0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

К метафорическим ассоциативным картам специалисты стали обращаться совсем недавно. И хотя история появления этого инструмента насчитывает чуть больше тридцати лет (а в России — и меньше), развивается он очень быстро.

В этой статье мы расскажем о том, что такое метафорические ассоциативные карты (МАК), когда и кто к ним обращается, в чём состоят преимущества этого инструмента и с какими заблуждениями можно столкнуться в работе.

Цели использования ассоциативных карт

Психолог помощью метафорических карт может воспользоваться в своей работе, преследуя следующие цели:

  • упрощение установки контактов с людьми, нуждающимися в помощи психолога – предполагает помощь в раскрепощении человека, пришедшего к психологу со своими проблемами. Ведь не так просто говорить о своих чувствах, тревогах на консультации. А если речь идет о ребенке, то с ним проще найти контакт во время своеобразной игры. Благодаря картам клиент расслабляется и чувствует себя менее напряженно и скованно. Работа психолога с группами также упрощается. Создается более теплая и дружеская обстановка уже на начальном этапе;
  • свободное общение – заключается в снятие ограничительных блоков, защиты. Не каждому просто прийти к специалисту и прямо рассказать о своей проблеме. Описание изображений на предложенных картах клиенту дается проще. Это объясняется снятием барьеров, внутренних табу, которые присутствуют обычно при разговоре напрямую.
  • эффективное обращение за пределы сознания клиента – предполагает открытие возможностей видения и осознания того, что спрятано в глубинах подсознания. На волнующий вопрос клиент может ответить просто, описывая картинку на выбранной карте. Таким образом, он способен осознать вещи, понять разные жизненные ситуации, которые раньше были для него загадками;
  • возможность актуализировать проблемы – заключается в использовании потенциала колоды, позволяющем достичь осознания, принятия и вербализации актуальных, волнующих на текущий момент проблем у клиента. Среди разнообразия мелочей и деталей на каждой карте он видит элементы, соответствующие своему состоянию;
  • поиски решений ситуаций – предполагает включение воображения, фантазии клиента, запуск определенных ассоциаций, которые способны подсказать неожиданные варианты решений, изменить взгляды и открыть глаза на разные вещи. С помощью метафор можно взглянуть на внутренний мир ближе, прочувствовать глубину проблемы, найти пути преодоления барьеров, помех, раскрыть свой потенциал.

Значение метафорических карт

Дело в том, что одна выбранная карта не имеет значения, все зависит от видения человека ситуации. Здесь не существует готового решения, как, например, при прохождении тестов. Это целый процесс, в ходе которого выдвигаются предположения, уточняются детали, происходит размышление с последующим и углублением в саму суть. В итоге человек видит картину волнующей его проблемы.

Читать еще:  Как религия влияет на быт людей?

Этот инструмент работает, если даже человеку нечего рассказать о своих чувствах, эмоциях, причинах своего состояния. К примеру, при описании картинки за картинкой, клиент без посторонней подсказки выходит к пониманию своей проблемы. Благодаря тому, что методика проективная, нет повторного нанесения травмы. Люди не погружаются в собственную проблему, а воспринимают ее в качестве внешнего явления.

Как работать с метафорическими картами?

Ключевые принципы работы с этими картами можно выразить утверждениями:

  • полученные результаты не могут быть основой для психологического заключения, диагноза клиента, однако способны помочь сделать обработку персональных данных человека, по ним психолог может выдвинуть ряд гипотез;
  • профессионализм психолога напрямую влияет на то, насколько успешной будет применение этого инструмента;
  • во время практик, не нужно ничего подсказывать клиентам, давать им какие-либо интерпретации. Важно не влиять на их выбор, они сам должны все понять и осознать;
  • лучший ориентир – чувство, ассоциация, интуиция, а на логику с разумом не следует полагаться;
  • выбор клиента является шагом к его пониманию и не может быть оценен, как правильный или неверный.
  • стратегии открытого выбора изображения в произвольном порядке – рекомендуется на начальных этапах для расслабления клиента;
  • стратегии выбора наугад из закрытых карт – более сложный вариант с элементами азарта.

Еще по одной классификации выделяют следующие стратегии с использованием:

  • зрительных образов (фото, рисунков);
  • словоформами, фразами.

Можно работать, используя одну технику, а также сочетать разные, главное, чтобы клиент захотел их выполнять.

Колода может иметь разные темы, к примеру, идентичности, детских переживаний, отношений в паре и т.п., а также стилевые и цветовые решения. Практиковать можно не как с одной колодой, так и с несколькими. Конкретных правил и норм не существует, все зависит от ситуации и цели. Кроме этого есть готовые техники, которые можно использовать в разных ситуациях, но можно также разрабатывать свои варианты.

Самостоятельная практика помогает познавать себя, путешествуя в своем внутреннем мире, но результаты могут быть поверхностными. Поэтому хотя бы для начала рекомендуют практику под руководством опытного специалиста. Профессионалы в отличие от начинающих обладают навыками снятия внутренних защитных блоков и барьеров, мешающих людям.

Работа по любым метафорическим картам предполагает намного больше, чем просто распечатывание изображений. Здесь все важно: и формат, и то, из какого материала изготовлен этот инструмент, вид покрытия, и самое главное – мастерство тех, кто его использует.

Читать еще:  Православные в Марокко встретили Крещение под теплым солнцем Рабата

Больше информации о метафорических картах, их возможностях и пользе можно получить у специалистов Центра развития личности «Арканум». Они готовы делиться опытом со всеми желающими.

Предыдущая статья

Преимущества работы с МАК

Гибкость использования — хотя большинство колод действительно имеют инструкцию, этот инструмент задействует творческое начало не только клиента, но и самого психолога. Инструкции в данном случае нужны скорее для знакомства с колодой и как вариант её использования. Хозяин колоды может использовать его в точности, отталкиваться от него или придумать свои правила.

Свобода клиента — через интерпретацию человек присваивает себе полученные ответы и чувствует их как собственную принадлежность, а не пришедшие от кого-то со стороны.
Обращение к бессознательному — к той части человека, где хранятся метафоры и образное мышление, где можно услышать язык чувств, происходит отход от привычных схем и шаблонов и становятся возможным открыть новые смыслы и решения.

Более лёгкое установление контакта — такая психологическая игра с МАК помогает создать безопасную и доверительную атмосферу.

Решать то, что важно здесь и сейчас — не всегда человеку легко определиться, с чего начать, с какой проблемы или вопроса. МАК помогают сделать это выбор, выявляя самые актуальные на сегодня переживания.

Теории [ править | править код ]

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
  2. Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
  3. Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
  4. Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Читать еще:  Богатые мусульмане смогут совмещать хадж в Мекку с дегустацией шоколада и спа-массажем

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию ( the mind is an entity, the mind is a fragile thing ), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу ( happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down ).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений». [3]

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector