2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религия кельтов: пантеон богов, ритуалы и культ ☘️

Религия кельтов: пантеон богов, ритуалы и культ ☘️

«Записки о галльской войне» Юлия Цезаря :

«… Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним также поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. Именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или границах — решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто — будет ли это частный человек или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание…»

Боги и богини 😉

Эжен Вандри в XIX веке насчитал более 400 имен божеств кельтского пантеона, приведём некоторых из них.

Эпона – богиня-матерь, покровительница всадников и плодородия. В мифологии галльских кельтов Эпона была одним из наиболее значительных божеств. Лошади для кельтов имели огромное значение, они использовались и для перевозок, и на войне, и в сельском хозяйстве.

Хотя имя Эпона («Великая кобыла») известно только из римских текстов, оно происходит от галльского языка и является производным от предполагаемой прото-кельтского Ekwos «лошадь».

Луг – сияющий, бог света ( Меркурий ). Один из самых выдающихся богов в ирландской мифологии . Луг изображается как воин, король, мастер и спаситель.

Луг появляется в фольклоре как обманщик (плут) , а в графстве Мейо грозы называют битвами между Лугом и Балором, поэтому его иногда считают богом шторма. Владение Лугом всеми искусствами привело многих к тому, что он связал его с неназванным галльским богом, которого Юлий Цезарь идентифицирует с Меркурием , которого он описывает как «изобретателя всех искусств». Цезарь также описывает галльского Меркурия как самого почитаемого божества в Галлии, контролирующего путешествия и деловые операции.

Таранис – громовержец; бог неба, грозы и бури ( Юпитер ).

В кельтской мифологии Таранис — бог грома и подземного мира , которому поклонялись прежде всего в Галлии, Великобритании, Ирландии, а также в Рейнской и Дунайской областях.

Таранис обычно изображается с длинной бородой и с колесом в руке. Колесо, кстати, один из самых сложных и древних символов цивилизации .

Ритуалы, культ

Для кельтов были характерны пещерные святилища , там кипела подземная жизнь, порой очень жестокая. Жрецы (друиды) нередко приносили богам в жертву людей. Человеческая жертва – дар для предохранения от бед, напастей и нападения врагов.

Но если враги нападали на кельтские земли, и над оставшимся женщинами и детьми нависала опасность попасть в плен к чужеземцам, они отправлялись в загробный мир – Авалон (земля вечной жизни).

В деяниях королей Британии он описан так:

Этот чудесный остров окружен океаном; там нет нужды ни в чем; нет ни воровства, ни врагов, таящихся в засаде. Там не бывает снега; там не бывает засухи летом и морозов зимой, но царит нерушимый мир и гармония, и прекрасное тепло вечной весны. Там много цветов: лилий, роз и фиалок; яблоня там вместе рождает цвет и плод на одной и той же ветви. Юноша и девушка живут там вместе без грязи и стыда. Старость неведома там; ни нужды, ни болезни — все там суть радость. Никто там не держит чего-либо только для себя одного.

Лошади были очень важной частью ирландской религии . Белая лошадь — символ бога, якобы многие божества принимали вид белой лошади, когда встречались со смертными; встретить белую лошадь было большим счастьем.

Многие ирландские невесты до сих прячут где-нибудь в платье подкову , чтобы новая семья была богата и счастлива. Исторически, только относительно богатые люди имели бы лошадь, так что животное ассоциировалось с более высоким социальным статусом и удачей в целом.

Конечно, раньше ирландская невеста носила настоящую подкову, сделанную кузнецом, но сегодня она обычно носит легкую пластиковую подкову (обычно окрашенную в серебро), и она либо вшивается в ее платье, либо прячется в букете цветов, а иногда появляется на верхней части свадебного торта.

О свадебных традициях Ирландии читайте тут ☘️

Древние кельты почитали дуб, рябину, берёзу и яблоню, делали сооружения из каменных глыб (дольмены, менгиры)

По-видимому, дольмены использовались в качестве гробниц. В 1660 году один священнослужитель из маленького городка в Дренте (нидерландская провинция), пришёл к заключению, что дольмены были построены. великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того, что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, так что через несколько лет пришлось ввести закон об охране дольменов от желающих построить из них дом..

Ещё одно важное понятие в религии древних кельтов — гейс . Это разновидность табу в Ирландии. Каждый человек при рождении наделяется талантами и личными запретами (гейсами), кто нарушает свой гейс – умирает в Самайн .

С нарушением такого гейса связана смерть героя Кухулина (сын бога Луга и смертной женщины). Принимая своё имя (означающее «пёс Куланна»), он дал обет не есть мясо своего тёзки, кроме того, герой обладал гейсом, запрещающим нарушать законы гостеприимства и отказываться от пищи с любого очага. Конфликт двух гейсов привёл к тому, что герой был вынужден отведать отравленную пищу, отчего сильно ослаб и умер.

Источники

О древних же друидах нам известно сравнительно мало, поскольку у них не было письменного языка, а те записи, которые были сделаны другими народами (например, римлянами), содержат глубокий антикельтский уклон.

Самые древние литературные свидетельства о друидах, дошедшие до наших дней, происходят из Греции и Рима. Греко-романские авторы часто изображали кельтов как дикарей, незнакомых с цивилизацией, в отличие от римлян.

Наиболее раннее письменное упоминание друидов содержится в книге Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне». Он заявляет, что друиды совершали жертвоприношения, в том числе, человеческие, однако никаких подтверждений этой его информации нет. В торфяных болотах графства Чешир находили тела, которые могли быть и казненными преступниками, и ритуальными жертвоприношениями, в частности, человек из Линдоу. Но однозначного мнения по этому поводу среди исследователей нет.

Весь текст книги Цезаря – это антикельтская пропаганда, призванная распространять отрицательное восприятие кельтского народа греко-римскими гражданами.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 70

Религия древних кельтов

Посвящается Эндрю Лэнгу

Научное изучение древнекельтской религии получило развитие лишь в недавнее время. Из-за недостаточного количества материалов для такого изучения более ранние авторы позволяли себе самые невероятные полеты фантазии, соединяя кельтскую религию с религией Дальнего Востока, видя в ней остатки монотеистической веры или ряда эзотерических учений, скрытых под маской политеистических культов. С появлением работ M.M. Гэйдоса, Бертрана и Д’Арбуа де Жувенвиля во Франции, а также с публикацией ирландских текстов такими учеными, как доктор Виндиш и доктор Стокс, начался новый период исследований, и поток света знаний пролился на скудные остатки кельтской религии. В этой сфере почетное место среди исследователей этой религии принадлежит сэру Джону Рису, эпохальной работой которого стали «Гиббертские лекции о происхождении и развитии религии на примере кельтского язычества» (1886). С тех пор каждый ученый, изучающий этот предмет, чувствует себя в большом долгу перед неутомимыми исследованиями и блестящими предположениями сэра Джона Риса. Считаю необходимым отметить, что и я в большом долгу перед ним. Однако в своих «Гиббертских лекциях» и позже в мастерских работах об «артуровских условных обозначениях» он принял точку зрения «мифологической» школы: видел в древних историях мифы о Солнце, рассвете и тьме, а в геологических воззрениях – богов солнца, божеств рассвета и воинство темных личностей сверхъестественного характера. Изучая данный предмет с антропологической точки зрения и в свете сохранившихся до наших дней народных обычаев, я пришел к другим выводам по многим вопросам. «Гиббертские лекции» останутся источником вдохновения для всех кельтоведов. Более поздние исследования Соломона Рейнака и М. Доттина, ценная небольшая книга о кельтской религии профессора Энвила дали этой работе новый стимул.

Читать еще:  Пантеон богов у кельтов

В этой книге я использовал все доступные источники и взял за основу сравнительно антропологический метод исследования. Я также изучил более ранние культы с помощью сохранившихся народных обычаев на «кельтской территории» всюду, где это казалось правомерным. Полученные результаты позволяют дать более верную интерпретацию религиозных представлений наших кельтских прародителей, являющих собой смесь примитивных верований и народных поверий.

К сожалению, кельты не оставили описания своей религии, поэтому мы остались наедине со своими собственными истолкованиями существующих материалов. Моя книга была написана в течение длительного периода жизни на острове Скай, где еще сохраняется старый язык этого народа, где дух этого места повсюду говорит о вещах далеких и странных; там было легче попытаться понять древнюю религию, чем в более деловом прозаическом месте. Тем не менее, все время я чувствовал, как много получил бы сведений, если бы какой-то старый кельт или друид снова посетил свои родные места и позволил бы мне задать ему сотни вопросов, которые оставались неясными… Но, увы, это невозможно!

Я благодарю мисс Тернер и мисс Энни Гилкрист за ценную помощь, оказанную мне в работе над исследованием, Лондонскую библиотеку за предоставление мне нескольких работ, которые ей не принадлежат. Эта работа оказала неоценимую помощь всем ученым, работающим вдали от библиотек.

Ректоры, Мост Аллана, октябрь 1911 г.

Чтобы воскресить из забвения уже отжившую религию и заставить ее рассказать свою историю, потребовалась бы волшебная палочка чародея. Нам известны многие древние религии: Египта, Вавилона, Греции, Рима. Их мифология, теология, произведения искусства содержат в себе большое количество сведений о человеческой вере и устремлениях народов. Насколько же скудными являются сведения о кельтской религии! Ушедшая вера народа, который вдохновил мир своими благородными мечтами, построена на страданиях и часто на страхе; она должна быть воссоздана из фрагментарных, во многих случаях трансформированных остатков.

Мы имеем поверхностные наблюдения классических свидетелей; посвящения в честь романо-кельтских божеств, изобразительные памятники того же периода; монеты, материальные символы, наименования мест и личные имена. Что касается ирландских кельтов, то имеется масса свидетельств, обнаруженных в манускриптах XI и XII веков. Многие из них, несмотря на переделки и утраты, основываются на мифах о божествах и героях, а также содержат некоторые сведения о ритуалах. Из Уэльса происходят такие документы, как «Мабиногион», и странные поэмы, персонажами которых являются древние трансформированные боги, но в которых ничего не рассказывается об обрядах или культах[1]. Ценные намеки даются в древних церковных документах, но более важны существующие народные обычаи, в которых очень многое взято из древнего культа, хотя он и утратил свое значение для тех, кто пользуется им теперь. Также можно исследовать народные сказки и извлечь из них кельтские мотивы. Наконец, кельтские могильные курганы и другие следы прошлого содержат в себе свидетельства о древней вере и традициях.

На основании этих источников мы пытаемся восстановить кельтское язычество и проникнуть в его внутреннюю суть, несмотря на то что работаем в сумерках в груде фрагментов. Кельты не оставили нам описания своей веры и духовной практики; все незаписанные поэмы друидов умерли вместе с ними. Однако из этих фрагментов мы видим кельтов ищущими Бога, привязывающими себя крепкими связями к невидимому, стремящимися завоевать неведомое религиозным обрядом или магическим искусством. К духовным исканиям кельтская душа никогда не обращалась всуе. Они никогда не забывали и не нарушали закона богов и считали, что ничего не случается с людьми помимо воли богов. Повиновение кельтов друидам показывает, насколько они почитали авторитет в религиозных вопросах; все кельтские регионы характеризовались легко переходящей в суеверие религиозной набожностью и преданностью идеалам, даже если борьба за них казалась безнадежной. Кельты от рождения были мечтателями, как показывает их изысканная вера в Элизиум; многое из того, что духовно и романтично во всей европейской литературе, обязано им своими истоками.

Сравнение с религиозным развитием в других религиях помогает нам восстановить религию кельтов. Хотя ни одна историческая кельтская группа не была чиста в расовом отношении, глубокое влияние кельтского характера вскоре «кельтизировало» религиозные вклады некельтского элемента. У кельтов было дикое прошлое, и, будучи по натуре консервативными, они сохранили многое из этого прошлого. Поэтому мы займемся кельтской религией в целом. Эти примитивные элементы существовали до того, как кельты мигрировали из древней «арийской» родины; однако, поскольку они появляются в кельтской религии к концу этого периода, мы говорим о них как о кельтских. Древнейшим аспектом этой религии, прежде чем кельты стали отдельным народом, был культ духов природы или культ проявлений жизни в природе. Возможно, у мужчин и женщин были отдельные культы, при этом культ женщин был более важным. Будучи охотниками, кельты поклонялись животным, которых они убивали, прося у них прощение за убиение. Это чувство вины, которое обнаруживается у всех первобытных охотников, имеет природу культа. Священных животных сохраняли живыми и поклонялись им; этот культ дал начало одомашниванию животных и пастушеской жизни, при вероятном влиянии тотемизма. Земля, производящая растительность, была плодородной матерью; начало сельского хозяйства главным образом обязано женщинам, ими практиковался культ Земли (позже так же культ растительности и духов урожая), и земля почиталась как женское божество. Затем мужчины начали интересоваться сельским хозяйством, и бог Земли занял место Земли-матери или стал ее супругом или сыном. Духи урожая часто становились духами мужского пола, хотя множество духов, даже когда они были возвеличены в ранг божества, оставались женскими.

С развитием религии более абстрактные духи, как правило, становились богами и богинями, а боготворимые животные становились антропоморфными божествами с животными в качестве их символов, слуг или жертв. Культ духов растительности был сосредоточен на ритуале высадки и сеяния, а культ божеств роста был сосредоточен на больших сезонных и сельскохозяйственных праздниках, в которых можно найти ключ к развитию кельтской религии. С завоеванием новых земель у кельтов возникли боги войны, и все же действенным осталось древнее женское влияние, поскольку многие из этих божеств были женскими. Несмотря на наличие большого количества местных богов войны, кельты не были особенно воинственными людьми. До завоеваний они участвовали в войнах только при случае, постоянно занимаясь

Искусство древних кельтов

Наследие кельтов в области искусства нельзя назвать многочисленным. В более или менее хорошем состоянии до настоящего времени дошли изделия из бронзы, золота и серебра. А вот предметы из дерева и кожи сохранились лишь частично, поскольку сильно разрушены временем. Но и дошедшие до современности предметы художественной культуры очень хорошо отражают жизнь варварского племени кельтов.

Своими корнями художественная культура кельтов уходит в представления о полной зависимости человека от сил природы. В украшениях преобладают изломанные формы, состоящие из геометрических фигур: кругов, ромбов, завитков. Подобные же мотивы, дополненные растительным орнаментом, характерны для гончарных изделий. На посуде кельтов можно встретить украшения в виде листков пальмы и лотоса, что указывает на связь племен с южными областями.

Кельты богато украшали свое оружие и ножны мечей, используя гравировку и штамповку. В более поздний период при оформлении вооружения стали использоваться образы живых существ: льва, оленя, лошади или сказочного сфинкса. К IV веку до новой эры на утвари стали появляться изображения человеческой маски, которую венчал элемент, по виду напоминавший корону.

Читать еще:  Кельты и друиды в истории

друиды. правда и вымысел

Сегодня по всему миру действуют общества последователей друидов, насчитывающие несколько миллионов человек. Но парадокс заключается в том, что исконные представители этой таинственной культуры бесследно исчезли с лица земли много веков тому назад, не оставив потомкам ни одного письменного источника своих волшебных знаний.

В наши дни люди, называющие себя друидами, пытаются реконструировать древний культ, прислушиваются к деревьям и камням, исследуют сакральные места и сооружения, наиболее известным из которых является Стоунхендж. Но часто они плохо понимают, кем были их кумиры на самом деле.

Из истории известно, что друидами кельты называли жрецов. По поводу происхождения самого слова существует несколько версий. Первая принадлежит древнеримскому историку и философу Плинию Старшему, который считал, что слово «друид» связано с греческим «drus» — дуб, однако большинство современных исследователей видят его корни в ирландском «друи», в буквальном переводе — «люди дубовых деревьев».

Смысл названия в обеих версиях идентичен. Его подтверждают многие свидетельства, в том числе и упомянутый Плиний, который писал: «Для друидов. нет ничего более священного, чем омела и то дерево, на котором она произрастает, а именно — дуб. Почтение к этому дереву доходит до того, что святилища они устраивают не иначе как в дубовых рощах, а во время магических ритуалов имеют обыкновение держать в руке ветку этого дерева.

От имени дуба образуют они и имена своих жрецов». Примечательно, что на этих же священных деревьях или возле них жрецы делали страшные человеческие жертвоприношения: одних несчастных подвешивали на ветвях, а затем медленно сжигали, других топили в специальных котлах или живьем зарывали в землю. Причем жестокость друидов поражала даже видавших виды римлян.

Довольно подробное описание друидов оставил потомкам Гай Юлий Цезарь. Согласно его записям, они принимали деятельное участие в делах богопочитания, наблюдали за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывали все вопросы, относящиеся к культовой сфере.

Религиозные воззрения древних кельтов включали веру в целый пантеон богов и в бессмертие человеческой души, которая после гибели одного физического тела могла переселяться в другое. По мнению Цезаря, этот религиозный прием жрецы использовали для того, чтобы воины не боялись смерти и проявляли в бою безрассудную храбрость.

Ведь сами они ничем не рисковали, находясь на самом верху общественной иерархии. Кстати, больше всего в кельтском мире поражала римлян именно абсолютная, непререкаемая власть друидов над соплеменниками. По наблюдениям великого римлянина, они вершили суд и решали на своих собраниях вопросы войны и мира, поставляли и низвергали правителей, то есть являлись истиной в последней инстанции. А держалась эта абсолютная власть на четкой организации жречества и тех способностях, которыми оно обладало.

Речь идет о гипнозе, целительстве, оккультизме, ясновидении и т. п. Кроме того, известно, что друиды много внимания уделяли небесным светилам и их движению, рассуждали о величине и устройстве мира, о физическом теле человека и его возможностях. Они же обучали молодежь наукам. Тем более удивительно, что столь могущественная и сведущая каста не оставила миру письменного наследия.

Сегодня все, что мы знаем о мировоззрении, религии и магии друидов, приходится собирать по крупицам из наблюдений и записей греков, римлян и других народов, посещавших кельтский мир. Согласно свидетельству Цезаря, знания друидов было запрещено записывать: «Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным, и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти».

Современные исследователи тоже пытались объяснить странный феномен. Некоторые даже полагали, что у друидов вовсе не было письменности. Однако это не так. Во-первых, они записывали греческими буквами на табличках «число тех, кто мог носить оружие и, равным образом, отдельно — сколько детей, стариков и женщин — проживает в населенных пунктах». А, по словам Диодора Сицилийского, во время похорон некоторые галлы бросали в костер письма, адресованные мертвым.

Более того, в Ирландии, где о познаниях и магических способностях друидов складывали легенды, в V — VI вв. существовала особая письменность «огам», состоящая из насечек, горизонтальных и косых линий, прочерченных на камне. На Британских островах найдено около трехсот огамических надписей, сделанных на надгробиях. Но содержание их ограничивается, в основном, именем покойника.

Есть основания полагать, что огамические надписи высекались также на деревянных палочках, причем, судя по источникам, делали их друиды, используя затем для колдовства. Поэтому многие считают, что огам был для кельтов тем же, чем руны для скандинавов. А это значит, что друиды и их ученики прекрасно умели читать и писать. Но письменность в их представлении была связана с магией более могущественной, чем устная речь, и потому использовалась только в исключительных случаях. Именно по этой причине среди огамических надписей не найдено ни одного литературного текста.

Казалось бы, остается только смириться с тем, что мудрость друидов для человечества безвозвратно потеряна. Однако кропотливая работа по ее воссозданию велась учеными и энтузиастами начиная с эпохи возрождения, и уже с середины XIX века дала значительные результаты. Главными источниками опять же являлись античные и ирландские тексты, которые позволили узнать о происхождении друидизма, иерархической структуре ордена, о религиозных практиках.

Античные авторы делили друидические знания на область сверхъестественного и науку. Страбон упоминал, что друиды обладают глубокими знаниями о природе, а у Цицерона есть сведения об ученом друиде Дивитиаке — сведущем буквально во всех законах мироздания. Цезарь и Плиний свидетельствовали, что друиды составляли лунный календарь, в котором счет велся не по дням, а по ночам.

И, наконец, греческий автор в III в. н. э. утверждал: «Кельты считают своих друидов прорицателями и пророками, так как они предсказывают некоторые события с помощью расчетов и вычислений». Это подтверждается и археологическими данными. На Британских островах еще с бронзового века существовали святилища обсерватории, позволяющие производить астрономические наблюдения, предсказывать солнечные и лунные затмения, а также другие явления.

Благодаря кельтской и ирландской мифологии, мы знаем о «Другом мире» древних кельтов, который совсем не похож на загробные обители прочих народов. В эту тихую гавань мира, неги и наслаждений, согласно поверьям, попадали не только умершие, но и живые люди. По ирландски она называлась «Сид», а это слово этимологически означает «Мир». Любопытно, что в Сиде и на Земле время текло с разной скоростью, а живые люди попадали туда только по приглашению прекрасного «пришельца» противоположного пола.

Наконец, в XX веке к исследователям друидизма присоединились и люди с паранормальными способностями, которых в наше время становится все больше. Причем многие из них свидетельствуют, что элементы природной магии, или магии четырех стихий, часто спонтанно возникали в их сознании, уводя затем в информационный экскурс по основам друидизма. Другие утверждают, что древние знания сегодня приходят к нам из воды, огня, от камней, деревьев и звезд, из информационного поля Земли.

Теперь попытаемся обобщить все имеющиеся сведения. Учение друидов происходило из природной религии, и базировалось на глубоком изучении взаимосвязей человека и окружающего мира. Что касается магии, она также строилась на законах природы и использовании могущества четырех стихий. Друиды отрицали смерть и верили, что после завершения одной земной жизни могут уйти в другой, прекрасный мир или переселиться в новое тело, сохраняя собственную личность.

Наконец, они обретали свои сверхспособности с помощью технологий, приводящих их физическое тело в измененное состояние. Например, в магии друидов ключевую роль играет душевное и физическое спокойствие. Обрести его помогала специальная дыхательная практика, предполагающая «слушание» собственного сердца и вхождение с ним в определенный резонанс. Начинающие учились достигать дыхания, при котором три удара пульса приходились на вдох и три — на выдох.

Читать еще:  Срезание священной омелы друидами

В таком состоянии друиды просматривали прошлое и будущее и вообще все, к чему проявляли интерес или к чему просто прикасались. Так дышать они старались около часа без перерыва и ежедневные тренировки приводили к тому, что постепенно ритм дыхания замедлялся в принципе. Второй этап практики — «дыхание прозрения» -заключался в режиме, при котором на четыре удара пульса приходился один вдох и еще на четыре — один выдох.

Чем больше времени друид дышал в таком ритме и чем привычнее ощущал себя в нем, тем большим оказывался дар ясновидения, позволяющий считывать информацию с бегущей воды, живого огня, зверя или птицы. И лишь единицам, самым могущественным друидам, было под силу освоить третью ступень — «дыхание смерти», когда на вдох и выдох приходилось по пять ударов сердца. Друиды приходили на могилы, ложились, входили в состояние «дыхания смерти» и «просматривали» жизнь умершего или считывали информацию, которой он владел и унес с собой в иной мир.

В таком состоянии друиды разговаривали с деревьями и слышали голоса богов, у которых испрашивали совета. Наиболее значимыми считались древние деревья, растущие в местах силы. Кроме того, «мудрое и говорящее дерево» должно было иметь в стволе отверстие. Друиды помещали в него два маленьких плоских камня и вырезали на дереве «свои» знаки.

Эти камни и знак создавали мистическую или энергетическую связь между деревом и магом, который становился его хозяином. Друиды делали подношения своим деревьям в виде вина, меда или зажигали перед ними благовония. Таким образом, дерево становилось и антенной, и «переговорным устройством» для связи с богами.

В наши дни интерес к древним знаниям растет. И многие не сомневаются, что их раскрытие даст возможность управлять реальностью в контакте с высшими силами. Согласно данным ВВС News, в 2003 году к друидам причисляли себя более десяти тысяч британцев. Они со знанием дела говорят о благоговении перед окружающим миром, о том, что Божественный дух пронизывает все сущее: растения, животных, камни, человека и самих богов, о священных животных и растениях, скалах и камнях.

И стремятся овладеть таинственной способностью древних протягивать некие духовные связи через все сущее и. с помощью обретенного могущества жестоко манипулировать простыми людьми.

Особенности кельтских религий

Религия кельтов — это вовсе не народная, и даже не государственная религия. Она всегда находилась под бдительным руководством жреческой касты, которая имела определённые метафизические интересы и была верна традициям предков.

Основной религией кельтов был монотеизм, однако, существовавшие между отдельными племенами различия, влияние других местных религий и народные течения способствовали тому, что одно и то же божество могло называться различными именами и иметь различные характеристики. Тем не менее все виды кельтских религий имели одну общую черту — язычество. Языческая вера продолжала существовать до V-VI веков, когда она была постепенно замещена христианством.

Конечно, кельты были подвержены влиянию соседних народов, особенно, германцев, особенно когда западные германские племена обосновались в Британии. Но, тем не менее, они имеют с ними ряд существенных отличий:

  • Кельтские народы не почитали Солнце.
  • Также ими не почиталось божество бурь.
  • Они почитали Мать-Землю, поскольку были землепашцами и животноводами.
  • Мужские божества кельтов никогда не изображались в сидячем положении: трон могла занимать только Великая Мать, которую, как правило, называли Морриган (впоследствии Фата-Моргана).

История кельтов: несколько веков тайны

Следы кельтов находят на всей территории Европы, археологи связывают это с тем, что они предпочитали кочевой образ жизни и часто перемещались на большие расстояния. До сих пор неизвестно, как жили до пятого века племена кельтов, о них нет никаких сведений.

Лишь с периода их появления в Европе о них стали говорить и упоминать в письменных источниках. Удивительно, что где-то много веков обитал народ, о котором никто не знал. Ведь ни греки, ни римляне не имели представления о том, кто такой кельт. Это кажется невероятным и является причиной мифов о мистическом происхождении народа.

Ученым достоверно известно, что кельты имели четкую иерархию, основанную не на военной мощи, а на мифологии и религиозных верованиях, что существенно отличает этот народ от иных кочевых племен.

На сегодняшний момент практически все данные о культурном наследии кельтов являются фальсификатом. Все необычные находки прошлых веков на территории Европы имели одно единственное объяснение — кельт. Это привело к тому, что сейчас невероятно сложно отделить правду от вымысла.

Археологи и историки современности по крупицам собирают материал, который имеет под собой научное обоснование. Но изучение истории кельтов затруднено тем, что у них отсутствовала письменность. Это еще одна загадка кельтской цивилизации, ведь она имела достаточно высокий уровень развития. Почему кельты не признавали письменные источники? Эта тайна умерла вместе с ними.

Иерархия кельтов была представлена тремя сословиями:

  • друидами;
  • воинами;
  • крестьянами.

Каждое сословие было предельно обособленно и никогда не пересекалось. Браки между членами разных сословий пресекались.

Упадок кельтской цивилизации связывают с завоеваниями Римской империи. Она сумела захватить все территории, где жили кельты. Они были вынуждены прятаться в лесах и пещерах. В Ирландии они строили целые подземные города, как считали местные жители, посредством древней магии и волшебства.

Тогда еще ирландцев приводило в трепет одно только слово «кельт». Это было связано с огромной силой жрецов, которые обладали необыкновенными знаниями, передающимися только из уст в уста. С распространением на территории Европы христианства кельты стали исчезать, и со временем они перешли в разряд потерянных для мира цивилизаций.

Интересные факты о кельтах

  • Всем известный праздник Хэллоуин на самом деле имеет кельтские корни, его оригинальное кельтское название – Самайн (или Самхайн или Саван). Согласно верованиям кельтов в этот день 31 октября приоткрываются двери между миром живых и миром мертвых. С приходом христианства этот праздник приобрел христианскую окраску, его стали называть «днем всех святых» (All Hallows eve), а традиция ходить на кладбища, вспоминать умерших родственников идет из кельтских поверий.
  • Поминки у кельтов разительно отличаются от оных у других народов, если обычно на поминках принято плакать, то у кельтов все было с точностью до наоборот, на поминках они неистово веселились, празднуя возвращения души умершего в загробное царство, где его ожидает райское блаженство. В наше время интересная традиция веселиться на поминках сохранилась у ирландцев – потомков кельтов.
  • Плач новорожденных младенцев кельты также весьма интересно объясняли в соответствии со своими верованиями о загробной жизни, дескать, они плачут по утраченному потустороннему миру и тому райскому блаженству, в котором они пребывали после смерти до момента своего нового рождения – реинкарнации.
  • Кельты верили в существования разных магических существ, эльфов, троллей, гномов. Теперь вы знаете, откуда английский писатель и лингвист Джон Толкиен брал идеи для своих произведений. Правда толкиновские эльфы и эльфы в кельтских верованиях разумеется, имеют множество отличий. То же касается гномов, троллей и прочих гоблинов.

Усекновение главы

С древнейших времен воинственные народы обращались к своим богам за помощью в сражении. Одним из способов снискать их расположение, распространенных у кельтов, было предложить головы убитых врагов. Кельты верили, что голова — вместилище души. Поэтому ритуальное усекновение голов врагов производилось не ради обычного собирания трофеев, а из стремления обрести знания и опыт побежденных. Кельты хранили головы убитых врагов в святилищах и в трудное время обращались к ним за советом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector