1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 визитных карточек Месопотамии

10 визитных карточек Месопотамии

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

Народы Месопотамии: Шумеры, Аккадеры, Вавилоняне, Ассирийцы

Шумеры, Аккадеры, Откуда произошли шумеры, не ясно. Исследователи языков предполагают, что шумерский язык связан с монгольским, турецким или венгерским языком и приходят к заключению, что шумеры иммигрировали в Месопотамию с востока.

Шумеры орошали свои земли при помощи обширной системы каналов, созданной священниками. Священные князья управляли страной и возглавляли «храмовую экономику».

В конце 4-го тысячелетия были образованы более крупные города, что обеспечило более эффективное орошение страны. Города стали процветающими, торговля стала все более важной. Поселения сохранили свою независимость, единой империи в то время не существовало.

Возрастающие требования к организации храмовой экономики вызвали перемены. Около 2700 г. до н.э. письменность была усовершенствована. Первоначально эта сфера была предназначена только для бухгалтерии.

Другими изобретениями, имевшими решающее значение для экономики, были колесо и гончарный круг. Самым важным городом шумеров был Урук, город Гильгамеша. Эпос об этом правителе считается первым литературным документом народа.

С 3000 г. до н.э. кочевники с севера иммигрировали в южную Месопотамию. Записи шумерского короля, который также сообщает о потопе, документируют эти миграции путем появления семитских имен.

Историки относят эту эпоху к раннему династическому периоду, который закончился в 23 веке. В эту эпоху разрушилось единство духовной и временной власти. Дворцы были построены для королей, которые не просто служили представительством. Короли этого времени назывались «лугаль» (великий человек). Правители также заявляли о верховенстве своей власти, в частности и путем утверждения ее в виде захоронения после смерти вместе со своим окружением. Некоторые из этих королевских гробниц были найдены около Урука.

Рекламное видео:

Аккадеры

Саргон Аккад закончил раннюю династическую эпоху. Саргон создал первую империю Ближнего Востока, объединив многие города-государства. Вся Месопотамия, части Сирии, Ирана и Малой Азии, принадлежали его сфере влияния.

Ассирийцы

Город Аккад стал его резиденцией правительства. Аккадский язык заменил шумерский язык. Завоевания привели к экономическим и культурным связям с субъектами или новыми соседями. Доступ к Персидскому заливу привел к процветанию морской торговли.

Культура влияла на жизнь Египта в империи Саргона I. Это было отражено в живописных изображениях, а также в положении правителя как Бога или его заместителя.

Аккад правил недолго, многочисленные беспорядки и нашествие Гутегеров закончили эпоху. Однако эта первая великая цивилизация осталась в живых, в мифах народов, поэтому ассирийцы напомнили об Саргоне I, и, спустя почти 100 лет Гутегер был изгнан, а шумерские города-государства восстановили свою силу и величие.

Город Урук снова стал центром.

Так называемая династия Урука III продолжалась с 2047 по 1939 год до н.э. Это время характеризовалось строгим управлением и установлением уставных отношений. Этим закончился шумерский период в Месопотамии. Города утратили свою силу.

Вавилоняне

Неизвестно, когда был основан город Вавилон. Только при правлении Хаммурапи город оказался в центре внимания и стал настолько важным, что греки упоминали о Месопотамии как о Вавилонии.

Хаммурапи был известен потомкам, потому что он написал одну из первых коллекций законов. В своих 280 пунктах труд регулировал гражданское право, уголовное и административное право.

Он включал в себя индивидуальные решения, часто характеризующиеся резкостью. Однако историки не уверены, постоянно ли соблюдался этот кодекс права. Империя Хаммурапи распалась в следующие столетия. На трон вступили касситы, и хетты укрепились на западе.

С 15-го века Вавилон снова вышел на мировые позиции. Особенно с Египтом, были более тесные отношения, так как многочисленные вавилонские принцессы были замужем за Египтянами.

Ассирийцы

В 14 веке Ассирия стала новой державой. Город Ассур лежал на верхнем Тигре. Историки подозревают, что город первоначально находился под властью Аккада. Во главе стоял царь, который также видел себя представителем бога Ассура. Кроме того, торговцы пользовались значительными претензиями на власть в стране.

Ассур, географически расположенный на основных торговых путях, торговал с Ираном, Вавилоном и современной Турцией. В 18 веке Шамши-Адат объединил на севере Месопотамии всю Ассирию. В первой половине 17 века Ассирия снова распалась и исчезла Старая ассирийская империя.

Читать еще:  Кур - царство мертвых

При Ассур-Убаллите I (1353-1318 гг. до н. э.) Ассирия восстановила свое влияние. Многочисленные завоевания снова привели к экономическому подъему.

Царь Тукульти-Нинурта считал себя представителем бога Ассура. Он называл себя «правителем четырех континентов» и ясно заявлял о своем требовании к власти. Но с его смертью закончилась эта эпоха Средней ассирийской империи. Последний подъем пережила империя с королем Ассур-даном III (935-912 гг. до н.э.), который смог освободить многие города от правящих арамейцев.

Однако ассирийцы уже приняли элементы писания и языка у своих завоевателей арамейцев. Короли Аспернасирпал II (883-859 гг. до н.э.) и Саламанассар III (858-824 гг. до н.э.) распространили ассирийскую сферу власти на Сирию. После некоторых неудач и внутренних распрей, Тиглат-Пилесер III (745-727 гг. до н.э.), придя к власти решил покорить Вавилон, Финикию, Палестину и Израиль.

Стремление к победе достигло своего апогея спустя 50 лет в завоевании Египта Асархаддоном (681-669 гг. до н.э.). Ассурбанипал (669-627 гг. до н.э.) был последним важным правителем.

Греческие историки оценивали этого правителя как слабого политика. Сегодняшние историки не могут подтвердить этот вердикт. Мы видим в нем опытного политика, который очень много читал. Его библиотека является важным источником истории Месопотамии. Через 18 лет после смерти Ассурбанипа, Ассирийская империя окончательно погибла.

10 мифологических мест из разных религий, которые существуют между миром живых и мёртвых

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Река смерти

В нескольких религиях были описана река, разделяющая земной мир с загробным. Самой известной является, пожалуй, Стикс, о котором упоминается во многих греческих мифах. Именно в этой реке, текущей в царстве мертвых Аида, Гефест закалял меч, выкованный для Фавна. В воды Стикса погрузили Ахиллеса, чтобы сделать его неуязвимым (уязвимой осталась лишь пятка, за которую держала его мать).

Хубур — легендарная река Месопотамии. Как и Стикс, она непосредственно связана с богами, вот только о неуязвимости речь не идёт. Так же, как в и древнегреческих легендах, умерших через эту реку перевозил лодочник.

В синтоизме описывается река Санзу, через которую нужно переплыть, чтобы добраться до преисподней. Синтоисткая версия является немного более гуманной, чем греческая и месопотамская, поскольку мертвые могли вернуться на Землю на седьмой день, вместо того, чтобы окончательно уходить в загробную жизнь.

2. Хамистаган

В зороастрийской концепции Хамистаган является местом, куда попадают души тех, кто совершал в течение жизни поровну добрых и плохих поступков. В этом месте, в котором не было ни горя, ни радостей, они ждали судного дня. Хамистаган находится между центром Земли и «звездной сферой» и имеет отличительные признаки обеих областей. Хотя это не место для наказания, души, находящиеся там, страдают из-за чрезвычайно холодной или жаркой (в зависимости от конкретного место) погоды.

Существуют и различные области для тех, кто считается правоверным и нечестивым: хорошие люди, которые совершили несколько грубых ошибок, отправлялись в «хорошую» часть Хамистагана. В то же время зороастрийцы считали, что все люди в итоге будут спасены и попадут в рай.

3. Авраамово лоно

В Евангелие от Луки было описано место под названием «Авраамово лоно», куда отправилась после смерти душа нищего по имени Лазарь. Некоторые еврейские писания сравнивают Авраамово лоно с раем, но обычно христиане считают его местом, в которое попадали праведники до воскрешения Христа.

Впоследствии подземный мир был описан, как состоящий из двух частей — Геенны и Авраамового лона, которые были разделены большим заливом между ними. С одной стороны, души нечестивых людей пребывали в состоянии вечного мучения. С другой стороны находились души праведников, которые пребывали практически в райских условиях.

В Новом Завете было сказано, что Иисус якобы «сошел в ад», но точный смысл этих слов является предметом дискуссий между христианскими теологами на протяжении многих веков. Хотя многие современные христианские взгляды считают эту фразу метафорой, традиционная католическая доктрина говорит, что Иисус сошел в ад, чтобы простить праведникам, находящимся там, их первородные грехи и забрать с собой в рай.

4. Бардо

Бардо является тибетской разновидностью лимба, где души умерших в течение 49 дней лицезрели устрашающие и мирные картины. Эти изображения, которые назывались «мандалы мирных и гневных божеств», являются отображением страхов и воспоминаний умершего. Необходимо, чтобы душа в течение этого времени не поддалась страху или соблазну и осознавала иллюзорность видимых ею картин. После этого душа могла попасть в рай.

5. Барзах

Исламский барзах часто сравнивают с католическим чистилищем, но есть много различий между ними. Хотя барзах, как правило, считается границей между этим миром и потусторонним, мусульманские богословы часто спорят даже насчет самих базовых принципов этого места.

Некоторые считают, что Барзах — бесплотное место, где нет физической боли, где не нужна еда и ничто не имеет смысла. Из Барзаха души умерших могут спокойно наблюдать за всем миром, но не могут воздействовать на него. Другие считают, что пребывание в Барзах зависит от поступков человека во время жизни.

Для душ нечестивых в Барзах якобы существуют наказания, а само это место выступает в качестве своего рода прелюдии к Аду. В некоторых традициях утверждается, что живые люди могут взаимодействовать с теми, кто пребывает в Барзахе, через сны. Слово «Барзах» упоминается всего три раза в Коране и только один раз в качестве промежуточного состояния между этим миром и последующим.

6. Жизнь перед глазами

Те, кто стоял на пороге смерти, часто утверждают, что вся жизнь пронеслась перед их глазами буквально за мгновение. Иногда это была вся жизнь от начала до конца, другие же видели несколько избранных моментов. Некоторые утверждают, что общались в это время с умершими членами семьи или некими небесными светящимися существами. Исследования показали, что примерно 25 процентов людей видят свою прошлую жизнь. Люди, перенесшие клиническую смерть, также часто сообщали о полете через туннель, в конце которого горит свет, либо о неком существовании в пустоте.

Читать еще:  Формирование и развитие вавилонского пантеона богов

7. Саммерленд

Саммерленд часто называют «викканскими Небесами», хотя это место на самом деле больше похоже на некое промежуточное, подвешенное состояние. Это место, куда мертвые приходят, чтобы отдохнуть и подумать о своей жизни до своего следующего перевоплощения. Так как Викка является децентрализованной религией, специфика Саммерленда может отличаться в разных трактовках.

Некоторые считают, что предыдущий опыт души повлияет на ее следующую инкарнацию. Например, если кто-то плохо относился к окружающим, то в следующей жизни его ждёт точно такое же отношение. Есть мнение, что следующее перевоплощение человека — это событие, которое можно запланировать. Якобы бессмертная душа узнает с каждым воплощением все больше, пока не узнает достаточно, чтобы выйти на уровень высшего существования. После того, как душа достигнет этого пика существования, она останавливается в цикле перерождения и остается в Саммерленде.

8. Духовный мир и духовная тюрьма

Мормонский Духовный мир — это место, куда попадают праведные души в ожидании дня воскрешения. Взаимоотношения и желания душ ничем не отличаются от желаний людей на Земле. Души имеют ту же форму, что и смертные, но их дух и тело совершенны, поскольку мормоны верят, что все души были взрослыми, прежде чем родились в этом мире.

Мормоны утверждают, что Церковь мормонов в духовном мире организована точно так же, как и на Земле. Священники исполняют там те же задачи, даже после своей физической смерти. В то время как Духовный мир предназначен для праведников, в Духовную тюрьму попадают грешники, которые не верили в Иисуса на Земле.

9. Лимбо для младенцев

Вопрос о том, куда после смерти попадают некрещеные младенцы, очень волновал древнюю католическую церковь, поскольку в Новом Завете не сказано ни слова по этому поводу. Церковь верит в то, что первородный грех отделяет человека от Бога, а также что крещение необходимо для допуска на небо. Тем не менее, дети не являются злыми и их, естественно, нельзя отправлять в ад. В ответ было предложено несколько теорий.

Одной из них является «Лимбо для младенцев» — преддверие ада, где дети будут находиться не под опекой Бога, но не понесут никакого наказания. Смысл состоит в том, что дети не были греховны и не заслуживают наказания, но при этом они не достойны попасть на небеса. Современные католики заявляют, что Бог должен спасти некрещеных младенцев и забрать их с собой в рай.

10. Зал двух Истин

В древнеегипетской религии, прежде чем душа возносилась в Царство Небесное, она попадала в Зал двух Истин. Там она исповедовалась во всевозможных грехах по 42 разным пунктам, после чего ее оценивала богиня правосудия и истины Маат. Грехи и благие поступки взвешивали на специальных весах. Если душа признавалась «чистой», то она попадала на Поле тростника, где не было болезней, разочарования и смерти и жила так, как ей хотелось во время смертного существования. «Черные» души не попадали в ад, которого попросту не было у древних египтян. Такие души бросали в бездну, где их пожирали крокодилы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал – глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.


Источник

Историки назвали письменность шумеров клинописью, так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев. Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой. Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет [2] . Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Религия

У арамеев культ богов был распространен не слишком широко. Некоторым богам поклонялись только в одном городе. Например, Хададу, олицетворяющему грозы и бури. Именно Хадад приносил дождь, так необходимый в засушливых регионах.

  1. По свидетельствам греческого писателя Лукиана, богу-громовержцу поклонялись в городе Иераполь. Позднее другие писатели и исследователи смогли выяснить, что Хададу поклонялись в Дамаске и Алеппо. Об этом свидетельствуют имена царей, которые восходят к имени божества.
  2. Хадада олицетворяли не только с небом, но и солнцем. Обычно его изображали в виде человека с молнией и топором, восседающим на быке. Считается, что именно Хадад стал прообразом Зевса и Юпитера.
  3. Другим важным божеством арамеев была богиня Атаргата. Ее традиционно осуществляли с плодородием.
  4. Сыном Атаргаты и Хадада был Симиос.
  5. Характерной особенностью религии арамеев в целом стала разнородица — в зависимости от города культ богов мог различаться. Например, в Самале поклонялись Элю, считавшемуся верховным богом, сотворившим Финикию.
Читать еще:  Жизнь после смерти в религии месопотамии

Лучшая рецензия на книгу

11 сентября 2020 г. 11:11

5 Я, говорил, жену найду такую, от зависти заплачете навзрыд!

Я крайне редко и неохотно пишу рецензии на детективные романы, все дело здесь не в моей нелюбви к этому жанру, а наоборот, в большой увлеченности хорошими детективными сюжетами, поэтому я каждый раз, берясь за рецензию на детектив, представляю, а что бы хотел прочитать в отзыве я сам, если бы еще не читал роман. И понимаю, что иногда мне просто нечего сказать о произведении, если попытаться обойтись без спойлеров. Увы, но специфика этого жанра такова, что лучше не знать не только о том, «кто убийца», но и о любой дополнительной информации, которая позволит раньше времени догадаться, и тем самым испортит впечатление от чтения.

Но в этот раз я не мог пройти мимо «Убийства в Месопотамии», а всё потому, что 11 сентября история мировой детективной литературы празднует маленькую, но яркую дату.…

Убийство в Месопотамии — Агата Кристи , роман
Перевод: А. Девель, Л. Девель

Год издания: 2010

288 стр.
Формат 115×165
Тираж 10100 экз.
Мягкая обложка

Возрастные ограничения: 16+

Вавилоняне

Неизвестно, когда был основан город Вавилон. Только при правлении Хаммурапи город оказался в центре внимания и стал настолько важным, что греки упоминали о Месопотамии как о Вавилонии.

Хаммурапи был известен потомкам, потому что он написал одну из первых коллекций законов. В своих 280 пунктах труд регулировал гражданское право, уголовное и административное право.

Он включал в себя индивидуальные решения, часто характеризующиеся резкостью. Однако историки не уверены, постоянно ли соблюдался этот кодекс права. Империя Хаммурапи распалась в следующие столетия. На трон вступили касситы, и хетты укрепились на западе.

С 15-го века Вавилон снова вышел на мировые позиции. Особенно с Египтом, были более тесные отношения, так как многочисленные вавилонские принцессы были замужем за Египтянами.

Личное почитание богов

Вавилоняне не только участвовали в великих празднествах, надеясь на счастливую судьбу своего города и государства, но и искали помощи богов и богинь в личных делах. Они помешали статуи в храмах, чтобы те действовали как бы от их имени и молились за них. Считалось, что успех в личной жизни зависит от личного участия божества в жизни человека и его семьи. С другой стороны, несчастье приписывалось вмешательству демонов. Ханаанские праздники. Мифологическими параллелями победы Мардука в вавилонском мифе о сотворении мира является победа бога Ваала над богом смерти и представление о Царствии Божьем у израильтян. Образы мифов о Ваале и литургия ханаанского Нового года встречаются в некоторых псалмах Ветхого Завета.

Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. (Пс. 92:1,4)

Музыкальная карьера Насырова

Первые серьёзные творческие проявления юноши обозначились в период срочной службы в армии. Он был зачислен в музыкальный коллектив дивизии, дислоцирующейся в Ашхабаде, где получил минимальные навыки.

Детство и юность

У родителей музыканта было 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Мурат самый младший из них. Он родился 13 декабря 1969 г.

Уйгур по национальности, мальчик с ранних лет научился играть на гитаре, исполняя народные мелодии. В юности предпочитал композиции звёздных иностранных коллективов:

  • «The Beatles»;
  • «Led Zeppelin»;
  • «Deep Purple»;
  • «Pink Floyd».

Несмотря на хороший слух и прекрасные вокальные данные, ничем большим, кроме уличных напевов среди друзей, это не заканчивалось на тот период жизни.

Как пришла популярность

Признание именитых артистов пришло в нему раньше, чем популярность. Произошло это после исполнения композиции из репертуара Аллы Пугачевой, на конкурсе «Ялта-91». Незнакомый юноша из Казахстана поразил жюри, получив единогласную победу. Сразу после завершения Игорь Крутой предлагает ему сотрудничество, но парень отказывается, мотивируя тем, что не сможет петь свои песни.

В начале 90-х исполняет стартовые заставки к диснеевским мультфильмам, показанным по телевидению:

  • «Чёрный плащ»;
  • «Новые приключение Винни Пуха»;
  • «Утиные истории».

Идеальный голос повторно привлекает внимание метров российского шоу-бизнеса, что можно считать началом творческой карьеры.

Хиты и награды

За свою короткую творческую карьеру Мурат Насыров дважды становился лауреатом премии «Золотой граммофон». В рейтинг церемонии попадали композиции:

  • «Мальчик хочет в Тамбов» 1997 г.;
  • «Я – это ты» 1998 г.

Его особенность заключалось в наличии привычки петь «вживую», без использования фонограмм. Это правило было так называемым принципом Мурата, что часто становилось поводом для скандалов с продюсерами.

«Сколько раз после презентации молодого исполнителя, кое-как кривляющегося и поющего «под фанеру», Мурат выходил его поздравлять, но своим ошеломляющим «диапазоном», голосит так, что виновник торжества уходит на второй план», – такими воспоминаниями делится Арман Давлетяров, исполняющий обязанности продюсера Насырова.

Семейные отношения

Судя по имеющимся фото, сказать, что семейные отношения Мурата могли стать причиной его смерти, нельзя. Красавица жена, 2 ребёнка, мальчик и девочка, на первый взгляд всё хорошо.

Хотя у Мурата и Натальи Бойко было двое детей, их связывал только брак по уйгурской традиции. Версия с самоубийством становится неприемлемой ввиду того, что в марте 2007 г. они планировали узаконить свои отношения в ЗАГСе. Тем более, (по словам знакомых) певец ждал этого события с нетерпением и откровенным желанием.

Наркотическая зависимость, тоска по погибшему другу или несчастный случай? В одном из этих вопросов скрывается правда гибели знаменитого певца Мурата Насырова. Хотя, по версии иранского экстрасенса Мехди, участвующего в шоу телеканала ТНТ «Битва экстрасенсов», смерть наступила после неудачной попытки поправить уличную антенну. Может быть это станет причиной ещё раз пересмотреть подробности дела и снять с Мурата Насырова клеймо самоубийцы?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector