0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологический кризис капитализма: почему человечество придет к процветанию, только отказавшись от экономического роста

Содержание

Экологический кризис капитализма: почему человечество придет к процветанию, только отказавшись от экономического роста

Если человечество внезапно исчезнет, Земля превратится в экологическую утопию. Уже через 500 лет города будут лежать в руинах и порастут травой. Поля покроются лесами и дикими растениями. Восстановятся морские рифы и кораллы. По Европе будут гулять кабаны, ежи, рыси, зубры, бобры и олени. Дольше всего о нашем присутствии будут свидетельствовать бронзовые статуи, пластмассовые бутылки, платы от смартфонов и повышенное количество углекислого газа в атмосфере.

Что будет, если человечество останется на Земле — вопрос куда более сложный.

Экологи и специалисты по климату утверждают, что уже сегодня людям нужно 1,5 Земли, чтобы сохранить текущие стандарты потребления. А если развивающиеся страны поднимутся до уровня США, на всех нам понадобится 3–4 планеты.

В 2015 году правительства 96 стран подписали Парижское соглашение, цель которого — удержать рост глобальной средней температуры на уровне 1,5–2 °C. Если температура Земли повысится больше, чем на два градуса, это приведет к катастрофическим последствиям: затоплению городов, засухам, цунами, голоду и массовым миграциям. Чтобы этого не допустить, нужно снизить выбросы парниковых газов до уровня 1990 года уже в ближайшие десятилетия.

Прочитайте текст и выполните задания C1-C5 Религия − то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой не.

Тема в разделе «Развитие знаний о человеке», создана пользователем katuysha.

katuysha ботан

Прочитайте текст и выполните задания C1-C5
Религия − то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, всё это оказывается обладающим значением и смыслом. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чём оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Религия ориентирована на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни.
Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Можно сравнить религию в этом её качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.
Делая священными нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку всё же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств − очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
(По В. И. Гарадже)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какими способами, по мнению автора, религия способствует стабильности общества? Назовите два способа.
С3. Автор утверждает, что религия делает человеческую жизнь осмысленной. Используя содержание текста, назовите две причины, по которым это происходит.
С4. В чём, по мнению автора, проявляется объединяющая функция религии? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два примера выполнения религией данной функции.
С5. Изменившиеся жизненные обстоятельства Елены вызвали у неё сильные душевные переживания. В этот период своей жизни Елена стала последовательницей одной из мировых религий. Используя содержание текста, укажите, почему обращение к религии оказалось связано с переживаниями Елены.
Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

Kotka ученик

С1.
1. Благодаря религии жизнь становится осмысленной.
2. Религия делает человека сильнее
3. Религия делает общество стабильным
С2. Религия способствует стабильности общества двумя способами: устанавливает нормы и располагается способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств.

Ronis почемучка

Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы к этому тексту: Современная наука. .. Бросая взгляд на мировую историю, мы обнаруживаем три этапа познания: во-первых, это рационализация вообще, которая в тех или иных формах является общечеловеческим свойством, появляется с человеком как таковым;. Во-вторых, становление логически и методически осознанной науки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания в Китае и Индии; в-третьих, возникновение современной науки, вырастающей с конца Средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в. Эта наука делает европейскую культуру — во всяком случае, с XVII в. — отличной от культуры всех других стран. .. Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. .. Современная наука универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы. Религия, все авторитеты также становятся объектом исследования. И не только реальность, но и все мыслительные возможности становятся объектом изучения. .. Современная наука, обращенная к единичному, стремится выявить свои всесторонние связи. .. Идея взаимосвязанности всех наук порождает неудовлетворенность единичным познанием. Современная наука не только универсальна, но стремится к такому единению наук, которое никогда не достижимо. Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, — быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом, однако каждая из них входит в мир, беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей. .. 1) Какие этапы познания выделяет автор? 2) Что философ понимает под такой чертой современной науки, как универсальность? 3) Как в тексте трактуется проблема интеграции и дифференциации научного знания? 4) Чем автор объясняет невозможность полного единения наук?

Neos новичок

1. Автор выделет 3 этапа познания: 1 рационализация, 2. Становление логически и методицески осознанной науки 3. Возникновение современной науки.

2. Универсальность современной науки выражаеться в том, что она не отгораживается ни от отдной области нашей жизни. будь то явления природы, мысли, действия людей,. Т. е все тсановиться предметом исследования науки.

3. проблему интеграции и дифференциации автор трактует тем, каждая наука пытаеться развивать связи между собой, однако, каждая наука определена своим предметом и методом познания и каждая наука видит мир через свои знания

4. Невозможность полного единения наук состоит в том, что каждая наука исследует свой определенный сегмент знания, а не постигает наш мир в целом.

anikram ученик

«Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. . Машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. . Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий. .. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь. «
(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

skyzmei новичок

1. Инженеры, конструкторы карась или механизм крепления. Урвановесили крыло. Создали первозданную чистоту и плавность линий физюляжа самолета. 2. Может прокладка ж/д дорог и постройка заводов — материально поеобразовательная деятельность. А работа инженера над чертежами — творческая ( ведь он вначале обдумывает и представляет все в мыслях ) 3. Можно. Ведь конструкторы и инженеры приминали фантазию и воображение в своей деятельности. А также создали нечто новое, нестандартное. Определение- это деятельность порождающая нечто новое, ранее не существовавшее. А так же комбинат руки уже известные знания ради нового результата. 4. По мнению автора является изобретение ( предмет. ) доведенный до совершенства, будто созданный самой природой.

SAMBUKA профессор

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.

Глобализация уходит корнями глубоко в толщу истории, и все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно определить и как век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы и важны для понимания ее перспектив.

Историки и политики еще долго будут спорить о богатейшем наследии уходящего века, но его идейно-политические итоги вряд ли будут пересмотрены в обозримом будущем. Вкратце они сводятся к следующему: права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции. Эта система ценностей и установок, создателем и активным пропагандистом которой исторически выступил Запад, получила широкое распространение и признание в современном мире. .. Впервые в истории абсолютное большинство живущих на Земле людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства.

Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. ..

Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.

Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в Современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

С 1. В чем, по мысли автора, проявился научно-технический переворот конца XX века? Укажите три проявления.

С 2. Какие идейно-политические итоги XX века привел автор? Назовите любые четыре. Каким термином обществоведы называют процесс реализации новой системы ценностей, сложившейся к XX в. ?

С3. Какую из глобальных проблем автор считает наиболее актуальной? С опорой на факты общественной жизни и знания курса приведите два примера, подтверждающих оценку автора.

С4. С опорой на содержание текста объясните употребленный автором термин «островное сознание». С опорой на текст, знания курса и факты общественной жизни приведите два проявления «островного сознания» в современном мире.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

С 6. Каждый человек в своей жизни сталкивается с экономическими явлениями, которые оказывают на него заметное влияние. Приведите три примера влияния экономических явлений на жизнь человека.

Автор

Между прочим, Фрэнсис Бэкон был не только великим философом и одним из основоположников новоевропейского естественнонаучного метода, но и выдающимся государственным деятелем своего времени. Пэр Англии, барон Веруламский и герцог Сент-Олбанский, он был сыном одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии.

При короле Якове Первом Френсис Бэкон последовательно становится штатным королевским адвокатом, королевским генеральным прокурором, и, наконец, лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве. Король по-дружески называет Бэкона своим добрым правителем и даже поручает ему управление государством, когда время от времени уезжает в Шотландию.

Правда, про Бэкона говорят, что он находится под влиянием всесильного фаворита короля знаменитого герцога Бэкингемского и выполняет его указания. А конец политической карьеры философа и вовсе был весьма незавидным. Он не без оснований был обвинен во взяточничестве. Пытаясь хоть как-то оправдаться, Бэкон писал Якову I: «…я могу быть нравственно неустойчивым и разделять злоупотребления времени. … я не буду обманывать относительно моей невиновности, как я уже писал лордам, … но скажу им тем языком, которым говорит мне моё сердце, оправдывая себя, смягчая свою вину и чистосердечно признавая её».

Фрэнсис Бэкон и Парламент в день его политического падения. Brititsh Parliament, Ссылка

Его подвергли суду и приговорили к заключению в Тауэр и штрафу в 40 тысяч фунтов. Правда, позже от штрафа его освободили, а из заключения выпустили и вовсе через два дня. Он даже вернулся в палату лордов, но уже не обрел прежнего могущества, и занимался дальше лишь философией и науками.

Умер он после того, как простудился во время одного из физических опытов. Он набил тушку купленной у одной бедной женщины курицы снегом, чтобы проверить влияние холода на сохранность мяса, и простудился. Проболев около недели, он умер, не забыв в своем последнем письме упомянуть о том, что опыт с замораживанием «удался очень хорошо».

Особенности теоретических подходов к проблемам благосостояния общества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм)

функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полезности.

благополучие общества складывается из достижений индивидов.

оправдывает перераспределение (но в узких пределах), т.к. при росте дохода предельная полезность его единицы падает (бедняки способны приобрести больше, чем потребляют богачи)

индивидуальные полезности несравнимы

приоритет индивидуальных свобод и право частной собственности

гос-во обязано содействовать лишь таким изменениям, которые отвечают критерию Парето

принудительное распределение заведомо неприемлемо

индивидуализм, исключающий возможность суммирования индивидуальных полезностей

связан с идеями коллективизма

благосостояние общества — это нечто, отвечающее высшим интересам самого общества как единого организма, в котором индивидуумы выполняют функции членов.

сплоченность и солидарность важнее, чем индивидуальные достижения и независимость индивида от гос-ва.

активная деятельность гос-ва по выравниванию доходов.

не требовали абсолютного равенства доходов. но максимально возможного при данном уровне экономической эффективности

частный случаи Эгалитаризма — роулзианский подход (акцентирует заинтересованность каждого индивида в социальных гарантиях). мысленный эксперимент «вуаль незнания» — определение предпочтений индивида, исходя из незнания собственного будущего. В таком случае индивиды предпочитают такую политику распределения, которая направлена главным образом на улучшение положения членов общества, находящихся в наихудшем положении.

Сейчас общественный сектор основывается на всех трех концепциях: признается право индивида на собственный выбор и частную собственность (либертализм), необходимо максимизировать благосостояние большинства (утилитаризм), а так же признается необходимость ответственности общества за положение своих наименее благополучных членов (эгалитаризм). В современном обществе эта ответственность за слабейших, возложенная на гос-во, определяет большинство перераспределительных процессов в обществе (особенно тех, которые пользуются широким одобрением граждан и которые целенаправленно осуществляются гос-вом).

Похожие вопросы

  • . общества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм)
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм). 1.Утилитаризм. — функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полезности.
  • . общества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм)
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм). 1.Утилитаризм. — функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полезности.
  • Шпаргалки по экономике общественного сектора
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм).
    Масштабы и характер соц. помощи определяется в основном укоренившимися в обществе представлениями о. подробнее ».
  • Экономика общественного сектора — Модели распределения доходов
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм). 1.Утилитаризм • функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полез. Загрузка.
  • Финансовый менеджмент — Модели распределения доходов
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм). 1.Утилитаризм • функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полез. Загрузка.
  • . сектора — Теории общественного благосостояния (классика.
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм). 1.Утилитаризм • функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полез.
  • Финансовый менеджмент — . общественного благосостояния.
    Особенноститеоретическихподходовкпроблемамблагосостоянияобщества (утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм). 1.Утилитаризм • функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полез.
  • . благосостояния. Позитивный и нормативный подходы
    Если возникла проблема. Если приложение не запускается на вашем телефоне
    В демократическом обществе используется специфический механизм распределения ресурсов для про. Теория общественного благосостояния. Позитивный и нормативный подходы.
  • Финансовый менеджмент — . общественного благосостояния.
    Если возникла проблема. Если приложение не запускается на вашем телефоне
    В демократическом обществе используется специфический механизм распределения ресурсов для про. Теория общественного благосостояния. Позитивный и нормативный подходы.
  • Экономическая психология — Психология восприятия.
    В налоговой психологии используются несколько понятий, отражающих особенности восприятия инди.
    Однако и процесс расходования государственных средств вызывает немало психологических проблем в обществе.

найдено похожих страниц:10

Понятие общественного прогресса и регресса

Человеческая цивилизация не может надолго оставаться в неизменном виде, с ней постоянно происходят разнообразные социальные изменения. Эти изменения могут быть значительными и малозаметными, стихийными и специально смоделированными. Однако все эти виды изменений в обществе можно свести к двум основным направлениям: социальному прогрессу и регрессу.

Социальный прогресс – это поэтапные, постепенные преобразования в обществе, которые способствуют его развитию, эволюции, восхождению от более низких форм общественных отношений к более высоким. По мере общественного прогресса уменьшается зависимость человека от природной стихии, повышается жизненный уровень, благосостояние людей.

Пример. Благодаря изобретению машинного производства в обществе значительно уменьшилась потребность в тяжелом физическом труде, самые сложные операции стали выполнять машины. В связи с этим значительно снизилась стоимость выпускаемой продукции, так как на производство того или иного товара теперь требовалось намного меньше рабочих. Благодаря снижению стоимости выпускаемой продукции, люди массово стали покупать те товары, которые раньше считались предметами роскоши (например, автомобили).

Тем не менее, социальный прогресс понятие сложное, так как непросто распознать, что общество идет именно по пути самосовершенствования. Многочисленные ученые, философы, мыслители выделяют следующие критерии прогресса социума:

  • увеличение степени свободы человека;
  • овладение силами природы;
  • создание необходимых условий для всестороннего развития личности;
  • рост производительности труда, совершенствование техники, возникновение новых технологий;
  • распространение просвещения, информации среди большинства людей, проживающих в социуме;
  • утверждение в социуме принципов всеобщего равенства, справедливости;
  • ускорение экономического роста, увеличение благосостояния народонаселения.

В то же время, ученые отмечают противоречивость общественного прогресса, ведь по мере развития техники и технологий страдает экология, по мере увеличения материального комфорта люди забывают о духовной жизни, автоматизация производства приводит к увеличению производительности труда, но лишает рабочих мест сотни тысяч людей.

Противоположным положительному направлению общественных изменений является социальный регресс. Он характеризуется падением уровня материальной и духовной культуры общества, его деградацией и даже гибелью, нисхождением от более высоких форм общественных отношений к более низким. Общественный регресс может охватывать отдельные сферы жизни социума (экономику, культуру, политику), целые государства и даже цивилизации. Деградация общества может происходить очень медленно, в этом случае признаки регресса практически незаметны окружающим, а может осуществляться очень быстро, привнося в жизнь людей глобальные разрушения.

От чего зависит прогресс и регресс социума, обратимы ли эти процессы, способно ли общество бесконечно переживать циклы упадка и возрождения — над этими вопросами веками задумывались ученые, мыслители, философы. Благодаря их многовековым рассуждениям, сегодня существует несколько теорий (моделей) развития общества.

Четко выстроенная схема обучения поможет структурировать информацию и связать ее с ранее выученным материалом. Учиться продуктивнее помогут онлайн-курсы

Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011

В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок — модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала придает этому материалу особую сложность.

Перечень элементов проверки в данном содержательном разделе: природное и общественное в человеке; мировоззрение, его виды и формы; виды знаний; понятие истины, ее критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности; системное строение общества: элементы и подсистемы; основные институты общества; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).

По данным Федеральный институт педагогических измерений почти треть выпускников как в 2009 г., так и в 2010 г., не смогли даже на базовом уровне продемонстрировать знание материала по рассматриваемой содержательной линии. Большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий по темам «Системное строение общества: элементы и подсистемы», «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» и др. Данные, как отмечено в аналитическом отчете по результатам ЕГЭ 2010 г. по обществознанию, свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний об обществе у части выпускников.

В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Общество».

Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия «общество». Понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество. Следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Примеры заданий
1. Общество – это

1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней

2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

1) культура
2) общество
3) природа
4) цивилизация

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. К характеристике общества как системы относится

1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом

6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер

7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2) Под обществом понимают все формы взаимодействия людей.

3) Общество собаководов организовало очередную выставку.

4) Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.

5) Общество любителей изящной словесности избрало своего председателя.

Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать – успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.

Примеры заданий

1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

Остановимся на наиболее сложных заданиях.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости

Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты

3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

2) активизация деятельности экстремистских групп
3) быстрый рост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки

4) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Б) угроза экологического кризиса

12345
БАВВБ

Использованные ресурсы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
(http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)

Марина Офёркина, 14.02.2011, 79392
Ирина 08 Июня 2013

Вопросы 3 и 4, можно уточнить почему не подходят ответы про материальный мир?

«понятие общество в широком смысле слова можно определить, как обособившуюся часть природы, но тесно связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей» (пособие Баранова по подготовке к ЕГЭ стр. 9)

Когда в России будут семеро по лавкам?

В России с рождаемостью пока не так все плохо, как в Японии, но общая тенденция неутешительная. Несмотря на поддержку государства, молодые люди оттягивают процесс создания семьи. По словам Депутат Госдумы и члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, сегодня молодежь все чаще отказывается от деторождения, но задача государства нацелить ее на обратное. Она также отметила важную роль государства в пропаганде здоровых традиционных семейных отношений. В России сейчас есть проблема с разводами — это тенденция последнего десятилетия. По мнению эксперта, женщины почувствовали себя более самостоятельными и стали не готовы мириться даже с малейшими недостатками супруга. Люди разучились жить друг с другом. Поэтому государство и общественные организации должны как-то объяснять традиционные ценности семьи. Объяснить молодым людям, что гармония в семье достигается путем проб и ошибок. А одиночество и неполные семьи — это не тот идеал, к которому надо стремиться.

«Многодетные не только в России становятся экзотикой. Однако, во многих регионах с традиционными ценностями есть культура многодетства. Например, на Кубани говорят, что три ребенка в семье это нормально. Тем не менее многие отказываются от такого количества детей по финансовым основаниям», — рассказала Бессараб.

Эксперты сошлись во мнении с тем, что России есть куда расти с точки зрения социального обеспечения и финансового стимулирования рождаемости. Демограф Алексей Ракша сказал, что для рождения третьего ребенка материнский капитал надо увеличить.

«Ключом к демографическому благополучию являются вторые-третьи дети. Важной помощью является маткапитал. Нужно давать миллион на третьего ребенка или даже полтора. Мы отстаем в рождаемости третьих детей», — заявил он.

Направление общественной мысли

Теперь перейдем уже к современному экономическому либерализму. Он понимается как направление общественной мысли, утверждающее необходимость ограничения области деятельности и полномочий государства. Его сторонники сегодня уверены, что государство должно лишь обеспечивать мирную, благополучную и удобную жизнь своих граждан. Но ни в коем случае не вмешиваться в их экономические дела. Широко развил эту мысль германский ученый, один из классиков либерализма В. Гумбольдт в своем произведении «Опыт установления границ государственной деятельности».

Обсуждение роли государства в экономической жизни, в либерализме и консерватизме порождает сегодня массу споров. О величине налогов, пределах субсидирования, отраслей сельского хозяйства и промышленности, о платности или безвозмездности здравоохранения и образования. Но все это, так или иначе, сводится к обозначенной Гумбольдтом формуле пределов государственной деятельности.

Свобода в современном мире

Свободу современного человека защищают и вместе с тем сковывают законы государства. Множество законов защищают личность от произвола государства, независимо от вопросов совести и мысли: презумпция невиновности, свобода от оскорблений, грабежа и насилия. Все это является содержанием гарантий конституции, за что велась борьба с монархией на протяжении веков.

Возьмем, например, конституцию РФ, в которой они четко прописаны: «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В этом документе не прописано, что право на свободу дается от рождения, но это подразумевается. Далее в основном документе Российской федерации идет перечисление обязанностей гражданина перед государством. Тут уже четко просматривается теория общественного договора. Свободы людей четко охраняются законом, вместе с тем, они в ответ добровольно лишаются части свободы (что подтверждает процесс принятия конституции на всенародном голосовании 1993).

И вот в ней же видим сходную позицию с высказыванием Руссо: «2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Но это значит, что человек с рождения обладает свободами, но не свободой, что противоречит и вместе с тем кажется сходной с мыслью французского философа-просветителя.

Современное понимание свободы можно свести к одному высказыванию Шарля Монтескье: «Свобода – это право делать все, что не запрещено законом». Эта цитата наиболее полно и конкретно показывает возможности человека в современном мире. Эти возможности есть у каждого, кто будет соблюдать законы, в противном случае он теряет свое положение и больше не может быть в безопасности и охраняться государством. Если человек не соблюдает свои обязанности, то взамен его берут под стражу или сажают в тюрьму в зависимости от тяжести преступления.

В современном мире до сих пор существуют опасности, от которых государство оградить не может, иногда не успевает. Получается оно не достигает своей цели – защиты мирных граждан. Опасностей стало больше вместе с увеличением и закреплением прав и свобод человека и гражданина.

Читать еще:  Религиозное паломничество
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector