1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционные религии Африки

Традиционные религии Африки

Одной из шести частей света является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Система 8-4-4

Читайте также :

Образование в африканских странах имеет уровневую систему, которую можно представить в формате «восемь-четыре-четыре».

Например, в Кении эта система выглядит так:

  • начальная школа с 1 по 8 класс (стандарт), 8 лет — образование бесплатно и обязательно для всех с пяти-семилетнего возраста;
  • средняя школа с 9 по 12 класс (форма), 4 года — обучение бесплатно, но не обязательно;
  • высшая школа (бакалавриат), 4 года — только платная форма.

Несмотря на то, что обучение в начальной школе обязательно, её посещают менее70 % детей школьного возраста, а в среднюю школу переходят 75% заканчивающих начальную. Примерно 30% выпускников средней школы поступают в вузы.

Во многих странах среднее образование пока остаётся платным, например, в Замбии:

  • начальная школа с 1 по 7 класс, 7 лет — бесплатно;
  • средняя младшая школа с 8 по 9 класс, 2 года — платно;
  • средняя старшая школа с 10 по 12 класс, 3 года — платно;
  • высшая школа (бакалавриат), 4 года — платно.

Источник: Business Insider (Thomas Mukoya/Reuters)

Источник: Business Insider (Luc Gnago/Reuters)

Источник: Business Insider (Anis Mili/Reuters)

Источник: Business Insider (Siphiwe Sibiko/Reuters)

Источник: Business Insider (Youssef Budlal/Reuters)

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006) [10]

РегионНаселение (2006)христианствоисламтрадиционные религиииндуизмбахаииудаизмбуддизм [11]нерелигиозностьатеизм
Северная Африка209 948 3969,0 %87,6 %2,2 %0,0 %0,0 %0,0 %0,0 %1,1 %0,1 %
Западная Африка274 271 14535,3 %46,8 %17,4 %0,0 %0,1 %0,0 %0,0 %0,3 %0,0 %
Центральная Африка118 735 09981,3 %9,6 %8,0 %0,1 %0,4 %0,0 %0,0 %0,6 %0,0 %
Восточная Африка302 636 53362,0 %21,1 %15,6 %0,5 %0,4 %0,0 %0,019 %0,3 %0,0 %
Южная Африка50 619 99882,0 %2,2 %9,7 %2,1 %0,7 %0,1 %0,035 %2,7 %0,3 %
  • Африканская мифология

ЮАР — единственная африканская страна, входящая в G20. Страна, которая до сих пор не справилась с наследием периода апартеида, где крайне сильно расслоение общества, слабые школы и высокая безработица. Здесь с рождения ребёнка родители начинают копить деньги на его образование, а молитва в школе и университете — естественная часть жизни.

Среднее образование

Школьное образование в ЮАР обязательное, но, по сути, платное для всех. Первое, что делают родители, которые хотят завести ребёнка, — это открывают счёт и каждый месяц откладывают деньги на обучение. Пока ребёнок совсем маленький, нужно накопить деньги.

Государственные школы стоят 100 рэнд (примерно 500 рублей) в месяц, элитные и частные школы (последних не более 10-15% от общего числа средних учебных заведений), в которых обычно учатся дети африканеров и белых, стоят гораздо дороже. Месяц учёбы в них обойдётся в 700 рэнд (32 500 рублей), обычная частная школа стоит 700 рэнд — около 3400 рублей в месяц.

Дарья Туряница, которая была участницей программы Федерации культурных ассоциаций языка африкаанс, посетила несколько частных школ и университетов Йоханнесбурга и Претории: «Семья, в которой я жила, за обучение в школе троих детей отдавала почти полтора миллиона рэнд в год. Если достаток не позволяет откладывать деньги, то дети идут в обычную школу — они стоят гораздо дешевле. Возможно, там будет один белый ребёнок на всю школу, тогда ему не избежать травли. В ЮАР социальный класс равен расе. Если ты белый, то, значит, что ты богатый, если чёрный, то — бедный. Это отражается на образовании тоже».

В ЮАР начальное образования состоит из трёх уровней — по три года каждый, старшая школа — с 9 по 12 классы. Учебный год длится с середины января по конец ноября или начало декабря. Учителя получают от 11000 рэнд в месяц, то есть от 54 000 рублей.

Частные школы имеют лучшую инфраструктуру, в классе учатся от 15 до 20 человек, в государственной — от 40 до 80. Все школы работают по одним правилам. Например, везде обязательна форма, девушкам запрещено краситься.

Одни из самых дорогих и престижных школ — это Высшая школа для мальчиков и Высшая школа для девочек, занятия там ведут на языке африкаанс (германский язык, который был основным языком ЮАР периода апартеида, а сейчас является одним из 11 официальных языков республики — Прим.ред.). Дарья рассказывает, что подобное разделение перенято у британской системы образования, обычно же гендерного разделения в школах ЮАР нет.

Читать еще:  Традиционные религии Африки

Как выглядит обычная школа? Как правило, это одноэтажное здание площадью с университетский кампус. «Занятия начинаются в восемь утра. День открывается линейкой — молитва под руководством пастора об успешной учёбе, выступление директора. Уроки длятся до двух часов дня, потом спорт, вокал. По субботам дети не учатся, но в этот день могут быть спортивные мероприятия», — говорит Дарья.

Она отдельно подчеркнула, что южно-африканцы до сих пор не могут принять свою историю, поэтому её не преподают в школе. Вместо истории изучается «география с историческими фактами».

Помимо этого, по словам Дарьи, огромное внимание в школах уделяется спорту, особенно регби. Раньше в ЮАР была одна из лучших команд мира. Что ещё? В школах очень популярны хоры, даже есть передача — битва школьных хоров. Это первоклассные выступления, хористы ездят по миру и выступают на фестивалях.

Высшее образование

ЮАР — одна из самых развитых стран в Африке, она входит в БРИКС и G20. В рейтинге африканских университетов первые три позиции занимают вузы этой страны: университет Кейптауна, Витватерсрандский университет и университет Стелланбос.

В отличие от других странах Африки, в ЮАР высшее образование лишь совсем недавно стало более доступно чернокожей части населения. В 2015–2016 годы движение FeesMustFall добилось того, чтобы в университеты смогли поступить студенты из рабочего класса: правительством были созданы стипендии, покрывающие расходы за обучение.

Все занятия в университетах проходят на английском. По словам Дарьи Туряницы, на это повлияло движение Decolonize University, которое боролось за то, чтобы убрать язык африкаанс из университетов. «Африкаанс — на нём сейчас говорят миллионов восемь — воспринимается как язык белых расистов. В ЮАР сейчас примерно та же ситуация, что и в Германии после Второй Мировой Войны», — говорит Дарья.

«Если ты белый, то автоматически считается, что твои родственники участвовали в апартеиде, а ты должен за это заплатить. В ЮАР сейчас проводится политика, которая предполагает расовую репрезентативность во всех сферах. В стране 2% — это индийцы, 9% — белые, 9% — цветные и остальная часть — 80% — чернокожие. Эта картина должна быть представлена в университетах. Поэтому может сложиться ситуация, что белому студенту, который по результатам вступительного экзамена набрал высший балл, говорят, что квоты на него нет. В итоге его не принимают в университет», — объясняет она. Так что вместо белого студента возьмут студента-африканца, потому что он подходит под расовую политику. Это называется «расизм наоборот» — в ЮАР до сих пор не могут определиться, хотят ли они строить «радужную нацию», как завещал Нельсон Мандела.

Для студентов из ближнего зарубежья, африканцев и иностранных студентов университеты предлагают разные цены за обучение. Средняя стоимость обучения зависит от получаемой степени: 16000 — 22000 рэндов за год обучения на получение степени бакалавра (от 77 до 106 тысяч рублей), 20000-30000 рэндов (от 97 до 145 тысяч рублей) за год обучения в магистратуре. Программа бакалавриата длится три года. Желающие учиться в магистратуре должны переждать один год, после чего они могут подавать документы на продолжение обучения.

Иностранные студенты при поступлении должны предоставить диплом о полном среднем образовании и сертификат о владении английским языком — TOEFL или IELTS.

Алиса Балихина, студентка Института стран Азии и Африки МГУ, год училась в Северо-западном университете Почефструма, последнем учебном заведении ЮАР, где занятия ведутся на языке африкаанс.

В Почефструме университет — ядро города. Вокруг него располагаются мелкий бизнес и фермы. Кампус — самая красивая с архитектурной точки зрения часть города, чем дальше от университета, тем всё более неживое, грязное и опасное.

Учебный год начинается в феврале. Пары длятся 35 минут, а в день по расписанию не больше трёх пар. Самое престижное в этом университете направление — медицина. Популярна и профессия учителя, потому что учителя и профессура в Южной Африке получают больше, чем в России.

Тюрьма за прогулы, обязательная химия и фарси: как устроено образование в Иране

Каждый студент сам выбирает предметы, которые хочет изучать. Специализированное изучение одного предмета в Почефструме стоит около 10 000 рублей. В Йоханнесбурге — гораздо дороже: примерно 300 000 рублей за семестр.

В университетах низкие проходные баллы, потому что школьное образование очень слабое. Профессора рассказывают, что первые два курса они доучивают со студентами школьную программу.

В вузах ЮАР очень плохо с изучением истории. «Как-то я брала в библиотеке книгу по истории бундустана. Это территории, куда свозили всех африканцев во время апартеида, расовой сегрегации в ЮАР во второй половине XX века. Парень, который пробивал эту книгу, спросил меня, что такое бундустан. Я поразилась, это же огромная часть их истории. Я же историк и ходила на пары исторического факультета. Лекции про ислам напоминали ликбез. Как правило, эти ребята не знают ничего, кроме своей фермы. С ними нельзя обсудить искусство, историю или мировые новости», — говорит Алиса.

Читать еще:  Культ предков и потусторонний мир в представлениях африканцев

Как и в школах, религия является неотъемлемой частью жизни вуза. На территории кампуса Почефструма есть своя церковь и пастор

Каждое воскресенье студенты, нарядно одетые, приходят на службу, а каждую среду и пятницу организованы группы по совместному чтению и разбору Библии с пастором.

Во всех университетах ЮАР — очень сильные студсоветы, в которые сложно попасть. Чтобы стать кандидатом в члены совета, нужно быть лучшим студентом на курсе. Заседания проходят в конференц-зале, начинаются они снова с религиозных песнопений, но потом обсуждается вполне практическая повестка дня. В Почефструме, например, Совет придумал собирали деньги для доноров крови: 24 часа студенты крутили велосипеды — заряжали батарейки.

Повседневная жизнь

Безопасность — это огромная проблема в ЮАР, а всегда быть начеку — правило номер один. Все в основном передвигаются на машинах, пешком ходят только очень бедные люди. Студенты передвигаются группами. «Хочешь куда-то пойти — звони другу, он тебя заберёт на машине, договорись с ним заранее. У девушек есть правило: солнце село — я не выхожу из дома», — рассказывает Алиса.

Можно пойти в магазин — и лишиться телефона, да и это не главное, у тебя не просто отнимут смартфон, а приставят нож или пистолет к голове. Грабежи и насилие — общеизвестный факт, но о нём стараются не говорить. Психологи объясняют это посттравматическим эффектом войны, в обществе есть страшная непроговоренность проблем.

Если ты хочешь, чтобы та или иная услуга была качественной, нужно обращаться к частному сектору. Например, если у полицейских для патрулирования и обеспечения безопасности есть только две машины, то у частной охранной компании их будет восемь. Всё именно так и работает — диспропорция в сторону частного сектора более чем очевидная.

«Первый месяц я привыкала к новым правилам. Когда я осталась в общежитии на каникулы одна, то мои близкие друзья позвали меня жить к себе, потому что боялись оставлять одну в общежитии. Моя магистерская работа сейчас посвящена чувству безопасности южных африканцев», — описывает свою жизнь в ЮАР Алиса.

Почему может возникнуть запрет на религию

Если изучать историю, то можно заметить интересную тенденцию – если раньше с помощью религий объединяли ранее враждующие народы, хоть и не всегда гуманным методом, то сейчас религия служит «яблоком раздора».

Таких стран, где на законодательном уровне запрещена любая религия, как это было в свое время в Албании, нет. Есть государства, где есть различные ограничения или просто большинство жителей не придерживаются никаких религиозных взглядов. В 1967 руководитель Албании Э. Ходжа на государственном уровне впервые официально полностью запретил любые проявления религиозных учений, в начале 1980-х годов это постановление было отменено.

Албания является единственной страной, где в одно время была запрещена официально любая религия. Сейчас таких государств больше нет.

На данный момент, в КНДР (Северной Корее) еще с 1950-х годов провозглашен атеизм, но религия официально не запрещена. Несмотря на ограничения некоторые граждане являются последователями конфуцианства, буддизма и христианства. Эта ситуация напоминает СССР, официально религия вроде бы не запрещена, но находится под пристальным присмотром и жестким контролем со стороны государства.

В 2020 году в 53% процентах стран нет официальной государственной религии. Их жители сами вольны поклонятся или нет каким-либо религиозным учениям.

Например, среди многих граждан в постсоветском пространстве на территории стран СНГ атеизм считается дурным тоном, поэтому многие лица подозрительно относятся к неверующим в христианство. Яркие примеры – Украина. В этом регионе христианское верование развито очень сильно. По этой причине могут возникать разногласия и конфликты между людьми.

Распространение атеизма по странам (по результатам опросов 2006 года)

По этой причине многие страны относятся к религии снисходительно, прививая индифферентное отношение к индивидуальным религиозным предпочтениям каждого человека.

В странах, где привито подобное отношение к вероисповеданию, как правило, царит мультирелигиозность – в таких государствах проживает множество представителей различных религиозных представителей. В этом нет ничего плохого, главное, чтобы верования одних людей не мешали вере других.

Есть страны, которые запрещают своим жителям исповедовать другие религии. Например, последователям ислама грозит смертная казнь, если они решат изменить резко свои религиозные взгляды. А также подобное нарушение и других законов ведёт к жестокому наказанию.

Вообще мусульманская религия является довольно жёсткой по отношению к своему народу, что и отражается на поведении людей. Правила патриархата накладывают сильный отпечаток на самосознании людей.

Например, в США находятся представители многих религиозных течений, от христианских церквей различных ответвлений до сатанинских течений, не запрещённых законодательством. В этом плане это свободная и мультирелигиозная страна. С более подробными официальными данными можно ознакомиться, перейдя по ссылке – https://www.pewforum.org/religious-landscape-study/.

С более подробными официальными данными можно ознакомиться, перейдя по ссылке выше

Православные эфиопы

Христианство пришло в эту страну даже раньше, чем в Россию. Эфиопская церковь относит себя к православной ветви, и на сегодняшний день православными считают себя более половины местных жителей.

Читать еще:  Обряд переворачивания

Здесь, как и у нас, верующие соблюдают православные посты и отмечают традиционные церковные праздники, но вместе с тем практикуется обрезание (традиция, пришедшая много веков назад из иудаизма). Быть христианином в этой стране не зазорно. Многие молодые эфиопы носят на груди деревянные крестики, и заглянуть в храм, чтобы помолиться и поставить свечку, для них в порядке вещей.

Сами храмы в стране встречаются повсюду – даже в деревнях. Как и в других странах Африки, в Эфиопии церкви весьма аскетичны, если не сказать «бедны». Настоящие рукописные иконы встречаются не так часто – в основном это копии, распечатанные на принтере.

Как и у нас в стране, эфиопская литургия обычно служится два раза в день, а также бывают ночные службы. У православных эфиопов принято приходить в храм в длинных белых одеждах, а облачение батюшек обычно имеет голубой или красный цвет. Если прихожанин пожилой, то часто он приходит в храм с посохом. С одной стороны, это дань древней эфиопской традиции, а с другой – практика, помогающая отстоять долгую службу.

Местные верующие говорят, что православие – это то, что помогло эфиопам сохранить свою независимость (во всех смыслах) и выстоять перед напором европейских колонизаторов и иноверцев.

7. Пирамиды наполнены хитроумными ловушками

Вот ещё одна деталь о пирамидах, которая часто встречается в кино, — там полно ловушек. Какую‑нибудь искательницу сокровищ вроде Лары Крофт в гробницах фараонов непременно ждут всякие неприятные сюрпризы. Например, серная кислота под давлением, распыляющаяся на кожу, обваливающийся потолок или пол, камеры, затопляемые водой, или скрытые в стенах арбалеты, стреляющие копьями.

Правда, в реальности, сколько археологи ни раскапывали гробницы, ничего подобного они там не находили DID BOOBY TRAPS REALLY EXIST IN ANCIENT EGYPTIAN TOMBS .

Ни ловушек, ни ям со змеями, пауками, крокодилами и скарабеями‑людоедами (как бы они выживали в гробнице тысячелетиями), ни вырывающихся кольев и летающих стрел (арбалеты тогда ещё не придумали), ни других голливудских штуковин.

Египтяне просто замуровывали пирамиду камнями, и всё. А ещё иногда они делали рядом с настоящей камерой захоронения ещё одну, поддельную Tomb Robbing in Ancient Egypt , которая выглядит так, будто её уже обчистили. Незадачливый грабитель думал, что пирамиду кто‑то обнёс до него, и уходил несолоно хлебавши. Вот и вся охранная система.

Члены американского общества Christians Against Dinosaurs (Христиане против динозавров) заявили, что статуя тираннозавра, стоящая в городе Тусон в штате Аризона, оскорбляет их религиозные чувства. Участники организации потребовали динозавра убрать.

На своем сайте христиане отметили, что в существование динозавров они не верят, а научные факты, доказывающие то, что эти существа жили на планете, называют «обманом» и «заговором» ученых против религии.

Инициатором снесения «ящера-тирана» выступил член организации Джош Браун, проживающий в Тусоне. Его поддержали единомышленники. Браун считает, что динозавры – выдумка, потому что их существование противоречит Библии.

Пока что динозавр «не сдается» – статуя продолжает украшать вход в местный ресторан быстрого питания.

В Африке присутствуют общины бахаи и других нетрадиционных религий. Также есть и атеисты

Бахи в Африке появились относительно недавно, по этому статистику по их численности трудно проследить. Считается, что несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми.

В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей, Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год. В Нигерии и Нигере имеется около тысячи последователей.

Дом поклонения Бахаи, Уганда. Бахаи появились в Африке недавно, поэтому сведения о них скудны. Фото: lh6.googleusercontent.com

Кроме того, в Африке также имеются последователи новых религий, например, китайской Фалуньгун. Обычно распространителями и проповедниками их выступают европейцы и иные неафриканцы.

Деятельность таких религиозных общин часто вызывает противодействие со стороны представителей ислама и властей того или иного африканского государства.

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам.

Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах. Здесь сказывается влияние европейцев, которые веками управляли этим регионом.

Религиозные столкновения в Нигерии. Карта боевых действий по состоянию на 2015 год. Большинство погибших в ходе боевых действий в Африке стали жертвой межрелигиозных столкновений. Фото: upload.wikimedia.org

За Африкой прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причём уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению.

За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооружённых конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) — гражданское население.

Большая часть таких конфликтов возникла на религиозной почве. Особенно часть конфликты возникают между радикальными исламскими группировками и представителями иных религий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector