8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВАВИЛОН И АССИРИЯ

ВАВИЛОН И АССИРИЯ

ВАВИЛОН И АССИРИЯ – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии. См. также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

ШУМЕР И ВАВИЛОН

3500г. до н.э. Появление шумерских городов-государств.

Хотя шумеры и создали цивилизацию наподобие египетской, им не удалось сохранить целостность и стабильность царства. Шумер был поделен на множество постоянно воюющих между собой городов-государств.

2400г. до н.э. Правление Лугальзаггеси, царя Уммы.

Он создал недолговечное Шумерское царство и мог контролировать всю Месопотамию, часть Сирии и Малой Азии, его власть простиралась от Персидского залива до Средиземноморья.

2371-2316гг. до н.э. Правление Саргона Аккадского.

Он возглавил поход семитов при завоевании Шумера. Саргон расширил на северо-запад в Малую Азию и к Средиземноморскому побережью свое царство, просуществовавшее почти 200 лет.

2200г. до н.э. Смута в Месопотамии.

Аккад распался под натиском новой волны миграции. Во время этой неразберихи и смуты шумеры восстановили свое превосходство в южной части Месопотамии, которое продлилось 2 столетия.

2006г. до н.э. Падение Шумера.

Царство было разрушено эламитами, вторгшимися с восточных гор.

2000г. до н.э. Основание первого Вавилонского царства.

Амориты (один из семитских народов), пришедшие, по всей видимости, из Сирии, обосновались в Месопотамии, основав свою столицу в Вавилоне.

1792-1750гг. до н.э. Правление Хаммурапи.

Это был политик и полководец, подчинивший себе большую часть Месопотамии. Известен он и как первый создатель законов – “Законы Хаммурапи“.

1700-1300г. до н.э. Упадок Вавилонского царства.

Во время беспорядков, вызванных разрушительными набегами хеттов, касситы, малоизвестное горное племя из Восточной Вавилонии, заполонили Южную Месопотамию и основали царство, просуществовавшее около четырех веков.

История Ассирии

Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Вавилон, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.

На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.

При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.

Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, – именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.

Читать еще:  Гадание в Месопотамии

Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли скифы, напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.

Религия Древней Ассирии не отличалась от вавилонских верований

Какая религия у ассирийцев была в древности установлено достоверно. Это разновидность вавилонских верований.

Дело в том, что именно в Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев.

Святилища ассирийцев стали священными местами вавилонян.

Фрагмент ассирийского барельефа с изображением Ашшура. Ашшур — верховный бог древних ассирийцев. Фото: upload.wikimedia.org

Главой древнеассирийского пантеона богов считался Ашшур — покровитель Ассирийского царства, создавший не только всех богов, но и самого себя.

В Ассирии получают распространение культы Иштар, как богини войны, и Раммана — сокрушителя врагов. Наряду с богами в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба — ануннаки и игиги.

Что касается космогонии, то она часто менялась, так как творение мира приписывалось то одному, то другому богу. Вначале это был Бэл, который создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека. Позже распространился миф о сотворении мира Мардуком.

Миф о происхождении мира с участием Мардука рассказывает о его борьбе с богиней Тиамат, олицетворявшей первобытный хаос.

Он побеждает Тиамат и, завладев скрижалями судьбы, разрывает её пополам, а из её тела образовываются земля и небо.

Древне-ассирийский и вавилонский бог Мардук. Согласно ассирийским мифам он создал Вселенную, землю и человека. Фото: rushist.com

Древние ассирийцы верили в загробное существование. В их сказаниях говориться о том, что темница, в которую заключены умершие, окружена семью стенами; ни один луч света не проникает в неё.

Иногда упоминаются острова блаженных, где нет страдания, болезней и смерти, но достигнуть этих островов могут только редкие избранники.

Все боги Ассирии не удержат державу

Что касается падения империи, то причины могут быть проще — и совсем не зависеть от климата и каналов.

Практически каждый успешный царь оставлял после себя кучу проблем: врагов на границе, толпу сыновей, которые претендовали на трон и устраивали гражданские войны, честолюбивых военачальников, бредящих основанием собственной династии. Наконец, дыру в бюджете и издержки управления новообретёнными областями.

Много ресурсов уходило на замирение новых провинций. Империя потратила практически два века, чтобы подчинить себе Сирию, но при любой возможности сирийцы восставали. Вавилон был постоянным источником проблем. Он был душой любых антиассирийских коалиций. Его подчинение Ниневии было часто формальным, а вот военные действия — вполне реальными. Даже брат Ашшурбанапала, Шамаш-шум-укин, назначенный царём Вавилона, — и тот годами воевал против брата.

Наконец, именно в момент максимального расширения империи Ашшурбанапал сумел-таки объединить против себя всех мидян. Если до него они часто враждовали друг с другом и охотно выступали на стороне ассирийских царей, то в середине VII века до н. э. сплотились.

Вдруг оказалось, что справиться с мидийской конницей куда сложнее, чем с любым другим врагом Ассирии.

Подобно парфянам при Селевкидах, мидяне выступили в роли одного из могильщиков империи. Вторым был Вавилон, которому надоело терпеть над собой власть Ассирии. Война шла без перерыва 25 лет, пока к 600 году до н. э. от Ассирии ‘ title=>не осталось и следа. И только ветер с тех пор воет на руинах её городов.

ЛитЛайф

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • .
  • 68
  • 69
  • »
  • Перейти

С целью изгнания болезни из тела больного колдун рвал и бросал в огонь клочки шерсти, приговаривая:

Ассирийцы и вавилоняне верили, что наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существуют злые духи, которых не задобрить никакими средствами. Такими были семь духов бездны. Они представлялись бесполыми существами

(«не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей»).

Они не внемлют молитвам и поражают всёх, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство.

К числу свирепых сверхъестественных существ, созданных фантазией шумеров, вавилонян и ассирийцев, относятся также две злые богини: Лилит («Ночная») и Лабарту, Лилит выступает еще в шумерской мифологии как лесная волшебница, гнездящаяся в стволе дерева. Ассирийцы и вавилоняне представляли ее свирепой чародейкой, охотно нападающей на детей. Лабарту, дочь Ану, чудовище с туловищем осла и мордой льва, считалась другим пугалом детей. Ее изображение вместе с фигурой черной собаки ставили на три дня к изголовью заболевшего ребенка, а затем обе статуэтки разбивали, закапывали в землю и заливали мучнистой похлебкой.

Конечно, ассирийцы и вавилоняне уповали на защиту богов, которые могут отразить от них злые силы. Но считалось, что и добрые боги могут разгневаться на грешника, оскорбившего их своим поведением, отдав его на растерзание беспощадным демонам, которые только и ждут случая расправиться с беззащитной жертвой. Вот как говорит об этом один из ассирийских текстов:

Читать еще:  Всемирный Потоп в вавилонских текстах

Убеждение в результативности магических действий породило в религии вавилонян и ассирийцев веру в возможность предсказывать будущее по различным предметам.

Ворожбой занимались в основном жрецы. Они гадали по полету птиц (подобно римским авгурам), по колебанию пламени свечи, по печени овцы (как греки и римляне), по различным отклонениям у новорожденных животных (например, у теленка с двумя головами или с шишкой на лбу).

Верили, что перебегающая дорогу гиена предвещает несчастье, рыжие тараканы – счастье, а черные – неудачу. Трудно даже перечислить бесконечные примеры, поражающие своей нелепостью, которые заботливо регистрировались и заносились в длинные списки.

Большую роль в предсказаниях играли звезды. В сохранившихся записях мы находим, например, такие объяснения влияния небесных светил:

«Если в день рождения человека Иштар (т. е. Венера) восходит, а Мардук (Юпитер) заходит, то жена этого человека будет сильнее, чем он сам».

Составлялись гороскопы для ребенка на основании расположения светил в момент его рождения. Делались попытки предсказать погоду и наступление урожайного года (или неурожая), опять-таки исходя из наблюдений звездного неба.

«Если в течение месяца сивана (май – июнь), – говорилось в ассирийском тексте, – с первого по двадцатый день наступит затмение солнца, то рост злаков в стране приостановится».

Во времена Нововавилонского царства жрецы и маги (которых греки называли халдеями) развили предсказания по звездам в целую науку, точнее, лженауку, используя наблюдения для самых фантастических выводов.

Ассиро-вавилонской религии не удалось достигнуть уровня более поздних универсальных религий. Ее философия, хотя и опиралась на достижение ряда таких наук, как, например, астрономия, была еще слишком примитивна. Религиозные представления не приобрели еще абстрактного характера, хотя зачатки идеалистической философии уже намечались. В одном из гимнов богу Сину мы читаем:

«Когда слово твое проносится как вихрь, обильны становятся пища и питье, когда оно ниспадает на землю, то является зеленью. Твое слово – далекое небо, сокрытый ад, недоступный прикосновению взора».

Здесь слово воплощается в различные элементы материального мира, что предвосхищает позднейшее учение о логосе, столь характерное для греко-римской философии.

В нововавилонский период, уже после разрушения Ниневии, возникают сложные богословские теории, перерабатывающие старые ассиро-вавилонские религиозные традиции в духе монотеизма. Великие боги объявляются различными воплощениями единого Мардука. Каждый из них воплощает одну из его функций: могучий и жестокий Нергал – это Мардук силы, Набу – Мардук мудрости и т. д.

Знакомство с ассиро-вавилонской религией, оказавшей большое влияние на формирование иудейства, христианства и ислама, помогает нам вскрыть глубокие исторические причины возникновения религиозной идеологии и сохранения ее в классовом обществе.

Ассирийские и вавилонские жрецы выработали целую систему правил, которым должны были следовать люди, чтобы обеспечить себе помощь и защиту богов. В их основу были положены старинные представления, восходящие еще ко временам родового строя, и более поздние нормы, выработанные в классовом обществе привилегированной знатью, частью которой были сами жрецы. Все эти моральные концепции получили форму религиозных предписаний или запретов.

Несчастья, выпадающие на долю человека, объявлялись наказанием за грехи. Избавиться от божьей кары можно было лишь путем искреннего покаяния и искупления греха добрыми делами.

Ассиро-вавилонские жрецы составляли списки добрых и злых поступков, предлагая кающемуся припомнить, что он сделал недозволенного и какие благочестивые дела не удосужился совершить.

В одном из этих текстов жрец вопрошает богов, желая узнать, за что они гневаются на неудачника, подавленного болезнями и скорбями. Вполне естественно, что особенно подчеркивается момент возможного пренебрежения к богам.

Урарту — царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на территории Армянского нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX – середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Общность «черноголовые»

Вотивные фигурки (боги?) с храмовой площади Эшнунны. 2900-2600 гг. до н.э. Сделаны из алебастра, известняка, гипса.

Шумеро-аккадоязычное население Нижней Месопотамии (предки вавилонян) и аккадоязычное население Среднего Тигра (предки ассирийцев) осознавали себя как единый двуязычный суперэтнос. Люди этого суперэтноса имели даже общее самоназвание: и на шумерском, и на аккадском языке они определяли себя как «черноголовые» (по-шумерски – санг-нгига, по-аккадски – цалмат каккади). Этот суперэтнос современные ученые и называют «древними месопотамцами», «носителями месопотамской цивилизации». Общность «черноголовых» выделяла себя не по политическому критерию (они не так уж часто объединялись в границах одной державы), а по цивилизационному. Члены общин и родов, поддерживавших культ шумеро-аккадских божеств и считавших своим главным общинным покровителем одно из них, говорившие на шумерском и аккадском языках и использовавшие шумеро-аккадскую клинопись, относились к «черноголовым». Таким образом, общность «черноголовых» была этнокультурной общностью в современном понимании этого слова.

Читать еще:  Вавилонская космогония

О том, какую важность придавали месопотамцы своей идентификации «черноголовых», независимо от каких бы то ни было политических границ, ярко свидетельствует пример знаменитых Законов Хаммурапи, правившего всей Месопотамией. Во вступлении к этим Законам Хаммурапи объявляет себя правителем и заступником «черноголовых», после чего перечисляет множество подвластных ему городов. Однако, как выяснилось, этот перечень включает далеко не все города, в действительности входившие в его империю, а только те, которые населяли шумеро-аккадцы, поддерживавшие культы шумеро-аккадских богов, указанных в этом перечне рядом с каждым названным в нем городом. Таким образом, внутри всего круга подвластных ему земель Хаммурапи выделяет шумеро-аккадский этно-ритуальный ареал и только его рассматривает как «свой», а прочие свои владения даже не упоминает.

Ассимиляция шумеров аккадцами

Общность «черноголовых» прошла долгий исторический путь. На рубеже III-II тыс. до н. э. аккадцы полностью ассимилировали шумеров. Однако былое разделение «черноголовых» на аккадцев и шумеров, как и разделение самой Нижней Месопотамии на шумерский юг и аккадский север, не прошли бесследно. Шумерский язык остался для всех «черноголовых» «мертвым» языком учености и ритуала. Нижняя Месопотамия сохранила название «Шумер и Аккад», а потомки жителей шумерского юга Нижней Месопотамии рассматривались теперь как особый народ «приморцев» в составе общности «черноголовых».

Примерно в то же время, как уже говорилось, аккадоязычное население Нижней Месопотамии обособилось по диалекту от аккадоязычных жителей долины Среднего Тигра с центром в Ашшуре. Вскоре это обособление было закреплено политически:

  • Нижняя Месопотамия объединилась вокруг Вавилона,
  • Ашшур оставался независимым от него.

В результате к середине II тыс. до н. э. сами «черноголовые» делили себя уже на три народа:

  • ассирийцев,
  • аккадцев (вавилонян)
  • и приморцев – потомков шумеров крайнего юга Двуречья, ассимилированных аккадцами.

В следующие несколько веков приморцы полностью слились с вавилонянами, так что в I тыс. до н.э. речь шла уже просто об ассирийцах и вавилонянах. Последние следы былого этнотерриториального различия между шумерским югом и аккадским севером Нижней Месопотамии окончательно стерлись и забылись.

Оформление «черноголовых» в общность

Карта Аккадской державы и III династии Ура.

Хотя «черноголовые» выделяли себя в общность не по политическому, а по этнокультурному признаку, позднее они все же выработали особую концепцию, которая оформила их уже сложившееся единство политически и территориально. Окончательно эта концепция сформировалась на исходе III тыс. до н.э. при царях III династии Ура. С этого времени считалось, что шумеро-аккадский ареал образует прочное территориальное единство – страну «Шумер-и-Аккад», которой сами боги предназначили существовать под одной властью, в качестве особого царства.

Отныне, если в Месопотамии наступала политическая раздробленность, это воспринималось как временное бедствие; считалось, что как только боги вернут свою милость стране, она вновь объединится. Войны между разными царствами раздробленной Месопотамии и смена политических центров страны теперь понимались не как обычное противоборство разных государств, а как переход единой государственности царства «Шумер-и-Аккад» от одной династии к другой. С XVIII в. до н.э. и до заката месопотамской цивилизации столицей царства «Шумер-и-Аккад» практически неизменно был Вавилон, поэтому, говоря о событиях середины II-I тыс. до н.э., многие авторы называют это царство Вавилонией.

Появление ассирийцев

С XIV в. до н.э. восприятие месопотамцами своей истории было осложнено тем, что на северном рубеже «Шумера-и-Аккада» (Вавилонии) появилась Ассирийская держава: город-государство Ашшур объединил под своей властью обширные территории Верхней Месопотамии, превратившись таким образом в столицу нового могучего царства. Ассирия определяла себя как особое, отдельное от «Шумера-и-Аккада» геополитическое целое, но желала объединения с ним под эгидой ассирийских царей.

Не прекращавшиеся в течение многих столетий ассиро-вавилонские войны, вызванные этими претензиями, не привели к сколько-нибудь прочным результатам и закончились лишь с гибелью Ассирии. За это время ассирийцы перепробовали множество способов удержать Вавилонию под своей властью – от прямой аннексии до создания особого автономного Вавилонского царства в составе Ассирийской державы (престол его обычно предоставлялся одному из ассирийских царевичей), но так и не смогли добиться покорности вавилонян. В конце концов Вавилония, восстав против Ассирии, уничтожила ее (кон. VII в. до н.э.) и некоторое время была единственным государством «черноголовых». В 539 г. до н.э. в результате персидского завоевания Месопотамия стала частью Персидской империи.

Противостояние Вавилона и Шумера

Некоторые ученые утверждают, что в свое время через Энума Элиш Вавилон олицетворялся, как город, разрушающий традиции прошлого, чтобы на их руинах создать новое и лучшее будущее.

Ученый Торкильд Якобсен, например, отмечает:

До середины II тысячелетия до н.э цари набиравшего силу Вавилона постоянно вели войны за территорию с правителями Шумера. По сути, это была война ребенка со своими родителями (считается, что этот город основали шумеры). Цари прекрасно понимали, что Вавилон является наследником и продолжателем шумерской цивилизации.

Таким образом, этот миф можно понимать не только как великое сказание о триумфе порядка над хаосом и света над тьмой, но и как притчу о росте могущественности и возвышению новой вавилонской культуры над старой шумерской моделью цивилизации.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector