и обнаружил, что оно повторяется в десятках, если не сотнях, разных сайтов. Поискал, кто же автор сего «шедевра», и обнаружил здесь, что авторами являются Галина Железняк и Андрей Козка, харьковские «исследователи-аномалисты». Ну, посмотрел я начало их книги «Тайны исчезнувших цивилизаций», и увидел сказки про Лемурию, Эдуарда Шюре, Елену Блаватскую, Рудольфа Штейнера и его «Хроники Акашик» (хорошо хоть не «какашек») и прочую эзотерическую дребедень. Кстати, и сама эта книга представлена на сайте в жанре «Эзотерика».

Вот на основе таких эзотерических «опусов» дети в школах составлют презентации, студенты пишут рефераты.

Однако, разберём одну главу этого «опуса», где как раз говорится о человеческих жертвоприношениях у ацтеков.

Авторы пишут, что «в 1428 году к власти приходит Итцкоатль (1428–1440). Император Итцкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель, он же советник императора, впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с Солнцем, они обязали народ периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу«.

Так, и что мы тут видим? Практика жертвоприношений, оказывается, была узаконена лишь накануне вторжения испанцев. А до этого самыми почитаемыми в Мексиканской долине были религиозные представления, восходившие к тольтекам и основанные на культе бога и культурного героя Кетсалькоатля, не требовавшего кровавых жертв.

«Итцкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом«.

Значит, все старые рукописи ацтеков были уничтожены самими ацтеками, а не испанцами? Что-то не верится.

«Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла — человеческая кровь питает Солнце, вызывает дожди и обеспечивает земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце«.

Вот здесь уже не лезет ни в какие ворота. Где это, в какой культуре человеческие жертвоприношения составляли важнейшую часть религиозных обрядов? Этого нигде никогда не было. Важнейшей частью религиозных обрядов являются посвятительные практики (инициации); да, они иногда бывают связаны с причинением боли, но никогда — с убийством. Другой важнейшей частью обрядов являются приёмы достижения изменённых состояний сознания, необходимые для экстатического общения с божеством (или духом). С этими приёмами тесно связаны целительные и пророческие практики.

В общем, сразу видно, что авторы ничего не смыслят ни в традиционном язычестве, ни — вообще — в религии. Высосанное ими из пальца объяснение, на самом деле, ничего не объясняет. Что это вообще за «боги», которых надо «снабжать энергией»? У них там, что — двигатели внутреннего сгорания?»

Авторы пишут, что «у ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце принесенного в жертву поедали жрецы, а туловище — члены аристократических родов во время торжественных пиршеств. Едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь бога, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно«.

Однако Википедия с статье «Ацтеки» сообщает, что «не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить».

Там же Википедия сообщает о несоответствии между реальностью и тем, что говорится в мексикано-испанских кодексах.

«Ацтекские хроники описывают [источник не указан 1109 дней] , как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 20 000 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Не сохранилось летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей. Однако существуют подобные изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесённых в жертву, как 80 или 100 тысяч.

Читать еще:  Сказание о потопе у индейцев

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения».

Ритуальный маникюр ацтеков )))

В наших краях нормальная весна придет еще нескоро, загаром тоже не пахнет, но никто не отменял яркость !
Берегите глаза ))) Ацтеки и их ритуальный маникюр грядут .

Итак, ацтеки. Ребята яркие, кровожадные и явные мазохисты (судя по тому, как они себя украшали =)
Маникюр будет тематичный, в честь бога войны Камаштли. Но в общем-то можно было выбрать любого другого идола или бога, но этот красавчик под цвет )))

Как вы уже наверняка заметили, участвовать будут 3 рака : оранжевый Essie Vermillionare № 726, бирюзовый OPI Fly NL N14 и коричневый из последней голландской коллекции OPI Wooden Shoe Like to Know ? NL H64

Я всю свою жизнь была как-то совсем равнодушна к оранжевому цвету и немного недолюбливала голубой, но совсем недавно меня накрыло — захотелось сочетания именно этих нелюбимых цветов. Ну, и для равновесия решила их разбавить спокойным коричневым.

А вот и результат. С летними украшениями из бирюзы сочетается просто отлично. Носить все это буду с длинным шифоновым платьем бежево-песочного цвета и коричневыми босоножками с клепками. Такими или такими (если вторые еще мне подойдут, они пока в пути).

Что касается лаков.

Оранжевый меня слегка разочаровал, хотя я очень внимательно изучала свотчи в инете — я хотела более приглушенный и теплый коралловый, а он оказался «вопиющий вырви глаз». Качество на высоте, как всегда у этой марки.

Бирюзовый я пыталась купить очень долго. Все как-то не складывалось. Но результат меня не разочаровал — такой глубокий, яркий и насыщенный цвет. Ложится великолепно. Слышала, что у кого-то он желтит ногти — это абсолютно не про меня, использую базу и никаких проблем !

Коричневый. Он не простой, а с золотистым шиммером, мелким, как песок, теплый и уютный. И так классно заиграл в этом сочетании (хотя подозреваю, что миниатюры мне бы хватило с головой )))

Но вернемся к моему ритуальному маникюру. Я вас попытаюсь немножко перенести в грядущее лето. Солнце, море, пляж. Плетеные сумки, длинные шелковые сарафаны ярких расцветок, выгоревшие волосы (о, ужас, но есть такое дело), иностранная речь, морепродукты, спокойные, пахнущие специями, вечерние прогулки вдоль набережной. И маникюр. Яркий, но уместный в тех широтах — такой.

И, например, такие сандалии в тон.

И кое-какие украшения.

И сумок парочка.

Эх, побыстрее бы лето. А пока поношу этот экзотичный маникюр с кожаной курткой и своими неизменными рыжими волосами ))

И еще раз напоследок прогноз на лето ))) Если вдруг увидите в июле месяце где-то в Черногории личность с вот таким вот безобразием на ногтях, это буду я — смело кричите Забиякааааааа, я обернусь .

Цена лаков: Essie — 5 $, OPI — 6 $ на TransDesign.
Объем: 15 мл
Оценка: оранжевый — 5- за цвет, голубой — 5+, коричневый — 5.

Искренне ваша, Лена Zabijaka !

18 комментариев:

Я сегодня слышала прогноз Харьков+15)До лета остался один шаг!
А у нас еще сугробы и гололёд, но я сегодня тоже с ярким маникюром из двух тонов серый+розовый.
У тебя получился отличный пост.Было интересно разглядывать фото. Маникюр на 100% твой!Прямое попадание.
(Босоножки,которые ещё «не приехали» просто супер. А где ты заказываешь обувь?)

ох и Катя всезнающая ))) — точно сегодня + 15 было, но пост я начинала пару недель назад еще..

Спасибо, что отметила мои старания.

Про босоножки. Я вообще заядлый инт-шопоголик ))) Конкретно эти босоножки заказывала с Nordstrom http://shop.nordstrom.com/s/lisa-for-donald-j-pliner-danisa-sandal/3292811?origin=category&cm_ven=Linkshare&cm_cat=partner&cm_pla=10&cm_ite=1&siteId=J84DHJLQkR4-cA82rgsz7jAXBb0wJRMJBQ
Также частенько заказываю обувь на Zappos, YOOX, 6PM, Джуси Кутюр и закрытых распродажах Америки (всё через посредников).

Вообще надо будет написать об этом пост, тема животрепещущая )))

Пы.Сы. Надеюсь, что босоножки подойдут — уж очень понравились мне !

Что символизировали различные татуировки Ацтеков?

Индейцы использовали множество символов, однако бог Солнца считался основоположником всего. Его звали Huitzilopochtil. Он обладал особым статусом, поскольку дарил жизненную силу и охранял небеса.

Восход солнца связывали с загробной жизнью. На тату бог Солнца передаётся в качестве синего лица. На эскиз добавляют древние тексты. Сердце пронизанное кинжалом обладало таким же смыслом.

Ацтеки считали это ритуальным изображением жертвоприношения богу Солнца. Кинжал считался священным предметом. Другие интересные образы для современной татуировки:

  • Хорошим вариантом для современного тату может стать изображение бога воинов на основе высунутого языка с дополняющими текстами либо символами;
  • Бога творческой силы рисовали в виде крылатой змеи. Он олицетворяет плодородие, мудрость и силу управления погодой. Позже эту татуировку заимствовали менее развитые племена. Она пользуется популярностью 2000 лет и применяется в наше время в качестве модного украшения

Часто индеец на различных фото со скальных изваяний предстаёт перед нами с изображением звезды, луны, воинов, орлов, принцесс либо календаря ацтеков. Любой из этих вариантов считается уместным в наше время.

Мексиканские ремесла: бумага амате

Церемониальная лакандонская туника,
сделанная из бумаги, в музее На Болом,
Сан-Кристобаль де лас Касас, Чьяпас
Деревья амате (Ficus insípida) на юге штата Морелос
Кодекс Уэхотцинго, созданный в 1531 году на бумаге амате. 1 лист.
Фото из Wikipedia CJLL Wright

Когда европейцы появились на территории Мексики, они не могли не отметить широкого производства бумаги из древесной коры и изготовления письменных документов. Хронисты отмечали, что, помимо древесной коры, для производства бумаги применялись пленка с листа агавы и пальмовое волокно. После Конкисты местные виды бумаги утратили свое ценность в виде дани, так как на них упал спрос. Это произошло не только потому что испанцы предпочитали европейскую бумагу, а еще и потому что связь местной бумаги с доиспанскими верованиями и ритуалами привела к тому, что ее производством запретили. Официально причиной запрета бумаги амате стало то, что она, якобы, использовалась для колдовства и магии. Запрет стал одним из элементов усилий испанцев обратить массы местного населения в католицизм. Многие из существовавших в XVI веке доиспанских кодексов были уничтожены, таким образом, значительная часть передававшихся этим способом исторических, естественно-научных и культурных знаний, была утрачена.

Кстати, это не означает, что кодексы перестали создавать. В первые десятилетия после конкисты, используя европейскую традицию письма, но европейский алфавит (в том числе для транскрипции индейских языков), были созданы документы и манускрипты, ставшие симбиотическими продуктами двух культур. Из около 500 дошедших до наших дней кодексов, всего 16 были созданы до прихода испанцев на континент, те, которые создавались после, писались на разных материалах – как на традиционной бумаге из коры, так и на хлопке, коже или европейской бумаге. По большей части, документы, созданные в первые и десятилетия после Конкисты, были результатом трудов католических миссионеров, таких, как монах Бернардино де Саагун ( Bernardino de Sahag ú n ), которые собирали и записывали сведения об обычаях и традициях местных народов, с целью облегчения их христианизации для своих последователей. Ряд таких документов приобрели большую историческую важность – Кодекс Сьерра ( Cod ice Sierra ), Кодекс де ла Крус – Бадиано (Codice La Cruz Badiano) и Флорентийский Кодекс ( Codex Florentino ). Кодекс Мендосы ( Codex Mendocino ), еще один из известных документов середины XVI века, был сделан по заказу первого вице-короля Новой Испании, Антонио Мендосы, с тем, чтобы предоставить испанскому монарху информацию о его подданных в Новой Испании.

Хотя, производство бумаги из древесной коры и оказалось под запретом, оно не исчезло полностью. В ранний колониальный период в Новой Испании имелся недостаток европейской бумаги, что было причиной необходимости время от времени обращаться к использованию традиционной индейской бумаги. В ходе процесса христианизации местного населения, бумага амате, наряду с другим очень традиционным местным материалом – пастой из кукурузного стебля (которая была отличным пластическим материалом, служившим для изготовления статуй христианских святых) стала одним и неотъемлемых атрибутов построения нового общества, создания метисной культуры, в XVI – XVII веках. Но, помимо такого «официального» применения, в религиозно-просветительских целях, амате продолжала изготавливаться в индейских общинах подпольно. Становится понятно. Почему его запрещали, если обратиться к свидетельству монаха Диего де Мендосы в 1569 году, который обнаружил приношения доиспанским богам, совершенные местными жителями, в озерах, расположенных в кратере потухшего вулкана Невадо де Толука (штат Мехико, недалеко от столицы). Приношения состояли из бумаги, ароматической смолы-копаля и плетеных циновок.

Среди «подпольщиков», занимавшихся производством амате, наиболее успешно сохранить традиции изготовления бумаги удалось группам коренного населения, относящимся к народности уастеков, и проживающим в регионе Ла Уастека, ( La Huasteca ), на территории муниципалитетов Иксуатлан ( Ixhuatl á n ) и Чиконтепек ( Chicontepec ) на севере штата Веракрус и части штата Идальго. Единственные упоминания о кустарном производстве бумаге из древесной коры в начале XIX века относятся только к вышеупомянутым областям. Возможно, производству в небольших объёмах удалось сохраниться там в силу изолированности этих территорий, не находившихся под пристальным вниманием колониальных властей, их неподатливости европейским влияниям. В действительности, это подпольное производство бумаги позволило традиции выжить, бросить вызов испанской культуре и стали одним из способов утверждения национального самосознания у тех коренных народов, которые поддерживали эту традицию.

Композиция художницы Ситлалли Аррегин
(Citlalli Arreguín), на персональной выставке
в гелерее Гаррос. Фото из Wikipedia,
автор Thelmadatte r

Амате стала основой, на которую начали наносить живописные композиции, стилистика которых сложилась в общинах науа в штате Герреро. Имеются разные версии того, как возникла художественная роспись бумаги амате, но в целом их можно разделить на две группы: одни считают, что такие росписи стали делать отоми, другие – что это была идея науа. В любом случае, является фактом то, что в 60-е годы представители и той и другой народности уже продавали свои работы на Субботнем базаре в районе Сан-Анхель в Мехико. Отоми предлагали в качестве сувениров и произведений народного ремесла саму бумагу и объекты из нее, а науа – традиционные керамические изделия. Ремесленники-науа перенесли многие из традиционных мотивов росписи по керамике на бумагу амате, которую, как товар, намного проще перевозить и продавать. Художники-науа дали своим изделиям имя, происходящее от названия бумаги их древесной коры, то есть «аматль». Затем это слово распространилось на все ремесленные изделия, в которых задействована такая бумага.

До сих пор художники-науа по большей части являются потребителями самой бумаги, покупая ее для своих живописных работ, в то время как отоми развивались в разработке различных типов бумаги, и, кроме того, стали создавать свои собственные произведения на основе амате. На сегодняшний день бумага амате является самым продаваемым ремесленным изделием, как в Мексике, так и за ее пределами. Кроме того, изделия их нее заслужили академическое внимание и в Мексике и за рубежом. Например, в 2006 году ежегодное мероприятие «Встреча представителей искусства бумаги амате» было проведено с большим размахом, с организацией шествий, выступлений исполнителей традиционного танца Воладор, музыки уапанго и других культурных мероприятий. А главным событием стала выставка работ различных художников, в числе которых были Франсиско Толедо ( Francisco Toledo ), Серхио Эрнандес ( Sergio Hern á ndez ), Габриэль Макотела ( Gabriel Macotela ), Густаво Монрой ( Gustavo M o nrroy ), Сесилио Санчес ( Cecilio S á nchez ), Никлоас де Хесус ( Nicol á s de Jes ú s ), Давид Корреа ( David Correa ), Эктор Монтиэль ( H é ctor Montiel ),Хосе Монтиэль ( Jos é Montiel ), Лаура Монтиэль ( Laura Montiel ), Сантьяго Регаладо ( Santiago Regalado ), Хуан Мануэль де ла Роса ( Juan Manuel de la Rosa ), Эстер Гонсалес ( Ester Gonz á lez ), Алехандра Пальма Падийя ( Alejandra Palma Padilla ), Нисефоро Урбьета Морелес ( Nic é foro Hurbieta Moreles ), Хорхе Лосано ( Jorge Lozano ) и Альфонсо Гарсия Тейес ( Alfonso Garc í a Tellez ). Музей народного искусства и посольство Египта в Мексике организовали в 2008 году выставку амате и папируса, в которой экспонировались более шестидесяти объектов, в качестве иллюстрации сравнения двух древних традиций, возникших в разных частях света. Одним из известных мастеров бумаги амате является Альфонсо Маргарито Гарсия Тейес, признанный также в сфере целительских и духовных практик. Его работы принимают участие в различных выставках и музеях, таких, как музей искусства Сан-Педро в г. Пуэбла.

Сан Паблито

Бумага амате производится в нескольких поселках на севере Пуэблы и Веракруса и в южной части Идальго. Но только в Сан Паблито амате производится для дальнейшей продажи. Сан Паблито относится к муниципалитету Пагуатлан ( Pahuatl á n ) в регионе Сьерра Норте Пуэблы. Ближайший крупный город — Тулансинго ( Tulancingo ), расположенный в штате Идальго. Местность, где расположен Сан Паблито – очень гористая, поселок находится на склоне горы, называемой Холмом Колдуна. Изготовление амате является важнейшей экономической деятельностью общины и помогает местным жителям справляться с бедностью, типичной для региона. Раньше жители поселка жили в маленьких домиках из дерева, сегодня же можно видеть, что большинство жилищ, которые стали более просторными, выстроено из цементных блоков. Местные жители ревностно охраняют секрет производства амате и прекращают общение с любым , кто пытается собирать информацию для того , чтобы воспроизвести процесс создания амате . Для того, чтобы увеличить свои доходы от своего ремесла, привлекается к сбору коры все большее количество людей. Кора собирается с деревьев, расположенных на площади примерно 1500 кв. км в Сьерра Норте. Поселок производит большое количество бумаги, применяя техники в основном доиспанского происхождения и используя кору нескольких видов деревьев. Около половины их продукции до сих пор закупают художники-науа из Герреро.
Производство бумаги не только приносит экономическую прибыль общине отоми, но и определенное политическое влияние. В настоящий момент Сан Паблито является самой экономически важной единицей в составе муниципалитета Пагуатлан, и три последних муниципальных правительства возглавлялись представителями народности отоми, чего раньше никогда не случалось. Надо заметить при э том , что подавляющее количество людей , занятых в производстве бумаги , это женщины . Одной из причин этого является тот факт, что большое количество мужчин мигрирует ха пределы общины, в поисках более экономически выгодной работы. Они едут в крупные города , или даже в Соединенные Штаты . Доходы от производства бумаги и средства, пересылаемые из Мехико или США очень часто сочетаются в доходах многих семей в Сан Паблито. Вследствие экономических трудностей в конце первой декады 2000-х производство бумаги сократилось почти наполовину, заставив большее количество людей уехать из посёлка в поисках работы. А перед кризисом жители Сан Паблито «выпускали» две тысячи листов амате в день.

Читать еще:  Религиозные верования древних ацтеков

Вы здесь » Кастанеда форум » Хранилище 13 » Фотографии ритуального танца ацтеков (Aztek Dancer)

Поделиться102.04.17 19:36

  • Автор: Viator
  • I love Infinity
  • Пол: Мужской
  • Зарегистрирован : 08.07.16
  • Сообщений: 3575
  • Уважение: +122
  • Позитив: +626
  • Последний визит:
    Вчера 22:45

Фотографии ритуального магического танца ацтеков (Aztek Dancer)

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой. (с)

Пирамиды ацтеков

Ради того, чтобы боги получили свои подношения, и возводились пирамиды – огромные алтари, чьи ступени были залиты кровью. За всё время своего существования империя ацтеков породила сотни пирамид, которые возводились по принципу «матрёшек», когда в завершении цикла на один слой пирамиды накладывался следующий и так до бесконечности. К сожалению, многие из них были разграблены европейцами в период колонизации, а затем засыпаны землёй – увы, но добродетельность захватчиков не распространялась на храмы варваров.

Пирамиды Теотиуакана

Теотиуакан считается «городом-призраком». Он располагается всего в 40 километрах от Мехико. Это поселение по праву называется одним из древнейших – его возраст оценивается в более чем две тысячи лет. В доацтекский период своей истории он был сердцем империи майя, но всё ещё не вполне ясно, почему эта цивилизация предпочла оставить город. Сегодня Теотиуакан превратился в масштабный археологический комплекс, но пришедшие когда-то в Теотиуакан ацтеки посчитали его местом, «где боги касаются земли». Поначалу местные учёные были сосредоточены на раскопках вокруг пирамиды Солнца, чья последующая реставрация произошла лишь в начале XX века. Второй виток в развитии этого комплекса ознаменовался раскопками Цитадели – огромной арены, которая находилась прямо в центре Теотиуакана.

Её периметр был оцеплен четырьмя стенами, которые были увенчаны небольшими башенками. В центре арены находился храм Пернатого Змея, от которого сегодня сохранился лишь фрагмент фасада и четыре ступени, украшенные искусной резьбой. Отсюда начиналась дорога Мёртвых, которая вела к пирамиде Луны. Прочие составляющие древнего города были обнаружены один за другим в середине XX века. Предметом особой гордости археологов являются два дворца, которые располагались немного севернее храмовых построек. Примечательно, что фрески, которыми древние ацтеки украшали стены, сохранились более чем полно. Изображения койотов, орлов, змей, ягуаров, а также некоторых божеств всё ещё поражают своей детальностью.

Пирамида Луны

Эта пирамида является одной из самых старых в Теотиуакане. Некоторые учёные связывают её название со словами «защитный камень» и «мать», которые до сих пор – пусть и в видоизменённом варианте – встречаются в некоторых индейских наречиях. Пирамида Луны находится в северной части города и своей формой напоминает Серро-Гордо. Колоссальное для II века нашей эры строение имеет двустороннюю симметрию. Этот храмовый комплекс использовался для животных и человеческих жертвоприношений. Вполне возможно, что он был возведён в честь богини Чальчиутликуэ, чьим символом была Луна. Именно с пирамидой Луны связано очень много легенд и слухов. Многое остаётся непонятным.

К примеру, учёные всё ещё не нашли внятного объяснения тому факту, что даже после разрушения города местное население продолжало совершать захоронения рядом с пирамидой. Ещё одна загадка связана с погребальной камерой, обнаруженной в глубине комплекса. В общей сложности было найдено 12 останков человеческих тел, причём 10 из них были неряшливо сброшены в центре комнаты. Несчастные были обезглавлены, их руки были связаны за спиной. Вполне возможно, что они являлись врагами города, так как два других узника пирамиды были усажены со всем почтением и украшены драгоценностями из нефрита. Возможно, они были представителями элиты. Предположительно они были убиты во время ритуала, который имел место быть в период перестройки пирамиды Луны.

Пирамида Солнца

Ещё одна действительно огромная постройка, которая является частью Теотиуакана, относится к доацтекскому периоду существования города. Не вполне ясно, какая именно цивилизация возводила эту пирамиду, но её размеры впечатляют. Сегодня её основание оценивается примерно в 900 метров, но эти данные не вполне точны. Та пирамида Солнца, которую мы знаем сегодня, имеет мало общего с культовым сооружением, которое возводили люди древности. Об этом свидетельствуют многие факты. К примеру, наличие по внешнему периметру пирамиды так называемых рёбер жесткости, которые должны были укрепить постройку. Вот только, подобные архитектурные элементы обычно находились внутри построек.

К тому же разные учёные в разные времена приходили к выводу, что уже на момент появления в городе ацтеков пирамиду не раз реставрировали. Сегодня от этих работ остались лишь следы «обмазки», которая должна была замедлить эрозию стен. Не меньший интерес вызывают туннели, которые были обнаружены под пирамидой. Они образовывают разветвлённую систему и являются частью цепи подземных пещер. В туннелях пирамиды Солнца были обнаружены многочисленные сосуды, древние зеркала и предметы быта, но учёные до сих пор не уверены, зачем эти предметы были оставлены здесь. Ещё большим вопросом, пожалуй, является слишком уж разительная разница в уровнях развития цивилизаций – одни умели возводить туннели, другие – искусно управляться с глиной.

Пирамида бога Пульке в Тепостлане

Этот архитектурный памятник находится в северных окрестностях города Тепостлан. Он относится к национальному парку «Эль Тепостеко». Восхождение к пирамиде обычно выдаётся довольно утомительным – она находится на самой вершине горы, но многие туристы отмечают, что усталость мгновенно забывается, стоит лишь почувствовать безумно сильную энергетику этого места. Появляется желание продолжить восхождение, чтобы оказаться в сакральной части пирамиды. В основном туристов интересует открытая сторона строения, с которой открывается впечатляющий вид на долину. Эта же часть пирамиды является наиболее безопасной – ниже находится ещё одна площадка, поэтому летальный исход в случае падения практически исключается.

Пирамида был возведена в честь бога Пульке, который, в свою очередь, покровительствовал одноимённому алкогольному напитку и являлся самым щедрым и относительно добрым божеством среди прочих кровожадных представителей пантеона ацтеков. Правда, это не помешало древним обитателям пирамиды умертвить её строителей. Дело в том, что обратная сторона пирамиды не кажется такой уж безопасной. Напротив, она неустойчива, и малейшей вибрации достаточно, чтобы камни начали катиться вниз. Да и ниже нет никаких площадок – лишь глубокое ущелье, на дне которого и были обнаружены бедные строители. Анализ показал, что они погибли не вследствие падения. Скорее всего, они были умерщвлены заранее, а затем скинуты с неустойчивого выступа.

Великая пирамида Чолулы

Чолула – один из крупнейших религиозных центров ацтеков. Именно в этом городе располагается Тепанапа – самая объёмная пирамида Мексики. Это сооружение действительно гигантское, но его возраст сегодня практически невозможно установить. Вопросов пока больше чем ответов. К примеру, почему в составе грунта пирамиды была обнаружена морская глина? Откуда она вообще взялась в Чолуле? А тот факт, что в ходе своей истории пирамида не раз переходила к представителям различных цивилизаций, которые не слишком заботились об изначальном предназначении многих деталей постройки, вовсе не облегчает археологические изыскания. Внутри пирамиды находится сеть туннелей, чья протяжённость достигает восьми километров.

Практически вся пирамида находится под землёй, а на её вершине стоит церковь Пресвятой Девы Утешительницы. С этим моментом связан ещё один интересный исторический эпизод. Как известно, Кортес имел привычку возводить на месте каждого варварского храма католическую церковь, но, когда он приехал в Чолулу и увидел порядка четырёх сотен храмов, ему пришлось отклониться от изначального замысла. Сейчас сложно сказать, знали ли испанцы заранее о существовании в городе огромной пирамиды, но факт остаётся фактом – пирамида оказалась засыпана. Правда, сложно даже вообразить себе, что испанцы стали бы тратить время на столь трудоёмкий процесс и засыпать пирамиду. Значит, это произошло раньше. Но кому могло понадобиться «хоронить» самую крупную пирамиду Мексики?

Пирамида Утренней Звезды в Туле

Тула являлась древнейшим центром тольтеков, великой цивилизации доколумбового периода. Иногда этот город отождествляют с полумифическим Толланом. Основным памятником, оставленным нам этой цивилизацией, является пирамида Утренней Звезды. В ходе истории она несколько раз переживала разрушения, из-за чего многие фрагменты постройки были утеряны. Так, на вершине пирамиды некогда располагался храм, чьи своды поддерживали гигантские фигуры атлантов, но сегодня от храма сохранились одни опоры и теперь решительно невозможно установить имя божества, в честь которого он вообще возводился.

Пятиметровые исполины сохранились лучше прочих составляющих пирамиды в основном благодаря стараниям жрецов, которые в своё время закопали их в землю в рамках какого-то особенно крупного ритуала. Учёные предполагают, что это событие может как-то быть связано с уничтожением самого храма.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector