0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уникальные места России, о которых вы вряд ли слышали: Иволгинский дацан

Уникальные места России, о которых вы вряд ли слышали: Иволгинский дацан

Мы продолжаем знакомиться с малоизвестными точками России и сегодня отправляемся к берегам Байкала, в Бурятию. Там находится уникальное с духовно-культурной точки зрения место — Иволгинский дацан, центр российского буддизма.

Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 142 905 200 непохожих друг на друга людей (по переписи 2010 года). Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье — татары, мордва и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и другие северяне.
Сегодня мы отправляемся в Бурятию, в центр российского буддизма.

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан — это буддийский монастырь, официально считающийся центром буддизма в России. Его история не уходит корнями в Лету. О нём не сложены красивые легенды. Но все, кто был там, говорят, что место это магическое.

Дацан — у бурят это буддийский монастырь, который, помимо храмов, включает в себя также университет.

Буддизм в Россию пришёл в XVII веке. До революции в стране насчитывалось 35 дацанов. Но для большевиков религия, как известно, была «опиумом» — дискредитировались все конфессии.

Ситуацию переломила война. Если спросить, как появился Иволгинский дацан, местные жители ответят: «Сталин подарил». В начале войны положение дел на фронте было настолько тяжёлым, что солдаты и их командиры были рады любой помощи. Бурятские буддисты собрали 350 000 рублей (неслыханная по тем временам сумма) и отдали их на нужды армии. Говорят, что именно в благодарность за этот щедрый жест советское руководство и позволило верующим построить дацан.

Правда это или местная небыль — неизвестно. Но факт того, что в мае 1945 года вышло Постановление народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского храма…», остаётся фактом.

…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии — это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её… Далай Лама ХIV

Иволгинский дацан начали строить в чистом поле. Сначала был простой деревянный дом, но постепенно усилиями верующих монастырь разрастался и преображался. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 гг. были построены соборные храмы (дуганы).

Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из главных буддийских святынь — нетленное тело ламы Итигэлова… Впрочем, обо всём по порядку.

Что посмотреть в Иволгинском дацане?

Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары — так называются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они отличаются по размеру, году постройки и предназначению. Так, Гунрик дуган — это храм, посвящённый будде Вайрочана, Джуд дуган является тантрическим храмом.

Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности.

Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во-первых, в Бурятии основной строительный материал — это дерево. Это отличает бурятские дуганы от тибетских, которые, как правило, возводятся из камня. Во-вторых, почти все храмы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в храм осуществляется прямо с улицы. Это объясняется тем, что зимы в Бурятии суровые и такие вестибюли защищают дуганы от холода.

Особое место среди построек монастыря занимает дворец с нетленным телом великого Учителя. Речь о бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Мальчик рано остался сиротой и в 15 лет прошёл 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провёл в монастыре 23 года, постигая духовные и философские истины. Завершив обучение, он активно занимался религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири.

Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление (навестить его через 30 лет) и впал в нирвану. Так его и «похоронили», поместив тело в кедровую бочку.

Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.

При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Увидеть нетленного может любой желающий. Но всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.

Ещё одна важная постройка на территории Иволгинского монастыря — буддийский университет («Даши Чойнхорлин» — в переводе с бурятского «Земля счастливого учения»). Он был открыт в 1991 году. Внешне университет весьма скромен — большой деревянный дом.

В настоящее время в учебном заведении обучаются около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака довольно строг, а быт аскетичен. В 6:00 подъём, с 7:00 до 21:00 — хуралы и изучение философии, тибетского языка, восточной медицины, иконографии, а также ряда светских предметов (логики, истории и других).

В перерывах между занятиями послушники готовят себе еду, убирают свои жилища (обычные деревянные избы прямо на территории монастыря) и выполняют хозяйственные работы по дацану. Через пять лет хувараки становятся ламами, а также получают светский диплом об образовании.

Лама — религиозный учитель, монах.

Приобщиться к жизни хуварака может каждый: по субботам и воскресеньям преподаватели Иволгинского дацана (среди которых, кстати, есть и духовные лидеры из Тибета, Монголии и Индии) читают лекции для всех желающих.

Чем заняться в Иволгинском дацане?

Знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо.

Гороо — в буддийской традиции это почётный обход святых мест.

На территорию Иволгинского монастыря можно попасть через главные ворота (они находятся на южной стороне монастыря) или малые второстепенные. Главный вход открыт только по большим праздникам, в остальные дни туристы и паломники пользуются «запасными» воротами. По всему периметру храмового комплекса — специальная дорожка для совершения гороо.

Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Последние всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.

Также на пути встретится причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.

Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во время гороо можно заходить в любые открытые дуганы, присутствовать на молебнах. Главное — соблюдать местный этикет. Так, нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Читать еще:  Онлайн-казино RoyalLoto

Следует заглянуть также в оранжерею, где растёт священное дерево Бодхи. Это один из главных символов буддизма. По легенде, медитируя именно под этим деревом, Будда достиг Просветления. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу.

После гороо можно пройти на пустырь за дацаном, где растёт сухой кустарник, увешанный разноцветными тряпочками. Эти тряпочки называются химморины.

Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.

Узнать, какой вам нужен химморин, освятить его, а также спросить, куда его лучше повесить, можно у лам. Лоскут нужно привязать к дереву или кусту, а каждый порыв ветра будет «читать» молитву за вас. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.

Помимо храмов и религиозных монументов (к примеру, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддийского искусства, библиотека, кафе, летняя гостиница и торговые лавки. В одних из них продают буддийские сувениры, а в других строят бизнес местные жители. Они торгуют шалями, шерстяными варежками и носками. Пообщавшись с ними, можно не только снизить цену, но и узнать много интересного о бурятском народе. В кафе подают национальную кухню (позы, плов и прочее) — это ещё один способ приобщиться к бурятской культуре. Кроме того, места вокруг столь самобытные, непохожие на европейскую Россию, что руки сами невольно тянутся за фотоаппаратом. Словом, даже люди, далёкие от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.

О главном

Бурятская республика находится на востоке России, в Забайкалье, и граничит с Монголией. Именно из Монголии родом были предки современных бурят, именно оттуда были заимствованы некоторые обычаи и традиции, а также пришло учение Будды. Сами буряты называют его «Буддын шажан».

Оно здесь в основном представлено школой тибетского буддизма гелуг. Представителей этого направления также часто называют «желтошапочниками» за характерные головные уборы желтого цвета.

Этот цвет восходит к одежде древнеиндийских монахов, носивших старые накидки, которые пожелтели на солнце. За это направление гелуг также называют «желтым», или по-бурятски – «шара шажин». Гелуг – направление, которое издревле связывает духовными узами жителей Бурятии с монголами, тибетцами и другими народами Центральной Азии.

Список праздников буддизма

  • Весак — День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды;
  • Буддийский Новый год;
  • Монлам — память о 15 чудесах, совершённых Буддой;
  • Майдари-хурал;
  • Мистерия ЦАМ;
  • Поворот колеса учения;
  • День рождения Далай-ламы.

Строгого регламента, какие праздники в буддизме нужно справлять неукоснительно, не существует. Ритуальные предпочтения зависят от школы (махаяна, тхеравада, тантра) и от исторических традиций отдельных стран.

Приведённый перечень далеко не полон. В частности, в тибетском буддизме повсеместно празднуется неизвестный другим течениям Дзул — День поминовения философа Цзонхавы.

Асола Перахара, торжество в честь Зуба Будды отмечают только сторонники тхеравады в единственном храме на острове Шри-Ланка, где хранится эта удивительная реликвия. Пышные торжества длятся две недели и включают процессии с празднично украшенными слонами. На одном из них по городу провозят ларец со священным Зубом.

Главные праздники буддизма

О самых значимых датах в буддийском мире стоит рассказать подробнее. На вопрос «Какой самый важный праздник в буддизме?» можно ответить однозначно — Весак. Он символизирует сразу три сакральных события: рождение, просветление и смерть Будды. Согласно поверью, Гаутама родился, обрёл дар просветления и ушёл в Нирвану во второе полнолуние года. Обычно оно приходится на последние майские дни.

Празднование Весака длится на протяжении целой недели. В монастырских общинах служатся особые молебны и устраиваются пышные церемонии. Дома и храмы с любовью украшают фонариками, живыми цветами и горящими лампадками, которые символизируют свет великого сострадания Будды. Люди совершают паломничество, приходят в монастыри, чтобы предаться медитации и послушать рассказы монахов. Сельхозработы в эти дни запрещены в знак милости ко всем земным существам, в том числе домашнему скоту.

Новый год в буддийской традиции отмечают в первое новолуние весны. Из-за отличий в летоисчислениях разных школ Новый год в таких странах, как Монголия, Тибет, Калмыкия, встречают в разные сроки.

Накануне Саагалгана уважаемые ламы-астрологи оглашают предсказания на следующий год. В монастырях совершаются молебны почитаемым божествам. Самая любимая богиня — Шри-Дэви. Она покровительствует древней тибетской столице — Лхассе.

Здесь сохранилось поверье, что Шри-Деви под Новый год осматривает свои владения, чтобы удостовериться, хорошо ли жители подготовились к её приходу. Чтобы заслужить милость богини и заручиться её расположением на год вперёд, рекомендуется не ложиться спать всю ночь: молиться в храме либо произносить мантры у домашнего алтаря.

Праздничное застолье по традиции должно включать блюда из продуктов белого цвета. Этот период года связан с массовым появлением приплода у скота. Становится много молока, отсюда и происходит название Сагаалган, которое переводится как ‘белый месяц’.

Молитва Монлам начинается с первым рассветом Нового года и читается 15 дней подряд. Праздник посвящается воспоминанию о пятнадцати чудесах, сотворённых Буддой. История гласит, что несколько монахов покинули своих прежних учителей-аскетов, чтобы присоединиться к сторонникам Будды. Возненавидевшие его монахи начали прилюдно злословить над Учителем, опровергая его святость.

Будда равнодушно относился ко всем насмешкам, но ученики упросили его продемонстрировать видимые доказательства своего могущества. В индийской деревне Шрасвати Будда 15 дней подряд совершал чудесные деяния, после чего слава о нём разнеслась по всему миру.

После окончания торжественных молебнов монахи сдают экзамены на получение более высокого сана. В последний день праздника, который всегда выпадает на полнолуние, делают 15 фигурок из топлёного масла, изображающих чудеса Будды. Их выставляют для обозрения в дацанах.

Этот праздник посвящён воплощению Будды Майтрейи в конце времён. Его правление связывается с благословенной эпохой процветания и блаженства, когда люди на земле будут жить 84 тысячи лет.

На Майдари-Хурал стекается множество паломников в монастыри. Из храмов выносится скульптура Будды Майтрейи, которую водружают на богато украшенную колесницу. Сопровождаемая многочисленными верующими процессия неспешно обходит стены монастыря по направлению движения солнца. Это событие и отражено в названии празднества — Круговращение Будды Майтрейи.

Церемония часто прерывается чтением сутр и ритуальными чаепитиями, поэтому продолжается она целый день. В завершение накрывается стол с обильными угощениями, приносятся подарки монашеской общине.

Мистерия ЦАМ

Некоторые исследователи считают, что корни ритуального действа ЦАМ следует искать в древних шаманских обрядах. В храмовую практику северного буддизма её ввёл великий учитель Падмасамбхава (VIII в.). Особо распространена мистерия в монгольских, бурятских, тибетских монастырях.

Обряд представляет собой пантомиму, исполняемую ламами в устрашающих масках докшитов (хранителей). Персонажи разыгрывают ритуальное действо, совершая танец по кругу, жестикулируя руками. Ежегодно исполняемая мистерия преследовала несколько задач:

  • устрашить и отдалить злых духов от последователей буддизма;
  • продемонстрировать торжество истинного вероучения;
  • показать присутствие божества в видимом мире;
  • подготовить человека к видениям в посмертном странствовании, которые сопровождают его на пути к перерождению.

Миссия исполнения Цам поручается монахам, получившим особое посвящение. Несколько дней до начала мистерии они постятся и погружаются в глубокую медитацию.

Поворот колеса Учения

Важнейший праздник в буддизме, отмечаемый в четвёртый день шестого лунного месяца. Знаменует день первой проповеди Будды Шакьямуни в индийской провинции Сарнатх. Первыми учение из уст Будды услышали пятеро аскетов, ставшие впоследствии его преданными учениками.

Главное действо празднования — обход храма со скульптурным изображением Будды Майтрейи, которое сопровождается чтением специальных сутр и игрой на ритуальных музыкальных инструментах. Духовная задача церемонии — приблизить период царствования Будды Майтрейи.

День Рождения Далай-ламы

Список праздников буддизма будет неполон без упоминания о памятной дате, единственной, исчисляемой по солнечному календарю. Каждый год 6 июля северные буддисты отмечают день рождения своего духовного лидера в изгнании Далай-ламы XIV. Судьба этого удивительного человека — живая иллюстрация буддийского вероучения. Он считается последним физическим воплощением Будды Сострадания.

Его предшественник оставил указание, где искать своё перерождение. Именно туда после смерти Далай-ламы XIII отправилась поисковая группа монахов. Родившийся в бедной семье крестьян 2-летний мальчик Тэнзин Гьяцо был найден по особым знакам, по которым определяют новую реинкарнацию Далай-ламы.

Затем последовала серия специальных испытаний, во время которых мальчик должен был найти вещь, принадлежавшую ему в прошлой жизни. С успехом пройдя проверку, 22 февраля 1940 г. он был возведён на трон Далай-ламы.

Это лишь малая толика из великого собрания праздников и ритуалов, существующих в буддизме. Менее значительные торжества посвящаются божествам, святым и покровителям, почитаемым отдельными школами, монастырями и общинами.

Читать еще:  В Азербайджане начали праздновать Курбан-байрам

В 2017 году День явления чудесных сил Будды приходится на 12 марта. Это один из важнейших буддийских праздников. Он связан с деяниями основателя буддизма Будды Шакьямуни, победившего лжеучителей в соревнованиях по сверхъестественным способностям. В честь этого праздника, как мы ранее сообщали, в эти дни, с 10 по 12 марта, проводится традиционный молитвенный фестиваль «Монлам Ченмо» (Великий молебен, Ик мёргюл).

В этот день около 2500 лет назад Будда Шакьямуни в индийском поселении Шравасти завершил блестящей победой и показом чудес диспут с шестью неверными учителями, который длился 15 дней (с первого лунного дня месяца Дракона). Он доказал истинность своего учения.

В один из дней Будда воткнул в землю деревянную зубочистку, и из нее мгновенно выросло прекрасное фруктовое дерево, которое заслонило собой небосвод. В 15-й лунный день Будда коснулся рукой земли, она расступилась и живущие на Земле увидели страдания существ в аду. Согласно легенде, более 100 тысяч живых существ после этого преисполнились верой.

В жизнеописании Будды, составленном Таранатхой, говорится, что на диспут «собралось несметное количество людей, желающих увидеть великие чудеса, а также бесчисленное количество богов, нагов, асуров, были гаруды, пищачи, кусмандаки, кинара, бхуты». В течение 15 дней Будда являл свои возможности, совершая чудеса в доказательство истинности проповедуемой им веры. 91 тысяча последователей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли его учение.

Об истории этого праздника геше Тензин Дугда, проживший в Калмыкии последние годы свои, рассказывал так:

«– Однажды во времена жизни Будды Шакьямуни некие небуддийские ученые магики решили устроить состязание с Буддой, демонстрацию магических сил и обратились к королю этого государства, сказав, что хотели бы посоревноваться с Буддой и посмотреть, кто сильнее. Король постоянно отказывал, но магики настаивали и разными способами пытались добиться разрешения короля. Когда наступил момент очередной просьбы, они спросили: «Почему ты не даешь разрешение провести соревнование с Буддой?», на что король ответил: «Вы знаете, я больше всего боюсь за вас, за то, что вы опозоритесь и осрамитесь». И на эти слова ученые магики сказали: «Тебе незачем беспокоиться, мы обладаем чудесными магическими силами, у нас есть огромная сила и поэтому ты не должен беспокоиться, мы не осрамимся». И тогда король обратился с просьбой к Будде и Будда ответил: «Хорошо, я согласен». В этот месяц Цаган Сар с 1-го лунного дня до 15-го лунного дня наш Будда демонстрировал различные магические силы и проявления. В течение этих 15 дней на соревнованиях присутствовали и монахи, и не монахи – миряне, и представители различных сословий, и каждый день были люди, которые становились благотворителями и делали подношения едой и питьем. В 15-й лунный день таким благотворителем различных угощений стал отец Будды, король Шуддходана, который сделал подношение всем присутствующим. И когда гости попробовали эту еду, то обнаружили, что она была божественно вкусной. Таким образом, эти дни называются демонстрацией чудесных сил Будды Шакьямуни, и эта традиция восходит к древности.

В Бодхгае есть озеро, история образования которого такова: когда Будде омыли ноги и затем выплеснули эту воду, то она превратилась в это озеро.

После ухода Будды в нирвану, для того, чтобы Его учение сохранилось в нашем мире, великий лама Цонкапа дал клятву, что будет способствовать продолжению распространения учения Будды. Таким образом, лама Цонкапа явился основоположником этой традиции, когда в месяц Цаган Сар проводятся специальные молебны, ритуалы, йорялы, благопожелания, которые необходимо провести в это время. Он же явился основателем монастырей Ганден, Дрепунг, Сера и других.

В дни таких молитв и благопожеланий монахи 7 раз в день проводят собрания. Утром, в обед и вечером они должны дискутировать над текстами Праджняпарамиты, Винаи, текстами Васубандху Абхидхармой. Также три раза монахи собираются, чтобы испить чай и покушать еду.

Утром же монахи собираются, чтобы слушать жизнеописание Будды, джатаки. Такая же традиция существует в Тибете, в Монголии и в Калмыкии. В послеобеденное прочитываются специальные благопожелания. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче как-то сказал, что во времена советской власти эта традиция исчезла и сейчас ее нужно восстанавливать. Тэло Тулку Ринпоче возрождая эту традицию, стремится к тому, чтобы каждый год читались подобные молитвы и благопожелания в месяц Цаган Сар».

В храмах вспоминают историю о том, что реформатор буддистского учения лама Цонкапа в 1409 году учредил в столице Тибета, Лхасе, великий молитвенный праздник Монлам в честь победы Будды над лжеучителями. Проводился он в первые дни первого лунного месяца Дракона, после чего ежегодно стали проводиться молебны именно в этот период. По традиции, в монастырях Тибета Дрепунг Гоманг и Ганден, а также в храмах Калмыкии в течение нескольких дней все монахи собираются и читают молитвы.

Во время молебнов призываются все Будды, бодхисаттвы, защитники учения и произносятся восхваления Будде Шакьямуни. Читаются тексты, восхваляющие чудесные деяния Будды Шакъямуни и биографию великого ламы Цонкапы, текст Праджняпарамиты и другие молитвы, обращенные к великим учителям. Эта традиция была сохранена тибетцами и дошла до наших дней. На юге Индии, где сейчас тибетские монахи продолжают передавать буддийское учение, были заново построены монастыри Дрепунг Гоманг и Ганден, где также в дни праздника Монлам, тибетского Нового года собираются все и проводят молитвенный праздник. Сразу же после праздника начинаются учения Его святейшества далай-ламы XIV, на которые съезжаются тысячи паломников со всего мира.

По словам буддийских лам, результаты хороших поступков, совершенных в дни явления чудесных сил Будды, преумножаются в тысячи раз, поэтому верующие не теряют времени зря – уделяют особое внимание соблюдению нравственности, размышлениям о своей карме, зарождают в сердце благие намерения, совершают очистительные практики, подношения Буддам, обходят храмы и ступы, читают мантры, делают поклоны.

В буддийской иконописи диспут Будды Шакьямуни с оппонентами представлен в серии из 15 икон (тханок или танок), каждая из которых посвящена одному из явленных Буддой чудес.

Танки из серии «Великие чудеса Будды» представлены в книге-альбоме “Иконография Ваджраяны” [М, 2003. — 624 стр.] . Эта книга была преподнесена в дар Шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче от монгольских лам. Тэло Тулку Ринпоче передал альбом в библиотеку Центрального хурула республики .

Альбом «Иконография Ваджраяны» — богато иллюстрированное издание, посвященное тантрическому искусству Ваджраяны. В нем впервые публикуются танки серии из 156 цакли (миниатюрных изображений божеств) из фондов музеев Бурятии. Анализируется стиль, иконография, символика искусства Ваджраяны,или «Алмазной Колесницы». Живописные свитки-танка, миниатюры-цакли и скульптура отображают великолепие и утонченность искусства Индии, Китая, Монголии и Тибета.

«Иконография Ваджраяны» – первый из серии альбомов « Ars Buddhica », посвященных искусству и культуре буддизма.

Иллюстрации: тханки из серии «Великие чудеса Будды».

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Правила поведения и порядок подношения в дацанах

При входе в дуган (храм) принято снять головной убор. Также следует отключить сотовые телефоны, пейджеры и т.д. Фотосъемку внутри можно делать только с благословления служителей дугана. Нужно придерживаться почтительного отношения к статуям и изображениям божеств, нельзя тыкать пальцем. Не следует громко смеяться и шумно разговаривать, не следует держать руки в карманах.

Верующий мирянин, приходя в дацан, делает обход посолонь по периметру всего дацана, приводя в движение хурдэ, т.е. большие молитвенные барабаны, в которых нанизаны мантры. Войдя во двор, желательно полностью направить свое сознание на три объекта: следить за своим телом, речью и умом. Телом нужно произвоть поклоны перед священными ступами, речью произносить священную мантру, в уме сохранять ясный облик Будды, излучающего ясный свет. Читая мантру, нужно желать счастье всем живым существам, страдающим в этом несовершенном мире.

Приобщившись к общему действию, можно тихо подойти к алтарю, где находятся божества, мандалы, и произвести поклоны. В Мандалу, т.е. трехступенчатые обручи, украшенные драгоценными камнями и металлами, усыпанную зерном, семенами, драгоценными пилюлями и обозначающую символическое изображение буддийского мира, можно положить деньги в знак умножения благоденствия, достижения богатства. При поклоне свои руки складывают впереди себя, в ознаменование того, что в своей жизни человек будет руководствоваться методом (арга) и мудростью (бэлиг) для достижения ступени Будды. Сложенные руки нужно поднять над головою, чтобы показать свое намерение воспарить в Гандэн — область всесовершенных будд. Прикладывая руки ко лбу, молятся, чтобы очистились все отрицательные поступки и действия, совершенные телом. Полагая руки против горла, просят, чтобы очистились все отрицательное, совершенное речью. Держа их около груди, просят, чтобы очистились действия, совершенные умом — сознанием. Преклоняя свои колени к полу, выражают желание шествовать по стезям пяти путей, возводящих к высшему совершенству. Касаются лбом пола, чтобы достичь всех 11 лучезарных областей света. Простираясь, просят, чтобы исполнились все четыре рода благих деяний. Вытягиваясь всем телом и выпрямляя все изгибы своего тела, знаменуют намерение побороть и исправить всякую неистину в мире материальном. Поднимаясь с пола на ноги, тем самым показывают, что отрекаются от Сансары — мира материи и обращаются на путь к Нирване. Поклоны совершаются 3, 21, 108 и более раз с намерением извлечь все живые существа, обитающие в царствах низших перерождений, и возвысить их в Блаженные Чистые Земли — Девачен.

Читать еще:  Греческая православная церковь открыла представительство при Евросоюзе

Чтобы всегда сопутствовала удача, обходили болезни и всякие трудности, необходимо получить благословение от Сахюусана — защитника Учения. Полностью положившись на его силу и мощь, мудрость и сострадание, тем самым получают полную защиту. Во время молебна Сахюусана совершают обряд «Сэржэм», в котором используется окропление спиртным напитком, делают подношение из яств. С собой можно взять пустую емкость для освященного аршана с тем, чтобы омыть своих родных и близких.

Кем был Будда?

Известно лишь несколько подробностей о жизни Сиддхартхи Гаутамы, человека, который впоследствии стал известен во всем мире как Будда, или Просветленный. Он родился в привилегированной семье, в деревне недалеко от современного Непала в 5-м или 6-м веке.

Будда

Будучи принцем по статусу, он познал трудности внешнего мира только когда ему было около 20 лет. Этот опыт побудил его отправиться на поиски просветления (или Нирваны). Достигнув Нирваны, он стал известен как Будда.

Он передал свое учение многим, чтобы и другие могли достичь Нирваны.

Представляем вам великие выражения Просвещенного.

История буддийской религии в Элисте

Буддизм республики Калмыкия дотируется XIII — XIVвв, конец XVI века. Согласно монгольским преданиям, зародился во время похода Чингисхана в Северный Китай. Массовой религией стал период XVIIв.

На территории республики в 1984 году открыт первый православный приход. В селе Приютное, Астраханской области. Началось возрождение православия. Буддизм и христианскую церковь объединяют общие религиозные взгляды, направленные на устранение межнациональных конфликтов. Проводятся богослужения, ведутся беседы, на тему религии, организованы благотворительные фонды.

История основания дацана в Иволгинске

Обитель построена в 1945 году в 35 км от Улан-Удэ — столицы Бурятии (республика входит в состав России). Дацаны, существовавшие ранее, в военные годы были уничтожены, и об их возрождении никто не задумывался. Правительство приняло другое решение — об основании самими верующими буддийских храмов в Бурятии.

Их заселили старые ламы, прибывшие на родину с каторжных работ, а также обыватели Верхней Иволги. Новому монастырю было дано название на местном языке «Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хийд». Его перевод с бурятского таков: «Обитель учения Колеса, дарующего радость и наполняющего счастьем».

Много лет здание нового дацана было единственным местом, где могли собраться буддисты Бурятии, но в 90-х годах ушедшего столетия на здешних землях стали появляться и другие духовные центры, что порадовало и воодушевило верующих. Однако, Иволгинский дацан все равно оставался для них самым излюбленным местом.

С 1991 года при буддистском монастыре начинает функционировать университет «Даши Чойнхорлин». Занятия в нем проводятся и поныне, и аналогов на территории России у него нет. Студентам этого заведения преподаются все тонкости философии буддизма. Примечательно, что подача материала производится, в монастырских бурятских школах, которые существовали здесь до революции 1917 года.

Дацан Ринпоче Багша и тропа символов года

Ни прогулки по центру, ни походы в музеи не могут с этим сравниться. В центре Улан-Удэ почти всё советское и европейское, хоть и чувствуется азиатский оттенок, а здесь живой колорит. Можно свободно зайти в буддийский храм, позвонить в огромный колокол в саду монастыря и пройти по тропе 12-ти символов года. Буддисты верят, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. Правда это или нет, но в конце я и правда ощутила прилив энергии и хорошего настроения. Это лучшее место в Улан-Удэ!

Что значит «Ринпоче», и кто такой «Багша»?

Под учителем имеется в виду основатель этого дацана — лама Еше Лодой Ринпоче. Считается, что Еше Лодой — одно из проявлений Будды в нашем обыденном мире. Он приехал в Бурятию из Тибета в 1992 году.

Дацан совсем новый, открыт в 2004 году, и, строго говоря, исторической и архитектурной ценности он не имеет. Храм построен из красного кирпича, с пластиковыми окнами и прочими атрибутами современности. Похоже, что новые храмы в Бурятии строятся именно так: без попыток воспроизвести старину.

Попасть туда можно совершенно беспрепятственно, даже если вы не буддист. Каких-то строгих правил нет, но одеваться желательно разумно: ноги и плечи у взрослых должны быть закрыты.

Самый большой Будда в России

Внутри установлена самая большая в России статуя Будды Шакьямуни.

Конечно, это не такое огромное изваяние, как будды в храмах Тайланда, Мьянмы и Китая, но тоже внушительное.

Зачем буддисты вращают барабаны?

Вокруг Дацана Ринпоче Багша разбит ухоженный сад. В дальнем его конце стоят те самые барабаны, которые всегда фигурируют на фото из буддистских храмов и монастырей:

В Бурятии они называются хурдэ. Внутри барабанов закручены свитки с мантрами. Предполагается, что идя по часовой стрелке и вращая каждый барабан, человек одновременно совершает и духовное, и физическое действие. Сделав круг, он получает положительную энергию.

Хождение по часовой стрелке во время обрядов — важное для буддистов правило. Ему надо следовать в храмах и на дорожках, предназначенных для ритуалов. В остальном по территории дацана можно ходить в любом направлении.

В центре беседки, окружённой молитвенными барабанами, стоит дракон. Это первая из беседок посвящённых символам года.

Тропа символов года

Чтобы пройти всю тропу, нужно зайти с левой стороны от храма и спуститься вниз по лесенке. Я не знала, что и этот круг тоже является священным (в конце-концов, мне неизвестно о связи буддизма с китайским календарём!), и мы начали с противоположного конца. Нас сразу же мягко развернули: «Первая беседка с другой стороны, а эта последняя. Надо начинать оттуда». Никто не нахмурился и не возмутился тому, что туристы делают всё неправильно. Я спросила, почему не отсюда, женщина, поднимавшаяся навстречу, ответила: «Отсюда никак не получится».

Начали как положено, с года мыши:

Животные-покровители идут согласно восточному календарю: мышь, корова, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья + дракон, стоящий отдельно от других.

Т.к. тропа окружена сосновым лесом, есть шанс повстречать белку. Для них на поручнях стоят кормушки, можно приносить орехи.

Символ моего года — собака:

Вид на Улан-Удэ из Дацана Ринпоче Багша

Говорят, что с территории дацана открывается лучший вид на Улан-Удэ, и многие приезжают ради него. Вид действительно красивый, в основном из-за гор.

Но вот не могу сказать, что из дацана видны какие-то красоты Улан-Удэ. Вокруг лишь жилые кварталы, а центр настолько далеко, что ничего не разглядишь.

Собираются ли ведьмы на Лысой горе в Улан-Удэ?

Как добраться до Дацана Ринпоче Багша из центра?

Дацан находится на окраине, но добраться туда из центра очень просто, маршрутки ходят одна за другой. Они останавливаются напротив Площади Советов, у Филармонии (остановка Филармония), садиться надо с той стороны улицы, где дорога идёт в гору. Номер маршрутки — 97, дацан будет на конечной остановке.

Пешком идти очень далеко, да и не стоит того. Расстояние от Улан-Удэ до Дацана Ринпоче Багша в зависимости от маршрута — 5-6 км, а дорога туда проходит через частный сектор, ничего выдающегося по пути не будет.

Кроме Дацана Ринпоче Багша мы ещё ездили в Иволгинский Дацан, которому больше лет, и он считается более важным. Там, конечно, было больше традиционных старинных строений, и посещение ушедшего в нирвану ламы тоже производит впечатление, но зато по сравнению с ним Дацан Ринпоче Багша гораздо менее туристическое и более спокойное место.

Старообрядчество

В середине XVII века на Руси началась церковная реформа. Менялись обряды, но не все были готовы к этим изменениям, что привело к расколу церкви. Несогласных с новыми реформами преследовали, и они вынуждены были бежать на окраины страны и за ее пределы. Так появилось старообрядчество, а его последователей называли староверами. Они скрывались на Урале, в Турции, Румынии, Польше и в Забайкалье, где жили буряты. Староверы селились большими семьями в основном на юге Забайкалья. Там они возделывали землю, строили дома и церкви. Насчитывалось до 50 таких поселений, 30 из которых существует и сейчас.

Бурятия – самобытный, колоритный регион с красивейшей природой и богатой историей. Чарующие чистейшие воды Байкала, буддийские храмы и священные места шаманов привлекают людей, желающих окунуться в природную и духовную атмосферу края.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector