0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Табачные парадоксы

Табачные парадоксы

История табака полна парадоксов. Чем его только не считали – даром богов и «чертовым ладаном», панацеей от многих хворей и смертельно опасным зельем. Его превозносили и с ним боролись – и все это продолжается по сей день.

Индейская травка

Каждому известно, что табак попал в Старый свет из Нового – когда Колумб, в поисках морских путей к Индии, открыл Америку (о чем он сам так и не узнал). В результате новые континенты окрестили Америками, в честь Америго Веспуччи, а вот их жители так и остались индейцами – в честь Индии. Еще первые конкистадоры из команды Колумба лицезрели, как эти самые индейцы совершают свои жуткие и непонятные для добрых христиан религиозные действа в клубах вонючего дыма. У ацтеков курение табака сопровождало все важные ритуалы ритуалы. В Праздник солнца жрецы приносили в жертву юношей и девушек, причем весьма специфическим образом – живым людям рассекали грудную клетку и вырывали бьющиеся сердца. И все это было окутано дымовой табачной завесой. Курение табака, равно как и употребление прочих наркотиков – галлюциногенных грибов, кактусов и многих других растений – помогало участникам ритуального действа достигнуть особого состояния изменения сознания. Кстати, и у североамериканских индейцев табак использовался в сакральных целях. Курение Священной индейской трубки мира являлось одним из магических ритуалов, связанных с вызовом духов. Затягиваясь по очереди, жрецы призывали их, направляя дым в нужную сторону. Для заклинания четырех ветров дым выпускали в разные стороны света, для призывания подземных духов и духов неба – в зенит, а в благодарность высшим силам струя дыма направлялась в сторону восходящего солнца.

И вот табак вместе с конкистадорами переплыл океан и оказался в Европе. Причем у индейцев был позаимствован не только сам табак, но и почти все ныне известные способы его употребления. В Южной и Центральной Америке курили длинные сигары, оттуда эту традицию переняли испанцы и португальцы. В Мексике и Северной Америке курили трубки, этот способ переняли англичане и голландцы, заселявшие Новый свет. В некоторых частях Южной Америки табак жевали, а карибские туземцы нюхали тонко размолотые листья табака через Y-образные тростниковые трубки, помещая их раздвоенный конец в ноздри. И в Европе пристрастились к нюханью табака, введя моду на драгоценные табакерки.

Как никотин не стал хересом

Откуда произошло слово «табак», не удалось установить доподлинно: по одной версии, так назывался один из островов Карибского архипелага, по другой – под именем «tobaco» местные жители представили пришельцам огромные сигары, предназначенные для ритуальной церемонии, по третьей – этим словом называли тростниковые трубки для вдыхания измельченных сушенных листьев растения. Справедливости ради стоит отметить, что самому Колумбу табачный дым не понравился. А вот капитану одного из судов его эскадры Родриго де Хересу табак пришелся по вкусу. Он и ввез первые мешки с сушеными листьями табака в Европу. Однако времена тогда были суровыми, католическая церковь не дремала и первого европейского курильщика изолировали в темницу, как «одержимого бесами». Но, как это часто бывает в жизни, когда через три года дон Родриго вышел из застенков, то с удивлением обнаружил, что курят многие его сограждане – новое увлечение как-то само собой распространилось в Португалии и за него уже не сажали…

Еще один парадокс истории табака – свое научное название (Nicotiana) он получил вовсе не в честь первого европейского курильщика Родриго де Хереса, пострадавшего за свою инициативу, а в честь Жана Нико. Нико был послом Франции при португальском дворе – сватал принцессу Маргариту де Валуа, дочку короля Генриха II и Екатерины Медичи, за тамошнего принца. Но дело расстроилось. По возвращении из Португалии, Нико купил табачные плантации. В 1560 году он ввел в употребление при французском дворе нюхательный табак. Постоянным покупателем табака стала Екатерина Медичи, которая считала его целебным и нюхала, дабы «избавить голову от всего дурного». Имя Нико стало широко известно, а продаваемое им зелье стали называть Nicotiana. В середине XVIII века это название было использовано ученым Карлом Линнеем в его работах по ботанике. Поскольку с точки зрения Международного кодекса ботанической номенклатуры научные названия растений, обнародованные до 1 мая 1753 года, не считаются действительными, Линней формально является автором родового названия Nicotiana L.

Все чудесатее и чудесатее

Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, жевали, курили, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения головной и зубной боли, простуды, кожных и инфекционных заболеваний. В 1571 году испанский доктор Николас Мондарес написал книгу о целительных растениях Нового Света. По словам доктора, табак может излечивать 36 болезней. В 1588 году житель Виржинии Томас Харриет начал пропагандировать ежедневное курение табака как путь к общему оздоровлению организма. В признании целебных свойств табака европейцы неожиданно и полностью согласились с индейцами, которые вообще считали табак даром богов. Правители разных государств быстро поняли, какую выгоду можно извлечь из пагубной привычки подданных, и торговля табаком стала государственной монополией во многих странах.

Курительная трубка

Часто используемое название непосредственно самой трубки мира среди индейцев – это калумет. Курительный наконечник калумета изготавливался одним мастером, а при всем процессе обязательно присутствовал шаман, читающий заклинания. Материалом служил трубочный камень – катлинит, который являлся священным. Его добывали в каменоломнях в восточной части Южной Дакоты, в Айове и Миннесоте. Эти места среди всех племен были нейтральными, и любые враждебные действия на этой территории были запрещены.

Восточные племена индейцев для курения использовали, в основном, простой табак, а вот племена, населявшие западную часть континента, изготавливали курительную смесь, называемую киникиник. Некоторые историки считают, что в состав смеси входили травы, которые одурманивали индейцев, однако это не находит существенных подтверждений.

Следует сказать, что у индейцев трубка мира, а, вернее, ее раскуривание при заключении перемирия — это всего лишь один из ритуалов. Дело в том, что у них трубки были, как говорится, на все случаи жизни. А именно, существовали трубки для войн, торговли и, как ни странно это звучит, для принятия политических решений. Другими словами, после заключения какого-либо договора, принятия решения о войне или мире раскуривалась определенная трубка. Калуметы отличались по форме и стилю, также и смеси использовались разные.

Отец-орел и мать-черепаха

Символика зверей-тотемов, возникнувшая в далекие времена, продолжает использоваться, хотя и косвенно, на протяжении всей истории. Так, считалось, что ласка может увидеть такие мелочи, которые затем могут стать причиной самых серьезных событий. Поэтому-то одежду царей и было принято украшать горностаевым мехом.

А вот знаком вождя у индейцев был головной убор из перьев орла, символизирующий солнечные лучи и «окружающий голову волшебной аурой». Орел мог взлететь в небо выше всех других птиц, и потому мог быть ближе других к Великому духу. С высоты небес он может увидеть все, что происходит внизу, на земле, и ничто не укроется от его зоркого глаза. Именно поэтому изображения орла так часто встречались и встречаются у представителей правящей элиты, например, на тех же самых рыцарских гербах.

Стражи племени хопи, например, всегда изображались с колчаном со стрелами или изогнутым посохом, которым страж показывал на землю и при этом говорил: «Ты должна быть прочной!»

Силу стража подчеркивали также изображения молнии и облаков. Так, индейцы сначала создали для себя определенные образы, а затем они уже прочно закрепились в их рисунках. Например, у индейцев-могикан тотемом считалась черепаха, и именно ее татуированное изображение красовалось у всех мужчин на груди.

Индейские амулеты

Не говори ничего плохого
Это место священно.

Из песни Колдовской Палатки
Племени шайенов

Жизнь индейца североамериканских равнин во многом зависела от Великой Тайны — то есть от высших сил природы, которые повелевали всем на Земле. Эти силы ассоциировались с наличием вокруг целого мира духов и мистических существ, которых — чтобы оградиться от бед и напастей — надо было расположить к себе. Без этого ни один индеец не принимал никаких решений и не начинал важного дела.
Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?

Столь нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным миром. Например — через магические сны и видения, вызвать которые можно было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали «волшебные» предметы — амулеты, талисманы, обереги. Они, как и лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке индейцев сиу называются «вакан». А люди, способные врачевать и общаться с Великой Тайной, — «вичаша вакан», то есть таинственные люди.

Читать еще:  Сказание о потопе у индейцев

В качестве «вакан» может использоваться многое — части тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из дерева, кости или кожи.

Обычно такие предметы хранились в священной или колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам, одежде, оружию.

Цель при этом преследовалась одна — защититься с помощью «вакан» от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку.

Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами бессмертны.

Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя — считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу.

Изображение стрекозы символизировало такие качества, как быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались в конные набеги — ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых коней.

Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других — цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на медицинский саквояж.

Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная предназначалась для Танца Солнца — важнейшей церемонии индейцев Великих равнин, продолжавшейся несколько дней.

Кроме шкурок животных, перьев орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба. При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов.

У шайенов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или «носителями смерти», — может быть, потому, что они использовали в качестве «вакан» высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в сумке, сделанной из кожи жабы-быка.
У ассинибойнов подобное общество именовалось «ваэчонса». Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло, колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти жертвы.
Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания. Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с медициной и химией они тщательно скрывали.
Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались «под медведя». А также подражали его повадкам.

Среди атрибутов культа были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им удавалось, выслеживая больных животных.
Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне.
Шайены имели две племенных святыни — Четыре Священных Стрелы (южные шайены) и Священную Шапку (северные). Они выносились на свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея столь могущественный талисман, шайены были неустрашимы и уверены в победе. Другая колдовская связка — «Гнездо Священной Шапки» — была знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать назад пули и стрелы противника. Предмет этот — кусок кожи, украшенный волосами со скальпов, — так и назывался: «возвратитель».
Надежда на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или мистического существа.
В военном походе первым делом требовалось незамеченным приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к волосам чучело ворона.

Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об опасности легким клевком в затылок.
Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным амулетом.

Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и вражеская пуля не причинит никакого вреда.
Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному предмету боевого снаряжения.

Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами — давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода рисунки — животных, насекомых, небесных светил или мифических существ. Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина.
Скальп, снятый с врага, являлся не только доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую и жилище.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке — самом почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.
Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку вытачивали из красного камня «катлинит» и инкрустировали свинцом, деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки для забивания табака и прочистки трубки.

Пока у индейца есть трубка — ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги.
Что ж, владеть магическими предметами — немалая ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время «индейских войн» прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции. Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно передают их из поколения в поколение — как, например, Священную Каменную Трубку в резервации сиу «Шайен — Ривер» в Южной Дакоте, или Священную Шапку в резервации «Северные шайены» в Монтане.
Как знать, может, эти овеянные веками «таинственные» предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?

Оленья тропа

Означала обильную охоту, сообщение, что в этом месте охота была особенно удачной.

Как и следы других животных этот изображение могло прямо указывать направление движения: что в этой местности есть олени и в какой стороне они водятся (куда они движутся).

Также символ оленьей тропы обозначал безопасность и укрытие, ведь это животное давало людям все, что необходимо для выживания: не только пищу, но и материал для изготовления одежды, построения жилища.

У разных племен она воспринималась по разному. Северные лесные индейцы почитали лису как доброе животное, мудрое и благородное. Ей приписывали желанные для любого охотника качества терпения, наблюдательности и скрытности.

Индейцы великих равнин считали лису трикстером, способным обмануть и привести человека к смерти.

Добродушный обманщик, адаптивен, находчив, любопытен и изворотлив, считается экспертом по маскировке и секретности своих действий.

Относится к существам-трикстерам – способен носить маски и постоянно менять свои образы и облики.

Его называют Гила (хи-ла) монстр, это крупная ядовитая ящерица (одна из двух самых опасных в мире), ее кожа как будто покрыта бисером.

Считается что это существо может жить больше года без еды и воды и проводить более 95% времени под землей.

Индейцы приписывали Хи-ла монстру духовные силы отрицательного воздействия: якобы дыхание ящера может убить человека, а он сам при желании способен навести болезни и проблемы.

Ядом этого существа, охотники смазывали свои дротики и стрелы, что приводило их врагов даже при легком ранении к быстрой неминуемой смерти.

Изображение Гила Монстра является пиктограммой, которой пользуются в рассказах и историях.

Лошадь

Это животное вошло в жизнь коренных американцев вместе с приплывшими на их материк европейцами. Сначала его называли «божьей собакой» или «большой собакой», а всадники воспринимались богоподобными существами.

Позднее, когда лошадь вошла в обиход индейских племен, этим символом изображали такие качества, как скорость и подвижность, силу и выносливость.

Лошади принесли индейским племенам возможность больше путешествовать и легче охотиться. Поэтому кони могут считаться символом путешествий, в том числе охотничьих (например, в поисках бизонов).

У некоторых коренных народов Северной Америки это животное обозначало верность, преданность и даже любовь.

Символ лошади мог служить выражением взаимного уважения людей и племен.

Рисунком с отпечатком ее копыта наездники могли указывать сторону в которую они ускакали. И наконец, рисунок лошади использовали в качестве пиктограммы для рассказывания историй.

Черепаха

Священный символ, представляющий Мать-Землю. По легендам, она участвовала в сотворении мира – нырнула под воду и принесла со дна ила и грязи для сотворения земли. На основании историй других мифов, она участвовала также в спасении людей во время потопа – собирая выживших на свою спину. Отсюда образ «остров-черепаха».

Читать еще:  Религиозные убеждения племени ацтеков

У племен хопи и навахо черепаха является символом воды.

У других – лунным символом из-за того, что некоторые виды черепах имеют на своей внутренней поверхности 13 сегментов (ассоциация с годовым циклом из 13 лунных месяцев).

Означает крепкое здоровье и долголетие. Ее панцирь ассоциируется с настойчивостью, защитой и безопасностью.

Великий Змей

Вариации: рогатый, пернатый.

Все Великие Змеи считались мифологическими существами, могли быть страшным на вид, но доброжелательным к людям. Они – хранители воды, могли означать проточную воду, реки. Также связаны с грозой и молнией, поэтому означали внезапные и, возможно, насильственные перемены.

Рогатый змей – носитель большой духовной магической силы.

Змеи, свернутые в спираль – символизировали тайну, нечто сокрытое.

Пернатый змей – добрый дух, представляющий жизнь и ее обновление, часто его изображали в количестве четырех, вращающимися вокруг креста в символе круга, Солнечного Креста.

Птицы

Разные виды птиц: певчие, хищные, водоплавающие, все они являются носителями духовной силы, проводниками и посредниками богов и людей.

Для индейцев основной смысл птичьей символики заключается в способности крылатых парить в небесах и испытывать чувство особой свободы. Эта свобода, плюс сообщения и перемены – является вдохновляющим значением символа птицы.

У каждой птицы могли быть свои особенные дополнительные значения, например:

Орел – самый близкий к Творцу, священная птица, несущая сообщения от людей Великому Духу, имеющий особую связь с видениями (поэтому особенно важны орлиные перья).

Ворон – опасность миновала, вскоре за ней придет удача.

Колибри – вечность, которая состоит из жизненных циклов, парочка колибри – преданность и постоянство. Увидеть этих птичек перед крупной охотой или битвой считалось добрым знаком.

Некоторые племена просили Колибри задобрить богов чтобы принести их землям дождь, верили, что они могут выступать на Небесах от имени народа.

Перья колибри высоко ценились при изготовлении танцевальных костюмов для важных церемоний.

Сова – считается символом смерти, как существо ночи, тесно связана с призраками. Перья совы использовали лишь ведьмы.

Эта птица – плохое предзнаменование и предупреждение тем, кто нарушил какие-то традиции или племенные табу. Даже слышать крик совы было к несчастью, якобы кто-то внезапно умрет, поэтому сова и вскрикнула.

Ястреб – хранитель и защитник Матери-Земли и всех ее детей от злых духов. Самым мощным из этого рода птиц является Птица Гром. Красные перья ястреба считаются наиболее ценными и даже священными, их используют в ритуалах и религиозных церемониях.

Громовая птица – мифологическое существо, обладающее особой духовной силой. Биение ее огромных крыльев вызывает гром в небесах и ураганы. Как знак, Птица Гром могла означать скорое начало войны.

Пиаза – еще одна мистическая птица, обладающая сверхъестественными способностями, существо подземного мира, злой дух. Ее имя означает «птица, которая пожирает людей».

По смыслу, Пиаза – похожа на дракона: и характером, и тем, что ее изображали собранной из частей других животных.

Символ «Птичий след» – мог показывать направление движения индейцев, это сообщение, которое они оставляли для кого-то.

Также этим символом могли передавать статус и авторитет – от одного члена племени другому.

Бабочка

Является символом трансформации, основа этого значения естественная: уродливый червяк превращается в прекрасное порхающее существо.

И якобы когда-то она могла еще и петь, пока ревнивые птицы не умолили Создателя лишить это прекрасное легкокрылое существо ее волшебного голоса.

Индейцы считали, что если бабочка садится на ваше плечо – это знак утешения, на человека снисходит некая благодать, умиротворение.

В некоторых племенах ее почитали как приносящую сны людям.

Бабочку также считали посланницей духовного мира, ее сообщение зависит от цвета крыльев:

  • черная бабочка – приносит плохие новости или болезнь;
  • желтая – надежду и жизненное руководство;
  • с коричневой – приходят важные новости;
  • красная – является знаком приближения важного события;
  • а на крыльях белой бабочки – прилетает удача.

Стрекоза

Счастье, скорость и чистота, постоянный процесс изменения жизни. Для некоторых племен является знаком чистой воды – ведь первый год жизни это насекомое живет в воде, как нимфа.

Считается бабушкой, научившей Создателя плетению реальности. Бабушка- паучиха была также человеческой заступницей и первой богиней Земли, подарившей людям ткацкое мастерство.

Изображения паука наносили на украшения, одеваемые на шею, грудь, – они служили защитными амулетами, оберегами для своего носителя. А также подобное украшение могло означать высокий статус (звание) данного человека в своем племени.

По мифологии отдельных племен коренных народов Северной Америки, паук Иктоми – является трикстером, духом-обманщиком, способным принимать любую форму, в том числе человеческую.

Именем паука назван древний музыкальный инструмент Bullroarer («Бульбоносец»), издающий очень низкий рычащий и жужжащий вибрирующий звук, который распространялся на большие расстояния. С помощью этих звуков на ритуальных церемониях происходила связь с нижним миром духов.

Больше символов – рубрика “Символы индейцев

Продолжение темы животных – в статье “Тотемы индейцев“.

Злые Духи индейцев Северной Америки

Североамериканские индейцы известны своим уникальным фольклором и самобытной культурой. Их быт строился на постоянном взаимодействии с силами природы: индейцы верили что рядом с ними обитают различные духи добрые и злые, которые влияют на их жизнь.

По их поверьям, создал саму жизнь и людей Великий Дух, способный пользоваться силами животных. Иногда он изображался, как некий парный предмет, чтобы показать двойственность человеческого начала (добро и зло). Множество Духов сопутствовало индейцам в повседневности, они им поклонялись, просили помощи и защиты. А злых Духов они просили их не беспокоить и не приносить вреда. Но эти Демоны продолжали наводить ужас на целые индейские поселения и народы.

Вендиго. Злой дух индейцев Северной Америки

Вендиго, устрашающий дух Мороза и Стужи. Вендиго принимал облик чудовища, отдаленно напоминающего человека. По некоторым преданиям, Вендиго это и есть бывший переродившийся человек, сердце которого обратилось в лед. Его отличает ужасная худоба и торчащие из его тела кости, отсутствие носа и губ, нескольких пальцев и ушей, спина его покрыта накидкой из белой шерсти, а питается это существо исключительно человечиной. По одной версии, оно запасает человеческое мясо на долгую зиму, пряча его в котлах и на ветвях деревьев. По другой – Вендиго искусный охотник, использующий свои способности, чтобы до смерти напугать свою жертву.

Рекламное видео:

Ачери

Дух-демон, принимающий форму маленькой девочки или скелета ребенка. Носит детскую одежду и обладает неестественным черным цветом глаз. Этот Дух спускается по ночам с гор и приходит в селения, где и поет свою ритуальную песнь. Этот Дух приносит болезни и смерти всем, кто его увидит или услышит его пение, а также детям и старикам. Чтобы защититься от Ачери, индейцы использовали красную нить, повязав ее на своей шее.

Найтака

Водный монстр, по некоторым поверьям достигающий 15 метров в длину. Обитает это чудовище в озере Оканаган, Канада. По преданиям местных индейцев, на берегу у этого озера один человек убил почтенного старца, за что и был превращен в морского монстра. Говорят, что Найтака нередко использовал в пищу человеческое мясо, и поэтому с лёгкостью топил своим хвостом суда, переправляющиеся через это озеро.

Дсоноква

Мстительный дух великанш-людоедок, обладающих длинными медными когтями и угольно-черной кожей. По преданиям, эти духи приманивали к себе детей с помощью свиста и уносили их в корзинах, чтобы затем съесть. Но говорили, что если удачно застать Дсонокву врасплох, то она сможет поделиться своим богатством. Если же Дсонокву сжечь, то её пепел превратится в опасных москитов.

Стикини

По поверьям индейцев это злые колдуны или колдуньи, которые обладают способностью обращаться в огромную сову. В облике совы они охотятся за сердцами людей, которые помогают им продлить их жизнь. Стикини вытаскивают сердце прямо через рот человека, чтобы потом приготовить из него омолаживающее зелье. Крик Стикини слышен за многие километры, а тем, кто по несчастью услышал крик Стикини грозит смерть.

Унктехи

Огромный подводный рогатый змей, встречающийся у разных племен под разными именами. По различным версиям в этих змеев могли превращаться люди, отведавшие их мяса или использующие темную магию. По одной легенде племени тетон, первой Унктехи стала злая ведьма. Изначально она не имела определенной формы, только голову и один рог на ней. Затем стали видны огненные глаза, горящие голодом и ненавистью, тело стало длинным и покрытым прочной броней, а клыки выросли до устрашающих размеров.

Дзи-дзи-бон-да

Об этом существе известно очень мало, но среди северных американцев ходили легенды, что оно настолько страшно и уродливо, что боится собственного отражения в воде.

Снаф, или нюхательный табак

Поскольку нюхательный табак оказался столь привечаем самой королевой Франции, он очень быстро стал принадлежностью высшего света сначала Франции, а затем и остальных европейских королевских дворов.

Для производства снафа листья табака растирают в пыль и добавляют ароматизаторы. Ароматизаторы бывают всех видов и на любой вкус — от ванили до мяты и от апельсинового аромата до запаха лаванды. Марк Шагал, «Понюшка табака», 1912 г.
Фото: Источник

Нюхательный табак не подвергается горению, а посему он менее вреден, чем курительный, нет горения — нет канцерогенных смол. Человек просто потребляет никотин и одновременно улучшает свое дыхание, ароматизируя его.

Читать еще:  Религии древнейших цивилизаций Америки

О вредности нюхательного табака сегодня не принято говорить, модно говорить о вредности только табакокурения. Но на самом деле, нюхательный табак тоже вызывает рак слизистой, а задерживающиеся в носоглотке крошки и пылинки табака оказывают негативное воздействие на легкие того, кто нюхает.

Однако люди продолжают нюхать табак — у них уже выработалась привычка к никотину, им нравится аромат табака, а вдобавок, понюшка табаку дает ощущение бодрости и свежести. Пусть и ненадолго.

Другое значение

Кимберлитовая трубка «Мир» – это название алмазного месторождения, которое расположено в Якутии. Его открыли в 1954 году в СССР советские геологи. Начали разрабатывать месторождение простым открытым методом, однако по мере того, как старатели углубляли карьер, разработку стали осуществлять подземным способом.

Кимберлитовая трубка «Мир» является самым большим по объему карьером по добыче алмазов. Изначально разрабатывался сам карьер, а затем вокруг него появился город Мирный, в котором сегодня проживают около 40 тысяч человек.

Это месторождение в настоящее время ушло в глубину на 525 метров, его диаметр достигает 1,2 километра. Кимберлитовая порода появляется в результате извержения вулкана, которые происходили в этих местах уже миллионы лет назад. В процессе извержения из недр земли выбрасывается кимберлит, в котором и содержатся алмазы.

Перелет на другой континент стал ответом сибиряков на недавний визит индейцев на Байкал. Больше суток пути, с пересадками в Москве, Лондоне и Чикаго, прежде чем делегация из Приангарья добралась до штата Оклахома, где проживает наибольшее количество этнических индейцев Америки. В рамках проекта «От человека к человеку», который организовали Университет Оклахомы и Центр бурятской культуры, в Иркутске, на Ольхоне, в Курумкане и Улан-Удэ в августе побывали американцы, познакомились со своими кровными братьями бурятами.

По исследованиям ученых,

коренные жители Сибири и Америки имеют до 38% генетического сходства.

Подтверждают это и историки: заселение американского континента происходило именно с земель нынешней Сибири через Берингию — участок суши на месте нынешнего Берингова пролива, около 15 тысяч лет назад соединявший континенты.

И вот настал черед бурятской группы нанести ответный визит своим американским родственникам. В ее состав вошли музыкант и исполнитель горлового пения Александр Архинчеев из Осинского района, популярный певец из Улан-Удэ Чингис Раднаев, руководитель музыкальной школы в Хужире на Ольхоне Оксана Жамбалова, учитель английского языка из Курумкана Тамара Доржиева, а также иркутяне — художник Влад Урбаханов, исполнительница национальных бурятских танцев Ирина Шоткинова и председатель Центра бурятской культуры Сергей Шоткинов.

Ужин в индейской церкви, которая объединяет в себе традиционные индейские верования и христианство.

— В аэропорту нас встретили наши друзья — Мэри и Татьяна, которые в августе побывали на Байкале, — рассказывает Сергей Шоткинов. — Мы заехали на часок к Мэри перекусить, а потом нас отвезли в окрестности городка Лоутон в «Команчи каунти», где поселили в гостевом домике, стилизованном под ранчо.

На следующий день коренным сибирякам предстояло облачиться в национальные костюмы и вместе с индейцами племени команчи открывать фестиваль «Пау-Вау» .

— Первыми прошли старейшины, затем принцессы в ярких костюмах, — продолжает Сергей. — А следом представили нас. Все шествие проходило под ритмичный бой барабанов и традиционные песнопения. Энергетика потрясающая! После завершения Пау-Вау мы выступили на международном фестивале в городе Лоутон, затем нас перевезли в небольшой городок Норман и поселили в уютных коттеджах Университета Оклахомы.

Индейские принцессы племени команчи на традиционном фестивале индейской культуры Пау-вау в Оклахоме. Несмотря на то что племена стараются сохранить свою аутентичность, культуру, современные веяния все же проникают в традиционные наряды и танцы народов. Платья стали ярче, убранство богаче

В течение всех десяти дней, что сибиряки провели в гостях у американцев, они нон-стоп давали концерты или проводили мастер-классы: по ёхору, горловому пению и игре на моринхуре. И почти каждый день ходили в гости.

— Нас пригласили сразу в шесть домов! — говорит Сергей. — Так что проблем с едой вообще не возникало.Радушные хозяева постоянно нас чем-то угощали и все время дарили подарки.

Хоть и понравились сибирякам национальные индейские и типично американские блюда, но вскоре им захотелось наваристого супа и мяса. Желание гостя — закон, и

индейцы устроили бурятам ужин с барбекю.

— Нас повезли в кафе, типа наших шашлычек, на окраине города, — вспоминают путешественники. — Мы отвели душу, наелись мяса, заодно разговорились с хозяином заведения. Оказалось — он музыкант, играет и поет. Мы попросили его что-нибудь исполнить. Он не только сыграл, но и спел песню в стиле кантри.

Бурятские путешественники тоже не остались в долгу: Чингис и Александр исполнили по песне под гитару. Заглянувшие поужинать

местные фермеры как вкопанные останавливались на входе, аплодировали и очень радовались, когда узнавали, что гости приехали из России.

— Всю нашу поездку нам встречались отзывчивые, добрые люди, — говорит Сергей. — А о том, что у наших стран напряженные отношения, в Оклахоме слыхом не слыхивали. Мы даже специально газеты местные просматривали. Единственный иностранный политик, чье имя один раз встретилось на страницах, — лидер Северной Кореи Ким Чен Ын.

— Действительно, люди — самое прекрасное, что поразило нас в Америке, — вторит художник Влад Урбаханов.

Александр Архинчеев на одном из мастер-классов по горловому пению и виртуозной игре на моринхуре, который гости из Сибири провели для студентов университета Оклахомы. Американцы внимательно слушали и даже пытались повторить. Правда, с первого раза горловое пение не поддалось никому — все же сложная техника, требуются годы тренировок. Зато все отлично станцевали традиционный бурятский танец — ёхор, ведь у индейцев есть схожие движения, с той лишь разницей, что танцующие не держатся за руки

В перерывах между выступлениями в детской больнице, Университете Оклахомы, образовательных центрах и индейской христианской церкви гости ездили смотреть достопримечательности. Например, на гору Скотта — высочайшую точку штата и священное для индейцев место, где раньше проходила граница между племенами команчи и кайова.

— На горе стоят огромные валуны, — рассказывает председатель Центра бурятской культуры Сергей Шоткинов. — По старому индейскому поверью, рассказанному нам Крикет, на этой горе под валунами йети хоронили своих сородичей, а

тот, кто найдет под камнями кости снежного человека, перетрет их в порошок и примет внутрь, обретет его силу.

Но проверять это мы не стали.

В один из дней перед отъездом коренных сибиряков на родину для них провели особый ритуал очищения. Индейцы его бережно хранят и передают из поколения в поколение, а чести пройти его удостаивается не каждый.

— Вечером нас привезли к низкому круглому строению из жердей и войлока, похожему на маленькую юрту, — вспоминает Сергей. — Пол «юрты» также был выстлан войлоком, в середине имелось отверстие, а в земле вырыта неглубокая яма. Нас усадили вокруг нее, индейцы начали заносить раскаленные докрасна куски вулканической лавы. После этого полог закрыли, и мы погрузились в полную темноту, лишь камни краснели по центру. Наш американский друг Кевин рассказал об истории этой церемонии, потом передал по кругу что-то вроде «трубки мира» — обычную папироску с табаком, которую сам и скрутил, а после стал поливать камни водой и сказал, что каждый может помолиться или рассказать все, что у него есть на сердце.

Юрта наполнилась густым паром, и люди заговорили о том, что было на душе, в основном — как рады знакомству и общению друг с другом. Все действо длилось несколько часов, периодически добавляли новые раскаленные камни.

— Мы потеряли счет времени, — говорит Сергей. — Как назывался ритуал, мы не запомнили, но эффект был как после сауны. Вероятно, прошли очищение по-индейски — физическое и духовное.

Эта скульптура — символ глобального переселения всех индейских племен с территории Америки в резервацию в Оклахоме. По пути сюда многие умирали от холода, болезней, и путь этот впоследствии назвали дорогой слез. Символом ее стала скульптура индейца, который едва держится в седле измотанной лошади. «Сейчас у каждого индейца, помимо американского паспорта, есть еще и особое удостоверение, в котором указано, к какому племени он принадлежит».

Ощутили ли буряты свое родство с индейцами за это время?

— Конечно! — отвечает Сергей Шоткинов. — Если внешне мы немного отличаемся, то менталитет — как под копирку. Это ярко прослеживается в нашем отношении ко времени. Когда белому американцу говорят прийти к одиннадцати, он и приходит ровно в одиннадцать.

Что индейцы, что буряты — хорошо, если к половине двенадцатого придут.

Хотя мы все-таки стараемся не опаздывать, особенно на важные мероприятия. Кроме того, у их детей, как и у наших, есть монгольское пятно, а жилище индейцев племени навахо — хоган — как две капли воды похоже на западно-бурятскую деревянную юрту.

В аэропорту все прощались уже словно близкие родственники, а Крикет даже дала волю чувствам и расплакалась.

— Очень эмоциональные и открытые люди, — отмечают наши путешественники. — Мы буквально сроднились за это время. Думаем, еще когда-нибудь съездим друг к другу в гости, а пока продолжим общение по интернету.

Ольга Романова, еженедельники «Пятница», «Копейка»

На главном фото: делегаты из Сибири Ирина и Сергей Шоткиновы с музыкантом из племени команчи (в центре).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector