3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и принципы культурологических исследований

Существует две точки зрения в отношении предмета культурологии. Согласно первой, культурология выступает только составной частью иных гуманитарных дисциплин: социологии культуры, философии культуры и других. Более прогрессивным является второй подход. Он обособляет культурологию и присваивает ей статус самостоятельной системы знаний.

Действительно, предметом культурологии является анализ культуры в ее непосредственных проявлениях, в которых она выступает как уникальный способ самого бытия человека. Таким образом, культурология изучает не только конкретные формы культурных проявлений, но и выделяет общие принципы функционирования и развития культуры.

Что такое религия

Само слово «религия» вошло в русский язык в петровскую эпоху из западноевропейских языков, а те, в свою очередь, заимствовали его из латыни — religio. Древнеримский оратор Цицерон использовал это слово в значении почитания богов в любой форме, будь то жертвоприношения, истории о деяниях богов и так далее.

Христианство возникло в Палестине, провинции Римской империи, и сначала власти объявили его недозволенной религией и даже атеизмом из-за того, что христиане не поклонялись тогдашним богам-покровителям. Однако притягательность нового учения оказалась сильнее правительственных запретов, и через три столетия христианство было уравнено в правах с другими верованиями Римской империи, а еще через несколько десятилетий стало официальным и единственным вероучением. И теперь словом «религия» стали обозначать только христианскую веру, «истинную религию», а все остальные именовали «ложными», языческими.

Но к XVIII веку верования разнообразных народов, в том числе индейцев в недавно открытой Америке, тоже стали называть религией. И так оформилось современное значение этого слова, которое охватывает самые разные представления о Высших Силах.

Где используются сравнительные методы исследований?

Сравнительный метод является одним из наиболее универсальных в теории и практике познания, поэтому его используют многие науки:

  • сравнительная анатомия (отрасль биологии);
  • богословие и религиоведение;
  • история языкознания;
  • история литературы;
  • мифология;
  • политология и право, в частности, уголовное;
  • генетическая (сравнительная) психология;
  • философия.

Суть метода

Немного философии. Ци известна как жизненная сила. Она порождает движение в физическом мире. И одновременно ци – это энергия, создаваемая движением. Что неудивительно, так как в мире все взаимосвязано.

Ци – это энергия, объединяющая тело, разум и дух. Невидимая и неизмеримая сила, присутствие которой ощущается как воздух, который шевелит листья деревьев.

Благодаря ци мы живём, двигаемся и бегаем. Поскольку присутствие ци в теле – наше естественное состояние, то нам не нужно прикладывать дополнительных усилий, чтобы бегать.

Ци-бег базируется на принципе «меньше значит больше». Для этого необязательно смотреть на кенийцев – посмотрим на наших детей. Основа детского бега – не использование группы больших мышц, а их расслабление и использование гравитации. Дети двигаются плавно и мягко. Они не осознают этого, просто двигаются, потому что это естественно.

Ци-бег учит прислушиваться к своему телу, а не ориентироваться на внешнюю мотивацию и скорость.

  • красивая осанка
  • расслабленные конечности
  • свободные движения в суставах
  • подключение к работе центральных мышц
  • сконцентрированный разум
  • расслабленность во время движения

Трудно представить, чтобы кто-то травмировался, используя эти элементы в беге.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания.

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Читать еще:  Религия и наука в современном мире

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Под методом науки понимается совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания.

Благодаря методу наука получает стимулы к своему развитию, обогащаясь новыми идеями и принципами, динамично реагирует на изменения в повседневной действительности.

Значение научной методологии резко возрастает в переломные периоды истории, когда общество в условиях различного рода кризисов, социальной напряженности требует научно обоснованных реформ, определения перспектив желаемого развития общества.

В науке используются самые разные средства и приемы научного познания. Совокупность методов формирует методологию исследования, особое учение о совершенствовании системы способов и приемов научного познания. От выбора метода познания часто зависит достоверность результата. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели. Правильность этого вывода особенно наглядно демонстрируют многочисленные политико-правовые теории и доктрины, среди которых есть и такие, которые вообще отрицают саму возможность познания государства и права (агностицизм) или объясняют факт их существования объективным разумом (объективный идеализм) или сознанием человека (субъективный идеализм).

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, но его мнению, получить научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующем порядке.

Всеобщие и общенаучные методы теории государства и права

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

  • анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);
  • синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);
  • системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
  • функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим);
  • метод социального эксперимента (связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования) и т. д.
Читать еще:  Теории происхождения религий

Частнонаучные и частноправовые методы теории государства и права

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

  • конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);
  • статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
  • кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Частноправовые методы — это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

  • формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно- правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий в ходе детализации общефилософских методов и решения этапных задач происходит преимущественное использование лишь определенных специальных методов познания.

Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д.; на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический методы, классификация, математическое моделирование и т. п. Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, отражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут служить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.

Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права. Поэтому когда в литературе перед теоретиками ставится задача разработки методов предметно-практической деятельности законодателей и правоприменителей, то следует помнить, что это задача не для теоретиков, а для отраслевиков, анализирующих содержание конкретных юридических актов применительно к конкретным жизненным ситуациям.

2. Требования к построению системы критериев

Наряду с проблемой измерения важной проблемой является построение системы показателей, отражающих генеральную цель. В литературе 1 сформулирован целый ряд требований, которые необходимо соблюдать, чтобы использование системы показателей было оправданным. Это требования полноты, действенности, разложимости, неизбыточности и минимальной размерности.

Полнота

Система показателей должна включать критерии, характеризующие все основные аспекты деятельности хозяйственной системы. Смысл этого требования сводится к тому, чтобы дать возможность ЛПР принять управленческое решение.

Действенность (операционность)

Используемые показатели должны быть однозначно понимаемы, измеримы и доступны оценке.

Разложимость

Это требование связано с ограниченными возможностями человека. Исследования показали, что одновременная работа с числом объектов более семи неоправданна. Таким образом, при большом числе критериев система может разбиваться на более мелкие группы показателей. Например, системы, оценивающие качество продукции, разбиваются на группы показателей, характеризующие функциональные свойства изделий, их надёжность, эргономичность, а также показатели стандартизации и унификации. Получается «дерево критериев», и ЛПР одновременно работает только с одной «веткой».

Читать еще:  Фонд Appignani недавно сделал пожертвования суммой в 2,2 миллиона долларов на изучение атеизма

Неизбыточность

Дублирование показателей «засоряет» информационные каналы, снижает как скорость, так и качество сбора и обработки информации.

Минимальная размерность

Смысл этого требования также заключается в повышении эффективности работы ЛПР. В систему показателей должно входить минимально возможное число критериев. В данном случае это достигается за счёт снижения количества показателей благодаря агрегированию информации, отсечению не принципиальных характеристик и т.п.

Культурологический подход к исследованию государства и права

Государство и право отнюдь не являются только юридическими категориями, а потому их исследование нередко осуществляется на междисциплинарной основе. В свое время были предложены исторический, социологический, психологический подходы к изучению государства и права. Сегодня на первое место выходит проблематика, лежащая в плоскости взаимодействия юриспруденции и культурологии, все больше внимания уделяется рассмотрению права как культурного феномена. Это дает повод ученым говорить о появлении нового направления исследования – культурологии права. Аналогичным образом как феномен культуры может рассматриваться и государство. В целом необходимо вести речь о формировании культурологического подхода к пониманию государства и права. Следует отметить, что фундамент для подобных исследований был заложен еще дореволюционными авторами, рассматривавшими право как «один из элементов общественной культуры». Подобный подход использовался не только в общей теории права, но и в отраслевых исследованиях. Например, И.В. Михайловский анализировал такой институт уголовного права, как наказание, в качестве культурного феномена. Необходимо отметить наличие многочисленных исследований зарубежных ученых, посвященных изучению права как элемента культуры.

Указанный выше подход базируется на культурологии, оформившейся в качестве самостоятельной области науки сравнительно недавно. В настоящее время культурология стала неотъемлемой частью гуманитарного знания. Данное направление научной мысли помогло по достоинству оценить роль и значение культуры в жизни человека. Актуальным является применение данного подхода и в юридической науке.

Культурологический подход к исследованию права и государства предполагает рассмотрение данных явлений с точки зрения категорий культурологии, выявление и анализ культурных факторов, лежащих в основе процессов их формирования и функционирования. Основной категорией культурологии является понятие культуры, которое может быть определено как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений, то, что противопоставляется природе, не являющейся продуктом человеческой деятельности. Весь общественный опыт аккумулируется в культуре, ее нормах. Далее вся эта информация передается следующему поколению посредством процесса инкультурации, то есть приобщения человека к культуре, усвоения стереотипов поведения. Указанный процесс возможен только при условии регулирования человеческой деятельности, осуществляемого при помощи нормативной системы культуры, которая может быть определена в виде совокупности существующих в культуре норм.

Нормативная система культуры (также именуется системой социального нормирования) является подсистемой культуры, право выступает в роли элемента указанной подсистемы. Культура имеет определяющее значение для процесса формирования социальных норм. А.В. Бутаков обоснованно отмечает, что культурологический метод играет универсальную роль в системе методов социального нормирования, служит первоосновой существования и развития других аналогичных методов, обеспечивает социальный контроль над всем нормотворчеством. В случае, «когда… норма права по определенным параметрам не соответствует требованиям уже существующих культурных универсалий, метод превращается в некий «фильтр» на пути проникновения такой нормы в социальное пространство». При этом культурное пространство рассматривается им как основание для функционирования и репродукции каждого из видов человеческой деятельности, маточное пространство, нормы которого являются «тем воском, посредством которого создаются нормы различных видов человеческой деятельности». Сходные суждения высказывают и другие авторы. Поскольку правовые нормы являются разновидностью социальных норм, вышесказанное относится и к ним.

Как проходит процедура

Вы можете как ничего не чувствовать, так и ощущать несильное жжение и покалывание. Процедура длится примерно от 10 до 40 минут в зависимости от зоны, качества и количества волос.

У волос есть несколько фаз роста: активная, переходная и фаза отдыха, и этот процесс происходит не одновременно у всех волос. В активной фазе, именно тогда, когда воздействие аппарата эффективно, находятся далеко не все волоски. Поэтому необходимы повторные процедуры, чтобы обработать все, достигшие активной фазы.

Сколько сеансов нужно

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека: цвет кожи, толщину и цвет волос, зону роста волос и скорость роста волос.

В среднем женщине требуется 7-10 процедур, мужчине – 8-12 с интервалом в 1,5-2 месяца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector