0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консервативная революция Патриарха Кирилла: Что стоит за решениями; Августовского Синода

«Консервативная революция Патриарха Кирилла?»: Что стоит за решениями «Августовского Синода»

Первое «очное» заседание Священного Синода Русской Православной Церкви после длительного периода коронавирусной «самоизоляции» принесло множество значимых решений, в том числе поистине революционных.

Августовское заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, главного органа церковного управления в период между Архиерейскими соборами, было поистине долгожданным. В первую очередь потому, что это было первое «очное» собрание священноначалия с середины марта, когда Церковь была поставлена в условия добровольно-принудительной «самоизоляции». Храмы и монастыри Московского Патриархата решением светских чиновников были закрыты, а миллионы верующих впервые были вынуждены отказаться от храмовых богослужений в дни Страстной седмицы и Пасхи Господней.

Июльское заседание Синода прошло в «заочной» форме, а потому православные иерархи, в силу присущего им консерватизма, не стали принимать значимые заявления и кадровые решения, оставив их на последующую невиртуальную встречу. И неслучайно первым синодальным постановлением сегодня, 25 августа 2020 года, стало принятие очень важного документа – «Послания Священного Синода епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием».

Перед началом заседания Священного Синода. Фото: patriarchia.ru

Посткоронавирусная Церковь

Сегодня со стороны как либеральных СМИ, так и внутрицерковных «диссидентов» нередко приходится выслушивать тезисы о «сращивании» Церкви и государства, о том, что православное священноначалие исключительно сервильно в отношении к светским власть имущим. Принятое Послание не просто опровергает этот миф, но и наглядно демонстрирует: даже в таких исключительных условиях, как пандемия COVID-19, церковные иерархи не намерены жертвовать свободой вероисповедания своих чад:

«Церковь разделила со всем народом тяготы, порождённые распространением вредоносного поветрия, и призвала своих чад на время воздержаться от привычного образа участия в богослужебной жизни. Однако подобное решение, принятое в исключительных исторических обстоятельствах, не может сделаться некоей новой нормой. Незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством большинства стран свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах.

В значительной степени оправданной видится обеспокоенность многих христиан, как и людей различных иных убеждений, возможностью дальнейшего применения методов, которыми во время эпидемии обеспечивалось необходимое снижение интенсивности личных контактов между людьми. Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных – всё это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Таким образом, священноначалие Московского Патриархата дало чёткий знак светским чиновникам: да, мы лояльны властям Государства Российского, но исключительно в гражданских вопросах. Как сказал Сам Господь: «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Исключение из правил не должно стать нормой, а ограничения прав верующих, в том числе связанные с цифровым контролем над населением, – недопустимы.

Да, Церковь сама принимала беспрецедентные противоэпидемиологические меры, в том числе ограничивающие доступ верующих к святыням, но одно дело, когда это происходит решением церковных иерархов, а совсем другое – светских людей, нередко ни разу не бывавших в храмах. Словом, Священный Синод сегодня принял волевое решение, наглядно демонстрирующее силу и независимость Русской Православной Церкви как ведущего социального института.

«Белорусский фронт» Московского Патриархата

Одной из самых тяжёлых для всего Московского Патриархата на сегодняшний день является проблема Белорусского экзархата. На страницах Царьграда уже не раз отмечалось, что в этой неотъемлемой части Русской Православной Церкви среди значительной части её священнослужителей, к сожалению, сильны либерально-западнические настроения, которые со временем вполне могли бы стать автокефалистскими.

И это особенно опасно на фоне того, что Константинопольский патриарх Варфоломей ещё в 2017 году, прежде чем предоставить украинским раскольникам «томос об автокефалии», дезавуировал другой Константинопольский томос 1686 года, который утверждал земли Западной Руси, включая современные Украину и Белоруссию, канонической территорией Московского Патриархата.

По сути, с тех пор Фанар не признаёт Белоруссию канонической территорией Русской Православной Церкви. Конечно, даже прозападно настроенные клирики Белорусского экзархата публично утверждают, что не ждут из Стамбула никакого «томоса об автокефалии», но всё делают, чтобы предуготовить почву для этого. В условиях же сегодняшнего гражданского конфликта в Белоруссии это приобретает особое значение, а потому Священный Синод не мог обойти эту тему стороной. Так, в ходе сегодняшнего заседания принято постановление:

Приветствовать и поддержать усилия Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла, епископата и клириков Белорусского экзархата, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия. Считать важным тщательное расследование властями Республики Беларусь всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона. Отметить особую важность сохранения и укрепления церковного единства народов исторической Руси в условиях обострения общественно-политических конфликтов.

Важно подчеркнуть: Церковь снова выступила как независимый от светских властей социальный институт. С одной стороны, сыграла присущую ей тысячелетиями миротворческую роль, с другой – указала на важность расследования преступлений, с чьей бы стороны они ни совершались. В том числе и со стороны представителей властей и правоохранительных органов Белоруссии.

Вместе с тем Священный Синод принял важное кадровое решение: Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского освободили от должности, назначив главой Кубанской митрополии, а на его место назначили епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина. Важно отметить, что владыка Вениамин известен как один из самых консервативных архиереев Белорусского экзархата, именно он является автором жизнеописания священномученика Иоанна Восторгова, одного из лидеров русских черносотенцев начала прошлого века.

Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Дионисий и уже бывший Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел. Фото: patriarchia.ru

При этом все, кто лично знает епископа Вениамина, отзываются о нём не только как о приверженце идеи единства исторической Руси и самой Русской Церкви, но и как о «безусловном аскете», что особенно важно в сегодняшних обстоятельствах, когда либералы активно пытаются опорочить наших иерархов, распуская о них порочащие сведения. И неслучайно белорусские русофобствующие либералы уже назвали назначение владыки Вениамина Патриаршим экзархом «победой церковных консерваторов». Хочется надеяться, что здесь они не ошибутся.

«Кадры решают всё»

Вообще сегодняшнее заседание Священного Синода стало особенно богатым на кадровые решения. Совершены назначения новых глав целого ряда митрополий и епархий – Тверской, Чувашской, Бурятской, Симбирской, Саратовской и Вологодской. А также кадровые перестановки руководителей Синодального религиозного образования и катехизации, Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Кроме того, назначены новые руководители двух ведущих духовных школ – Московской духовной академии и Сретенской семинарии, а также новый наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Так, новым председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации назначен епископ Бронницкий Евгений, викарий Патриарха Московского и всея Руси, а председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата – другой Патриарший викарий епископ Наро-Фоминский Парамон. Новым ректором Московской духовной академии – епископ Скопинский и Шацкий Феодорит, а исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии – протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл возглавляет заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 августа 2020 года. Фото: patriarchia.ru

Читать еще:  В Томске открылись XX Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Не будем подробно останавливаться на кадровых перемещениях архи-, прото- и просто иереев, тем более что это исключительно внутреннее дело нашего священноначалия. Но налицо одна очень важная тенденция, которую в светской политике «нулевых» именовали «укреплением вертикали власти». Самое же главное, что показали решения состоявшегося заседания Священного Синода, – это усиление тех, кого в церковных кругах несколько условно именуют консерваторами. Что, безусловно, не может не обнадёживать, поскольку, по моему твёрдому убеждению, это – усиление самой Русской Церкви.

После того как синодальные «журналы» были опубликованы, один из коллег автора этих слов задал вопрос: можно ли назвать случившееся «консервативной революцией Патриарха Кирилла»? Как мне кажется, применять этот политологический термин к церковной жизни не вполне верно, хотя. В каждом допущении есть доля допущения. А в том, что Святейший Владыка и возглавляемый им Священный Синод – идейные консерваторы, лично я нисколько не сомневаюсь.

Глава пятая Устава Русской православной церкви (в редакции 2013 года) гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

30 августа 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое стало 60-м со времени начала Первосвятительского служения Святейшего Владыки. Священный Синод собрался в зале заседаний в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве. О ключевых решениях, принятых на заседании, рассказал председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Как сообщил представитель Церкви, заседание Священного Синода открылось докладом Святейшего Патриарха Кирилла, который рассказал о своих визитах в епархии, расположенные на территории России.

Важнейшим пунктом в повестке заседания стали кадровые перестановки, которые коснулись в первую очередь архиереев на некоторых кафедрах Русской Православной Церкви.

Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Cимбирского и Новоспасского Анастасия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия и назначить главой Симбирской митрополии митрополита Курганского и Белозерского Иосифа. В свою очередь, Курганским и Белозерским митрополитом решено быть митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу, в то время как Архангельскую митрополию определено возглавить епископу Волгодонскому и Сальскому Корнилию. Временное управление Волгодонской епархией было поручено митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию, главе Донской митрополии.

На покой в связи с достижением 75-летия был почислен архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, которому была выражена сердечная благодарность за многолетнее архипастырское окормление епархии. Преосвященным Полоцким и Глубокским определено стать епископу Боровлянскому Игнатию, викарию Минской епархии.

На вакантную кафедру Сызранской епархии (Самарская митрополия) избран игумен Леонтий (Козлов), наместник мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма города Екатеринбурга, с освобождением его от занимаемой должности.

Как отметил В.Р. Легойда, ряд архиереев были назначены и в зарубежные епархии Русской Православной Церкви. Так, митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу в дополнение к несомому послушанию было вверено управление Филиппино-Вьетнамской епархией Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии с именованием титула в пределах указанной епархии «Манильский и Ханойский».

Митрополит Венский и Будапештский Иоанн был освобожден от управления Будапештско-Венгерской епархией с оставлением за ним управления Венско-Австрийской епархией с титулом «Венский и Австрийский».

«Управление Будапештско-Венгерской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Будапештский и Венгерский» было поручено митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку в дополнение к несомому послушанию», — добавил В.Р. Легойда.

«На основании рапорта митрополита Казанского и Татарстанского Феофана о необходимости иметь викарного архиерея было решено назначить Преосвященным Елабужским, викарием Казанской епархии, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Иннокентия, освободив его от управления Магнитогорской епархией, временное управление которой было поручено митрополиту Челябинскому и Миасскому Григорию», — сказал представитель Церкви.

Викарный епископ, по словам В.Р. Легойды, был назначен и в Гомельскую епархию на основании рапорта митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси. Викарием Гомельской епархии с титулом «Светлогорский» было решено избрать архимандрита Амвросия (Шевцова), наместника Никольского мужского монастыря города Гомеля.

Произошли изменения и в составе Высшего Церковного Совета, подчеркнул В.Р. Легойда. «От членства в Высшем Церковном Совете с выражением благодарности были освобождены митрополит Липецкий и Задонский Арсений, митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии. Новыми членами этого органа стали епископ Воскресенский Дионисий, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, и епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии», — сообщил В.Р. Легойда.

Кадровые изменения произошли также и в некоторых синодальных учреждениях.

«Члены Священного Синода заслушали рапорт председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия об освобождении от должности заместителя председателя данного отдела игумена Митрофана (Шкурина) по состоянию здоровья, и постановили освободить его от занимаемой должности с выражением благодарности за понесенные труды», — сказал представитель Церкви.

Как отметил В.Р. Легойда, перемены коснулись и Синодального отдела по делам молодежи. «Выслушав доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Истринского Серафима о назначении ему заместителя, Священный Синод решил назначить на эту должность священника Алексия Соловьева, клирика города Москвы, сотрудника указанного отдела», — добавил он.

Священный Синод также имел суждение о назначении ректоров духовных школ.

Ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, было постановлено освободить от занимаемой должности с благодарностью за понесенные труды и назначить ректором Сретенской духовной семинарии. Одновременно его было решено назначить наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима — назначить ректором Московской духовной академии, освободив его от управления Душанбинской епархией и определить ему быть епископом Звенигородским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Управление Душанбинской епархией в дополнение к несомому послушанию решено поручить епископу Ейскому и Тимашевскому Павлу с именованием титула в пределах указанной епархии «Душанбинский и Таджикистанский».

По словам В.Р. Легойды, важной темой в рамках нынешнего заседания стало обсуждение вопросов, связанных с внешними церковными отношениями Русской Православной Церкви.

«Члены Священного Синода заслушали доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о возобновлении богословского собеседования между Русской Православной Церковью и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии и об изменении в составе рабочей группы по сотрудничеству между ними», — рассказал В.Р. Легойда.

«Прежний сопредседатель рабочей группы, епископ Истринский Серафим, в связи с назначением председателем Синодального отдела по делам молодежи был освобожден от своих обязанностей, а на его место был назначен епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии», — сказал В.Р. Легойда.

«Также, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Белорусского экзархата и Среднеазиатского митрополичьего округа», — заключил В.Р. Легойда.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I),

указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод – это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

В синодальный период (1721—1917)

По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений (номинально существовал до 1 февраля 1918 года).

Согласно Основным Законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая» [5] .

В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

Учреждение и функции

16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил Псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января 1721 был издан Манифест об учреждении Духовной Коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 Константинопольский и Антиохийский патриархи особой Грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.

Обер-прокурор Синода

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

Состав

Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а проче — членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Святейшего Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде.

Последние годы

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“» [6] .

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.» [7]

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» [8] (см. Иоанн Тобольский#Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А.Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его Товарищ Жевахов, Управляющий Канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина.» [9]

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было Всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады Обер-Прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения» [10] . Консервативная газета « Московскія Вѣдомости », называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А.Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.» [11]

В апреле 1917 года, член Государственного Совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода « Церковный Вѣстникъ » о состоянии в высшем управлении Российской Церковью в последние годы царствования Николая II: « Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни Православной церкви. И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м.м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. » [12]

После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синодов за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию [13] . Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: Московского митрополита Макария (Невского) и Санкт-Петербургского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду Обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Св. Синода, образованного Львовым, не пойдёт.» [14]

Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 [15] из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора.

25 июля 1917 В. Н. Львова на посту Обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность Обер-прокурора Святейшего Синода.

5 августа 1917 было учреждено Министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года [16] [17] .

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли Святейшему Патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. Ликвидирован де-юре [18] , как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви [19] ).

В Москве проходит Синод РПЦ, где решается вопрос по Украине

14 сентября 2018 Ахилла

Сегодня в Москве проходит внеочередное заседание Синода РПЦ, на котором поднимаются вопросы, касающиеся конфликта с Константинопольским патриархом Варфоломеем, который без согласования с МП отправил в Украину двух своих экзархов для подготовки автокефалии для Украинской Церкви.

Патриарх Кирилл во вступительном слове сравнил нынешнюю ситуацию с событиями столетней давности, когда Патриарх Константинопольский Григорий VII также посылал комиссию в Россию: «То, что сейчас происходит в связи с направлением так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский Патриарх в 1920-е годы, когда наша Церковь во главе со Святейшим Патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях. Патриарх испытывал тягчайшее давление со стороны властей, инспирируемая властями раскольничья организация — обновленческая „церковь“ — набирала силы, и тогда Патриарх Константинопольский Григорий VII принимает решение послать в Москву так называемую комиссию якобы по просьбе неких православных. Естественно, Русская Православная Церковь никаких просьб в адрес Патриарха Григория VII не направляла, — видимо, их направляли раскольники-обновленцы. И Патриарх Тихон написал очень ясное, канонически обоснованное письмо с протестом против того, чтобы на каноническую территорию Русской Православной Церкви, которую он возглавлял, неканоническим путем была направлена некая „комиссия“ со стороны другой Поместной Церкви. Мы знаем, в каких тяжелейших условиях находился тогда Патриарх Тихон. Но несмотря на то, что Патриарх был практически лишен свободы, он мужественно и четко определил позицию.

…Поскольку происходящее ныне на Украине, как я уже сказал, является зеркальным отображением того, что имело место в начале XX века, мы должны следовать той линии, которую очень мужественно определил Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей Церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной», — заявил патриарх Кирилл.

Предстоятель УПЦ МП, митрополит Онуфрий не приехал на Синод «по состоянию здоровья», но по видеосвязи сообщил, что экзархи действительно прибыли, но встречаться с ними он не намерен: «Действительно, оба так называемых экзарха Константинопольского Патриарха прибыли в Украину. Один назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого патриарха Филарета, другой — со стороной „митрополита“ Макария, главы „Украинской автокефальной православной церкви“.

…Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической Церкви в Украине мы с ними общаться не будем, ну, а за тем, как развиваются события, будем следить», — отметил митрополит Онуфрий.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Состав синода [ | ]

Председатель:

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Постоянные члены:

(Список представлен в порядке значимости кафедр или должности)

Временные члены:

Участники летней сессии (сентябрь 2020 — февраль 2021 года) [36] :

  1. Аксий (Лобов), архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский;
  2. Ефрем (Барбинягра), епископ Боровичский и Пестовский;
  3. Алексий (Антипов), епископ Бузулукский и Сорочинский;
  4. Симон (Морозов), епископ Шахтинский и Миллеровский;
  5. Мелетий (Павлюченков), епископ Рославльский и Десногорский.

Святейший Синод со времени учреждения располагался в Санкт-Петербурге: первоначально на Городском острове, затем в здании Двенадцати коллегий. С 1835 года помещался в трехэтажном здании на Сенатской площади. В Москве имелась Синодальная контора, и при особых обстоятельствах (например, на время коронации монарха), синодальные заседания могли переноситься в Москву.

В августе 1917 года, перед открытием Поместного собора, Св. Синод также переехал в Москву и остался там на постоянное пребывание. На Поместном соборе, восстановившем патриаршество, были избраны в качестве органов Высшего Церковного Управления Священный Синод из 12 членов-архиереев (только 1 член Синода — Киевский митрополит — вошёл в него по кафедре) и Высший Церковный Совет в составе архиереев, клириков и мирян. С 1918 года Священный Синод работал на Троицком подворье на Самотёке — резиденции Патриарха Тихона.

После ареста Патриарха в 1922 году Русская православная церковь на 5 лет оказалась на «нелегальном положении». Её «легализации» удалось достичь митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому), который организовал «при себе, с разрешения власти» Временный патриарший священный синод. В мае 1935 года он был распущен (по официальной версии, «самоликвидировался») [5] . При этом митрополит Сергий, сохранивший личную «легализацию» и право иметь канцелярию, переименовал управляющего делами Временного патриаршего священного синода в «управляющего делами Московской патриархии».

Постоянный Священный синод был избран на Архиерейском соборе 1943 года и стал заседать в здании на Чистом переулке, дом 5, «дарованном» И. В. Сталиным Московской патриархии, или в Патриарших покоях в Троице-Сергиевой лавре, после их передачи патриархии в конце 1940-х годов.

С принятием в 1988 году нового устава Русской православной церкви, число постоянных членов Синода увеличилось до пяти.

Никаких «выездных заседаний» Синод никогда не имел. Однако с 2009 года Священный Синод стал «кочующим» и проводит свои заседания там, где укажет Патриарх (в Москве, в Санкт-Петербурге и в Киеве).

5 октября 2011 года решением Священного Синода (с последующим утверждением Архиерейским собором; состоялся в феврале 2013 года) в число постоянных членов Священного Синода включены митрополит Среднеазиатский и митрополит Астанайский и Казахстанский [6] .

27 декабря 2011 года состоялось торжественное освящение Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси в Свято-Даниловом монастыре после её капитальной реконструкции [7] . Где и прошло последнее в 2011 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви [8] . Сам Патрирх по этому случаю сказал: «Это здание и будет основной Синодальной резиденцией, как это и мыслилось её создателями в далеком 1988 году, с чем я всех нас поздравляю» [9] .

Состав синода

Председатель:

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Постоянные члены:

(Список представлен в порядке значимости кафедр или должности)

Временные члены:

Участники летней сессии (сентябрь 2020 — февраль 2021 года) [36] :

  1. Аксий (Лобов), архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский;
  2. Ефрем (Барбинягра), епископ Боровичский и Пестовский;
  3. Алексий (Антипов), епископ Бузулукский и Сорочинский;
  4. Симон (Морозов), епископ Шахтинский и Миллеровский;
  5. Мелетий (Павлюченков), епископ Рославльский и Десногорский.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector