2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок религиоведения «Понятие о религии»

Урок религиоведения «Понятие о религии»

Цель: ознакомление учащихся с понятием религия, изучение основы вероучений в мировых религиях, их сходств и различий научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию

Задачи:

    Образовательная: дать учащимся знания о религии; познакомить со структурой религии
    Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни.
    Воспитательная: сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих ценностей.

Тип урока: вводный, изучение нового материала.

Форма: комбинированный урок

Основные понятия: религия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, ислам, христианство, буддизм.

Оборудование:

  1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
  2. Дополнительные устройства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  3. Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.

Структура урока:

Что такое религия

Само слово «религия» вошло в русский язык в петровскую эпоху из западноевропейских языков, а те, в свою очередь, заимствовали его из латыни — religio. Древнеримский оратор Цицерон использовал это слово в значении почитания богов в любой форме, будь то жертвоприношения, истории о деяниях богов и так далее.

Христианство возникло в Палестине, провинции Римской империи, и сначала власти объявили его недозволенной религией и даже атеизмом из-за того, что христиане не поклонялись тогдашним богам-покровителям. Однако притягательность нового учения оказалась сильнее правительственных запретов, и через три столетия христианство было уравнено в правах с другими верованиями Римской империи, а еще через несколько десятилетий стало официальным и единственным вероучением. И теперь словом «религия» стали обозначать только христианскую веру, «истинную религию», а все остальные именовали «ложными», языческими.

Но к XVIII веку верования разнообразных народов, в том числе индейцев в недавно открытой Америке, тоже стали называть религией. И так оформилось современное значение этого слова, которое охватывает самые разные представления о Высших Силах.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше. Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.
В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

История появления понятия

В Греции античных времён термином «теология» обозначали различные проявления: систематизация мифов, генеалогический язык богов, мысли о неподвижном перводвигателе мира и другие явления.

Августин, дал определение, что такое теология – это теория, дающая объяснение о Боге, речь о божестве. Ранние теологи выдавали свои умозаключения как универсальные, обоснованные на нормах и правилах жизни. Излагалось всё философским категориальным языком.

До Средних веков Афиногор Афинский продвигал триадологию – принятие и описание Пресвятой Троицы. Первым богословом Ориген назвал Иисуса Христа – Сына Божьего, который сам положил начало триадологии. Вторым, говорящим с пониманием о божественном, принято признавать «благоразумного разбойника».

Богословие от начала развития Церкви зафиксировано в Новом Завете. Философы много разных мыслей взяли из Закона Моисеева. Саму философию принято называть ступенькой в осознании веры и божественного, через её аргументы и доказательства. Для истинно верующих сказанное Спасителем не требуют доказательств.

После взятия Рима в эпоху Вселенских соборов церковные отцы пересматривали и переосмысливали античные трактаты и стремились пересказать понятным простым языком основы веры христиан. Часто им приходилось использовать риторические и философские определения, приёмы и методы. Философы для людей тогда были, что пророки для иудеев.

После эпохи гонений на христиан эти каноны церкви были противовесом возникающей ереси, такой как арианство, гностицизм, монтанизм, манихейство.

Первый Вселенский собор в 325 году отделил христианство от иудаизма. И в те времена многие общественные деятели защищали вероучение о Боге, выпуская свои труды и постулаты. Что же при этом называют теологией?

Теология в то время была по своей сути авторитарна, то есть отвергающая всякую вольную трактовку, принимающая «слово божье» некритически как недостижимые разумом «истины откровения». Жёсткая позиция наблюдалась именно в католицизме.

Определение теологии в настоящий момент

Только в XV веке наметилось сближение теологии и православного богословия.

В русском языке, в России и других восточных странах этот термин не прижился, точнее, отражает суть явления понятие богословие. Запад в основном развивал теологию.

Язык у каждого при этом сформировался свой, понятийный аппарат свой, в фундаменте мысли уважаемых авторов. В итоге в начале XX века слышать и понимать друг друга перестали.

Сейчас в России уже есть специальность «теология» или «филолог со знанием основ теологии» на некоторых кафедрах вузов.

Таким образом, что такое теология определение – это совокупность наук или религиозных доктрин, которые раскрывают сущность и действия Бога, развитие вероучений во времени, культурное наследство религий (искусство, архитектурные памятники, письмена, религиозное образование и исследования), религиозное право, отношения между учениями и различными организациями. Предмет теологии – исторический опыт человечества в религиозном понимании.

Богословие – учение о Боге, основанное на Откровении, самом божественном Слове из сакральных текстов (иудаизм – Тора; христианство – Библия; ислам – Коран). У человека веры происходит поиск лика Божьего. У теолога – рассуждения о нём.

Смысл для человека заключён в методологической проработке истинности божьих слов разумом, который имеет веру. Для атеистов он в систематичности изложения, толкования и защите идей об абсолютной реальности, и обосновании правил и норм жизни.

Истинный смысл понятия можно увидеть только в монотеизме, в котором Бог лично обращается к каждому.

Теология – это объединение доктрин разных религий о сущности и действии Бога. Она принадлежит полю религиозной мистики, но может существовать и вне её. Христианство дало исключительно своё содержание теологии и разработало методологию.

Виды и направления

Традиционные доктрины, интерпретирующие сущность и бытие Божье, выражаются в феноменах теологических вероучений.

  1. Фундаментальную или системную (системная интерпретация и объяснение догматов и апологетов, сравнительная теология, экзегетика, социальная теология, экклесиология);
  2. Историческую (церковная археология, история церкви, библии, рефлексивная метаистория);
  3. Нравственную или практическую (концепция о личном спасении);
  4. Пастырскую (прикладные аспекты культовой деятельности: теория богослужения, проповедования, методики адаптации).

Развитие концептуальной системы теологии в настоящее время является разветвлённой и достаточно законченной. Она характерна для классических вероучений современности: христианство, иудаизм, ислам.

Её рассматривают по направленности:

  • Нормативная; сами положения из Святых писаний (Библия, Коран,Тор), само Слово Божие. У основания Иисус Христос и апостолы. Святые Отцы придают текстам завершённый вид. Особенно она почитаема единоверцами.
  • Деривативная или выводная; комментарии богословов с присущим философским подходом. Это, по сути, субъективные размышления верующего человека о Боге. Выводы этой теологии самые доступные для понимания людям любого вероисповедания. Она может родиться в лоне отдельной церкви.

Теология в духовном христианском образовании

Во всех странах стали появляться богословские школы, училища и факультеты не только в вузах, но и при храмах, монастырях. Часто и светское и духовное обучение имело теологию или богословие отдельным учебным предметом.

В XVIII веке стало явно видно два направления развития обучения: монастыри, продвигающие наследие Древней Церкви, и духовные школы, которые развивались под влиянием католической схоластики и протестантского рационализма.

Духовное образование на современном этапе проходит своё реформирование, интеграцию в европейское, российское и научное пространство. Цель – повышение качества духовного образования.

Это образование можно получить, пройдя три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Докторантура даёт звание «Доктор богословия» в России и «Доктор теологии» в европейской классификации.

Теология в обучении включает в себя учебные предметы о: Святой Троице, ангелах, трехе, зле, природе и лице Иисуса Христа, спасении, церкви, иконе, таинствах и последних судьбах мира.

Исторический ракурс открывает церковная археология, византология, история библейская, развитие древней Церкви, поместных церквей и РПЦ. Догматика и Апологетика, Сравнительное и Пастырское богословие, Нравственное и Библейское – содержание христианского обучения.

Теология непохожа ни на одну науку, в ней нет единообразия. Она всегда выступает надстройкой над монотеизмом. Она двойственна и выполняет функцию посредника между самой религией и светской философией.

Теология позволяет провести ревизию постулатов любой религии, поэтому молодые направления в религии старательно защищаются от неё.

Она достаточно древняя, но всё же открытая наука, ориентирующаяся на родственные её культуре концепции и мироотношения. Она благополучно обогащается этими новообразованиями. Теология, философия и религиозные традиции постоянно взаимообогащаются.

  • Записи сообщества
  • Поиск

★★Религиоведение.Первый религиоведческий★★ запись закреплена

#книги@religiovedenie #культура #антропология #этнография
Сьюзен Дж. Расмуссен
»Одержимость духом и индивидуальность среди туарегов Кел Эви»

Серия : Кембриджские исследования в социальной и культурной антропологии
Показать полностью…

количество страниц : 193

Расмуссен впервые заинтересовалась одержимостью духом среди туарегов, периодически бывая в этом регионе — около горы Багзан в дождливые сезоны 1977 и 1978 годов и в городе Агадес https://ru.wikipedia.org/wiki/Агадес_(город) в 1976 году, когда наблюдала ряд ритуалов и одержимости духом в Агадесе и в окружающей сельской местности. Она занималась полевыми исследованиями и изучением местных языков- Хауса и Тамачека.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хауса_(язык)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хауса_(народ)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Туарегские_языки
Среди туарегов существуют местные различия в отношении предполагаемой этиологии и рекомендуемых методов исцеления. Ритуалы исцеления туарегов-это представления, проводимые публично и поздно вечером. Расмуссен исследует социальный контекст одержимости и его трактовку, выявляя концепции личностности, возникающие в этом процессе.
Книга исследует глубже, чем многие антропологические описания (которые фокусируются на механике церемонии, часто игнорируя информацию о социальных ролях).
Эстетика одержимости позволяет индивидам демонстрировать себя способами, совместимыми с традиционными нормами и превосходящими обычные социальные границы- помогает разыгрывать фантазию, в которой частные символы индивидуальности получают публичное выражение. Расмуссен приходит к выводу, что человек находится на «перекрестке идентичности», подверженный конфликтующим духовным и социальным влияниям. Одержимость духом представляет собой разрыв в этом равновесии, который ритуал исцеления пытается исправить.
______________________________________________________________________________

Сьюзен Расмуссен- профессор антропологии факультета сравнительных культурологических исследований Хьюстонского университета, провела полевые исследования в сельских и городских общинах туарегов , а также среди африканских иммигрантов во Франции. Ее интересы включают религию, системы исцеления и знахари, гендер, словесное искусство, африканские гуманитарные науки и, в более широком смысле, связи между символизмом и властью, а также отношения между антропологией и правами человека. Она опубликовала ряд статей и пять книг.

_____________________________________________________________________________
Благодарности
Вступление
1. Болезни сердца и души: случай с саламандрой
Часть I. образы одержимости:
2. Инверсия и другие тропы в ритуалах одержимости духом
3. «Как ветка дерева, качающаяся на ветру»: танец головы
4. Болезни бога: личность, знание и исцеление
Часть II. Искусство, свобода воли и власть в ритуальных сеансах:
5. Звук, одиночество и музыка
6. Песни Танде-н-гоуматен
Выводы
Записи
Список литературы
Указатель
_____________________________________________________________________

Кембриджские исследования в социальной и культурной антропологии :

Майя Грин »Священники, ведьмы и сила: Общенародное христианство после миссии в южную Танзанию »

Саймон Харрисон »Кража имен людей: история и политика в космологии реки Сепик»

Роланд Литтлвуд »Патология и идентичность.Работа Матери-Земли в Тринидаде»

Эндрю Битти »Разновидности яванской религии.Антропологический отчет»

★★Религиоведение.Первый религиоведческий★★ запись закреплена
Σ Научный скептицизм — против псевдонауки

#религия #история
Что такое небеса в монотеистической религии и где они находятся
Автор: Майкл Шермер, американский историк науки, научный скептик

В монотеистической религиозной традиции слово «небеса» обозначает три общих понятия: 1) физическая часть Вселенной, 2) место пребывания Бога и 3) место, куда переходят мертвые.
Показать полностью… На иврите слово «небо» (шамайим) иногда трактуется как «небесная твердь», сродни понятию «горний мир». В космологии небесная твердь — это покров в форме купола, окружающий Землю и отделяющий небесные воды вверху от земных вод внизу (вот откуда взялись воды Ноева потопа). Автор стихов 1:6−8 «Бытия» объясняет это следующим образом.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом.
Понятие небес было заимствовано из древней космологии Ближнего Востока
(месопотамской, прежде всего шумерской, вавилонской и иудейской) в VIII−VI вв. до н.э., когда были составлены ранние версии книг Ветхого Завета. Например, Священнический кодекс VI в. до н.э., который библеисты считают одним из основополагающих текстов Торы (наряду с Яхвистом, Элохистом и Второзаконием), был, вероятнее всего, скомпилирован иудейскими жрецами в период Вавилонского пленения. В Древнем мире проникновение культурных явлений через границы сопредельных политических образований было нормой. Считалось, что свод не только отделяет землю от неба и верхние воды от нижних, но является средой, в которую вмурованы Луна, Солнце и звезды (Бытие 1:14): «[И сказал Бог да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи».
В общем, древнейшая еврейская космология описывала трехчастную структуру, в которой небеса представляли все, что находится над землей, земля располагалась посередине, а преисподняя, или Шеол, — под ней. К IV в. до н.э. древние евреи дополнили свою космологию греческой, и появилась сферическая земля, окруженная концентрическими сферами небес, в которых помещаются звезды и планеты, а за пределами самой дальней сферы — Бог. Шли века, развивались вслед за совершенствованием научных инструментов и наблюдений научные теории, а вместе с ними и религиозные небеса, теологические толкования которых соответствующим образом корректировались.
С этой точки зрения Библия сродни «Википедии»: ее столетиями редактировали авторы и переписчики под влиянием окружающих культур, пока не устоялся общепринятый канон, переосмыслявшийся в соответствии с идеями культур, к которым принадлежали интерпретаторы.
Сегодняшние креационисты, сторонники теории разумного начала, пытающиеся примирить постоянно совершаемые открытия и меняющиеся теории современной астрономии с библейской космологией, продолжают давнюю традицию, уходящую на три с половиной тысячелетия в прошлое. Иными словами, авторы Ветхого Завета заимствовали идеи у других культур и народов, космологические теории которых не были существенно более сложными. Рисунок 3.1 показывает, каким виделся им космос.
Чтобы увидеть мир глазами древних, выйдите на улицу ясной ночью. Посмотрите вверх и представьте над Землей хрустальный купол, на котором закреплены все звезды. Луна и планеты, движущиеся на фоне звезд, расположены каждая в собственной хрустальной сфере, вращающейся ниже и независимо от всеобъемлющего купола. Вы стоите на плоском неподвижном диске, вокруг которого вращаются сферы. Это интуитивная картина мира, поскольку мы не чувствуем движения Земли. Наше восприятие отражено в языке: например, мы говорим «звезды восходят» или «Солнце садится». В этом случае, как это часто бывает в отношении окружающего нас мира, интуиция нас подводит.
Эта космологическая модель небес играла для древних более важную роль, рисуя небо обиталищем Бога и вместилищем душ в вечной загробной жизни, представления о которой столь же подвержены культурным влияниям, что и идея божественных небес.
________________________________________________________

Из книги Майкла Шермера «Небеса на земле. Научный взгляд на загробную жизнь, бессмертие и утопии».

Сходства и различия в картине мира

В течение многих веков не существовало четкой грани между научными и религиозными дисциплинами. Разделение на духовную и светскую сферу жизни и границы между ними — явление позднее. Окончательно церковь отделилась от государства лишь в ХХ столетии.

Объект и предмет познания

В древности роль религии была всеобъемлющей — она являлась и источником знаний о мире, и морально-нравственным императивом, и основой мировоззрения. Скудные практические знания лишь дополняли эту картину. Теперь же именно наука несет людям знания об окружающем мире и его материальных явлениях.

Для религии главный вопрос — место человека в этом самом мире и его взаимоотношения с высшими силами. Судьба души при земной жизни и после нее, грех и добродетель, загробное воздаяние и искупление — вещи, выходящие за рамки материалистического взгляда.

Цели и задачи

Для ученого целью является изучение окружающего мира в его материальном аспекте. Новые открытия тем самым могут улучшить качество жизни людей.

Служитель церкви видит свою задачу в спасении души верующего и обеспечении ее благого загробного существования и спасения от греха. Акцент в повседневной жизни ставится на морально-нравственные вопросы.

Особенности изучения

Для научного подхода характерна опора на факты и опытное знание как источник, дедуктивный, индуктивный и иные методы осмысления реальности. Изначально допускается, что тот или иной факт либо закономерность могут быть переформулированы, дополнены или даже опровергнуты.

Основа религии — символ веры и набор догматических постулатов, которые ее последователь принимает по умолчанию. Они не могут быть пересмотрены или опровергнуты, а в роли авторитетного источника выступает священный текст и постановления иерархов либо ученых-богословов. Но дискуссия вполне может оказаться уместной, как в изначально религиозной науке — схоластике.

Точки соприкосновения

Оба подхода особенно часто встречаются и взаимодействуют в сфере антропологии и психологии. Сформировавшийся во многом на почве идей Просвещения светский гуманизм нередко пересекается с гуманизмом христианским. Методы психологии и психотерапии напрямую заходят в поле религии, раскрывая тайны человеческой души и затрагивая вопросы о смысле жизни. Одновременно ученые-физики и биологи исследуют вопрос жизни и смерти, не оставляя без внимания религиозный опыт людей.

Буддизм (приблизительно 300 млн последователей)

Зародился еще в VI веке до н.э. Основателем был сын раджи (правителя) Индии Гаутама. С детства мальчика окружала роскошь, он не знал, что в мире существуют страдания. Радже предсказали, что его сын станет царем или Учителем.

Гаутаму всячески оберегали от жестокости и несправедливости. Только в 30 лет он впервые случайно встретил прокаженного старца и похоронную процессию, увидел страдающих людей. Они произвели на Гаутаму большое впечатление, он стал много размышлять, медитировать.

В итоге достиг состояния нирваны (блаженства, полного покоя), стал первым просветленным человеком – Буддой.

Существует мнение, что буддизм нельзя в полной мере относить к религиям, так как его приверженцы никому не поклоняются. Их главная цель – преодолеть страдания, избавиться от земных желаний, достичь нирваны.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Объект — это всегда более общее понятие, а предмет — более конкретное внутри объекта.

Без четкого понимания объекта и предмета исследования невозможно написание научной работы. С их помощью выделяют суть исследуемой проблемы, определяют цели и задачи исследования, методы.

Объект и предмет исследования — это фундамент, на котором строится дальнейшая работа. Определив эти две составляющие, исследователь в процесс выполнения научной работы должен постоянно руководствоваться ими, чтобы не сбиться с ранее намеченного курса.

Оставить комментарий

Вы знаете, как ответить на вопрос правильно? Скорее войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить Комментарий.

Читать еще:  Самые труднодоступные монастври
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector