0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бог воды в Междуречье

Бог воды в Междуречье. Боги Древнего Междуречья

Вода – это жизнь. С этим утверждением сложно не согласится. Мы принимаем его, так как знаем, какую важную роль играет вода в жизни человека. Без еды люди могут обходиться более месяца, а без жидкости не проживут и суток. Об этом знали и жители древних стран Ближнего Востока, которые теперь принято называть Месопотамией. У них существовал культ поклонения богам, которые, по сути, являлись олицетворением сил природы. Среди них одним из самых почитаемых был бог водных пространств Эа. Многие из нас знают, где находится Междуречье, но лишь единицы слышали о том, чем жила эта древняя человеческая цивилизация. Потребуется много времени, чтобы полностью охватить этот вопрос, поэтому ограничимся лишь одной небольшой его частью. Расскажем о том, что собой представлял тот самый бог воды в Междуречье, почему люди ему поклонялись и какие жертвы приносили. Лучше всего об этом поведают нам древние шумерские мифы.

Письмо древних месопотамцев

Несомненным величайшим изобретением шумер стало письмо, зародившееся на рубеже $IV — III$ тысячелетий до н. э. Ученые считают, что приоритет в его изобретении принадлежит неизвестному народу, жившему в Южной Месопотамии до прихода шумер. Но, тем не менее, именно шумеры поставили письмо на службу людям: письменность использовалась сначала для фиксирования фактов повседневной жизни, а в скором времени для запечатления достижений культуры.

Изначально шумерское письмо было пиктографическим – отдельные слова изображались картинками, древнейшие такие тексты датируются приблизительно $3200$ г. до н.э. Однако, пиктография фиксировала лишь отрывочные сведения, а не передавала связную речь.

Постепенно пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо и начала терять рисуночный характер. Так, вместо рисунка стали изображаться лишь характерные детали, которые вырисовывались схематически. Шумеры писали слева направо, и поэтому рисунки пришлось поворачивать на $90$ градусов, и постепенно они приобрели вид горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так рисуночное письмо превратилось в клинопись.

Рисунок 1. Пример шумерской клинописи

Шумерское письмо содержит обозначения, которые читаются как целые слова. Шумерская клинопись, развитая аккадцами содержала более $600$ знаков.

В $XXIV$ в. до н. э. появились первые тексты, написанные на шумерском языке. Шумерская клинопись распространилась в Древней Сирии в конце XXV в. до н. э., а к середине II тысячелетия до н. э. по всей Передней Азии. Шумерскую письменность использовали эламиты, хурриты, хетты и даже одно время Египет.

Месопотамцы писали на глиняных табличках тростниковыми палочками, а царские и храмовые тексты выбивали на камне и металлических пластинах. В $I$ тысячелетии до н. э. ассирийцы и вавилоняне использовали для письма импортный папирус, и деревянные дощечки, покрытые воском.

Культура Древней Месопотамии (кратко)

Месопотамия – Двуречье или Междуречье — это историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата. Эта равнина по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата почти целиком расположена в пределах Ирака, на юго-востоке заходит в Иран, на северо-западе — в Сирию и Турцию. Древняя Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира. Условные хронологические рамки — c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. (падение Вавилона). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Мировую известность получило собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В 19 веке была найдена часть этой библиотеки — более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. Сложно переоценить значение этой находки для мировой истории.

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровом каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Читать еще:  Ассирия: культ и пантеон

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами.

Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света — «висячие сады Семирамиды».

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами.

Миф о всемирном потопе

В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.

5. Вавилония

Примерно во II тысячелетии до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они победили Шумеро-Аккадское царство и основали новую династию Ура, которая объединила Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, имевший хорошее географическое месторасположение. Вавилон превзошел другие города, и по его имени Двуречье стали называть Вавилонией. Пять первых вавилонских царей значительно увеличили территорию владений. С конца XIX века до н.э наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 г. до н.э.), который стал особой эпохой в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилонию в мощное государство-империю, которое состояло из внушительной территории от Персидского залива до Сирии. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.

Вавилон -город древней Месопотамии

Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно было узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия. На Вавилон часто нападали горные племена, город подвергался разрушению и, как птица Феникс, воскресал из пепла. После гибели царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от соседних государств, и в 1945 г. до н.э. Древневавилонское царство пало под давлением хеттов и касситов, которые впоследствии правили Вавилоном около 400 лет.

Шумеры создали ключевые моменты религии Месопотамии. Для становления цивилизации очень важную роль сыграли храмы. Причём они представляли не только то место, где служат, поклоняются богу и приносят жертвоприношения. Именно в храмах хранились продукты. В подобные амбары жители приносили часть зерна, чтобы обезопасить себя на случай какого-либо бедствия.

Читать еще:  Основы зороастрийской веры

Хранилище считали священным. В нём был хлеб, выступающий основой жизни. Следовательно, в таких местах присутствовали и божественные силы. Именно такой позиции придерживалось население региона. Земледельцы считали, что религию и хозяйство разделять нельзя.

Месопотамская литературная традиция

Шумерская литература была представлена большим количеством лирических произведений, поэм, легенд и эпических сказаний, пословиц, мифов и гимнов. Специфический жанр представляли произведения о гибели шумерских город от набегов племен.

Самым известным памятником эпического жанра шумерской литературы являются сказания о Гильгамеше, который, скорее всего, был реальной исторической личностью: он упоминается в царских списках как один из царей Первой династии Урука. Легенда о Гильгамеше рассказывает о небывалых приключениях отважного царя, который осмелился сравнятся с богами в силе и бессмертии, однако в конце эпоса убедился в невозможности бороться с ними.

Интересными образчиками литературы Вавилонии служат произведения философского характера «Да прославлю я владыку мудрости» о подчинении достопочтенного страдальца непостижимой воле богов (конец $II$ тысячелетия до н. э.). Поэма «Вавилонская теодицея» (первая половина $XI$ в. до н. э.) рассказывающая о религиозно-философских идеях вавилонян; «Раб, повинуйся мне» (датируется X веком до н. э.) – диалог скучающего господина со своим рабом о превратностях судьбы.

Художественную и историческую ценность содержат также ассирийские анналы, повествующие о деяниях царей, природе и традициях завоеванных стран.

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал – глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.


Источник

Историки назвали письменность шумеров клинописью, так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев. Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой. Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет [2] . Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Религия Древней Месопотамии

Құрметті қолданушы, Назар аударыңыз:

Сізге «Зияткерлік олимпиадаға» доступ берілді. Қазір тапсырыс беріп үлгеріңіз. Себебі, небәрі 10 күннен соң олимпиада аяқталады.

Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд

Материал туралы қысқаша түсінік

Создание условий для усвоения сведений об отличии религий государств – центров древней культуры: Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Ирана.

Ахметов Самат Бактагалиевич

13 Қараша 2018

Материалдың толық нұсқасы

Класс: 9 «Б» дата: 08.11.17 г.

Тема урока: Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд

1. Обучающая: Создание условий для усвоения сведений об отличии религий государств – центров древней культуры: Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Ирана.

2. Развивающая : определение влияния этих цивилизаций на мировые религии (христианство, буддизм, ислам).

3. Воспитательная: осознание разнообразия религиозных конфессий и деноминаций воспитание толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1) организационный момент урока;

2) проверка домашнего задания;

3)актуализация ранее усвоенных знаний, умений учащихся, необходимых для изучения новой темы;

Читать еще:  Всемирный Потоп в вавилонских текстах

4) ознакомление учащихся с новым учебным материалом;

5) закрепление новых знаний и новых практических умений учащихся;

6) привитие навыков к применению полученных новых знаний и практических умений на творческом уровне (в нестандартных условиях, в случае отсутствия образца);

7) систематизация знаний и практических умений учащихся;

8) контроль качества знаний учащихся;

9) рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания;

10) подведение итогов урока.

Методы и приемы урока : наглядное и проблемное изложение, дискуссия, систематизация, закрепление знаний

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная

Межпредметная связь : история, география, искусство, мировая художественная культура.

Оснащенность урока : учебники, карта, видеоматериалы, интерактивная доска.

Организационный этап урока: проверяется посещаемость учащихся и их готовность к уроку. Проверка качества выполнения домашнего задания . В ходе опроса домашнего задания внимание акцентируется на то, что по общей идее тюркского религиозного познания каждая вещь является святой и благодатной.

Делается заключение о том, что животные обладают святостью, Земля – благодатна. Им не покланяются как святыням, к ним относятся с почтением, проводят обряды, молятся о воздаянии милости свыше и т.п.

На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать особенности религии Древнего мира.

3) Актуализация ранее усвоенных знаний, умений учащихся, необходимых для изучения новой темы.

4) Ознакомление учащихся с новым учебным материалом . Учитель объявляет цель урока – узнать отличия религий государств, которые были центром древней культуры Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Ирана.

Ведется работа по карте. В краях Древней Месопотамии, Рима, Греции, Египта, Ирана были разные вероисповедания. Учитель рассказывает о религиозных особенностях каждого народа, об особенностях и общих чертах представлений о Боге этих народов со ссылкой на то, что в результате археологических раскопок было установлено существование в этих краях политеистических и монотеистических религий. Можно попросить учащихся выразительно прочитать тексты о богах из рубрики «Легенды-летописи». Как дополнительный материал, предложить прочитать книгу Н.А.Куна «Мифы Древней Греции и Древнего Рима». Обратить внимание учащихся на сходство и различие в мифологии древних греков и римлян.

Учитель по новой теме:

1.«Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

2.Прочитав предложенный материал, попробовать рассказать о богах Древней Греции и Древнего Рима самостоятельно.

3.« Древний Китай был разделен на несколько мелких ханств как Лу, Инь, Сун, Чжоу. Этот период в истории Китая (V–VІ вв. д.н.э.) назывался периодом «воюющих ханств». Китайские мыслители того времени Кун Цзы, Лао Цзы, Цзы Чжан, Мэн Цзы и др. стремились объединить мелкие ханства в один центр, в одно ханство».

Необходимо, чтобы учитель обратил особое внимание учащихся на то, что целью данных мыслителей было объединение различных народов вокруг одного познания и учения, одной идеологии. Учение Конфуция стремилось, в основном, к формированию светского учения, то есть китайской элиты. А Лао-Цзы предпочитал организовать такое познание, учение, как дао (путь) и дэ (благодать). Особенностью синтоизма в Японии является религиозное познание, состоявшее из народных легенд. У него не было ни одного основателя, основоположника. Религиозное познание народа сформировалось на основе народной легенды.

Ученики записывают понятия, относящиеся к каждому учению из «азбуки религиоведения» в тетради.

5) Вопросы для закрепления новых знаний и новых практических умений учащихся: Чему научил Конфуций народ? (Конфуций учил быть полезным обществу, народу, добродушным к людям, быть стойким давним обычаям, обрядам).

Чему учил даосизм? (учил тому, что если каждая вещь стоит на своем месте, и нет изменений, то тогда будет достояние) Лао-Цзы сказал: « Делаю добро и хорошим, и плохим людям. Поэтому все будет хорошо ». Конечно, ответ может быть не таким, потому что мнения учащихся могут быть другими.

Оценивается вместе с учащимися привязанность Дао к старому. Учение, написанное Конфуцием, было предназначено только для элиты глав государства.

6) Привитие навыков к применению полученных новых знаний и практических умений на творческом уровне (в нестандартных условиях, в случае отсутствия образца). Выполняются следующие задания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector