1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митр. Антоний (Паканич): Вера – это свобода. К ней приходят с жаждой и охотой, а не силой

Содержание

Православная Жизнь

Размышления митрополита Антония (Паканича) о Церкви, вере, эпатаже и предательстве.

Об эпатаже

Мы живем в эпоху новых форм в искусстве, современные мастера пытаются заменить труд, опыт, знания эпатажем. Но эпатаж не предполагает ни красоты, ни глубины, ни усилий, ни вдохновения, а без них не может существовать настоящее искусство.

На прекрасное откликаются лучшие струны души, красота взывает к красоте. Если зайти в комнату, где стоит рояль с откинутой крышкой, и хлопнуть в ладоши, отзовется та струна, частота колебаний которой совпадает с колебаниями, возникшими от движения…

Пробрался эпатаж и в церковную среду. Он пытается вытеснить все настоящее в человеке, настраивает на пренебрежительное отношение к истории Церкви, Преданию, основам вероучения.

Эпатаж узок и эгоистичен, он отражает субъективный взгляд, видение, не имеющее никакого отношения к церковному духу, в угоду эпатажу воплощаются в жизнь порой безумные идеи.

Эпатаж всегда противостоит традициям. Нигде пренебрежение к традициям не несет такой фатальности, как в Церкви. Отступление в малом ведет к вероотступничеству и греху. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

Эпатаж не строится на уважении к другим и зачастую ведет к предательству, так как эпатажный человек ни к чему и ни к кому себя не относит. Он существует сам по себе.

О предательстве

Предательство проистекает из неуважения. Человек, не научившийся уважать свою веру, традиции, ближних ничего хорошего для Церкви и людей сделать не может, он не в состоянии достойно рассказать о своей вере, неспособен вдохновить, не может быть истинным членом Церкви. Он лишь внушает другим отвращение и пренебрежение к Церкви, сеет смуту, борется с Истиной.

О вере

Вере нельзя научиться как алгебре или геометрии, да еще из-под палки. Вера – это свобода. К ней приходят с жаждой и охотой, а не силой. Вера – самое сильное и прекрасное средство, дающее людям возможность прямо смотреть на себя, других, Бога. Вера позволяет видеть мир без искажений. Только искренняя вера способна сделать человека лучше.

В наше время верующий без понятия о своей вере – явление распространенное. Незнание собственной веры – факт, к сожалению, часто встречающийся среди людей разного возраста и разного «стажа» хождения в храм. Одни скрывают это от самих себя, другие открыто наивно заблуждаются, а кто-то гордо делает безумные заявления. Отсутствие или недостаток знаний о собственной вере останавливает духовное развитие. Последующее пребывание в Церкви является формальным, а не сознательно деятельным.

О Церкви

В Церкви Христовой нет лишних людей. Никто не выброшен за борт, поскольку во главе Ее не смертный, грешный человек, а Совершенный Кормчий. Творец заботится о каждом Своем творении, желая спасти и уберечь от зла. Заботой о чадах было и создание Богочеловеком Христом на земле Святой Церкви как спасительного корабля для всех Ее членов. И выпадают из него только по собственной воле.

Записала Наталья Горошкова

Митрополит Антоний (Паканич) – о духовном законе, ключах спасения и пути к любви

Отвечать на Божественную любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия

– Владыка, мы приближаемся в Рождеству. Каждый из нас идёт своей дорогой ко Христу – уникальной и неповторимой. Но путь к Нему – это всегда путь к любви, так как любовь – основной закон бытия. Как Вы понимаете этот закон?

– Любовь – это великий дар Божий, которым Господь награждает нас в ответ на наши усилия. Любовь невозможно навязать другому человеку, равно как и невозможно самому искусственно исполнять эту заповедь. Ты либо чувствуешь любовь в своем сердце, либо нет. И парадокс заключается в том, что все мы испытываем недостаток любви в мире, и вместе с тем понимаем, что это то, на чем этот мир все еще держится, а значит любовь присутствует в нашей жизни.

И эта любовь – Божественная. Апостол Иоанн, по праву названный апостолом любви, говорит о нашем отношении к Богу: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Это значит, что наша любовь – это всего лишь отклик на любовь Божественную, взаимный ответ Тому, Кто уже любит нас. И ради этой любви к нам Бог не только создал всю вселенную, но и Сам принял наше естество, чтобы на кресте в страшных муках пострадать за нас. Отвечать на эту любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия, которые на этой любви держатся. Наш жизненный опыт прямо показывает, что все, что противоречит любви – ненависть, злоба, жадность, похоть и самолюбие, способно повредить личность и даже уничтожить жизнь не только отдельного человека, но и целого общества, народа, а возможно и всего человечества.

Разве найдется хоть один человек, который не согласится с тем, что любовь делает жизнь счастливой и полноценной? И если любовь не подменять похотью, то мы увидим ее силу. Мы увидим, как она меняет, преображает человека, делает его счастливым, а мир вокруг – радостным. Поэтому апостол Павел и говорит: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). И мы должны приложить максимум усилий, чтобы исполнять в своей жизни самую главную заповедь христианства: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Как говорили святые отцы, без любви добра не бывает. И если открыть свое сердце Господу, трудиться над собой в свете евангельских заповедей, то мы обязательно почувствуем в своем сердце главный закон бытия – любовь к Богу и ближнему.

Все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом, а вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях

– Что же происходит, если человек нарушает духовный закон?

– Происходит то же самое, что и при нарушении любого другого закона – физического или гражданского. Едва ли кто-нибудь захочет спорить с законом, например, земного притяжения, ибо это закончится плачевно. И все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом. А вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях этого. И хотя кажется, будто выбирая путь беззакония, человек нивелирует действие закона духовного, на самом деле это не так. Независимо от нашего выбора, закон действует, пусть и не моментально, пусть и не очень явно, но всегда и для всех.

Духовный закон – это голос самого Бога, который мы слышим в своей совести, и который звучит через Священное Писание, Его святые заповеди. Все проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни, связаны с нарушением этого закона, ибо он дан для того, чтобы мы жили полноценной жизнью, исполняя заповеди и пребывая в согласии со своей совестью. Как сказал Пушкин устами одного из своих персонажей, «жалок тот, в ком совесть нечиста».

Преступая духовный закон, человек лишается не просто внутреннего покоя, но самих основ бытия. Происходит распад личности, возникает чувство пустоты, неудовлетворенности жизнью, и в конечном итоге – эта черная дыра поглощает человека. Чтобы этого избежать, нужно помнить, что закон дан по причине нашего несовершенства, которое нужно исправлять. Мы должны жить в гармонии с Богом и людьми, со своей собственной совестью. Созидание полноценной духовной личности, достижение полноты бытия невозможны без исполнения духовного закона.

Рождественская служба в Киево-Печерской Лавре

Почему Лесков нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

– Цикличность истории никто не отменял. На примере творчества Лескова, который внимательно изучал всё, что было связано с Церковью и её служителями, можно выявить все болезни и явления, которые мы наблюдаем сегодня. В одном из писем он написал: «Более чем когда-либо верую в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя». Относится ли это высказывание к нашему времени?

– Весьма показательно, что эти слова были сказаны в эпоху служения преподобного Амвросия Оптинского, святителей Филарета Московского (Дроздова), Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия Херсонского (Борисова), апостола Сибири митрополита Иннокентия (Вениаминова), Феофана Затворника (Говорова) и многих других. Сам писатель родился, когда еще был жив преподобный Серафим Саровский, а молодость пришлась на время расцвета оптинского старчества. И он нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

Нужно отдать должное литературному гению Лескова. Такие его произведения, как «Очарованный странник» и «Леди Макбет Мценского уезда», поистине являются жемчужинами русской классической литературы. Моими любимыми произведениями Лескова являются «Соборяне» и «На краю света». Но при этом нужно все же отметить, что Николай Семенович вряд ли являлся голосом истинного религиозного народного самосознания. После 1880 года наблюдается отход великого писателя от Церкви. Наверное, ему ближе был Лев Толстой (с которым он весьма сдружился в то время), чем оптинские старцы.

Читать еще:  Нужна ли вера в Церковь?

Как весьма точно подметил профессор Дунаев, в натуре Лескова во всём властвовала стихия. И она иногда увлекала его слишком далеко, и в писательской, и в семейной, и в бытовой, и во всех прочих сферах жизни. Недаром сам Лесков это состояние подвластности стихийным влечениям характеризовал так: «ведёт и корчит». Вело и корчило его часто и в религиозных исканиях. Об одном из произведений Лескова Достоевский отозвался очень резко: «Много вранья, много чёрт знает чего, точно на луне происходит». Конечно, Лесков художник правдивый, он всегда избегал намеренной неправды. Но следует не забывать о том, что у него возможно ненамеренное искажение реальности.

Многих интересует вопрос – правда ли то, о чём поведал Лесков в поздних произведениях, раскрывающих человеческие недостатки православного духовенства? И ответ очевиден – правда. То есть всё это в жизни встречалось. Равно как встречается и в наше время. Едва ли не более жёсткие обвинения церковной жизни можно встретить даже у святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Но ничего нового в признании этой правды нет, лишь ещё одно подтверждение, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Однако Лесков совершает в своей критике одну принципиальную ошибку – он переносит грех отдельных людей на Церковь как на средоточие благодати. Но человек, отклоняющийся в грехе от Христа, отклоняется и от Его Церкви. Необходимо разделять этих отклонившихся и праведность мистического Тела Христова. Лесков такого разделения не совершает. И в этом – его неправда.

Ещё важнее понять неправду лесковского обличения тех, кто был прославлен Церковью в лике святых: святителя Филарета (Дроздова) и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Оно имеет ту же причину, что и в творчестве писателя – невозможность постижения духовной высоты при помощи душевного воззрения. Несмотря на патетические рассуждения писателя о том, что он верит в «великое значение Церкви», Лесков все же отверг духовное значение Церкви в народном бытии. Тут либо духовность Церковью и впрямь была утрачена, либо слишком расположившись к душевному, Николай Семенович заслонил от себя духовное, и тем вынужден был обращаться к своим иллюзиям и химерам.

Если говорить о первом, то сама история показала, что спустя всего чуть более двадцати лет после смерти Лескова, Церковь явила целый сонм новомучеников и исповедников, которые во времена богоборческих гонений, живым примером явили такую силу духа, что сомневаться в духовности Церкви и в наличии у Нее «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя» уже не приходится. Уверен, что эта сила, несмотря на многие проблемы, остается в Церкви Христовой и в наше время. И останется вовек, как говорил о том Сам Спаситель: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

«Бог спасает нас не без нас». Как Церковь спасает людей?

– Согласно христианской эсхатологии (учению о конце времен), Церковь после Второго Пришествия явится как Царство Небесное, как обожение святых праведников, «мир» же как совокупность греховных связей и «испорченных» грехом творений уничтожится — «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10). Церковь не ставит перед собой утопической цели преображать мир, ее цель, по словам апостола Павла, «спасти хотя бы некоторых». Как Церковь спасает людей?

– Как сказал святитель Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Спасение души – это путь соработничества Бога и человека, когда в ответ на наши усилия Бог дает Свою благодать, оказывает нам помощь и содействие. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20), – говорит Спаситель. Спасение открывается нам через некую внутреннюю дверь сердца, ключи от которой находятся у нас самих. Господь приходил в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Он преподал людям Свое Божественное учение, показал личный пример для подражания и, самое главное, в крестных муках искупил человечество от греха, проклятия и смерти. И теперь этот путь, который прошел Христос от Голгофы до воскресения и вознесения, открыт каждому из нас.

Святые отцы говорили, что только тот человек воскреснет со Христом, кто с Ним сначала распнется. Поэтому Церковь предлагает нам путь несения креста, которое проявляется в самоотверженности, исполнении заповедей, послушании воли Божьей. И одновременно Церковь – это источник воскресения, неиссякаемый родник благодати, спасающей и преображающей человека. Той благодати, которая есть только в Церкви и открывается в ее Таинствах. Все, что требуется от нас, – откликнуться на призыв Господа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Все остальное приложится.

Какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием?

– Что Вы цените больше всего в людях?

– Больше всего я ценю в людях порядочность. Буду откровенен, мне легче общаться с людьми верующими. Наверное, это не случайно. Ведь любые положительные качества личности тесно связаны с евангельскими добродетелями. Когда мы слышим о христианских добродетелях, то часто не задумываемся над тем, какое огромное значение они имеют для частной и общественной жизни человека. Кому приятно иметь дело, например, с эгоистом, который думает только о себе и в любой решающий момент может просто предать тебя ради своих личных интересов? Не нужно объяснять, насколько неблагонадежно связывать свою жизнь с людьми, одержимыми греховными страстями – будь то пьянство или скупость, блуд или тщеславие.

Общаясь с любым человеком – дома или на работе, по личным или служебным делам – мы подспудно ждем от него, по крайней мере, самых элементарных человеческих качеств: порядочности, честности, надежности. Все это в полной мере раскрывается в человеке тогда, когда он не замыкается в кругу своих личных интересов, а, по слову Спасителя, готов отвергнуться себя ради Бога и ближних (Мф. 16, 24). Казалось бы, какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием? Эта связь прямая. Путь Евангельского самосовершенствования – это путь преодоления всего того, что отравляет наши человеческие взаимоотношения.

Христос пришел для того, чтобы объединить всех, а для этого каждому из нас нужно работать над собой – становиться добрее, искреннее, быть отзывчивыми, а если надо, то и жертвовать ради ближних своими личными интересами. Такие взаимоотношения будут крепкими, и такие человеческие качества всегда будут ценными, ибо на них основаны понятия дружбы, преданности, чести и, конечно же, человеческой порядочности.

Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея

– Какая Ваша любимая притча из Евангелия?

– Моя любимая притча – о пастыре добром, ибо она явилась определяющей в моем жизненном выборе. В этой притче Христос указывает на Себя, как на истинного Доброго Пастыря, приводящего пасомых к жизни вечной и на значение для всех нас Его пастырства. Не случайно излюбленные образы пастыря и овец особенно часто встречаются в Священном Писании, ведь в них глубокий внутренний смысл. Овцы – это самые кроткие и беспомощные животные, которые особенно нуждаются в заботах, защите от волков и других грозящих им опасностей. Их благополучие всецело зависит от пастыря.

Так и души человеческие, которым угрожают козни мироправителя тьмы века сего (Еф. 6, 12), то есть диавола, подвержены лжеучениям, соблазнам и различным опасностям, отравляющим душу влияниям этого мира. Поэтому все мы остро нуждаемся в едином, истинном Божественном Пастыреначальнике – Иисусе Христе. «Я есмь Пастырь Добрый» (Ин. 10, 14), – сказал Спаситель и указал при этом на отличительное свойство истинного пастыря: на самоотверженную любовь к овцам, даже до смерти. Это и доказал Господь на деле Своей добровольной искупительной смертью на Кресте для спасения рода человеческого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – говорит Господь. Выражением этого подвига, несомненно, является священническое призвание, которое свершается по примеру служения Иисуса Христа.

Эти евангельские образы с детства запечатлены в моем сердце и оказали такое огромное влияние, что определили мой жизненный путь, и я за это бесконечно благодарен Богу. Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея. Дай Бог нам всем хотя бы приблизиться к этому идеалу.

Митрополит Антоний (Паканич). Как отличить настоящую веру от ненастоящей

Управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата о том, как опыт помогает верующему человеку

Бог познается не столько с помощью знаний, сколько опытом жизни в Нем. Тот, кто не прочувствовал это опытным путем, не испробовал, к сожалению, не всегда в состоянии самостоятельно отличить истинную веру от лжеучений.

Сегодняшняя ситуация вокруг православной веры иллюстрирует слова Спасителя, сказанные почти две тысячи лет назад: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Господь не просто говорит нам, Его чадам, что волки придут, а предупреждает: берегитесь! Таким образом Он указывает на большую опасность, исходящую от них.

Приходящие лжеучителя будут не явными врагами, не станут открыто противостоять Христу, Его учению, Его Церкви, а начнут очень коварно действовать, скрытно, тщательно маскируясь. Их будет трудно сразу распознать под личиной, потребуется особая тщательность. Они могут вполне благопристойно выглядеть, говорить на первый взгляд правильные слова, облачаться как пастыри, но по сути будут не пастырями стада Божия, а хищными волками, затесавшимися в нем, от которых следует всячески уклоняться.

Читать еще:  Поэтичная меланхолия Юлия Клевера

Господь нам дает подсказку, как можно выявить ложь и обман, как узнать замаскированного волка в стаде. По плодам.

Волк – хищное животное, он нападает на свою жертву и убивает ее, перед этим долго подстерегает, выжидая удачное время, чтобы напасть на стадо. Его плоды всегда кровавы.

Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Не может любящий нападать и захватывать, присваивать чужое и делать больно брату. Такие действия всегда порождают боль, смущение и смуту, которые противостоят истине и добру, удаляют от мира, смирения и любви. …Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами, – говорит апостол Павел. Где нет любви, там нет Бога.

Истинная вера ведет человека к Живому Христу, к Которому должны быть устремлены все силы нашей души, ведь в Нем весь смысл нашего бытия. Если такой веры нет, значит и Христа нет в нашей жизни, а вера наша тщетна.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему…» – поучает свт. Игнатий Брянчанинов.

Будем же молить Господа о даровании нам прозрения духовного в поиске истины, твердости в подражании Христу, верности в служении Его Церкви. Будем всегда и во всем следовать только за истинным Пастырем!

Время жатвы пришло: Второй Рим выступил против Третьего

Откалывая от Русской Церкви каноническую территорию Юго-Западной Руси (Украину), Фанар (Вселенский патриархат) завершает собственный крестовый поход против Московского патриархата, начатый еще в начале прошлого века.

Эпоха раскола

Судя по накалу заявлений, который делают в последнее время представители как Константинополя, так и украинского политикума, включая Петра Порошенко, вопрос об украинской автокефалии решится чуть ли не в ближайшие дни. Решится положительно для украинских самостийников, которые на крестном ходе, приуроченном к 1030 -летию крещения Руси, четко показали, что, собственно, есть Вера, а есть они — политиканы и националисты, к Вере и Богу никакого отношения не имеющие. На их «крестном ходе» было всё — политические выкрики и скандирования, самостийные флаги и вышиванки, ведущие политики, в том числе и тот же Порошенко. А также приглашенные униаты. И целых 20 тыс человек участников. Не было только икон, хоругвей и молитв.

Зато всего этого было в избытке за сутки до того. Когда в честь этой же судьбоносной для всей русской цивилизации даты по Киеву прошел крестный ход канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Собравший 250 тыс. человек… Как говорится, почувствуйте разницу.

Но ни официальный Киев, ни курирующий оный Вашингтон, ни тем более Фанар массовыми крестными ходами, даже если бы на них вышел каждый второй житель страны, не остановить. Да и когда шествия с крестами и молитвами останавливали кого-либо из сильных мира сего? Например, в 1918 году в Москве по призыву и благословению патриарха Тихона прошел крестный ход в защиту церкви и поруганных святынь, на который, по разным оценкам, вышло до ста тысяч человек — цифра для послереволюционной Москвы немалая. И что, вняли новые красные власти голосу верующих, остановили начавший раскручиваться маховик репрессий? Нет, как оказалось. Репрессии после этого только усилились, да и сам патриарх Тихон, которого сажали под домашний арест, против которого возбуждали уголовное дело скончался при довольно странных обстоятельствах.

К чему мы вдруг вспомнили большевиков? А вот к чему. Именно с падением Российской империи, русской монархии начинается явная борьба Фанара против Московской патриархии. Которую иначе как попыткой взять реванш за потерянное право называться пусть вторым, но Римом, не назовешь.

Как Москва вероотступников не принимала

И тут, для начала, самое время вспомнить про Рим первый, погрязший в ереси цезарепапизма, изменивший ради нее догматы церкви и даже календарь, и открыто занявшийся вместо проповеди благой вести и спасения душ людских, политикой: организацией кровавых и грабительских крестовых походов, приближением князей фаворитов и уничтожением князей неугодных, истязаниями и массовыми сожжениями еретиков и ведьм. А также подчинением своей власти восточных «схизматиков», то есть не изменивших апостольским традициям православных. Вполне себе в русле этой политики в XV веке были заключена и Флорентийская уния Константинополя с Римом. На которую, стремительно скукоживавшаяся под напором всевозможных захватчиков и региональных сепаратизмов Империя Ромеев, впоследствии названная историками Византией, пошла вынужденно, в надежде найти опору в лице Западного мира. По факту же это стало началом конца империи. И началом возвышения Москвы, которая ранее принимала митрополитов из Константинополя, но от митрополитов-униатов резко и принципиально отказалась.

«Не требую его, ни его благословения, ни его неблагословения, имеем его от себя, самого того патриарха, чюжа и отречена, и его посла и того окаяннаго Григорья», — гневно писал Иван III в ответ на попытку константинопольского патриарха Дионисия поставить митрополитом русских земель некоего униата Григория Болгарина, даже после того, как тот, покаявшись, вернулся в лоно православной церкви. Оно и понятно, ранее того же Григория, в бытность того униатом, пытался «втулить» русским константинопольский униатский патриарх Григорий Мамма. А когда русские избрали митрополитом своего рязанского Иону, мечтавший покончить с православием польский король Казимир IV, подзуживаемый римским папой, передал Болгарину все православные епархии Литвы, после чего тот стал «митрополитом Киевским и Литовским» (самостоятельная Киевская кафедра сохранялась вплоть до возвращения земель Юго-Зпадной Руси в состав Русской державы). Самое занятное, что с унией константинопольские патриархи покончили только после завоевания остатков ромейской империи османами (после чего взаимоотношения с Москвой практически спустя сто лет были восстановлены вплоть до признания за ней права на собственный патриархат, в том в числе и потому, что в Константинополь вновь пошли русские деньги). И вот с тех самых пор Константинополь стал инструментом чужой политики, что, впрочем, не мешало его патриархам пытаться вести собственную политику — политику реванша.

Как Константинополь против русской церкви интриговал

И последнее очень четко проявилось после краха Российской империи. Когда некогда единое государство начало стремительно распадаться, а русская церковь попала под прицел строителей нового мира. Это время Вселенский патриархат решил использовать себе на пользу, издав томос о «непосредственном надзоре и управлении всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных церквей в Европе, Америке и других местах». После чего, говоря повседневным языком, попросту «отжал» у вступившую на путь гонений церковь распадающегося государства ряд окраинных митрополий и епархий — в Польше, Финляндии, Северной Америке и частично в Эстонии, где часть приходов все же осталась в ведении Москвы.

При этом освобождение Второго Рима от власти мусульман было мечтой многих русских государей, вплоть до последнего — Николая Второго. Но одно дело русские цари, другое — новые большевистские власти. В то время как союзники решили создать на обломках поверженной Османской империи управляемый ими проект «Новая Византия», красные, в свою очередь, в пику им решили поддержать главного врага славянства и православия — Турцию, причем, в лице наиболее агрессивного и непримиримого течения внутри турецкого политикума — националистов. Вооружив их и снабдив их армии своими инструкторами — теми же прошедшими кровавые бои гражданской Ворошиловым и Фрунзе. Благодаря большевистскому вмешательству победный поход греческой армии в Малую Азию обернулся ее разгромом, резней и исходом местных греков и других христианских народов из полуострова, а также закреплением Стамбула за турками. Впрочем, дабы не идти на непосредственное обострение с британцами, те милостиво выделили грекам в городе целый район, удаленный от центра Фанар — резиденцию константинопольских патриархов.

Срезав на взлете греческую реконкисту, большевики решили сблизиться Фанаром ради того, чтобы добить русское православие. Для этого были проведены тайные переговоры с Константинополем: красные предлагали Вселенскому патриархату признать «обновленцев» — набиравшую силу и поддерживаемую большевистскими властями псевдоправославную секту, отдельные члены которой предлагали, например вешать рядом с иконами, портреты Ленина и красные флаги. Взамен Москва обещала, что, как и в старину, русские, а теперь советские деньги, собираемые с обновленческих приходов, будут поступать на содержание подведомственных Константинополю храмов и монастырей. И сигнал этот был услышан.

«Ввиду возникших церковных разногласий мы полагаем необходимым, чтобы Святейший патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного управления, — написал в своем очередном томосе константинопольский патриарх Григорий VII. — И чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения…«

На что «Известия» моментально отозвались материалом, выполненном в злорадно-торжествующем тоне: «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской церковью». Однако, как и в XV веке, в начале века XX русская церковь не послушала потерявший «первенство чести» Фанар, и ее предстоятель пронес свой крест до конца. Григорию же, планировавшему в 1925 году собрать Вселенский собор в Иерусалиме, на котором, помимо всего прочего, он хотел еще и выдать томос обновленцам, сделать этого не удалось — он просто помер. Чем-то подобным пытались заниматься и его преемники, но к тому времени красной Москве удалось задавить и частично разгромить русское православие и без посторонней помощи. При этом обновленчество заглохло само собой: его многочисленные адепты сочли более разумным делом уйти в светские безбожники. По-настоящему же верующие, но ошибавшиеся, вернулись в лоно истинной церкви.

Когда плод гниет изнутри

Как видим, стратегия Константинополя не нова, и родилась далеко не вчера. И в основе ее лежит грех Первого Рима — гордыня первоиерарха и жажда власти и земного могущества самой структурой. Все это в должной мере наличествует теперь и у Рима Второго, разве что без еретических искажений церковных догматов. Отсюда и откровенные и наглые притязания на каноническую территорию Русского православия, и вся эта авантюра с томосом об украинской автокефалии, и прочая, и прочая.

Читать еще:  Угрожает ли вера нашей свободе?

Ну, а что наша русская православная церковь, наш Третий Рим? Так ли он чист и безгрешен на фоне активно грешащих первых двух? В споре Константинополя и Москвы за территорию всей исторической Руси, в том числе и Украины, Москва, безусловно, права. Духовно, политически, исторически. Но, к сожалению, все, что сейчас переживает русское православие — тоже следствие давнего греха. Единой на всех землях Святой Руси церковь пришла к трагическому перелому 1917 года. Основательно подрастерявшей территории и, самое главное, многих верных, сгинувших под пулями и шашками палачей, а также в лагерях, но готовой к возрождению она пришла к году 1991. И вот уже тут церковные иерархи в лучших традициях интернациональной российской власти, которую долгое время корежило от одного лишь имени «русский», принялись делить единое тело церкви в угоду молодым постсоветским сепаратистским режимам. Так, в частности, появилась Украинская православная церковь, взявшаяся окормлять Юго-Западную Русь, доставшуюся государственному проекту «Украина». Пусть Московского патриархата, но, по сути, самим своим появлением продолжившая печальный процесс украинизации части русского народа, некогда начатый западными врагами России, а впоследствии продолженный большевиками. И результат не заставил себя ждать, что предельно четко показали события Русской Весны и последовавшей за ней затяжной войны на Донбассе: когда вместо того, чтобы подержать ополчение, выступавшее за единство русского мира, священники УПЦ МП побежали благословлять «воинов света», стали обижаться, что не их, а раскольников «киевского патриархата» и униатов берут капелланами в воинские части, возить мощи на блокпосты нацбатов. Иереи на местах переставали поминать Московского патриарха во время службы, а архиереи — отправлять в запрет и за штат своих подопечных, замеченных в симпатиях к «сепаратистам».

Да что там УПЦ — верхушка РПЦ с началом конфликта повела себя довольно оригинально. Так, патриарх Кирилл, в отличие от лидеров всех остальных традиционных российских конфессий, не присутствовал на торжественной церемонии возвращения Крыма в Россию, сказавшись больным. А потом дважды поздравлял Петра Порошенко от своего имени — один раз с избранием на пост президента Украины, а второй, когда уже вовсю шла карательная операция против Донбасса, аж с Днем незалежности Украины. При этом внутри самой церкви было строго-настрого запрещено высказываться на тему конфликта на Донбассе — в частности, батюшкам, приезжающим на православные конференции с территорий народных республик, настоятельно рекомендовалось не противопоставлять себя Украине. Причины подобного поведения назывались те же, что и во время российско-грузинского конфликта — как бы чего не вышло. Десять лет назад, когда Москва «дипломатично» проигнорировала желание православных осетин и абхазов более не быть под духовной юрисдикцией Тбилиси, чье священство благословляло грузинских вояк на агрессию против них, дело закончилось расколом, в который ушли абхазские и осетинские священники и миряне. Видимо, ради сохранения партнерских взаимоотношений с Грузинской православной церковью стоило довести ситуацию до этого. Вот и в случае с Украиной думали — как бы не отобрали Киево-Печорскую лавру, как бы не забрали новые приходы…

Но даже когда запахло изъятием приходов, лавры и внедрением автокефалии под юрисдикцией Константинополя, представители УПЦ (МП) (многие их них, кстати, предусмотрительно убрали буквы «МП» с табличек на стенах и вратах своих храмов и прочих духовных учреждений) продолжали всеми силами доказывать лояльность майданной власти:

«Украинская Православная Церковь никакого отношения к концепции Русского мира не имеет, — заявил, например, недавно BBC глава Синодального отдела информационно-просветительского отдела УПЦ (МП) архиепископ Климент (Вечеря). — Мы это заявляли открыто, в том числе в официальных документах».

«Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской Православной Церкви, которой мы являемся, в „Русскую Церковь в Украине“, хотят сделать нас чужими. Хотят, чтобы все было наоборот, — в свою очередь, жег глаголом для одного из украинских изданий управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич). — Это тот же сепаратизм. И нам еще предлагают потом к этой новой квазицеркви присоединиться! Это то же самое, как если бы так называемые ЛНР и ДНР объявили законным государством, к которому должна будет присоединиться Украина. Вот, что сейчас хотят сделать с нашей Церковью».

Предательство единства Русской церкви, самого имени русских уже аукнулось Русскому миру территориальным раздроблением, войной, санкциями, гражданскими смутами и церковным расколом, а также более чем вероятными перспективами иностранной оккупации и внешнего управления. Правда и после такого кое-кто, похоже, так и ничего и не понял, хотя, как говорится, «близ есть, при дверех»…

В свое время патриарх Никон предложил государю Алексею Михайловичу концепцию Третьего Рима, чтобы передать духовную эстафету Москве от Рима Второго — павшего. Но также и для того, чтобы под единым духовным и политическим началом объединить все русские земли. И что теперь пенять на падший Второй Рим, если Рим Третий таковым быть более не желает? Страшное время жатвы пришло.

Митрополит Антоний (Паканич): Бог всегда помогает ищущим спасения

Митрополит Антоний (Паканич) призвал верующих молиться, чтобы Господь послал нам внутреннюю твёрдость в стоянии за веру и свою Церковь.

Преданность Церкви Христовой – вот то основание, на котором зиждется наше спасение. Об этом завил управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в интервью «Вестям».

По словам владыки, претензии современного общества к Церкви возникают из-за неверного понимания её миссии.

«Христианство нельзя сводить только к социальной доктрине. Для этих задач существует ряд социальных институций, призванных заниматься исключительно этой миссией», – отметил архиерей.

У Церкви же, считает он, помимо благотворительности, есть более важная цель, к которой привести человека может только Она. «Церковь призвана заботиться о бессмертной душе», – подчеркнул владыка Антоний.

«Христос ведь, как Всемогущий Бог, может накормить всех голодных и даровать кров всем бездомным в один миг. Ему это ничего не стоит. Почему же этого не происходит? Потому что не в этом состоит миссия воплотившегося Бога. Да и смысл человеческой жизни неужели заключается только в насыщении своей плоти, приобретении материальных благ, земном комфорте? «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих», – таков краткий и четкий ответ Господа Иисуса Христа», – напомнил иерарх.

«Христос, придя на землю, показал путь к спасению и доказал, что спасение возможно. И оно не связано с земными благами. Преданность Божественному Откровению, преданность Церкви Христовой – вот то основание, на котором зиждется наше спасение. Никакие другие цели и задачи не должны уводить человека от его предназначения», – продолжил он.

«На этом пути придётся много потрудиться, и еще больше претерпеть, – говорит владыка Антоний. – Но многовековой опыт христианства говорит, что Бог всегда помогает ищущим спасения. Постараемся же потрудиться для спасения своей души, оно того стоит. Будем молиться, чтобы Господь послал нам внутреннюю твёрдость в стоянии за веру и свою Церковь».

«И когда мы достигнем мира душевного, когда нашей главной заботой станет Богообщение, а не земные заботы, Христос обязательно ниспошлёт нам всё необходимое и для земной жизни, и для жизни вечной. Видя гибельность грехов, которые мы совершили, будем искренне раскаиваться в них и надеяться на милость Божию, всегда пребывающую в чистом и смиренном сердце», – заключил он.

Десять лучших изречений Антония Великого

священник Владимир Панарин

Представляю вам новый формат. Если понравится, буду делать так ещё!

Антоний Великий оставил нам в наследство 20 записанных речей, 7 посланий в монастыри и несколько правил и наставлений для монахов. Вот 10 самых ярких его изречений.

— Видел я все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: „Кто сможет их обойти?“ Тогда я услышал голос, сказавший: „смиренный“.

Очень впечатляющая фраза. Одно дело, когда это опыт монаха. Другое дело — когда Сам Господь говорит. А вот совет для тех, кто собрался бежать от мирских проблем в монастырь:

— Если ты не смог ужиться с людьми в миру , то потом ты не сможешь справиться и с одиночеством.

А вот очень ободряющие и утешающие слова:

А вот эту надпись нужно разместить над дверями каждого храма, а ещё дома под иконами 🙂

— Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие.

А если унываем, будем утешать себя так:

— Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод.

Когда ко мне обращается человек, у которого родственник страдает от алкогольной зависимости, я советую верующему человеку дать обет трезвости, хотя не надолго. И вот одна из причин:

— Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле.

Вроде просто, а как наглядно:

— Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.

А если ещё короче:

— Люби смирение; оно покроет все грехи твои.

А вот две цитаты про вечную жизнь:

— От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа.

— Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь.

Если хотите прочитать ещё мудрые наставления Антония Великого, купите или скачайте книгу «Добротолюбие», в ней очень много изречений отцов Церкви и других духовных писателей.

Если понравилось, поставьте и подпишитесь! Поддержите проект репостом, и . В Инстаграме @popbloger в ленте пишите имена , о ком молиться и задавайте ?? в эфирах (Пн, Пт).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector