0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7. Преследования старообрядцев. Основание белокриницкой иерархии

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Бурятия (16)
  • Вязание (79)
  • Вязание крючком (24)
  • тапочки-носочки (10)
  • для чайника))) (61)
  • здоровье (148)
  • зрение (13)
  • лекарственные травы (40)
  • массаж, биоточки (31)
  • о воде (3)
  • о питании (20)
  • о соли (4)
  • первая помощь (5)
  • упражнения, гимнастика (20)
  • интервью (54)
  • исторические портреты (332)
  • история руси (62)
  • история с иллюстрациями (1045)
  • О городах-1 (2)
  • археология (30)
  • женщины в истории (50)
  • женщины в истории-1 (50)
  • женщины в истории-2 (50)
  • женщины в истории-3 (47)
  • история дореволюционной России (165)
  • история религии и религиозные праздники (81)
  • история СССР (48)
  • история СССР-1 (50)
  • история СССР-2 (49)
  • История СССР-3 (35)
  • Китай (44)
  • музеи (85)
  • О городах (50)
  • О городах-1 (49)
  • О городах-2 (43)
  • Япония (48)
  • Кошки (122)
  • лекции по фольклору (82)
  • маленькие заметки (930)
  • даты, даты (403)
  • наш двор, наш город (54)
  • о детях и внуках (110)
  • погода (178)
  • Мир искусства (747)
  • живопись (491)
  • миниатюра (13)
  • рисунки (246)
  • скульптура (37)
  • статуэтки, малая скульптура,куклы (51)
  • ювелирное искусство (49)
  • Мир книг (418)
  • Ахматова (15)
  • Бродский (8)
  • Лермонтов (24)
  • Марина Цветаева (20)
  • Михаил Булгаков (9)
  • Поль Верлен, Артюр Рембо (7)
  • Пушкин (49)
  • Сергей Есенин (7)
  • стихи (189)
  • Тютчев (6)
  • Федерико Гарсиа Лорка (9)
  • Мир музыки (225)
  • Верди (10)
  • И.С.Бах (13)
  • Моцарт (8)
  • Перголези (2)
  • Чайковский (11)
  • Шопен (5)
  • Мир танца (74)
  • фламенко (16)
  • новости (162)
  • обучение (363)
  • Природа (533)
  • космос (30)
  • стихия (111)
  • фауна (221)
  • флора (132)
  • притчи, афоризмы (63)
  • пропавшие люди (430)
  • Родная сторона (68)
  • рукоделие (74)
  • джинсовые идеи (4)
  • Прически (4)
  • рукоделие (58)
  • шитье (12)
  • сатира в политике (26)
  • спектакли, кино (80)
  • украина (23)
  • Юмор, сатира, пародия (71)

Музыка

  • Все (4)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Трансляции

Статистика

Кафедра епископа в Белой Кринице

В Белой Кринице Павел решил устроить кафедру. Переехав тайно через границу, он послал австрийским властям на утверждение устав белокриницкого староверского общежительного монастыря (так было положено). Также направил прошение австрийскому императору о разрешении создать епископскую кафедру для окормления и рукоположения священников.

Сам Павел поехал в Вену, чтобы поддержать свои прошения при венском дворце (у него было много денег).

6 сентября 1844 года был издан указ австрийского императора об открытии монастыря и разрешении на въезд иерархов из-за границы, за исключением России. Император медлил с учреждением кафедры из-за расходов, но старообрядцы уверили, что сами будут содержать кафедру.

1. Состояние старообрядческой церкви (приемлющей белокриницкую иерархию) накануне революции.

Начиная с 1905 г. старообрядчество переживает «золотой век» свобода вероисповедания, открываются все новые и новые общины, строятся храмы 1 . Хоть и небольшое, но зато весьма активное представительство старообрядцы имеют в Государственных думах всех созывов. Купеческий старообрядческий капитал продолжает укрупняться. Рост числа старообрядцев и их влияния можно прочитать у миссионеров, которые пишут гневные отчеты о расширении и углублении «раскола» 2 .

Пермская епархия к 1917 г. состояла из 7 благочиний и 97 приходов, фактически на каждом приходе был священник, в некоторых больших приходах было по два священника, было два монастыря (Миасский женский и Шамарский мужской монастырь) 3 .

С 1907 г. наблюдается массовое возвращение старообрядцев из-за границы, многие из них воспользовались предоставлением земли в Сибири по столыпинской реформе. Большая часть старообрядцев стояла за сохранения существующего положения дел. Старообрядцу крестьянину дали землю; старообрядцу купцу возможность не бояться в открытую исповедовать веру отцов и вести бизнес; старообрядческая интеллигенция свободно писала произведения и издавалась. Ограничения были, но в сравнении с тем, что было в XIX в., нач. ХХ в. было временем свободы. Причин вставать старообрядцам на путь уничтожения существующего строя не было.

Но не стоит думать, что старообрядцы шли на сговор с властью и господствующей церковью, старообрядчество продолжало выступать, как цивилизационная альтернатива западнической романовской России.

География расселения старообрядцев

Избегая преследований царского правительства, старообрядцы поначалу старались расселяться максимально далеко от центров власти. По этой причине общины староверов можно было встретить в самых удаленных областях русского севера и Сибири, западных губерниях, Прибалтике и многих других окраинных районах. Впрочем, позднее, с ослабеванием преследований, старообрядческие общины обосновались и в центральной России. Кроме того, многие старообрядцы так и вовсе покинули территорию ставшей для них опасной родины, выехав за рубеж – в Османскую Турцию, Румынию, Канаду, Южную Америку и многие другие страны.

Читать еще:  Запрещенному в служении немецкому священнику-экуменисту не дадут восстановиться

Выехавшие в эти страны старообрядцы по сей день хранят свой традиционный уклад и говорят на архаичном варианте русского языка, на котором разговаривали их предки. В настоящий момент основным центром старообрядчества в России является, пожалуй, община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве, где в одном месте сосредоточено сразу несколько принадлежащих старообрядцам церквей и магазинов, кладбище, а также жилые дома. Именно туда, пожалуй, стоит поехать тому, кто желает воочию посмотреть на традиции старообрядцев.

Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.

Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».

Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы — Русская Православная Старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь) и на тех, кто не принимает священников и епископов — беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь,Часовенное согласие, бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).

Крестное знамение староверов делают двумя перстами

По символике старообрядческая церковь объясняет это так: каждый палец воплощает одно из трех лиц Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), сложенные вместе они образуют Святую Троицу. Два других пальца символизируют божественную и человеческую природы Христа.

Чуть согнутый средний палец по отношению к выпрямленному указательному, показывает уничижение Христа своей божественной природы. При крещении староверы сначала подносили руку ко лбу, затем опускали на грудь (в области сердца), клали на правое, а потом на левое плечо.

Схема как правильно креститься: вначале подносим правую руку ко лбу, далее к груди, а затем к правому и левому плечу

В чем разница между православными христианами и староверами?

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.
Читать еще:  Молебны об учащихся и преподавателях совершены сегодня во всех российских храмах

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Старообрядчество краткая история

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Старообрядчество
Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в результате раскола Русской православной церкви, произошедшего в середине XVII века, и отказавшихся признать церковную реформу патриарха Никона.
Реформы Никона основывались на стремлении объединить обряды русской и греческой православных церквей. В 1653 г. перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 г. и о введении «греческого» трехперстного знамения. Открытое возмущение ряда священнослужителей этим решением послужило поводом для начала репрессий против церковной оппозиции.
Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 г. о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Возмущение народа вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам.
Так как расхождения между государственной церковью и старообрядчеством касались лишь некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг, то догматических расхождений между старообрядцами и Русской православной церковью практически нет. Для раннего старообрядчества были характерны эсхатологические представления, однако постепенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, крест признается только восьмиконечный. На проскомидии употребляется семь просфор, а не пять, как в официальном православии. Во время богослужения отдаются только земные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, православные — против солнца. В конце молитвы произносится «аллилуйя» два раза, а не три. Слово «Иисус» в старообрядчество пишется и произносится как «Исус».
Для раннего старообрядчества характерно отрицание «мира» — крепостнического государства, в котором господствует Антихрист. Старообрядцы отказались от любого общения с «мирскими», придерживались строгого аскетизма и регламентированного образа жизни.
На Московском соборе 1666 — 1667 г. противники реформ Никона были преданы анафеме. Часть из них, в том числе Аввакум Петрович и Лазарь, были сосланы и позднее казнены. Другие, спасаясь от преследований, бежали в отдаленные районы. Противники Никона считали, что после проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали именовать государственную церковь «никонианством».
В 1667 г. начался Соловецкий бунт — протест монахов Соловецкого монастыря против реформ Никона. В ответ царь Алексей Михайлович отнял вотчины монастыря и осадил его войсками. Осада продолжалась 8 лет, и только после предательства одного из монахов монастырь был взят.
После гибели Аввакума главой раскола стал Никита Добрынин (Пустосвят), который в июле 1682 г. провел церковный диспут в присутствии царя, однако был арестован и казнен за оскорбление царской чести.
В 1685 г. боярской думой раскол был официально запрещен. Нераскаявшиеся раскольники подлежали различным наказаниям, вплоть до смертной казни.
В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства — поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления Антихристом.
Сильный отклик получило в народе сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они наотрез отказались принять новые книги и обряды. Чтобы заставить монахов сдаться, царское войско с 1668 г. пыталось перерезать все пути снабжения монастыря продовольствием. Не выдержав напряжения длительной осады, в 1670 г. монахи первыми открыли огонь, тогда как войска выполняли приказ «не палить по монастырю». Лишь в 1676 г. войско с помощью перебежчика проникло в монастырь и расправилось с его защитниками как с бунтовщиками.
Незадолго до того за свои убеждения приняли смерть две близкие к царскому двору знатные женщины, сестры из боярского рода Соковниных — боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их сослали в монастырь, где в 1675 г. они скончались от голода. Немало было замучено и менее знатных исповедников «старой веры».
«В раскол» ушли незаурядные люди. Вожди «староверов» — протопопы Аввакум, Лазарь, суздальский священник Никита Пустосвят, диакон Федор, инок Епифаний и другие — были талантливыми проповедниками, людьми исключительного мужества. Они начали с противостояния насилию земной власти над человеческим духом и совестью, но в этом противостоянии обе стороны оказывались одинаково пристрастны. «Староверы» были привержены идее «третьего Рима» не менее чем реформаторы. Однако для них принятие «порченых» греческих образцов было свидетельством измены этой идее. «Третий Рим» — последний, «четвертому не бывать»; значит, разрушить его суждено антихристу незадолго до Страшного Суда. Если же «порча веры» исходит с вершин власти «третьего Рима», то это явно говорит о наступлении царства антихриста. Ужас перед ним заставлял видеть различия в вере там, где их по существу не было.
Разрыв с Церковью, которую «староверы», или старообрядцы, поспешили объявить прибежищем антихриста, сказывался на вождях раскола не менее чем на их противниках — угодничество перед властью. Обоюдное ожесточение разрушающе действовало на христианское сознание. В начале своей борьбы протопоп Аввакум с полным основанием обвинял власти в нарушении заветов Спасителя: «Огнем, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Какие апостолы научили так — не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить». О том, насколько разительно изменилось его мировоззрение в последние годы жизни, говорит письмо молодому царю Федору Алексеевичу. Аввакум писал о своих врагах: «Если бы ты дал мне волю, я бы их, мерзких жеребцов, что Илия пророк, как собак порубил в один день». Обращение к ветхозаветному образу пророка Илии выглядит не случайным. В Ветхом Завете описание жестоких деяний — правдивое отображение жестокости падшего мира, которая пронизывает сознание и мировосприятие всех людей, в том числе тех, кто создавал тексты Священного Писания и действовал в Священной истории.
Полнота божественного откровения во Христе показала чуждость этой жестокости христианству. Утрата христианского милосердия вождями раскола свидетельствовала об их неправоте, хотя и нисколько не оправдывала мучителей раскольников.
В апреле 1682 г. по царскому приговору Аввакум и его сподвижники были преданы ужасной казни — сожжены. В тот год совершился окончательный поворот властей к политике подавления раскольников силой.
После кончины царя Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) царями были провозглашены его братья Иван I и Петр. В Москве вспыхнул бунт стрельцов, предводителями которых были «ревнители старины». Они остались безнаказанными, т. к. верховная власть в стране практически отсутствовала. Эта ситуация позволила вождям раскола добиться согласия патриарха Иоакима на публичное состязание «староверов» со сторонниками «нового обряда». Оно состоялось вскоре после коронации юных царей. Подготовка к диспуту сопровождалась волнениями народа. Во время состязания священник — «старовер» Никита Пустосвят в присутствии царствующей семьи набросился с побоями на епископа Холмогорского Афанасия. Депутация старообрядцев была удалена из царских палат. Вскоре начались аресты и казни старообрядческих вожаков стрелецких выступлений. Собор 1682 г., созванный патриархом Иоакимом, наметил целую систему репрессий против старообрядчества. А в 1685 г. были изданы 12 указов, предписывающих конфисковывать имущество «староверов», их самих бить кнутом и ссылать, а за «перекрещивание в старую веру» тех, кто был крещен уже после введения реформ, полагалась смертная казнь.
Во второй половине XVII — начале XVIII вв. старообрядчество жестоко преследовалось, в результате чего было вытеснено в глухие места Поморья, Сибири, на Дон и за пределы России. Жестокость преследований вызвала среди старообрядцев убеждение о воцарении в Москве Антихриста, что привело к идеям о близости конца света и второго пришествия Христа. В этот период в среде беглых старообрядцев появилась крайняя форма протеста в виде самосожжений (гарей, или огненных крещений). Самосожжения получили вероучительное объяснение в виде мистического очищения души от скверны мира. Первый случай массового самосожжения произошел в 1679 г. в Тюмени, где в результате проповеди покончили с собой 1700 человек. Всего до 1690 в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек.
28 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от «двойного оклада» в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.
В конце XVIII — начале XIX в. гонения перестали быть массовыми и приняли более цивилизованный характер.
В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев — 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов — 1 миллион.
В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.
Общая численность старообрядцев на конец XX века — более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.
Официально термин «старообрядчество» стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину «раскольники» сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.

Читать еще:  12. Нетовцы и немоляки

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector