0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный муфтий Талгат Таджуддин

Верховный муфтий Талгат Таджуддин

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Муфтии стран-членов ОИС обсудили вопросы исламофобии

20 октября по приглашению председателя Управления по делам религии Республики Турция, доктора Али Эрбаша российские муфтии приняли участие в онлайн-заседании Консультационного совещания муфтиев стран — членов Организации исламского сотрудничества (ОИС).

От России в форуме приняли участие: Председатель ЦДУМ России, Верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат хазрат Таджуддин, глава ДСМР Альбир Крганов, муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов и заместитель Председателя ДУМ РФ Рушан Аббясов.

Главные темы заседания касались усиления борьбы с исламофобией.

В частности, отмечено, что ОИС сыграла большую роль в решении ряда серьезных проблем, вызванных печальным явлением исламофобии (среди них — нападение на мечеть в Новой Зеландии, уничтожение копий Священного Корана, перепечатка карикатур на Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Талгат Таджуддин провёл встречу с заместителем Премьер-министра Татарстана

В рамках рабочей поездки в Республику Башкортостан заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель Национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев встретился с Председателем Центрального Духовного управления мусульман России, Верховным муфтием Шейх-уль-Исламом Талгатом хазратом Таджуддином.
Показать полностью…

Перед началом официальной встречи Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин ознакомил Василя Шайхразиева с новым строящимся зданием Российского исламского университета в г.Уфа. По словам Талгата Таджуддина, официальное открытие учебного заведения состоится 16-17 июня 2021 года. Позже беседа продолжилась в исторической резиденции Верховного муфтия страны.

Председатель Национального совета рассказал о рабочих поездках в Челябинскую и Курганскую область, в Мишкинский, Бураевский районы Башкортостана, а также представил нового постоянного представителя Татарстана в Башкортостане Юсупа Якубова.

В свою очередь, Талгат хазрат Таджуддин отметил, что мусульмане очень переживали за «Изге Болгар җыены», который не состоялся в этом году из-за пандемии. Василь Шайхразиев отметил, что в 2021 году «Собрание в священном Болгаре» необходимо принять и как генеральную репетицию торжественного мероприятия, посвященного 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии по григорианскому календарю, которое состоится в 2022 году.

В завершение встречи председатель Национального совета поздравил и подарил памятный подарок Талгат хазрату в честь недавно прошедшего дня рождения.

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Верховный муфтий наградил Кадия Гудермесского района Чечни медалью «Аль-Игтисам»

Кадий Гудермесского муниципального района Чеченской Республики Амир Абдулмуслимов награждён медалью «Аль-Игтисам» (Сплочённость).

Награждение состоялось в исторической резиденции Центрального духовного управления мусульман России в Уфе.

Награду кадию Амиру Абдулмуслимову вручил Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, Верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, который во время церемонии награждения передал слова приветствия муфтию Чеченской Республики шейху Салаху-Хаджи Межиеву, а также всему чеченскому народу.

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

Онлайн-конференция с участием духовных лидеров двух стран имела обширную повестку дня, включающую анализ реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Центральным духовным управлением мусульман России и Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь от 5 марта 2020 года,
Показать полностью… а также создание совместной двухсторонней контактной группы и представление проекта Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию.

В саммите приняли участие: Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Сафа Таджуддин, муфтий Республики Беларусь Абу-Бекир Шабанович и другие.

В начале видеоконференции Абу-Бекир Шабанович тепло поздравил Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина с прошедшим днем рождения. Муфтий Беларуси поблагодарил за оказанную ему честь – награждение медалью ЦДУМ России «Аль-Игтисам» («Сплоченность»); это событие было радостно воспринято мусульманами и всей общественностью Республики. Глава белорусской уммы выразил глубокое удовлетворение от того, что братские связи двух духовных управлений приобретают качественно новые черты, а Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии стало программным документом для всех, кто выступает за планомерное, поступательное развитие отношений.

Участники саммита говорили о проблемах, вызванных пандемией коронавируса, и о методах работы в новых условиях; о роли священнослужителей в сложной обстановке, сопряженной с обострением социальных и политических проблем. Именно сейчас как никогда важно призвать духовные управления мусульман стран-участниц СНГ к взаимодействию между религиозными, образовательными, научными и общественными организациями. Всех нас объединяет историческая память: 75-летняя годовщинаВеликой Победы является общей и неделимой для народов бывшего СССР, и эта славная дата вдохновляет на преодоление любых испытаний и трудностей.

По итогам выступлений была принята резолюция. В ней зафиксированы договоренности, выполнение которых нацелено на дальнейшее упрочение связей между общинами мусульман России и Беларуси и продвижение на евразийском пространстве традиционных ценностей Ислама. Этому процессу будет способствовать Контактная группа по взаимодействию и сотрудничеству ЦДУМ России и МРО в Республике Беларусь. Положение о новом совещательном органе, оказывающем консультативное сопровождение, утверждено; представителем российской стороны определен муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин.

Также на саммите поддержано предложение ЦДУМ России и его Российского исламского университета о создании Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию. Уже 25 ноября 2020 года в рамках Международного интерактивного (онлайн) круглого стола «Развитие исламского образования на евразийском пространстве» планируется принятие соответствующего меморандума. Среди других запланированных важных событий – Международный интерактивный (онлайн) круглый стол «Исламское просвещение из опыта его реализации в учреждениях образования», организатором которого выступает МРО в Республике Беларусь (21 октября) и Всероссийская научно-практическая конференция – I Камалийские чтения «История, ценности и нормы Ислама в исследованиях молодых ученых» (12 ноября). Последнее мероприятие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию со дня избрания Талгата Сафа Таджуддина Председателем ЦДУМ России.

«Последние события в Белоруссии озаботили нас всех, нас беспокоит то, что сейчас происходит между Арменией и Азербайджаном, в Киргизии. Потому что земля наша едина, нас объединяет история, и все мы — соседи. Чем больше мы будем встречаться и больше будет совместных мероприятий, тем крепче будет наше взаимопонимание, ради мира во всем мире, — подытожил Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин.

Иудеи об исламе

На четвертом месте в нашем списке представитель иудаизма. К сожалению, высокопоставленные и широко известные раввины почти не высказываются об исламе. Возможно, это связано с политической ситуацией на Ближнем Востоке. Однако все же мы нашли религиозного деятеля, положительно отзывающегося о мусульманах и их вере. Ортодоксальный раввин Михаил Финкель имеет степень доктора права Питтсбургского университета, часто выступает в СМИ по общественно-политическим и религиозным вопросам, в том числе развенчивает стереотип о неизбежном конфликте иудаизма и ислама.

Михаил Финкель, раввин: «Нужно подчеркнуть, что пророк Мухаммад очень уважительно относился к евреям и считал евреев народом Книги, монотеистическим народом. И когда мы сегодня говорим о том, что надо починить наши взаимоотношения, нужно помнить, что для нас, иудеев, в мечети молиться можно, это не место идолопоклонства, что мы уважаем исламскую религию, и мы считаем, и многие серьезные люди говорят в иудаизме, что Пророк Мухаммад, безусловно, был посланцем Всевышнего, который привел больше миллиарда людей от идолопоклонства дикого к идее монотеизма, где единобожие. Настоящий верующий человек должен идти путем благородства, даже когда он воин, даже когда он на войне, а не путем терроризма. Поэтому терроризм не сопоставим с настоящим исламом, я хочу это подчеркнуть».

Михаил Финкель настаивает, что мир между представителями разных религий возможен. Во многом он зависит от духовных лидеров и теологов, которые должны развеивать мифы, невежество и вести открытый диалог.

Михаил Финкель, раввин: «Коран очень мудро говорит, что мы ничего другого не говорим. Все пророки, которые были, мы их принимаем, и последним пророком является пророк Мухаммад. Коран – это Книга от Всевышнего, как и Тора – это Книга от Всевышнего, как и Евангелие, как говорят мусульманские теологи, – это Книга от Всевышнего. Всевышний дал разным народам одни и те же пути к Нему, это те же самые, разные, пути, ведущие к одной цели, к одному Всевышнему. Но все эти дороги должны вести к одному Богу. Поэтому совершенно неудивительно то, что практически основа – одна и та же. И это то, что нужно подчеркивать сегодня богословам, и еврейским, и мусульманским, христианским. У нас намного больше общего, чем то, что нас разделяет. И нельзя позволять тем, кем управляют черти, чтоб нас разделить».

Читать еще:  Православное Рождество

Список литературы

1. Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII– XIX вв. Уфа: Гилем; 1999.

2. Баязитов А. Отношение ислама к науке и к иноверцам. СПб.: Типография А. С. Суворина; 1887.

3. Бабаханов Ш. Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан. Ташкент: Узбекистон миллий энциклопедияси; 1999.

4. Силантьев Р. А. Культура исламо-христианского диалога в России. Вопросы культурологии. 2010;(12):85–90.

5. Таратута Ю., Кашин О. Священнослужители просят отменить 7 ноября. Коммерсант. 2004. 23 сент.

Об авторах

Силантьев Роман Анатольевич, профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, Москва

Крганов Альбир Рифкатович, соискатель кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты Российской Федерации, Москва

Для цитирования:

Силантьев Р.А., Крганов А.Р. Этапы развития христиано-мусульманского диалога в России. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):208-214. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-208-214

For citation:

Silantiev R.A., Krganov A.R. Russia. Muslim Christian dialogue. Stages of development. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):208-214. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-208-214


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Коммюнике X заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» на тему «Межрелигиозный диалог и сотрудничество как инструменты достижения прочного и справедливого мира»

26-27 сентября 2016 года в Москве (Россия) состоялось X заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» на тему «Межрелигиозный диалог и сотрудничество как инструменты достижения прочного и справедливого мира». Заседание прошло под председательством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и председателя Организации по культуре и исламским связям Ирана д-ра Абузара Эбрахими Торкамана.

В состав делегации Русской Православной Церкви вошли: архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, настоятель Николаевского собора в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев), секретарь по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Димитрий Сафонов, преподаватель Самарской духовной семинарии протоиерей Алексий Белоцерковский, заведующий кафедрой исламоведения Казанской духовной семинарии священник Иоанн Васильев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Е.В. Дунаева, сотрудник Отдела внешних церковных связей И.Д. Кашицын.

В состав иранской делегации вошли: советник Верховного лидера Ирана по вопросам исламского мира аятолла Мохаммад Али Тасхири, профессор исламской духовной академии в Иране, член Совета экспертов Ирана аятолла Ахмад Бехешти, представитель Верховного лидера Ирана в Москве ходжат-уль-ислам Акбари Джидди, член Совета экспертов Ирана д-р Мохсен Эсмаили, руководитель издательства «Самт» д-р Ахмад Ахмади, профессор Тегеранского университета д-р Фатемех Табатабаи, глава Отдела православия и протестантизма Центра по межрелигиозному диалогу Организации по культуре и исламским связям Ирана Захра Рашидбейги.

Участники заседания, являющиеся представителями двух авраамических религий, православного христианства и ислама, выступили с докладами, основанными соответственно на Библии и Коране. В них было представлено понимание прочного и справедливого мира в христианской и исламской традициях, рассмотрены теоретические и практические аспекты межрелигиозного диалога в России и Иране, вопросы защиты религиозных меньшинств в контексте межрелигиозного диалога, а также места и роли культурного взаимодействия в профилактике экстремизма.

В ходе встречи стороны свидетельствовали о возросшей актуальности межрелигиозного диалога, который служит мостом между верующими разных религий. Обсудив пути выстраивания диалога в России и Иране, участники отметили высокий уровень межрелигиозных взаимоотношений и важность обмена практическим опытом.

Стороны согласились, что важным базисом православно-мусульманского сотрудничества является общность нравственных ценностей в этих религиях. Участники подчеркнули, что основной целью межрелигиозного диалога является поиск справедливого мира.

Участники заседания отметили угрозу экстремизма под религиозными лозунгами, который направлен на разрушение вековых отношений между христианами и мусульманами. Стороны подчеркнули, что экстремизм ни в каком виде не может отождествляться с религией, поскольку религии как таковой присущи любовь к ближнему, уважение к взглядам других и миротворчество. Участники осудили использование религиозных лозунгов в качестве инструмента для придания законности несправедливым и агрессивным действиям. Стороны призвали хранить и приумножать мир и гармонию между религиями.

Участники диалога выразили озабоченность геноцидом христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Также стороны осудили проявления исламофобии в западном мире, которые направлены на ограничение выражения религиозности людей. Отдельное внимание было уделено судьбе религиозных памятников и святынь: участники выразили сожаление и возмущение в связи с разрушением и поруганием христианских и исламских святынь на Ближнем Востоке, особенно в Сирии и Ираке. Категорически осудив деятельность экстремистов и террористов, стороны призвали христианские и мусульманские общины к солидарной поддержке преследуемых экстремистами религиозных меньшинств. Члены делегаций особо отметили, что защита религиозных меньшинств от преследований является важным вкладом в продвижение межрелигиозного диалога.

Стороны отметили важную роль академического и культурного взаимодействия для развития диалога. Воспитание будущих религиозных деятелей и верующих в духе терпимости, готовности к диалогу и взаимного уважения необходимо вести уже сегодня, чтобы в будущем христиане и мусульмане бережно хранили опыт мирного и добрососедского сосуществования. Члены делегаций договорились интенсифицировать научный обмен между духовными школами России и Ирана. Участники отметили, что в высших духовных учебных заведениях обеих стран деятельность Совместной российско-иранской комиссии по диалогу между православным христианством и исламом стала предметом научного изучения.

Участники консультаций осудили навязывание секулярных норм и стандартов поведения, которые вызывают неприятие сторонников традиционной нравственности. Члены делегаций отметили, что попытки построить мирное и справедливое общество без религии терпят крах. Сегодняшние кризисные явления на Западе обусловлены именно недальновидным стремлением политических деятелей секуляризировать общество. Такая позиция вызывает отторжение у последователей традиционных религий и неизбежно ведет к усилению напряженности и конфликтов.

Участники заседания выразили удовлетворение ходом диалога между Русской Православной Церковью и мусульманской общиной Исламской Республики Иран. Они признали важными достижения комиссии за 20 лет ее деятельности и ее вклад в укрепление дружбы между народами России и Ирана. Участвовавшие высоко оценили основополагающую роль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и аятоллы Мохаммада Али Тасхири в создании Совместной комиссии 20 лет назад. Актуальность этого диалога подтверждается широким кругом обсуждаемых тем и непрекращающимся живым взаимным интересом сторон.

XI заседание Совместной комиссии планируется провести в Тегеране в 2018 году.

Нуруллаев А. А. (г. Москва)

Межконфессиональный диалог как фактор гуманизации межрелигиозных и межнациональных отношений

Начало XXIв. ознаменовалось активизацией агрессивного национализма, усилением различных форм политического экстремизма, мощными вспышками международного терроризма. В процессе политической, военной и этнической мобилизации авантюристические группы стремятся широко использовать религиозные лозунги и постулаты. Вместе с тем, обострившиеся в последнее время межконфессиональные противоречия мешают религиозным центрам объединить усилия в борьбе с силами зла, нарушающими мир и стабильность в обществе, несущими трудноисчислимые бедствия народам.

Неудивительно поэтому, что наиболее дальновидные религиозные деятели настоятельно подымают вопрос о необходимости организации постоянного диалога между различными религиями (конфессиями), как на федеральном, региональном, так и на международном уровнях. Они с полным основанием рассматривают такой диалог не только как способ обмена информацией, но и как средство формирования цивилизованных межконфессиональных взаимоотношений, которые открывают путь для успешного сотрудничества по проблемам, волнующим общество.

Разносторонняя польза от постоянного диалога между религиями может быть огромной. такой диалог может способствовать устранению (или хотя бы сглаживанию) межрелигиозных противоречий, ввести идеологическое соревнование между религиями и конфессиями в цивилизованные рамки, что весьма положительно скажется на этнонациональных отношениях и социально-политической стабильности.

межрелигиозный диалог станет препятствием на пути радикалов из среды политиков и религиозных деятелей, нацеленных на использование мобилизационного потенциала религий для реализации своих политических амбиций.

межрелигиозный диалог поможет объединению усилий людей различных вероисповеданий и национальностей на борьбу против глобальных угроз, несущих беды человечеству.

межрелигиозный диалог, поможет обществу осознать тот факт, что реальные причины, лежащие в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма бесперспективно искать в том или ином религиозном учении. Тем самым будет облегчен поиск подлинных причин таких явлений, а, следовательно, средств и методов эффективной борьбы с ними.

Наконец, межрелигиозный диалог, дает мощные стимулы не только для решительного осуждения проявлений международного терроризма, а также религиозно-политического и этнонационалистического экстремизма, но и для налаживания необходимой воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных преступных деяний в будущем.

Несколько слов о принципах межрелигиозного диалога. Принципы межрелигиозного диалога — это минимум исходных положений, принимаемых его участниками, не придерживаясь которых невозможно приступать к самому диалогу.

Первейшим из них является принцип толерантности. В данном контексте толерантность есть терпимое отношение последователей одной религиозно-конфессиональной общности к последователям других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими.

За долгие века противостояния религий и конфессий сформировалась конфронтационная психология, в плену которой продолжают находиться многие люди. Сила стереотипов конфликтного мышления столь велика, что для ее преодоления нужна большая и упорная работа. Терпимость во взаимоотношениях между представителями различных религиозных общностей является необходимым условием организации плодотворного диалога между религиями.

Исключительное значение для организации межрелигиозного диалога имеет принцип равноправия его участников. Добровольно договариваются лишь равные. Любая попытка поставить одного из участников диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального течения диалога. Более того, попытка определить ту или иную конфессиональную общность богоизбранной (даже ссылаясь на священные тексты) может привести к срыву диалога. Нечто подобное, например, произошло на межрелигиозной конференции «Поиск путей мира и гармонии. Общая ответственность христиан, мусульман, иудеев», проходившей в Москве в октябре 2000г. Один из докладчиков попытался убедить аудиторию в том, что иудеи являются богоизбранным народом, ряд представителей других конфессиональных общностей сразу же и достаточно резко высказались за прекращение диалога. Немало усилий понадобилось для того, чтобы конференция продолжила свою работу.

Читать еще:  Освящен один из самых больших иконостасов в России

Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников. Открытость — это нескрываемое от других искреннее выражение своей позиций, сочетающееся со стремлением слушать и слышать других, непредвзято воспринимая и оценивая их точку зрения. Открытость вовсе не тождественна требованию отказа участников диалога от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Ее ценность в том, что она помогает субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных мер по их реализации.

Конструктивный подход, нацеленность на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм, идейная конкуренция конфессий предполагает несовпадение позиций участников диалога. Настроенные на конструктивность субъекты диалога приходят при обсуждении общих проблем к принятию взаимно приемлемых решений на компромиссной основе. Разногласия устраняются путем согласований. Компромисс возможен и необходим в вопросах, касающихся земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия. Что касается различного подхода к вероучительным проблемам, разного понимания проблем спасения, то в этих вопросах рассчитывать на компромисс в обозримом будущем не приходится.

И здесь мы переходим к очередному принципу межрелигиозного диалога. Его можно сформулировать так: отказ от критического рассмотрения вероучительных вопросов. Начало полемики о преимуществах или недостатках того или иного религиозного учения означает конец диалога.

Любой диалог должен быть организован. Дело это не простое. Оно Особенно сложно, когда речь идет о межрелигиозном диалоге. Наличие специальных координирующих органов и выработанных процедур усиливает надежду на регулярность диалога и его результативность.

Таковым, в частности, является Межрелигиозный совет России. К его созданию шли очень долго. Религиозные меньшинства ставили вопрос о необходимости создания такого совета, начиная с 1992 г. Наконец, в 1998 г. он был создан. Но кого он объединяет? Лишь четыре конфессии из почти 70 действующих на законном основании1. Не допуская в Межрелигиозный совет России другие конфессиональные организации, его участники не только обедняют деятельность Совета, но и сеют недовольство среди недопущенных, способствуя тем самым усилению межконфессиональных противоречий. Думается, давно назрела необходимость пригласить в этот Совет представителей многих других религиозных объединений, действующих в стране на законных основаниях.

Важную роль в организации межконфессионального сотрудничества играет и такая общественная организация, как Международная Ассоциация религиозной свободы (МАРС) и ее Евразийское отделение. Серьезным фактором расширения межконфессионального диалога, могли бы стать секции или комитеты межрелигиозного сотрудничества при Ассамблее народов России, при Федерации мира и согласия, если бы они были созданы.

Эффективным стимулом для активизации межрелигиозного диалога явился Всемирный форум религиозных и духовных лидеров, проведенный под эгидой Организации Объединенных Наций в 2000 г. В этой связи многие религиозные деятели вносили предложения о создании при ООН Совета религиозного представительства. Можно надеяться, что этот Совет, если он будет создан, станет подлинным инициатором и координатором межрелигиозного диалога на самых различных уровнях, что может способствовать существенному увеличению вклада религий в дело укрепления мира, международной безопасности и дружбы между народами.

Нельзя не сказать о факторах, затрудняющих организацию постоянного межрелигиозного диалога в нашей стране. Ограничусь лишь их перечислением. Это — политическая ангажированность многих видных религиозных деятелей (а им бы во всех отношениях лучше стоять подальше от политики). Это — нарушения государственными органами и должностными лицами конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом. Это — высокий уровень религиозной нетерпимости (среди молодежи он в раза выше, чем среди граждан старших поколений). Это — острые противоречия в некоторых конфессиональных объединениях. Это — неудачные заявления некоторых видных российских религиозных деятелей.

Согласно данным опросов общественного мнения, подавляющее большинство респондентов убеждены, что межэтнические и межрелигиозные противоречия могут привести к развалу России. А вот высказывание на этот счет Президента РФ В. В. Путина: «Огромная опасность для такой страны как наша — в разжигании межнациональной и межконфессиональной розни…Если мы вступим на этот скользкий путь, мы страну не сохраним»2.

Как расценить в этой связи неоднократные заявления одного из видных деятелей Русской православной церкви о том, что надо прекратить называть Россию многонациональной и поликонфессиональной страной, что она мононациональна и моноконфессиональна? Весьма странно прозвучало на днях в телепередаче «Русский дом» заявление другого религиозного деятеля, что «теперь приоритетной задачей является устранение федеративного устройства государства«. Стремятся не отставать от представителей доминирующей конфессии и иные мусульманские деятели. Одни призывают вернуть в ислам потомков тех мусульман, которые были крещены еще при царизме, а другие выступают с лозунгами создания »исламского государства от Каспия до Черного моря«.

Возбуждению нездоровых настроений в обществе служат и проекты политиков, предлагающих в законодательном порядке разделить религиозные организации, функционирующие в России, на более привилегированные и менее привилегированные. Иные из сторонников такой идеи ссылаются на опыт ряда стран Европы, в которых сохранились некоторые анахронизмы, противоречащие демократическим принципам европейского сообщества, наподобие существования государственной религии. При этом такая аргументация подается чуть ли не как продиктованная стремлением ускорить принятие Россией европейских стандартов.

Но европейские стандарты состоят не в предоставлении государством преимуществ религиозным объединениям большинства, а, как это записано в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.), в создании государством «условий для поощрения» «этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств«. Придавая исключительную важность поощрению и защите прав национальных и религиозных меньшинств, Генеральная Ассамблея ООН в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), специально подчеркнула, что такая деятельность »способствует политической и социальной стабильности государств«, »укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами«.

Из этого следует, что люди, предлагающие, вопреки конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом, установить порядок, в соответствии, с которым государство должно иметь приоритетные отношения с религиозными организациями большинства, давать им привилегии, руководствуются не соображениями содействия укреплению социально-политической стабильности и возрождения дружбы народов России, а иными побудительными мотивами. И вполне понятно, что против подобной позиции решительно выступают не только представители религиозных и этнических меньшинств, но и многие ученые и политики, исповедующие религию большинства.

В связи с изложенным есть предложение при подготовке изменений закона 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» начать с его преамбулы и привести ее в соответствие с конституционным принципом равенства религиозных объединений перед законом. А чтобы этот принцип не толковался добиваться включения в закон той формулы, которая была в законе 1990 г. «О свободе вероисповеданий« и которую многие подзабыли: »Ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими».

Современная русская мусульманская община

Число русских мусульман точно не определено, поскольку на основании данных переписи населения отделить этнических мусульман от новообращенных крайне сложно. По словам Али Вячеслава Полосина, в 2003 году число русских мусульман на территории России достигало десяти тысяч человек. Религиовед Силантьев утверждал в 2007 году, что не более, чем три тысячи человек — это русские, принявшие ислам за последние пятнадцать лет. Но уже в 2013 году он же утверждал, что за последние пятнадцать лет в России не более десяти тысяч славян приняли в России мусульманство.

Ислам, в современной России исповедуют десятки тысяч новообратившихся русских, среди которых немалое количество и тех, кто родился уже будучи этническим мусульманином во втором и третьем поколениях русских семей. Статистика по русским мусульманам не ведется в стране, официально говорится о нескольких тысячах новообротившихся русских, однако такие данные являются специально заниженными. На сегодняшний день количество русских мусульман превышает 50 тысяч человек, которые проживают по всей территории России, Казахстана и Украины, а также Турции и ближневосточных арабских странах.

Как считает российский исламовед Алексей Малашенко, русские мусульмане появляются по причине того, что Ислам воспринимается ими как универсальная религия, которая способна дать ответы на любые проблемы, призывающая к борьбе за справедливость.

Если же подойти к вопросу с иной точки зрения, то можно выделить несколько причин, по которым русские мусульмане принимают Ислам: это возможно по идейным причинам, по причинам семейным, а также духовными поисками истинного смысла жизни человека. По семейным причинам чаще всего веру меняют женщины, выходя замуж за мусульман. Мужчины, принявшие Ислам, потому что женятся на мусульманках, встречаются гораздо реже.

Читать еще:  В казанской синагоге открыли новый Синагогальный Ковчег

Если русские мусульмане обратились в новую мусульманскую веру в результате долгих духовных исканий, то возможно они это сделали по идейным причинам. Принятие Ислама по идейным соображениям может иметь в своих истоках антигосударственные и революционные побуждения человека – до принятия ислама многие из таких людей были членами леворадикальных и праворадикальных группировок.

Полосин

Русские мусульмане, интеллигенция проявляла к Исламу живой интерес, который был вызван интересом к восточной философии, а также к трудам Идрис-шаха и Гурджиева, мистицизму. Труды этих деятелей к Исламу имели лишь отдаленное отношение, даже к его мистическому направлению или к суфизму. Но в одном из таких кружков, который объединял любителей мистики восточного происхождения, появилась такая значительная и авторитетная в русском и славянском Исламе фигура, как Гейдар Джемаль, который родился в Москве в семье азербайджанца и русской. Джемаль оказал свое влияние и на такую авторитетную фигуру, как Али Вячеслав Полосин, который в прошлом был православным священником, а после стал автором книги «Почему я стал мусульманином?», в которой он и упоминает, какое влияние на него оказал сам Джемаль, а также его передачи «Минарет» и «Ныне», ведущим которых он был в девяностых годах.

Полосин с Джемалем познакомились лично, и это лишь усилило намерение Полосина обратиться в Ислам. Он реализовал это намерение в 1998 году, но публично этот поступок он не обнародовал, и решился на это только через год. Немного позже он стал мюридом Саида афанди Чиркейского.

Хамза Дмитрий Черноморченко — главный редактор «Голос Ислама»

Далее у Полосина началась публицистическая активная деятельность, которая был направлена на критику догматов христианства. Этнические мусульмане отнеслись к деятельности бывшего протоиерея далеко не одобрительно, особенно руководители духовных управлений. Русские мусульмане, особенно среди молодых славян мусульман, относились к Полосину с признанием его авторитета, но непререкаемым лидером интеллектуальным или духовным он считаться не может, особенно для этнических мусульман.

Вместе с переводчиком Священной Книги Коран Иман Валерией Пороховой в 2000 году Полосин объявил о том, что создают общину «Прямой путь», которая была призвана стать организацией, в которой объединятся русские мусульмане, новообратившихся в Ислам.

В течение нескольких лет Али Вячеслав Полосин активно выступал против того, чтобы русские мусульмане делились по национальности, поскольку считал, что «по национальному признаку в Исламе нельзя создавать общины, поэтому специально «русских» общин не существует, как не должно быть и специально татарских, арабских». Но со стороны этнических мусульман последовала довольно сдержанная реакция на его деятельность, и в итоге Полосин пришел к выводу, что русские мусульмане должны иметь свой путь.

В 2004 году несколько мусульманских групп объединились в Национальную организацию русских мусульман. Лидеры НОРМ на пресс-конференции сказали, что только в Исламе возможно духовная перспектива русских и спасение России. Одной из своих целей организация обозначила формирование русских мусульман как «субэтноса». Социологи провели исследование, в результате которого выяснили, что в данную организацию большинство русских мусульман не входят.

Исторический опыт сосуществования

Впервые последователи буддизма и мусульманства столкнулись на территории Средней Азии, которая в IX веке попадает под владычество Омейядского и Аббасидского халифатов. До этого момента на территории современных Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана процветал буддизм. Арабы-мусульмане разрешили местным буддистам исповедовать свою религию, однако обложили их особым налогом. Постепенно ислам полностью вытеснил буддизм с этих территорий.

Гораздо печальней была участь индийских буддистов, которые подверглись жестоким гонениям сначала со стороны Омейядов в VIII в., а потом тюркских захватчиков в XI веке. Разрушались буддийские монастыри, произведения буддийского искусства были безвозвратно утеряны, а буддисты или насильно обращались в ислам или уничтожались.

Что такое «диалог»?

Словарная статья говорит нам, что «диалог» это: общение и обмен мыслями двух или более людей с целью прийти к взаимопониманию и консенсусу. Или же в более полном значении: общение в атмосфере терпимости между двумя или более людьми принадлежащих к различным культурам, национальностям, придерживающихся различных верований и политических взглядов направленное на поиск общего мнения и точек соприкосновения.

То есть, согласно этим определениям можно прийти к выводу, что диалог это – попытка познакомиться, понять, познать друг друга, решить основные проблемы, и устранить недопонимания группой из двух и более человек. Или же в более широком значении слово «диалог» можно понимать как искусство и культура взаимодействия и взаимоотношений в межконфессиональной и межэтнической среде.

Как понимать «межконфессиональный диалог»?

Межконфессиональный диалог будет более правильно понимать, ни как диалог религий, а как диалог их представителей. Но при использовании этого термина зачастую его понимают именно как диалог религий. Но если опираться на словарные статьи, что были приведены выше, то «межконфессиональный диалог» это диалог именно между представителями различных религий. В этом значении мы и будем использовать данный термин.

Межконфессиональный диалог – это общение представителей разных религий не с целью навязать свои верования и свой тип мышления, но разговор в атмосфере терпимости, тепла, любви, взаимоуважения, открытости, свободы и искренности для того, чтобы познакомиться друг с другом, выслушать, понять и принять и научиться вместе жить, сотрудничать и взаимодействовать.

Сегодняшние деградация нравственности, загрязнение окружающей среды, экономическая разобщенность, болезни типа СПИД и ВИЧ, бедность, аборты, однополые браки, огромное количество разводов, падение ценности и значимости института семьи, конфликты, террор, войны на религиозной или национальной почве, все это общемировые проблемы, которые касаются каждого. И, безусловно, в решении этих вопросов примут участие религии и их представители. В этом деле межконфессиональный диалог играет неоценимую роль.

Чем не является межконфессиональный диалог?

Межконфессиональный диалог совсем не значит, что человек должен отказываться от правил и убеждений, которым следует. В процессе диалога, каждый должен с уважением относиться к религии собеседника так же, как и к своей, без каких-либо проблем и скованности представить свою систему мышления, культурные и религиозные ценности, стараться познакомиться и как можно более полно узнать о ценностях собеседника. Ведь действительно, история показывает нам, что множество проблем появлялось именно из-за желания навязать свою точку зрения и отчуждения, нежелания слушать друг от друга. И если посмотреть на события недавних дней, то людей, которые своим мировоззрением выбирают Ислам, несопоставимо мало с представителями других религий. И это должно нас, как представителей ценностей Ислама заставить задуматься.

Межконфессиональный диалог это не значит стремление к унификации всех религий или же превознесения только своей и в конечном итоге, навязывание своей идеологии собеседнику. Это не то, что называется исламским термином «таблих» или христианским – «миссионерская деятельность». Межконфессиональный диалог это желание принимать и стараться понять всех, такими, какими они являются.

Некоторые воспринимают это утверждение как создание ненужных проблем. Но наша задача не полемизировать. Наша задача поставить религиозную свободу выше социальных и культурных свобод. В понятие религиозной свободы входит свобода вероисповедания, свобода выполнения религиозной практики, свобода доносить ценности своей религии в доступной и понятной форме и возможность свободно взаимодействовать совместно с единоверцами, создавать различные объединения, организации, союзы. Другими словами, при наличии вышеперечисленных свобод, будет существовать и религиозная свобода.

В случае же отсутствия одного из этих условий, религиозная свобода перестаёт существовать. И достижение всех этих свобод для каждого верующего – это цель каждого из нас (живущих на Земле). Мы должны добиться свободы религиозных проповедей и организации религиозных учреждений. Чтобы в каждом уголке земли присутствовали все эти четыре элемента свободы. И, несмотря на малочисленность диаспор, будь то иудеи, христиане, мусульмане, буддисты или же кто-либо иной, каждая из этих групп должна иметь право на свободную религиозную практику, обучение своей религии и организацию объединений.

Прочие религии населения Узбекистана

В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.

Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников.

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.

Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф.

Ислам и другие религии в Узбекистане

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

На каком языке говорит население в Ташкенте?

Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector