1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подать онлайн-записки за упокой: поминки усопших на Радоницу в домашних условиях

Содержание

Конечно же, много негодования вызвал тот факт, что стал ограниченным доступ к церковным службам во время празднования Пасхи. Учитывая, что после этого праздника наступает Радоница, у многих возникли вопросы относительно возможности правильно провести необходимые служения и помянуть своих близких по-христианским канонам.

Сегодня священники дают разъяснения по поводу того, как вести себя на Радоницу в этом году и каким образом следует поминать ушедших.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой ― разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

На могиле усопшего зажгите свечу. Свеча символизирует бескровную жертву Богу за упокоение души усопшего.

Молитва об усопшем

На кладбище можно пригласить священника для совершения чина Литии (усиленного моления) о душе усопшего. Краткий чин Литии может совершить мирянин. Его текст приведён ниже в статье.

По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Подробнее читайте в статье Молитвы об усопшем.

Поведение перед могилой

После молитв об усопшем следует прибрать могилу и помолчать, мысленно вспомнив покойного.

Чего не следует делать на кладбище

На кладбище не следует есть или пить.
Не нужно лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного.
Не следует оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” эта традиция является пережитком язычества и не должна соблюдаться в православных семьях.
Не следует оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Молитва в Радоницу об усопшей жене

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»

По окончании Божественной литургии священнослужители православных храмов совершают требы. Одна из самых распространенных форм – это молитвенное песнопение о здравии праведников христианской веры. Это может быть молитва о житейских нуждах и повседневных надобностях, о защите путника в путешествии, об исцелении и даровании здравия больному.

Заказывать службу за здравие нужно за свечным ящиком. Человек, заказавший молебен за здравие и оставив пожертвование на развитие храма Божьего, может не присутствовать на самом богослужении, проводимым священнослужителем.

Порой к молитвенному песнопению добавляется чтение народных молитв, называемых акафистами, и канонов. По завершении требы священнослужитель помазывает молящихся освященным елеем и окропляет святой водой.

Молитвенные поминовения усопших, или панихиды пришли к нам из далекой древности, когда доброчестивые христиане под покровом ночи тайно собирали тела измученных праведников, не желавших отказываться от веры в Иисуса Христа. Погребение усопших сопровождалось пением и зажжением свечей.

Сегодня панихида может совершаться как до погребения умершего, так и после предания его тела земле. Молитвенные поминовения усопших проводятся:

  • на третий, девятый и сороковой дни после смерти;
  • в годовщину смерти;
  • в день рождения умершего;
  • в день тезоименитства.

Во время проведения панихиды молящиеся стоят с зажженными свечами, изображая свою веру в будущую светлую жизнь. В конце богослужения свечи нужно потушить. Земная жизнь, как и не догоревшая свеча, должна погаснуть.

За кого нельзя подавать записки

В записках о упокоении не пишут:

  • Некрещеных людей. Чтобы церковь могла поминать человека, он должен быть ее частью. Церковь – это одно большое тело, а каждый человек – его член, некрещеный таковым не является. Сюда же относятся и некрещеные младенцы.
  • Самоубийц. Лишить себя самого главного дара Господня – жизни – страшный грех. Самоубийц не отпевают в церкви, их не хоронят на общем кладбище и, тем более, не поминают на Литургии. Исключение составляют самоубийцы, имеющие диагноз по психиатрии. И то, их поминают и отпевают только с разрешения митрополитов.
  • Представителей иных религиозных конфессий. Таковых можно помянуть в домашней молитве, но писать их имена в записках запрещено.

Разрешено подавать записки только о упокоении крещеных, православных людей.

Родительская суббота. Рассказ афонского монаха о видении умерших родственников во время панихиды

Родительская суббота. Рассказ афонского монаха о видении умерших родственников во время панихиды.

Здравствуйте:) С вами духовный психолог Фатеева Елена.

“Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посредине церкви).

Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи, стал раздавать их присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством прозрачных теней.

Читать еще:  В Ватикане появится папский совет

В этой массе я увидел женщин, мужчин, юношей и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще.

После возгласа священника они бесшумно, но чрезвычайно быстро заполнили собой весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.

Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто бы преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.

Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом с ними, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.

По мере того как прочитывалось каждое имя, из толпы безмолвных теней все более выделялось радостных фигур. Они бесшумно шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных – грустных, с поникшей долу головой, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но забытых теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь.

Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.

Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину.

В то время, когда произносились слова «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим» или слова «Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих», видно было, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами отошедших, как сердца сливались в одно общее сердце, как слезы не уныния, а радости, текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых.

При облаке дыма благовонного кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой…», и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых забыли, молились лишь за себя.

Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать, и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших. Тогда я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать”

Велик, свят и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церковью. И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное обновление и прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так тем более во время Литургии. Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой душ, души эти получают милость, при­ближаясь к Царствию Божию.

Эту жажду усопших – чтобы помнили – испытывает каждый из нас. Оттого нередко они и напоминают о себе в наших снах накануне их дней рождения или смерти, накануне родительских суббот.

Самую великую радость души усопших получают как милость Божию, приближающую их к Царству Небесному от помина на проскомидии, когда за них вынимается частица. Но и каждое наше слово памяти, мысль, общение с ними моментально отзывается в усопшем. Причем доброе воспоминание им отрадно, а злое вызывает в них угрызение совести.

Невозможно представить ужасы загробных мук дурных людей, нераскаявшихся, оставивших в людях после себя обиды, боль, горечь – всех тех, которых трудно вспомнить добром! Вот почему законы народнаго милосердия призывают не говорить дурно об усопших, чтобы не бередить их душевные раны.

Все сие должно послужить нам предостережением в жизни, чтобы мы могли и после смерти своей заслужить не чувства презрения к нам, укора и ненависти или, того хуже, проклятия, лишившись молитв близких, но непрестанных поминаний, как единственной единящей нас с ближними духовной нити, которая держится на доброй памяти и любви.

Старец Иеросхимонах Сампсон (1898-1979) всегда заботился об усопших. Батюшкин синодик был в виде целой книжки. И за всех он молился, и всех поминал: и своих благодетелей, и тех, кого проводил сам, своих духовных чад, и просто тех, за кого давали батюшке молиться. Проскомидию он совершал около трех часов.

Батюшка рассказал однажды; «Часто во время Проскомидии, когда вынимаю частичку за усопшего, вижу человека, за кого вынимаю. В момент вынимания частички покойник мне делает поясной поклон и отходит. Имя одного забыл как-то, так тот сам мне напомнил: «Меня зовут Владимир». Бывает очередь на весь храм – все ожидают своего помина. Покойники весьма нуждаются в помине!»

Батюшку очень многие прихожане просили молиться об их усопших. Через некоторое время эти усопшие приходили к нему в келью, делали земной поклон, называли свое имя, благодарили его и уходили. Он знал участь человека – прошел он мытарства или нет, помилован или в муках находится его душа, и усугублял молитву с непрощенных Богом.

Старайтесь вымолить своих сродников и родственников, родителей и всех — семь колен у отцов и семь колен у матерей — и спасетесь вы, и спасутся все ваши родичи, и даст им Господь Небесное Царство. Какая там будет радость! Пройдут века, пройдет время — не будет ей никогда конца. А те, которые не спасаются идут в муку вечную, и им будет скорбь. Как они будут плакать: «Почему мы не молились, не спасались? Почему нас никто не научил?»

Будьте мудры и старайтесь поскорей очиститься и помочь своим родственникам, и спасти их от вечной муки, и самим избавиться от адских мук.

Из журнала «Спасите наши души»

Дополнительная информация о датах Родительских суббот с сайта Азбука веры.

Родительские субботы – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.

В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.

Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.

Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве.

Читать еще:  Папа Римский заснул во время мессы

Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.

В родительские субботы православному христианину, по возможности, нужно посетить заупокойную литургию и панихиду, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого посетить кладбище и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное.

А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Во всем. И не забывайте: главное в этот день – молитва.
иерей Павел Коньков (журнал «Фома»)

Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?

Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).

Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника.

Зачем в храм приносят еду?

Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.

Следует трезво относиться к традиции приносить еду “на канун”, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

СубботаДатаОписание
Вселенские родительские субботы
Троицкая субботаВ субботу перед праздником Святой ТроицыВ Троицкую и Мясопустную субботы совершается вселенская панихида.
Мясопустная субботаЗа седмицу до Великого постаМясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).
Родительские субботы Великого поста
Субботы Великого постаСубботы 2, 3, 4-ой седмиц Великого постаВо время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.
Частные родительские субботы
Радоница9-й день после Пасхи, вторникРадоница – от слова радость, т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
День памяти православных воинов11 сентябряПоминовение было установлено во время Русско-турецкой войны (1768-1774)
Димитриевская родительская субботаСуббота, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября)Установлена благоверным князем Димитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). По возвращении с поля брани, Димитрий Иоаннович посетил заупокойное богослужение в Троице-Сергиевой обители. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.
День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны9 маяПосле Литургии служится панихида.
Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января)

Хотите узнать как полностью вы можете очистить от негатива весь свой род и помочь этим душам ушедших предков и тем, кто придет после вас, получите авторский видеокурс «Как вымолить у Бога весь свой род» здесь https://ignatova3.wixsite.com/vimolit-rod или нажмите на банер ниже

Это не медитации, не языческие ритуалы и не бездумные молитвы Это проверенная многократно действительная методика вымаливания всех 7ми поколений рода пред Богом вашими конкретными поступками и осознанием как и за что вы страдаете, и как это реально можно исправить за время жизни в физическом мире!

О поминовении усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39)

Смерть пришла в мир из-за грехопадения наших праотцев – Адама и Евы. Православная традиция говорит нам, что есть смерть духовная и смерть телесная. Смерть духовная – это отпадение души от Бога. А Господь для любой души есть Начало бытия.

Таинство Крещения освобождает человека от такой смерти. После Крещения, смерть уже не наказание, а при условии богоугодной жизни, дверь в рай и называется «успение».

В течение 40 дней после смерти усопшего поминают как новопреставленного

На панихиде, поминая усопших, священник иногда перед именем почившего произносит – новопреставленный или приснопамятный. Какая разница между этими понятиями, и до какого времени подают записки о поминовении новопреставленного?

В традиции православной церкви новопреставленным зовется усопший человек на протяжении сорока дней с момента кончины. Смерть может случиться за минуты до наступления нового дня, но первым днем считается именно день кончины. На 40-й день по церковному учению, происходит частный суд души и назначается ее удел до Страшного суда.

После 40-го дня по кончине усопшего называют приснопамятный или приснопоминаемый, т.е. всегда поминаемый.

Душу усопшего родные и близкие поминают до 40 дней и более, читая Псалтырь и творя милостыню

Над телом усопшего с первого дня после смерти читают Псалтырь. Если упокоился священник, то над его телом читают Евангелие. Псалтырь читают до сорокового дня.

Чтение Псалтыри и молитвы по усопшему в течение 40 дней после кончины это наш святой долг любви перед почившими родными и близкими

Поминается новопреставленный и на отпевании, его совершают на третий день после кончины. Обычно на отпевание собираются люди, знавшие и любившие усопшего, поэтому такая соборная молитва очень важна.

Поминать новопреставленного можно совершая жертву. Можно раздать нуждающимся одежду усопшего, подавать милостыню бедствующим. Сделать это допускается с первого дня после кончины человека.

Наши молитвы о усопших родственниках может облегчить их посмертную участь

Любовь к почившим родственникам поручает нам, ныне здравствующим, святой долг – молиться о спасении их душ. Священник Николай Успенский сказал: «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Церковь учит, что молитва способна облегчить посмертную участь человека. Будучи живым, человек, может покаяться в своих грехах, совершать добрые поступки. После смерти такой возможности уже нет, возможно, лишь надеяться на молитвы живых.

Они очень важны для усопших. Из жизнеописаний святых можно узнать, что по молитвам сродников и праведников посмертная участь грешника облегчалась, а иногда они были полностью оправданы.

Очень ценны для души усопшего церковные молитвы на Литургии. Их совершают с частицей из просфоры

И за гробом почившие остаются членами церкви, а церковь это Тело Христово, Христос – глава этой Церкви. Поэтому на главном церковном богослужении – Литургии, поминают не только живых, но и умерших.

Если задаться вопросом о том, что такое поминовение, то можно сказать что это наши богоугодные действия, ходатайствующие пред Господом об улучшении участи усопших.

Свечи об упокоение души усопшего ставят в специальный подсвечник, который называется канун

Нужно в кратчайшие сроки после кончины заказать в церкви сорокоуст за почившего. Его будут поминать на сорока Литургиях, сорок раз будет принесена Бескровная Жертва за почившего.

Перед началом Литургии священник совершает проскомидию, он вынимает из просфоры частицы, с частицей он называет имя почившего. Так все эти частицы погружаются в Чашу и омываются Кровью Христовой с молитвами о прощении и оставлении грехов новопреставленного.

3-й, 9-й и 40-й дни — особые дни поминовения усопших

Наступает пора, когда прах усопшего предают земле, где он упокоиться до конца времен и всеобщего воскресения. А любовь матери-Церкви к своему чаду, покинувшему этот мир, не угасает.

В известные дни она творит молитву о почившем и совершает бескровную жертву о его упокоении. Церковное учение говорит нам о том, почему эти дни являются особенными при поминовении усопших.

Читать еще:  Запрещенному в служении немецкому священнику-экуменисту не дадут восстановиться

На третий день усопшего поминают в честь памяти о воскресении нашего Господа и на третий день после распятия.

На девятый день поминовение почившего совершают в честь девяти ангельских чинов, которые молят Господа о милости и прощении новопреставленного.

Поминать почившего на сороковой день Церковь установила принимая за основание то, что Сам Господь Иисус Христос вознесся на небеса через сорок дней после Своего воскресения.

Родительские субботы — дни общего поминовения усопших

Кроме частных поминовений, Церковь определила и общие поминовения, их называют родительскими субботами. В эти особые дни поминают всех от века почивших христиан, а панихиды, совершаемые в эти субботы, называют Вселенскими. Родительские субботы имеют переходящие даты:

  • Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 2 марта 2019 года;
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста 23 марта 2019 года;
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста 30 марта 2019 года;
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста 6 апреля 2019 года;
  • Радоница 7 мая 2019 года;
  • 9 мая — Поминовение усопших воинов;
  • Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 15 июня 2019 года;
  • Суббота Димитриевская (канун дня Святого Дмитрия Солунского). 2 ноября 2019 года.

На поминальном обеде нужно помнить об усопшем и соборно помолиться об упокоении его души

Вечное поминовение — это вид поминовения православного христианина в течение всех времен

Молитвы Господу о здравии человека приносят успокоение душе и помогают исцелиться от болезней телесных или духовных.

Когда же мы молимся об усопших, мы творим единственную возможную милость душе почившего – ходатайствуем перед Господом об облегчении его загробной участи. Но и мы не вечны и Господь призовет нас к себе.

Кто помолится за нас через 2-3 поколения, когда память о нас сотрется? Что бы этого не произошло, Церковь установила вечное поминовение. Имя усопшего человека вносят в поминальный список, и его будут поминать на каждой Литургии, пока действует монастырь или церковь, куда была подана треба на поминовение.

Обычно записки на вечное поминовение принимают крупные монастыри и храмы.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище можно прослушать и скачать здесь на сайте православной энциклопедии «Азбука.Ру»

Радоница ― день особого поминовения усопших

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году ― 6 мая), которая называется Неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу ― день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха ― время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой ― разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм ― этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения ― Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила ― это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина ― молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа ― на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector