2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откуда у человека появляется вера?

Содержание

Происхождение религии (+ВИДЕО)

Цикл «Защита веры». Беседа 3-я

Почему так важен вопрос о «происхождении религии»? Насколько состоятельна теория, объясняющая религию страхом перед природой? В чем разница в понимании религии как «опиума для народа» и «опиума народа»? Можно ли всерьез воспринимать концепцию Фрейда о Боге как «съеденном сыновьями отце»? Рассказывает Виктор Петрович Лега.

Вечность или этап эволюции?

Здравствуйте, дорогие читатели и зрители сайта «Православие.ру». Тема сегодняшней беседы – «Происхождение религии». Этот вопрос еще с дохристианских, античных времен привлекает внимание как верующих, так и атеистов, как богословов, так и философов. И именно в атеистической пропаганде, в атеистической борьбе с религией этому вопросу часто придается первостепенное значение.

Атеисты постоянно указывают: религия когда-то возникла. А верующие люди, в том числе христиане, утверждают: религия была изначально. Казалось бы, какая разница? Ведь не будет же физик, или биолог, или программист сетовать на то, что его наука возникла достаточно поздно. Наоборот, он скажет: моя наука сложна, поэтому она и возникла поздно, тогда, когда человечество доросло до ее понимания. Почему бы примерно так же не ответить и на вопрос о происхождении религии: мол, когда человечество доросло до понимания себя, тогда оно доросло и до понимания Бога, создав религию? Кстати, примерно так мыслил шотландский философ XVIII века Дэвид Юм, но его аргументы тут же взяли на вооружение атеисты, а Англиканская церковь его осудила.

И вопрос здесь не только в том, когда возникает религия, но и в том, почему она возникает. Ведь если религия – это учение о связи человека с Богом, о попытке восстановить эту связь, утерянную когда-то, то, безусловно, религия должна быть совечной человеку. И если мы, христиане, говорим о том, что человек сотворен Богом, то знания человека о Боге должны существовать с самого момента его сотворения. А атеистами вопрос возникновения религии решается в связи с эволюционной теорией, ведь у животных религии не было – она возникает на определенном этапе эволюции. Вот почему вопрос о том, возникает религия или не возникает, является принципиальным в христианской апологетике.

От революции до революции

Существует несколько атеистических концепций возникновения религии. Их можно условно классифицировать по тем философским школам, к которым принадлежат адепты той или иной концепции. Разбирая их, мы сначала посмотрим, насколько убедительна их внутренняя логика, потом – насколько убедительна их логика с точки зрения современной науки и, наконец, как христианство относится к этим аргументам ученых, а также и к аргументам атеистических философов.

Логика проста: если мы узнаем причину возникновения религии, то, устранив эту причину, сможем избавиться и от религии

Вопрос о возникновении религии особенно активно стал муссироваться в конце XVII века. Именно этот период – XVIII, XIX, начало XX века: от Великой Французской революции до Великой Октябрьской революции – время активных споров о религии. И, думается, споры эти так активно велись не случайно. Решение вопроса о возникновении религии непосредственным образом связано с реализацией того идеала, которым руководствовались лидеры французской буржуазной революции и лидеры русской социалистической революции, а задача была – построить атеистическое общество. Логика здесь проста: если мы узнаем, какова причина возникновения религии, то, устранив эту причину, мы сможем избавиться и от самой религии. А вот если религия существует беспричинно, существует всегда, тогда и бороться с ней бессмысленно. Вот почему и велись эти многочисленные споры атеистов с верующими.

Религия как обман

По мысли просветителей, первобытный человек был невежественным, ведь только недавно он вышел из животного состояния. При этом жил он в страшных и невероятно тяжелых условиях. И так как он постоянно подвергался всевозможным опасностям и стихийным бедствиям (то засуха, то наводнения), так как его повсюду подстерегали болезни и внезапная смерть, вот его и мучил постоянный страх. Он не знал, как из этого страха выйти, пока не появился некий хитрец и обманщик, который воспользовался этой ситуацией и предложил человеку выход – религию – в обмен на уважение, финансовое благосостояние и, в конце концов, власть. Он назвал себя жрецом, стал манипулировать и другими таинственными терминами, которые сам и придумал, стал произносить разные заклинания, практиковать жертвоприношения и прочие действия, чтобы подчинить себе людей, не знавших, в чем причина их страданий. Люди ведь тогда не могли объяснить те явления, от которых они страдали, и этот обманщик говорил им: «Все потому, что вы не почитаете богов, не приносите им жертвы». Вот так и возникла религия.

Этот простой аргумент кажется действительно убедительным многим атеистам, и убедительность его поддерживается не столько его теоретической глубиной, сколько психологической составляющей. Ведь этой концепцией верующий представляется человеком трусливым, человеком неграмотным, человеком доверчивым.

Кстати, когда я размышлял над этой концепцией, мне вспомнилась знаменитая троица Трус, Балбес и Бывалый из кинофильмов Л. Гайдая. Ведь это же образ просветительского понимания возникновения религии! Один из них трус – всего боится, другой балбес – ничего не знает, а третий бывалый, его на мякине не проведешь, он как раз и руководит всей этой компанией, которая не может выйти разумно из той или иной ситуации. И это любимый аргумент атеистов, что все верующие – люди неграмотные, и только неграмотный пойдет в церковь, а вот ученые – они атеисты.

Насколько убедительна эта концепция?

Можно представить себе положение древнего человека и сделать иной вывод: находясь в опасной ситуации, человек никогда не будет придумывать себе неких несуществующих богов, духов и так далее, а будет стремиться преодолеть эту ситуацию. Если он попадет в шторм – он будет ему противостоять, если настанет засуха – он будет рыть колодцы или предпринимать какие-то другие действия, о которых он знает лучше нас, но не будет придумывать себе духов, которые, естественно, не помогут, если их нет, как считают атеисты. Так что эта теория хотя и «красива», как кажется многим, но абсолютно беспомощна, что и подтвердили философы более позднего времени. Уже Людвиг Фейербах, немецкий философ, Карл Маркс, тоже немецкий философ, опровергли точку зрения просветителей и выдвинули свои объяснения.

Опиум для народа и опиум народа

К. Маркс: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира… Религия есть опиум народа»

По Фейербаху, человек придумывает богов, потому что не может правильно познать себя. Он объективирует свой внутренний мир и называет его Богом. Тут просто какая-то шизофрения, так что даже не хочется и останавливаться на этой теории. А вот Карл Маркс выдвигает свой знаменитый тезис, который, кстати говоря, буквально все цитируют совершенно неправильно. Тезис Маркса звучит так: «Религия есть опиум народа». Вот его положение: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Не для народа, а именно народа. Религия как опиум для народа – такое вполне мог сказать Гольбах: вот появляется тот самый обманщик и придумывает религию, которая успокаивает несчастных людей в их бедах. Замечу еще, возвращаясь к критике просветительской концепции: если богов действительно нет, то обманщика через пару-тройку лет разоблачат, скажут: «Ты тут нам сулил золотые горы, сулил избавление от болезней, наводнений и прочих бедствий, а где это твое избавление? Только лишний рот у нас появился, который нужно кормить, лишняя власть, которой нужно подчиняться. Зачем?!» При том что сами жрецы во все времена были людьми верующими. А из просветительской концепции вытекает, что жрецы – обманщики, люди неверующие. И из нее же вытекает и тот рецепт, который предлагают просветители, как бороться с религией: если религия возникает как обман, значит, надо, прежде всего, бороться с обманщиками, выводить их на чистую воду. А потом, конечно, надо проводить длительную работу по просвещению людей, чтобы они знали причины явлений и могли с ними бороться. Поэтому, делался вывод, с развитием науки и техники в обществе религия сама собой исчезнет.

Религия как самообман

По мысли Маркса, религия играла когда-то в чем-то и положительную роль: она помогала человеку остаться человеком. Ну а теперь, в эпоху капитализма, класс пролетариата получил в свои руки оружие борьбы с буржуазией; он, согласно теории научного коммунизма Маркса, этим оружием может и должен воспользоваться и построить бесклассовое общество. И вот с построением бесклассового общества только и возможна победа над религией. Если религия, по Марксу, возникает в классовом обществе, то и исчезнет она только в бесклассовом обществе. А следовательно, только социалистическая революция, по Марксу, может уничтожить религию. Ни наука, ни техника, ни разоблачение обманщиков! Всё это, конечно, помогает в борьбе с религией, но не уничтожит её. Уничтожить может только революция.

Насколько она уничтожила, мы с вами знаем. И с усмешкой можем указать адептам теории Маркса на то, что религиозные настроения в странах победившего советского строя не уменьшились, а, наоборот, как в нашей стране, люди шли на смерть ради своей веры, люди шли в лагеря, но не отказывались от нее. А многие вновь пришли к вере после того, как в нашей стране восстановилась нормальная церковная жизнь.

Религия как детский невроз

В начале ХХ века усилиями знаменитого австрийского врача Зигмунда Фрейда, создателя психоанализа, возникает еще одна концепция – ее можно назвать психоаналитической. Согласно взглядам Фрейда, религия – это невроз. Да, такой вот коллективный невроз. К сожалению, у нас нет времени углубляться в учение Фрейда, говорить о выделенных им трех уровнях «я», о либидо, бессознательном, эдиповом комплексе… Скажу только, что Фрейд строит свою концепцию, противопоставляя ее просветительской. Не боязнь природы создает религию – Фрейд прекрасно понимает, что боязнь природы приведет только к борьбе с этой природой, а религию не создаст. Инфантилизм – вот в чем причина возникновения религии.

В детстве человек чувствовал себя полностью защищенным, у него были сильный и умный отец, любящая мать, которые всё за него продумывали и всегда его защищали. Став взрослым, человек сталкивается с жестоким миром, понимает, что он не защищен от него, и ему хочется чувствовать себя ребенком. И вот эта, как пишет Фрейд, замена естествознания психологией помогает объяснить возникновение религии. Но эта замена, скорее, помогает объяснить не возникновение, а существование религии: я становлюсь, по Фрейду, религиозным, потому что мне уже объяснили, что Бог мне поможет, меня защитит.

А как возникает религия? И тут Фрейд придумывает некий миф, с которым даже и не знаю, как быть, можно ли его научно критиковать… Потому что, согласно Фрейду, когда-то где-то жило некое первобытное племя, в котором был очень могущественный глава –мужчина, которому принадлежали все женщины этого племени. Сыновья, конечно, были этим недовольны: они тоже хотели жениться – разумеется, на женщинах этого племени, своих сестрах. Но их сестры принадлежали вождю. И тогда сыновья объединились, убили своего отца и съели его, думая, что на этой трапезе они проникнутся той силой и властью, которая была у их отца. Разумеется, ничего такого не произошло, сыновья раскаялись и обожествили своего отца. Сильный при жизни стал всемогущим после смерти.

Все это Фрейд изложил в одной из своих ранних работ «Тотем и табу», и любой бы другой в старости попытался забыть об этой глупости. Но нет! Фрейд утверждает и даже настаивает, что, например, христианское причастие – это как раз воспоминание той самой трапезы, на которой сыновья потребили своего отца. Насколько научна психоаналитическая концепция – решайте сами, я с чушью спорить не умею.

Поклоняясь творению вместо Творца

Атеисты говорят: вера в богов возникает потому, что люди обожествляют природу. Они не замечают элементарной подмены понятий!

Во всех этих концепциях есть одна сложнейшая проблема – проблема, которую обозначают словом «обожествление». Вот люди обожествляют природу. Почему? Говорят, потому, что им так хочется, потому, что они слабые дети, потому, что они боятся природы, потому, что они хотят быть счастливыми после смерти, притесненные властью капитала при жизни… – И вот дается еще одно объяснение, почему возникает религия: вера в богов возникает потому, что люди обожествляют природу. Но атеисты не замечают элементарной подмены понятий. Ведь что значит «обожествить»? Обожествить – это принять за Бога. Вот я, идя по улице, могу обознаться: мне покажется, что впереди меня по улице шагает мой старый приятель, которого я, скажем, не видел лет 20. Я подбегаю к нему, кричу: «Привет, дружище!», хлопаю его по плечу – он поворачивается… и я говорю: «Извините, обознался. Со спины вы очень похожи на моего друга детства». Вот так и человек обознался: он принял за Бога какое-то явление природы – или солнце, или море, или землю. Как, собственно, об этом пишет премудрый Соломон в Книге премудрости: люди стали почитать не Творца, а именно одну из этих стихий. Или апостол Павел коротко и четко замечает: «Люди стали поклоняться твари вместо Творца» (см.: Рим. 1: 25).

Так что любая из вышеперечисленных концепций внутренне нелогична, сама по себе противоречива. И любая из названных концепций умозрительна, не подтверждается никакими историческими, этнографическими, практическими доказательствами. И поэтому к каждой из них можно относиться с точки зрения науки с очень большим сомнением.

Но те проблемы, которые не могут решить эти атеистические концепции, прекрасно решаются замечательной фразой премудрого Соломона, которую повторил и апостол Павел. Потому что люди ищут Бога, пытаются восстановить свою связь с Богом. Мы говорили в прошлой беседе о том, что такое религия. Религия – это попытка восстановить связь человека и Бога. И иногда люди, не получая откровения, как ветхозаветный народ, сами ищут Бога среди стихий. Не потому, что они боятся, не потому, что они чувствуют себя незащищенными. Конечно, в том числе и поэтому, ибо они знают, что тут их защита. И они готовы поклоняться этим богам, потому что они не вымышленные, они реальные. Это убеждение живет в сердцах людей, потому что человек есть образ Божий, человек знает Бога, хотя он забыл – полностью забыл, Кто такой Бог, как Он выглядит, ибо человек давно был изгнан из рая. Но он знает, что Бог есть, и принимает за Бога те явления природы, которые ему помогают жить: солнце, которое ему дает тепло, море, которое дает ему рыбу, землю, которая дает ему хлеб… Вот так можно объяснить возникновение языческой религии, а не этими умозрительными философскими концепциями, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Откуда взялась вера в Богов?

К вере в Бога можно относиться по-разному, история религий очень обширна, но как наука она вынуждена констатировать факты, а о причинах возникновения веры в то или иное мы можем только догадываться, потому что произошло это в очень дремучие времена.

В антропологии религии считается, что вера в Бога возникла тогда, когда сознание человека эволюционировало до того, чтобы научиться задавать множество вопросов об окружающем мире, а ответов хоть сколько-нибудь рациональных найти не удавалось. Тогда люди объясняли непонятные им явления сверхъестественными силами. Считается, что анимизм был началом начал всех религиозных верований. Анимизм – это вера в то, что всё вокруг наделено духом или душой. Каждый камушек, деревцо и вся природа в целом.

Если вам нравится видеоформат больше текста, то вот ссылка на видео.

Но откуда мог взяться анимизм тогда, почему люди верили, что вся природа одушевлена и вообще почему им в головы пришло, что что-то что не моргает, не кивает, не дышит и так далее наделено таким же духом, как и у них?

Читать еще:  Угрожает ли вера нашей свободе?

Прежде, чем объясню свою точку зрения на это, надо немного занудства для подготовки к окончательной идее.

Сначала мы должны вспомнить всех, кого мы знаем, себя тоже и припомнить среди этих людей тех, кто общается с техникой, чтобы та заработала. Нет, не те случаи, когда машина не заводится и ты говоришь «давай, ну давай, заводись!». Я про те случаи, когда одушевляется машина, у неё есть даже имя, со всеми животными как с личностями общение. Если у вас такие знакомые есть, то вы не могли не заметить, что они кроме вот этой вот своей особенности ещё и очень эмоциональные ребята и более ориентированы на людей, чем на интеллектуальный труд. Нет, я не хочу назвать их глупыми, даже пишу это без сарказма. Люди просто разные, у кого-то предрасположенность к высокому эмоциональному интеллекту, а у кого-то к логическому. Это нормально. Так вот, мы запомнили, что есть люди, которые даже в наши времена склонны одушевлять игрушки, с которыми они играются и вообще много чего вокруг.

Дальше мы должны вспомнить, что довольно условно, но в реальности часто фактически людей можно поделить на два лагеря: одни за горькую правду в любых обстоятельствах, другие ничего не имеют против сладкой лжи. Т.е. одни узнав об измене жены друга независимо от того хочет тот это знать или нет ему расскажут правду, иначе будут мучиться в кошмарах, а вторые посмотрят на друга, поймут, что этой информацией он не только брак разрушит, но и человека в депрессию вгонит и оставит при себе. Т.е. для них важен ваш эмоциональный комфорт, а не какая-то никому не нужная истина.

Так, держим в уме два свойства людей: первое – есть те, кто одушевляет всё вокруг, склонен наделять человеческими качествами животных и предметы, второе – есть те, кому важно, чтобы здесь и сейчас вам было хорошо, а истина их не волнует.

Ну и третья вещь, которую нужно прочувствовать. Это то, в каких условиях люди жили тысячи лет назад, когда возникали первые признаки религии и веры в Бога. Это только в фантазиях некоторых людей это были золотые времена, когда трава была зелёная, люди жили в единении с природой и вообще было всё как у хиппи, только без наркотиков и фургонов фольцвагена. К сожалению, всё было далеко не так. Люди и правда были в единении с природой, но вот природа очень часто пытается тебя убить. Дикие хищники, ядовитые насекомые и пресмыкающиеся, ядовитые растения, другие племена, которые не прочь пробить тебе голову. Если сломал конечность, то есть только один вариант выздороветь – удача. Срослось нормально если, то повезло. Продолжительность жизни была около 30 лет, и они были не самые лёгкие. Даже у скелетов подростков находили следы болезней и износа суставов, а тридцатилетние вообще через одного все покорёженные. Короче говоря, жизнь далеко не сахар была. Но когда ты животное, то ты не думаешь о том, кто ты, куда ты идешь, что будет через несколько лет и какой вообще смысл твоей жизни.

Итак, наступило то время, когда мозг человека эволюционировал до той степени, когда проблески сознания начали позволять задаваться подобными вопросами, а в мире полном опасностей, постоянных утрат и боли, ничего позитивного не видно. Если только тебе не повезло жить у реки с плодовитыми деревьями, а рядом ни тебе хищников, ни других претендентов на эти земли. Возникла ли тогда первая депрессия? Мы не знаем. Были ли на этой почве суициды? Мы тоже не знаем, конечно.

Представляем дальше. Вы тот самый парень, который вмещает в себя оба признака, которые мы запоминали немного раньше. Вы видите, что кто-то страдает, потому что не понимает зачем вообще жить, когда вокруг боль страдание и только иногда вкусный дикий кабан. Не ради кабана же это всё, правда? Всё не ради того, чтобы жрать, размножаться и умирать? К чему эта гонка в никуда? И вы хотите искренне ему помочь, и нет, это не обязательно должно быть правдой. Вам приходит в голову мысль, и вы тут же, не задумываясь, ему её озвучиваете: «Слушай, друг, зря ты печалишься. Когда мы умрём, то попадём в оазис, где сколько угодно кабанчиков на столе, вокруг полным-полно дев, а груди у них вооот такие наливные. Не зря всё, друг, не зря. Такие хорошие охотники как мы обязательно попадут в этот оазис после смерти». И всё, психологическая помощь оказана, даже если первый печальный и понимает, что это звучит сомнительно, но самое главное ведь с ним случилось – в его сердце и мозгу затаилась надежда на лучшее. Это то, чего ему так не хватало. Надежды и веры в лучшее.

Кто знает сколько была разнообразных вариаций вот таких вот историй прежде чем они прижились и стали предметом серьезной веры не двух человек, где один хотел другому помочь, а целого племени. Потом это племя распространяло это информацию дальше, а она в свою очередь видоизменялась и эволюционировала вместе с людьми. Кто-то стал манипулировать верующими и говорить, что мол не все из вас в оазис то попадут, а только те, кто будет себя так-то и так-то вести. Потом кто-то понял, что этим можно пользоваться. С тех пор рука об руку шли те, кто поверил и те, кто делал вид, что поверил и использовал это в своих целях.

Так что у религии, как бы кто к ней не относился, была позитивная роль. Она согревала верой в лучшее страдающие сердца людей на протяжении многих тысячелетий. Да, также много чему ужасному она тоже способствовала. Но от вторжения идей отгородиться гораздо сложнее, чем от вторжения людей.

Что же сегодня? Сегодня количество понимания растёт изо дня в день во множестве областей жизни, уже не надо объяснять ураганы злостью Зевса и другие вещи вмешательством сверхъестественных сил. Масштабы наших знаний выросли, но и масштабы незнания тоже, только вышли на другой уровень. Теперь человек много чего понимает на планете где живёт, но смотрит в космос и тот ему кажется такой же страшной непознанной бездной как когда-то давно пещерному человеку казалась пещера. Теперь учёные, которые верят в создателя, смотрят на стройность всей Вселенной и не могут поверить, что это само так случилось, явно кто-то руку приложил. Другие говорят, что это всё туфта и никакого Создателя нет. Ну а третьи просто наслаждаются видом и понимают, что мы ещё ничего не знаем и выводы делать рано.

Должна ли религия уйти? Я считаю, что если мы не провалимся в войны и новое средневековье, то она сама собой уйдёт. Потому что появились более эффективные инструменты душевного лечения, они лучше справляются устаревшего института. Эти инструменты – психология и психиатрия. Больше не нужно изгонять демонов из душевно больных, нужно их лечить, используя знания психики человека и химических процессов мозга. Отвезите одержимого к психиатру и преображение будет более долговременным и действенным нежели окропление водой. Больше не нужно заставлять людей стыдиться собственных желаний, называя это грехом и пытаясь заставить человека жить с этим всю жизнь, сдерживая себя. Нужно дать психологам разобраться в причинах проблем человека и его желаний, помочь ему с ними справиться, чтобы ему не пришлось всю жизнь себя считать виноватым и насиловать свою волю.

Короче, эволюция нам подарила мозг, а инструкцию не приложила, поэтому мы живём и изучаем себя сами, не надо держаться за всё старое. Всё что перестаёт развиваться, то крокодил.

Вся правда о религии — зачем она создавалась и с какими целями.

Дубликаты не найдены

www.samolov.org . передавайте мои новые 555 волшеб упр метода МД АФС ВСЕМ детям РФ..планеты..и им не нужны будут пузатые брехливые лицемерные попы с нашим раем Там а ихним Здесь. Автор. Композитор. Пусть попы не лезут в нашу жизнь иначе опять придёт Ленин и всех попрёт навек. На счастье дружбу мир!

Есть мнение, что боги, ангелы, демоны — это некие люди, которые че-то выделились среди своих или чужих народов. А со временем среди них стали вырастет культы. Вот увидели греки европейцев на лошадях — появились кетавры, увидели индейцы самолёты — появились громовые птицы. И так далее.

Вот недостающий текст:

В-третьих, если прислушаться к своему внутреннему голосу, то он подаст мощный сигнал, который откроет вам правду и вы реально поймёте, что вас просто обманывают. Каждому человеку дан ум и его нужно использовать на своё усмотрение, а не позволять другим контролировать его. Если вы поддаётесь внушению, на вас сильно влияют древние рассказы или книги типа библии, то вам легко вбить в голову любую ложь, а это серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. Каждый человек уникален и должен лично принимать решения, нужна ли ему та или иная вера, но у многих этого не спрашивают и просто пытаются вложить в уши с маленького возраста, чтобы будучи взрослым человек верил в то, что ему на протяжении многих лет вбивали в голову. Я считаю, что это коварные методы и такое нужно полностью исключать. Религия должна браться в более жёсткие рамки и предоставляться человеку только тогда, когда его мышление полностью сформировалось. Ребёнка даже не спрашивают, а нужно ли ему это и просто вливают в уши ложную информацию. Печально, что во многих религиозных семьях практикуют именно такой метод внушения веры и в принципе эти люди не виноваты, так как за всем стоит религиозная система, которая сумела повлиять на более слабые умы ещё много веков назад. Конечно же глубоко верующего человека уже не переубедишь, так как его вера — это полный фанатизм, от которого он на самом деле страдает. Верующих людей очень много по всему миру и на самом деле им нужна помощь человека, который сможет открыть глаза и доказать, что нет никакого бога и всё эта хитрая выдумка людей, которые хотели властвовать над другими. У многих встает такой вопрос: но если же не господь, о котором говорит религия создал всё вокруг, то кто же тогда это сделал? Вот тут-то хочу чётко отметить, что ни один человек на нашей планете не знает, кто создал всё вокруг и всех тварей, которые населяют землю. Просто в определённый момент кому-то было очень выгодно придумать бога, чтобы было сильное преимущество над теми, кого интересует вопрос, кто мы такие и зачем на этой земле. Вы только подумайте, когда люди были необразованные и в их головах было мало информации, то естественно человек якобы знающий, кто всех создал становился сразу же избранным и мог диктовать другим свои правила. В наши информационные дни, когда технологии берут над всем верх, учёные всеми силами пытаются разгадать этот вопрос, так как многие из великих учёных не верят в байки, которые рассказывают религиозные деятели и это на самом деле лживые сказки, которые не доказаны и ничем не подтверждены. Сейчас светлые умы науки сумели заглянуть в другие галактики и даже заглянуть в самый конец вселенной, где преобладает красная радиация, но самое удивительное, что нигде в этом на миллиарды световых лет растянутом пространстве не увидели бога. Всё это наводит только на одни мысли, что обманывают нас с раннего детства и пытаются превратить в покорных божьих рабов, чтобы манипулировать нами, как марионетками. Хитрая система религиозных деятелей создавалась именно с этой гнусной целью и сейчас эта система делает на вере людей миллиарды. В России церкви живут на пожертвования и когда туда несут деньги миллионы верующих, то это сумма становится многомиллионной. Сейчас русские религиозные деятели всеми силами пытаются пролезть в политику и повлиять на политическую машину, чтобы сделать такой же механизм как в Европе и Америке: тот кто принадлежит церкви и работает, с него будут снимать церковный процент, а это очень удобно, так как будет стабильный денежный приток на банковские счёта светил религии. Если внимательно изучить всю систему, построенную религиозными деятелями, то можно легко заметить, какие цели она на самом деле преследует и для чего эта система всеми силами старается вбить в голову людей вероучения. Когда человек начинает верить и становится послушником, то с него намного проще что-то взять или просто им управлять. Конечно же во все эти слова сложно поверить, а тем более тем, кому религия вбита в мозг с детства, но никогда не поздно открыть свой разум и впустить то, что на самом деле является правдой. Как вы думаете почему появилось так много религиозных направлений? Да только потому, что появляются новые учителя и они тоже хотят урвать кусок денежного пирога, который держат в руках главенствующие религиозные общины. Как не крути, но каждый священник, поп и другой деятель религии гонится за деньгами, так как в наши дни — это первая цель, которая стоит перед церковью.
Теперь давайте более подробно порассуждаем о создателе, о котором говорится в религиозных книгах и подумаем над этим вопросом более вдумчиво. О религии и вероучениях рассказывается с давних времен, и из поколения в поколения переносится информации о боге, а также религиозные книги бросают определённое влияние на людей. К великому счастью я рос в семье, где о религии практически ничего не говорили и не пытались вбить в голову религиозные учения, но всё-таки внешние факторы пытались на меня повлиять. Я уже с 7 лет начал понимать, что меня пытаются обмануть и вбить в голову невероятную сказку, которую многие люди проглатывают на ура. Впервые меня повели в церковь именно в этом возрасте и я задал священнику прямой вопрос: батюшка вот я от о многих слышу про этого бога, что он якобы создал нас и всё вокруг, а есть какие-нибудь веские доказательства или подтверждения его существования? На этот вопрос он ответил так: сын мой конечно же есть — это в первую очередь священная книга «Библия», а второе — это то, что бог внутри каждого из нас и в определённый момент он тебе откроется. Ответ сразу проявил во мне недоверие и после этого я больше никогда не переступал порог церкви, а со временем начал более детально изучать деятельность каждой религиозной общины и пришёл к выводу, что они только пытают повлиять на наши умы и конечно же заполучить от нас материальную выгоду. Давайте теперь перенесёмся на много веков назад, к примеру во времена аборигенов и посмотрим что было тогда. Вряд ли кто-то из людей тогда думал о боге, так как в то время людей заботило только одно — это где взять покушать и найти место потеплее. Со временем люди эволюционировали и появилась письменность, а также начали выдумывать всяких богов. Если призадуматься, то божеств было огромное число и кто-то думал, что молния — это гнев бога, буря тоже божественный гнев и так далее, а со временем выяснилось, что это всего лишь погодные явления, что вполне нормально для нашей планеты. Если в библии говорится нельзя убивать, то почему же люди тысячами убивают невинных животных и подают их на стол в виде стейка или добавляют в суп? Ведь если брать во внимание религиозные книги, то бог создал всё живое и животные выходят тоже творения его. Получается, что других живых существ он разрешил убивать и подавать на стол, что звучит на самом деле ужасно. Ведь другая живность тоже живая и чувствует боль, как все люди на этой планете. Все религиозные деятели с радостью кушают мясо и не задумываются о том, какую боль испытало животное, когда его резали. На самом деле люди могут прожить без мяса и просто нас с детства приучают есть именно мясо, но если ребёнку давать с раннего возраста растительную пишу, то он станет вегетарианцем и ему совсем не понадобятся мясные продукты, так как в растительной пиши есть всё необходимое, чтобы организм человека нормально функционировал. Ранее я уже упоминал о том, что многим людям с детства начинают внушать сказки про бога, точно также, как приучать есть мясо, от которого уже в более взрослом возрасте трудно отказаться, также как от забитой в голову информацией про бога. Были проведены исследования и допрошены дети, которые живут в семьях, где религия преобладает, а также в семьях, чьи родители не верят в бога. Конечно же дети религиозных семей впитывают информацию родителей и естественно верят в бога, которого им пытаются с раннего детства заложить в мозг, а вот в не религиозной семье всё на оборот и эти дети вырастают свободными личностями, чей мозг не переполнен выдуманными историями, которые придумали тысячи лет назад. Ещё раз повторю, что религиозным общинам выгодно, когда люди верят и именно поэтому пытаются всеми силами навязать окружающим свои невероятные

Читать еще:  Дуэйн Джонсон: Вера победила мою депрессию

Откуда у человека появляется вера?

Что такое вера?

Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос — Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой — источник нашего освящения и усыновления Богу.

Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение — видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, — определяет он, — есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» — от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа.

Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33—35, 38).

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру — «верую в кого, во что«; и простую личную веру — «верю кому, чему«. Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее, действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства, она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера — камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» — сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.

«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы — с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта — благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: — на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого) или в невидимое (уверенность в невидимом). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Вера и знание в религии и науке

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: «Душа видит истину Божию по силе жития».

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

Суеверия

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека — это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам — воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Источник христианской веры

Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.

В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

Церковь имеет веру, но веру живую, ибо она же имеет и святость. Когда же один человек или даже епископ имеет непременно веру, что можем мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. Но вера в нем пребывает, хотя и в грешнике. Итак, вера в нем есть восьмое таинство, как и всякое таинство есть действие Церкви в лице, хотя и недостойном. Через это таинство какая же вера в нем пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник, но вера мертвая, т.е. внешнее знание, доступное даже бесам. И это ли будет восьмое таинство? Так отступление от истины само собою наказывается.

Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы. Посему никто не может надеяться на свою молитву, и всякий, молясь, просит всю Церковь о заступлении, не так как будто бы сомневался в заступничестве единого ходатая Христа, но в уверенности, что вся Церковь всегда молится за всех своих членов.

О вере на «Правмире»:

  • Православное Догматическое Богословие
  • Вера в Бога. О вере в Бога и доверии Ему
  • Великие физики о вере и Боге
  • Почему люди верят в Бога
  • Не веря в себя, нельзя верить в другого человека
  • Почему человек верит в Бога?
  • Вера как опыт жизни в Боге
  • Ты в Бога веришь?
  • Зачем Церковь, если Бог в душе?
  • Зачем вера?
  • Вера и спорт: нет ли противоречий?
  • О вере и знании
  • Что такое вера?
  • Вера и причины неверия
  • Верую. Вера образованных людей
  • Вера Церкви. Введение в православное богословие
  • Великие люди о Христе и о вере
  • Какая книга помогла прийти к вере? Личный опыт
  • Молитва Символ веры
  • Толкование на Символ веры
  • Символы веры раннего Христианства

Фильмы о вере:

Логика и доказательство православной веры

Вера и чудо

Почему существует вера, религия? Как возникла вера?

Вера возникла от незнания. Человек не знал причин природных явлений вокруг него, будь то гром, молния, дождь, ветер и пр. и приписывал причины сверхъестественным существам. Так возникла вера. А некоторые предприимчивые граждане присвоили себе монополию на общение со сверхъестественными существами — так возникла церковь. Большинство религий похожи, если присмотреться — в них говорится об одних и тех же вещах. Вера слепа, глуха, не приемлет критики и разума. Ей выгодны недумающие люди, не умеющие размышлять и сопоставлять факты. А коренная причина существования религий до сих пор — это страх смерти. Человек боится смерти и того, что будет за ней и принимает слепо сказочки о рае и аде, всё что говорит религия. Страх — основа религии. Страх ада, страх кары, страх перед богом.

Что такое вера можно понять сейчас на примере Интернета и компьютеров. Люди не-программисты,

а особенно старшее поколение мистифицирует и демонизирует весь этот скрытый от глаз процесс.

Часто можно слышать нелепые байки от какойниудь бабушки как человека засосало в сеть, дьявол забрал душу в компьютер и т.п.

Читать еще:  Наука и вера несовместимы?

Т.е. непонимание процесса подменяется на около-религиозное восприятие. Много на эту тему написал исследовать магии и тотемизма Фрейзер.

Многие до сих пор думают что у компьютера есть интеллект или сознание, так же как и интернет

это якобы некое «кибер-пространство». И совсем другой взгляд у программистов которые пишут сайты, сисадминов которые возятся с сетями и серверами. Для которых интернет это просто набор

страничек динамических и статических.

Был случай когда журналист сглупил и спросил Каспарова «а как вас воспринимает компьютер?»

т.е. человек насмотревшись блокбастеров думает что у компьютера реально есть подобие мысли.

А на деле это был просто огромный цикл перебора вариантов шахматных ходов. Иначе большой и быстрый калькулятор.

Другими словами когда человек непонимает явление, единственный источник интерпретации это он сам и свой жизненый опыт. Поэтому люди и придумали себе богов по образу своему и подобию, антропоморфизм иначе. Представьте египтян которые смотрят на Солнце, естественно исходя из их уровня знаний проще назвать это колесницей Бога, чем предположить что это огромный термоядерный шар из гелия и водорода.

Т.е. религия в своей основе это всегда антропоморфное упрощение явлений которые сложно понять. Лес — леший, Вода — водяной, Солнце — колесница Ра и т.п.

Вера возникла от незнания. Это первопричина. Если чего-то не знаешь точно, то остаётся верить только в наиболее правдоподобное и понятное объяснение. Например, Вы можете верить или не верить (тоже вера) в существование инопланетян, параллельных миров, иных измерений. Но точно Вы не знаете, существуют ли они на самом деле или их стопудово нет. Точно так же и с Богом.

Позже, с появлением иудейства, а потом его производных — христианста и ислама, вера стала использоваться для идеологического обоснования власть имущих. Типа, каждый раб (божий) сам себе становился надсмотрщиком. Это намного надёжнее нанятых и гораздо дешевле обходится. Да ещё и деньги приносит.

В настоящее время вера используется в качестве психологической терапии и защитницы нравственности, моральных устоев. Первое — не бесплатно. Типа, платной медицины. Но помогает только истинно верующим.

А теперь на десерт о происхождении веры в Бога (с украинского атеистического сайта):

Я думаю, что человек просто так устроен, что ему надо во что-то верить в обязательном порядке. К тому же все непознанное и непонятное древние люди относили именно к разделу веры и религии, то есть это по их мнению было результатом действия богов. Первые верования были уже и древних пещерных людей, о чем говорят наскальные рисунки. Ну,а с развитием людей и появлением обществ аи государства, верования начали превращаться в религию с институтами церкви, так как это был один из инструментов, с помощью которого власть могла управлять людьми. Не зря же в древние времени религия была соединена с властью. В том же Древнем Египте — фараон считался сыном бога Солнца.

Вера и религия — это разные понятия. Ве-Ра — ведаю свет ( просвещение знанием) Вопрос: знанием чего? Ответ: законов мироздания, законов природы, законов разумности и невежества, законов Рода, законов эволюции человека и т.д., если это человек знал, то ему не нужен был по жизни за «руку-водитель».Раньше эти знания передавались из поколения в поколение ( записывать не было надобности, все это получали с молоком матери и дальнейшим вос-питанием в Роду- здесь я имею ввиду доХристианское время, десятки тысяч лет назад, в Ведическое время Руси и не говорите, что этого времени не было- сейчас много этому доказательств и только не интересующиеся невежды этого не знают- никого не хочу обидеть, но пора нам все проснуться).Потом эти знания Кому-То захотелось сделать не общедоступными, а для избранных, и с их помощью управлять темными массами ( без этих знаний люди стали превращаться именно в массы). На это ушли тысячи лет — но тот, кому это было нужно не спешил.Веру заменил религией, детей Бога превратил в рабов Бога.Вы бы хотели, что б ваши дети были рабами( хоть даже и вашими личными?).Так в чем же сила этих знаний, что же за знания такие? Не зная броду -не лезьте в воду( смысл какой лезть наугад, можно ведь погибнуть, а когда знаешь, то благополучно пройдешь через реку).Конечно образный пример.В жизни все гораздо сложнее.А знания были огромные — от телепатии и депортации до бессмертия.Не слабо, так ведь.Кому то не выгодно было, что б мы были такими знающими.И вот вам результат. Но, не грустите, знания эти сохранены нашими предками-славянами и кто готов к принятию их, они обязательно придут.

Как взрослые люди становятся верующими? – истории Бутусова, Германики, Вяземского и других

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Как и почему приходят к вере взрослые люди? «Фома» собрал несколько рассказов наших известных современников об их собственном пути.

Вячеслав Бутусов, рок-музыкант, композитор, писатель

Один из «патриархов» русского рока, Вячеслав Бутусов принял Крещение в 30 лет, перед венчанием — по настоянию супруги. Но настоящее воцерковление музыканта началось позже. «Тогда я пребывал в совершенно неоправданном праздном состоянии, — рассказал Бутусов в интервью «Фоме». — Какая-то сплошная пьянка, безответственность… А потом страшно стало. Было ощущение надвигающейся беды, ужаса. Появилось отвращение к жизни, и… На мне такой грех — я три раза на себя руки накладывал. В голове — бардак, ее просто распирало. И совесть меня мучила. Я спать перестал. Появились невероятные проблемы со здоровьем».

А потом он увидел, какие изменения происходят с Константином Кинчевым, лидером группы «Алиса», который тогда уже пришел к Богу, и понял, что жить без веры невозможно.

Сперва казалось, что соблюдать правила, находить время для молитвы крайне сложно. Потом, как многие неофиты, Бутусов впал в крайность: «Я стал настолько строг в этом отношении, что решил — мне всё мешает, надо уйти куда-нибудь в пещеру, стать монахом… Мне потом кто-то из знакомых батюшек сказал: “Ну, это ты легко решил отделаться”». А затем стал замечать, как преображается мир вокруг, переворачивается с головы на ноги. «Мне пришлось отказаться от многих дурных привычек, прежде чем меня начали посещать озарения, делающие человека счастливым. Я узнал о своей слабости и немощности. Узнал о том, почему не нужно вести вредный образ жизни, а стремиться к правильному… Узнал, как и почему нужно быть жизнерадостным и жизнеспособным».

Валерия Германика, кинорежиссер

От эпатажного бунтаря-гота до прихожанки православного храма — такое преображение Валерии Германики многих удивило. Сама же она говорит, что никогда не считала, что Бога нет и всегда хотела жить вечно, просто не сразу нашла путь. В авторской программе главного редактора «Фомы» Владимира Легойды «Парсуна» Валерия рассказала, что была крещена еще в детстве, но лет в 16 сняла с себя крестик, увлеклась тяжелой музыкой, Мэрилином Мэнсоном, «жила субкультурой, тусовалась с ребятами, с такими же, как я. Ну на кладбище мы ходили, сидели там, пили портвейн. И это тот момент, когда ты… как в диалоге с Богом, но в каком-то таком странном. Когда ты обижен на Бога за то, что у тебя все плохо. »

Такая жизнь затягивала все сильнее. Валерии было 27 лет, когда она, очередной раз попав в больницу с интоксикацией, ощутила, что всё — пришла смерть, а вместе с этим появилась боязнь ада и вечного небытия. «Попросила одну свою подругу, которая часто ходила к одному необыкновенному батюшке, меня отвести. Потому что пора писать завещание». Общение с этим священником многое в ней изменило: «Стало спокойнее. Я нашла путь к вечной жизни. То, что человеку, который вечно думает и рефлексирует, необходимо».

По словам Валерии, вера для нее — это возможность быть счастливой и жить в гармонии. «Когда ты просто живешь с Богом, ты не должен быть хорошим, сразу переодеться, стереть с себя татуировки, содрать всю кожу. Бог этого не хочет. Это такой стереотип. Бог не хочет того, чтобы я была не я. Он меня создал такой. Я осталась таким же панком в душе. Я насильно его не изживаю, а просто меняюсь».

Юрий Вяземский, кандидат исторических наук, педагог, писатель, философ, телеведущий

Юрий Вяземский к Богу пришел уже взрослым: «Движение к вере у меня началось через литературу и искусство. Был впечатлен, когда впервые посмотрел рок-оперу “Иисус Христос — суперзвезда” в записи, которую отец привез из Америки. О многом задумался после прочтения романа “Мастер и Маргарита”».

Верующим Юрий Вяземский, как говорит, стал «по радости» — не было какой-то беды, болезни, но случались свойственные юношеству опасные ситуации. «Для меня вся моя жизнь — абсолютное чудо, потому что я в принципе уже раз сто должен был умереть или что-то должно было со мной произойти, но меня беспрестанно спасал Бог. Я, собственно, и верить начал всерьез в один момент, когда вдруг передо мной явилась череда страшных событий, которые могли бы меня изъять из этого мира, и я понял, что мне на протяжении всей жизни Кто-то помогал… А спасибо-то я Ему еще ни разу не сказал», — поделился Юрий Павлович в интервью «Фоме».

Юрий Вяземский пишет романы на евангельские темы, много говорит о религии со своими студентами в МГИМО, независимо от их мировоззрения и вероисповедания. Он убежден, что «одна из целей религиозного познания — осмыслить связь времен… Для человека яркого и взыскующего мысль о том, что его больше никогда не будет, в принципе ненормальна, болезненна и противоестественна. Для чего ты всю жизнь тогда трудился, ставил цели, прикладывал усилия? И точно также человеку очень не хочется, чтобы умирал его близкий… Человек внутренне хочет жизнь своего близкого продлить… Религиозное познание мира — в той или иной форме — заложено в каждого человека».

Алексей Рыбников, композитор

Алексей Рыбников, создатель знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», родился в 1945 году. Его сразу же крестили — семья была глубоко верующей. Мама и бабушка регулярно ходили в храм и брали с собой маленького Алексея. Мальчик исповедовался, причащался, но «в миру» ему, конечно, приходилось свою воцерковленность не афишировать — советский школьник не мог быть верующим!

Став студентом, Рыбников постепенно отдалился от Церкви. Во время работы над «Юноной и Авось» и вовсе увлекся оккультной литературой, изучением других религий. Через несколько лет таких «поисков» почувствовал всю негативную мощь мистического мира: «Была реальная угроза погибнуть. Потом все эти книги я сжег, — рассказал композитор в интервью «Фоме», — не просто подарил или выкинул, а именно сжег». Алексей Львович уверен — в каждом из нас с рождения заложено стремление к Богу, порой оно «приобретает жуткие формы, такие, как увлечение магией, но это все от того, что человека тянет сделать шаг за пределы своего физического бытия, ему жутко интересно: а что там? И эта тяга либо спасает, либо губит, в зависимости от пути ее реализации».

Алексей Рыбников вернулся в Церковь, стал изучать православную духовную музыку, а вскоре — сочинять собственную. Тема веры заняла главное место в его творчестве.

«Я верю в Бога. Я крещеный, православный, и для меня это — фундамент моей жизни».

Владимир Хотиненко, кинорежиссер, сценарист, педагог

Свой путь к вере Владимир Хотиненко считает и сложным, и легким одновременно. Обращение к Богу для него произошло совершенно внезапно, на фоне внешне стабильной и благополучной жизни. Не было никакого горя, болезни, никто не агитировал пойти «за компанию». Шел 1980 год, Владимир учился на высших режиссерских курсах, вел, как сам рассказал главному редактору «Фомы» Владимиру Легойде в его программе «Парсуна», достаточно разгульную жизнь. «И вдруг у меня в голове звучит почти голос, что если я не крещусь, то я пропаду». На курсах была женщина, уже воцерковленная (а позже принявшая монашество), к которой и обратился за помощью Хотиненко. Вскоре он принял крещение в церкви иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской.

Вера повлияла не только на жизнь, но и на творчество режиссера — эта тема лежит в основе фильмов «Мусульманин», «Поп», «Паломничество в Вечный город». Он много читает духовной литературы, убежден что вера дает человеку идеалы, вектор существования: «Не может человек жить бессмысленно — только пить, есть, размножаться. Мы всё равно рано или поздно зададим себе вопрос: а в чем смысл жизни? Давайте попробуем хотя бы денек не сказать или не подумать ничего дурного друг о друге. Тело тренировать сейчас все горазды — в спортзал бегом, брюшко согнать. Пресс, мышцы, макияж. А что внутри-то?! Как душу тренировать? Только так! Только верой и поиском истинного смысла жизни».

Юрий Лончаков, космонавт, доктор технических наук

До того как попасть в отряд космонавтов, Юрий Лончаков был военным летчиком. Служил в морской авиации Балтийского флота, затем — в частях ПВО. Профессия сложная, опасная. После нескольких критических случаев в летной практике 28-летний Юрий и решил креститься. Но примерным прихожанином сразу не стал — не находил времени на храм из-за постоянных командировок, да и в принципе о православии знал мало: «Нас же в то время воспитывали атеистами и говорили, что религия — это опиум для народа, и не было возможностей про это почитать».

Когда Юрий Валентинович уже был командиром отряда космонавтов, он приехал по приглашению в Троице-Сергиеву лавру и познакомился с игуменом Иовом, теперь настоятелем храма Преображения Господня в Звездном городке. В ближайшую космическую экспедицию Лончаков взял Библию, подаренную священником, и там, на орбите, впервые прочитал её целиком. «. Возникало очень много вопросов, я их записывал и, когда было время, звонил на Землю батюшке». Так, шаг за шагом, космонавт приходил к вере.

«Многим профессия космонавта кажется романтичной, но романтика заканчивается уже на этапе подготовки… Каждый день с 9 до 18 у нас занятия. Конечно, тяжело и физически, и морально. Но человек, который доходит до полета, исполняет свою мечту, испытывает непередаваемые чувства, ощущение полного счастья. Ты понимаешь, что сам, без помощи Божией, не смог бы этого достичь. Вера в Господа, наша православная, правильная вера дает огромные силы, вдохновение на эту нелегкую, опасную работу», — рассказал Юрий Лончаков в интервью «Фоме».

Фредерика де Грааф, рефлексотерапевт и психолог Первого московского хосписа

Почти 20 лет голландка Фредерика де Грааф живет в России, работает рефлексотерапевтом и психологом в Первом московском хосписе. И почти 45 лет она — православная христианка.

А началось всё в 1975 году, когда в Гронингенский университет, где на факультете славистики училась 25-летняя де Грааф, приехал митрополит Сурожский Антоний. Шел Великий пост, и владыка проводил лекции на духовные темы. Среди слушателей оказалась и Фредерика, тогда еще далекая от православия. Но после этих бесед жизнь её изменилась.

В 1976 году Фредерика получила стажировку в МГУ и отправилась в Москву совершенствовать знание русского языка. В конце этой годовой практики она приняла крещение с именем Мария. Вернувшись в Голландию, раздала все свои вещи и с двумя чемоданами переехала в Англию, чтобы быть в приходе владыки Антония. «Я не знала, куда еду и чем буду заниматься, но все устроилось. Я получила медицинское образование. » — рассказала Фредерика де Грааф в интервью «Фоме». Более 10 лет она проработала в онкологических больницах и хосписах Лондона. Потом, по благословению митрополита Антония, переехала в Россию, где получила второе высшее образование в области психологии. И уже много лет работает в хосписе — с теми, кто умирает.

«Мне кажется, наша сосредоточенность на себе мешает видеть образ Божий в каждом человеке. И мешает любить. Но когда человек стоит перед переходом в вечность, борясь или не борясь за свою жизнь, — сострадание к нему сильнее, чем мысли о себе. И поэтому иногда этот образ Божий в нем мне открывается. Не всегда, но часто. Не благодаря мне, а благодаря ему. Этот человек учит меня любить. Еще неизвестно, кто кому больше помогает».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector