2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гадание в Месопотамии

  • Ангелы и демоны
  • Аюрведа
  • Биографии мистиков
  • Восточная медицина
  • Гороскоп
  • Защитная магия
  • Знахарство
  • Значение имени
  • И-цзин
  • Лунный календарь
  • Любовная магия
  • Магия дней недели
  • Магия животных
  • Магия камней
  • Магия металлов
  • Магия растений
  • Магия успеха
  • Мантры
  • Места силы
  • Молитвы
  • Народные гадания
  • Нечистая сила
  • Огам
  • Оккультизм
  • Пранаяма
  • Приметы и поверья
  • Рунические расклады
  • Руны толкование
  • Сонник
  • Тантра
  • Таро младшие арканы
  • Таро расклады
  • Таро старшие арканы
  • Тибетская медицина
  • Фэн-шуй
  • Хиромантия
  • Шаманизм
  • Шамбала
  • Эзотерические картинки
  • Экстрасенсорика
  • Язычество
  • 27.04.2015
  • Теги: Оккультизм

1. Таблички с клинописью

Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь. Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

Гримуар

Гадания в Древнем Шумере

Темой нашей статьи является описание гадательных практик в древнем Шумере. Также важно
отметить то, что в самом Шумерском государстве, а затем и Вавилонском, существовало различие
между научным и религиозным гаданием.
Под «научным» понимали прогнозы относительно жизни, быта, поведения и некоторых физических
явлений, основанные на наблюдении за звездами.

Как пишет В.В. Емельянов «Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся
копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области.
Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные
периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Шумеры
заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие,
и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние
фиксировалось традицией в ритуально-мифологической форме».

Звездочеты — астрологи, ученые-жрецы, занимавшиеся предсказаниями на основе расположения на
небе светил и планет, делали прогнозы на каждый день года. По их расчетам следовало, что в
“несчастные дни” нужно остерегаться начинаний и предаваться молитве. “Несчастными” в расчетах
оказались суббота и число 13. Поэтому год в Шумере был разделен на 12 частей, хотя 365 дней года
удобнее делить на 13 месяцев по 28 дней лунного цикла.

Традиция посвящения субботы Богу была воспринята в Вавилоне, а затем — в древнем Израиле.
Также у древних Шумеров было развито и «религиозное» гадание.

Как отмечает портал Relig.info: «В Месопотамии гадали по облакам, по струйке дыма из курильницы
(либаномантия), по пятнам масла, вылитого в воду (леканомантия), по поведению животных и птиц,
бросая жребий, толкуя сны, наблюдая за небесными телами и атмосферными явлениями, наконец,
по внутренностям жертвенных животных. Кроме того, создавались огромные сборники примет, куда
заносили всевозможные странные факты (необычное поведение животных, рождение уродов и т. п.)
и последовавшие за ними происшествия. Такие сборники служили будущим поколениям
предсказателей.

Гадательная практика изменялась с течением времени; зависела она и от общественного положения
того, кто обращался за предсказанием: одни способы использовались для царских гаданий, другие —
в гаданиях простолюдинов.

Контакт с божествами мог устанавливаться различными путями, но в основном общение строилось по
двум схемам: божество отвечало на сформулированный вопрос «да» или «нет», либо же сообщало
гадателю нечто на понятном ему языке знамений и примет (схватка орлов, появление красных
муравьев и т. п.).

Простейшее древне-шумерское гадание (кстати, практикуемое на Среднем Востоке и в наше время)
заключалось в следующем: человек, задумав какое-либо дело, выходил во двор или поднимался на
плоскую крышу своего дома и «слушал улицу». Первые услышанные им слова и были ответом
божества на заданный вопрос. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, дело обещало быть
успешным; если же они ссорились или речь шла о каких-то потерях, неудачах, значит, на успех
рассчитывать не приходилось. Гадание такого рода каждый мог совершить сам, но в более
ответственных случаях следовало обращаться к специалистам. Недостатка в них не было.

Предсказатель (бару) наливал масло в чашу с водой , держа её на коленях. Растекание масляной
плёнки по поверхности воды, форма масляных пятен, прилипание масла к стенке чаши — всё это
было исполнено глубокого значения и истолковывалось в положительном или отрицательном для
заказчика гадания смысле.

Любопытны древние сонники — сборники толкований снов . Один такой сонник был найден в
царской библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Текст сонника разбит на разделы, в которых
рассматриваются определённые действия, совершаемые во сне: еда, питьё, путешествия.
Упоминаются даже людоедство и поедание нечистот, а в разделе о путешествиях — сны о полётах,
восхождении на небеса или посещении подземного царства.

Но, пожалуй, самые важные гадания совершались по внутренностям жертвенных животных. Здесь
существовало два «направления»: гадание по печени (гепатоскопия) и почти по всем внутренностям
— дыхательным путям, лёгким, желчному пузырю, кишкам. Гадатель призывал богов «написать»
ответ на его вопрос на внутренностях жертвенного животного. Затем после соответствующих
ритуальных действий животное убивали и начинали изучать внутренности, тщательно отмечая
состояние органов. Всякого рода смещения, уменьшенные или увеличенные размеры органов,
изъяны и аномалии составляли основу для заключений о положительном или отрицательном ответе
на заданный вопрос. Система признаков была детально разработана, а их значение известно
специалистам. Сохранилось много глиняных моделей печени и других внутренних органов, на
которых обучали начинающих предсказателей.
Внимательно рассмотрев все знаки, учитывая значение каждого из них, гадатели подводили баланс и
давали общее заключение — какой ответ начертало божество. В сомнительных случаях гадание
приходилось повторять, иногда не один раз.

Найденные таблички с предзнаменованиями свидетельствуют о том, что к гаданию по печени овец
прибегал Саргон Аккадский (Шаррумкен), первый царь Аккадской династии (2637—2582 гг. до н.э.) и
Нарам-Син, сын Маништусу (2557—2520 гг. до н.э.). Вероятно, в Южной Вавилонии всегда было
достаточно прорицателей по внутренним органам.

По-видимому, самым показательным гаданием по печени является запрос, сделанный по повелению
ассирийского царя Асархаддона (VII в.до н. э.): «Шамаш, великий владыка, на то, о чём я тебя
спрашиваю, правдиво ответь мне.
Я спрашиваю тебя, Шамаш, великий владыка, что с этого дня, с третьего дня месяца айара, до
одиннадцатого дня месяца аба этого года пусть будет то Каштариту со своим войском, будь то войско
киммерийцев. будь то кой бы то ни было враг, этот город Кишассу они возьмут?».
Текст кончается описанием знаков, найденных в печени ягнёнка. Ни заключение гадателей, ни
судьба города Кишассу в указанные 100 дней, к сожалению, не известны. »
Также божеству Шамаш обращался с просьбой предсказательства Гильгамеш, о чем есть
свидетельства в литературном памятнике «Эпос о Гильгамеше».

Таким образом, можно сделать вывод, что гадательные практики были довольно распространены и
разнообразны в Древнем Шумере. Однако они очень редко упоминаются в письменных источниках,
дошедших до нас.

Re: Гадания в Древнем Шумере

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Пт май 05, 2017 9:23 pm

ТАЙНА ЖРЕЦА ТАХАНОРА

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры благодатный библейский край Сеннаар (нынешний южный Ирак) населяли самые разные племена — коренастые шумеры, стройные семиты, темнокожие дравиды. И было среди них странное, ни на кого не похожее племя хубов — «люди они желтолицые, бороду бреют, носят шальвары, подобно женщинам, и поклоняются неведомому богу Ханешу», как говорилось в одной из глиняных табличек, найденных при раскопках города Лагаша в 1878 году.

Ко времени возникновения в Шумере городов-государств хубы оказались почти истреблены — войны были тогда, к сожалению, слишком обычным делом. Последним пристанищем этого племени оказалась Гуэдинна, плодородная местность между Лагашем и Уммой, тоже ставшая «яблоком раздора» для правителей обоих городов.

Вскоре после того, как из расположенного неподалеку Ура ушел Авраам, поднявшись со всем своим родом, чтобы покинуть этот раздираемый войнами край (Быт.12:3-5), оба города, Лагаш и Умма, а вместе с ними и Гуэдинна попали под власть Месилима, царя Киша, и раздоры на какое-то время прекратились.

Тогда в Сеннааре еще не было профессионального (наследственного) жречества; потомственные жрецы имелись лишь у хубов. Хубы жили «монастырскими общинами», деревнями, центрами которых были храмы, и никогда не вели войн.

Шумерийцы считали хубов, не имевших ни царей, ни князей, чародеями и побаивались их. Однако они охотно пользовались услугами хубских жрецов, чтобы узнать будущее, составить гороскоп или прикинуть, каковы будут цены на пшеницу в будущем году. Жители Лагаша, к которому официально относилась Гуэдинна, часто прибегали к ним за советом. И вот к хубскому жрецу Таханору обратился лагашский князь Урнанше: «Хочу поднять народ против владычества Месилима. Будет ли мне удача?»

Хубы действительно поклонялись Ханешу, богу Космического Pазума; позднейшие исследователи отождествляли его то с орфическим Фанешем, то с ведийским Ганешей, но так и не пришли к окончательному выводу. Знаменитый немецкий исследователь Эрих фон Дэникен вообще считал хубов внеземной расой, потомками галактических пришельцев. Однако оракулом им служил другой бог, Сатара (Сатрана), во имя которого раскладывались особые гадательные символы.

Французы, в 1878 году открывшие богатейшие клинописные архивы Лагаша, долго не могли понять, зачем нужны таблички, на которых изображено только по одному знаку. Сначала они думали, что это пособие для школьников, изучающих грамоту. И лишь Алистер Кроули уже в ХХ веке выдвинул гипотезу, что эти знаки использовались для гадания. Позже эта гипотеза блестяще подтвердилась.

Но вернемся в древний Сеннаар. Жрец Таханор раскинул свои клинописные таблички и сообщил Урнанше, что он победит Месилима и станет царем Лагаша, но сохранить трон, а тем более передать его потомкам сможет, лишь если возьмет хубов под свое покровительство, то есть защитит Гуэдинну от набегов соседей.

Князь обещал, и войско двинулось в поход. Предсказание Таханора сбылось: война окончилась разгромом Месилима, а Урнанше стал царем свободного Лагаша. Таханор же стал его верховным жрецом. С него и началась династия лагашских ишакку (жрецов бога-покровителя Лагаша).

Читать еще:  До Пасхи остается две недели

Но Урнанше не удалось сдержать свое обещание: освободившись от власти Месилима, владыка соседней Уммы очень скоро захватил Гуэдинну, перебив большинство ее жителей, а остальных превратив в рабов. Освободить Гуэдинну удалось лишь сорок лет спустя внуку Урнанше Эаннатуму, когда спасать, в сущности, было уже некого. Тайное знание хубов сохранил один человек — старший сын жреца Таханора.

Потом было еще много войн, переворотов и взаимных предательств; династия Урнанше, как и предсказывал Таханор, погибла. В конце концов Лагаш победил, став крупнейшим и сильнейшим городом Шумера, но хубов как народа уже не было. Остались лишь потомки верховного жреца, чьи гадательные таблички и сохранились до нашего времени.

Подробнее о событиях той эпохи читатель может узнать из учебников истории или из замечательной книги С. Крамера «История начинается в Шумере» (М., «Наука», 1991); мы же обратимся к той системе гадания, которой пользовался последний из хубов, верховный жрец Таханор.

Из ста восьми гадательных табличек сохранилось (так, чтобы можно было разобрать знаки) менее половины. Причем некоторые знаки не поддаются однозначному истолкованию (что должны символизировать, например, три разных символа — «гир», «кур» и «саг», означающие «евнух»?). Поэтому нам при реконструкции этой системы пришлось ограничиться лишь теми знаками, толкование которых не вызывает сомнений.

В целом у нас, таким образом, остаются все те же сорок символов, из которых, однако, восемь являются так называемыми детерминативами: они не имеют самостоятельного значения, а лишь определяют, к какой категории понятий относится основной гадательный знак. Их можно уподобить «фигурным картам» из Младших Арканов Таро, где Вестник и Всадник, например, тоже не означают событий, а лишь указывают на лицо, определяющее исход событий или в них участвующее.

Хубские жрецы зажигали особый светильник (чашу с маслом) и раскладывали глиняные таблички на алтарном камне. Для нас, очевидно, достаточно будет зажечь свечу, освободить стол от всех посторонних предметов и разложить на нем гадательные карточки, вырезанные из дерева или картона, рисунками вниз. Затем, перемешав их как следует, нужно произнести молитву — в нашем случае молитва может быть любая, потому что хубские молитвы не сохранились, — и задать интересующий нас вопрос. Мешать символы и открывать их должен «жрец», то есть гадатель.

После этого следует открыть две-три карточки. Если среди них попадутся детерминативы, то на каждый детерминатив нужно открыть еще по одной карточке, кладя их рядом с детерминативом: Теперь можно приступать к интерпретации. Начинаем с детерминативов: они указывают, какие силы, видимые или невидимые, участвуют в решении заданного вопроса. Карточка, лежащая рядом с детерминативом, помогает конкретизировать характер такой силы и/или ее имя, если интерпретировать не смысл клинописного знака, а его звучание.

Тем же способом можно воспользоваться и в случае, если у нас не выпало ни одного детерминатива: по правилам шумерского письма, знак, начертанный последним, часто имеет не смысловое, а только звуковое значение.

Способы гадания

Онейромантика

Многие исследователи утверждают, что вещи, которые мы хотим или которые вызывают беспокойство, появляются в наших снах, как способ их решения или достижения.
Цель онейромантики — предсказывать будущее. Сны считаются предварительными, они показывают события, которые произойдут, и этого можно избежать.
Первобытные культуры верили, что сны были посланы богами в качестве предупреждений о грядущих событиях или для передачи знаний людям.
Греческий картограф и географ Артемидоро считается одним из величайших гадателей в истории. По его словам, символы являются основным ключом для интерпретации значения снов и классифицировал их таким образом:

  • истинные мечты;
  • оракулы;
  • ясновидение;
  • фантазии;
  • явление призраков;
  • мечты, которые предсказывают будущее;
  • мечты, которые связаны с настоящим.

Аэромантия

Это способ гадания, интерпретирующий атмосферные явления: ветер, дождь, молния, гром, туман, космологические события. Наиболее используемый метод — это наблюдение за облаками Формирование фигуры из облака, его плотности, направления движения или любой другой характеристики.
В последнее время эта техника предсказания была усовершенствована, и многие предсказатели используют ее в своих прорицаниях.

Предсказание судьбы через отражение

Это, пожалуй, самый старый метод гадания. Многие культуры практиковали это, используя отражение в воде. Египтяне помогали себе чернилами. В древней Месопотамии гадали с помощью чаш, наполненных маслом. Греки использовали отражения в зеркалах и металлических поверхностях. Ацтеки читали отражение обсидиана.
Из этой же практики пришла кристалломантия, где можно видеть и анализировать будущее в хрустальном шаре.

Кристалломантия или гадание на хрустальном шаре

Гадатели считают этот метод одним из самых главных. Используют его, чтобы раскрыть будущее, прочитать прошлое и понять настоящее.
Говорят, что его происхождение происходит от кельтских племен, которые были объединены друидами в Великобритании. Но также считается, что он берет свое начало в цивилизации майя.

Беррилий, по своей прозрачной природе, был одним из наиболее используемых материалов для его изготовления. В Шотландии его называли «Энергетический камень». В настоящее время используется горный хрусталь.
Техника чтения хрустального шара очень сложна. И нужна постоянная практика и длительное время для достижения даже минимальных результатов

Пиромантия

Этот метод основан на наблюдении за огнем, пламенем. Имеют значение цвет, звук, форма. Можно использовать свечу, костер, ритуальный огонь или любой другой источник.
Гадания имеет несколько вариантов, таких как сжигание предметов, сжигание растений, бросание соли на угли или предсказание будущего через дым, производимый пламенем. В зависимости от того, как применяется огонь или тепло, а также от используемых в процессе гадания вещей, к процессу применяются разные названия.

Метод гадания и методы интерпретации всегда выбираются индивидуально. При желании воспользоваться каким-либо из методов, стоит прислушаться к себе, своему сердцу своей вере.

Стоимость на основые предметы потребления

Многочисленные торговые и государственные архивы дают и обширные сведения о ценах на основные предметы потребления. 1 кур (около 180 л) ячменя или фиников стоил 1 сикль (8,42 г) серебра; 1 кур кунжутного зерна — 10 сиклей; 4 л мёда — 1 сикль (Сикль — вавилонская единица мер, используется по сей день называемый Шекель, у евреев); 1 талант (30 кг) соли — 1 сикль; 1 мина (505 г) шерсти — 1/2 сикля. Однако такое же количество импортной пурпурной шерсти стоило около 15 сиклей. Вол (кастрированный самец крупного рогатого скота) и корова стоили около 30 сиклей, а овца — 2 сикля; кувшин ячменного или финикового пива — менее 1 сикля, а виноградного вина, которое обычно было импортным, — до 8 сиклей. Лодку можно было купить за 1 мину (Мина — мера веса в Древней Греции и на Ближнем Востоке. В архаический период: 1 мина = 600 граммов) и выше, дом — за 2 — 5 Мин. Средняя арендная плата за дом в течение года составляла 12 сиклей. Обожжённые кирпичи в количестве 50—100 штук стоили 1 сикль. За такую же сумму серебра можно было купить 25 кг асфальта, которым пользовались как строительным раствором.

Металл, хотя и был исключительно импортным, ценился сравнительно дёшево. Так, 303 кг меди из Ионии было продано в Уруке за 3 мины 20 сиклей серебра; 18,5 кг олова — за 55,5 сикля; около 65,5 кг железа из Ливана — за 42 сикля. За 217,5 кг египетских квасцов были уплачены 1 мина 17 сикля, за 28 кг ляпис-лазури — 36 и 2/3 сикля серебра.

Безмятежная жизнь Ближнего Востока, особенно сельских местностей и небольших городков, оставалась неизменной на протяжении всей эпохи первых империй. Её не слишком затрагивали смены династий. Конечно, десятилетия войн пагубно отражались на хозяйственной жизни. Основа месопотамской цивилизации — ирригационная система, требовавшая неусыпного внимания и постоянных работ по поддержанию её в порядке, приходила в упадок. Земля, когда-то дававшая хорошие урожаи, засолялась или истощалась и становилась непригодной для посевов.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

ДРЕВНЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕКСТЫ

Плодородная долина Евфрата в Передней Азии (так же как и долина реки Нил в Северо- Западной Африке) — один из древнейших очагов человеческой цивилизации.

Здесь, в Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамии, как назвал эти земли греческий историк Геродот, посетивший их в середине V века до нашей эры), на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались первые рабовладельческие города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н. э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства.


Глиняная табличка с текстом о лечении
расстройства желудка. VII век до н. э.
Найдена в Ниневии. Лондон.
Британский музей.

Медицинские тексты древней Месопотамии записывались концом остро заточенной палочки на влажных глиняных табличках, которые потом обжигались и таким образом сохранялись в течение тысячелетий.

Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — клинописная табличка, найденная в 1889 году археологической экспедицией Пенсильванского университета на территории Ирака при раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 километрах от современного Багдада).

Табличка датируется концом III тысячелетия до н. э. и является древнейшей «фармакопеей» в истории человечества. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов.

Врачеватели древнего Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и другие.

В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (то есть средства минерального происхождения), а также части животных шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей, молоко и другие.

Текст таблички предельно лаконичен. В нем нет ни единого слова о богах или демонах (о которых повествуют более поздние тексты), он не содержит заклинаний и заговоров (которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода).

Большинство клинописных медицинских текстов составлено во II—I тысячелетиях до н. э. Значительная их часть обнаружена при раскопках столицы Ассирийского царства Ниневии во дворце правителя Ашшурбанапала (VII век до н. э.), по велению которого из всех подвластных ему территорий собирались тексты в царское хранилище рукописей. Некоторые из них посвящены описанию болезней и методам их лечения.

Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела и таким образом составляли своего рода «учебник», весьма ценный для врачевателей.

Месопотамские медицинские тексты широко распространились во всей Передней Азии и переписывались почти без изменений до начала нашей эры.

МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ

По представлениям древних вавилонян, которые восприняли пантеон шумерских богов (так же как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов) во главе мира стояла верховная триада: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии Эа.


Амулет с изображением демона лихорадки
Ламашту. В центре амулета больной,
которого врачует «асу» в одеждах бога Эа.
Над ними семь добрых демонов, которые
призваны способствовать
выздоровлению больного.

По преданию, Эа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому он почитался также как бог мудрости и покровитель врачебного искусства.

Читать еще:  Парламент Карелии отказался называть остров в честь Алексия II

Тайну знания воды он передал врачевателям «асу» («знающим воду»), которых изображали в одежде, напоминающей рыбью чешую.

Помимо верховной триады богов, существовала вторая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, известно, что правитель Митанни — Душратта (XIV век до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Покровительницей врачевания считалась богиня Гула («Великая»). Ее называли также «Великая врачевательница», или «Оживляющая мертвых Гула».

Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает мертвых к жизни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Покровителями врачевания считались также Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины.

Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя Гудеа из города Лагаш, который жил в XXII веке до н. э.

Помимо богов, фантастический мир жителей Древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи.

Считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту распространяет детскую лихорадку.

Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва; она стояла на коленях или во весь рост и кормила грудью свиней.

Когда же ребенок заболевал лихорадкой, полагали, что Ламашту напоила его своим «нечистым» молоком.

«Защита» от такого «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением.

Однако не следует думать, что у народов древней Месопотамии болезни связывались только со злыми духами. Они объяснялись также нарушением принятых в общине обрядовых, правовых и моральных предписаний, нездоровой пищей, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.


Рельеф из царского дворца в Калахе (Ассирия). Позади царя изображен
крылатый гений, который защищает его от болезней. Лондон. Британский музей.

БОЛЬНОЙ, ВРАЧЕВАТЕЛЬ, ЗАКОН

В 1901 году французская археологическая экспедиция под руководством Ж. де-Моргана обнаружила при раскопках древнего города Сузы (на территории современного Ирана) большой базальтовый столб высотой 2,25 метра, на котором высечены Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи (XVIII век до н. э.).

В верхней части стелы изображены две фигуры: сидящий бог Солнца, справедливости и оракулов Шамаш и стоящий перед ним в почтительной позе царь Хаммурапи, которому бог вручает атрибуты царской власти.

Вся остальная поверхность столба покрыта тщательно выполненным убористым текстом, который включает пролог, 282 параграфа Законов и эпилог.

Некоторые их положения отражают правовые аспекты деятельности врачевателей в тот период истории Месопотамии. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение.

«212. Если врачеватель срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить врачевателю пять сиклей серебра.

212. Если (это) сын мушкенума (человека, состоящего на царской службе), (то) он должен заплатить три сикля серебра.

223. Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить врачевателю два сикля серебра».

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (около 8,4 грамма) можно было купить 300 литров зерна.

По нормам потребления того периода мужчине требовалось в год: около 550 литров зерна (ячменя) из расчета 1,5 литра в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения); 2,5-3 литра растительного масла в месяц на умащения и 1,5 килограмма шерсти в год на платье.

Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.


Рельеф на стене ритуального бассейна с изображением «асу» — жрецов Эа — бога мудрости, водной стихии и покровителя врачевания Ашшур. VIII—VII века до н. э. Берлин. Государственные музеи (Переднеазиатский музей).

При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата за лечение связана с большим риском врачебной профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: «око за око», «зуб за зуб»).

В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

«218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку» (перевод В. А. Якобсона).

При благоприятном исходе того же вмешательства врачеватель получал самое высокое вознаграждение — десять сиклей серебра.

Таким образом, Законы Хаммурапи свидетельствуют, с одной стороны, о серьезной подготовке и высокой ответственности врачевателя перед больным, а с другой — отражают закономерности развития раннеклассового общества и свидетельствуют о формировании классового подхода к оценке деятельности врачевателя.

ПИСЬМА ВРАЧЕВАТЕЛЯ МУКАЛЛИМА

Письма в древней Месопотамии составлялись на глиняных табличках и запечатывались в глиняные конверты. Многие из них сохранились до наших дней. Среди них письма Мукаллима, жившего в XIV веке до н. э. и врачевавшего при храме близ Ниппура.

Периодически он сообщал правителю города об успешном лечении больных, которых оставляли на время болезни при храме. Это наводит на мысль о существовании в древней Месопотамии храмовых «больниц», где лечили знатных особ (Мукаллим сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов.

«Два твоих взрослых раба, — пишет Мукаллим главному администратору храма, — которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла (для втирания), дабы дать им поправиться».

Обращает внимание тот важный факт, что во всех письмах Мукаллима и его аптекаря нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях (И. М. Дьяконов).

Клинописные тексты древней Месопотамии рассказывают также о врачебной специализации, об искусстве врачевателей и искусстве заклинаний, о положении врачевателя при дворе, о гигиенических традициях и врачебной этике народов древней Передней Азии, создавших первые цивилизации на планете.


Колоссальная статуя человекоголового крылатого быка, охранявшего от врагов, злых духов и болезней вход во дворец ассирийского царя Саргона II. VIII век до н. э.

По материалам журнала «Здоровье» 02.1989 г.

ЭХО ИСТОРИИ

  • Популярная медицинская энциклопедия
  • Энциклопедия домашнего хозяйства
  • Полная энциклопедия женских рукоделий
  • Кройка и пошив дома
  • Устранение дефектов одежды
  • Архив журнала «Здоровье»
  • Архив журнала «Твоё здоровье»
  • Целебные свойства пищевых растений
  • Цветущая косметика
  • Косметика, возраст и время года
  • Уход за кожей лица
  • Справочник по лечебному питанию
  • Фитоэргономика
  • Зеленая аптека Кузбасса
  • Лекарственные растения
  • Приятного аппетита
  • Блюда из крупы бобовых и макарон
  • Блюда из овощей и фруктов
  • Паштеты и бутерброды
  • Кулинария
  • Приложение к журналу «Крестьянка»
  • Приложение к журналу «Работница»
  • Домоводство
  • Сад, цветы
  • Библия Новый завет Псалтирь
  • Орфографический словарь русского языка
  • Короткие советы о здоровье:
  • Если вы начали полнеть
  • Курение неблаготворно влияет на зрение
  • Можно ли заставить себя спать
  • Обязательно мойте фрукты
  • Почему опасна неподвижность
  • Продолжительность сна
  • Чем болеют курильщики
  • Что такое клептомания?
  • О другом:
  • Юбки — основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов
    Прямая юбка с шестью вытачками
    Юбка двухшовная
  • Технология пошива
  • Отделки к одежде и белью
  • Как погладить брюки:Брюки из шерстяной ткани
    Брюки из хлопчатобумажной ткани
  • Как отбелить белье:При помощи химических средств
  • Фраза дня
  • Маленькие
    секреты
  • Детское питание
  • О продуктах и культуре потребления Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?
    Ткани тела человека, скажем массой 70 кг состоят из.

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения

По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе «Контактная информация». Спасибо.

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker — Duplicate Content Detection Software

Предварительный просмотр:

по МХК для 10 класса

(к документальному фильму «Художественная культура Месопотамии»)

  1. «Месопотамия» в переводе с греческого языка дословно обозначает «Двуречье» или «Междуречье». Между какими двумя реками располагалась её территория?
  1. Какие три древние цивилизации, сменяя друг друга, сформировали историю и культуру Месопотамии? Шумер
  1. Какие изобретения пришли к нам из Древней Месопотамии? Колесо, гончарный круг, керамика, бронзовый сплав, цветное стекло, календарь, письменность, книга, судостроительство, строение ступенчатой пирамиды, башни.
  2. Где по мнению Шумеров была сосредоточена человеческая мудрость?
  1. Основы каких естественных и точных наук были заложены в Древней Месопотамии?

Математика, астрономия, астрология

  1. Какое название носит изобретённая в Месопотамии письменность? И почему она так называется? Клинопись

Слово произошло от названия маленькой деревянной палочки, срезанной наискосок,

которой писали — клинок

  1. По мнению жителей Месопотамии как, из чего и для чего был создан человек?

Из глины и крови Бога.

Для того, чтобы трудиться, работать и соблюдать все божьи законы и правила

  1. Чем представлялась для них смерть?
  2. Злом, незаслуженным наказанием
  3. Как называется самый знаменитый шумерский эпос — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью , одно из величайших произведений литературы Древнего Востока .?

« Эпос о Гильгамеше »

  1. Вспомните сюжет этого произведения. Что искал, но так и не нашёл главный герой?
  1. Что такое «зиккурат»? — многоступенчатое культовое сооружение, типичное для архитектуры Древней Месопотамии
  2. В Древней Месопотамии был сформирован единый пантеон богов, во главе которого стояли три основных божества. Покровителями каких стихий они были?

  1. Как звали главную шумерскую богиню любви и войны? Иштар
  2. В III тыс. до н.э. в искусстве Месопотамии существовала техника, в которой использовались кусочки ракушек, слоновая кость и цветные камни. Как она называется?
  1. Ни одно произведение этого вида искусства не дошло до наших дней, но люди, занимающиеся им, особо почитались в Древней Месопотамии. По рангу они шли сразу после Бога и Царя. Кто эти люди? Музыканты
  2. Его строили как «небесный город на земле», попасть в который можно было через девять ворот. Он был важным экономическим, политическим и культурным центром Древнего мира , одним из крупнейших городов в истории человечества, «первым мегаполисом». Его название Вавилон , что в переводе с древнегреческого языка — «ВРАТА БОГОВ». Он становится столицей нового государства Месопотамии.
  3. Свод законов Древней Месопотамии начинается словами «Чтобы сильный не обижал слабого…». Его создал шестой царь Вавилона, именем которого и был назван документ «Кодекс Хаммурапи »
  4. С Вавилоном соседствовала Ассирия. Это государство называли «Логовом льва», а

его столицу – «Городом крови». Единственным промыслом Ассирийцев была война. Они завоевали и разрушили Вавилон. Однако, в историю культуры имя ассирийского царя входит как создателя первой в мире библиотеки .

  1. Какое архитектурное сооружение Месопотамии вошло в Библию и почему оно не было достроено? Вавилонская башня

Согласно легенде, жители Вавилона решили построить башню к самым небесам, чтобы иметь к Богу свободный доступ, но ему это не понравилось и он смешал языки, на которых говорили строители так, что никто не смог друг друга понять. Из-за отсутствия понимания работу продолжить было невозможно .

Читать еще:  Уральские монахи исполнят гражданский долг

20.В V в. до н.э. история месопотамской цивилизации подходит к концу. Не имея достаточных сил для сопротивления, правящая элита Вавилона практически уступила власть молодой империи. Кто завоевал земли Месопотамии, впитав в свою цивилизацию все достижения шумеро-ассиро-вавилонской культуры?

Асу и Ашипу

К середине II тысячелетия до н.э. в древнем Междуречье сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. Asutu — искусство врачевателей), представители которого назывались асу (аккад. asu — знающий воду) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей), чьи адепты звались ашипу (аккад. asipu — заклинающий).
Обе “школы” сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

  • 1.Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: “…он приблизился к замужней женщине” или “…он приблизился к жрице своего бога, в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить”.
  • 2.Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
  • 3.Связанные с религиозными верованиями (“рука бога”, “дуновение злого духа”, “объятия Ламашту” и т. п.).

Считалось, например, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва.

“Защита” от такого “колдовства” была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам “Избавить от чар…”, “Головная боль”, “Болезни горла”, “Избавить от злых духов с помощью мучной воды…” и т.п.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: “рукой” конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки.
В то же время нигде — ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: “он умрет”, “он не выздоровеет” и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже: “он будет жить”, “он вылечится”, “его болезнь уйдет”, “он поправится и будет жить”. Если прогноз был безнадежен,, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания.
У ашипу даже были предостережения от лечения: “Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему”. Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: “он выздоровеет”, “его нужно лечить,”. Прогноз “он умрет” в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: “Если человек так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз… этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет”.

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он “не протягивал своей руки” (впоследствии это выражение появилось в “Гиппократовом сборнике”).

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: “остановить лихорадку и жар”, “отвести отеки”, “заставить болезнь уйти”, “успокоить выступающие сосуды рук и ног” и т.п.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы, коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи, листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, – кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д.

Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными нам знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20).
Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием “Когда в дом больного [заклинатель идет]”.
Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется “психотерапией”, однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности — лекарственное лечение.
Так, в одной из табличек говорится: “Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств… к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше.”

Понятно, что пять лекарственных средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать благоприятного действия.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или “преследовавших” его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т.п.).
Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта и всегда сопровождал свои действия обращением к богам (как правило, Мардуку и На-бу) и добрым духам.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: “…25 лекарств, чтобы освободить от колдовства” или: “растолки траву шалфей (?) и смешай ее с маслом, трижды скажи заклинание и положи на зуб”.

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба.

Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: “такова воля богов” или “болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства” и т.п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н.э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. И во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств, нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях.

Из писем Мукаллима понятно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни. Следовательно, в древней Месопотамии при храмах были помещения для больных (“лечебницы”), где лечили знатных особ (Мукаллим например сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов:
“Два твоих взрослых раба,— пишет Мукаллим главному администратору храма,— которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову, пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла [для втирания], дабы дать им поправиться.”

Это письмо, так же как и Законы Хаммурапи, свидетельствует о том, что в ряде случаев рабов в древней Месопотамии лечили.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке. Родовспоможением занимались женщины.
Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Вавилонское царство

На месте Шумерского и Аккадского государства в начале 2 тысячелетия до нашей эры возникла новая великая держава – Вавилония. Столицей царства был избран город Вавилон, по которому оно впоследствии получило свое название.Во времена расцвета шумерской цивилизации Древний Вавилон был относительно небольшим городом. Но постепенно он рос и богател, благодаря своему выгодному расположению в центре речной долины, на пересечении торговых путей.

Под властью Вавилона объединилось множество городов Междуречья, образовав Вавилонское царство. Наибольшего могущества Вавилония достигла во времена правления царя Хаммурапи. Он прославился как выдающийся правитель благодаря многочисленным военным походам. Царь Хаммурапи завоевал Урук, Ашшур, Мари, Ларсу, Иссин и другие города-государства. В конце концов, под его властью оказалась практически вся Месопотамия.


Источник


Источник

Царь Вавилонии Хаммурапи создал первую в истории систему законов, которые действовали на территориях всего Междуречья. Свод законов состоял из 282 статей и регулировал все стороны жизни вавилонского населения. Законы царя Хаммурапи определяли:

  • личные и имущественные права жрецов;
  • обязанности чиновников;
  • различные виды наказания для разных категорий населения за всевозможные преступления и провинности;
  • размеры налогов;
  • правила вступления в брак и основания для развода;
  • правила ведения торговли, аренды полей, садов, домов и прочего имущества;
  • порядок приобретения рабов.

Запоминаем новые слова!

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые в пользу государства с населения.

Аренда – это временное пользование землей, помещением или какой-либо вещью за определенную плату.

Законы Хаммурапи сохранились и до сегодняшних дней, так как были высечены на черном каменном столбе. С их помощью ученые смогли установить, какие проживали люди в Древнем Вавилоне, и чем они занимались. Вместе с законами историки нашли на камне послание, в котором говорилось, что за нарушение всех перечисленных правил, людей ждет голод, страшные болезни и смерть.

После смерти Хаммурапи его царство распалось.

Словарь

1. Цивилизация – самодостаточное сообщество стран и народов, существующее в пределах исторического времени. Каждая цивилизация уникальна, отличается от всех других цивилизаций традициями, особенностями среды обитания, особенностями народов, представляющих данную цивилизацию.

2. Комета – это небольшое небесное тело, состоящее изо льда, камня и металла, вокруг которого часто образуется хвост из газа и пыли.

3. Тюрбан – это мужской головной убор, представляющий собой ткань, обмотанную вокруг головы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector