0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культ предков и потусторонний мир в представлениях африканцев

  • Проклятие Тутанхамона: 90 лет спустя
  • Культ черепа в истории человечества

Древние египтяне придавали гигантское значение смерти человека и его переходу в мир иной. Ведь если умерший отличался благочестивой жизнью и успешно проходил все испытания в загробном мире, включая суд во главе со старшими богами, то его дух навсегда сливался с самой бесконечностью.

Культ загробной жизни в Древнем Египте складывался на протяжении тысяч лет, и в итоге стал одним из столпов этой величественной цивилизации. Разумеется, не стоит думать, будто бы всю свою жизнь египтяне ожидали «билета» на тот свет и мечтали о дне, когда они наконец освободятся от тягот земного существования. Просто они твердо верили, что смерть в этом мире — это возрождение в мире мертвых.

На семи уровнях

Согласно древнеегипетским религиозным воззрениям, человек являлся сложным существом, которое существовало на нескольких уровнях бытия одновременно. Они называли эти уровни оболочками, и у всех людей их было по семь: Сах, Ка, Ба, три Эб и Ах. Сах — это плотное физическое тело. Ка — энергетическая составляющая человека, его эфирная копия. Ба — жизненная сила, состоящая из эмоций и чувств. Эб-сознание находилось в сердце и являлось источником и хранителем всех мыслей, как плохих, так и хороших.

Да-да, не удивляйтесь, египтяне думали сердцем, а не мозгом, как современные люди. Эб-сверхсознание — в задачу этой оболочки входил сбор всех данных о человеке и его текущей жизни, для дальнейшей передачи в будущие инкарнации. Эб-самосознание предназначалось для анализа и исправления ошибок, чтобы никогда их больше не повторять и не наступать на одни и те же грабли снова и снова. И наконец, Ах — божественная искра, вдыхающая жизнь в каждое живое существо.

Все семь оболочек были взаимосвязаны между собой, и потеря любой из них грозила невозможностью освобождения души из замкнутого круга инкарнаций. Самой хрупкой оболочкой, как вы, наверное, уже догадались, было физическое тело Сах. Если тело усопшего получало повреждения, то не видать было его духу вечной жизни, как ушей своих.

Канопы (сосуды) для печени, легких, кишечника и желудка

Вообще, традиция сохранять тела зародилась у предков египтян еще в глубокой древности. Возможно, причины кроются в традиции сильной привязанности по отношению к своим соплеменникам. В самом начале людей хоронили в обычных ямах, придавая им позу эмбриона. Благодаря климату пустыни тела быстро усыхали и сохранялись на долгие годы, не подвергаясь серьезному гниению.

Позже, стремясь предотвратить разрытие могил пустынными животными, усопших стали хоронить в специальных сосудах и гробах или же покрывали кирпичами и циновками. Как результат таких мер, тела, изолированные от высушивающего эффекта песка, стали быстро разлагаться. Появилась острая необходимость в новом методе по консервации трупов.

В руках бальзамировщиков

В середине III тысячелетия до нашей эры появилась практика мумификации, которая, постоянно улучшаясь, широко применялась вплоть до начала эллинистического периода (323 год до нашей эры). Египтологи и поныне спорят обо всех деталях техники по сохранению тела, здесь мы рассмотрим классический способ, который, согласно легенде, был использован при бальзамировании останков Осириса, выполненном Анубисом, позже ставшим покровителем мумификации и погребальных обрядов.

Первым делом бальзамировщики специальным железным крюком удаляли головной мозг, для этого крюк просовывали в носовые отверстия. Разумеется, весь мозг таким образом было не удалить, и приходилось использовать кислоты для растворения остатков. После этого через разрез в области паха удаляли внутренние органы и помещали их в четыре сосуда, называвшихся канолами.

Каждая канопа имела свое имя (по именам четырех сыновей Гора) и предназначалась для отдельного органа. Канопа Амсет (Имеет), с головой человека, была для печени, Хапи (обезьяна) — для легких, Дуамутеф (шакал) — для желудка, и Кебехсенуф (сокол) — для кишечника. Сердце не трогали, так как оно должно было понадобиться покойному на загробном суде.

Очищенную полость тщательно мыли два раза — сначала пальмовым вином, затем тертыми благовониями. После чего заполняли все теми же благовониями и плотно зашивали. В конце тело опускалось в особый раствор натриевых солей на 70 суток. Когда этот период истекал, тело доставали, сушили и заворачивали в особую тонковолокнистую ткань — виссон, которую получали путем выбелки льняного полотна. Между слоями материи бальзамировщики были обязаны положить амулеты — око Уаджет , и скарабея. Без этих священных амулетов покойный не мог воскреснуть в загробном мире.

Читать еще:  Украшения, бижутерия

Наконец, тело выдавалось родным покойного, которые помещали его в деревянный саркофаг и относили в усыпальницу, туда же они постоянно приносили еду, чтобы его дух не умер с голоду.

Самый справедливый суд

На время, пока проходила мумификация и выполнялись все обряды, остальные шесть оболочек покидали тело. Когда саркофаг с мумией помещали в склеп, все оболочки воссоединялись с Сах, и происходило воскрешение покойного в загробном мире. Отсюда, собственно, и начинался долгий и тернистый путь души к истинной свободе.

На этом пути усопший должен был пройти через всю страну мертвых, пересечь множество преград, выдержать суровые испытания и не быть съеденным полчищами демонов и монстров, поджидающих его за каждым углом. Чтобы благополучно миновать все трудности и опасности пути и достичь места проведения суда, было необходимо знать тысячи молитв и заклятий.

При этом каждый текст нужно было зачитывать в строгой последовательности и с определенной интонацией. Малейшая ошибка грозила провалом. Чтобы этого не произошло, всем умершим в саркофаг клали Книгу мертвых. Эта книга представляет собой сборник ранее разрозненных заупокойных текстов. Она состоит из четырех частей: гимны богам, обращения умершего к духам и богам, заклинания, амулеты и обереги. Без точного знания ее содержимого у усопшего не было практически никаких шансов на преодоление всех препятствий.

Например, в книге есть заклинания для вызова специальных духов-помощников ушебти, которые выполняли за усопшего всю тяжелую и грязную работу. Гораздо позже в арабской мифологии эти духи стали называться джиннами, исполнявшими любые желания своих хозяев.

Если всем оболочкам удавалось преодолеть все преграды, то они достигали главной цели своего путешествия — Великого Чертога Двух Истин, места проведения загробного суда. Войдя в зал суда, умерший представлялся и приветствовал Великий и Малый Сонмы богов. В Великий Сонм богов входили 12 богов, почитаемых во всем Египте: Геб, Нут, Гор, Ра, Исида, Сет, Тефнут, Ху, Нефти-да, Хатхор, Шу и Сиа. Малый Сонм состоял из 42 богов -покровителей 42 областей Древнего Египта.

Умерший начинал зачитывать 42 греха и сразу же отрекался от них, одновременно с этим Анубис проводил взвешивание его сердца, вместилища четвертой оболочки (Эб-сознание), на Весах Двух Истин. На одну чашу клали перо или статуэтку богини справедливости Маат, а на другую — сердце. Рядом стоял бог Тот, который записывал результат.

Если сердце перевешивало, то это значило, что умерший лжет, и его Эб-сознание подлежало съедению чудовищем Амат, выглядевшим спереди как крокодил, посередине как лев, а сзади — как гиппопотам. Пожирание сердца обрекало несчастного на возврат к земным воплощениям.

Если же весы уравнивались, то умершего признавали праведником и отправляли прямиком к престолу Осириса в Храм Двух Истин. Гор подводил его к Осирису, и умерший был обязан произнести речь перед самим повелителем загробного мира. Выслушав умершего, Осирис отправлял его в Обитель Вечного Блаженства (или Поле Удовлетворения). Эта Обитель находилась в Солнце. Ведь светило — это источник божественной энергии, творящей видимый мир, и оттуда на Землю пришли все души. Таким образом, души возвращались к месту своего рождения.

Однако здесь стоит отметить, что подобная концепция о вечном блаженстве была продуктом тысяч лет духовных поисков египетских жрецов. Простой и темный народ в своей массе был далек от такого абстрактного представления о рае. Они воображали себе, как будут ходить в прекрасных одеждах, есть восхитительную пищу, пить грудное молоко богинь, предаваться любовным утехам, а на их собственных полях будут трудиться сотни послушных работников, готовых выполнить любую их прихоть.

Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами — добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи «богам-манам» или, у греков, «подземным богам». Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу.

Такое почитание мертвых обходилось древним грекам и римлянам и обходится в настоящее время индусам и китайцам очень дорого, так что и в древности, и теперь слышатся жалобы на его дороговизну. Особенно велики расходы, сопряженные с культом предков, в Китае.

Что такое потусторонний мир

Пришло время подробно поговорить о потустороннем — о Нави. Как мы уже писали выше — это невидимый мир вокруг нас. Обратите внимание, не ниже или выше, а вокруг. Все миры находятся, как и слои — в одном пироге, в одной действительности. Разница только в частоте излучения или вибрациях, говоря языком эзотериков.

Читать еще:  Вера в предка человечества у зулусов

Потусторонний мир называется так, потому что находится, как нам кажется, по другую сторону от нашей реальности, как бы за стеклом или в зеркале.

На самом деле зеркало является дверью в потусторонний мир. Это волшебный инструмент всех ведьм и магов. Отражение в зеркале — это отражение мира яви, там можно увидеть происходящее в нави. С другой стороны зеркало — это проход в тот мир, но проход, работающий в обе стороны.

Правила безопасности: Напротив зеркал нельзя ни в коем случае ругаться, выяснять отношения, сплетничать, спать, заниматься кресением (кроме обрядовой практики “Зеркальщик”). Также зеркало нельзя устанавливать напротив телевизора, кровати, дверных проёмов и окон.

Всё, что отражается в зеркале, многократно увеличивается и возвращается, чтобы воплотиться к нам сюда. Также через зеркало в наш мир могут проходить разные существа, населяющие навь.
Как в нашей реальности есть разные виды животных, птиц, насекомых, так и там есть различные сущности.

Даты поминальных дней. Когда поминали Предков славяне?

Готовые заговоры и обряды к Предкам

Помогут Вам провести традиционные славянские обряды к Родным Богам

С 19 марта по 22 апреля

Обращаются к Предкам весной, жгут по весне костёр из соломы, еловые ветки в доме для очищения дома и домашних. Разведение таких костров сопровождается «кликанием мёртвых» и ритуальным очищением и зачерчиванием дома свечой.

С 1 по 7 мая

Называют это время «Вешние Деды», «Родоницы», «Радуница» иль «Радоница» (также «Родоница», «Радовница», «Радошница», «Радунец»). Призывают Предков на охрану дома, на покровительство молодым семьям, кормят в это время землю яйцами и мёдом. Повторяются «оклички» — обращения к мертвым.

С 5 по 9 июня

Поминают Дедов, после праздник на весь мир, с играми и плясками, славление жизни. Происходит это во время «Зелёных Святок», в разгар молений о благополучии взошедших хлебов.

С 19 по 26 октября

Называют это время «Осенние Деды» («Навья Неделя»). Самый важный день Навьей Седьмицы – Дедова Суббота. В этот срок всё должно быть готово к поминальному ужину, зовут Дедов к столу. Всю неделю ставят поминальную еду, которой наутро кормят птиц. Прощание с Дедами – во вторую субботу. На этом годовые обряды поминовения предков заканчиваются, до следующей весны.
Так, сохраняя традиции культа предков, мы укрепляем свой род и будущее своих детей.

Как в древности проходил день похорон

В день похорон у гроба собирались все домочадцы усопшего. В правую руку ему вкладывали ивовую ветвь, чтобы он мог очищать свой путь от злых духов, а в левую – носовой платок и веер. Родные и близкие, рыдая, громко причитая и низко кланяясь, выстраивались перед гробом в определенном порядке. Старший сын умершего становился на колени и давал отцу подробный отчет обо всех обстоятельствах, связанных с погребальным обрядом. Он обязан был заверить покойника, что все сделано в соответствии с требованиями обычаев. Параллельно мужчина возливал жертвенное вино и возжигал благовония.

Согласно обычаю, во время громких причитаний родственники усопшего снимали все украшения, растрепывали волосы и оголяли ноги

Гроб, установленный на специальные носилки с балдахином, несли к месту погребения. Для участия в похоронной процессии могли нанимать плакальщиков, певцов, танцоров и других творческих людей, включая шамана-экзорциста, который должен был изгонять злых духов. При этом звучала музыка, способная доставить удовольствие душе покойного. Она, естественно, могла иметь далеко не траурный характер, однако никак не отражалась на всеобщем отчаянном настроении.

Жемчужину Агры, белоснежный Тадж-Махал, одно из семи чудес света, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодно посещают с. Подробнее

7-8 марта 2020 года в столице Тайваня Тайбэе пройдет ежегодная международная выставка образования Overseas Education Expo (OEE). Да. Подробнее

«Как вам отдых на Гоа? А планируете ли вы посетить Индию?» – эти вопросы сбивают с толку даже бывалых путешественников. Как можно ПЛ. Подробнее

  • Главная
  • О Компании
  • Оплата
  • Для партнеров
  • Отзывы
  • Опросные листы
  • Контакты

Адрес: 105064, г. Москва,
ул. Казакова д.6 стр.1, оф. 511

Визы: +7 (495) 649-43-71
Авиабилеты: +7 (495) 917-99-01

Загробный мир 5. Локализация

Представление об одной душе, покидающей тело после смерти, относится к современности. В древности же у всех народов существовали представления как минимум о двух-трех «душах» — жизненных сутях или жизненных силах человека, судьба которых после его смерти складывалась по-разному. Но одну из них — тень, двойника умершего — всегда «отправляли» в неозначенное ни на какой карте место – загробный мир. Это делалось с целью обезопасить живущих от возможных вредоносных действий со стороны духа умершего. Конечно, покойных любили и почитали, но опасение, что «внимание» их к живым может обернуться вредом для последних, вынуждало «поселять» умерших в далеком краю, запутывать дорогу к нему, стирать следы провожатых, не произносить имени покойника – все это делалось с единственной целью: препроводив Туда, не дать возможности найти дорогу Оттуда. С этой целью проводились специальные ритуалы и обряды, которые помогли бы умершему добраться до места, где ему надлежало находиться постоянно и возвращаться к живым только в тех случаях, когда специально проводимые обряды делали его кратковременный приход безопасным для живых.

Читать еще:  Религии народов Южной и Тропической Африки

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред. Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота.

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Культ предков у славян

В славянской мифологии присутствовало верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с аграрным культом. Умершие предки считались покровителями семей. Почти все восточнославянские традиционные праздники содержали элементы культа предков. Его отголоски есть и на Святки, во время которых одной из главных блюд была кутья — древнее поминальное блюдо, а перед тем, как начать трапезу, выплескивали часть напитка на стол — для умерших; на Масленицу вместо напитка на окошко клали блин или отдавали блин нищим, также имел место обычай ходить к другу в гости — прощаться; обычай не передавать через порог возник из-за того, что в древности под порогом хоронили предков (с порогами связаны так же некоторые обряды и заговоры). Одним из главных праздников в честь усопших был Семик (позже — Троицкая суббота), во время начала которого старшие члены семьи ходили на могилы родителей, а во время трапезы также были поминальные блюда. Очень чётко поклонение предкам прослеживается во время Радоницы (Навий день, Могилки). У русских в некоторых регионах предков поминали на Пасху (см. Пасха мёртвых) или на Красную горку. В эти дни всей деревней приходили на кладбище, женщины причитали, на могилы крошили и проливали еду и напитки, катали по ним яйца [6] .

Информация для туристов

Африка — удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector