0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БРЕСТСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ СОБОР

Содержание

БРЕСТСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ СОБОР

Брестский Никольский гарнизонный собор

Брестский гарнизонный собор во имя святителя Николая Чудотворца Брестской епархии

Находится в центральной возвышенной части Брестской крепости.

Воинский собор в синодальный период

Когда-то на этом месте стоял костел августинцев, один из древнейших в средневековом Бресте. Собор во имя святителя Николая Чудотворца был создан как гарнизонный храм на территории строящейся крепости города. Он был заложен в 1851 году, когда в городе не было ни одного действующего православного храма, и военские чины должны были довольствоваться временным церковным помещением в здании бывшего римо-католического базилианского монастыря. Средства на него собрали офицеры гарнизона и духовенство. Храм вчерне окончили уже к концу 1850-х годов, но пятиглавая церковь из-за своей высоты оказалась не соответствующей стратегическим целям крепости, а потому в середине шестидесятых годов ее разобрали, и в 1872 году вторично перестроили. Однако, и эту церковь пришлось были разобрать, так как она, вследствие несоразмерной тяжести сводов, дала трещины во многих местах.

Наконец в июле месяце 1874 года был начат, а в 1876 году благополучно окончен третий крепостной собор. План собора был составлен академиком Российской академии художеств архитектором-профессором Д.И. Гриммом, а строителем его был военный инженер капитан Л.М. Иванов. Храм был сооружен на отпущенные военно-инженерным ведомством суммы, в количестве 139,976 руб. 59½ коп., из которых 48,000 руб. уплачено Петербургскому Обществу взаимного вспомоществования русских художников за внутреннюю отделку и живописные работы. Величественный храм-базилика имел только один престол. Купол храма венчал Георгиевский крест. Считается, что отапливался храм с помощью каминов как дворцы или бани. Собор был обнесен каменной стеной, среди роскошного сквера. 21 августа 1877 года он был торжественно освящен, в присутствии всего крепостного гарнизона, епископом Брестским Ианнуарием.

Со времени освящения до 12 июня 1890 года собор состоял в ведомстве Литовской епархии, но затем, по Высочайшему повелению, был перечислен в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства. В 1906 году храм был расписан в романском стиле, наименован «Николаевским гарнизонным собором» и стал главным воинским храмом Западного приграничного округа. Храм посещали все императоры от Александра I до страстотерпца Николая II.

В предреволюционный период собор был вполне обеспечен ризницей и утварью, при нём действовали две школы, была приписана церковь Александра Невского при крепостном госпитале. По штату при соборе были положены настоятель — протоиерей, два священника, диакон и псаломщик. Среди икон собора примечательной был образ святителя Митрофана Воронежского, доставленный 3 июня 1840 года инженер-майором М. Г. Евреиновым, по повелению императора Николая I, в память перевезения водою из Бобруйска в Брест-Литовск первых артиллерийских снарядов.

Бури XX века

Первая мировая война обрушила на собор и первые снаряды. В 1915 году вглубь России были эвакуированы колокола. После занятия Бреста Польшей в 1919 году, и официального включения этого края в состав Польши по Рижскому мирному договору 18 марта 1921 года, храм оказался в руках у римо-католиков. В 1922-1930 годах его перестроили до неузнаваемости и превратили в римо-католический гарнизонный костёл святого Казимира по проекту польского архитектора Ю. Лисецкого. Фасад храма стал напоминать вид костёла августинцев, некогда существовавшего на территории старого Бреста.

С приходом красной армии в 1939 году и включением Бреста в СССР собор был вновь переоборудован под гарнизонный клуб. На кануне вторжения немцких войск он использовался как клуб 84-го стрелкового полка. В ходе боёв 1941 года здание стало важным пунктом обороны, так как расположено на самом высоком месте острова, откуда хорошо просматривается вся территория крепости. Утром 22 июня 1941 года немецкий штурмовой отряд прорвался через Тереспольские ворота на территорию цитадели. Здание нираз переходило из рук в руки и стало одним из последних очагов сопротивления советский войск в цитадели. Весь храм был изуродован пулями, осколками гранат, снарядов и бомб, но всё-таки устоял.

В 1960-е годы была произведена консервация здания в ходе строительства мемориала «Брестская крепость-герой» и в таком виде оно простояло до 1990-х годов.

Брестский Никольский гарнизонный собор. Фото ок. 1990-х гг.

Восстановление

В 1994 году собор был возвращен Православной Церкви в удручающем состоянии, начались работы по его реставрации. Процесс восстановления был сложен и требовал больших затрат, реконструкция велась за счет пожертвований прихожан, при содействии областных и городских властей, силовых структур. С осени 1995 года в Никольском гарнизонном соборе стали совершаться Богослужения, в зимний период — в нижнем храме. Первая Божественная литургия была совершена в 1996 году. 22 мая 1999 года над востановленным куполом храма был воздвигнут и освящен новый крест. 18 июня 2001 года на звоннице был поднят бронзовый колокол весом 1 тонну: один из крупнейших колоколов отлитых за последние 100 лет в Белоруссии.

24 июня 2001 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II, еще в 1995 году отслуживший в соборе заупокойную службу, освятил верхний престол храма. В декабре 2003 года в дар для звонницы были переданы 7 колоколов от правительства Украины с надписью на больших колоколах: «В память защитников Отечества. Леонид Кучма«. В 2004 году храм украсило семиярусное паникадило с двенадцатью иконами и сто четырьмя свечами. Восстановительные работы, нацеленные на воспроизведение исторического убранства собора, продолжались и впоследствии.

Брестская крепость: история и современность

Крепость стоит на четырёх холмах, они появились между реками, одна из которых носит название «Мухавец», а другая «Западный Буг».


В качестве центра обороны использовалась Цитадель, где располагались военные постройки в два этажа, огороженные плотными и широкими стенами. Она имела соединение с другими частями крепости, благодаря мостам и воротам: Брестским, Холмским, Тереспольским и Бригидским.

Краткие исторические сведения

Исторические тяготы Брестской крепости начались в 13 тысячелетии, когда на острове, вокруг которого сливались две реки, была отстроена сторожевая башня. Она должна была использоваться для обороны ближайшего города Бреста, который ранее имел название «Берестье».

Однако, возведение большого строения пришлось на начало XIX века, после чего в 1842 году крепость вступила на путь защиты страны.

Строительные работы по укреплению стен прекратились лишь в 1914 году. В начале Первой мировой войны РФ отдала эту территорию Германии, которая в 1918-м вновь отдала её Польше.

В состав СССР крепость вошла в начале 1939 года. Именно её бастион взял на себя первый удар фашистов, который был нанесен 22 июня 1941 года.

Сил не хватало, поскольку немецких солдат было вдове больше. Они собирались отвоевать крепость уже к полудню, ведь численность советских солдат была равна лишь девяти тысячам, большая часть которых сразу же погибли.

Затем была разрушена вся имеющаяся бронетехника, уничтожены склады с продовольствием и система водопровода. Однако, солдаты Красной армии отвечали отпором, объединившись в небольшие группы. По прошествии некоторого времени строение было заблокировано со всех сторон, но солдаты не сдавались и оказывали сопротивление врагу.

Именно так были сломаны все планы на «быструю победу», поскольку много сил ушло на взятие одной лишь крепости, а впереди оставалась целая страна. Защитники прятались в подвальных помещениях Брестской крепости, выживая без пищи и воды и защищая гражданское население.

По прошествии времени, отчаявшиеся солдаты попросили женщин и детей покинуть крепость, чтобы те не погибли от голода. Их сразу же взяли в плен.

Истощённые солдаты до последнего держали оборону, погибая от голода и обстрелов. Они изумили правительство Германии своей стойкостью перед лицом смерти. К концу лета Брестская крепость всё же была отвоёвана захватчиками.

Гарнизонная церковь в Брестской крепости: история, фото

Гарнизонный Свято-Николаевский храм (гарнизонная церковь, гарнизонный собор) расположен в центральной части Брестской крепости. Построен в 1851–1876 годах по проекту академика российской академии художеств архитектора Давида Ивановича Гримма.

Гарнизонный собор в Брестской крепости. Весна 2012

Праздник Бородинского полка. Император Александр III в Брестской крепости. 1886 год

Гарнизонный собор в Брестской крепости. Прошлое-настоящее. Автор: Виктор Байковский

В польский период (1921—1939) церковь стала костелом и изменила свой вид

Немцы возле гарнизонного храма. Лето 1941

Гарнизонный храм в Брестской крепости после боев

Руины гарнизонного храма в послевоенный период

С осени 1995 года в Свято-Николаевском гарнизонном соборе стали совершаться Богослужения. В зимний период они совершались в нижнем храме.
В 1995 году Свято-Николаевский гарнизонный собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй, здесь же он совершил заупокойную службу.
22 мая 1999 года над восстановленным куполом храма был воздвигнут и освящен новый крест.

Гарнизонный храм. Август 2000. Фото И. Романовского

Фото Александра Шульгача, «Брестский вестник».

Фото: Александр Шульгач, «Брестский вестник».

Гарнизонная церковь в Брестской крепости сегодня

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

По этой же теме:

  • Личность в истории: Валерий Владимирович Губаренко
  • Брест: Зачем энтузиасты покупают части Брестской крепости (видео)
  • Подземные ходы Брестской крепости (5 форт) откроют для туристов

6 комментариев к “Гарнизонная церковь в Брестской крепости: история, фото”

  1. 1. Наталья :
    Май 12th, 2013 at 17:08

Уважаемый автор статьи, надеюсь, вы видете, что православный храм и польский костел в Вашей статье совершенно разные здания. Хочется чтобы реальность не превращалась в фантастику, все Ваши читатели будут благодарны, ели Вы внесете исправления в Ваши тексты.

Уважаемый автор статьи, прошу простить за поспешный вывод, сбила с толку фотография 2000 года в процессе реставрации. На самом деле, на редкость радикальная перестройка под костел. Спасибо за отличную подборку фотографий. Полагаю, что связи России и Белоруссии очень слабы, та как книги о церковной истории и зодчестве до россиян не доходят, а многие интернет-публикации не вызывают доверия. Еще раз благодарю за Ваш сайт.

Наталья, когда я первый раз увидел костел в крепости (на старых фото), то также не поверил, что это бывшая церковь (армейский клуб). Но это так.

Кстати, ранее на месте строения гарнизонного собора находился костел августинцев, считавшийся одним из самых древних в Бресте.

а новые купола 2013 года россияне подарили.

Исправьте дату в заголовке «Гитлер и Муссолини в гарнизонном соборе Брестской крепости. 26 апреля 1941 года». 26 АВГУСТА, а не 26 апреля, когда Брест был советским.

Юрий, спасибо. Да, конечно же август.

Комментарии

Уже зарегистрированы? Нажмите войти. Если что-то не получается — Руководство по регистрации.

Святейший Патриарх Кирилл почтил память павших в Брестской крепости

В ночь на 22 июня 2015 года, в 74-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».

В Никольском храме, историческом Николаевском гарнизонном соборе на территории крепости, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию в память о защитниках Брестской крепости и всех павших в Великой Отечественной войне.

Его Святейшеству сослужили: Патриарший экзарх всей Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел и собор иерархов Белорусской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, духовенство Белорусского экзархата, священники из России и Украины.

В храме молились сестры действующего при храме сестричества во имя блаженной Валентины Минской, военнослужащие 38 десантной бригады Вооруженных сил Республики Беларусь, члены братства святителя Спиридона Тримифунтского и молодежных организаций Белорусского экзархата.

По окончании литии на площади Церемониалов в Брестской крепости состоялся митинг-реквием. Телеканал «Союз» осуществлял прямую трансляцию мероприятий из храма и с площади.

В числе почетных гостей на митинге присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Брестского областного исполнительного комитета А.В. Лис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь А.А. Суриков, ветераны Великой Отечественной войны.

После музыкально-театрализованного представления, посвященного подвигу защитников крепости, Святейший Патриарх Кирилл и председатель Брестского облисполкома А.В. Лис приняли участие в церемонии возложения венков к мемориалу героев Брестской крепости, а затем обратились со словами к участникам митинга.

Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Братья и сестры! Именно так я сейчас обращаюсь к вам.

Перед мысленным взором стоит страшная картина: гарнизон, окруженный превосходящим во много крат противником, вступает в смертный бой. Наверное, среди защитников крепости не было в тот момент ни одного, кто бы не понимал: невозможно выдержать натиск врага, во много крат превосходящего числом, и остаться в живых. И что же сделали эти люди? Они не устремились в бегство. Они не стали выяснять, кто из них старший, кто младший, кому спасаться, кому оставаться. Они не стали вырывать друг у друга кружку воды, которая могла бы спасти кому-то жизнь. Они вместе, как один, приняли на себя этот удар. Они были братьями и сестрами.

Это приводит к мысли о том, что есть в мире, есть в нашей жизни нечто, что способно соединять людей больше, чем родная кровь. Из опыта мы знаем, что родная кровь не является гарантией братских отношений, и с великой скорбью люди порой свидетельствуют о том, что иссякла любовь и разрушилась семья. Но в тот момент, когда бойцы в Брестской крепости плечом к плечу встали на защиту Родины, ни у кого не было сомнений. Там было подлинное братство, разорвать которое не могла даже смерть.

Вот и в нашей жизни должно быть нечто, что связывает нас еще прочней, чем родная кровь. Мы все с вами одна семья. И не только потому, что в нас течет кровь, восходящая к нашим предкам, но и потому что мы прожили одну историю, разделив и радости, и скорби. И как поделить эту историю? Как разделить Брестскую крепость, на какие секторы, где в соответствии с национальными предпочтениями осуществлялись бы те или иные церемонии? Есть вещи неделимые, как в идеале неделима человеческая семья.

Героическая защита Брестской крепости являет нам символ единства, символ способности совместно преодолевать смертельную опасность и побеждать. Защитники Брестской крепости победили врага, и именно поэтому мы здесь сегодня стоим. Конечно, мы испытываем боль за всех тех людей, в основном молодых, которые погибли в первые дни войны. Но одновременно с какой гордостью, с каким чувством трепета мысленно склоняешь главу перед этим подвигом, сознавая его значение для самого себя, для каждого современного человека, будь то белорус, россиянин или украинец, — для каждого, кто является наследником великого прошлого!

Я от всего сердца желаю мира и процветания всему нашему народу, вне зависимости от национальностей. Народу, который вышел из единой купели Крещения. Сегодня мы живем в разных государствах, суверенитет которых признается и уважается всеми. Но народ с его судьбой, с его историческим путем — это наш народ, и за него проливали кровь герои Брестской крепости.

Дай Бог мира и процветания нашему народу. Дай Бог процветания Бресту, белорусской земле, земле российской, земле украинской и многим-многим людям, которые по духу — наши братья и сестры. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

В память о своем пребывании на этом святом месте 22 июня в 4 часа утра, я бы хотел передать для Брестской крепости изображение Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Какое замечательное название: Радость для всех скорбящих! А скорбь, как и радость, — часть человеческой жизни. Так пусть предстательством Божией Матери, силой Божией наши скорби претворяются в радость. Храни вас всех Господь».

После осмотра мемориального комплекса Брестской крепости Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие лица отбыли в Москву. В аэропорту Тельмы г. Бреста Святейшего Владыку провожали митрополит Минский и Заславский Павел и иерархи Белорусской Православной Церкви, Л.П. Гуляко, А.В. Лис. Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил руководство Республики Беларусь, Брестской области и епископат Белорусского экзархата за организацию Первосвятительского визита.

Сооружение крепости началось в 1833 году по проекту военного топографа и инженера Карла Оппермана. Основные строительные работы были завершены к апрелю 1842 года.

С началом Первой мировой войны крепость усиленно готовилась к обороне, но в ночь на 13 августа 1915 года в ходе общего отступления была оставлена и частично взорвана русскими войсками. 3 марта 1918 года в Цитадели, в так называемом Белом дворце (бывшая церковь униатского монастыря базилиан) был подписан Брестский мир. Крепость находилась в руках немцев до конца 1918 года, а затем под контролем поляков. В межвоенный период использовалась как казарма, военный склад и политическая тюрьма.

На следующий день после начала Второй мировой войны, 2 сентября 1939 года, Брестская крепость впервые подверглась бомбежке со стороны немцев. Начальником гарнизона 11 сентября был назначен отставной генерал Константин Плисовский, в распоряжении которого находилось не более 2500 человек. Немецкие части имели превосходство над защитниками крепости в пехоте в 2 раза, в танках — в 4 раза, в артиллерии — в 6 раз. При этом с 14 сентября защитники крепости, потеряв до 40% состава, отбили 7 немецких атак. В ночь на 17 сентября раненый Плисовский отдал приказ покинуть крепость и перейти через Буг на юг.

22 сентября 1939 года крепость была передана Красной Армии. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировался ряд воинских подразделений численностью около 9 тысяч человек, не считая членов семей военнослужащих (300 семей).

По плану немецкого командования, крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны. 22 июня в 4.15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4.45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов.

К вечеру 24 июня оборона крепости сосредоточилась в Кобринском укреплении и Цитадели. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причем применялись огнеметы. 26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле Трехарочных ворот, 29 июня — Восточный форт. Организованная оборона крепости на этом закончилась — оставались лишь изолированные группы и одиночные бойцы.

Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.

Потери вермахта у Брестской крепости составили 1121 человек убитыми и ранеными, что составляет 5% от общих потерь гитлеровской армии на всем советско-германском фронте за первую неделю войны. Потери Красной Армии составили от 5000 до 6000 солдат попавшими в плен, около 2000 убитыми.

Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку Сергею Смирнову, а также поддержавшему его инициативу поэту Константину Симонову.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание «крепость-герой». С 1971 года она является мемориальным комплексом. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Кибальникова. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек.

Николаевский гарнизонный собор города Бреста

Собор находится на территории мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Строительство храма было завершено в 1879 году. Автором проекта был академик Российской академии художеств архитектор Давид Гримм. Строение было возведено в византийском стиле. Храм посещали российские императоры Александр II, Александр III, Николай II.

В 1939 году, когда Брест вошел в состав СССР, собор стал использоваться как гарнизонный клуб. В ходе боев в июне 1941 года здание стало главным пунктом обороны Брестской крепости. Во время Второй мировой войны собор значительно пострадал от снарядов, но выстоял.

В 1994 году власти вернули храм Брестской епархии Белорусского Экзархата, и началась его масштабная реставрация. 22 июня этого года в нижнем храме собора было совершено первое за послевоенный период богослужение.

С первого дня возрождения храма его настоятелем являлся протоиерей Игорь Умец, впоследствии руководитель отдела Брестской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами. Благодаря стараниям отца Игоря, в том числе его изысканиям в архивах военного ведомства Санкт-Петербурга, внешний вид Николаевской церкви приблизился к изначальному и приобрел ту величественную красоту, которой отличался гарнизонный собор крепости до революции. Протоиерей Игорь Умец скоропостижно скончался в 2011 году.

В 1995 году Николаевский гарнизонный собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, где совершил заупокойную службу по погибшим воинам. В 2001 году Святейший Патриарх Алексий II освятил верхний престол храма — в честь святителя Николая Чудотворца.

В 2003 году в дар для звонницы собора были переданы 7 колоколов от правительства Украины, которые освятил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко преподнес в дар храму икону святителя Николая, куда впоследствии была вставлена частица мощей святого.

Во время восстановительных работ в храме неоднократно находили фрагменты останков, поэтому было принято решение об основании нижнего храма, посвященного памяти павших в боях. В 2012 году епископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил освящение нижнего храма в честь мученика Иоанна Воина.

При храме расположен приходской дом с колокольней и крестильней. Здесь располагается воскресная школа, создана библиотека, постоянно пополняющаяся редкими научно-богословскими и историческими изданиями, обустроен конференц-зал. При приходе действуют молодежное братство в честь святителя Спиридона Тримифунтского и сестричество милосердия в честь блаженной Валентины Минской.

Как и до 1917 года, в соборе окормляется воинство: воинские части Брестского гарнизона, пограничные заставы, батальон внутренних войск, силовые структуры. Клирики собора посещают воинские части, проводят вероучительные беседы с личным составом и офицерами, отвечают на вопросы, волнующие военнослужащих. Торжественные воинские присяги на территории цитадели сопровождаются молитвенным наставлением новобранцев.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

muzejsveta

КАЖДУЮ ЛАМПОЧКУ СВЕТ УБИВАЕТ!

  • Recent Entries
  • Friends
  • Profile
  • Archive
  • Tags
  • Memories

30 ЯНВАРЯ 1930 ГОДА В МОСКВЕ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Фактически это был финальный аккорд продолжавшейся семь лет в масштабах всей страны массированной антиколокольной кампании. Сначала был запрещен набатный звон. В постановлении говорилось: «Виновные в созыве населения набатным звоном, тревожными гудками и т. п. способами с контрреволюционными целями предаются революционному трибуналу». О богослужебном звоне пока ничего не говорилось, но поди докажи чекистам, какой звон контрреволюционный, а какой — нет. Особенно если все священнослужители уже по определению считались «классово чуждыми». Вскоре его подкрепили «многочисленными требованиями рабочих» — звон якобы отвлекал их от созидательного социалистического труда.

Тон кампании задал некий профессор Гидулянов, который объявил, что в стране «зря пропадает» около 2 миллионов пудов ценнейшего цветного металла.
В своей изданной массовым тиражом книжонке «Колокола на службе магии и царизма» — одно название чего стоит! — он писал: «Волховстрою и Днепрострою нужны материалы для электролитической работы. При переработке колокольного сплава электролитическим путем СССР приобретает значительное количество. олова и цинка, являющихся у нас дефицитом еще с первых месяцев империалистической войны». И далее открытым текстом: «Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши. » Если бы только продажа. Колокола Данилова монастыря, недавно вернувшиеся на родину из Гарвардского университета, попросту выбросили на свалку, где их и подобрал предприимчивый американский бизнесмен.
Более того — снятие колоколов «на нужды индустриализации» объявили важнейшим политическим делом. И началась самая настоящая вакханалия!
Сохранилось немало воспоминаний о том, что грохот сбрасываемых на землю колоколов был слышен в больших городах даже по ночам. Причем после их снятия обычно взрывалась и колокольня. На все «сорок сороков» московских церквей сохранилось всего два(!) неповрежденных комплекта колоколов — на храме Ильи Пророка в Черкизове и на крохотной церквушке Покрова на Лыщиковой горе.
Количество уничтоженных в те годы древних колоколов даже не поддается учету. В дневниках Михаила Пришвина описано, как «победившие пролетарии» рубили топорами Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры. В «городе Ленина» были сброшены на землю все колокола Исаакиевского собора во главе с самым большим, весившим две тысячи пудов. А хитрые москвичи нашли выход: послушать колокола они ездили на трамвае в никогда не закрывавшуюся церквушку Троицы на Воробьевых горах. Она в те времена относилась к Подмосковью, а там запрета на звон почему-то не было.

Колокольчик 1807 года.

На экспозиции Братского Музея Света выставлен этот поддужный колокольчик 1807 года. Надпись: «Лил сей колокол Илья Трифонов Скаркин 1807 год». Подобные колокольчики широко использовались почтовой службой в качестве оповещения о приближении экипажа и смене лошадей. Потом стали использоваться на свадьбах, проводах и других праздниках. Представь, каждый желающий может услышать звук из 1807 года.

Интересно, а под декрет большевиков попали колокольчики ямщиков?

Жировичская икона

Мезенцев подчеркнул, что остается с нетерпением ждать, когда колокола будут освещены и будет окроплен святой водой семитонный камень, размещенный на месте возведения 57-метровой колокольни, на которой будут установлены эти колокола, заметив, что это стало возможным благодаря стараниям губернатора Свердловской области, представителей бизнеса этого региона. «Распевный звон колоколов в буквальном смысле слова можно будет слышать не только в Гродненской области, но и по всей Беларуси и в России», — отметил дипломат.

По его словам, две страны уделяют большое внимание духовной жизни граждан двух стран, гуманитарному сотрудничеству. «Отношения Беларуси и России — это, конечно, огромный масштаб экономического взаимодействия, которое характеризуется миллиардами долларов внешней торговли, совместными планами, работой над дорожными картами по реализации программы действий Союзного договора, — сказал Мезенцев. — Но это еще и особое взаимодействие, душевные братские связи, их не измеришь деньгами, и это, в том числе, подтверждает то событие, которое мы отмечаем сегодня».

Глава российской дипмиссии подчеркнул, что Жировичская икона Божией Матери, явление которой состоялось 550 лет назад, делает страны «сильнее, укрепляет православную веру, и веру в союз двух стран и его будущее».

Посол в среду поздравил митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Павла, митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Белоруссии и архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия со знаменательными датами.

Колокола, изготовленные на фестивале “ Пасхальный дар ” , 21 апреля передадут московским храмам. Об этом сообщили в пресс-службе департамента торговли и услуг столицы.

«Передаваемый колокол — один из тех, что подарили патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и мэру Москвы Сергею Собянину. 17 апреля, когда мэр и Его святейшество посетили площадку “ Пасхального дара ” на площади Революции, мастера колокольного центра Данилова монастыря вручили им два бронзовых пудовых (16 кг) колокола с надписью: «Пасхальный Дар в Светлую седмицу. Москва. 2017 г.». Высота и диаметр обоих колоколов — 30 см «, — говорится в сообщении.

Один из колоколов передается храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, второй — храму святителя Николая на Трех Горах , уточнили в пресс-службе.

Колокола, отлитые в мобильной литейной мастерской фестиваля, относятся к зазвонным. Колокола этого типа выполняют очень важную и наиболее сложную технически функцию: своей трелью дополняют и обогащают звучание больших колоколов.

Столичные власти передали в дар храмам колокола

Для них, как и для священнослужителей, большая радость — звонница пополнилась пудовым колоколом, «младшим братом» старинных инструментов. Настоятель храма протоиерей Александр Абрамов и руководитель столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк напомнили, что колокол был отлит в в понедельник патриархом Московским и всея Руси Кириллом и мэром Москвы Сергеем Собяниным. . . . . . Высота и диаметр колокола составляют всего 30 сантиметров.

— Какой аккуратный, — восклицает москвичка Елена Филиппова. — Он отлично дополнит существующую звонницу. Интересно, какой у него звук?

Литейщики Данилова монастыря позаботились о том, чтобы инструмент звучал мягко, переливчато. На протяжении всего фестиваля они отливали 16 колоколов. Как они прозвучат на звонницах, теперь будет зависеть уж непосредственно от самих звонарей.

Профили колоколов, их геометрия и шрифты были спроектированы по технологии XVII века. Так называемая формовка заняла почти месяц. В основе инструмента — сплав бронзы с 20-процентным содержанием олова.

— Колокола отлиты прямо на фестивале, в мобильной литейной мастерской , — сказал Алексей Немерюк. . . . . . Надеюсь, что звонари найдут нужную ноту для этого колокола.

Протоиерей храма Александр Абрамов освятил колокол и после небольшой службы поднялся вместе с Алексеем Немерюком на звонницу. Колоколу было отведено свое место, и уже через несколько минут все прихожане услышали переливчатые звуки всех инструментов.

Второй колокол был передан в тот же день храму святителя Николая на Трех Горах.

— Всего на фестивале было отлито 16 колоколов , — отметил Алексей Немерюк.
По его словам, остальные 14 инструментов также передадут в дар московским храмам.
Фестиваль “ Пасхальный дар ” продлится до 23 апреля.

В дар храму преподобного Сергия Радонежского передан колокол, отлитый во время пасхального фестиваля

Московскому храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках передан колокол, который был отлит во время фестиваля “ Пасхальный дар ” . В церемонии освящения колокола принимали участие настоятель храма, протоиерей Александр Абрамов и руководитель Департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк.

— Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин положили начало такому интересному делу, никогда не было его раньше: у нас есть фестиваль “ Пасхальный дар ” , но никогда раньше не было колокольного литья, — сообщил протоиерей Александр.

Он также отметил, что два колокола были отлиты для столичных храмов: один для храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, а второй — для храма святителя Николая в Трех горах. Кроме того, эти колокола были подарены патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и мэру Москвы Сергею Собянину, когда они посетили одну из площадок фестиваля “ Пасхальный дар ” на площади Революции.

Колокол, подаренный храму преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен из бронзы. Его вес оставляет 16 килограмм. На него также нанесена памятная надпись «Пасхальный Дар в Светлую седмицу. Москва. . . . . .

В списках не значился

Сейчас уже невозможно сказать, кто был последним защитником крепости. Вообще, сведения об обороне Брестской крепости во время Великой Отечественной войны получали из немецких источников. Это были и официальные архивы, и личные записи солдат вермахта, и кинохроника. Педантичные немцы точно фиксировали все события, происходящие вокруг. Таким образом доподлинно известно несколько случаев появления советских бойцов в крепости, которой уже завладели гитлеровцы, а случилось это, по их официальным сведениям, 30 июня.

12 июля на группу германских саперов с башни прыгнул советский солдат с двумя гранатами в руках. В итоге четверо из группы погибли на месте, а еще двое – скончались в госпитале от полученных ранений. 21 июля был убит Эрих Циммер, вышедший за сигаретами – его задушили ремнем.

Таких примеров масса, но самый поздний случай датируется 23 июля. Тогда был взят в плен майор Петр Гаврилов, который руководил обороной одного из фортов. Майор, будучи ранен, в перестрелке убил двух вражеских солдат. Позже он рассказывал, как они с сослуживцем почти месяц прятались в подвале крепости и совершали ночные вылазки.

Никто тогда не мог сказать, сколько еще партизан затаилось в подвалах. В 1974 году был опубликован роман Бориса Васильева «В списках не значился». Николай Плужников – главный герой романа – по сюжету продолжает сражаться в крепости до весны 1942 года. Позже историки почти в один голос скажут, что это – всего лишь художественное произведение, не подкрепленное никакими документами.

Огнемёты против мужества

Между тем 15 августа 1941 года в нацистской прессе появилось фото солдат с огнемётами, «выполняющих боевую задачу в Брестской крепости», — живое доказательство того, что перестрелки в казематах шли почти два месяца после начала войны. Потеряв терпение, немцы использовали огнемёты, чтобы выкурить из убежищ последних храбрецов. Полуослепшие во тьме, без еды, без воды, истекая кровью, бойцы отказывались сдаваться, продолжая сопротивление. Жители деревень вокруг крепости утверждали: стрельба из цитадели слышалась до середины августа.

— Предположительно, финалом сопротивления советских пограничников в крепости можно считать 20 августа 1941 г., — полагает Тадеуш Крулевский, польский историк. — Чуть раньше немецкого коменданта Бреста, Вальтера фон Унру, посетил полковник генштаба Блюментритт и приказал «срочно привести крепость в порядок». Трое суток подряд, днём и ночью, используя все виды вооружений, немцы проводили тотальную зачистку Брестской крепости — наверное, в эти дни и пали её последние защитники. А уже 26 августа мёртвую крепость посетили два человека — Гитлер и Муссолини.

. Сам генерал-лейтенант Фриц Шлипер в том же докладе указал: он не может понять смысла столь ожесточённого сопротивления — «наверное, русские сражались сугубо из боязни расстрела». Шлипер дожил до 1977 года и, думается, так и не понял: когда человек бросается с гранатой на вражеских солдат, он делает это не из-за чьих-то угроз. А просто потому, что воюет за свою Родину.

Резюме

Вообще, устав колокольного звона (при Успении Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождестве и других праздниках, будничных служб) необходим для применения в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

А разработан он для того, чтобы:

  • сохранять традиции православного звона, которые являются важной частью жизни Русского Православия (как духовного и культурного наследия страны);
  • для правильного применения церковного звона;
  • для поддержания желания молодых звонарей в освоении данной специализации (есть в стране специальные школы, где обучаются данному мастерству).

В уставе все изложено кратко. Он содержит только самую необходимую информацию относительно колокольного звона. И ни в коем случает не накладывает ограничения на традиции отдельных храмов и монастырей, права их священнослужителей, проявление творчества и местную практику звонарей, если это не противоречит его положениям и Православной религии в целом.

Читать еще:  В Москве пройдет первое в 2004 году заседание Cвященного Cинода РПЦ
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector