16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПСКОВО-СВЯТОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

ПСКОВО-СВЯТОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Святогорский Успенский монастырь. Фото нач. 2010 г.

Псково-Святогорский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в п. Пушкинских Горах Великолукской епархии

Монастырь был основан псковским наместником князем Юрием Токмаковым по указу царя Иоанна Грозного в 1569 году после чудесных явлений в блаженному отроку Тимофею иконы Божьей Матери на Синичьей, а отныне прозванной Святой горе. В этом же году был построен крестово-купольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, с повышенными подпружными арками, трехапсидный. В благодарность за скорые работы по постройке обители царь одарил её дорогими книгами, ризами, а звонницу — колоколом. Постройка «обители каменной» была важной в деле укрепления рубежей с Литвой — монастырская крепость представляла важное звено обороны на рубеже Воронича. Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи защищали Псковскую землю.

В XVII-XVIII веках монастырь относился к богатейшим на Руси. Монастырь к концу XVII века числился 27-м в списке тридцати «старших» обителей Руси. В монастырские владения входили пустоши Савино, Щекино, Глусово, Кошкино, Гришино, Бугрово, Кириллово, Рытицы, пожни при реке Великой. Под властью монастыря находился перевоз через Сороть и право рыбной ловли в ней и в окрестных озерах Воронич и Белогули. По примеру Иоанна Грозного цари Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович и Пётр I дарили монастырю колокола, и монастырь особенно прославился своим собранием 14 колоколов. Даром Иоанна Грозного был 15-пудовый колокол называемый в народе Горюном. Самым большим был отлитый в Москве в заводе Д. Тюленева, весом в 151 пуд — один из редчайших на Руси колоколов по содержанию в нём серебра. В ризнице монастыря также хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Фёдоровича.

К середине XVIII века монастырь теряет былое значение. Духовные штаты в 1764 году лишили монастырь многих экономических привилегий, и он стал третьеклассным, 45-м по степени, однако по-прежнему имел свои земли, оставаясь влиятельным. Большие доходы приносили сдача земель в аренду и пожертвования окрестных помещиков. В числе наиболее крупных жертвователей был А. П. Ганнибал, который у стен Святогорской обители устроил свое родовое кладбище. При монастыре ежегодно проводились широко известные Святогорские ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа.

Святогорский Успенский монастырь. Общий вид в XIX в.

С XIX века Святогорская обитель неразрывно связана с именем великого поэта А. С. Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда на поклон могилам предков. Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина.

В первой половине XIX века строятся новые служебные постройки обители — в 1820 году братский корпус, в 1821 году колокольня, в 1824 году дом настоятеля, в 1833 году валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами, в 1838 году братская трапезная. Обитель сохраняла значение духовного центра. До революции в монастыре находилось несколько особо читаемых чудотворных икон Божией Матери: Умиление, Феодоровская (по монастырскому преданию написана византийскими мастерами), Успения. Обитель также славилась крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов.

После революции монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви.

В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А. В. Щусева определила очередность реставрации памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены.

В 1992 году монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II были торжественно возобновлены службы в монастырском Успенском соборе. В 2005 году силами братии монастыря и его прихожан в деревне Столбушино, в 15 км от Пушкинских Гор, был основан скит обители.

Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает Воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники». В Успенском храме сохраняются чудотворные иконы Феодоровская и Одигитрии.

Статистика

  • первая пол. XIX в. — 10 человек
  • ок. середины 2000-х — ок. 25 послушников и монахов
Успенский собор Святогорского монастыря

Явление иконы Божией Матери «Одигитрия»

На фото: Икона святого блаженного Тимофея Святогорского. В левой его руке — обретенная «пядичная» икона Божией Матери «Одигитрия».

В 1563 году в городе Ворониче жил благочестивый человек Терентий с женой Анастасией. У них был пятнадцатилетний сын Тимофей, которого многие называли юродивым. Несмысленые люди дразнили и обижали отрока, однако тот сносил все обиды смиренно. Был мечтателен, любил молиться. По бедности своих родителей Тимофей занимался пастушеством.

Однажды, когда он пас стадо на берегу речки Луговки, во время вечерней молитвы вокруг него разлилось неземное сияние, и Тимофей увидел пред собою на воздухе икону Божией Матери. Упав на землю, отрок услышал голос, исходящий от образа:

«О, Тимофее! Восстани, не бойся. Пойди на Синичью гору — и там увидишь благодать!»

Бросив стадо, в тот же вечер блаженный пришел на указанную гору. На исходе ночи ему вновь явилась та же икона, и снова был голос от нее:

«Избранный рабе Божий Тимофее, так угодно Сыну Моему Господу Иисусу Христу явить на сей горе Свое милосердие для спасения рода христианского, но не теперь; а по прошествии шести лет приди на сию гору, и тогда увидишь великое действие благодати Божией, и от сего времени пребуди ты во всех добрых делах».

По возвращении в Воронич Тимофей зашел в Георгиевскую церковь, где в одной из тамошних икон Божией Матери (это была икона «Умиление») с великим трепетом опознал являвшийся ему образ.

Никому не рассказал блаженный о чуде, коему он стал свидетелем, но указанные шесть лет жил он с постоянной памятью об услышанных словах. Он много молился и много работал, но платы за работу никогда не брал. А если и брал, то тут же раздавал полученное сирым и убогим.

Случился в его жизни и искус, о котором рассказывается в одном из вариантов повести об отроке Тимофее. Будто бы нанялся блаженный в работники к некоему воину Михаилу, а тот, оценив усердие своего нового слуги, задумал женить его. Как ни отговаривался Тимофей, Михаил заставил его сочетаться браком с девицей из своей дворни. Брак этот так и остался, как мы сказали бы сегодня, фиктивным. Дни Тимофей проводил в трудах, ночи — в молитве, а перед женой юродствовал. Хозяин блаженного вскоре понял свою ошибку и, всячески одарив святого слугу, отпустил его с миром — странствовать.

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. На вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Гибель

Конечно же, ранение оказалось смертельный. После дуэли Пушкина привезли домой. Ему удалось прожить еще два дня. Дата смерти Пушкина — 29 января 1837 года. Двое суток за его жизнь боролись 9 врачей, которые консультировали и руководили личением.

Эти два дня поэт приводил в порядок свои дела. Благодаря Жуковскому и Арендту он общался с императором. Пушкин просил помилования для секунданта Данзаса. Также после смерти поэта Николай I заплатил долги, очистил от долгов заложенное имение отца, установил вдове пенсион, а дочери обеспечил замужество. Сыновья были назначены пажами, а также получили по 1500 рублей на воспитание. Также было издано сочинение в пользу вдовы и детей.

7 интересных фактов о Донском монастыре

Древний некрополь, место обретения мощей патриарха Тихона и усыпальница грузинского царя… Чем еще знаменит Донской монастырь?

1 сентября исполняется 425 лет со времен завершения строительства Донского монастыря. За эти неполные пять столетий обитель прославилась далеко за пределами Москвы. Краткая фото-экскурсия по монастырю в материале “Фомы”.

1. В монастыре находится единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь

Она установлена в Малом соборе в честь Донского образа Богородицы по благословению патриарха Алексия I после Великой Отечественной войны. Во время Великого поста здесь варится миро (освященные специальным чином благовония на основе оливкового масла и белого вина) для нужд всех приходов и монастырей. До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, известная как Мироваренная, где до сих пор сохранилась сделанная в XIX веке мироваренная печь.

2. Усыпальница грузинского царя Арчила Багратиони и его сыновей располагается в Сретенском храме, на нижнем этаже Большого собора монастыря

С 1712 году церковь служит усыпальницей для грузинских священнослужителей, политических и культурных деятелей. Попасть в Сретенский храм можно из левой части соборной галереи спустившись по лестнице.

3. Вход в Большой Собор выложен чугунными плитами, которые сохранились с 1752 года

Фото Владимира Ештокина

Их установили на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина и они прекрасно сохранились по сей день.

4. В 1992 году во время пожара в Малом соборе монастыря обнаружили мощи патриарха Тихона, которые считались утраченными

Святитель был похоронен в 1925 году на территории Донского монастыря, но точное место было неизвестно. На месте братских огородов в 1997 году был построен храм в честь Тихона, Патриарха Всероссийского.

Фото Владимира Ештокина

5. На внутренней стороне стен монастыря находятся горельефы старого Храма Христа Спасителя созданные скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г.

В 1931 году советская власть приняла решение взорвать храм. За несколько дней до разрушения удалось вывезти в Донской монастырь мраморные скульптуры (горельефы), которые украшали храм. Темы композиций — библейские и исторические сюжеты, посвященные военным победам. В 30-е годы Донской монастырь стал убежищем для культурных ценностей Москвы: сюда свозили фрагменты Сухаревской башни, Триумфальной арки, храмов Успения на Покровке и Николы в Столпах.

Фото Владимира Ештокина

6. На территории обители находится некрополь, который возник в конце XVII века и считался главным кладбищем для купечества и русского дворянства

Фото Владимира Ештокина

Здесь похоронены писатели И. С. Шмелев и А. И. Солженицын, генерал А. И. Деникин и другие выдающиеся люди. Некрополь имеет большую историческую ценность и открыт для свободного посещения, регулярно проводятся экскурсии.

7. При входе в монастырь стоят остатки танковой колонны имени Дмитрия Донского

Ее сформировали во время Великой Отечественной войны на добровольные пожертвования верующих и священнослужителей. Из 40 единиц военной техники остались один танк, пушка и БТРы.

Читайте также:

В Донской монастырь Москвы на 5 дней принесут Донскую икону Божией Матери

Икона будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 15.00 4 сентября. Все это время перед ней будут совершаться молебны с чтением акафиста .

Новое доменное имя сайта pushkinland.ru

Научно-практическая конференция,
посвященная 450-летию явлений Святогорских Икон Богородицы
блаженному пастушку Тимофею на Синичьей горе

4 июля в Пушкинском Заповеднике прошла научно-практическая конференция, посвященная знаковым событиям в истории Пушкиногорья – 450-летию чудесных явлений икон Божией Матери блаженному пастушку Тимофею на Синичьей горе. Об этих событиях, произошедших в 1563 и 1569 годах, рассказывает древний историко-литературный памятник Псковской земли – «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова, на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора». Со времени явлений икон берет свое начало история Святогорского монастыря. Участники конференции выступили с докладами о сообщениями, касающимися празднования 450-летия Святых Гор, истории «Святогорской повести» и ее особом месте в ряду псковских и общерусских сказаний о чудотворных иконах, истории Святогорского монастыря, поселка Пушкинские Горы, а также поделились своими размышлениями о неразрывной связи Святогорья с А. С. Пушкиным, обсудили проблемы современного состояния местных православных святынь.

ПРОГРАММА

09.45 Научно-культурный центр. Зал Президиума

Открытие научно-практической конференции

  • Приветственное слово

Георгий Николаевич Василевич, к.э.н., лауреат Государственной премии РФ, директор Пушкинского Заповедника

1. «Повесть о явлении икон на Синичьей горе» в контексте псковских и общерусских сказаний о чудотворных иконах

Валентина Ильинична Охотникова, д.фил.н., профессор кафедры литературы ПсковГУ (Псков)

2. О подготовке к празднованию 450-летия Святых Гор в приходе церкви во имя Казанской иконы Божией Матери

Протоиерей Михаил Иванов, настоятель Казанской церкви (Пушкинские Горы)

3. К истории строительства в Святогорском монастыре в конце XVIII века

Андрей Михайлович Васильев, начальник отдела краеведения, истории и археологии Пушкинского Заповедника (Пушкинские Горы)

4. Святогорский монастырь и Пушкинские праздники поэзии в фотографиях фонда ЦГАКФФД и РГАКФД

Татьяна Георгиевна Лединина, ведущий библиограф библиотеки Святогорского монастыря, член Союза краеведов России (Псковское отделение) (Пушкинские Горы)

5. Пушкинские Горы. Улица Лесная

Елена Васильевна Хмелева, методист по научно-просветительской деятельности Пушкинского Заповедника (Пушкинские Горы)

6. Из истории иконы Александра Невского Пятницкой церкви

Наталья Матвеевна Терентьева, Заслуженный учитель РФ, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея «Дом русского быта» ГБОУ «Пушкиногорская санаторная школа-интернат» (Пушкинские Горы)

7. К истории гостиницы в Святогорском монастыре

Лаура Владимировна Пурвинь, старший научный сотрудник отдела краеведения, истории и археологии Пушкинского Заповедника (Пушкинские Горы)

8. Святогорье в XXI веке

Людмила Дмитриевна Ивлева, поэтесса (Пушкинские Горы)

9. А. С. Пушкин и Святые Горы. Связь неразрывна! (видеовыступление)

Татьяна Александровна Чистякова, до 1992 года – сотрудник Всероссийского музея А. С. Пушкина

10. «Святогорская повесть» как первоисточник в методических разработках экскурсий по Пушкинскому Заповеднику и его историко-культурным окрестностям

Эдуард Александрович Узенев, ученый секретарь Пушкинского Заповедника

Читать еще:  До Пасхи остается две недели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector