1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Античные мифы в камне

У входа в здание Санкт-Петербургского государственного горного университета находятся две статуи — «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Первую из них из пудостского камня выполнил известный скульптор Степан Пименов в 1809–1811 годах.

Мифологическая основа

Скульптура иллюстрирует один из мифов о подвигах Геракла. Во время странствия за золотыми яблоками по приказу Эврисфея герой был вынужден сойтись в поединке с великаном Антеем — сыном богини земли Геи. Гераклу никак не удавалось победить Антея: как только великан начинал ослабевать, он касался земли, и мать давала ему новые силы. Но Гераклу удалось оторвать Антея от земли и задушить его.

Античное наследие

Однако наименование «Престол сатаны» связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор неясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами.
Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.
«Престол» представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портике колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров.
По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.

Статуя Ганеша в Хампи

Статуя Ганеша выполнена из цельного каменного куска и расположена в одном из недействующих уже храмов Хампи. Она олицетворяет индусское божество и имеет голову слона.

Ганеша является одним из самых почитаемых богов в Индии. Этот бог – наполовину человек и наполовину слон, он привлекает своей красотой и необъяснимой силой. Самым известным поклонением ему считается произнесение нараспев «тысячи имен» Бога.

К сожалению, место пребывания Ганеша ранее было захвачено мусульманами, которые разрушили статую – сломали одну руку и ногу. После этих действий сооружение перестало быть священным, а значит, и поклонений ему давно не было. В настоящее время полюбоваться статуей можно совершенно бесплатно.

Координаты: 15.33147600,76.45994800

Статуи Богов

На рубеже третьего тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца…

Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Каирском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафра, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы. Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя. И это еще «цветочки». А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора — это уже «ягодки». Мало того, что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, вес каждой составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в пять сотен тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового Царства (1550-1070 гг. до н.э.), которым датирует скульптуру современная наука. А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ровно ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о «глазах», сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения, и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза. Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработки линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

Читать еще:  Творческие образы в месопотамской религии
КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее пяти тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов. Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с третьего тысячелетия до н. э. в Египте стали «всплывать» артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, — неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений Амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается. Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона — абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение. Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Расширение спектра влияния богини

Скромная Гестия, богиня жертвенного огня и домашнего очага, стала покровительницей общины каждого древнего города. В ее честь на каждом жертвеннике во всех крупных городах горел вечный огонь. Если кто-то из местных горожан покидал родину и уходил в колонии, то он обязательно брал отсюда факел. Он должен был аккуратно везти его до нового места, не потушить, разжечь по приезде в новом городе.

Критика Римского Папы Николая V

Фото: Pippo-b/Wikimedia

Папа Николай V (1447-55) стал первой жертвой «говорящих» статуй. Но его нельзя назвать плохим папой. Николай V — ключевая фигура римского ренессанса. Именно благодаря ему Рим стал обителью литературы и искусства. Кроме того, он улучшил укрепления города, реконструировал акведуки и многие религиозные здания. Именно с его подачи была построена Базилика Святого Петра, дизайн которой он заказал. Также папа Николай не последнюю роль сыграл в создании библиотеки Ватикана и после падения Константинополя сохранил множество рукописей.

Однако, римские жители не оценили его работу и сговорилось свергнуть папское правительство. Обнаружив заговор, Николай приказал арестовать и повесить заговорщиков. Суровое правосудие не спасло папу и его действия раскритиковали в коротком стихотворении, которое повесили на статуе: «Николай стал папой и убийцей. Крови в Риме много, а вина – нет».

Олимпия в древней Греции

До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.

Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.

Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.

В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.

Место силы

Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.

Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.

В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.

В Греции известны и другие места силы:

Храм Зевса в Олимпии

Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).

  • Размер — самый большой храм на Пелопоннесе.
  • Архитектурный стиль — дорийский. Отличается мужественность, суровостью, лаконичностью (в отличие от ионийского — более женственного и мягкого).
  • Построен элийцами (жителями этой местности) из трофеев и посвящён Зевсу.
  • Строительство началось с 470 и было завершено до 456 г. до н.э., когда на восточном фронтоне храма был помещён золотой щит, посвященный победе спартанцев на Танагре.
  • Архитектор Либон (Libon) из Элиды
  • Скульптор, создавший фронтоны неизвестен.
  • Ориентация на восток-запад.
Читать еще:  Кур - царство мертвых

Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция

  • Храм шестиколонный (по ширине) с тринадцатью колоннами по бокам.
  • Высота колонн 10,43 м, диаметр у основания 2,25 м. Выполнены из местного известняка-ракушечника и покрыты белой штукатуркой.
  • Только скульптуры фронтона, крыша и голова льва были из мрамора.
  • Кроме основной части, в храме были пронаос (преддверье) с востока и опистодом — задняя (внутренняя) часть храма на западе.
  • На полу пронаоса сохранились фрагменты мозаики с изображениями тритонов.
  • Передняя часть пронаоса представляет собой небольших размеров прямоугольное пространство, вымощенное гексагональными мраморными плитами.
  • В прнаосе происходило награждение — коронование победителей.
  • Ещё одна важная часть древних храмов целла — внутренняя часть святилища, в которой находились изображения богов. В эту часть могли заходить только служители культа.
    Целла храма Зевса была разделена на три нефа двумя двойными рядами семи колонн.

Фронтоны и декор храма Зевса

Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.

  • Восточный фронтон

На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.

Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.

Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.

Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось

  • Западный фронтон

На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в Фессалийской долине, произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.

Кентавромахия — битва между лапифами и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. Кентавромахия — излюбленный сюжет произведений греческого искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений Кентавромахии относится изображение на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на южных метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.

Тот же фронтон, но реконструированный

Метопы

12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).

Метопа Геракл в саду Гесперид

Метопа Геракл очищает Авгиевы конюшни

Метопа Геракл и Критский бык

В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э.

Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.

Раскопки в храме начала французская экспедиция в 1829 году, а закончила немецкая Школа. Части скульптурного декора были восстановлены и теперь выставлены в Археологическом музее Олимпии . Метопы, снятые французской археологической экспедицией 1829 года находятся в Лувре.

Статуя Зевса

Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э.

  • Высота: более 12 метров.
  • Статую Зевса для храма в Олимпии создал скульптор Фидий из Афин.
  • Техника: Хрисоэлефантинная скульптура.
  • На одежду бога ушло 200 килограммов чистого золота.

Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.

Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.

Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.

Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.

Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:

  • Во-первых, это — красиво.
  • Чтобы пластины слоновой кости не разбухали от влажного воздуха, жрецы смазывали их маслом, которое стекало в бассейн.
  • Свет, проникая в храм, отражался от поверхности бассейна и создавал особую мягкую подсветку, делающую лицо и тело Зевса живыми.

В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.

Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.

По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.

Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.

После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.

Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.

Мастерская Фидия

Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса. Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.

Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.

Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)

Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.

Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.

Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!

Так выглядела мастерская

Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.

Где остановиться в Олимпии

Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Читать еще:  Месопотамия и ее история

Рядом с археологическим сайтом находится посёлок. Мы бронировали отель Hercules . Рекомендуем его.

Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии

Время работы комплекса

  • С мая по октябрь: с 8:00 до 19:00
  • С ноября по апрель: с 8.00 до 17.00

В выходные – с 8.30 до 15.00.

Сколько стоит

Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.

  • Стоимость билета 12 евро.
  • Льготный билет 6 евро.

Есть бесплатные дни. Об этом писали в статье Древняя Олимпия .

На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4

Храм Зевса в Олимпии на карте

Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Изображения Гекаты, богини мрака

Это божество обладало тремя обличиями (или даже тремя туловищами) у неё было три головы и три пары рук, это позволяло ей смотреть в разные стороны. В Древнегреческой культуре число «3» часто связывали с богиней Гекатой. Она правила такими стихиями как: огонь, земля и воздух, а также основой существования человечества рождением, жизнью и, конечно же, смертью.

  1. Геката (образ днем): попечительница юношества, охоты, судебных и военных дел, различных собраний.Тут она была опытная,мудрая советчица людей.
  2. Геката (образ ночью): приспешница ночи, кошмарных сновидений, монстров, страшного разврата, мрака. Как красив, так и страшен её лик, змеи на голове. Богиня воинственна любит охотиться ночами среди могил и умерших душ со стаей гончих псов из царства тьмы. Её почитали и молились преступники, душегубы, влюбленные сердца которых отвергли. Она рассказывала, как приготовить ядовитые отвары и приворотные зелья.
  3. Очередной облик богини: небесная «Урания» — необоримая духовная любовь. Юная и очень красивая, эта красота не вызывает сексуальных желаний, ей только восхищаются и преклоняются.

Эту загадочную женщину именуют по разному, а каждое имя характеризует приписанные ей роли и свойства в разные промежутки времени. Вот несколько из особо прославленных имен:

  • Хтония — «земная»,
  • Дадофора — «факелоносица»,
  • Энодия — «дорожная»,
  • Клидофора — «ключница»,
  • Куротрофа — «кормилица детей»,
  • Фосфора — «светоносная»,
  • Пропола — «спутница»,
  • Пропилея — «привратница»,
  • Сотейра — «спасительница»,
  • Триформис — «трехтелая»,
  • Триодитис — (богиня) «трех дорог».

Троякое божество

Протоарийские народы имели своё представление об образе богини, связывая его с двумя мирами живых и мёртвых. Она совместно как тьма, так и свет. Статуи этой всемогущей женщины ставили на перекрёстках дорог. Римляне Гекату величали Тривией («Трехликой»). Строили храмы в честь только одной сущности богини, поскольку не все люди понимали триединство одного бога.

Прошлое, настоящее и будущее было подвластно Гекате, луна наделяла богиню огромной магической силой. Богиня могла влиять на человечество, время и пространство что, делало её лучшим союзником чародеев, которые очень хотели поменять кажущийся неизменным физический мир. Те, кто не боялся произносить в своих заклятиях её имя, получали в награду частицу её сверхъестественного могущества.

Тривия перепутья

Во времена языческих богов трехглавые статуи Гекаты стояли на многих пересечениях путей. Взор богини направлен одновременно в трех направлениях.

И когда поднималась полная луна, почитатели Гекаты осуществляли тайком обряды, для того чтобы задобрить свою богиню.

Фигуры божественной девы с факелами и мечами ставили перед домами, тем самым отпугивая злых духов. Имя Геката ассоциировалось с жертвоприношениями, таинствами, заклятиями.

Оставляя перед своей дверью куриные сердца и мёд, люди думали, что богиня их помилует и услышит их молитвы.

В завершающий день месяца на перепутье несли дары — мёд, лук, яйца и рыбу, а также кукол в виде малюток и ягнят женского пола, олицетворяющих жертву. Колдуны собирались там же с целью засвидетельствования почтения Гекаты.

Геката (википедия)

В переводе с древнегреческого (Ἑκάτη) — богиня луны, теней, мрака и преисподней. Божественная дева ведьм, чародеев и всего колдовского. Существует мнение, что образ Гекаты к грекам пришел от фракийских народов.

Согласно википедии Геката — ночная «хтония» и небесная «урония», ходит среди могил и извлекает души умерших. Сеет ужасы и наводит страшные сны, но может и защитить от колдовства и злых демонов. Одним из её постоянных спутников был ослоногое чудовище Эмпуса, который мог менять облик и пугать запоздалых странников, а так же духи-демоны, керы. Именно такой была представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н. э.

Мифические истории

Наиболее известная история — это когда Геката помогает Деметре отыскать её похищенную дочь — Персефону. Только она одна пришла на помощь несчастной богине. Её сочувствие понятно.

Из ее семейной истории известно, что ее мать погибла из-за неуемного сладострастия Зевса, а тетка таки уступила. Поэтому именно Геката была покровительницей обиженных, оскверненных и униженных женщин греческого общества. Ужасная и всемогущая женщина, которая накажет обидчиков, лишит их разума, нашлет несчастие или ещё что-нибудь. Для этого всего лишь нужно провести некий колдовской обряд.

Геката также помогает Медее влюбить в себя Ясона. Но как правило, влюбленные волшебницы, пытающиеся завоевать сердце любимого своими чарами, остаются одни — Ясон ее бросил. Несмотря на то что именно Медея спасала его, выручала и шла на преступления против своей семьи и страны ради любви к нему. Для Ясона Медея была лишь инструментом для осуществления своих целей.

В одном мифе богиня перевоплощается в медведя или дикого кобана и убивает своего ребенка (мальчика), затем возвращает его к жизни.

Бргиня имеет тайную силу, носит ожерелье из яичек, на её голове змеи.

В последних мифологических историях Геката оказывается дочерью Зевса и Геры, вызвавшая гнев матери за то, что помогла Европе, одной из возлюбленных Зевса. Геката укрывается сначала на земле у постели роженицы. После отправляется в Аид и обитает там.

Атрибуты Гекаты

  1. Ключ — символ входов и выходов;
  2. Плеть — символ страстей и пороков души человека;
  3. Меч — символ возмездия;
  4. Факел — образ пребывающей в постоянном мраке;
  5. Собака — её священное животное.

В Греции символом Гекаты были обереги из пихтовых веток, обвитых плющом, которые защищали народ от бед.

Храм Гекаты

Если судить по мифам, храмы, посвященные богине строили неподалеку от города на холме среди деревьев, где мало света. Обязательно присутствовала статуя самого божества, скульптура могла быть одной (три тела, соединенные воедино) или три фигуры отдельно смотрящие в разные стороны, что символизировало три её ипостаси. Вокруг храма стояли факелы и гуляли собаки.

Греческое божество и Статуя Свободы

Ряд ученых сообщает нам о том, что американская Статуя Свободы не кто иная, как богиня Геката. Об этом нам говорят атрибуты скульптуры: корона с острыми шипами и поднятый вверх факел.

Если мы посмотрим и сравним два изображения скульптур Статуи Свободы и богини Гекаты, то увидим невероятное единообразие.

Это, бесспорно, исключительная богиня, которая оставила свой след не только в мифологии, но и в современной культуре человечества. И по сей день существуют таинственные общества поклонения Гекате.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector