0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На Ставрополье священника отстранили от службы за обвинение патриарха в ереси

На Ставрополье священника отстранили от службы за обвинение патриарха в ереси

На Ставрополье православного священника Андрея Соковых на пять лет отстранили от службы и запретили преподавать богословие после того, как он отказался от «поминовения» патриарха Кирилла в Божественных литургиях. Священнослужитель обвинил главу РПЦ в экуменизме — идеологии сближения христиан всех конфессий. В традиции Русской православной церкви многие верующие и священники считают подобное сближение ересью.

Открытое письмо правящему архиерею протодиакона, запрещенного за сослужение с клиром Вселенского патриархата

13 января 2019 Ахилла

Несколько дней назад мы сообщали, что протодиакон Успенского мужского монастыря села Низкиничи Владимир-Волынской епархии УПЦ МП Виктор Мартыненко был запрещен в служении и лишен права причащения за то, что в Анталии служил литургию вместе с клириками Вселенского Патриархата. Сегодня отец Виктор на своей странице в фейсбуке опубликовал открытое письмо к своему бывшему правящему архиерею:

«Высокопреосвященному митрополиту Владимир-Волынскому и Ковельскому Владимиру

4 января этого года в телефонном разговоре Вы уведомили меня о запрещении в священнослужении, через пять дней мне, наконец, был вручен соответствующий указ. Поскольку сообщение о запрещении было обнародовано на епархиальном сайте, считаю возможным и ответить на него публично.

Как на каноническое обоснование данного деяния, в тексте документа его автор ссылается на 39-е правило святых Апостолов, которое гласит: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».

О чем говорит данное правило? В Предании Православной Церкви и Ее каноническом праве принято обращаться к авторитету признанных канонистов и знатоков церковного права.

Иоанн Зонара (XII в.) объясняет это правило, как запрещающее пресвитерам и диаконам «делать что-либо самовольно без ведома надлежащего епархиального епископа, как напр.: подвергать епитимьи или отлучать от церкви кого-либо и когда-либо по своему произволу, разрешать от епитимьи, сокращать или продолжать ее срок, так как все это относится к архиерейской власти». Подобно этому правило объясняет Алексей Аристин (XII в.).

Другой византийский канонист патриарх Федор Вальсамон (XII в.) толкует это правило как такое, что говорит об управлении церковным имуществом: «слова правила: „пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают“ не должно понимать в общем смысле, а только так, что эти духовные лица не имеют права совершать ничего, касающегося управления церковным имуществом, так как это право принадлежит епископу и без его воли нельзя давать в аренду недвижимого церковного имущества и принимать с этого доходы, принадлежащие церкви, налагать епитимьи (по всей вероятности, за злоупотребление церковным имуществом)».

К мысли Вальсамона склоняется и канонист более нового времени священноисповедник Никодим Милаш (XX в.).

В чем же из перечисленного виноват я?

Впрочем, если имелось в виду мое путешествие в Анталию 23-27 декабря прошлого года, — это путешествие было частной поездкой в гости к давнему другу. Должен напомнить Вам, владыко, что мы живем в XXI-м веке — рабовладельческий строй и крепостное право остались далеко позади. Следовательно, свобода передвижения в Украине и право свободно оставлять ее территорию без Вашего благословения гарантируется мне Конституцией Украины (статья 33).

Как видим, Ваша, владыко, интерпретация 39-го канона Святых Апостолов, как и соответствующее ей наказание, настолько экстравагантны и креативны, что по праву могут считаться новым словом в православной канонической науке.

Каноническое право и современная правовая практика Церкви знают две степени наказания священнослужителя за совершенные моральные или канонические преступления: запрещение в священнослужении и извержение из сана. Первая налагается архиереем, вторая — Архиерейским собором, или, по крайней мере, Священным Синодом. Однако даже такие меры наказаний не предусматривают отлучения от Причастия.

В практике нашей епархии, при моей многолетней в ней службе, случаев одновременного запрещения священнослужения и отлучения от Причастия не бывало, даже когда священники совершали непреднамеренное убийство.

Так за что ж я так наказан? Ваш указ гласит: за «нарушение Постановления Собора епископов УПЦ от 13 ноября и решений Священного Синода УПЦ от 13 ноября 2018 года».

Да, признаюсь, я сознательно нарушил постановления этих соборов, которые дословно повторили решение Синода Русской Православной Церкви от 15 10.2018 и, очевидно, Совета безопасности Российской Федерации от 13.10.2018, который под председательством В. Путина обсуждал «положение Русской православной церкви в Украине». Согласно этим решениям, Московский Патриархат разрывает Евхаристическое общение с Матерью-Церковью — Вселенским Патриархатом, а следовательно, раскалывает единство Церкви и противопоставляет себя Мировому Православию.

Моя христианская вера, совесть и упомянутая Вами присяга священнослужителя запрещают мне уклоняться в раскол, даже вместе с архиерейскими соборами и священными синодами. Также мое церковное и светское образование позволяют мне иметь собственный взгляд на события и не менять его согласно колебаниям руководящей линии партий и патриархий.

Я сознательно вступил в Евхаристическое общение — сослужил Божественную Литургию с клириками Вселенского Патриархата — той Церкви, единством с которой наша Церковь гордилась в течение последних десятилетий и на признании которой мы строили свою каноническую идентичность и исключительность.

Однако больше всего меня удивила формулировка Вашего указа «запрещаетесь в священнослужении без права Причастия Святых Христовых Таинств».

Основополагающая норма канонического права запрещает дважды наказывать за одну вину. Я же, согласно Вашему указу, наказан трижды, и даже более того. Дело в том, что согласно Вашему указу, я отлучен от «Причастия Святых Христовых Таинств». Даже после запрещения в священнослужении, синодального лишения сана и соборной анафемы человек не может быть лишен Святых Таинств, в частности Таинства Покаяния. Если принять Ваш указ серьезно — мой случай уникален за двухтысячелетнюю историю Церкви! Таким прещениям не подвергались даже самые известные еретики как Арий, Несторий и др.

Данная формулировка подписанного Вами указа является настолько абсурдной и безграмотной, что подвергает сомнению Ваше авторство. Она выдает тотальное невежество автора в церковном праве и церковной терминологии. Очевидно, шаблон данного документа составляли отнюдь не в церковной среде, а Вы подписали его исключительно из монашеского послушания.

Должен заметить также, что форма данного указа нарушает требования церковного делопроизводства РПЦ, в частности «Положения о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат», принятого Священным Синодом РПЦ 30.05.2014 и обязательного для всех структурных подразделений РПЦ. Данное «Положение» требует: «При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны… срок, на который накладывается прещение». Однако, в указе, врученном мне, никаких сроков не указано, а при его вручении Вы сказали, что он действует «до смерти». Моя природная скромность и уважение к Архиерейскому сану помешали мне спросить Вас: до чьей?

Высокопреосвященный владыко Владимир! Должен также проинформировать Вас, что Ваш указ не имел бы для меня никакой канонической силы и действия, даже если бы был написан не так абсурдно и гротескно. Дело в том, что на момент его издания я находился в юрисдикции и клире Православной Церкви Украины. Я хотел мирно и спокойно перейти в новообразованную каноническую Церковь, впрочем, Вы решили иначе — начали конфликт и перенесли его в медийное поле. Имея христианское смирение и послушание, я являюсь взрослым человеком и отцом семейства, потому не позволю унижать мое достоинство и очернять мое имя клеветой, ложью и абсурдными обвинениями, следовательно, должен был ответить на эти упреки.

Невзирая ни на что, не держу на Вас лично никакого зла, и оставляю в своем сердце лишь хорошие воспоминания из многих лет нашего с Вами общения. Христос посреди нас!

протодиакон Виктор Мартыненко

Фото со страницы фб протод. Виктора Мартыненко

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Причины ухода священников

Прежде всего, я бы вспомнил о Боге, ведь он Живой и Настоящий. Вполне возможно, что рукоположение (посвящение) в священники произошло вопреки воле Божьей и священник не смог понести своего служения и надломился. А может быть Бог, в случае понимания, что пастырь навредит себе или ближним, охладил его сердце и подтолкнул к уходу из священства, чтобы ведя жизнь обычную, но достойную христианина, бывший священник сберег и свою душу и здоровье и души и здоровье паствы. В этом контексте мне не понятно общее большей частью негативное отношение в церковной среде к ушедшим. По моему, если у бывшего священника в новом качестве сложилась жизнь и он обрел мир и здоровье – этому стоит только радоваться.

Если говорить о церковной жизни, то причины самостоятельного ухода лежат большей частью в уже упомянутом нарушении баланса ответственности. Хотя, бывают и случаи необузданной рьяности и ревности священника, которая как огонь за первые годы выжигает его душу, оставляя пустоту. На практике все это выражается в усталости, апатии, выгорании, депрессии, надрыве, потере веры, озлобленности и т.д. Все эти состояния знакомы священникам не меньше, чем каждому из нас. Бывает, что ни епископы, ни общины (приходы) даже не задумываются о том, что именно от них в равной степени зависит благополучие жизни священника и его семьи.

Понятно, что сам священник может совершить зло или грех, поддавшись на соблазны. Если его совесть жива, то она не будет давать покоя, что вполне возможно приведет к депрессии или нечувствию, или опустошенности и, в конечном итоге, к уходу. Кстати, схожее состояние бывает и если священник окажется максималистом и у него возникнет постоянное неутихающее чувство вины, разрушающее его психику, ведь он никогда не сможет в своей жизни воплотить высокий идеал. Пастыри порой вынуждены проповедовать очень высокие красивые книжные истины и примеры, совершенно не понимая, какое отношение все это имеет к их личной жизни и жизни прихожан.

Если священник рукоположен в молодом незрелом возрасте, или вскоре после осознанного начала христианской жизни или по уговору от начальства, то и последствия не заставят себя ждать. Тот, кто не созрел внутренне, не окреп, не стал самостоятельным и ответственным, быстро надорвется, устанет, потеряет смыл. Мировоззрение 45 летнего мужа порой в корне отличается от взглядов на жизнь 25-летнего юноши. Кризис среднего возраста – это большая проблема.

Читать еще:  Русская православная церковь начнет выпускать почтовую марку

Порой надламывает одиночество. Трудно быть «богом». С прихожанами же надо держать дистанцию, они идут и идут со скорбями. А поддержки нет. Ни епископ, ни «братья священники» так и не становятся отцами, друзьями, старшими братьями, наставниками. Порой отношения очень казенные, иерархические, армейские. Редка сердечная благодарность, нет поощрений, внимания, заботы. Бывает, что непосредственный начальник священника (епископ или его административный помощник благочинный), как мне однажды довелось услышать, — это «звероподобный барин», воспринимающий священников, как крепостных. Такие отношения очень быстро доводят даже до потери веры. Трудно ли в таких обстоятельствах родиться той же депрессии, апатии, озлобленности, желанию все бросить?

Может быть и так, что начальство требует и выполнения планов по постройке (ремонту) храма и взносов в епархиальную казну или определённой занятости, а община, призванная поддержать священника и его семью, не сложилась, денег и достаточных условий для жизни нет. Вот и не остается другого выбора, как только уйти.

Отдельно скажу о семье священника. Об этом редко помнят, особенно епископы, но у священника есть семья и его должно хватать не только на паству, но и на жену и детей. Хватать и эмоционально и по времени. Немаловажно, что семье надо на что-то жить, более того, доход должен быть стабильный. Порой священник чрезмерно «благочестив», а я бы сказал нерадив, и семья для него незначима. Дома его нет, прихожане его дергают, границы семьи и личной жизни размыты. Бывает, что и епископ переводит с места на место раз в год. Шутка ли — менять все столь часто?

Понятно, что жены не выдерживают, уходят вместе с детьми. Конечно, тут есть ответственность священника. Он перед Богом отвечает и за семью и за своих детей, плохо, если он не пробовал выстроить или даже отстоять некий баланс. Но и об ответственности священноначалия забывать нельзя. Бывает, что иные пастыри уходят ради семьи, но таких мало. У большинства не выдерживает жена и оставшиеся без семьи священники порой женятся второй раз, жертвуя своим служением.

Православные против тёмных сил и ЦРУ

Как пишет «Коммерсантъ», ранее Соковых уже критиковал руководство РПЦ за экуменизм. В 2016 году священник выступил с критикой документов, подготовленных к Всеправославному собору.

Один из этих документов содержит утверждения о разделенности христианского мира, именуя католиков, монофизитов и протестантов христианами, и о полезности и безусловной необходимости для дела спасения душ человеческих экуменического движения и его главенствующей структуры Всемирного совета церквей.

Таким образом, на уровне собора, претендующего на вселенский статус, провозглашается благом очевидное зло — экуменизм.

Андрей Соковых, священник

Если ставропольский священник просто раскритиковал документы Всемирного собора постфактум, то Болгарская православная церковь, узнав о них, сперва вообще отказалась приезжать на собор, чем едва не сорвала мероприятие. Представители БПЦ требовали называть католиков, протестантов и представителей других конфессий не христианами, а еретиками.

Помимо священника Соковых, в России против экуменизма выступает множество граждан, относящих себя к православным. Антиэкуменизму посвящены многочисленные группы в социальных сетях и даже целые сайты. На тематических ресурсах утверждается, что экуменизм был придуман некими тёмными силами, иудеями и масонами. Известными противниками экуменизма в России являются такие движения как «Сорок Сороков» и «Сопротивление Новому мировому порядку».

В 2016 году особое негодование в среде антиэкуменистов вызвали многочисленные встречи представителей Православной церкви с Папой Римским Франциском, а также Далай Ламой, который, «давно и прочно сидит на зарплате у Госдепа США и ЦРУ». Для Андрея Соковых, по его словам, последней каплей стала встреча патриарха Кирилла с Папой Римским в Гаване.

Также представители антиэкуменического движения считают, что прошедший в 2016 году Всеправославный Собор проходил под надзором спецслужб США, которые могли «оказывать воздействие психотропным оружием, лишающим человека воли и заставляющим его принять навязываемые установки и документы».

«Глава Полоцкой епархии за два месяца так и не встретился с паствой»

«На наш взгляд, все факты говорят о предвзятом отношении к отцу Валерию. Складывается впечатление, что это спланированная акция против него, сговор или обыкновенная человеческая зависть. Мы, прихожане — более 900 человек, стали заложниками сложившихся вокруг отца Валерия обстоятельств. В поселке есть церковь, но так получается, что литургии в ней не служат, верующие лишены причастия и других таинств. При этом мы не хотим, чтобы к нам прислали другого священника. Мы будем до конца отстаивать своего батюшку», — пишут жители Бегомля.

Верующие недоумевают, почему архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий за два месяца не нашел времени, чтобы встретиться с жителями Бегомля и объяснить им, по какой причине отец Валерий извержен из сана:

«Мы просили владыку приехать в Бегомль и пояснить нам ситуацию. Но с нами до сегодняшнего времени никто не встретился, никто не объяснился. Это обстоятельство нас очень тревожит и печалит. Епархиальное руководство обязано быть со своей паствой и отвечать перед ней за свои действия, а не самоустраняться».

Оставаться и лгать людям, которых я люблю и уважаю? Нет.

С внешней точки зрения в церковной жизни у меня все было прекрасно: очень хороший приход, прекрасные люди, которые любили меня и которых любил я. Мы вместе построили замечательную церковь, устраивали музыкальные фестивали – это была какая-то идиллия для миссионера.

Только вот это с внешней стороны. Внутри у меня произошел какой-то надлом. Оставаться и лгать людям, которых я люблю и уважаю? Я же вынужден буду говорить им какие-то проповеди, объяснять церковное учение, в которое сам уже не верю. Им со мной будет хорошо, да и мне в какой-то степени тоже: живи себе, работай, говори то, чего на самом деле не думаешь.

А еще я мог поступить честно, но принести всем им боль, потому что, если люди увидят, что ты больше не веришь в того Бога, в которого верят они, это будет очень большое разочарование. В конце концов так оно и получилось.

Я все сидел и думал, что мне делать. Есть вещи, о которых у других не спросишь. Это был именно такой вопрос. Только я должен был решить, что делать. Я и решил: пусть другим будет больно и некомфортно, но зато я поступлю честно.

Из церкви уходят по-разному. Многие исчезают, никому ничего не сказав, но это был не мой вариант. Я решил сделать все правильно – провел службу и написал рапорт своему епископу. Единственное, я решил никому ничего не объяснять и написал «по личным причинам».

После такого, конечно же, появились слухи и домыслы. Люди не могли поверить, что вот еще вчера все было хорошо, а сегодня взял и ушел. Они стали придумывать: может, начальство было ко мне несправедливо, может, любовница забрала, может, дети «на стороне», может, с ума сошел.

Поэтому я все-таки признался. Не всем, но получилось как всегда. Братья, которым я рассказал истинные причины своего ухода, решили, что их стоит донести до епископа, который решил, что их стоит донести до всех. В итоге я оправдывался и объяснял всем, почему я ухожу. Меня считали отступником, Иудой. В общем, по-разному называли.

ОСУЖДЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ БОЛЬШОЙ ГРЕХ

Порой люди, видя настоящие или мнимые грехи священника, сомневаются, действительны ли таинства, совершаемые им. На это можно ответить, что не нам осуждать других, мирян ли, священников ли, и в частности, суд над священником принадлежит епископу. И если священник не запрещён им в служении, то все священнодействия, совершаемые им, действительны и благодатны. Мы же должны воздавать должное почтение священническому сану и всячески остерегаться осуждать носящего этот сан. Об этом пишут святые отцы и повествует Священное Предание. Св. Иоанн Златоуст: «Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог». Преп. Ефрем Сирин: «Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин – не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин». Преп. Макарий Оптинский: По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащие олтарю с олтарем делятся (1 Кор. 9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь! Древний патерик повествует: Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него Святое Приношение [То есть Таинство святой Евхаристии]. Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе. Авва Марк сказал ему: сын мой! В Писании сказано: «не судите, да не судими будете» (Мф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его; я и сам грешник, больше нежели он. Сказав это, он, сотворив молитву, изгнал из человека демона и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к святой трапезе, я увидел, – рассказывал сам старец, – ангела, сходящего с неба, он положил руку свою на главу пресвитера, и сей сделался непорочным, стоя при Святом Приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, услышал глас, говорящий мне: что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия, тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Таин предстоять гнусными пред небесною славою? И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера. К некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него приношение Святых Таин. Некто, пришедши к сему отшельнику, наговорил на пресвитера, что он грешник. Когда пресвитер пришел по обычаю совершать приношение, отшельник, соблазнившись, не отворил ему двери. Пресвитер ушел. И вот был глас от Бога, говорящий отшельнику: люди взяли суд Мой! Отшельник пришел как бы в исступление и видит кладезь золотой и бадью золотую, и веревку золотую, и воду весьма хорошую; видит и некоторого прокаженного, черпающего и наливающего в сосуд. Он, томясь жаждою, не хотел пить, потому что черпал прокаженный. И вот опять был глас к нему: почему ты не пьешь от воды сей? Какую вину имеет черпающий? Он черпает только и наливает. Когда пришел в себя отшельник и размыслил о смысле видения, призвал пресвитера и просил его по-прежнему совершать для него приношение Святых Таин. Преп. Иосиф Волоцкий, много сил отдавший на борьбу с ересью жидовствующих, однажды получил от иконописца Феодосия, сына Дионисия, известие о вопиющем случае богохульства священника-еретика. В житии преп. Иосифа Волоцкого приводится этот рассказ: «В то время живописец Феодосий, сын живописца Дионисия мудрого, рассказал Иосифу (Волоцкому) следующее чудо. Один из жидовствующих еретиков покаялся; ему поверили и даже поставили во священники. Однажды, отслужив литургию, он принес домой чашу со святыми дарами и вылил их в печь на огонь. Жена его в это время варила пищу и увидела в печи в огне «отроча малое», которое проговорило: «Ты меня здесь предал огню, а я тебя там предам огню». При этом внезапно раздвинулась крыша дома, прилетали две большие птицы и взяли отроча и полетели на небо; а крыша опять покрыла избу, как и прежде. Жена пришла в сильный страх и ужас. Об этом событии она рассказала соседям». Из рассказа жены священника, поражённой видением Богомладенца, в частности, ясно, что, так как священник, хоть и был еретиком, но не был извергнут из сана, ни даже запрещён в служении, то поэтому таинства, совершавшиеся им, были действительны. Бог совершал их и через недостойного священника ради Церкви верных. По слову преп. Ефрема Сирина, “священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин”. Старец Паисий Святогорец наставляет: «Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется. Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок. К сожалению в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия. Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф. 18, 17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность. Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным. Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры). Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в … Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно». Иером. Иов (Гумеров): «В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни. Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться. Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке» : «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью. Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам. Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим. 12, 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй». Православие

Читать еще:  Папу Римского приглаcили в Литву

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Google
  • Елицы
  • LinkedIn

Добавить комментарий Отменить ответ

Икона дня

Православный календарь

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V).

Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Прп. Петра Галатийского (IX).

Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Фомина исп. (1997).

Корсунской иконы Божией Матери.

@Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Флп., 244 зач., III, 1–8. Лк., 31 зач., VII, 17–30. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Лк., 51 зач., X, 16–[email protected]

Свежие записи

  • КАК БОГООСТАВЛЕННОСТЬ МУТИРУЕТ В БОГОБОРЧЕСТВО? 22.10.2020
  • «А если Библию кто-то написал по приколу?» Как говорить с подростком, который ничего не хочет 21.10.2020
  • КАК ХРИСТИАНАМ ОТНОСИТЬСЯ К ПОЛИТИКЕ И НЕ ПЕРЕССОРИТЬСЯ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ? 20.10.2020
  • 30 ЛЕТ АВТОНОМИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 19.10.2020
  • БЫВАЮТ ЛИ НЕСЧАСТЛИВЫЕ ЧИСЛА? 16.10.2020
  • ДОЛЖЕН ЛИ ВЕРУЮЩИЙ БЫТЬ ОПРЯТНЫМ? 16.10.2020
  • «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС»: НЕ ОШИБОЧНО ЛИ ТАКОЕ ПРОШЕНИЕ? 16.10.2020
  • Покров Пресвятой Богородицы 2020. 14.10.2020
  • Покров Пресвятой Богородицы: Бьётся сердце нашей веры 13.10.2020
  • ТИРАЖИ, МОДА – И ГЛУБОКИЕ ОБРАЗЫ Протоиерей Николай Чернышев о современном церковном искусстве и о том, понимаем ли мы его 13.10.2020

Рекомендуем

БЕРДЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Петро-Павловский храм

ХРАМ ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛ ФОМА

Дышу православием

• Как РПЦ во главе с Гитлером воевала против советского народа

Классика жанра — священники Псковской миссии с немецкой оккупационной администрацией.

Превозносить Адольфа Гитлера православные иерархи принялись еще задолго до начала Великой Отечественной — поначалу это вылилось в тёплые письма рейхсканцлеру. «Кроме молитв, возносимых постоянно за главу государства, у нас в конце каждой Божественной Литургии произносится ещё и следующая молитва: «Господи, освяти любящих благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою. «. Сегодня мы особенно глубоко чувствуем, что и Вы включены в эту молитву. Моления о Вас будут возноситься не только в сём новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду» — писал митрополит Анастасий в июне 1938 года фюреру. А если же «. правительство германского Рейха пожелает привлечь русские православные церкви к сотрудничеству в борьбе с коммунистическим безбожным движением. то правительство Рейха найдет с нашей стороны полное согласие и поддержку» — предвосхищал события митрополит Евлогий в октябре 1937 года.

Читать еще:  Электронные деньги, платежные системы

Так оно и вышло.

С приходом оккупантов практически всё духовенство (не только православное) переметнулось к немцам, открыто совершив измену Родине. «Ваше превосходительство!» — писал митрополит Шептицкий 23 сентября 1941 года Гитлеру. «Как глава УГКЦ я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины — златоглавым городом на Днепре Киевом. Я буду молить бога о благословлении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, германской армии и немецкой нации».

«Во Христе возлюбленные братья и сестры!» — взывал к пастве архиепископ Серафим в июне 1941 года. «Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле. Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы. Наконец-то наша вера оправдана. Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., — но увы! — окончилась трагически, главным образом, вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте».

Игумен Псково-Печерского монастыря Павел (Горшков) с обергруппенфюрером СА Карлом Зигмундом Литцманом.

Предательство не осталось незамеченным в Берлине и было по достоинству оценено. На оккупированных территориях стали открываться церкви, где служились молебны в честь немецкого оружия и воинства.

Принятие присяги советскими военнослужащими вермахта, Восточный фронт, 1942 год

Наиболее известна деятельность Псковской православной миссии, активно сотрудничавшей с немцами в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях. В 1942-43 годах оккупационные власти передали епархии ряд ценностей — в частности, церковных книг, тщательно очищенных от пыли. «Книги были красиво разложены на особом столе, около которого и совершился акт торжественной их передачи», — писал журнал «Православный Христианин» (№ 5 за 1942 год). «В кабинете сошлись представители Имперского Комиссариата, Штаба Имперского Водителя Розенберга и Отдела Пропаганды при Главнокомандующем Северного Фронта. В 12 часов дня для принятия книг прибыл Высокопреосвященный Сергий, Митрополит Литовский, Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии.

На обеде с обергруппенфюрером СС Куртом фон Готтбергом, большим любителем карательных операций

Первое слово сказал представитель Имперского Комиссара Правительственный Советник г-н [руководитель политического отдела рейхскомиссариата «Остланд»] Трампедах. Он отметил, что . русскому народу Германия возвращает не только попранную большевиками свободу веры, но и отобранное ими церковное достояние. Зная непримиримое отношение Церкви к большевизму и оказывая ей доверие, Германия вправе расчитывать на то, что верующий русский народ высоко оценит подвиги освободительной германской армии и во всем окажет ей лойяльную, деятельную, жертвенную поддержку.
. Это чувство
(благодарности — так в тексте — прим. futb_all) вновь побудит их молиться о поражении большевиков и честно, усердно, жертвенно помогать германцам. Особенно трогает Владыку мысль о том, что Вождь германского народа, ведя небывалую войну против злейшего в мире врага, нашел время подумать и позаботиться о спасении религиозных и культурных ценностей русского народа. Свое обращение Владыка Экзарх закончил молитвенными словами: «Господь да укрепит и умножит силы Адольфа Гитлера для скорейшей и окончательной победы над большевизмом!»«

Крестный ход на Советской площади Пскова.

Крестный ход втягивается под арку храма, украшенного по случаю праздника полотнищем со свастикой

Помимо книг, Псковской миссии также была передана икона Тихвинской Божией Матери, которая использовалась во время крестного хода в оккупированном Пскове. Любопытно, что народ на него в том числе свозился гитлеровцами из числа уголовников: «Неожиданно, под грохот взрывающихся снарядов и бомб, распахнулись тяжелые двери тюрьмы и я, вместе с другими узниками Островской тюрьмы, получив свободу, сквозь огонь горевшего города был выведен храбрыми германскими солдатами на безопасное место. В самом конце богослужения, к елинскому храму подкатил автомобиль. Приехавшие в нем германские воины взяли меня прямо из храма и отвезли в г. Псков для совершения там богослужения и крестного хода» (цитата по журналу «Православный Христианин» (№ 1/2 за 1943 год).

Представитель германского командования передает начальнику Псковской миссии протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков, 22 марта 1942 года.

Помимо пронемецкой пропаганды, сбора разведсведений для оккупационных властей и выявления антифашистов, евреев и партизан с целью выдачи их гестапо, священники занимались и диверсионной деятельностью. «Когда мы стояли в Сарабузе и поддерживали себя в форме, занимаясь подъемом тяжестей и метанием диска после вылетов, на аэродроме часто приземлялся самолет, выкрашенный черной краской, и из него сходили очень загадочные пассажиры» — пишет Рудель Ганс-Ульрих в книге «Пилот «штуки». «Однажды член экипажа сказал мне по секрету, что происходило. Этот самолет привез русских священников. которые вызвались выполнить важные задания немецкого командования. Одетые в рясы и с развевающимися по воздуху бородами, каждый из них нес на груди небольшой пакет либо с фотокамерой, либо со взрывчаткой, в зависимости от их задания. . Из глубины России они доставили фотографии, месяцами находились в дороге и возвращались после завершения своего задания. Если один из них исчезал, он, скорее всего, отдал свою жизнь за свободу или в результате неудачного прыжка с парашютом, застигнутый во время выполнения задания или на обратном пути за линию фронта. На меня произвел большое впечатление рассказ моего собеседника о том, как эти святые люди без колебаний прыгали в ночь, укрепленные верой в свою великую миссию. «

Не обошли вниманием православные священники и Русский охранный корпус, проводивший карательные операции против югославских партизан:

Митрополит Анастасий благословляет бойцов Русского охранного корпуса

Полковой священник 3-го полка Русского Охранного Корпуса после парада с болгарскими и немецкими офицерами. Митровец, 1943 год.

В истории засветились даже. православные священники СС. Речь идет о батюшках 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии в составе 15-го кавалерийского корпуса СС.

Визит генерала П.Н. Краснова, автора фразы «Нам нужен наш русский православный Гитлер», к ветеранам гражданской войны в 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию, сентябрь 1943 года

Группенфюрер СС фон Паннвиц, генерал Краснов и дивизионный батюшка

Освящённое знамя 1-го Синегорского атаманского полка (в составе 15-го кавалерийского корпуса СС). На лицевой стороне изображена икона Михаила Архангела и надпись «Во имя православного христианства верные сыны Дона идут в решительный бой против жидов». Оборотная сторона знамени полностью воспроизводила лицевую, только вместо иконы Михаила Архангела там была нашита икона св. Дмитрия Солунского.

Впрочем, православием священная братия СС не ограничилась — вот, например, святые отцы 14-ой ваффен-гренадерской дивизии СС «Галиция»:

Становление самосвятого

Схиигумен Сергий долгое время был известен достаточно радикальными взглядами, граничащими с нарушениями не только церковных, но и светских законов, пояснил в беседе с «Известиями» религиовед Роман Багдасаров.

— Схиигумен Сергий давно известен своими радикальными взглядами, граничащими с нарушением не только церковных канонов, но и светского законодательства. Маленький деспот отец Сергий не подчиняется уже никакому начальству, ни земному, ни небесному, творит что пожелает, — отмечает Багдасаров.

Отца Сергия в конфликте с епархией поддерживают некоторые светские люди. На службу в монастырь приехал в том числе хоккеист Павел Дацюк. В храме хранится его медаль, завоеванная на чемпионате мира по хоккею в 2012 году.

Самоуверенности ему придает, во-первых, поддержка светских людей, симпатизирующих его взглядам. Во-вторых, отец Сергий не просто захватил власть в отдельном монастыре. Он чувствует себя носителем определенной идеи, ощущает свое нравственное превосходство над священнослужителями. Однако вне церковной юрисдикции схиигумен становится, что называется, самосвятом, — добавил религиовед.

Схиигумен широкую известность приобрел только из-за его коронаскептицизма. Руководством РПЦ он воспринимается в негативном ключе, против него введен ряд ограничений. А отец Сергий хочет стать святее папы римского, — уточняет религиовед Константин Михайлов.

В настоящий момент со стороны отстраненного от служения священника идет попытка организации внутрицерковного восстания из-за своих ультрафундаменталистких взглядов. Явления подобного рода случаются не часто, но и не считаются уникальными.

— Духовными лидерами таких выступлений оказывались люди известные, в годах, сане. Можно вспомнить, например, скончавшегося отца Петра Кучера из Боголюбовского монастыря под Владимиром. Он практически подчинил себе весь монастырь и выстроил вокруг фундаменталистскую общину. А в этой ситуации нет харизматичного лидера, за которым стоит какая-то серьезная сила. Не стоит думать, что схиигумен Сергий может стать новым Мартином Лютером Кингом. Не тот калибр, не тот масштаб событий, — подытожил Михайлов, добавив, что подобные конфликты, как правило, разрешаются на уровне епархии и заканчиваются для священнослужителей отставками, лишением сана или отправлением на покой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector