1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5. Самосожжения старообрядцев. Раскол старообрядчества

Старообрядчество

Краткая историческая справка о старообрядчестве

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству. Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. О смысловом значении термина «старообрядчество» читайте в статье «Что такое старообрядчество?».

Содержание

filaretuos

Друзья и враги

РАСКОЛ (СТАРООБРЯДЧЕСТВО)

Раскол, (старообрядчество), в русской церкви был вызван исправлением церковных книг.

В первой четверти XVI в. святой преподобный Максим Грек нашел много ошибок в богослужебных книгах и пытался исправить их. Со времени Стоглавого собора (1550) исправление поручили невежественным духовным людям, которые сами вносили в них новые ошибки.

При царе Алексее Михайловиче Романовым в исправлении участвовали духовник его протоиерей Вонифатьев, Неронов, протоиерей Аввакум, и др. будущие раскольники; Будущий Патриарх Никон был среди них и горячо стал за улучшения самой церковной службы.

С 1649 года явились в Москве киевские ученые и не одобрили справщиков. Никон, сделавшись патриархом, с согласия собора 1654, начал новое исправление.

Служебник был исправлен не по рукописям, а по напечатанному заграницей экземпляру. Это вооружило многих. Начались прошения царю против «многомятежного» Никона со стороны протоиерея Неронова, Аввакума и др.

Патриарх Никон сперва спорил с ними, но скоро приступила к крутым мерам, которые разжигали сопротивление. Пострадавших в народе считали мучениками за истинную веру.

Раскол укрепился в Москве; проповедники его расходились повсюду.

Собор 1667 года при участии восточных патриархов одобрил исправление книги, составил наставление духовенству и предал анафеме протестовавших. Несогласные с постановлениями его стали формально раскольниками.

Позже возникли различные отношения раскольников к светским властям и церковной иерархии: одни в преследованиях от православных видели наущения антихриста, ожидали конца мира и ради спасения души отказывались от всяких сношений с никонианцами, отказались от церковной иерархии: довольствовались необходимыми домашними молениями, совершенно обособлялись от окружающего — , это была так называемая «беспоповщина», которая позже осела в том числе в Прибалтике.

Другие (большинство) довольствовались соблюдением древних обрядов и мирились с переходившими к ним священниками из бывших никониан, — поповщина, ныне Древлеправославная Церковь в России.

И та и другая разбились на согласия, а затем на множество мелких толков. От беспоповщины выделились рационалистические и мистические секты.

Вопрос о том, как жить раскольникам вне церкви, среди враждебного им православного общества, протопоп Аввакум решал в смысле полного разрыва с «никонианами», как он называл приверженцев православия: он требовал, чтобы никониан не принимали в дома, не стояли с ними на молитве, не имели с ними никакого общения.

Другим насущным вопросом был вопрос о попах. Он был первоначально решен в том смысле, что только попы, посвященные до 1666 г., могли совершать таинства; что же касается лиц, посвященных после 1666 г., то не только отрицалось их священство, но запрещалось даже молиться с ними в церквах и домах. Впоследствии, по мере того, как вымирали попы дониконианского посвящения, взгляд этот значительно был смягчен: уже Аввакум признал священство за попами нового посвящения, которые приняли старую веру и отреклись от новой.

Вопросы о крещении младенцев и о браке были решены так, что крещеных не следует перекрещивать, а повенчанных — разводить, но следует только «довершить таинство, прочитав молитвы по старому требнику».

Уже Аввакум своими толкованиями подготовлял крайние направления в Расколе, допуская много отступлений от старых церковных обрядов. В случае нужды Аввакум допускал, напр., венчание в простой избе и освящение церкви без благословения архиерея, дозволял мирским людям крестить младенцев, исповедаться друг пред другом и т. д.; причащать мог каждый самого себя. Не все соглашались с этим; среди раскольников с самого начала не было полного единомыслия и уже староверы делились и отходили партиями друг от друга.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО АВВАКУМА =Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, расколоучитель, 1620—1681 в Княгининском уезде. Враг новизны в церковном и светском быту, 1653, резко протестовал против исправления обрядов и книг патриархом Никоном; за непокорность сослан в Сибирь; не растрижен по просьбе царя. Начитанностью, горячей убежденностью приобрел массу сторонников в народе и среди знати; писал царю, убеждая отвернуться от ереси. 1667 духовный собор утвердил реформы Никона и проклял ослушников. Аввакум был заключен в Пустозерск. Его мыслями долго вдохновлялись раскольники. 1681 Аввакум написал резкое письмо царю Федору Алексеевичу, за что был сожжен с двумя товарищами по заключению.

Власти духовные и гражданские постоянно принимали меры против распространения Раскола. Строгость мер то усиливалась, то ослабевала.

При императрице Елизавете раскольников преследовали особенно сурово; Петр III облегчил положение раскольников, сравнив их с иноверцами. Наиболее сурово Раскол преследовался при Николае I.

Ограничения в некоторых правах и богослужениях старообрядцев продолжались до самого последнего времени. Лишь 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 старообрядцам России и «сектантам-беспоповцам» (в том числе в Латгалии) предоставлена свобода образования общин и устройства молитвенных домов, кладбищ и начальных школ, и отменены различных административных стеснений. Эту свободу староверам дал император Николай Второй.

Почему не изжит русский раскол?

Староверы и никониане – два термина родом из XVII века, надолго разделившие русский народ. Но почему спустя столько времени мы остаемся разделены? Попробуем вместе вспомнить о том, как усугублялась трещина раскола и почему в наши дни иерархи сторон так и не пришли к единству.

Национальная дезориентация

4 столетия назад Русскую Церковь потрясло скорбное событие – крупнейший за всю ее историю раскол на староообрядцев и последователей реформ патриарха Никона и царя Алексея Михалойвича…

Обычное начало для сотен, если не тысяч текстов, в которых автор пытается в рамках «вежливости пера» в очередной раз сообщить читателю уже множество раз переписанные факты. Тем не менее, чтобы понять суть раскола XVII века, необходимо кратко напомнить о том, что же происходило в те непростые для русского народа времена.

Итак, царь Алексей Михайлович Романов считал себя преемником древних греческих императоров. Ведь Москва – Третий Рим! Царь верил, что он и его наследники просто обязаны ступить на путь владения Константинополем. Оккупированная турками уже 2 столетия столица Византии привлекала русского правителя. Россия в XVII веке была единственной независимой православной страной в мире. В голове молодого царя жила мысль стать василевсом мирового Православия, а русского патриарха поставить Вселенским. Алексей Михайлович рассматривал грядущую церковную реформу как ступеньку в многоходовом политическом процессе.

Добиться «всеправославного единства» предполагалось прежде всего на религиозной почве. Богослужебные традиции Поместных Церквей, в том числе греческой, отличались от сохраненного незыблемым со времен Крещения Руси литургического эталона Москвы. Несвобода греков, начавшаяся со времен падения Константинополя (которому предшествовала уния с католиками), породила в их отношении настороженность в Русском царстве. «Греки нам не Евангелие», – довольно разумно возразил Иван Грозный на «позитивный» пример «православных униатов» Антонио Поссевино папскому послу при московском дворе. Этот слоган, нивелировавший греков как носителей Истины, прочно закрепился в России, на 100 лет сформировав стойкое отношение к вчерашним «учителям веры».

Честолюбие царя и патриарха толкнули Русскую Церковь на скользкий путь «реформ». Исправления старинных книг, кропотливо оформлявшиеся справщиками из числа земляков, носителей духа, традиции и культуры, верными сынами Отечества, были переданы в ведение киевлян и греков. Новые «корректоры» вместо работы над орфографическими ошибками занялись изменением текстов, сверяя их по новым греческим.

Читать еще:  Молебны об учащихся и преподавателях совершены сегодня во всех российских храмах

Этот момент стоит запомнить как точку отсчета в шагах к потере духовного суверенитета. Свое, родное, сакральное, сохраненное поколениями святых русских людей признавалось неправильным. На Московском соборе 1654 года русская церковная старина Сергия Радонежского и Макария Московского, целого сонма подвижников и святителей признавалась ошибочной. Происходила измена религиозному и национальному лицу, в XVII веке имевшая неразрывную связь.

Естественно, действия царя и патриарха, выбравших грубую дорогу авторитарных решений, встретили недовольство среди клириков и мирян. Протест усугублялся отсутствием альтернативных предложений для тех, кто оставался верен церковному преданию и, более того, жестким подавлением инакомыслия. Протопоп Аввакум, ставший негласным лидером ревнителей старины (тогда еще не старообрядцев), лишь защищал традицию, в которой вырос и был воспитан. Как и вся православная Святая Русь той эпохи.

Старообрядцев в XVII веке просто выгнали из Церкви. И в этом моменте историческая правда остается на их стороне. С последователями «старых» обрядов не разговаривали. Их подвергали жестоким репрессиям. Чего стоила только 8-летняя осада царскими войсками Соловецкого монастыря.

«Фундаментальной причиной раскола стала полная необоснованность реформы, при фактическом акте национально-религиозного унижения и жестоком подавлении инакомыслия»

Итак, фундаментальной причиной раскола стала полная необоснованность реформы, при фактическом акте национально-религиозного унижения и жестоком подавлении инакомыслия. Родное отныне признавалось недалеким и неправильным. Заморское – верным и ориентирующим. Парадигма национальной самостоятельности ломалась, и ломка эта начиналась с изменения религиозной жизни. Царство делилось само в себе, и масштабов катастрофы будущих веков пока никто не мог себе представить.

Старообрядцы в Российской империи

В Синодальный период ревнителей древнего благочестия тоже особо не жаловали. Культурное западничество петровской эпохи, по свидетельству современников, толкнуло в ряды старообрядцев еще больше сторонников. Репрессии против «двуперстников» не прекратились, находя дипломатические решения лишь в отношении крупных киновий (общин мирян со строгим христианским укладом), имевших для молодой империи экономическое значение.

Старообрядцы, преданные собственным государством, все же искали возможности мирной жизни и возвращении в лоно Церкви. Единоверие, учрежденное в 1800 году, появилось не как сухой казенный формуляр на бумаге, а как реальный запрос со стороны верующих. По местам старообрядцы обращались к правящим архиереям с просьбами освятить храм, разрешить совершать в нем богослужения и даже поставить священника для совершения таинств. В итоге митрополит Платон (Левшин) убедил императора Павла I издать указ о создании нового образования внутри Русской Церкви. Начиналась трудная, со скрипом, реабилитация «старых» обрядов. Но не всё было так просто.

Инициатива «снизу», на выходе получившая законодательное закрепление, в период правления Николая I использовалась как ловушка и орудие борьбы со старообрядчеством. Канцелярский подход властей сделал свое дело: в деле Единоверия остался мрачный отпечаток, к которому сами единоверцы не имели ни малейшего отношения.

Со времен раскола сменилось уже не одно поколение людей. Синодальная Церковь и старообрядцы шли параллельными маршрутами, оставаясь, тем не менее, двумя частями Тела Христова. У каждого течения сформировались свои обычаи и мировоззрение. Внешне единый русский народ представлял собой две крупные ветви: системную и внесистемную. Старообрядцы были лишены в Российской империи социальных лифтов. Их религиозность становилась объектом «мягких» и «жёстких» преследований. Рассчитывать приходилось на Бога, собственные силы и солидарных братьев, находившихся в аналогичных условиях. Старообрядцы довольно быстро стали серьезным этнорелигиозным объединением с мощной экономической базой.

Постоянное давление со стороны властей не могло не сформировать в их среде определенного защитного механизма по отношению к представителям «официальной» Церкви. Даже при соблюдении всех евангельских заповедей и настрое на любовь и миролюбие староверы выработали в себе недоверие, закрытость, настороженность ко всему связанному с Русской Православной Церковью.

Тем временем активно развивалось Единоверие. В первую очередь – благодаря широкой и активной работе ее деятелей. Во время Поместного собора 1917-1918 года единоверцы получили долгожданное равенство в правах с православными и собственную трехчинную иерархию. Если бы не кровавая смута, как знать, возможно, врачевание раскола завершилось бы еще до конца XX века…

Просим прощения

В 1971 году Поместный Собор Русской Церкви всё же вернулся к вопросу раскола XVII века: официальное «покаяние» в документарном выражении было принесено современниками за дела предков. Старые русские обряды были приняты равноспасительными с новыми. Негативные оценки и проклятия на носителей древнего благочестия и их религиозные убеждения признавались «яко не быша».

Стоит привести и текст примирительного воззвания к старообрядцам от лица Собора:

«Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами… Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа».

Ну, казалось бы, после этой трогательной фразы надо встать друг против друга староверам и «никонианам» да с разбега броситься к противоположной стороне во всепрощающие объятья. Но этого не произошло. Что-то пошло не так?

От слов к делу

Единоверие, или, правильнее сказать, православное старообрядчество, начало активно возрождаться в Русской Церкви после распада Советского Союза. К нашим дням мы имеем радостные примеры воссоединившихся с РПЦ общин поповцев и беспоповцев разных согласий. Число единоверческих приходов увеличивается. Межстарообрядческое взаимодействие, в том числе благодаря сети, развивается. Но старообрядцы, имеющие ныне собственные религиозные объединения, не спешат, несмотря на снятые «клятвы», к объединению.

В чем причина? Их несколько.

В пользу старообрядцев может говорить отсутствие четкого статуса у современного Единоверия. Нет положения в Уставе РПЦ, регулирующих документов. Нет собственного епископа. Единоверческие приходы живут по правилам прошлых веков, ряд из которых устарел и требует пересмотра в связи с современными реалиями. Появление старообрядного прихода в епархиях РПЦ чаще становится актом воли «низов», при разном отношении к этому явлению архиереев. Если управляющий епархией просто не захотел – единоверческий приход не откроется. Всё просто, это нерегламентированная инициатива, которую подрывает отсутствие четкого юридического статуса.

Объединение со старообрядцами возможно прежде всего в случае оформления Единоверия в некую автономную структуру внутри РПЦ. С соблюдением не только правил древнерусского богослужения, но и уклада, общинного строя, права приходов на имущество. Единоверие XX века сможет стать реальным и масштабным врачевателем раскола при даровании данному учреждению серьезных прав и свобод с учетом мнения старообрядческих согласий. Недоверие врачуется уступками. И старообрядцы это заслужили.

Но в свою очередь стоит отметить, что староверы, несмотря на вышеозначенные шаги на сближение со стороны РПЦ, порой удивляют неоднозначностью своих действий. Последнее – молчаливый «игнор» единоверцев и отказ от приглашения их делегации на Всемирный старообрядческий форум. Дико, непоследовательно и удивительно. Солидную старообрядческую группу, «мостик» в диалоге с Русской Церковью, Единоверие, с представителями которого у старообрядцев имеются живые связи, просто проигнорировали. Этот поступок стал неким рубежом, после которого диалог, безусловно, уже не будет складываться как прежде.

Вместе с тем, любовь, которой отличались христиане, в том числе и старообрядцы былых времен, стремительными темпами оскудевает в рядах носителей древнего благочестия. Не настороженность – открытая вражда, ненависть, оскорбления, исступленная агрессия – всё это демонстрируют представители согласий в жизни реальной и виртуальной. Выносить диагноз всем старообрядцам не хочется, но градус негатива, как отмечают бывалые единоверцы и «старая гвардия» самих ревнителей, повысился в последние годы. Евангельской любви встречаешь всё меньше…

Но несмотря на все двусторонние сложности диалога, обеим сторонам стоило бы задуматься о важности переосмысления своей позиции по «собеседникам». Мы – одна Церковь, которую расколола ошибка наших предков. Рана раскола зияет на русском теле, и мы понимаем, почему она до сих пор не зарубцевалась.

Читать еще:  Модернизировать богослужебный язык и проводить календарную реформу РПЦ не будет

В уважении к общим корням и традиции, убеждениям и вере, в братской любви нам стоит продолжать диалог и искать пути решения на пути к дружбе и… даст Бог, объединению. В единой Русской Церкви.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

В чем разница между православными христианами и староверами?

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Согласно православному учению, которое разделяли не только сторонники сторонники реформ патриарха Никона, так и их противники, добровольное лишение себя жизни является одним из тяжелейших грехов. В связи с этим официальная Русская православная церковь осуждала массовые самоубийства в среде старообрядцев и в 1667 году произнесла анафему на непокорников и хулителей, а правительство стало принимать меры к поимке мятежников и зажигателей и предавало их смертной казни. [2]

В то же время апологеты таких самоистреблений в старообрядческой среде предпочитают не использовать термины самоубийство и самоистребление, а массовые лишения себя жизни старообрядцами различными способами трактуются ими как добровольная мученическая смерть. При этом, предпочтение отдавалось «смерти в огне» или, так называемым, гарям. Самосожжение трактовалось как второе крещение, «крещение огнём» [2] .

Что же такое старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество» наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.

Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.

И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую вXVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра Iвключительно.

Старообрядчество краткая история

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Старообрядчество
Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в результате раскола Русской православной церкви, произошедшего в середине XVII века, и отказавшихся признать церковную реформу патриарха Никона.
Реформы Никона основывались на стремлении объединить обряды русской и греческой православных церквей. В 1653 г. перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 г. и о введении «греческого» трехперстного знамения. Открытое возмущение ряда священнослужителей этим решением послужило поводом для начала репрессий против церковной оппозиции.
Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 г. о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Возмущение народа вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам.
Так как расхождения между государственной церковью и старообрядчеством касались лишь некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг, то догматических расхождений между старообрядцами и Русской православной церковью практически нет. Для раннего старообрядчества были характерны эсхатологические представления, однако постепенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, крест признается только восьмиконечный. На проскомидии употребляется семь просфор, а не пять, как в официальном православии. Во время богослужения отдаются только земные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, православные — против солнца. В конце молитвы произносится «аллилуйя» два раза, а не три. Слово «Иисус» в старообрядчество пишется и произносится как «Исус».
Для раннего старообрядчества характерно отрицание «мира» — крепостнического государства, в котором господствует Антихрист. Старообрядцы отказались от любого общения с «мирскими», придерживались строгого аскетизма и регламентированного образа жизни.
На Московском соборе 1666 — 1667 г. противники реформ Никона были преданы анафеме. Часть из них, в том числе Аввакум Петрович и Лазарь, были сосланы и позднее казнены. Другие, спасаясь от преследований, бежали в отдаленные районы. Противники Никона считали, что после проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали именовать государственную церковь «никонианством».
В 1667 г. начался Соловецкий бунт — протест монахов Соловецкого монастыря против реформ Никона. В ответ царь Алексей Михайлович отнял вотчины монастыря и осадил его войсками. Осада продолжалась 8 лет, и только после предательства одного из монахов монастырь был взят.
После гибели Аввакума главой раскола стал Никита Добрынин (Пустосвят), который в июле 1682 г. провел церковный диспут в присутствии царя, однако был арестован и казнен за оскорбление царской чести.
В 1685 г. боярской думой раскол был официально запрещен. Нераскаявшиеся раскольники подлежали различным наказаниям, вплоть до смертной казни.
В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства — поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления Антихристом.
Сильный отклик получило в народе сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они наотрез отказались принять новые книги и обряды. Чтобы заставить монахов сдаться, царское войско с 1668 г. пыталось перерезать все пути снабжения монастыря продовольствием. Не выдержав напряжения длительной осады, в 1670 г. монахи первыми открыли огонь, тогда как войска выполняли приказ «не палить по монастырю». Лишь в 1676 г. войско с помощью перебежчика проникло в монастырь и расправилось с его защитниками как с бунтовщиками.
Незадолго до того за свои убеждения приняли смерть две близкие к царскому двору знатные женщины, сестры из боярского рода Соковниных — боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их сослали в монастырь, где в 1675 г. они скончались от голода. Немало было замучено и менее знатных исповедников «старой веры».
«В раскол» ушли незаурядные люди. Вожди «староверов» — протопопы Аввакум, Лазарь, суздальский священник Никита Пустосвят, диакон Федор, инок Епифаний и другие — были талантливыми проповедниками, людьми исключительного мужества. Они начали с противостояния насилию земной власти над человеческим духом и совестью, но в этом противостоянии обе стороны оказывались одинаково пристрастны. «Староверы» были привержены идее «третьего Рима» не менее чем реформаторы. Однако для них принятие «порченых» греческих образцов было свидетельством измены этой идее. «Третий Рим» — последний, «четвертому не бывать»; значит, разрушить его суждено антихристу незадолго до Страшного Суда. Если же «порча веры» исходит с вершин власти «третьего Рима», то это явно говорит о наступлении царства антихриста. Ужас перед ним заставлял видеть различия в вере там, где их по существу не было.
Разрыв с Церковью, которую «староверы», или старообрядцы, поспешили объявить прибежищем антихриста, сказывался на вождях раскола не менее чем на их противниках — угодничество перед властью. Обоюдное ожесточение разрушающе действовало на христианское сознание. В начале своей борьбы протопоп Аввакум с полным основанием обвинял власти в нарушении заветов Спасителя: «Огнем, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Какие апостолы научили так — не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить». О том, насколько разительно изменилось его мировоззрение в последние годы жизни, говорит письмо молодому царю Федору Алексеевичу. Аввакум писал о своих врагах: «Если бы ты дал мне волю, я бы их, мерзких жеребцов, что Илия пророк, как собак порубил в один день». Обращение к ветхозаветному образу пророка Илии выглядит не случайным. В Ветхом Завете описание жестоких деяний — правдивое отображение жестокости падшего мира, которая пронизывает сознание и мировосприятие всех людей, в том числе тех, кто создавал тексты Священного Писания и действовал в Священной истории.
Полнота божественного откровения во Христе показала чуждость этой жестокости христианству. Утрата христианского милосердия вождями раскола свидетельствовала об их неправоте, хотя и нисколько не оправдывала мучителей раскольников.
В апреле 1682 г. по царскому приговору Аввакум и его сподвижники были преданы ужасной казни — сожжены. В тот год совершился окончательный поворот властей к политике подавления раскольников силой.
После кончины царя Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) царями были провозглашены его братья Иван I и Петр. В Москве вспыхнул бунт стрельцов, предводителями которых были «ревнители старины». Они остались безнаказанными, т. к. верховная власть в стране практически отсутствовала. Эта ситуация позволила вождям раскола добиться согласия патриарха Иоакима на публичное состязание «староверов» со сторонниками «нового обряда». Оно состоялось вскоре после коронации юных царей. Подготовка к диспуту сопровождалась волнениями народа. Во время состязания священник — «старовер» Никита Пустосвят в присутствии царствующей семьи набросился с побоями на епископа Холмогорского Афанасия. Депутация старообрядцев была удалена из царских палат. Вскоре начались аресты и казни старообрядческих вожаков стрелецких выступлений. Собор 1682 г., созванный патриархом Иоакимом, наметил целую систему репрессий против старообрядчества. А в 1685 г. были изданы 12 указов, предписывающих конфисковывать имущество «староверов», их самих бить кнутом и ссылать, а за «перекрещивание в старую веру» тех, кто был крещен уже после введения реформ, полагалась смертная казнь.
Во второй половине XVII — начале XVIII вв. старообрядчество жестоко преследовалось, в результате чего было вытеснено в глухие места Поморья, Сибири, на Дон и за пределы России. Жестокость преследований вызвала среди старообрядцев убеждение о воцарении в Москве Антихриста, что привело к идеям о близости конца света и второго пришествия Христа. В этот период в среде беглых старообрядцев появилась крайняя форма протеста в виде самосожжений (гарей, или огненных крещений). Самосожжения получили вероучительное объяснение в виде мистического очищения души от скверны мира. Первый случай массового самосожжения произошел в 1679 г. в Тюмени, где в результате проповеди покончили с собой 1700 человек. Всего до 1690 в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек.
28 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от «двойного оклада» в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.
В конце XVIII — начале XIX в. гонения перестали быть массовыми и приняли более цивилизованный характер.
В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев — 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов — 1 миллион.
В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.
Общая численность старообрядцев на конец XX века — более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.
Официально термин «старообрядчество» стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину «раскольники» сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.

Читать еще:  4. Начало старообрядческого раскола

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector