0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые шокирующие ритуалы Африки

Самые шокирующие ритуалы Африки

Черный континент буквально пронизан сверху донизу ритуальными обычаями.

Они посвящены не только многочисленным большим праздникам и событиям в семье, но и природным явлениям, личным успехам, но чаще – древним традициям. Африканцы до сих пор молятся богам и верят в силу обрядов. Есть среди этого шумного и красочного потока совсем безумные, что шокируют своей жестокостью и дикостью.

Суп из начальника штаба

Иди Амин родился 17 мая 1925 года. Служил в английских колониальных войсках, подавлял народные бунты против британцев в Кении и Сомали, достиг звания лейтенанта. После провозглашения независимости Уганды продолжил карьеру, став главкомом угандийской армии. Читать и писать научился только 35 лет от роду, а вот считать, судя по всему, значительно раньше: воровал он с армейских складов неслабо — целыми эшелонами. Боясь, что коррупция вскроется, генерал в 1971 году сверг президента Уганды Милтона Оботе, объявив себя новым главой государства. Идеи по реформам в стране брызнули фонтаном. Через год Иди Амин выгнал из страны всех азиатов (индийцев, пакистанцев и китайцев) и конфисковал их собственность. Торговля в республике тут же сдохла, закрылись тысячи магазинов и ресторанов. Амина сие не смутило — в честь заслуг перед державой он повысил себя до фельдмаршала и занял пост пожизненного президента. Так как в лояльности армии он сомневался, то решил перебить всех офицеров — около 10 000 человек. Солдаты не успевали рыть могилы, поэтому трупами кормили крокодилов в питомниках. Голову начальника штаба Сулеймана Хусейна диктатор держал в холодильнике и приказал сварить из неё суп. Блюдо не понравилось, в кипящий бульон велели бросить повара. Перебив массу народу, Амин вдруг осознал свою ошибку: он зря убивает бесплатно. Поэтому семьям граждан, казнённых сотрудниками Бюро государственных расследований, стали выставлять счёт за возвращение тела. Либо плати в наличных долларах, либо покойника отправят в пасть крокодилам. Правда, экономике это не помогло — она с треском рухнула. Иди Амин, оставшись недовольным президентским дворцом, перебрался на виллу сбежавшего из Уганды азиатского миллионера и забрал в собственность его гоночные автомобили.

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред. Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота.

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Единая Африка?

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Института Африки РАН, эксперт РСМД

В 2013 г. Африка уже отметила золотой юбилей своей общеконтинентальной организации – Организации африканского единства (ОАЕ), реорганизованной в 2002 г. в Африканский союз. В какой степени мечта о единой Африке ее отцов-основателей превратилась в реальность? Сколько еще времени потребуется для этого, или уже пора признать, что идея была иллюзорной?

В 2013 г. Африка уже отметила золотой юбилей своей общеконтинентальной организации – Организации африканского единства (ОАЕ), реорганизованной в 2002 г. в Африканский союз. В какой степени мечта о единой Африке ее отцов-основателей превратилась в реальность? Сколько еще времени потребуется для этого, или уже пора признать, что идея была иллюзорной?

От ОАЕ к АС

Предшественница Африканского союза (АС) немало сделала для ликвидации колониальных и расистских режимов на континенте, прежде всего, через Комитет освобождения, оказывавший не только политическую, но и практическую помощь национально-освободительным движениям, которые вели вооруженную борьбу. Членами АС стали все государства континента за исключением Марокко – оно не участвовало и в работе ОАЕ после принятия в члены этой организации Сахарской Арабской Демократической Республики (Западной Сахары), поскольку считает ее частью своей территории.

Сравнение Устава ОАЕ и Учредительного акта АС позволяет оценить, насколько новая организация сохраняет преемственность с ОАЕ и чем отличается от предшественницы. Принципиально новым положением Акта стали осуждение и отказ от признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Это положение соблюдается, но на практике такие правительства, проведя «демократизацию», как правило, приобретают «легитимность». Последний пример – Египет, который был временно исключен из организации после свержения президента М. Мурси, но полностью восстановлен в правах на саммите АС, состоявшемся в конце июня 2014 г. в столице Экваториальной Гвинеи городе Малабо.

Учредительный акт говорит уже не только о суверенном равенстве, но и о взаимозависимости государств-членов АС и предусматривает право члена организации обращаться с просьбой «о вмешательстве Союза с целью восстановления мира и безопасности». Более того, в Акте зафиксировано право АС на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств, принятого двумя третями голосов, на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство в дела государства-члена при возникновении на его территории особых обстоятельств: военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности. Однако за 12 лет существования АС это положение Акта ни разу не применялось, и лидеры африканских стран предпочитают принимать решения путем консенсуса.

Существенные изменения произошли в организационных структурах общеконтинентального объединения. Так, высший исполнительный орган АС называется Комиссией (по аналогии с Европейским союзом), а не Генеральным секретариатом, как это было в ОАЕ. АС создавался как более демократическая структура, с действующим уже десять лет Всеафриканским парламентом и Экономическим, социальным и культурным советом (ECOSOSS), в котором представлены гражданское общество и африканская диаспора [1].

Новые рубежи

Новые рубежи для АС были намечены на состоявшихся 25–26 мая 2013 г. в Аддис-Абебе юбилейной и рабочей ассамблеях. Общей темой празднования 50-летия ОАЕ–АС было «Панафриканизм и африканский ренессанс».

В официальном пресс-релизе саммита говорилось: «Пятидесятая годовщина приходится на золотое время для Африки. Континент, который всего 10 лет назад считался безнадежным, сегодня бесспорно на подъеме». Приводились и конкретные цифры, подтверждающие достигнутые успехи. По словам руководителя Экономической комиссии ООН для Африки Карлуша Лопеша, средний рост ВВП составил 5%, т.е. оказался выше среднемирового. Вместе с тем был проявлен и реализм, что отразилось, в частности, в выдвинутом накануне саммита лозунге «Поднимайся! Единая Африка 2063, процветание и мир», который был размещен повсюду – и в залах заседаний, и на плакатах на улицах Аддис-Абебы. Африканцев призывали подняться, чтобы добиться единства, процветания и мира на континенте, но лишь через полвека, к столетнему юбилею.

Если еще несколько лет назад обсуждался вопрос о создании правительства Африки и учреждении министерских постов, то теперь упор делается на экономическую интеграцию, причем на основе укрепления уже существующих региональных сообществ.

Обращает на себя внимание и более трезвое отношение к вопросам африканской интеграции. Если еще несколько лет назад обсуждался вопрос о создании правительства Африки и учреждении министерских постов, то теперь упор делается на экономическую интеграцию, причем на основе укрепления уже существующих региональных сообществ [2].

В Стратегическом плане Комиссии Союза на 2014–2017 гг., принятом на Ассамблее АС, были определены восемь приоритетных областей ее деятельности:

  • развитие человеческого потенциала с упором на сферы здравоохранения, образования, науки, исследований, технологии и инновационной деятельности;
  • сельское хозяйство и переработка [3];
  • инклюзивное экономическое развитие на пути индустриализации, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, торговли и инвестиций;
  • мир, стабильность и надлежащее управление;
  • вовлечение на равной основе женщин и молодежи во все виды деятельности;
  • мобилизация ресурсов;
  • строительство Союза, ориентированного на интересы людей;
  • укрепление организационного потенциала Союза и всех его органов.

Проблемы и решения

Избранная полтора года назад на пост председателя Комиссии АС доктор Нкосазана Дламини-Зума [4], ранее успешно работавшая на министерских постах в ЮАР, справедливо отмечала, что Африке предстоит ответить на множество жестких вопросов. Такого рода вопросы возникают и при анализе деятельности АС и связанных с ним структур.

Среди проблем, стоящих сегодня перед общеконтинентальной организацией (во многом унаследованных ею от ОАЕ), следует выделить недостаток политической воли лидеров стран-членов АС для выполнения принятых решений, которые требуют частично поступиться их суверенитетом. Так, на ратификацию документов, предусматривающих создание общеконтинентальных структур, как правило, уходит несколько лет. Другая проблема – постоянная задолженность большинства стран по членским взносам. Это приводит к зависимости АС в целом и ряда его членов от внешних доноров, в основном стран НАТО, а также Китая, предоставляющего Союзу около 20% донорской помощи, что на практике ограничивает свободу их действий. Почти 60% бюджета АС и 9/10 бюджета его миротворческих операций формируется за счет доноров [5]. К началу 2014 г. только 16 из 54 государств-членов ликвидировали свою задолженность перед Союзом. Основная причина неуплаты взносов – не отсутствие средств, а опять-таки нехватка политической воли. При этом следует отметить, что пять стран – ЮАР, Египет, Нигерия, Алжир и Ливия [6] – вносят в бюджет АС по 13,37%, тогда как на долю остальных 49 приходится лишь треть бюджета.

Тем не менее можно говорить об определенных достижениях АС, в частности, в области экономической интеграции. Прошло то время, когда телефонная связь и перелеты между различными регионами Африки осуществлялись через бывшие метрополии. Создаются (или уже созданы) региональные зоны свободной торговли и таможенные союзы. Наиболее важным в этом отношении является принятое в 2008 г. решение руководителей трех региональных организаций о создании единой зоны свободной торговли, включающей 26 стран, от Ливии до ЮАР. Предполагается, что к ней присоединятся другие региональные сообщества, и к 2018 г. будет оформлена общеконтинентальная ЗСТ.

Само существование АС и региональных сообществ намного усиливает позиции африканцев перед лицом вызовов ХХI века.

Однако было бы неправильно рассматривать вопросы интеграции в Африке только через призму межгосударственных отношений. На континенте появилось немало квазинеправительственных организаций («кванго»), которые нередко опережают официальные структуры. Так, хотя предусмотренные в Учредительном акте АС Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк и Африканский валютный фонд еще не созданы (если не считать технических подготовительных комитетов), уже существуют почти два десятка «кванго», которые частично осуществляют функции этих органов, способствуя африканской интеграции.

Читать еще:  Традиционные религии Африки

В области финансов это, например, Африканский банк развития (со штаб-квартирой в Тунисе), Африканский экспортно-импортный банк (Каир), Банк развития Юга Африки (Претория) (полномочия последнего, несмотря на название, распространяются на весь континент). В области транспорта, связи и энергетики действуют Африканская комиссия гражданской авиации, Африканский союз железных дорог, Всеафриканский союз телекоммуникаций, Африканская комиссия по энергетике. Подобные организации существуют и в области науки и технологий. Сотрудничеству стран континента также способствуют многочисленные структуры бизнеса и гражданского общества.

Что касается межгосударственных региональных организаций, то официально из них Союзом признаны восемь [7]. И АС, и региональные сообщества играют важную роль в миротворчестве. На континенте существует структура, именуемая «Африканской архитектурой мира и безопасности» (АПСА) – от Совета мира и безопасности АС до Африканских сил постоянной готовности (АСБФ), которые по решению еще 1995 г. должны состоять из пяти региональных бригад. И хотя создание этих частей сильно затянулось (официальная дата их «запуска» перенесена на 2015 г.), общая численность миротворческих сил, направленных в конфликтные зоны АС или региональными организациями, в 2012 г. превысила предполагаемую численность АСБФ – 25 тыс. человек [8]. Наибольшее число миротворцев – более 22 тыс. – участвуют в Миссии АС в Сомали (АМИСОМ), более 18 тыс. входят в состав объединенной (смешанной) Миссии АС и ООН в Дарфуре (Судан) (ЮНАМИД).

Если сравнивать

Объективно оценить состояние и деятельность АС можно, сравнивая его с другими подобными организациями. Как считает видный южноафриканский политолог из Университета Западного Кейпа К. Готтшалк, АС превзошел свои «аналоги», такие как АСЕАН, Лига арабских государств, МЕРКОСУР, Организация американских государств, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, по ряду показателей (например, по наличию общего парламента или проведению миротворческих операций). «Большего достиг лишь ЕС, – пишет политолог, – у которого в 200 раз больше служащих и в 400 раз больше бюджет» [9] (с населением в государствах-членах в два раза меньшим, чем на африканском континенте).

Стоит отметить, что некоторые институты, действующие в рамках АС, например, Всеафриканский парламент (ВАП), Африканский суд по правам человека и народов, были созданы на два десятилетия раньше, чем предусматривалось предыдущими соглашениями, хотя их деятельность означает частичный отказ от национального суверенитета в пользу наднациональных органов.

Другое дело, что эти общеафриканские органы крайне медленно осуществляют свои функции. Подписанный в 1998 г. Протокол о создании Африканского суда по правам человека и народов вступил в силу только в 2004 г. и был ратифицирован лишь 26 государствами. Правила суда были приняты в 2010 г.

Только в 2013 г. ВАП получил полномочия обсуждать годовой бюджет АС. Сроки перехода на прямые выборы членов этого парламента переносились уже не раз, хотя и Евросоюзу на это понадобилось 20 лет. Да и в целом для достижения нынешнего состояния ЕС и его органов ушло полвека, несмотря на наличие щедрого финансирования и демократических традиций (при этом число его критиков – евроскептиков – растет). Такая мерка применима и к АС, если реалистично оценивать его перспективы.

Таким образом, можно сделать вывод, что достижение единства Африки, о котором мечтал лидер независимой Ганы Кваме Нкрума еще более полувека назад и которое энергично продвигал М. Каддафи уже в нынешнем веке, – длительный и очень сложный процесс. Но даже само существование АС и региональных сообществ намного усиливает позиции африканцев перед лицом вызовов ХХI века. Тем, кто пытается навязать «новый мировой порядок», приходится считаться с тем, что африканские страны составляют более четверти членов ООН, а также с растущим значением континента не только как источника ценного сырья. Повышается и демографическая ценность Африки. В то время как коэффициент демографической нагрузки у развитых стран растет вследствие старения населения, у африканских стран «демографический дивиденд» должен достичь максимума примерно через 30–40 лет, когда 65% прироста трудовых ресурсов мира будет приходиться на Африку. В условиях глобализации это будет способствовать ускорению экономического развития и экономическому возвышению континента в целом. То, насколько Африка сможет реализовать новые возможности, во многом зависит от степени ее единства в рамках Африканского союза.

1. Первая ассамблея Совета была проведена еще в 2008 г., но с тех пор он фактически бездействует. Созыв второй ассамблеи неоднократно откладывался, как это ни парадоксально, из-за слабого интереса со стороны организаций гражданского общества.

2. В своем выступлении на праздновании премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалень, занимавший пост председателя АС, говорил об Африке через 50 лет лишь как об «интегрированной экономически». Президент Уганды Йовери Мусевени прямо заявил о несогласии с выдвигавшейся М. Каддафи идеей политической интеграции континента и назвал более реалистичными планы региональной интеграции. Впрочем, мы по собственному опыту знаем, как нелегко решаются вопросы политической интеграции: идею Евразийского союза удалось пока реализовать только в виде экономического объединения.

3. Состоявшийся в конце июня 2014 г. саммит АС был посвящен теме «Сельское хозяйство и продовольственная безопасность».

4. Следует отметить интересную деталь: с приходом нового руководителя Комиссии АС ужесточилась дисциплина – даже во время дискуссии с участием глав государств и правительств после трех минут, отведенных на каждое выступление, микрофон автоматически отключался.

5. Gottschalk K. 50 Years of the OAU–AU & Their Sub-Regional Affiliates. 13th Conference of Africanists. M., 2014. P. 8.

6. После свержения М. Каддафи долг Ливии перед АС, по состоянию на январь 2014 г., составил 16 млн долл.

Для достижения поставленных целей выделены основные направления деятельности, сформулированные как задачи Африканского союза. На первом месте находится развитие и укрепление интеграции стран Африки в социально-экономической и политической сферах. Для её выполнения требуется реализация второй задачи: защитить интересы населения континента, продвигая их на международный уровень. Из первых двух вытекает следующая задача, без достижения которой невозможно выполнение предыдущих: обеспечение мира всех стран континента и их безопасности. И финальная задача: содействие формированию демократических институтов и защиты прав человека.

Заглянем в будущее: государство черного расизма

Южно-Африканская Республика является крайне интересным объектом наблюдения и изучения с точки зрения этнической политики, расовых взаимоотношений и попытки создать новую нацию с нуля. Действительно, казалось бы, ЮАР должна была стать практическим воплощением разных идеологов конструктивизма о природе этноса/этничности и национализма, считающих, что все эти «термины» — лишь конструкт, который можно собрать как домик из надлежащих компонентов.

Однако историю ЮАР демонстрирует, что эксперимент, начавшийся на наших глазах около 30 лет назад, провалился, и привел ни к чему большему чем замене одной этнонационалистической диктатуры на другую.

Пример истории Южной Африки интересен тем фактом, что можно проследить, как столкновения и унификация сообществ проходят по расовой основе, а отдельные «национализмы» уступают место более обширной расовой идентичности, когда обстоятельства вокруг вынуждают к этому. Консервативные «нацонализмы» белых наций, и мы видим это на примере ЮАР, где изначально не без конфликтов существовали выходцы из двух стран — Англии и Голландии, что имели огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, трансформируются в единое движение расистов.

Южно-Африканская Республика сегодня. Издали привлекательна

При всем весомом влиянии расистских идеологов XIX века, особенно немецких, которое затем вылилось в реальную политику, а конкретнее к торжеству Гитлера и национал-социализма в Германии, расизм как наднациональная идеология в Европе не восторжествовал. Национал-Социализм, столь озабоченный «кровью» и выживанием «расы», имел в себе очень влиятельную и стойкую составляющую пангерманского шовинизма.

Кто является наиболее вышестоящим в расовой иерархии в Третьем Рейхе так и не пришли к единому выводу — то ли «арийцы», то ли «нордическая раса», белая раса или же германцы? В разных документах у разных деятелей Третьего Рейха можно найти разные термины и расовые теории. Тем временем в ЮАР как раз-таки новая нация африканеров возникла на расовом фундаменте, преодолев в целом англо-бурскую вражду, хотя симпатии потомков англичан к своей метрополии еще не раз вызывали конфронтацию. Однако в целом, идеологическим фундаментом обеих групп был наднациональный расизм, «власть белых».

«Программа нашей партии заключается в том, чтобы открыть доступ в эту обширную богатую страну для всех желающих в ней поселиться. В текущем году мы выдадим 100 тысяч иммиграционных разрешений и будем поступать так ежегодно на протяжении десяти ближайших лет. В течение этого периода в Южно-Африканском Союзе сможет обосноваться миллион человек, для которых не хватает места в перенаселенной Европе. Нам необходимо изменить соотношение между белыми и неевропейцами в свою пользу… Страна достаточно богата, чтобы прокормить население в несколько раз большее, чем теперь» Такие заявления делались еще в доапартеидной Южной Африке со стороны Объединенной Партии, ориентированной на Британию, Содружество и бывшей в целом менее радикальной, чем Национальная Партия, чьим электоральным фундаментом были потомки выходцев из Голландии.

Политика апартеида разделила страну на этнически неравноправные группы. В 1948 году было создано Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений, начавшее разработку расовых законов. В течение следующих лет господства апартеида, небелое население дискриминировалось. Существовало раздельное обучение для белых и небелых, раздельные церкви, работы, запрет на межрасовые браки, проживание африканцев в отдельных выделенных районах-территориях — бантустанах.

Карандашный тест

Немалую роль в расистской идеологии играло христианство, и через церкви, главным образом немецких евангелистов, чьи пасторы теологически обосновывали расовое неравенство и господство белого человека над черными. Помимо белых и африканцев существовали и так называемые «цветные» — потомки межрасовых браков, некоторые из которых уже совершенно не были похожи на африканцев.

Для «цветных» существовал «карандашный тест», заключавшийся в том, что карандаш вставляли в волосы, и если он не падал (африканский кучерявый волос, доставшийся генетически, удерживал карандаш), то человек не считался белым, и занимал свое место в расовой иерархии ЮАР.

Естественно, что небелое население, особенно африканцы, не могли быть довольны таким положением дел, являясь к тому же и большинством населения, и всячески боролись против белого владычества в Южной Африке. В конце концов режим апартеида пал, власть на демократических выборах закономерно перешла к Африканскому Национальному Конгрессу, отстаивающему интересы африканского населения. Речи идеологов АНК не содержали в себе нападок на белое население и ставили задачу исправления исторической несправедливости без мести. Говорилось даже о создании «радужной нации», но реальность оказалось отличной от речей. Национальный дискурс в ЮАР неотделим от расового самосознания.

Читать еще:  Обряд переворачивания

АНК исторически утверждали в программных документах равенство всех граждан ЮАР, в том числе и по расовому признаку. По мысли авторов программных документов ЮАР, таких как «Хартия Свободы», «Стратегия и тактика», новая нация должна быть нерасовой и неэтнической, однако те, кто не приемлет новую нацию и что самое главное — ее идеологию (второй целью АНК была также и социальная революция) — исключают сами себя из нации. Фактически это означает монополизацию нации видением одной партии, АНК.

21 марта в ЮАР отмечают государственный праздник «День прав человека». Поводом для утверждения этого праздника стала бойня в Шарпвилле 21 марта 1960 года.

На деле же неэтничность была хорошей политической демагогией, прикрывающей африканский национализм. Эйфория от «национального примирения» после победы АНК сменилась продолжением «национальной революции». Конференция АНК 1997 года, когда президентом организации бы избран Табо Мбеки, приняла новую программу, которая провозглашала построение «единого, нерасового, несексистского демократического общества».

Эта цель, утверждалось в документе, должна быть достигнута через «освобождение всех черных вообще и африканцев в частности, от политического и экономического рабства».

Это означало лишь, что теперь, получив власть, АНК продолжает национальную революцию, которая не завершена по их мнению. В АНК считали, что первый необходимый для это шаг — это разорвать связь между расой и классом. На практике это утверждение означает перераспределение собственности, которая не была раньше в руках у африканского населения.

О нации говорилось, что Южная Африка должна стать африканской нацией на основаниях различных африканских идентичностей. Неафриканцы могли стать членами новой нации, если отвергнут свою идентичность. Что под этим подразумевалось не было пояснено.

Выступления черных в ЮАР в 1949 году

Авторы следующей Стратегии и тактики АНК, принятой десять лет спустя, в 2007 году, практически дословно повторяют положения предыдущего документа. С сожалением, авторы констатируют, что Южная Африка до сих пор не является идеалом национальной демократии. «Механизмы управления богатством и доходом, ловушка бедности, доступность возможностей — все это в основном определяется, как и при апартеиде, на базе расы и пола».

Экономическое неблагополучие опять связывается с расовыми проблемами апартеида, уже почти 20 лет как канувшего в лету. Причем для устранения расового неравенства в «неэтничном обществе» АНК используют самые что ни на есть расовые методы, то есть доступность возможностей на базе расы. АНК по своим заверениям надеется создать нерасовое общество через углубление, закрепление и институционализацию расового подхода. Подобные «реформы» выглядят либо как полнейшим сюром и непониманием лидеров ЮАР, что они сами стали расистами, либо просто откровенным замыливанием глаз международной общественности.

В Конституции ЮАР закреплены такие принципы, которые говорят о равенстве всех, но в то же время право на дискриминацию прописано в главном законодательном документе страны, а ней говорится (глава 2, статья 9):

  • статья 9.2: «Под равенством подразумевается полное и равное применение всех прав и свобод. С целью достижения равенства могут иметь место законодательные и другие меры, направленные на защиту и продвижение интересов тех лиц или категорий лиц, по отношению к которым применялась несправедливая дискриминация».
  • Статья 9.3: «Государство не может применять прямую или косвенную дискриминацию против кого бы то ни было на основании расы, пола, секса, беременности, состояния в браке, этнического или социального происхождения, цвета кожи, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, религии, совести, верований, культуры, языка и рождения».
  • Статья 9.5 «Дискриминация на основании одного или нескольких признаков, перечисленных в подсекции (3), является несправедливой, если не установлено, что такая дискриминация справедлива».

Раздел о правах конституции ЮАР напоминает больше крылатое выражение «все животные равны, но некоторые более равны, чем другие» из «Скотного двора» Джорджа Оруэлла. Фактически, это означает закрепление «справедливой дискриминации» в базовом законе ЮАР. Поэтому неудивительно, что с момента смещения режима апартеида АНК развертывает такую «справедливую дискриминацию», когда занятие рабочих мест происходит не на основании квалификации, но на основании расы, что по мнению АНК является исправлением ошибок прошлого.

Результатом этого явился отток квалифицированных кадров, большинство которых составляли белые, с рабочих мест. Полностью были заменены руководства армии и разведки. Освободившиеся места, конечно, не были заполнены в одночасье, и уж тем более заполнены квалифицированными сотрудниками. Все эти действия сильно ударили по экономике страны. Распространилась также практика завоза квалифицированных работников-африканцев на освободившиеся места и это при наличии найма местных белых.

Выступления африканцев в ЮАР. Надпись на плакате: «Убей бура, убей фермера!»

«Демографическая репрезентация» — один из проектов ЮАР в разных сферах государства (образование, работа, государственный сектор) по преодолению ошибок прошлого, который закреплял пропорциональное представительство населения на местах, то есть фактически вводились расовые квоты при приеме в университет или на работу, игнорируя способности человека и смотря лишь на цвет его кожи. Касалось это не только государственных, но и частных учреждений.

Фирмы, не выполнившие «нормативы» подвергались штрафам. Причем зачастую подобные квоты абсурдны и невыполнимы в отдельных регионах, к примеру, в провинции Квазулу-Натал немалое количество экономически активного населения составляют индейцы, которые в пропорции ко всему населению страны составляют только 3%, что вынуждает не брать их на работу (квоты устанавливаются в соответствии с пропорциями населения в масштабах страны).

Законы о реституции земли у белых, большей частью которые являлись фермерами, привела и к оттоку квалифицированных кадров из сельского хозяйства. За годы правления АНК количество ферм резко сократилось с 120 тысяч ферм в 1994 году до 37 тысяч в 2011. «Реституированные» владения в руках африканского населения в большинстве своем оказались убыточными и не смогли продолжить работу. Нет оснований полагать, что количество не сократилось за прошедшие годы.

Вандалы из BlackLivesMatter в Лондоне считают расистом и Черчилля, обеспечившего победу Великобритании в войне против нацистской ГерманииAssociated Press

Подводя итоги, можно сказать, что судьба ЮАР — это быть землей столкновения белой и черной расы, как следствие белого и черного расизма. Пример ЮАР, где одна расовая диктатура заменилась другой, не родилось никакой внеэтничной, внерасовой нации, интересен для наблюдения и явно записывается в копилку аргументов тех, кто не считает возможным создать некое безрасовое или мультирасовое общество.

Тотальное в количественном отношении доминирование африканцев не породило снисходительное отношение к белым и другим народам, а лишь дало право на узурпацию и расовую дискриминацию (как и в другой бывшей колонии Родезии, ныне гордо именуемой Зимбабве).

Чем для Европы и США является происходивший на их глазах прецедент передачи власти от диктаторов к угнетенным, которых разделял не политический строй, а раса? Всего лишь неудачным экспериментом по внедрению демократии для неподготовленных слоев населения или же предупреждением о будущем, особенно на фоне последних расовых кризисов и выступлений?

На примере последних событий виден тот же механизм, что и происходил в ЮАР — «Black lives matter» сносят памятники историческим белым деятелям и заставляют присягать, если не целовать ботинки, белых взбунтовавшемуся черном населению. Пораженные леволибералной химерой интернет-платформы (Netflix, Instagram) уже заявили о внедрении тех же «реформ» по борьбе с дискриминацией, используя дискриминационные методы. ЮАР в данном случае — это, можно сказать, машина времени, переносящая нас в будущее, в которое мы можем заглянуть и посмотреть, чем же закончится победа #blacklivesmatter в других странах.

Лучше всего «южноафриканское чудо» и сегодняшние черные бунты, помимо упоминавшегося Оруэлла, описывает древнее крылатое выражение: «раб не хочет обрести свободу, он хочет иметь собственных рабов».

skeptimist

Соотноси всё с вечностью

Тысячелетие арабской работорговли в Африке

Хороший материал с подачи блогера michael_ky про тысячелетнюю историю работорговли, организованной арабами задолго до работорговли европейцев. Актуальное исследование, чтобы начать исторические разборки с арабами, в свете конкуренции ислама и Центральной Африки за доминирование в ЕС.

Diario de Noticias logoDiario de Noticias, Португалия
автор Жуан Сеу-и-Силва (João Céu e Silva)

Франко-сенегальский экономист и антрополог Тидиане Ндиайе считает, что масштабы торговли рабами, которую в арабо-мусульманском мире вели на протяжении тысячелетия, до сих пор не получили должной оценки. Эта страница была вырвана из истории.

Еще в 2008 году Тидиане Ндиайе опубликовал книгу «Тайный геноцид», но и спустя десять лет продолжается то, что он считает намеренным умолчанием о рабовладельческих практиках, распространенных среди арабов-мусульман между VII и XVI веками — почти тысячелетие.

Не забывая о том, что вывоз рабов через Атлантику продолжался четыреста лет,он утверждает, что «арабы целых 13 столетий подряд опустошали часть Африки южнее Сахары», и что «большинство из миллионов перемещенных ими людей бесследно исчезли из-за жестокого обращения и широко распространенной кастрации».

По мнению этого франко-сенегальского исследователя, самое время «начать изучать и открыто обсуждать арабо-мусульманский трафик рабов, приведший к геноциду — так же, как это делают в отношении трансатлантического трафика».

Diario de Noticias: Вступление к Вашей книге «Тайный геноцид» написано достаточно жестко. Можно ли сказать, что рабство у арабов-мусульман принимало наиболее тяжелые формы?

Тидиане Ндиайе: Нужно признать, что набеги арабов, которые начались еще в доколониальную эпоху, вне всяких сомнений подкосили народы Африки, у которых не было никакой передышки с момента их появления. Как показывает история, арабы стоят у истоков трагедии, которой стал вывоз рабов и само рабство, практиковавшиеся с VII до ХХ века. А с VI по XVI век, почти тысячу лет, они были почти единственными, кто промышлял этим недостойным делом. Еще до появления на сцене европейцев они успели вывезти почти 10 миллионов африканцев. Проникновение арабов на Черный континент положило начало постоянным опустошительным набегам на поселения и ужасным священным войнам, которые начинали обращенные с целью заполучить рабов своих соседей, считая тех язычниками. Когда этого казалось мало, нападали и на так называемых «братьев-мусульман» и отбирали их богатства. При молчаливом согласии арабо-мусульманского мира все это время представителей народов Африки угоняли в плен и держали в заложниках.

— Когда африканские народы были обращены в ислам, рабовладельческие практики ушли в прошлое?

— Ислам разрешает держать в качестве рабов только неверных. Но в отношении негров арабы опирались на труды мудрецов, таких аль-Димешкри: «Им никогда не был открыт закон Божий. Ни один пророк не появился в их отечестве. Они не способны воспринять такие понятия, как заповедь и запрет, страсть и воздержание. Их сознание ближе к сознанию животных. Покорность суданских племен своим вождям достигается лишь законами и правилами, которым их подчиняют примерно так же, как животных».

— Вы считаете, что «арабы Дарфура презирали негров». Сохраняется ли это презрение по сей день?

— Да. В подсознании жителей Магриба этот оставило такой глубокий след, что и сегодня для них «негр» означает «раб». Они не могут представить, чтобы негры жили среди них. Достаточно знать, что происходит в Мавритании или Мали, где северные туареги никогда не признают негритянскую власть. Потомки угнетателей и потомки жертв объединились по религиозным соображениям. Но в Ливии существуют рынки рабов! Только открытое обсуждение позволит покончить с этим. Вспомните, как во времена рабства и работорговли во Франции философы Просвещения, такие как аббат Грегуар или даже Монтескье, защищали негров, в то время как самые почтенные мудрецы арабского мира, такие как Ибл Халдун, были обскурантистами, считавшими негров животными. Ни один интеллектуал Магриба не подал голос в защиту негров. И вот по этой причине рабство приняло такие масштабы и продолжается до сих пор. В Ливане, Сирии, Саудовской Аравии домашняя прислуга негритянского происхождения живет в условиях рабства. В Африке до сих пор существует расовое неравноправие.

Читать еще:  В Африке запретили религиозные школы

— Когда речь заходит о геноциде, на ум сразу приходит Холокост. Можно ли провести здесь параллель с арабским трафиком рабов, несмотря на разницу во времени?

— С самого начала работорговли на Востоке арабы-мусульмане решили, что негров нужно кастрировать, чтобы они не размножались. Несчастные подвергались ужасным вещам для того, чтобы они не могли влиться в общество и оставить в этом регионе потомство. Тому есть множество на редкость жестоких свидетельств в «Тысяче и одной ночи», которая подтверждает, насколько чудовищно арабы обращались с африканскими пленниками в своих рабовладельческих обществах, особо жестоким и унизительным образом обходясь с неграми. Полная кастрация, которой подвергались евнухи, была чрезвычайно опасной операцией. Если ее проводили над взрослыми, она оказывалась смертельной для 75% — 80% тех, кто подвергался ей. Процент смертности был ниже среди детей, которых кастрировали систематически. Но все же от 30% до 40% детей не выживали после полной кастрации. Сегодня большинство потомков африканских рабов — на самом деле метисы, рожденные вывезенными в гаремы женщинами. Только 20% из них — негры. Вот в чем отличие от трансатлантического трафика.

— Вы утверждаете, что трансатлантический трафик рабов был менее опустошительным, чем торговля рабами в арабо-мусульманском мире.

— Я бы описал как геноцид только транссахарскую и арабскую торговлю рабами. Трансатлантическую торговлю, которой занимались европейцы, нельзя сравнить с геноцидом. Не доказано, что у них были намерения истребить народ. Ведь раб, даже если условия его жизни были ужасны, был для хозяина ценностью, товаром, который должен был служить как можно дольше и быть в хорошем состоянии. У тех 9-11 миллионов вывезенных людей есть сегодня 70 миллионов потомков. В результате арабо-мусульманской торговли рабами было вывезено 17 миллионов человек, у которых остался только один миллион потомков из-за массовой кастрации, которую практиковали почти тысячу четыреста лет.

— Можно ли утверждать, что арабы являются «изобретателями» рабства в том виде, в каком мы его знаем сегодня?

— На самом деле, в древности рабство практиковалось в основном в Римской империи. По некоторым оценкам, количество рабов в обществе составляло почти 30% населения. Что касается Африки, нужно отметить, что до появления частной собственности люди трудились сообща. Когда получила распространение частная собственность, понадобилось больше рабочих рук. Разгорались конфликты, и побежденные становились рабами. Считается, что в XIX веке 14 миллионов африканцев были невольниками. И именно арабы-мусульмане поставили торговлю рабами на поток. Как заметил Фернан Бродель, торговля рабами не была дьявольским изобретением европейцев. Если трансатлантическая торговля продолжалась с 1660-х по 1790-е годы, то арабы-мусульмане держали в рабстве негров с VII по XX и были первыми, кто начал вывоз рабов.

— Вы обвиняете арабо-мусульманский мир в том, что там был осуществлен хладнокровно просчитанный геноцид. Почему об этом никто не говорит?

— Существует некое молчаливое согласие между рабами и мучителями, которое выливается в отрицание этого факта. При этом происходит самое настоящее сокрытие правды. В этом варианте «стокгольмского синдрома по-африкански» все как будто бы происходило лишь на побережьях Запада. Как если бы потомки жертв решили молчать. Да и арабские ученые и интеллектуалы постарались, чтобы от реальности этого позора остались только стертые воспоминания, как будто такого и не было никогда — и это вполне объяснимо. Правда, трудно понять позицию многих исследователей — в том числе афро-американцев, которые все чаще принимают ислам — которая похожа на самоцензуру. Поэтому я и решил написать эту книгу, чтобы прекратить замалчивание, ведь современная история и антропология — это не идеология и не религия, напротив, мы не можем постоянно скрывать очевидные факты

— Какова, по-Вашему, роль Португалии в трансатлантической торговле невольниками?

— В 1441 году португальцы случайно захватили в плен благородного мавра Адаху. Он предложил им за свое освобождение шесть негритянских рабов, которых и передал им в 1443 году. После этого Диниш Диаш высадился в Сенегале и вывез в Лагуш четверых невольников. Это и стало началом систематического трафика рабов. Таким образом, португальцы первыми начали привозить рабов для сельскохозяйственных работ. В год они вывозили от 700 до 800 пленников с рынков и из крепостей Африканского побережья. Пионером таких перевозок стало Гонсалвеш Лансароте (Gonçalves Lançarote) в 1444 году. Затем пришел черед мореплавателя Триштау Нунеша (Tristão Nunes), который закупил у мавров значительное количество рабов, чтобы доставить их в Сан-Томе и Португалию. В 1552 году население Лиссабона на 10% состояло из рабов, мавров или негров. Здесь тоже необходимо провести исследования и сохранить память об этих событиях…

— Колонизация Африки европейцами смягчила тяжелые условия, в которых находились народы этого континента, или все осталось по-прежнему?

— После того, как идеологи просвещения восприняли некоторые расистские идеи, в середине XIX века появились целые теории, проникшие в сознание множества интеллектуалов — такие как научный расизм. Если в начале завоевания англичане делали упор на научно-техническое превосходство своей цивилизации над цивилизацией «отсталых» народов, то теперь они искали «расовые предпосылки» для колонизации.

Британские социологи и ученые лишь усилили эту тенденцию, описывая негритянские народности «живыми существами, похожими на животных». И они были вдохновлены одним из научных источников того времени, трудом Чарльза Дарвина, который заканчивает свое исследование такими словами: «Человек вырос из состояния настоящей обезьяны до цивилизованного человека, проходя через такие этапы развития, как первобытные люди и дикари. На вершине эволюции стоит белый человек». Все эти умственные конструкты и привели к таким бедствиям, как апартеид.

Колонии Гвинеи, Золотого берега (который стал Ганой) и Французского Судана (который стал Мали) пошли разными путями к деколонизации . Французский Судан и Гвинея были французскими колониями и, таким образом, после майского кризиса 1958 года получили возможность проголосовать за немедленную независимость или присоединиться к реорганизованному Французскому Сообществу (которое предоставило бы внутреннюю автономию при сохранении французской оборонной и экономической политики). Гвинея была единственной французской колонией в Африке, проголосовавшей за полную независимость в 1958 году. Французский Судан проголосовал за присоединение к французскому сообществу. Голд-Кост, напротив, был британской колонией, которая получила независимость как Гана в марте 1957 года и присоединилась к Содружеству Наций .

Разногласия продолжались и после обретения независимости. Французское правительство, по настоянию Кот-д’Ивуара , начало полный вывод французского персонала из Гвинеи и приостановку помощи, когда страна провозгласила независимость. Это привело к экономическим беспорядкам по всей стране и стало предупреждением против независимости для других колоний. Французский Судан присоединился к Сенегалу, чтобы сформировать Федерацию Мали на несколько месяцев в 1960 году. Однако политическая несговорчивость привела к роспуску Федерации Мали в августе 1960 года. Гана, напротив, была представлена ​​как история успеха периода деколонизации в Африке. с быстро развивающейся экономикой и признанием международных организаций за его проницательный фискальный менеджмент.

Несмотря на эти различия, лидеры трех стран разделяли общее видение будущего Африки. Кваме Нкрума, Ахмед Секу Туре и Модибо Кейта были ключевыми антиколониальными фигурами в своих странах и первыми лидерами после обретения независимости. Кроме того, каждый из них стал заметным участником панафриканского движения и был архитектором в разработке теории африканского социализма .

Структура

Высшим органом Африканского союза является Ассамблея, которая состоит из глав государств и правительстве или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не меньше одного раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состав глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия. Она:

  • определяет общую политику Африканского союза;
  • принимает, рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами Союза;
  • рассматривает вопрос о членстве в организации;
  • учреждает новые органы Союза;
  • осуществляет контроль за реализацией политики и решений Союза, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • принимает бюджет Союза;
  • даёт указания Исполнительному совету по поводу управления конфликтами, войнами и другими чрезвычайными ситуациями и восстановления мира;
  • назначает и снимает с должности судей Верховного суда Африканского союза;
  • назначает председателя Комиссии и его заместителей, комиссара Комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укреплению дальнейших интеграционных процессов, прежде всего экономических, в 2004 году создан Панафриканский парламент, который со временем должен стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в городе Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 53 государств-членов организации.

Исполнительный совет (ИС) Африканского союза состоит из министров иностранных дел или других министров/государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи ИС в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайную сессию. ИС занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществление политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несёт перед ней ответственность. Сфера деятельности и ответственности ИС включает:

  • внешнюю торговлю ;
  • энергетику , промышленность и природные ресурсы;
  • продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы, животноводство и лесную промышленность;
  • водные ресурсы и ирригацию ;
  • защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • транспорт и коммуникации;
  • страхование;
  • образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов;
  • науку и технологии;
  • гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы;
  • социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения в ИС, как и в Ассамблее, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом:

  • Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов;
  • Комитет валютных и финансовых дел;
  • Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов;
  • Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды;
  • Комитет транспорта, коммуникаций и туризма;
  • Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов;
  • Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

Внутри Африканского союза действуют и другие органы:

  • Верховный суд;
  • Комиссия Африканского союза (административно-исполнительный орган организации, выполняющий функции секретариата Африканского союза);
  • Комитет постоянных представителей;
  • Экономический, социальный и культурный совет;
  • Совет мира и безопасности.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector