0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

День напряженного ожидания и историческое решение: Как проходил церковный собор в Киеве

День напряженного ожидания и историческое решение: Как проходил церковный собор в Киеве

Президент Петр Порошенко объявил о создании на Объединительном соборе Украинской поместной православной церкви. Вспоминаем, как наша страна пришла к этому

Создание в Украине независимой от Москвы церкви фактически почти подошло к финишу. Сегодня в храме Святой Софии в Киеве стартовал Объединительный собор, по итогам которого украинское духовенство объединилось и утвердило устав новой поместной православной церкви, а также путем тайного голосования избрало ее предстоятеля.

Им стал митрополит Переяславский и Белоцерковский УПЦ КП Епифаний (Думенко). Именно ему 6 января предстоит отправится в Стамбул и после совместного богослужения со Вселенским патриархом Варфоломеем, получить из его рук долгожданный Томос о предоставлении независимости Украинской церкви.

Вспоминаем, как проходило это воистину историческое событие для нашей страны.

За кадром

О дним из главных застрельщиков глобальных архитектурных преобразований в Киеве неожиданно стал кинорежиссер Александр Довженко.

Еще в апреле 1930‑го состоялось совещание партийных и проф­союзных деятелей Киева, на котором выступил и Довженко. Среди прочего обсуждали создание нового парка культуры на месте Михайловского.

“При решении проблемы строительства парка Михайловский монастырь попросится уйти, он отжил свой век,— говорил режиссер.— Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому‑то нужны. Я считаю, когда мы снесем Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект”.

Довженко настаивал, чтобы новое пространство для отдыха протянулось вообще от Львовской площади до Мариинского дворца. Поэтому все лишние здания, как он высказался, нужно было снять.

В перерывах между съемками режиссер составил план реконструкции нескольких площадей и улиц Киева и начал осаждать обком партии. “Это как‑то дошло до столицы. Когда правительство переехало в Киев, я, живший в это время уже в Москве, был введен в правительственную комиссию по реконструкции города”,— вспоминал он.

НЕОТЛОЖКА: Команда Луки Калениченко (слева) в центральном куполе собора укрепляет мозаичного ангела, который к тому моменту был в аварийном состоянии. Справа — Евгений Мамалот и химик Ольга Плющ, 1954 год. Фото: архив Национального заповедника София Киевская

«Раскольнические шаги»

Митрополита Епифания уже поздравил Константинопольский патриарх Варфоломей и пригласил главу новообразованной структуры в Стамбул для вручения томоса об автокефалии.

«Объявлено, что Вселенский патриарх Варфоломей пригласил его блаженство Епифания сослужить божественную литургию на Фанаре на большом празднике Богоявления и предоставить ему томос создания новой сестринской автокефальной церкви», — говорится в официальном заявлении Константинополя.

С созданием новой церковной структуры украинцев поздравило также и американское посольство в Киеве.

«Мы поздравляем Украину с сегодняшним историческим собором и созданием поместной, независимой украинской православной церкви и горячо поздравляем митрополита Епифания с постом главы новой церкви», — говорится на странице диппредставительства в Twitter.

(1/2) We congratulate Ukraine on today’s historic Council to establish a local, independent Ukrainian Orthodox Church, and we warmly congratulate Metropolitan Epifaniy as head of the new church.

— U.S. Embassy Kyiv (@USEmbassyKyiv) 15 декабря 2018 г.

Ранее в МИД России отмечали вмешательство Соединённых Штатов в религиозные вопросы Украины. Так официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова прокомментировала заявление представителя Госдепа по вопросам свободы вероисповедания Сэма Браунбека о намерении ввести санкции в связи с якобы ущемлением свободы религии.

«Он лично активно вмешивается в церковные дела Украины и насаждает чуждую миллионам её верующих автокефалию, всячески поощряя раскольнические шаги Порошенко и константинопольского патриарха Варфоломея», — заявила она в ходе брифинга.

Внутреннее убранство Софийского собора

Интерьер Софийского собора сохранился с XI века. Центральное место занимает подкупольное пространство в виде креста. На севере и юге – открытые галереи. В центре собора – хоры в форме буквы П, на которые ведет винтообразная лестница. Здесь князь молился, принимал послов и обсуждал государственные дела.

В цилиндрах куполов – широкие оконные проемы, пропускающие естественный свет, так что подкупольное пространство залито ярким светом, дальние углы – в полумраке. Перегородки и колонны украшены образами 500 святых. На сводах куполов представлены сцены из Библии, в медальонах – фигуры ангелов.

Христианские сюжеты на стенах собора призваны просветить людей, которые не знали грамоты. Декоративно украшенные полы мозаикой и глазурованными керамическими плитами подчеркивают красоту интерьера.

Мозаики

Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола, его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.

Золотую смальту делали, накладывая на стеклянную массу тонкие листики золота, и заливали сверху тонким слоем жидкого стекла. Из золотой смальты создавали фон мозаик. Стеклянный орнамент выкладывали на влажной штукатурке. Над созданием мозаик трудились византийские мастера.

В алтаре – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери в ярко-голубых одеждах. В мягком золотом мерцании Богородица, поднявшая руки к небу, будто просит Христа о снисхождении к грехам человеческим. Мозаика «Богоматерь Нерушимая Стена» увековечила образ, защитивший киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары безуспешно били тараном в стену собора, где укрылись горожане. Били с той стороны, где сияло мозаичное изображение Богоматери. Стена устояла.

Над алтарной аркой – мозаичная композиция: три лика в круглых медальонах, Иисус, Дева Мария и Иоанн Предтеча. На столпах предалтарной арки – сцена Благовещенья с архангелом Гавриилом. В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом Христом «Евхаристия».

В зените купола – строгий лик Спаса Вседержителя в медальоне размером 4,1 метра. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. Христос предстает как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном суде. Христос восседает на троне в той одежде, которую носил в земной жизни. Правой рукой он делает благословляющий жест, в левой руке держит свиток с законом.

Он, Вседержитель, искупивший людские грехи и обновивший человеческую природу. Вокруг – четыре Архангела. Впечатляет мозаика «Архангел в синем». Огромная фигура архангела (3,85метра) в пышных одеждах. Плечи и грудь начальника ангелов усыпаны жемчугами и драгоценными камнями, на ногах – красные сапожки. В правой руке – Зерцало, символ предвидения.

На купольном барабане, в простенках между окнами – фигуры апостолов, на четырех парусах купола – пишущие евангелисты, на арках – медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

О чем говорят фрески

Стены, своды и столпы собора украшают фрески площадью 5000 квадратных метров. Фреска – живопись, нанесенная на сырую штукатурку минеральными разведенными на воде красками. Сложность работы в том, что мастер, допустив ошибку, не может исправить изображение: краски впитываются в штукатурку и намертво остаются в стенах на века. Реставрируя собор, художники заново прописали древние фрески яркими масляными красками.

Росписи фресок посвящены архангелу Михаилу, деяниям апостолов Петра и Павла, Святому Георгию – покровителю Ярослава Мудрого. Цикл росписей посвящен детству Богоматери и событию отправления апостолов на проповедь Евангелия. Фрески изображают сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествию на них Духа Святого.

«Окно в исчезнувший мир» – цикл фресок, посвященный светским темам из жизни византийского и киевского двора. Размещенные на лестничных башнях и ступеньках, ведущих на хоры, они повествуют о жизни князей:

  • посещение Византии киевской княгиней Ольгой;
  • торжественная встреча Ольги в Константинополе;
  • семья Ярослава Мудрого, его сыновья и дочери;
  • княгиня на приеме у императора Константина;
  • праздник на ипподроме в честь княгини Ольги;
  • выход княжеской дочери из дома;
  • судьи императоры в отдельной ложе.

Фресковые композиции рассказывают, как жила и развлекалась феодальная знать. Фреска «Акробаты и скоморохи» изображает развлечения, унаследованные от славянских предков. Акробаты с шестом, музыканты и танцоры, ряженые, дудочники, органист с органом. Скоморохи, а также сцены охоты на вепря и медведя украшают стены башен.

Читать еще:  В Царском Селе освящен храм Святой Екатерины и открыт Дом молодежи

Росписи храма объясняли смысл христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета, прославляли идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами и мучениками находятся в вечном единении с церковью Христовой на Земле. И с нами, конечно, если мы того захотим.

Граффити

7000 тысяч древнерусских надписей, сделанных прихожанами собора XI-XIII веков на стенах Софийского собора, – граффити. Процарапанные острием на штукатурке, они рассказывают о важных событиях в жизни Киевской Руси, например, о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.

При реставрации собора найдено граффити на бытовую тему: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной тебя по голове. Аминь!» Также граффити утверждают, что Киев простоит до тех пор, пока будет стоять мозаика Богоматери «Нерушимая Стена».

Некрополь

Софийский собор – великокняжеская усыпальница со 100 захоронениями, где похоронены великие князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.

Здесь же – мраморный шеститонный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней крышки, украшенной виноградной лозой, пальмовыми ветками, кипарисами. В XIX веке здесь появилось надгробие митрополита Платона Городецкого.

Дизайн интерьера и архитектура

Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.

Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко .

До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:

  • Золотые ворота ( XI век);
  • Кирилловская церковь ( XII век);
  • Андреевская церковь ( XVIII век).

Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

  • колокольня;
  • трапезная;
  • башня на въезде в южной части;
  • бурса;
  • хлебня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.

Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.

В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.

Однако под этими многочисленными наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.

Особенности архитектуры.

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

В западной части расположены две башни, на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Внутреннее убранство собора.

Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во внутреннем оформлении широко использовалась настенная роспись, были созданы прекрасные фрески и выложены мозаичные изображения.

До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные мозаики ( 260 кв. м), созданием которых занимались византийские мастера в XI веке. Оттеночная палитра мозаики состоит из 177 вариантов различных цветов.

Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения. Вся остальная поверхность стен была украшена фресками. В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.

До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы остальных были реставрированы в XIX веке. Художник М. А. Врубель обновил изображение архангелов, написав их масляными красками на месте поврежденной мозаичной выкладки.

Когда входишь в собор из освещенных внешних галерей, сразу попадаешь в затемненные анфилады боковых нефов, которые тоже щедро расписаны фресками. В центральном куполе — мозаичное изображение Христа.

На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве. Одна из самых известных во всем мире мозаик Софийского собора — это изображение Богоматери Оранты, которое имеет название » Нерушимая стена». Оно располагается на своде главной апсиды алтаря.

Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов церкви». На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения сцены Благовещенья.

Все остальные участки расписаны фресками, изображающими святых, среди которых представлено свыше 500 разнообразных персонажей.

На трех стенах западной части центрального простора нефа был создан большой групповой портрет княжеской семьи, но от этой композиции в подлинном виде сохранились лишь боковые части. Персонажей этой фрески традиционно считают членами семьи Ярослава Мудрого, хотя никаких точных исторических сведений на этот счет не существует.

Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора является то. что на стенах нанесено огромное количество граффити , большинство из которых были созданы на рубеже XI -XII веков.

Данные графические элементы представляют собой огромный исторический интерес, потому что являются ценнейший памятником письменности. Во внутреннем оформлении храма было найдено около 7 тысяч графических изображений различных дат и надписей.

Собор Святой Софии в Киеве

Собор Святой Софии в Киеве

Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами хана Батыя. Храм был разрушен, но не уничтожен — войска Батыя пощадили его дивную красоту.

Читать еще:  Великий пост продлится до 4 апреля

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение. Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкающие к западному фасаду.

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение.

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XV–XVI веках стояла вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м² фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Уникальный ансамбль фресок светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен — княжеского хода на «полати» (хоры). Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Большое место занимает композиция «Ипподром» в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

Фрески — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозаикам собора особорую выразительность. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики — около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 — 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

В зените центрального купола в медальоне диаметром 4,1 м,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.


Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость Божия), известная под именем «Нерушимая стена». Высота ее — около 6 метров. Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора — четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка).

На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями севастийских мучеников.

На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена «Благовещение».

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства.
В архитектурный комплекс Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы.
Высота — 76 м. 1699–1706 – трехъярусная, в 1744–48 — разобрана и перестроена, арх. И.Г. Шедель, в 1851–1852 — достройка четвертого яруса, арх. П.И. Спарро.

До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».


Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины. Вес колокола 13 т, его диаметр — 1,55 м, высота — 1,25 м. Высота самой короны — 0,28 м. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы».
Комплекс зданий Софии Киевской включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор и поныне сохраняет статус историко-культурного музея-заповедника. В соборе изредка совершались богослужения, в 1990-х годах здесь проводились богослужения Украинской автокефальной церкви. Власти не решились передать собор УАПЦ Киевского патриархата, но и канонической УПЦ собор тоже не был передан.

Секреты «суровых» мозаик Софийского Собора — шедевра времён Киевской Руси, не имеющего аналогов в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История храма

Считается, что Софийский собор построил князь Ярослав Мудрый, который приурочил его возведение к битве над печенегами на реке Альте и, по преданию, фундамент будущего собора он заложил именно в том месте, где были разбиты враги. По другой версии, строительство собора началось немного раньше, в последние годы жизни князя Владимира Великого.

Читать еще:  Священный Синод одобрил деятельность Братства православных следопытов

По мнению ученых, в строительстве и отделочных работах принимали участие четыре десятка мастеров и еще около ста человек трудились в качестве помощников.

Софийский собор, возведенный с помощью византийских и греческих зодчих и впитавший всю красоту стилистики древней культуры Византии (но, тем не менее, не имеющий аналогов), был освящен в 1049 году митрополитом Феопемптом. Впоследствии облик здания несколько видоизменялся.

Мозаика, которой нет аналогов в мире

Помимо колокола, отлитого по приказу Ивана Мазепы в 1705-м и называемом в народе «Мазепа», Триумфальной колокольни и других известных достопримечательностей, в Софийском Соборе есть невероятно красивые, завораживающие мозаичные иконы. Их, как и росписи на стенах и куполах, также готовили византийские мастера, приглашенные в Киев Ярославом Мудрым.

Интересно, что мозаика покрывает не все внутренние части храма, а представляет собой сочетание мозаичного искусства и фресковой росписи. И причина тому чисто прозаическая: в XI столетии Русь была по сути на задворках Византийского мира, цена на мозаику была невероятно велика (плюс расходы на её транспортировку), и именно поэтому ею обкладывали лишь наиболее важные части храма (алтарь, купол и так далее), а всё остальное строители Собора решили покрыть фресками.

Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Яркий представитель этой эпохи и пример аскетизма – преподобный Симеон Новый Богослов.

Увы, по причине пожаров и перестроений храма, к началу XXI века сохранилась лишь небольшая часть мозаичных изображений, впрочем, и те, что остались, поражают своим масштабом, оригинальностью и красотой. Кусочки смальты почти 180 разных цветовых оттенков сложены с невероятным мастерством, и если смотреть издалека, кажется, что это не мозаика вовсе, а старинные рукописные иконы.

О богатстве цветовой палитры киево-софийских мозаик можно судить хотя бы по этим цифрам: здесь присутствуют более двадцати оттенков синего, более тридцати – зеленого и 25 вариантов золотого.

Мозаика «Христос-Пантократор»

Христос-Вседержитель (Пантократор) – очень известная мозаика Собора. Она расположена в главном куполе, в гигантском медальоне. Интересно, что три из четырех архангелов, изображенных вокруг Христа, выполнены маслом, причем, относительно недавно – в позапрошлом веке, поскольку ранее изображения были утрачены. Мозаичный образ остался только один.

Кстати, изображения архангелов восстанавливал великий Врубель, причем воспроизвел утраченные фигуры весьма точно – в частности, при помощи мазков, имитирующих мозаичную кладку.

Образ Христа очень аскетичен и суров. Интересно, что промежутки между ангелами (золотого цвета фон), если смотреть снизу, с большого расстояния, как бы образуют крест, и этот интересный прием можно увидеть и в других частях Собора.

Мозаика «Мария-Оранта»

Величественная фигура Богоматери в апсиде алтаря сразу бросается в глаза при входе в храм. Высота изображения – почти 5,5 м, а свет на изогнутую поверхность апсиды падает таким образом, что кажется, будто бы вокруг фигуры Богородицы идет золотистое свечение. Кубики смальты, расположенные под разным углом, делают фигуру объемной и таинственной.

Мозаичная Богородица, которую также называют Оранта (в переводе – «молящаяся»), изображена в момент ее молитвенного обращения к Богу: она стоит в возведёнными к небу руками (очень древний христианский жест) на помосте, украшенном драгоценными камнями.

Интересно, что этот мозаичный образ с давних пор называют «Нерушимая стена». Изначально это было связано с 12-м икосом акафиста Богородице, в котором есть слова: «Радуйся, царствия нерушимая стена», однако со временем в народе появилось более распространенное объяснение такому названию: мол, это означает, что храм Святой Софии и, в частности, находящийся в нем образ Богородицы невозможно разрушить. Принято считать, что пока это мозаичное изображение существует, будет стоять и древний Киев.

Мозаика «Евхаристия»

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета.

Сорок мучеников

На четырех подпружных арках Собора, которые поддерживают его купол, древние мастера изобразили 40 мучеников Севастийских. В руках у каждого из них Крест и Венец. Увы, сохранились не все их мозаичные образы.

Как известно, святые воины погибли в Севастии за веру в Христа, и очень символично, что их изображения украшают Собор: это олицетворяет незыблемость веры прихожан.

Комплекс мозаик Софии Киевской считается единственным мозаичным ансамблем Киевский Руси, сохранившимся до наших дней, если не считать встречающиеся в других храмах небольшие фрагменты.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м 2 (первоначально было 640 м 2 ). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м 2 , но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Современное состояние

В советское время храм закрыли, но он, к счастью, так и не был разрушен. В начале 90-х годов началась реконструкция, которая длилась более пяти лет. Одной из задач реконструкции было возвращение собору его первозданного облика. И сегодня он выглядит примерно так же, как и тысячу лет назад. Единственным исключением является побелка — изначально здание было просто сложено из камней, и только в ходе реконструкции его побелили.

Софийский собор вместе с одноименной площадью является одной из главных достопримечательностей Киева. На площади устраивают праздники и ярмарки, главная колокольня собора является одной из лучших смотровых площадок Киева . А еще здесь в любое время года можно встретить туристов, которые приезжают из разных уголков мира, для того чтобы полюбоваться на этот памятник ЮНЕСКО, сооруженный на бывшем поле боя.

Где находится Софийский собор в Киеве?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector