8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Альманах; Вокруг Света

Альманах «Вокруг Света»

Чаше всего маски шаманов можно купить в странах Центральной Африки. Можно сказать, что страны Центральной Африки остаются регионом, где шаманство достаточно распространено, прочно укоренено и активно процветает. Возможно прочность и сила традиций, быт этого региона, не дает возможности расстаться с шаманством. С другой стороны, это явление является частью культуры народов Африки, поэтому, прочно связано с повседневной жизнью населения.

Обычно маски шаманов используются при проведении традиционных церемоний и ритуалов. В этом случае, макси шаманов добавляют в церемонию праздности, торжества и навевают страх. Не стоит скептически относиться к этому явлению, так как маски шаманов являются тайной любого ритуала, заклинания. Некоторые исследователи считают, что каждая маска имеет свой определенный дух и принадлежит только одному повелителю – шаману.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Чужое лицо: мистические африканские маски

Путешественники, побывав в Африке, возвращаются домой с интересным сувениром: традиционной африканской маской. Впрочем, не все решаются повесить ее в своем доме, потому как африканские маски – это древние произведения искусства, несущие сокрытый смысл. Неизвестно, как они поведут себя с новыми владельцами, принесут счастье или беду.

Девушка примеряет африканскую маску, фото: George Hackett

Значение

Изначально маска являлась частью ритуалов на свадьбах, похоронах, инициациях. Определенный человек надевал маску и специальный ритуальный костюм. Ритуал сопровождался песнями и танцами вокруг костра. Собственно, пляски и наряды помогали создать «другое лицо» для обряда: человек в маске терял на время свое человеческое обличие. Он перевоплощался в духа, которого вызывало племя. Эдакий посредник между потусторонним миром и миром земным.

У каждой маски было особое значение. Одни из них призывали мрачных существ, жаждущих человеческого тела и крови, другие же защищали от посягательств злых духов могилы умерших или помогали уберечь урожай от засухи. Например, маска коровы, получившая наибольшее распространение в Либерии и Кот-д’Ивуаре, имеет именно защитную функцию. Кроме того, когда местное население безумствует во время каких-либо торжеств, представитель правоохранительных органов появляется в маске животного и усмиряет шумные компании. Настолько сильно ее влияние на местных жителей.

Материал

Африканцы – те еще креативщики. Свои маски они изготавливали из самого разного материала: древесины, меди, бронзы, терракоты, рафия, текстиля, слоновой кости. На поверхность маски обычно наносился натуральный краситель – охра. Она давала темно-желтый или светло-коричневый цвет. Украшали маски щедро: шерстью животных, морскими раковинами, перьями птиц, семенами и соломой.

Африканская маска, декорированная соломой, фото: Patrice and Greg

Предмет изображения

Имели популярность маски с изображениями крокодила, ястреба, гиены, антилопы, бородавочника. Антилопа – важное животное для культуры Dogon. На масках Dogon она изображается с множеством рожек, что символизирует изобильный урожай. Кроме того, антилопу почитает тайное общество Коре племени Бамана. Коре – важная религиозная ассоциация в Бамане. Будущие члены сообщества проходят сложную инициацию в течение семи лет. Завершается инициация ритуалом, который символизирует сакральное знание Коре о том, что смерть – это не конец, а новая жизнь и соединение с Богом.

Иногда подобные маски чрезвычайно устрашающие, я бы даже сказала, по истине зверские. А все потому, что в одной маске могут соединиться несколько опасных символов: зубы крокодила, глаза хамелеона, рот муравьеда. Существуют очень необычные маски в виде птиц-носорогов, называемых Loniake. Они принадлежат племени Тусиан. Так как племя маленькое, подобные маски можно найти только в редких коллекциях.

У масок было и человеческое лицо. Вернее, женское. Африканцы очень ценили женскую красоту. Эталон африканцев – темноволосая женщина с узким подбородком и миндалевидными глазами. Такое представление о настоящей красавице и легло в основу женских африканских масок. Но что любопытно, носили их исключительно мужчины. И даже король Абоми (Бенин) носил подобную маску на бедре в память об умершей матери. Существуют и мужские маски. Одна из таких мужских масок – маска Mwana Pwo. Она использовалась в ритуале инициации мальчиков во время похорон или при назначении нового вождя.

Читать еще:  В Африке запретили религиозные школы

Самый важный тип масок – это маски мертвых. Почитание усопших предков – это фундамент африканской культуры и одна из важнейших традиций. Маски, конечно, ассоциировались со смертью. Изображалась потрескавшаяся кожа, слезы, впалые глазницы. К таким относится маска Aghogho общества Ммво. Она изображала дух умершей девушки. Основной цвет маски белый, потому что в африканской культуре данный цвет – цвет смерти.

Современное положение

Сейчас маски из-за массового производства почти утратили свою ценность, их связь с африканской культурой ослабла. Такие маски можно купить в любом этническом магазине или на рынке. Появилось большое количество подделок. Современным исследователям стало сложно определить, откуда родом та или иная маска и кто ее мастер.

Ассортимент африканских масок на стене с граффити, фото: NYCUrbanScape

Африканские маски обычно имеют форму человеческого лица или морды какого-нибудь животного , хотя иногда и в очень абстрактной форме. Отсутствие реализма, присущее африканским маскам (и африканскому искусству в целом), оправдывается тем фактом, что в большинстве африканских культур четко различают сущность предмета и его внешний вид, причем первый, а не второй, является фактическим предметом художественного изображения. . Яркий пример — маски нванантай народа бва ( Буркина-Фасо ), которые представляют летающих духов леса; поскольку эти духи считаются невидимыми, соответствующие маски имеют абстрактные, чисто геометрические формы.

Стильные элементы в образе маски кодифицированы традицией и могут либо идентифицировать конкретное сообщество, либо передавать определенные значения. Например, как у народа бва, так и у народа буна в Буркина-Фасо есть маски ястреба , форма клюва которых указывает на то, что маска принадлежит либо Bwa, либо Buna. В обоих случаях крылья ястреба украшены геометрическими узорами, имеющими моральный смысл; пилообразные линии представляют трудный путь, по которому шли предки, а клетчатые узоры представляют собой взаимодействие противоположностей (мужчина-женщина, ночь-день и т. д.)

Черты, отражающие моральные ценности, встречаются во многих культурах. Например, маски народа сенуфо из Кот-д’Ивуара имеют полузакрытые глаза, что символизирует миролюбие, самообладание и терпение. В Сьерра-Леоне и других местах маленькие глаза и рот олицетворяют смирение , а широкий выпуклый лоб — мудрость. В Габоне большие подбородки и рты олицетворяют власть и силу. Гребо из выкроить маски Берега Слоновой Кости с круглыми глазами , чтобы представлять настороженность и гнев, с прямым носом , представляющим нежелание отступать.

Животные

Животные — обычные персонажи в африканских масках. Маски животных могут на самом деле представлять дух животных, так что носящий маску становится средством общения с самими животными (например, просить диких зверей держаться подальше от деревни); Тем не менее во многих случаях животное также (иногда в основном) символ определенных добродетелей. Обычные животные — буйволы (обычно олицетворяющие силу, как в культуре Бауле), крокодил , ястреб, гиена , бородавочник и антилопа . Антилопы играют фундаментальную роль во многих культурах региона Мали (например, в культуре догонов и бамбара ) как представители сельского хозяйства . Маски антилоп догонов очень абстрактны, с общей прямоугольной формой и множеством рогов (символизирует обильный урожай. Маски антилопы бамбара (называемые чивара ) имеют длинные рога, представляющие процветающий рост проса , ноги (представляющие корни), длинные уши (представляющие собой песни, которые исполняют работницы во время сбора урожая), и пилообразная линия, которая представляет путь, по которому идет Солнце между солнцестоянием . Фреска XII-XIII веков из Старой Донголы , столицы нубийского королевства Макурия , изображает танцующие маски украшен ракушками каури, имитирующими какое-то животное с длинной мордой и большими ушами.

Распространенная вариация темы маски животных — это сочетание нескольких различных черт животных в одной маске, иногда вместе с человеческими чертами. Слияние различных черт животных иногда является средством выражения необычных, исключительных достоинств или высокого статуса. Например, Poro тайные общества этих сенуфо БСК есть маски , которые отмечают исключительную мощь общества путем объединения трех различных «опасность» символы: антилопы рога, крокодильи зубы и бородавочник клыки. Другим хорошо известным примером является kifwebe масок людей Songye ( Конго бассейна ), которые смешивают полосы на зебре (или окапи ), зубы с крокодилом , глазами хамелеон , рот на муравьеда , в гребень петуха, перья совы и многое другое.

Женственная красота

Другой распространенный предмет африканских масок — женское лицо, обычно основанное на идеале женской красоты конкретной культуры . Женские маски пуну в Габоне, например, имеют длинные изогнутые ресницы, миндалевидные глаза, тонкий подбородок и традиционные орнаменты на щеках, так как все это считается привлекательной чертой. На женских масках народа бага есть декоративные шрамы и грудь. Во многих случаях ношение масок, олицетворяющих женскую красоту, строго предназначено для мужчин.

Одно из самых известных воплощений женской красоты — маска Идиа из Бенина . Считается, что он был заказан королем Бенина Эсигие в память о своей матери. Чтобы почтить память умершей матери, король носил маску на бедре во время особых церемоний.

Читать еще:  Африканские целители

Маски предков (маски мертвых)

Поскольку почитание умерших предков является фундаментальным элементом большинства традиционных африканских культур, неудивительно, что мертвые также часто используются в масках. Маски, относящиеся к умершим предкам, чаще всего имеют форму человеческого черепа . Хорошо известным примером является mwana pwo (буквально «молодая женщина») народа чокве ( Ангола ), в котором смешаны элементы, относящиеся к женской красоте (пропорциональное овальное лицо, маленький нос и подбородок), и другие элементы, относящиеся к смерти ( впалые глазницы, потрескавшаяся кожа и слезы); он представляет женщину-предка, которая умерла молодой, почитаемая в таких обрядах, как обряды обрезания и церемонии, связанные с обновлением жизни. Поскольку почитание умерших чаще всего связано с плодородием и воспроизводством, многие маски умерших предков также имеют сексуальные символы; ndeemba маска из людей Яка (Ангола и ДР Конго ), например, в форме после того, как череп , дополненных фаллический-образный нос.

Особый класс масок предков — это маски известных, исторических или легендарных людей. Mwaash ambooy маска из людей Kuba (ДР Конго), например, представляет легендарный основатель Kuba Королевства , Woot, в то время как mgady amwaash маска представляет свою жену Mweel.

Не торопитесь покупать маску

Вы не должны относиться к вырезанным маскам как к свидетельству первобытной культуры африканцев, только чтобы принести домой такое яркое проявление их работы и как память об увлекательной поездке. Удивительные образы, рожденные в руках мастеров, не всегда приносят счастье в дома. Эксперты рекомендуют заранее знать значение масок, а затем принять решение о покупке.

Но африканская маска сделанная своими руками из папье-маше не повредит точно, она станет источником гордости и передаст внутренний мир создателя. Стилизованные яркие поделки — оригинальное украшение любого дома.

Если вам понравилось, то подписывайтесь на канал « Руки Золотые » и ставьте лак. Так вы сделаете приятно автору и поддержите развитие канала.

Пуну и балуба

Племя пуну исповедует смесь религий. Некоторые из них живут по верованиям древних, некоторые — по официальной религии. Маски пуну очень необычные по своему виду — черты их напоминают азиатские: выбеленное лицо, маленький нос, красные губы. Видимо, люди такого облика каким-то образом попали на Черный континент, и теперь это считается неким идеалом красоты: женщины пуну обмазывают свое лицо белой глиной, чтобы быть красивыми.

Эти маски надевают во время тайных обрядов захоронения. Белый цвет в Африке — цвет смерти, цвет духов. Африканцы считают, что жизнь после смерти существует, поэтому они красят похоронные маски в знак того, что теперь имеют дело с чем-то посторонним, запредельным. Интересно, что обряд захоронения происходит на ходулях. Важным аспектом является шрамирование на лбу маски — его делали себе и сами женщины.

Если у похоронной маски женщины высокая прическа — значит, она была очень почитаема в деревне, не занималась тяжелым физическим трудом и не носила ничего на голове, как это принято у африканских женщин.

Маски носят и в племени балуба, где существует тайное общество Бамбудье. Отличительная черта этих масок — округлая форма. Ранее шаманы этого племени для того, чтобы видеть будущее, использовали тыкву. Они разрезали плод пополам, вытаскивали все содержимое и закладывали туда камни и бисер, поэтому маска осталась такой формы — это отголоски прошлого. Подобные маски используются и в обрядах плодородия во время открытия и закрытия урожайного сезона. Любая из них является частью костюма и не «функционирует» в одиночку.

Балуба очень ценили женщин. Они считали, что только женщины могут хранить секреты и способны заключать союзы — раньше лишь жены вождей ходили в другие деревни, чтобы заключить важные соглашения. Зачастую они основывались на браках.

Маска племени пуну

Для статуэток женщин балуба характерна сидячая поза на согнутых ногах. У нее очень большая грудь — это свидетельствует о том, что она вскормила многих детей. Такие изделия являются каноном красоты для балуба. Они считают, что женщина красива, если она воспитала большое потомство. На животе статуэтки присутствует глубокое шрамирование — признак новой беременности или свидетельство ритуала, который провели для того, чтобы она родила сильного сына.

У балуба есть некоторые признаки матриархата, хотя в основном Африке все же присущи патриархальные черты: мужчина стоит во главе, а женщина занимается собирательством и строит дом.

Египетские маски

Египет известен как колыбель всей современной цивилизации, страна пирамид, в которых хранятся саркофаги и погребальные маски правителей древнего государства. Сложный ритуал погребения предполагал изготовление мумии, лицо которой покрывалось такой погребальной маской. Защищенные гробницами, саркофагами многие из них сохранились и по настоящий день.

Читать еще:  Отношение к правителям в африканских религиях

Существовали и другие маски, не менее важные для соблюдения традиций и обрядов египтян. Свои лица прикрывали, например, маги, жрецы, жрицы. Эти изделия имели ритуальный, культовый смысл, изображали богов и богинь и предназначались для получения от прообразов магических сил, способностей.

Ознакомиться с погребальными и другими египетскими ритуальными масками, другими предметами, которые археологи достают из древних захоронений можно в различных европейских музеях. В Каире, в Музее египетских древностей, выставлена, например, всемирно известная погребальная маска царя Тутанхамона.

Боги Африки

На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

Мунгу, благослови Африку, благослови её руководителей… Мунгу, благослови Танзанию и её народ… Даруй нашему президенту здоровье, долгую жизнь и мудрость… чтобы он мог управлять справедливо и мирно для процветания Объединённой Республики Танзании.

Африканские маски и статуэтки в традиционных религиях [ править | править код ]

Африканские маски и статуэтки используются в традиционных религиях. Так например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в погребальных обрядах или во время празднеств.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надеваются членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Так человек в маске давал временное пристанище духу, которого эта маска изображала.

Кроме того маски также использовались во время охотничьих ритуалов; члены племени, надевая маски и шкуры животного, на которого предстояло охотиться, имитировали его поведение [1] .

Африканские культовые статуэтки, в большинстве случаев, изображают умершего человека, являясь вместилищем его души, или животное, которое было связано с тотемным предком этноса, как например, распространённая статуэтка антилопы у народа бамана в Мали [2] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector