0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александро-Невская церковь (Челябинск)

Содержание

Александро-Невская церковь (Челябинск)

Церковь Александра Невского — православный храм Челябинска, построенный по проекту известного российского зодчего А. Н. Померанцева, названный в честь Святого князя Александра Невского. Здание церкви Александра Невского является объектом культурного наследия Челябинской области. До 2013 года в храме размещался зал камерной и органной музыки. Последний музыкальный концерт в здании Александро-Невской церкви состоялся 27 ноября 2013 года. В декабре 2013 года орган был демонтирован.

Дореволюционный период

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, В. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ

В 1990 году был поставлен вопрос о передаче здания органного зала Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] .

В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [10] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [11] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [12] [13] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [14] [15] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [16] [17] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [18] [19] , не упоминая о рисках [17] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [20] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [21] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [21] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [22] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [23] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [24] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [25] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [26] [27] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [28] [29] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

Советская власть

Октябрьская революция стала переломным моментом в судьбе храма. При советской власти была переименована площадь из Александровской в Алое поле. Священнослужители Челябинска признали советскую власть и проводили службы в церквях. Но в сложные годы голода, в 1921-22 г., власти распорядились вывезти из храма все ценности. Деньги, вырученные с продажи, пошли в фонд помощи голодающим. 4 марта 1930 г. храм был окончательно закрыт. Церковь осталась без крестов и куполов, а роспись на стенах была замазана краской.

Здание, которое строилось как храм Александра Несвкого (Челябинск), отдали под хозяйственные нужды. В разное время здесь был расположен и склад, и типография, и дворец школьников, и даже планетарий.

Александровская церковь строилась на средства Уфимского Дворянского собрания по проекту столичного архитектора Висконти. Была открыта в 1836 г. Позднее обнесена чугунной оградой каслинского литья

Церковь на Александровской площади дореволюционной Уфы в начале улицы Приютской (ныне Кирова, 1) уфимцы называли Александровской. но полное название – храм Святого Благоверного Князя Александра Невского.

Первый камень в фундамент храма заложил император Александр I, посетивший Уфу в 1824 г. во время своего путешествия по Оренбургской губернии (Оренбург, Уфа, Стерлитамак, Бирск, Златоустовский и Саткинский заводы, Илецкая защита).

Строилась церковь на средства Уфимского Дворянского собрания, вероятней всего, по проекту столичного архитектора Висконти, была освящена в 1836 г. Была обнесена чугунной оградой каслинского литья. На колокольне находилось 8 колоколов. По названию храма площадь перед ним называлась раньше Александровской. Наряду с Соборной площадью, она была спроектирована в 1819 г. столичным архитектором В. И. Гесте как ансамбль зданий в стиле классицизма, а затем застроена в соответствии с проектом.

Этой площади была предназначена роль архитектурной доминанты северо-западной части города с тем, чтобы в северо-восточной его части располагалось ее зеркальное отражение – Приютская площадь, на которой В. И. Гесте был также запланирован храм (Рождество-Богородская церковь была здесь возведена лишь в начале XX в.).

Александровская церковь стала главным украшением площади, для строительства был использован естественный холм, позволивший на несколько метров поднять храм, сделать его удобным для обозрения со значительного расстояния. В результате в нарушение правил регулярного градостроительства XIX в., Александровская площадь оказалась расположена асимметрично к другим городским площадям, а улица Александровская (ныне К. Маркса), огибающая храм с запада, была искривлена полукругом. Александровская площадь архитектурно оформилась в 1840-е гг., когда был достроен храм и два двухэтажных корпуса казарм Уфимского линейного батальона (1833–1840 гг.). Отсюда еще одно название площади – «Казарменная».

Как считает архитектор С. Ю. Семенова, по генплану 1819 г. Александровская площадь должна была стать одной из периферийных, но после строительства казарм превратилась в одну из площадей административного значения, так как использовалась как место публичной казни преступников. Заметим, название «Казарменная» употреблялось в документах именно тогда, когда указывалось это ее назначение, деревянный эшафот, состоявший из помоста с перилами и виселицы, устанавливали в западной части площади у казарм.

Церковь была «невелика, архитектуры незатейливой; внутренняя обстановка, особенно иконостас, бедна, исключая некоторых, впрочем, образов в хороших окладах и киотах», – писал М. Сомов (1864 г.). Закрыта в 1931 г. В предвоенные годы на ее фундаменте начато строительство Дворца социалистической культуры (сегодня – Дом профсоюзов или Дом профсоюзных работников).

Сегодня выкладываю на posredi.ru малоизвестную статью уфимского краеведа и историка Руфа Гавриловича Игнатьева (1818–1886) “Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского, в г. Уфе”, опубликованную 4 апреля 1859 г. в газете “Оренбургские губернские ведомости”.

Р. Игнатьев

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского, в г. Уфе

Безчисленны у нас, в православной Руси храмы Божии, и справедливо могут назваться не только памятниками благочестия, но даже роскошью Русского народа, в особенности же во времена более для нас отдалённые, и потому эти памятники, как звёзды небо украшают собой города и селения. Кроме того, нет ни одного храма Божьего в православной Руси, с основанием которого не было бы связано какое либо событие, начиная от важного, государственного до частного, из обыкновенного семейного быта происходящего. Обет, данный Богу среди дней счастия, славы и бедствия отечества, радость, печаль, всё это ознаменовано, увековечено построением храмов Божиих, и все эти безчисленные примеры представляют собою умилительную, вместе с тем поучительную летопись минувшего и незабвенного.

Примером в этом служит эпизод из жизни Государя, Царя Михаила Феодоровича. К нему в 1618 году возвращается долго страдавший в плену, доблестный родитель его, Митрополит Филарет. Царь-сын, встречает его 14 Июня того года в Москве, близ городского вала, на Успенском вражке, и забывая величие царского сана падает в ноги отцу, а вместе с тем, вспоминая день празднуемого тогда святого, даёт обет и воздвигает на месте встречи храм во имя Святого Пророка Елисея. Здесь царь не столько был обрадован миром с Польшею, как свиданием с родителем. Русской народ знает и верит в важность быть храмоздателем, и что, если о нём часто не знают люди, а по времени и совсем забывают, за то святая церковь вечно молит Бога; а это выше славы человеческой.

Читать еще:  В Израиле открылся новый католический центр изучения иудаизма

Слишком три века протекло с тех пор, как утвердилось владычество царей наших и вместе с тем положило твёрдой оплот свой православие в отдалённом Оренбургском крае, населённом чуждыми, полудикими и не всегда мирными племенами. Г. Уфа, начиная со времени основания своего, с 1586 года до XVIII века, был лишь свидетелем военных тревог; не менее того пострадал он в смутные времена Пугачёвского бунта, когда нынешние: Оренбургский край, Казанская и Симбирская Губернии были театром кровавого поприща этого дерзкого обманщика. После Пугачёвского бунта, хотя Государыня Императрица Екатерина II и преемник её Павел I обращали особое внимание и попечение о мирном благе здешнего края; но, это более, казалось, предоставлено было внуку Екатерины, Александру Благословенному, который к довершению всего благоволил осчастливить край своим личным прибытием – край, невидавший в пределах своих ещё ни одного из Венценосцев России.

Узнав о благом намерении Государя благородное Дворянство Оренбургской губернии, одушевлённое единой мыслию положило увековечить память Высочайшего посещения, построением в г. Уфе храма в честь ангела Государева, Святого Благоверного Князя Александра Невского. – Немедленно испрошено было разрешение, собрана достаточная сумма и приступлено к сооружению нового храма, для которого и место назначено было вне города, но где уже, согласно представленного Г. Оренбургским Гражданским Губернатором, Действительным Статским Советником Вражским и Высочайше утверждённого в Мае 1823 года плана, предположено было для увеличения города провести несколько новых улиц, и одна из них должна была получить название «Александровской».

Наконец общее желание, неизъяснимые примеры которого можно видеть только у нас на Руси, сбылось: Государь Император в Сентябре 1824 года изволил прибыть в г. Уфу в сопровождении Генерал Адъютантов: Барона Дибича и Соломки. Излишним было бы говорить с каким восторгом у нас везде встречают Государя, и как встречали его тогда жители Уфы. Августейший посетитель пожелал быть лично при закладке храма, и 18 число Сентября 1824 года было самым радостным днём для г. Уфы.

По окончании Божественной Литургии, соборне совершённой в присутствии Государя и при собрании местного Начальства, Дворянства и многочисленном стечении народа Преосвященным Амвросием, Епископом Оренбургским и Уфимским, начался из бывшего Кафедрального Собора, что ныне Троицкая приходская церковь, крестный ход к месту закладки, где были выстроены находившиеся тогда в г. Уфе войска, именно гарнизонный баталион и казачий полк. По прибытии сюда духовной процессии, Преосвященный Амвросий со всем городским духовенством совершил положенное по церковному чиноположению молебствие на основание храма, и Государь Император изволил собственноручно положить первый камень основания.

Окончанием этого, вечно памятного для Уфы торжества, был воинский парад, произведённый в Высочайшем присутствии. Вообще пребывание здесь Государя Императора Александра 1-го продолжалось несколько дней – и оно составляет лучшую страницу в истории здешнего края. К построению храма особенно усердствовал тогдашний Губернский Предводитель Дворянства Мордвинцов. – Однакоже Александро-Невская церковь, получившая по поводу её основания название: «Дворянской», строилась 12 лет, в продолжении которых успел осуществиться на самом деле Высочайше утверждённой в 1823 году план новым улицам значительно увеличившегося города1, из числа которых одна, по имени новой церкви, стала называться Александровской.

Освящение новой церкви происходило 26 Сентября 1836 года и совершено Преосвященным Иоанникием, Епископом Оренбургским и Уфимским, при державе в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича, в правление краем Оренбургского Военного Губернатора, Генерал-Адъютанта, Василия Алексеевича Перовского, при Оренбургском Гражданском Губернаторе И.Д. Талызине и Губернском Предводителе Дворянства Тимашеве, при первом настоятеле храма (ныне Протоиерее) Петре Григорьевиче Несмелове.

Александровская церковь построена крестообразно, с кумполообразным верхом, освещённом несколькими полукруглыми окнами или пролётами; на кумполе крыша круглая на четыре ската, на кумполе же устроена на глухом трибуне глава с медным осмиконечным крестом.

По наруже с Северной и Южной сторон находится по анфиладе из 6-ти Ионических колонн. Колокольня имеет вид четвероугольной, четырёхярусной башни с кумполообразной крышею, на которой на глухом же трибуне устроена глава, также как и на самой церкви, крытая листовым железом и с таковым же крестом.

Колокольня находится над входом в церковь с западной стороны, в 3-м ярусе в четырёх четверо угольных окнах и в средине помещаются 10 небольших колоколов, весом всего 202 пуда.

Вообще весь фасад церкви представляет тип современной архитектуры. Церковь освещается кроме окон в кумполе ещё 8 большими четырёхугольными окнами, из коих 4 в самой церкви и 4 в олтаре. – Внутренность церкви отличается величественной простотой: к чисто оштукатуренным её стенам очень идёт белым колером сделанный двух-ярусный иконостас, с позолоченными капителями и резьбой в некоторых местах. Царские двери отличной резьбы вызолочены по полименту. – В иконостасе не много икон и они все писаны новою подражательно Итальянскою школою, здешними художниками, братьями Иваном и Андреем Ивановыми Красовскими.

В числе икон наиболее отличаются живописью храмовая святого Благоверного Князя Александра Невского и святителя Митрофана Епископа и Воронежского Чудотворца.

За крилосами находятся точные копии с древних чудотворных икон Казанской Божией матери и святителя и чудотворца Николая, явившейся в XVII веке на р. Каме, близ села Берёзовки, ныне Мензелинского уезда.

Под обеими иконами сделана резная вызолоченная надпись, объясняющая историю построения церкви, которую здесь выписываем: «Градо-Уфимская Александро-Невская церковь заложена 1824 года, Сентября 18 дня в память незабвенного посещения город Уфу в Бозе почившим Государем Императором Александром I-м, собственными руками коего положен первый в основание этой церкви камень. Священно-действие совершал Преосвященный Амвросий 2, Епископ Оренбургский и Уфимский со всем Градским Духовенством, при Губернском Предводителе Дворянства Мордвинцове; сооружена она на сумму всего Оренбургского Дворянства. Освящена 1836 года, Сентября в 26 день Преосвященным Иоанникием, Епископом Оренбургским и Уфимским, при Губернском Предводителе Дворянства Генерал-Майоре, Георгие Николаевиче Тимашеве».

В 1846 году церковь обнесена каменной на цоколе оградою, с красивою чугунною решёткою, лицевая сторона которой обложена изразцом; в ограде трои двухстворчатых с чугунною решёткою ворот с Западного, Южного и Северного входов в церковь. – На устройство ограды израсходовано 3000 руб. серебром, пожертвованных Дворянством. – Жаль, что на церковной утвари, устроенной усердием же дворянства совсем нет надписей. Когда и кем что именно устроено: эти надписи, как уже дознано опытом, в последствии были бы важны для науки, не менее никак исторических актов.

Говоря о благолепии Уфимской Александро-Невской церкви, нельзя умолчать и о том, что устройству и благолепию этому, кроме жертв дворянских, обязаны мы многолетней, неутомимой ревности и истинно настоятельской заботливости в деле благолепного устроения храма, настоятеля оного Протоиерея Петра Григорьевича Несмелова. И не трудно объяснить эту сердечную привязанность настоятеля к своему храму: в глазах его не только соорудился храм, но заселилась и самая часть города, для которой храм соорудился. Он был очевидцем и отчасти участником события, совершившегося хотя в небольших размерах, но чрезвычайно верно изображающего собою первобытное распространение учения Христова в нашем крае и тесно соединённой с ним цивилизации. И если, при этих заботах настоятеля о внешнем благолепии храма, в храме этом удалось ему хотя немного воздвигнуть и внутренних благолепных храмов в сердцах чад своей паствы, то ещё более делается понятною эта настоятельская любовь к храму и эти заботы о его велелепии.

https://posredi.ru/b_10_23_aleksandrovskaya_cerkov.html 2013-10-23T10:26:46+06:00 Сергей Синенко Блог Сергея Синенко Православие история,краеведение,православие на Южном Урале,Уфимская епархия,церковь Храм Александра Невского в Уфе Александровская церковь строилась на средства Уфимского Дворянского собрания по проекту столичного архитектора Висконти. Была открыта в 1836 г. Позднее обнесена чугунной оградой каслинского литьяЦерковь на Александровской площади дореволюционной Уфы в начале улицы Приютской (ныне Кирова, 1) уфимцы называли Александровской. но полное название — храм Святого. Сергей Синенко Сергей Синенко s705705@yandex.ru Author Посреди России

Дореволюционный период

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, В. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ

В 1990 году был поставлен вопрос о передаче здания органного зала Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] .

Читать еще:  Русская духовная семинария во Франции готовит православное возрождение

В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [10] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [11] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [12] [13] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [14] [15] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [16] [17] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [18] [19] , не упоминая о рисках [17] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [20] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [21] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [21] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [22] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [23] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [24] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [25] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [26] [27] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [28] [29] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

Челябинскую филармонию выселят из Храма Александра Невского

Этапы строительства

История храма

В 1882 году на городской базарной площади в Царицыне ставится каменная часовня в память императора Александра II, почившего за два года до этого. Постройка обошлась в 5000 рублей, пожертвованных гражданами и городом. Освящена она была 4 апреля 1882 года. С 1883 года часовня находится в заведовании причта Успенского собора. Тогда уже предполагалось, что здесь будет построен Александро-Невский собор, но долгое время не находилось ни денег, ни энтузиастов.

Поводом для возведения этого храма стала страшная катастрофа царского поезда 17 октября 1888 года, во время которой погибло множество слуг и охранников царской семьи. Узнав о чудесном спасении Александра III и его семьи, Царицынская дума 22 октября 1888 года принимает решение увековечить событие постройкой собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора. Создаётся особое попечительство, в список членов которого вошли 107 человек (почти половина из них — гласные городской думы).

Ход строительства

Камера транслирует процесс строительства в реальном времени

Главным подрядчиком нашего проекта является ОАО «Приволжтрансстрой». Эта компания уже 68 лет успешно работает в сфере строительства. Силами треста построены сотни жилых домов и административных зданий. Особой честью для себя компания считает участие в строительстве храмов. Из наиболее известных церквей, построенных «Приволжтрансстрой», стоить отметить храм Всех Святых на Мамаевом Кургане и храм в честь святого Иоанна Кронштадского в краснооктябрьском районе.

ОАО «Приволжтранстрой»

За 68 лет силами треста построены сотни жилых домов и административных зданий, уложены тысячи километров железнодорожных путей. Сплав исполнительского мастерства строителей и высокой квалификации руководства с их беззаветной преданностью интересам дела помогли тресту выстоять в непростое время реформ, сохранить опытный персонал и многолетние традиции.

Иващенко В. Н.

Генеральный директор ОАО «Приволжтрансстрой»

Попов В. В.

Главный инженер проекта

Ломакин Е. Б.

Архитектор. Автор проекта воссоздания собора (стадия П).

Строительство храма всегда было общим делом для всех верующих. Испокон веков на Руси церкви строились сообща, всем мiром. Каждый стремился вложить посильную лепту в общее дело.

Святой благоверный князь Александр Невский

Многих разных правителей знала Русь – от легендарного Гостомысла до последних Романовых. Об иных, ничем себя не проявивших, упоминают лишь летописные своды. Имена других, вроде Святослава Окаянного, стали проклятием, символом лиходейства. Но были и третьи, счастливо сочетавшие в себе мудрость политика, полководческий талант и благость ревнителя веры. Одним из первых в этом ряду поминаем мы благоверного князя Александра Ярославича, оставшегося в нашей истории с прозванием Невский.

Родился Александр 30 мая 1220 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав Всеволодович — будущий великий князь, а матерью — благочестивая княгиня Ростислава (Феодосия) Мстиславна, дочь Мстислава Мстиславича Удатного, князя Торопецкого, и половецкой княжны Марии Котяновны. Она скончалась в 1244 году в Великом Новгороде, где погребена в Юрьеве монастыре под именем инокини Евфросинии. Впоследствии Феодосия была причислена к лику святых. В 1-й Новгородской летописи сказано в записи под 6752 (1244) годом: «Преставися княгиня Ярославля (ошибочна запись вместо Ростислава Мстиславна. — В.С.), постригшаяся у святаго Георгия в монастыри; ту же и положена бысть, сторонь сына своего Феодора, месяца мая в 5-й день, на память св. Ирины, наречено бысть ей имя Евфросиния». Монастырь был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, православным русским князем Ярославом Мудрым.

Пожертвовать на строительство храма

Вы можете пожертвовать на строительство храма удобным для вас способом. Для совершения транзакций мы используем услуги партнера Яндекс.Деньги

РЕКВИЗИТЫ

Наименование: Православная религиозная организация Волгоградская Епархия Русской Православной Церкви
ИНН 3445028180, КПП 344301001
Адрес: 400012 Волгоград, ул. Чапаева, 26
Тел. +7 8442 33-62-54
Банк Отделение №8621 Сбербанка России г. Волгоград

Назначение платежа: благотворительное пожертвование на воссоздание собора св. Александра Невского

Платежные системы Visa и Mastercard

При оплате заказа банковской картой, обработка платежа (включая ввод номера карты) происходит на защищенной странице процессинговой системы, которая прошла международную сертификацию. Это значит, что Ваши конфиденциальные данные (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) не поступают администраторам сайта, их обработка полностью защищена и никто, в том числе мы, не можем получить персональные и банковские данные клиента.

При работе с карточными данными применяется стандарт защиты информации, разработанный международными платёжными системами Visa и MasterCard — Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), что обеспечивает безопасную обработку реквизитов Банковской карты Держателя. Применяемая технология передачи данных гарантирует безопасность по сделкам с Банковскими картами путем использования протоколов Secure Sockets Layer (SSL), Verified by Visa, Secure Code, и закрытых банковских сетей, имеющих высшую степень защиты.

В случае возврата, денежные средства возвращаются на ту же карту, с которой производилась оплата.

При оплате заказа банковской картой возврат денежных средств производится на ту карту, с которой был произведен платеж.

Дореволюционный период [ | код ]

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, А. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти [ | код ]

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал [ | код ]

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. [ источник не указан 191 день ] Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. [ источник не указан 191 день ] Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ [ | код ]

В 1990 году был впервые поставлен вопрос о передаче здания органного зала Челябинской епархии Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] . В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

Александр Щипков в своей книге «Во что верит Россия» (1998) писал: «Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: „Не хлебом единым!“. Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности» [10] .

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [11] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [12] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [13] [14] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [15] [16] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [17] [18] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [19] [20] , не упоминая о рисках [18] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

Читать еще:  Путин посетил православный храм в Хабаровске

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [21] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [22] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [22] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [23] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [24] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [25] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [26] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [27] [28] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [29] [30] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

История

Храм, стоящий на Алом Поле, обладает богатой и интересной историей. С момента основания здание повидало множество событий, побывало при царе, в СССР и процветает в наши дни.

Дореволюционный период

В момент основания храма, это была окраина города, где располагалась Александровская площадь. Название площади произошло при царе Александре II. В 1881 г купцом Кутыревым здесь была выстроена небольшая часовня. Деньги на строительство собирали горожане по собственной инициативе. Спустя 3 года консерватория Оренбурга предложила купцу перестроить небольшую часовню имени Александра Невского в большую церковь.

Благодаря развитой ж/д сети в Челябинске на тот момент проживало более 60 тыс. человек и православная церковь понимала необходимость увеличить количество церквей для паствы. Лишь в 1907 г началось строительство нового здания. Проект готовил архитектор Померанцев, работавший над десятками зданий по всей стране.

Архитектура церкви Александра Невского получилась в «русско-византийском» стиле, характерном для России того периода. Челябинцы пожертвовали на строительство около 60 тыс. руб. На эти деньги практически полностью был завершен экстерьер, частично оборудованы помещения.

С 1905 г название площади изменилось на Алое поле. Богослужения в храме Александра Невского велись с 1916 г.

В годы советской власти

При СССР храм имени Александра Невского пережил цепочку событий:

  • В 1920 г здание было передано группе верующих на безвозмездной основе. Богослужения велись вплоть до 1926 г.
  • В этот же период ценности и иконостас для продажи и борьбы с голодом среди советского населения. Внутри помещений были выстроены перегородки. Расписные стены покрыли однотонной краской, чтобы скрыть изображения святых.
  • В 1930 г помещения начали использовать для государственных нужд. Здание перестало быть церковью.
  • До 1940 г в здании действовала типография «Челябинский рабочий», планетарий.
  • С началом ВОВ помещения использовали для хранения военного инвентаря.
  • С 1944 в церкви Александра работала картинная галерея, планетарий, государственные архивы.

До 1981 г помещения также использовались для пионерских кружков и шахматной школы.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х было принято решение отреставрировать церковь и оборудовать в ней городскую филармонию. В 1983 г началась подготовительная работа. Для этого были использованы чертежи и личные переписки Померанцева. В ходе реставрации были проведены сложные, уникальные работы.

Церковь, воздвигнутая в память Александру Невскому, практически полностью восстановила внешний вид:

  • Рабочие восстановили фасад, цепную и крестовую кирпичную кладку;
  • Были установлены 13 куполов на высоте свыше 30 м, самые крупные достигали в диаметре 2,5 м;
  • Интерьер здания также преобразился, в помещениях добавили позолоченную лепнину, панно, панели;
  • Оконные и дверные рамы создавались с полным копированием оригинальных;
  • Была добавлена система вентиляции, необходимая для сохранности органа.

До 1990-х на куполах храма Александра стояли шпили. После распада СССР их заменили на классические кресты.

Передача здания РПЦ

Органный зал стал ценным приобретением для Челябинска. В зале была превосходная акустика и сам инструмент сохранился в идеальном состоянии. Несмотря на этот факт, русская православная церковь настаивала на перемещении органа, чтобы в храме Александра можно было полноценно вести службы.

С 2010 по 2013 годы велось активное обсуждение этой темы. Тогда же, в 2010 г, провели первое богослужение за 80 лет. Наконец, в ноябре 2013 г здание было передано РПЦ, церкви вернули прежнее название.

Дореволюционный период

На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консистория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».

Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило более 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, А. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.

К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.

В годы Советской власти

13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.

4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».

С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.

Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нём размещался склад военного имущества, а также планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива [4] ), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.

Реставрация. Органный зал

В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные Александром Померанцевым чертежи: два фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Архитекторы имели на руках чертежи без размеров и две фотографии 1916 и 1956 годов. Была проведена не имевшая аналогов работа по реставрации здания. [ источник не указан 191 день ] Полностью обновлён фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. [ источник не указан 191 день ] Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красный цвет.

Заново были установлены 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 м, по высоте — 5 м; диаметр самых маленьких — 1,2 м. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 м.

Преобразился интерьер здания — лепнина в позолоте, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из ценных пород древесины; заново сделаны оконные рамы, двери и т. д. [5] Была разработана система кондиционирования воздуха для органа.

В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.

Передача здания РПЦ

В 1990 году был впервые поставлен вопрос о передаче здания органного зала Челябинской епархии Русской православной церкви. Музыканты заявляли, что перенос органа сопряжён с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создаётся с учётом акустики конкретного помещения [6] [7] . Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим» [8] , связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведёт к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа [9] . В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупредили, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения.

Александр Щипков в своей книге «Во что верит Россия» (1998) писал: «Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: „Не хлебом единым!“. Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности» [10] .

19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города» [11] . Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны [12] . Некоторые эксперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования [13] [14] . Другие указывали на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении [15] [16] . Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет своё звучание» [17] [18] . Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным» [19] [20] , не упоминая о рисках [18] , которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них не было единого мнения.

В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность [21] и назвал существующее помещение «акустически превосходным» [22] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала [22] . Помещение бывшего кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно получить подходящий для органа зал [23] . На реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год было предусмотрено 200 млн рублей [24] . Перенос инструмента планировалось осуществить в 2012 году [25] .

8 июля 2010 года в здании церкви прошло первое за 80 лет богослужение [26] . 3 декабря 2010 года была установлена звонница из девяти колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг) [27] [28] .

Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, прошли митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов [29] [30] . 27 ноября 2013 года было объявлено о передаче здания храма на Алом поле Русской православной церкви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector