0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный храм Русского государства: Успенский собор Московского кремля

Главный храм Русского государства: Успенский собор Московского кремля

Главный храм Русского государства — именно таким официальным статусом на протяжении почти четырёх веков обладал Успенский собор, располагающийся на нынешней территории Московского кремля. Не преуменьшилось его значение для духовной жизни нашей страны и после того, как страна стала Российской империей, а столицу перенесли в Санкт-Петербург. Успенский собор продолжал оставаться местом коронации абсолютно всех российских императоров, начиная с Петра II.

30 апреля 2015 года Успенский собор, такой, каким мы его знаем сегодня, отмечает своё 544-летие с момента закладки первого камня в 1471 году. Однако первые храмы на этом самом месте появились задолго до того, как Успенский собор приобрёл свой нынешний вид.

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

filaretuos

Друзья и враги

537 лет назад был освещён Успенский собор московского кремля

29 августа 1479 года был освещён главный собор России, Успенский собор в Кремле.

На сегодняшний день, это старейшее здание города Москвы, которое полностью сохранилось в своём первоначальном виде.

Собор строил итальянский архитектор из Болоньи Аристотель Фьораванти .

Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — от землетрясения рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Вероятно, встреча Фьораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество.

Внешне Успенский собор очень близок к одноимённому собору во Владимире, который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Внутри же, впервые в русской архитектуре, огромный собор не был разделен на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем объёме.

Этот собор должен был стать усыпальницей митрополитов и Патриархов Московских, а так же собором в котором должны будут короноваться все Российские самодержцы.

Именно здесь в 1547 году на царство был коронован первый Царь Руси, Иван Грозный.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней».

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1797 г. в собор на хранение был положен изданный Павлом I Акт о престолонаследии

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы .

Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

ОТСТУПЛЕНИЕ: Преосв. Августин имел много превосходных качеств: он был весьма строг, но справедлив; консисторию держал в ежовых рукавицах, и белое духовенство, в то время грубое и распущенное, его трепетало. Он иногда по-отечески бивал своею тростью, а не то и руками.

В престольный праздник 1917 года в соборе открылся Поместный Собор на котором было восстановлено в России патриаршество.

В марте 1918 года собор закрыли не только для богослужения , но и до людского доступа в него и 37 лет его нельзя было посещать, пока в 1955 году он не открылся как музей.

Существует легенда , что зимой 1941 года, когда фашистская Германия уже достигла порога Москвы, Иосиф Сталин тайно заказал службу, которая проходила в Успенском соборе за закрытыми дверями и в соборе Сталин молился за спасение страны от вторжения немцев.

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

С 1929 года по 1948 год в соборе находились мощи святителя Алексия, которые были потом перенесены в Елоховский собор.

В 1395-1919 годы в соборе хранилась Владимирская икона Богородицы, (ныне в храме при Третьяковской галереи).

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра , митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода .

В первом каменном храме Кремля — Успения Богоматери — формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора — митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена — совершены в раках»

Кафедральный Богоявленский Собор города Москвы

Кафедральный Богоявленский Собор является одним из важнейших центров духовной жизни России.

Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.

Читать еще:  Могущество маха-мантры

До 1717 г. храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.

В 1720-х гг. по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Ивановной (дочерью царя Иоанна V Алексеевича).

4 июля 1731 г. церковь была освящена архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.

В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г.

В 1837-1845 гг. по проекту архитектора Е.Д.Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма, после которой в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).

В 1857-1858 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. по проекту архитектора П.П.Зыкова были выстроены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые аттики на боковых фасадах.

В 1970-х гг. было расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX в. живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.

Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м. Такая же высота колокольни. В храме могут молиться до трех тысяч верующих.

С Богоявленским Собором связано имя А.С. Пушкина. В этом храме 8 июня 1799 г. был крещен будущий великий русский поэт. Восприемниками при Крещении были граф А.И.Воронцов и О.В.Пушкина.

Спустя 100 лет – 26 мая 1899 г. в храме отмечался юбилей А.С. Пушкина. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священномученик, Владимир (Богоявленский).

На юбилейной службе в честь поэта присутствовали генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович (впоследствии убитый революционерами). И его супруга Великая Княгиня (ныне прославленная преподобномученица) Елисавета Феодоровна.

С 1992 г. на Богоявленском Соборе у входа установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.

В 1920-е гг. в храме часто совершал богослужения Патриарх Тихон. Служение Литургии в храме с участием Патриарха было назначено и на 7 апреля 1925 г., но в этот день он скончался.

В начале 1930-х гг. в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи и закрытых в то время московских церквей. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тысяч человек.

В 1926 г. решением комиссии отдела народного образования Моссовета здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории. Но уже 1 марта 1930 г. Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви.

Прихожане собрали 4 800 подписей под заявлением во ВЦИК о сохранении храма, и 30 июня Президиум ВЦИК отменил решение московских властей.

Начиная с 1934 г. власти делали неоднократные попытки закрыть храм. Его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена. А в 1935 г. райсовет хотел переделать его под кинотеатр. Однако эти проекты не осуществились.

В июне 1941 г. над Богоявленским Собором вновь нависла угроза закрытия. 22 июня, в воскресенье, после окончания Литургии власти предполагали закрыть Собор.

Начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день Митрополит Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный народ на защиту Отечества.

Обращение было вскоре оглашено в Богоявленском Соборе. На закрытие Собора власти более не покушались.

26 июня 1941 г. на молебне в Соборе о победе русского воинства Митрополит Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю.

У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес Митрополит Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест.

С июля 1941 по июль 1944 г. духовенством и верующими прихода Богоявленского Собора было внесено в фонд обороны 835200 р. И на подарки бойцам Красной Армии 535100 р.

На храмовой колокольне во время войны разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апр. 1942 г. городские власти разрешили проведение Пасхальной службы в затемненном соборе, на которую собралось более шести с половиной тысяч москвичей.

3 сентября 1943 г. богослужение в соборе вновь возглавил, вернувшийся из эвакуации в Москву Митрополит Сергий. С того же дня в соборе начал петь профессиональный хор под управлением В.С.Комарова, в продолжение 31 года руководившего хором собора.

12 сентября 1943 г. в Богоявленском Соборе состоялась интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Сергия. Патриарху Сергию выпала нелегкая доля управления Церковью. Спустя восемь месяцев, он почил и 18 мая 1944 г. был погребен в Никольском приделе Богоявленского Собора.

4 февраля 1945 г. Богоявленский Собор стал местом интронизации Патриарха Алексия I. На торжестве присутствовали православные Патриархи: Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представители других Поместных православных Церквей и 42 архиерея РПЦ.

Одним из первых указов Патриарха Алексия I (от 25 февр. 1945 г.) Богоявленскому Собору был присвоен статус Патриаршего.

Празднование 800-летнего юбилея Москвы в 1947 г. ознаменовалось важнейшим событием – перенесением из алтаря Кремлевского Успенского Собора в Богоявленский Собор мощей Святителя Алексия митрополита Московского.

Святые мощи были приняты в Кремле по особому акту протопресвитером Николаем Колчицким 14 октября 1947 г., в 5 часов утра. И спустя 40 минут доставлены в Собор, где их встретил Патриарх Алексий I в сопровождении небольшого числа священнослужителей.

Мощи Святителя Алексия были положены в алтаре Никольского придела. 17 октября на Всенощном бдении их перенесли в специально приготовленную раку. 18 октября у раки Святителя Алексия был совершен первый молебен. Ныне мощи находятся справа перед алтарем.

В июле 1948 г. собор стал местом церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, на них присутствовали делегации от девяти автокефальных Православных Церквей, представители заграничных экзархатов, епархий и благочиний Московской Патриархии.

30 июня 1971 г. в Богоявленском Соборе прошла интронизация Патриарха Пимена. В ней участвовали главы Поместных Православных Церквей: Патриарх Александрийский Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан.

5 июня 1988 г. Божественной Литургией в Богоявленском Соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Так начиналось возрождение Русской Церкви.

Незадолго до этой даты, 26 мая, состоялась передача Собору православных святынь, хранившихся в Государственных музеях Московского Кремля: частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресвятой Богородицы, десницы апостола Андрея Первозванного, главы Святителя Иоанна Златоуста и частиц мощей других угодников Божиих.

10 июня 1990 г. в Богоявленском Соборе состоялась интронизация пятнадцатого Всероссийского Патриарха Алексия II. На торжествах присутствовали все члены избравшего его Поместного Собора РПЦ и Католикос-Патриарх Грузии Илия II.

Патриарх любил Богоявленский Собор и часто совершал в нем службы. Местом усыпальницы Патриарха Алексия II стал Благовещенский придел Богоявленского Собора.

В Московский Богоявленский Собор не раз привозились для поклонения великие святыни.

В 1991 г. Елоховский Богоявленский Собор в течение нескольких месяцев был местом пребывания вновь обретенных святых мощей Преподобного Серафима Саровского.

В том же году в Богоявленском Соборе находились вновь обретенные мощи Святителя Иоасафа Белгородского.

3 октября 1993 г., во время вооруженного конфликта В Москве, в Собор из Третьяковской галереи была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед которой православные москвичи вместе со своим архипастырем Патриархом Алексием II на коленях молились о спасении Отечества во времена смут и распрей.

В 1996 г. в Соборе находилась глава великомученика и целителя Пантелеимона, впервые доставленная в Россию из афонского Пантелеимонова монастыря.

В 1991 г. статус Патриаршего получил открытый для литургической жизни Успенский собор Московского Кремля.

Богоявленский храм стал Кафедральным Собором Москвы. Праздничные службы здесь возглавляет Патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы.

Из года в год, попеременно чередуясь, в Великий четверг, в Соборе совершаются чин последования: умовения ног в воспоминание Тайной вечери и чин освящения Первосвятителем Русской Церкви сваренного накануне в Малом соборе Донского монастыря мира.

Разлитое в особые, изготовленные из медного сплава и посеребренные сосуды святое миро приносят к северной и южной сторонам главного престола. После окончания освящения сосуды опечатывают и оставляют на хранение в алтаре собора или в ризнице.

В 1990 г. при Богоявленском Соборе был освящен крестильный храм во имя святого Василия Блаженного (по преданию, родившегося в с. Елохове).

При соборе действует Воскресная школа с изучением церковного пения.

В 1995 г., после проведения реставрации, возобновлены богослужения в приписном к Богоявленскому Собору храме Великомученика Никиты на Старой Басманной улице.

Среди настоятелей храма были известные священнослужители.

В декабре 1924 г. Патриарх Тихон утвердил в должности настоятеля храма священника Николая Колчицкого. В 1938 г. митрополит Сергий (Страгородский) удостоил о. Николая сана «кафедрального протоиерея».

По «Положению о Богоявленском Соборе в Москве» 1945 г., настоятель храма возводился в сан протопресвитера. Протопресвитер Николай оставался настоятелем Богоявленского Собора вплоть до своей кончины, последовавшей 12 января 1961 г.

С марта по ноябрь 1961 г. настоятелем Собора являлся архиепископ Тульский и Белёвский Пимен (Извеков). Впоследствии он стал Патриархом Московским.

В 1962 г. настоятелем Собора был назначен викарий Московской епархии, архиепископ Можайский Леонид (Поляков). Он управлял Собором до 1963 г.

Новое назначение настоятеля в Богоявленском соборе состоялось в начале 1965 г., когда в соответствии с указом Патриарха Алексия I соборный причт возглавил протоиерей Иоанн Соболев.

С июня 1978 г. настоятелем Собора, по возведении в сан протопресвитера, был назначен Матфей Стаднюк, секретарь Патриархов Пимена и Алексия II.

В 2013 г. настоятелем Богоявленского Кафедрального собора г. Москвы был назначен протоиерей Александр Агейкин.

В апреле 2020 г. настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове города Москвы назначен викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Павлово-Посадский Фома.

Строительство [ | ]

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года [3] . Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы [1] [4] . По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора [5] [6] [7] [8] . В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии [9] .

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. При Иване III в 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог [10] [7] [11] .

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися [12] .

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки [10] [13] . Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием [14] [15] . В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики [16] . Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик [17] .

XVI—XIX века [ | ]

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия» [18] [19] [ нет в источнике ] .

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий [20] .

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов [21] . Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур [22] . В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми [23] . Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253 [2] . В 1682 году в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. В 1683 году были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа [19] .

Читать еще:  Саудовская Аравия не намерена давать привилегии паломникам из Ирана

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году [24] . В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами [25] . В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года [26] .

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским) [27] [28] [29] .

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович [30] . К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками [31] [24] .

XX век [ | ]

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой [32] [24] [33] .

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина) [34] .

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила [34] . В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы [29] .

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая» [2] . Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы» [35] .

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею [27] .

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом» [36] . Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей [37] , а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР [23] . В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел [38] .

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни [29] [39] . В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах [40] .

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Основное место в росписях храма – иллюстрации Евангелия: праздники и страсти, чудеса и притчи, явление Христа по воскресении. Здесь представлены «Жития» Василия Великого, Иоанна Златоуста.

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Своды галереи занимает композиция «Древо Иессеево». Кроме родословной Христа здесь изображение пророков, праотцов и праматерей, библейские и евангелические сцены «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Помазание Давида», «Рождество Христово», «Сретение», «Вознесение». Венец композиции – изображение Богоматери с Младенцем у западного входа в собор.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

В иконостасе Благовещенского собора – уникальная коллекция икон, выполненных выдающимися мастерами, расположенными в несколько рядов. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежит Феофану Греку. Он же написал 3 центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел».

Андрей Рублев написал икону «Архангел Михаил» и 7 икон праздничного чина. Композиции выполнены на досках высотой более 2 метров и шириной 1 метр. При перестройке храмов работы перемещались в новый храм.

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского церковного округа, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского церковного округа, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; игумен Мефодий (Петров), насельник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, директор православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама»; протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиерей Владимир Александров, клирик Московского Патриархата в Грузии; священник Роман Богдасаров, заведующий Сектором по взаимодействию с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии; клирики Румынской Православной Церкви, прибывшие в Россию с группой паломников из Румынии: священник Михаил Григораш, секретарь Ясской архиепископии, и священник Теодор Астанкай, руководитель паломнического центра Ясской архиепископии; духовенство г. Москвы.

В соборе присутствовали: губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев; председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.А. Гаврилов; член Совета Федерации ФС РФ О.П. Ткач; первый заместитель министра финансов РФ Т.Г. Нестеренко; руководитель Федеральной налоговой службы России М.В. Мишустин; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; генеральный директор ПАО «Фосагро» А.А. Гурьев; заместитель председателя Совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев.

Также среди присутствующих были слушатели пятого Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви (23 августа — 1 сентября), организованного Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

За Литургией молились, в частности, паломники из Румынской Православной Церкви.

Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов).

На телеканале «Союз» велась прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием служения в священном сане насельник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, директор православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама» игумен Мефодий (Петров) был возведен в сан архимандрита.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Зверев, клирик храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах г. Москвы.

По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг Успенского собора.

По возвращении крестного хода в собор Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю с престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Успенского собора, что в Кремле.

Неслучайно главный собор Церкви нашей был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Царица Небесная воспринималась нашим народным сознанием и церковным Преданием как Покровительница земли Русской. Именно к Ней обращались с молитвами в самые тяжкие моменты нашей истории, и сколько же молитв было вознесено, сколько слез пролито здесь, в главном храме Русской Церкви, с просьбой Пресвятой Богородице остановить нашествие иноплеменных, примирить враждующих, тех, кто вел междоусобную брань! Сколько молитв возносилось здесь и в начале века двадцатого, когда стало ясно, что Отечество наше входит в совершенно особую полосу безбожной жизни! И мы знаем: когда светская власть, далекая от Бога, противопоставлявшая себя Церкви, создала здесь, в Кремле, высшую правительственную резиденцию, то в этот храм прекратился доступ народа, и только в 90-е годы Успенский собор стал вновь обретать ту огромную духовную роль, которую он имел в жизни нашей Церкви и в жизни нашего народа.

Читать еще:  Посол Шри-Ланки надеется принять участие в закладке храма Кришны в Москве

Сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы, в престольный праздник главного храма Церкви Русской, мы с особым чувством совершили здесь Божественную службу, испросили у Царицы Небесной, чтобы Она и впредь простирала Свой Покров над всей Русью, над Церковью нашей, чтобы Она помогала народу нашему хранить Православие, несмотря на все соблазны, духовные и интеллектуальные атаки, которые обрушиваются на народное сознание, на народную жизнь, с тем чтобы оторвать людей от живительных источников веры православной. Но верим, что эти замыслы никогда не осуществятся в полной мере, потому что не дано диаволу быть сильнее Бога.

Господь попускает скорби, но Господь также встает на сторону тех, кто с верой и надеждой обращает к Нему свои молитвы. И в этот день мы должны особенно усердно совершать молитву о стране нашей, о народе нашем, о всей Святой Руси, о всех, кто объединен узами Русской Православной Церкви. Мы должны совершать молитвы о мире во всем мире, о благостоянии Святых Божиих Церквей, примирении всех, в первую очередь христиан, но не только их, дабы мир Христов преображал сердца и умы людей и укреплял, насколько это возможно, узы братства и единства.

Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной продолжает хранить от всякого зла Отечество наше, всех, с верою и любовию обращающихся к Ее пречистому образу и призывающих Ее святое имя. Аминь».

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды.

Во внимание к усердному служению на благо Святой Церкви и во внимание к трудам по восстановлению Успенского мужского монастыря Саровская пустынь митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского I степени.

Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения первый заместитель министра финансов РФ Т.Г. Нестеренко была удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги II степени.

Во внимание к помощи Успенскому мужскому монастырю Саровская пустынь руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

Также во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 90-летием со дня основания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил предприятие «Апатит» орденом Славы и чести II степени. Награду получили А.А. Гурьев и А.Г. Гурьев.

Затем Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с великим праздником, с престольным праздником Успенского Кремлевского собора, и пусть покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Храни вас Господь!»

У выхода из Успенского собора с праздником Успения Пресвятой Богородицы Предстоятеля Русской Церкви поздравили слушатели пятого Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви. Члены делегации — молодые католические священники из Франции, Италии, Чехии, Украины, Гаити, Аргентины — выразили Его Святейшеству сердечную благодарность за возможность участвовать в программе Летнего института.

В этом году исполняется 30 лет со дня возобновления богослужений в Успенском соборе. Воспоминаниями об этом событии в беседе с руководителем Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священником Александром Волковым после сегодняшнего богослужения поделился секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков: «13 октября 1989 года было первое богослужение с 1918 года. Это было в вечернее время, после закрытия Кремля, часа 4-5. Приехали, Патриарха Пимена везли на колясочке, я сам вез. Отслужили тут молебен, краткую литию, и после этого Патриарха Пимена провезли мы по периметру всего собора, он просто поклонился мощам святителей. На этом и закончилось первое богослужение, архиереи не облачались, служили священники».

«А затем, через год, 23 сентября 1990 года, была Литургия — с множеством архиереев, в том числе митрополит Кирилл (Смоленский и Калининградский, ныне Патриарх Московский и всея Руси. — прим. ред.) служил, и это был День города. После Литургии был крестный ход по улицам Москвы — первый за годы советской власти, тоже с 1918 года. Люди стояли и плакали, потому что первый раз из Троицкой народ вышел [крестным ходом], по [проспекту] Калинина и далее, по бульвару, к «Большому Вознесению», там служили молебен», — рассказал отец Владимир.

В этот день, 23 сентября 1990 года, в храме Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение») утром была совершена первая после возвращения храма Русской Православной Церкви Божественная литургия и чин малого освящения храма. Крестный ход из Успенского собора возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Строительство

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года [3] . Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы [1] [4] . По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора [5] [6] [7] [8] . В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии [9] .

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. При Иване III в 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог [10] [7] [11] .

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися [12] .

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки [10] [13] . Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием [14] [15] . В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики [16] . Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик [17] .

XVI—XIX века

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия» [18] [19] [ нет в источнике ] .

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий [20] .

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов [21] . Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур [22] . В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми [23] . Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253 [2] . В 1682 году в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. В 1683 году были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа [19] .

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году [24] . В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами [25] . В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года [26] .

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским) [27] [28] [29] .

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович [30] . К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками [31] [24] .

XX век

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой [32] [24] [33] .

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина) [34] .

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила [34] . В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы [29] .

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая» [2] . Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы» [35] .

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею [27] .

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом» [36] . Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей [37] , а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР [23] . В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел [38] .

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни [29] [39] . В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах [40] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector